Страны по уровню грамотности населения. Грамотность населения. Мировая статистика

Универсальных определений и стандартов грамотности не существует. Поэтому точную статистику уровня грамотности в России назвать сложно. Но все же она существует.

По данным ОООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2016 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.

Так, если в начале 90-х гг. XX века в стране было чуть более 2 000 0000 неграмотных взрослых, то к 2013 году их число сократилось до примерно 400 000.

Результаты опросов и исследований уровня грамотности

Таким образом, по последним данным статистиков, в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %.

Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно.

При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является орфографический словарь (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности. Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас. Предпочтение отдается электронному варианту словаря (60%), что вполне логично в наши дни.

И самое важное - последние опросы показали, что более 30% опрошенных прибегают к словарю именно для саморазвития, а не для учебы и работы.

Что показал ЕГЭ-2016?

Здесь наблюдается прогрессивная шкала. По результатам ЕГЭ-2016, показавшим увеличение количества учеников, получивших высокие баллы за тест по русскому языку, можно сделать вывод о росте грамотности российских школьников.

В пользу этого также свидетельствует сокращение числа учащихся, не преодолевших нижний порог баллов, требуемый для получения аттестата, на 0.5% по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году не сдавшие ЕГЭ по русскому языку составили 1% от всех тестируемых, количество же учащихся, набравших свыше 80 баллов, увеличилось на 5.5% по сравнению с 2015 годом, когда высокие баллы получили 20% экзаменующихся (в 2016 - 25,5%). Также выросло число учеников, показавших результаты свыше 90 баллов.

Результаты "Тотального диктанта" 2016 года

Напомним, что первый массовый диктант, нацеленный на проверку знаний по русскому языку, состоялся 12 лет назад, и с тех пор проводится ежегодно. В мероприятии может поучаствовать любой желающий.
"Тотальный диктант - 2016" собрал около 150 тысяч участников, что превысило прошлогоднее количество в 1,5 раза. Более 18 тысяч человек писали диктант, находясь за пределами России. При этом отличную оценку, означающую профессиональное владение языком, получили около 1% участников, что является хорошим результатом, учитывая общее количество русскоязычного населения в мире.

Словарный запас современного россиянина

По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000.
Словарный запас школьника составляет 2000 - 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 - 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон, или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие "более качественные" слова.

Способы поднятия уровня грамотности

Сегодня, во времена Интернета, эта задача стала более решаемой, чем раньше. Можно выделить несколько основных и наиболее актуальных способов повышения уровня грамотности русского языка.
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник (если вы не имеете их в бумажном виде) были у вас в закладках браузера.

Второй важный момент - это чтение. Больше читайте. Тем более это также можно сделать посредствам интернета. Но помните, что важно выбирать хорошие книги, лучше русских классиков, так как уровень грамотности русского языка у многих современных "писателей" иногда оставляет желать лучшего.

И третий способ - пользуйтесь различными порталами и сайтами, посвященными русскому языку. К сожалению, таких проектов сегодня в Интернет немного. Но все же они есть. Например, много полезной информации представлено на образовательном портале Textologia.ru. Здесь можно найти и правила орфографии и пунктуации, и теоретические сведения по разным филологическим дисциплинам, и интересные статьи по теории и истории литературы. Также на сайте есть сервис "Задать вопрос" и форум, где можно получить ответы на вопросы, что очень помогает при обучении.

Кстати, в написании этой статьи нам также помог журнал Текстология.ру, который предоставил статистические данные и другие сведения, приведенные выше. Хотелось бы видеть в сети больше подобных проектов, тогда, возможно, уровень грамотности в России был бы выше, и наша страна смогла бы делить первые места мирового рейтинга.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что в последние годы в России наблюдается общий рост уровня грамотности, а данные, полученные в текущем году, демонстрируют прогресс в области владения родным языком среди русскоговорящего населения. Поэтому вполне можно ожидать, что к 2020 году наша страна займет более высокие позиции в общем рейтинге, показав всему миру, что россияне - образованные и грамотные люди. Главное - это стремление повысить свой уровень грамотности и желание не останавливаться на достигнутом, продолжая развитие вне зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе . Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.

Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

    ✪ КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.#1

    ✪ Как освоить компьютер и ноутбук быстро и легко

    ✪ Компьютер для начинающих. Все о компьютере за 1 час

    ✪ Нужны ли государству финансово грамотные люди | Уроки финансовой грамотности в школе

    Субтитры

История распространения грамотности (с древних времён по XIX век)

Данный раздел представляет собой частичное изложение статей «Грамотность» и «Начальное народное образование» Энциклопедии Брокгауза и Ефрона .

История грамотности начинается с истории азбуки . При господстве идеографического письма, когда письмена сводились к рисункам, как, например, у эскимосов и американских индейцев, «грамотность», если можно назвать этим словом понимание живописи , была доступна всем, - никакой условности в письменах не было. История грамотности начинается с того момента, когда письмена прибретают условный характер и для понимания их делается необходимым изучение. История прежде всего показывает медленный, но постоянный ход секуляризации и демократизации грамотности: из достояния немногих, главным образом духовных лиц, она делается достоянием всех, достоянием народа .

  • невозможность слишком глубокой детализации опросника :

Валовый показатель, когда к числу неграмотных относят и детей дошкольного возраста , завышает показатели неграмотности в степени тем большей, чем больше среднее количество детей в том или ином регионе. Впрочем, всеобщая перепись обычно позволяет выделить из общего числа грамотных детей школьного возраста, а в их числе учащихся .

  • недостоверность ответов респондентов в переписных листах :

русские статистики, исследовавшие во второй половине 1880-х гг. Иркутскую губернию , нашли, что на полуграмотных приходилось от 27,3 % до 50,9 % общего числа грамотных; в местностях глухих это отношение ещё менее благоприятно .

В конце XIX века в России и за рубежом в оценках грамотности использовалось число начальных школ и учащихся в них , с разбивкой по полу и возрасту. Н. Рубакин относится к этому методу критически: грамотность приходит не с постройкой школы, а при условии её успешного окончания:

однако из начальных школ не все выходят грамотными; значительный процент не оканчивает курса

И в России, и в Европе дети крестьян, даже если и ходили в церковно-приходскую школу, то нередко отвлекались от учёбы по хозяйственно-домашним нуждам на протяжении учебного года. Незавершённость начального образования, отмечает Н. Рубакин, особенно сильна в странах, где нет обязательного обучения. Автор указывает и на несопоставимость показателей между странами: школьный возраст «считается в одних странах от 7 до 14, в других от 8 до 13 или 6-15 и т. д.»

Другим распространённым способом оценки уровня грамотности в стране является статистика комиссий по призыву новобранцев , которая позволяет установить долю грамотных. В России, где была введена всеобщая воинская повинность , этот способ Н. Рубакин находит удобным: «новобранцы выходят из разных слоёв населения и из разных областей государства; кроме того, призывы новобранцев совершаются периодически, из года в год». В то же время он указывает и на недостатки:

  • неприменимость к оценке грамотности женского населения;
  • исследованию подвергается лишь часть мужского населения (мужчины призывного возраста, не имеющие освобождения от призыва).

Ещё один существенный недостаток оценки грамотности по новобранцам - зависимость от структуры армии (доля высших классов, вступающих на офицерскую службу) и от условий призыва (мирное или военное время).

В странах, где всеобщая воинская повинность не введена, демографы изучали грамотность лиц, вступающих в брак . Здесь в поле зрения попадают лица обоего пола, разных сословий, разных возрастов и исповеданий и т. д. К этой статистике Н. Рубакин также подходит осторожно, констатируя, что помимо всеобщей переписи ни одна из методик косвенных не имеет значения абсолютного: «чем грамотнее страна, тем больше грамотных мы встретим и среди призывных, и среди вступающих в брак» .

Факторы распространения грамотности

Географические условия

Распространение грамотности крайне неравномерно как между различными слоями одного и того же народа, так и между различными народами. Оно зависит от географических  условий , в которых живёт данный народ. Внешний вид поверхности , климат , характер растительности и фауны и вообще географическая обстановка страны, делающая народ то кочевником -пастухом , то охотником , то земледельцем , создаёт условия то благоприятные, то неблагоприятные для распространения грамотности, а также оказывает сильное влияние и на развитие потребности в ней. Статистик В. Григорьев в своём исследовании Иркутской губернии ( г.) показал (), что наименьшее число грамотных и учащихся встречается в тех местностях, где наиболее развито скотоводство .

На развитие грамотности действует и климат, хотя влияние его проявляется крайне разнообразно. Длинные зимы и долгие вечера в Финляндии , Швеции и Норвегии при отсутствии полевых работ, по замечанию Левассёра , вероятно, отражаются благоприятно на развитии грамотности, хотя связь между климатом и ею ещё не разрабатывалась статистически.

Этнографический состав населения

Политический строй и экономический уклад

Зависимость грамотности от экономических условий относительно легко поддаётся исследованию. Если эти условия слишком тяжелы, то погоня за насущным хлебом не оставляет даже столько времени, сколько нужно для обучения грамоте. Перед великой французской революцией 1789 года бедность народа, несомненно, поддерживала его невежество, которое, в свою очередь, влияло на его бедность.

Громадное влияние на развитие грамотности имеют такие факторы, как распределение землевладения в стране, распределение налогов и податей, и т. п. Всякая неправильность, всякая несправедливость в этом отношении, отражаясь на обеднении народа, отрицательно отражается и на развитии в нём грамотности, и нужны другие, более могущественные для данного момента влияния, чтобы компенсировать вред, причиняемый экономическими факторами.

Гражданские свободы

"Безграмотный человек стоит вне политики , … его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика" – отмечал В. И. Ленин .

Политический строй государства также оказывает могущественное влияние на распространение грамотности. Рабство искони было одним из самых существенных препятствий к распространению грамотности в массах народа, хотя древние римляне и ценили образованных рабов и даже поручали им воспитание и обучение грамоте своих детей.

Развитие грамотности в Западной Европе шло параллельно с развитием конституционных начал, не столько предшествуя ему, сколько следуя за ним.

«При прочих равных условиях, - говорит Левассёр, - в тех странах, где народ принимает известное участие в управлении, мы встречаем сравнительно больше забот о распространении образования (значит и грамотности). Таковы, например, Швейцария, английские колонии в Австралии и Канаде , Соединённые Штаты Северной Америки и т. д.»

При самоуправлении распространение грамотности является естественной необходимостью, которую понимает каждый. В Америке после освобождения негров и дарования им политических и гражданских прав грамотность начала чрезвычайно быстро распространяться между ними. До какой степени отсутствие этих прав отразилось на степени образования негров, видно из того, что ещё в г. неграмотных негров считалось в Соединённых Штатах (по переписи) 67,63 %, тогда как неграмотных белых - всего 9,49 %. Успехи образования низших классов в Швеции Лавеле объясняет тем, что на Скандинавском полуострове эти классы были наименее угнетены феодальной системой.

Крепостное право

Говоря об отрицательном влиянии общественного строя на развитие грамотности, не следует, однако, забывать, что оно может уравновешиваться другими факторами, действующими в противоположную сторону: грамотность начала развиваться в Швеции ещё во времена абсолютной монархии благодаря влиянию протестантизма. С другой стороны, южноамериканские республики не отличаются большим распространением грамотности: расслабляющий климат, малоподвижность индейской расы, часто повторяющиеся революции, глубокая рознь между различными классами общества и прочее - всё это действует в направлении, неблагоприятном для грамотности. Вообще государственный строй, касаясь самых различных областей жизни, влияет на распространение грамотности (положительно - в одних случаях, отрицательно - в других) множеством путей, которые невозможно даже вкратце перечислить.

Религия и грамотность

Некоторое влияние на распространение грамотности оказывала религия . Духовенство было первым устроителем школ и распространителем грамотности. [где? ]

Правительственные инициативы

Правительствам принадлежит видная заслуга в деле распространения грамотности.

Но вмешательство правительства в дело народного образования не всегда благотворно отражалось на распространении грамотности. Несоответствие правительственных начинаний с потребностями общества, непонимание народных нужд, невозможность исполнить предписания правительства и т. д. иногда оказывали обратное влияние. Так, например, в половине XVIII века многие школы к Малороссии , существовавшие при церквах (школы грамоты , школы домашние и церковно-приходские), закрылись, и вследствие этого распространение грамотности замедлилось. Факт закрытия 370 школ в одной Черниговской губернии проф. Сухомлинов ставит в причинную связь с благими начинаниями Екатерины II в области народного образования.

Решительные меры, принятые во 2-й половине XVIII века к учреждению официальных училищ, были вместе с тем мерами против народных школ. Предписано было учить по таким-то книгам, в такие-то часы, подчиняться таким-то начальникам и т. д. Учитель должен был при содействии полиции настаивать на посещении официальных школ

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин .

По экстраполяционным оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX века грамотность сельского населения росла на 1,8 % в год .

Оценки на второе десятилетие XX века достаточно сильно разнятся, от минимальной 30 % к началу Первой мировой войны . Ряд учёных оценивает грамотность населения России к 1915 году в 35-38 % до 43 % в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет . Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год) .

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1 %, а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно.

Грамотность среди военнослужащих

Статистика военного ведомства фиксирует данные о грамотности узкой возрастной группы мужской части населения, причём уже отфильтрованной (сначала в крестьянской семье или сельской общиной) на стадии призыва. Многодетные крестьянские семьи (а до 1874 года, при рекрутской повинности - сельская община) предпочитали отдавать в армию наименее ценных членов общества , в том числе, уже в XX веке и по признаку неграмотности (так как знали, что через 4 года сын вернется из армии грамотным). По данным Дж. Бушнелла, на военную службу в царской России принималось лишь 25-30 % мужчин призывного возраста . По другим данным, грамотность среди принятых на военную службу была примерно в два раза выше, чем для всего населения в целом .

Несмотря на то, что помимо земских и церковно-приходских школ в некоторых деревнях находились грамотные и свободные от другой работы лица, учившие детей азбуке по собственной инициативе , общий уровень грамотности, фиксируемый призывными комиссиями, оставался низким [источник=? ]. Указав, что долгое время (до реформы 1861г)"царская армия была [зачастую] единственным и важнейшим источником обретения грамотности русскими крестьянами" , Дж. Бушнелл отметил, что в 1880-х от обучения солдат грамоте отошли, а затем даже когда обучение грамоте требовалось (после этой даты)… то часто, а возможно и в обычных случаях это требование оставалось лишь «мёртвой буквой» (См. примечание ). Так, в пехоте обязательное обучение грамоте вновь ввели лишь в 1902 году . Однако в кавалерии и артиллерии, - констатировала вновь созданная при Главном штабе Комиссия по вопросу об образовании войск, - грамоте солдат не обучали, «ввиду того, что занятия грамотностью с молодыми солдатами этого рода оружия совершенно невыполнимы по недостатку для сего времени» .

Обучение шло по двум эшелонам, при минимальных квалификационных требованиях к признанию обучаемого грамотным. В низшем, где вместе обучали неграмотных и малограмотных, по окончании учёбы от солдата требовалось только: читать печатное, списывать с книги, знать сложение и вычитание целых чисел . В высшем, более продвинутом, куда направляли грамотных, требовалось: читать печатный текст и понимать прочитанное; списывать с книги и писать под диктовку фразы; выполнять 4 арифметических действия не выше третьего порядка и решать в уме несложные задачи на сложение и вычитание .

БСЭ дает следующие данные по грамотности новобранцев в РИ (процент грамотных среди новобранцев):

1875г - 21 %, 1880г - 22 %, 1885г - 26 %, 1890г - 31 %, 1895г - 40 %, 1900г - 49 %, 1905г - 58 %, 1913г - 73 %

Но, как отмечают авторы БСЭ далее, по этой статистике принимали «за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию» . И даже по таким низким критериям грамотности каждый четвёртый новобранец оставался неграмотным. . - однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован - «Умеет ли читать»?(смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а читающих с трудом относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным.

Данные дореволюционного «Нового Энциклопедического Словаря» сильно расходятся с данными из «Большой Советской энциклопедии». Согласно ему количество неграмотных рекрутов (на 1000) в разных армиях мира изменялось следующим образом :

1875 1894 1911
Германия 24,0 3,8 0,2
Дания 5,4 2,0
Швеция 9,0 1,2 3,7
Швейцария 46,0 38.0 5,0
Нидерланды 123,0 65,0 14,0
Франция 161,0 87,0 33,0
Бельгия 250,0 148,0 85,0
Греция 0 300 300,0
Италия 520 403,0 306,0
Сербия 793 496,0
Россия 784,0 708 617

Детальный обзор грамотности новобранцев даёт «Военно-статистический ежегодник», в котором отдельно рассматриваются все три категории грамотности: грамотные, малограмотные и неграмотные.

По данным «Военно-статистического ежегодника армии за 1912 г.» всего в 1912 году из низших чинов до поступления на службу было :

  • грамотных - 604 737;
  • малограмотных - 301 878;
  • неграмотных - 353 544.

Соответственно, в 1912 году процент грамотных солдат в русской армии составлял 47,41 %. Таким образом уровень грамотности рядовой солдатской массы по сравнению с рубежом веков, по сути, не изменился .

Помимо грамотности важно отметить уровень образовательного ценза. Так в 1912 году из нижних чинов армии имели :

  • высшее образование - 1480;
  • среднее образование - 6087;
  • низшее (начальное) - 125,494;
  • без образовательного ценза - 1 127 098.

В последнем предвоенном 1913 году 27 % призванных на военную службу были неграмотными . Когда же с началом Первой мировой войны мобилизация стала всеобщей, этот процент более чем удвоился, достигнув 61 % (в то же время в Германии - 0,04 %, в Англии - 1 %, во Франции - 3,4 %, в США - 3,8 % и в Италии 30 %) .(см. Примечание ).

Меры по развитию начального образования в России, начало XX века

1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет .

В 1910 году было установлено 4-летнее обучение для всех уже существующих начальных школ . Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил . - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут : «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года (в том числе и во время Первой мировой войны) .

В 1912 году на нужды Министерства народного просвещения было выделено 117 млн.руб., а в 1914 году предполагалось отпустить 142,7 млн.руб . В 1915-16 годах разработкой новых законодательных предложений занимался министр просвещения Павел Игнатьев . В 1909 году план введения в городе всеобщего начального образования, рассчитанный до 1919 года приняла Барнаульская городская дума . В 1911 году о введении всеобщего начального образования было объявлено в Омске , в 1913 в Новониколаевске . Однако в целом к 1915 году всеобщее бесплатное начальное обучение было введено лишь в 3 % земств (15 из 440) .

Однодневная школьная перепись, проведённая Министерством народного просвещения в январе 1911 года, показала, что лишь около 43 % детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) посещало начальную школу . С этими цифрами коррелируют данные того же источника , по которым охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %). С этой оценкой сильно расходятся данные в книге Д. Л. Сапрыкина : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».

В отчёте Министерства народного просвещения на 1911 год практически полный охват начальным образованием в 34 губерниях (46 % населения) планировался в среднем через 9,4 лет (в 40 уездах через 12-17 лет) . По оценкам авторов статьи «Нового энциклопедического словаря » за 1916 год, при условии сохранения темпов увеличения числа школ на уровне 1911-1914 годов всеобщее обучение могло бы быть достигнуто через 16 лет . При этом в планах МНП охват планировался начальными школами с 4-летним курсом обучения .

При количественном росте начальной школы освоить её полный курс удавалось лишь меньшинству : лишь 10 % из зачисленных в начальную школу заканчивали все 4 класса

Грамотность молодёжи

«Свобода обещала грамотность; свобода обещала избавление от невежества, угнетения, нищеты; свобода даёт возможность делать что-то новое, выбирать» Коитиро Мацуура, 2001

Минимальное определение грамотности — «умение читать, писать и давать короткие простые заявления о своей повседневной жизни». В возрасте 15-24 лет, из всех живущих в мире, 88% являются грамотными. Более половины из этой возрастной группы проживают в Азии.
Большинство молодых людей, живущих в большинстве стран мира может читать и писать. Только пять государств имеют менее 50% грамотной молодёжи. Четыре из этих пяти стран находятся в Северной Африке. В Японии записан самый высокий уровень грамотности среди молодёжи на одной территории.

Наибольшее количество грамотной молодежи живёт в Восточной Азии, где уровень грамотности молодежи составляет 98,9%. Из 12 регионов, 8 имеют грамотность молодёжи более 95%.

Грамотность взрослых

«Меня как-то меньше интересуют вес и извилины головного мозга Эйнштейна, чем почти полная уверенность в том, что люди равные ему талантом жили и умерли на хлопковых полях потогонной системы». Стивен Джей Гулд, 1980

Во всём мире 3600000000 грамотных взрослых, 82% взрослого населения умеют читать и писать простые сообщения. Здесь к взрослым относятся люди в возрасте старше 15 лет. Процент грамотных среди взрослых всегда ниже, чем у молодёжи — во всех регионах мира. Наибольшие различия наблюдаются в Северной Африке — 17% , в Центральной Африке — 13% , в Юго-Восточной Африке — 11% . Наименьшая разница между ставками грамотности молодёжи и взрослых, составляет 1%, в Японии. Крупнейшее население грамотных взрослых живёт в Китае, Индии и Соединенных Штатах. В Индии уровень грамотности 61%, а на двух других территориях — 91%.

Неграмотные девушки

Самый большой разрыв между мужской и женской грамотностью в Южной Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Африке. В Пакистане, число неграмотных мальчиков вычитается из числа неграмотных девушек, в результате получается 2600000 «лишних» девушек, которые не могут читать и писать, то есть на 24% девушек в возрасте 15-24 лет там больше, чем неграмотных парней того же возраста.

Наибольшая неграмотность среди девушек Ближнего Востока — в Йемене. В странах Восточной Европы наибольшая женская неграмотность — в Турции, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — в Индонезии, в Южной Америке это Гватемала, а в Северной Америке — в Соединенных Штатах.

Неграмотные женщины

«Неграмотность, по существу, есть проявление социального неравенства, неравенство в распределении власти и ресурсов в обществе». Бхарати Silawal-Гири, 2003

В Южной Америке и Западной Европе мужчины и женщины имеют очень схожий уровень грамотности. В других местах, особенно в Индии, Китае, Пакистане и Исламской Республике Иран, есть очень большое число женщин, которые не могут читать и писать, по сравнению с мужчинами, живущих там. Мужчины и женщины, уровень грамотности в Йемене: 69% и 28%, в Непале соответственно 62% и 26%, в Мозамбике — 62% и 31%, а в Центрально-Африканской Республике разрыв составляет составляют 64% и 34%.

Начальное образование

«Каждый человек имеет право на образование», в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Вторая цель развития тысячелетия является достижение всеобщего начального образования. В 2002 году 5 из 6 детей школьного возраста были охвачены начальным образованием во всём мире. Тем не менее, регистрация не гарантирует посещаемость, или завершение образования.

Если начальное образование продолжается за пределами ожидаемых лет охвата, то статистика может превышать 100%. есть впечатляющие результаты — 108% учащихся. На другой стороне Атлантического океана, только 30% детей в Анголе, обучаются в начальной школе.

Среднее образование

В мире примерно 73 млн. детей, обучающихся и получающих среднее образование, из возможных 122 000 000 детей. То есть только 60% детей получают среднее образование.

В Китае в среднем 89% получают среднее образование, а в Индии показатель составляет только 49%. Цифры в Африке еще ниже: 45% в Северной Африке, 25% в Юго-Восточной Африке и 13% в Центральной Африке. Самый низкий он — 5% в Нигере.

Что является обязательным в некоторых государствах, становится редкостью для других странах. Самая большая популяция учащихся — в Китае: там живёт четверть всех учащихся средних школ в мире.

Девочек нет в начальной школе

Территорией, где отмечается самый большой абсолютный разрыв между зачислением девочек и мальчиков в систему начального образования, является Индия. В Индии, в первые 5 лет начальной школы, обучается на 8 миллионов девочек меньше, чем мальчиков. Это в 10 раз больше, чем в любой другой стране.

Другие страны, где отмечается наибольшая разница в процентах между девочками и мальчиками, среди учащихся начальных школ, это: Йемен, Чад, Бенин и Нигер. На 2,5 миллиона девочек меньше, чем мальчиков, обучается в Северной Африке, это лишь часть, всего 9 миллионов девочек, которые могли бы быть зарегистрированы на первые 5 лет обучения там, но этого не происходит.

Девушек нет в средней школе

Территории с большой разницей в соотношении парней и девушек на уровне средней школы, часто имеют ту же разницу, как в начальной школе. На тех же территориях, значительно меньше девушек в системе среднего образования: разрыв между общим числом девушек и юношей в каждой группе составляет около 3 миллионов по всему миру.

В 104 странах, мальчики и девочки в равной степени поступают в учебные заведения; а есть ряд стран, где набор девочек несколько выше, чем мальчиков. Эти территории находятся главным образом в Южной Америке, Северной Америке, Восточной Европе и Западной Европе. Аномалии в этих регионах, когда мальчиков идёт в среднюю школу больше, чем девочек, включают в себя страны: Перу, Гватемалу, Болгарию, Италию и Швейцарию.

Высшее образование

Высшее образование есть высшее образование. Оно наступает после среднего или профессионального образования. В мире около 105 миллионов студентов зачисляются в высшие учебные заведения ежегодно. Самый высокий процент пожилого населения студентов поступает в Финляндии. В Финляндии в 3,6 раза этот показатель выше, чем среднем в мире — в 140 раз шанс получить высшее образование больше, чем в Мозамбике.

Территории, которые имеют низкое число людей, идущих в систему высшего образования, находятся в основном в Центральной Африке. Индия направляет половину своих людей со средним образованием в вузы, Китай приближается к 2/3, и только 4 из 24 стран Ближнего Востока имеют самые низкие показатели.

Женщины не в системе высшего образования

Там, где большинство девочек получают среднее образование, там женщин впоследствии поступает в высшие учебные заведения больше, чем мужчин. Исключение составляют Япония, где 46% студентов высших учебных заведений составляют женщины, и Республики Корея — 34%. Где меньше девочек, чем мальчиков получают среднее образование, там соотношение женщин и мужчин, как правило, хуже, на уровне высшего образования. Там, где многие даже не получают начального образования, в высших учебных заведениях ещё меньше женщин. В Центральной Африке, в Северной Африке, Южной Азии и Юго-Восточной Африке, гендерные различия начинаются уже в начальной школе. В 122 странах число женщин в высших учебных заведениях такое же или больше, чем у мужчин, в результате чего общее число студентов и студенток равны.
«Грамотность населения. Мировая статистика»

Важными показателями в этом отношении являются образовательный индекс, соотношение грамотности мужчин и женщин, количество учеников в средних школах, студентов в колледжах и университетах. Важно также количество университетов, школ, библиотек и посещающих их читателей. На основании этих параметров и был составлен список самых образованных стран мира.

Нидерланды

Экспресс-инфо по стране

Земля находится на третьем месте по удаленности от Солнца и на пятом среди всех планет Солнечной системы по размеру.

Возраст – 4,54 млрд лет

Средний радиус – 6 378,2 км

Средняя окружность – 40 030,2 км

Площадь – 510 072 млн км² (29,1% суши и 70,9% воды)

Количество материков – 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида

Количество океанов – 4: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый

Население – 7,3 млрд чел. (50,4% мужчин и 49,6% женщин)

Самые густо населенные государства : Монако (18 678 чел./км 2), Сингапур (7607 чел./км 2) и Ватикан (1914 чел./км 2)

Количество стран : всего 252, независимых 195

Количество языков в мире – около 6 000

Количество официальных языков – 95; самые распространенные: английский (56 стран), французский (29 стран) и арабский (24 страны)

Количество национальностей – около 2 000

Климатические пояса : экваториальный, тропический, умеренный и арктический (основные) + субэкваториальный, субтропический и субарктический (переходные)

Нидерланды — замечательная страна со множеством выдающихся достопримечательностей, высоким уровнем жизни, соблюдением прав человека и медициной. Неудивительно, что она входит в список 10-и самых образованных стран мира с уровнем грамотности 72%. Высшее образование доступно для каждого гражданина страны, а с пятилетнего возраста образование для детей обязательно. В Нидерландах насчитывается 579 общественных библиотек и приблизительно 1700 колледжей.

Новая Зеландия

Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана. Страна является не только одной из самых богатых экономик мира, но и одной из самых грамотных стран. Система образования Новой Зеландии классифицирована в трех разных уровнях, включая базовую школу, старшую школу и высшее образование. На каждом из этих уровней образования школьная система Новой Зеландии базируется прежде всего на функциональных исследованиях, а не на простом заучивании материалов. Новозеландское правительство уделяет максимум внимания образовательным институтам. Именно поэтому уровень грамотности в Новой Зеландии составляет 93%.

Австрия

Центральноевропейская немецкоязычная страна Австрия — одна из самых сильных экономических систем мира. 98% австрийцев могут читать и писать, что является очень высоким показателем. Неудивительно, что Австрия входит в список самых развитых стран в мире с высоким уровнем жизни, первоклассными учебными заведениями и медицинскими услугами. Первые девять лет бесплатного и обязательного образования оплачиваются правительством, а дальнейшее образование нужно оплачивать самостоятельно. В Австрии есть 23-и известных государственных университета и 11 частных университетов, 8 из которых входят в список лучших в мире.

Франция

Франция — одна из самых красивых стран в Европе и 43-я по величине страна в мире. Образовательный индекс составляет 99%, что указывает на один из самых высоких уровней образования среди 200 стран во всем мире. Несколько десятилетий назад система образования Франции и вовсе считалась лучшей в мире, упустив лидирующую позицию лишь в последние несколько лет. Образовательная система Франции разделена на три этапа, включающие основной, средний и высший. Среди множества университетов страны, 83 финансируются государственными и общественными фондами.

Канада

Североамериканская страна Канада не только вторая по величине страна в мире, но еще и одна из самых богатых по ВВП на душу населения. Это также одна из самых образованных стран в мире. Проживая в одной из самых безопасных стран, канадцы наслаждаются здоровым образом жизни с высококачественными учебными заведениями и продвинутой медициной. Уровень грамотности в Канаде составляет приблизительно 99%, а трехуровневая канадская система образования во многом схожа с голландской школьной системой. 310 тыс. учителей преподают на базовых и старших уровнях, а приблизительно 40 тыс. преподавателей задействованы в университетах и колледжах. В стране насчитывается 98 университетов и 637 библиотек.

Швеция

Эта скандинавская страна входит в пятерку самых образованных стран в мире. Бесплатное образование для детей в возрасте от 7 до 16 лет является обязательным. Образовательный индекс Швеции составляет 99%. Правительство очень старается предоставить равное бесплатное образование каждому шведскому ребенку. В стране насчитывается 53-и общественных университета и 290 библиотек.

Дания

Дания может похвастаться не только самой сильной экономической системой в мире. Это также одна из самых счастливых стран на планете с уровнем грамотности 99%, что делает ее одной из самых грамотных в мире. Датское правительство тратит огромную сумму от их ВВП на образование, которое является бесплатным для каждого ребенка. Школьная система в Дании предлагает высококачественное образование всем детям без исключения.

Исландия

Республика Исландия — красивая островная страна, расположенная в Североатлантическом Океане. С уровнем грамотности 99.9%, Исландия входит в тройку самых грамотных стран мира. Система образования Исландии разделена на четыре уровня, включая дошкольный этап, начальную, старшую школу и высшее образование. Образование с 6 до 16 лет обязательно для всех без исключения. Большинство школ финансируется правительством, предоставляющим детям бесплатное образование. Высшее образование имеют 82.23% граждан страны. Исландское правительство тратит значительную часть своего бюджета на образование, обеспечивая высокий индекс грамотности.

Норвегия

Норвежцев можно назвать самыми здоровыми, богатыми, а также образованными людьми в мире. С уровнем грамотности 100%, Норвегия славится самыми высококвалифицированными специалистами в мире. Значительная часть налоговых поступлений в бюджет расходуется на систему образования страны. Здесь очень любят читать книги, что подтверждается количеством общественных библиотек — в Норвегии их 841. Школьная система в Норвегии разделена на три уровня: базовый, средний и высший. Образование с шести до шестнадцати лет для детей является обязательным.

Финляндия

Финляндия — красивая европейская страна. Она по праву занимает лидирующие места в списках самых богатых, а также самых грамотных стран мира. Финляндия много лет совершенствует свою собственную, уникальную систему образования. Девятилетнее обучение обязательно для детей в возрасте от 7 до 16 лет и является абсолютно бесплатным, включая субсидируемое правительством полноценное питание. Финнов можно назвать лучшими читателями в мире, если судить по количеству библиотек в стране. Уровень грамотности в Финляндии составляет 100%.

Грамотность - ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет.

Несмотря на значительное расширение и на постоянное сокращение , у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) - 36,5%.

В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine

Уровень грамотности в мире стабильно растет

Самые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных - технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData .

: к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов

(доля грамотных и неграмотных в мире)

Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись.

Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения

Для оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения.

Что называется грамотностью?

Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в , 2016, стр. 230-233 ).