Согласование в русском языке. Образец. Лист согласования к приказу. Кто должен согласовывать документ

Большинство проектов документов должны быть согласованы. Согласование проекта документа бывает внутренним (его также называют визированием) и внешним (то есть проведение экспертизы решения в других организациях). Внешнее согласование проводится после визирования и осуществляется только в тех случаях, когда проект документа затрагивает интересы других организаций. При данном виде согласования на последнем листе проекта документа, под реквизитом «подпись» ближе к нижнему полю документа, оформляется реквизит «гриф согласования документа», требования к которому приведены в п. 3.23. ГОСТ Р 6.30-2003.

Гриф согласования состоит из слова СОГЛАСОВАНО, наименования должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, ее расшифровки и даты. Если содержание документа затрагивает интересы нескольких организаций, то грифы согласования могут располагаться на отдельном листе согласования. При этом на основном документе в месте, предусмотренном для расположения грифов согласования, делается отметка «Лист согласования прилагается».

При внутреннем согласовании или визировании проект документа анализируют уполномоченные должностные лица внутри организации с целью оценки целесообразности издания документа предложенного содержания, заявленных сроков исполнения решения и соответствия текста проекта действующему законодательству и локальным нормативным актам.

Результат внутреннего согласования должностное лицо оформляет визой, которая выражает его согласие или несогласие с содержанием проекта документа. При наличии принципиальных замечаний визирующий должен указать их и приложить к проекту документа.

Внутреннее согласование осуществляется от низшего уровня компетенции к высшему. То есть первую визу в большинстве случаев ставит ответственный разработчик (исполнитель) проекта, следующим визирующим лицом будет являться его непосредственный руководитель. Затем проект согласуют руководители подразделений, чьи интересы затрагивает данный проект (в том числе проект документа при необходимости согласуют руководитель службы документационного обеспечения управления (службы ДОУ), руководитель юридической службы). Если документ будет подписывать руководитель организации, то последним согласующим лицом, как правило, является его заместитель, курирующий вопросы, затронутые в проекте.

В правовых актах, регламентирующих делопроизводство и принятых на общегосударственном уровне, работа с проектами, в т. ч. процесс согласования, практически не описывается. Некоторая информация по согласованию отдельных видов документов содержится в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти , утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76:

Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) по основной деятельности федерального органа исполнительной власти и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей подразделений, которые готовят и вносят проект…

Проекты приказов (распоряжений) и приложения к ним визируются исполнителем и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте даются поручения, а также руководителем Службы делопроизводства и юридической службы. Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту.

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит переоформлению и повторному согласованию.

Проекты приказов (распоряжений), представляемые руководителю на подпись, визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей.

В связи с тем, что технология работы с проектами документов строго не регламентирована в правовых актах и подробно не описана в учебниках по делопроизводству, в разных организациях она может различаться. Правила работы с проектами документов в конкретной организации должны быть закреплены в инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте. Так, например, в части внутреннего согласования в инструкцию по делопроизводству рекомендуется включать следующие положения:

  • обязательные инстанции согласования проектов документов определенных видов;
  • последовательность их согласования;
  • сроки согласования проектов документов должностными лицами организации;
  • зоны ответственности согласующих лиц;
  • правила оформления визы согласования;
  • способ передачи проекта документа согласующим лицам;
  • действия разработчика при возникновении замечаний к проекту документа;
  • форму контроля за соблюдением установленной процедуры согласования.

Читайте подробнее о исходящих документах по этой ссылке.

Способы внутреннего согласования проекта документа

В настоящее время согласование проекта документа в организации может осуществляться традиционным или электронным способом.

Традиционный способ согласования подразумевает передачу проекта документа в бумажном виде. То есть визирующие лица изучают проект на бумажном носителе и ставят визы согласования непосредственно на проекте документа или на отдельном листе согласования. Правила оформления реквизита «визы согласования документа» содержатся в п. 3.24. ГОСТ Р 6.30-2003, в соответствии с которым при отсутствии замечаний виза согласования должна включать в себя должность визирующего лица и его подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату визирования. Например:

Николаев А.В. Николаев

22.09.2011

Если у должностного лица имеются замечания к проекту документа, то он излагает их на отдельном листе, подписывает и прикладывает к проекту. Кроме того, в данном случае в визе согласования также делается отметка о наличии замечаний или возражений:

Замечания прилагаются

Руководитель юридического отдела

Николаев А.В. Николаев

22.09.2011

Руководитель финансово-экономического отдела

Не согласен В.И. Семенов

Семенов 22.09.2011

В соответствии с п. 3.24 ГОСТ Р 6.30-2003:

Для документа, подлинник которого остается в организации, визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа.

Для документа, подлинник которого отправляют из организации, визы проставляют в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа.

Например, на письмах визы оформляются в нижней части лицевой стороны экземпляра (копии), оставляемого в организации-авторе, а на приказах - на оборотной стороне последнего листа.

Кроме того, ГОСТ Р 6.30-2003 допускает, по усмотрению организации, полистное визирование проекта документа и его приложений, а также говорит о возможности оформления виз на отдельном листе согласования. Жестких требований к листу согласования нет и организация самостоятельно может разработать его форму.

Как будет передаваться проект документа от одного визирующего лица к другому при традиционном способе согласования, также определяется организацией. Обычно передачу проекта документа визирующим лицам осуществляет непосредственно его разработчик, реже эта обязанность возлагается на службу ДОУ. Однако любой из этих способов занимает достаточно много времени. А из-за этого визирование, как правило, растягивается на продолжительный период и намного превышает время, необходимое уполномоченным должностным лицам на анализ содержания проекта.

Кроме того, при передаче на согласование проекта документа на бумажном носителе обычно используется последовательный маршрут движения проекта. Это означает, что в одно и то же время проект документа может находиться только у одного из согласующих лиц.

На практике часто бывают такие случаи, когда проект документа на одном из этапов визирования должны согласовывать руководители одного уровня и очередность их согласования не имеет никакого значения. То есть в данной ситуации использование последовательного маршрута также будет увеличивать время, необходимое на согласование проекта документа.

Традиционный способ согласования имеет ряд и других недостатков, который можно ликвидировать за счет перехода на согласование проектов документов в электронном виде.

Электронный способ согласования подразумевает, что проект согласуется в электронном виде с использованием компьютеров и специального программного обеспечения. Чаще всего электронное согласование осуществляется в СЭД.

При электронном согласовании в СЭД разработчик (исполнитель) проекта документа должен заполнить специальную электронную карточку проекта документа, указав в ней основные данные проекта. Сам проект документа обычно прикрепляется к данной карточке в виде файла или нескольких файлов. Также в электронной карточке должен быть задан маршрут движения проекта, т.е. последовательность его согласования должностными лицами. Маршрут движения может указывать непосредственно разработчик проекта (такой вариант целесообразно использовать, когда состав согласующих зависит от тематики проекта) или он может автоматически определяться СЭД (такой вариант удобен для тех видов проектов документов, которые имеют постоянный состав согласующих лиц). При этом многие СЭД позволяют использовать при согласовании проектов документов один из трех видов маршрутов:

  • последовательный;
  • параллельный;
  • параллельно-последовательный.

При выборе последнего вида маршрута визирующие лица разделяются на несколько групп: внутри одной группы согласование осуществляется параллельно, а между разными группами - последовательно.

То есть сначала проект документа получают на согласование одновременно участники первой группы, они могут согласовывать проект в любой последовательности. Участники второй группы получат одновременно проект документа на согласование после того, как все участники первой группы поставят свои визы.

СЭД также позволяет задавать время, в течение которого каждый из согласующих лиц должен поставить свою визу. Время ввода визы в систему автоматически фиксируется. Соответственно на основании этих данных можно выявить, какие визирующие лица постоянно задерживают процесс согласования и оценить объем работы с проектами каждого из участников согласования.

Отметим, что в СЭД все участники согласования работают с единой электронной карточкой. Другими словами, после заполнения и сохранения электронная карточка в соответствии с заданным маршрутом становится доступна визирующим лицам, которые оперативно узнают об этом благодаря специальной системе оповещений и получают набор прав, необходимых для согласования проекта.

Так, например, согласующее лицо может изучить проект (предыдущие версии проекта), внести в электронную карточку свои визы, а при необходимости и замечания. В итоге все данные по работе с проектом автоматически собираются в единой регистрационной карточке. Соответственно, если документ будет подписываться на бумажном носителе, а не в электронном виде, после согласования из системы можно распечатать завизированный проект и лист согласования, заверить их и передать на подписание руководителю.

Одна из грамматических связей в русском языке - согласование. Примеры такой связи встречаются в речи очень часто. Наряду с управлением и примыканием, согласование входит в состав трёх её основных разновидностей.

Между какими частями речи устанавливается связь согласование?

Существительные или другие части речи, выступающие в роли существительного (местоимения, причастия, прилагательные, субстантивированные слова), сочетаются с полными причастиями, порядковыми и собирательными числительными, прилагательными, местоимениями (относительными, притяжательными, указательными, определительными, отрицательными и неопределёнными) и существительными - согласованными приложениями связью «согласование». Примеры: поющей артистке, некоторого волнения.

В чём выражается согласование?

Часто главное и зависимое слова стоят в предложении в одном и том же роде, числе и падеже. Такая связь носит название «согласование». Примеры исключений также встречаются здесь. Таковым является приложение, когда зависимое слово может не сочетаться в роде (маме-врачу). если хотя бы некоторые граммемы повторяются и в зависимом, и в главном слове, то это - согласование.

Примеры предложений

1. У смеющейся девочки глазки были хитро прищурены.

  • Были у кого? у девочки - существительное женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.
  • У девочки какой? смеющейся - причастие женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.

2. На обеих ручках у малышки были браслеты.

  • Были на чём? на ручках - существительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.
  • На ручках скольких? обеих - собирательное числительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.

3. Какой радостью светилось её личико!

  • Светилось чем? радостью - существительное женского рода, единственного числа, в творительном падеже.
  • Радостью какой? какой - относительное местоимение женского рода, единственного числа, в творительном падеже.

В речи очень часто встречается согласование. Примеры словосочетаний: у смеющейся девочки (полное причастие с существительным), на обеих ручках (собирательное числительное с существительным), какой радостью с существительным), на девятом этаже (порядковое числительное с существительным), она моя (личное местоимение с притяжательным местоимением), не ждавшим им (личное местоимение с полным причастием).

Особенности сочетаний количественных числительных с существительными

Это довольно интересный случай. Ведь могут выступать главным словом, если стоят в именительном либо винительном падежах - налицо связь «управление». А в косвенных падежах они становятся зависимыми словами, согласуясь с существительным в роде, числе и падеже. Таким образом, при помощи одного и того же словосочетания можно продемонстрировать два вида связи - «согласование», «управление». Примеры:

1. Семь часов спустя Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Семь (главное слово в именительном падеже) чего? часов (родительный падеж) - управление.

2. Семью часами позже Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Чем? часами (главное слово во множественном числе в творительном падеже) сколькими? семью (количественное числительное во множественном числе в творительном падеже) - согласование.

Различие в согласовании причастий, прилагательных и субстантивированных существительных

Рассматривая согласование с примерами, некоторые особо внимательные люди замечают некоторые особенности. Не выраженные правописанием, тем не менее при разборе они играют роль. Помогут понять эти различия, где прослеживается связь согласование, примеры:

1. Дежурная студентка, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • Дежурная студентка - согласование, где главное слово «студентка», а зависимое - «дежурная» - является прилагательным.

2. Дежурная, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • «Дежурная» в этом случае выступает в роли субстантивированного существительного, имеющего форму прилагательного, является главным словом. Зависимыми от него словами будут «опрятная» и «подтянутая», которые согласуются с ним.

Три в предложениях

Сочетание слов в русском языке подчиняется особым правилам. Следует знать, что основными связями в словосочетаниях являются три: Примеры их в русской речи используются довольно широко. Именно благодаря им слова и сочетаются в предложения. Помогут рассмотреть и разобрать все три - управление, согласование, примыкание - примеры, взятые из одного предложения: «Пушистый котёнок с полосатым хвостиком весело играл оранжевым клубком».

Управление

Этот вид грамматической связи предполагает наличие главного слова, которое управляет зависимым. Часто в роли главного выступает глагол, который требует от существительного определённой падежной формы. В рассматриваемом примере от глагола «играл» к слову «клубком» можно задать вопрос «чем?». Этот вопрос требует постановки зависимого существительного в творительный падеж. Следовательно, эти слова связаны управлением. Даже если заменить существительное «клубком» другим, например, «бабочкой» или «мячиком», оно также будет стоять в творительном падеже. В роли зависимых слов могут выступать также числительные (обоими), местоимения (им), субстантивированные слова (бездомного). Главными словами тоже могут быть самые разные части речи. Например: глаголы, существительные (пальцы чего? руки), причастия (бегущая по чему? по волнам), количественные числительные в именительном или винительном падеже (два кого? человека), наречия (радостно от чего? от мысли), прилагательные (весёлые от чего? от понимания).

Примыкание

Этот вид связи опирается не на грамматическое значение зависимого слова, а только на лексическое. Примыкают к главному такие как наречие, инфинитив, деепричастие, неизменяемое прилагательное или стоящее в простой сравнительной форме, несогласованные приложения (существительные). В примере про котёнка также используется примыкание в словосочетании «играл весело» (играл как? весело).

Согласование. Каламбуры и шутки

Также присутствует в этом предложении связь согласование. Примеры: пушистый котёнок, с полосатым хвостиком, оранжевым клубком. Здесь видно полное согласование главных и зависимых слов в роде, числе и падеже. Однако бывают случаи неполного согласования. Это имеет место тогда, когда связь наблюдается между существительными, где зависимое является приложением и выражается существительным другого рода. Например, супруга-директор, сестра-администратор и тому подобные. Интересны случаи, когда происходит игра слов. Основывается каламбур на том, что форма существительного мужского рода в и в родительном совпадает в произношении и написании. Поэтому довольно легко превратить согласование в управление, из-за чего меняется весь смысл сказанного.

  1. Он не мог не любить супругу-врача.

    Существительные «супругу» и «врача» в данном тексте связаны согласованием, и оба стоят в винительном падеже.

  2. Он не мог не любить супругу врача.

    В данном контексте только слово «супругу» стоит в винительном падеже. Задавая вопрос «супругу кого? врача» можно установить, что зависимое находится в родительном падеже, какового требует главное слово. Следовательно, связь называется управлением. По написанию все слова совпадают, только во втором случае отсутствует дефис, что и меняет не только грамматические категории зависимого слова, но и сам смысл сказанного.

Русский язык очень интересен и многогранен. Тонкие нюансы использования связей слов следует тщательно изучать и понимать, чтобы не попасть в глупую ситуацию.

Часто ли мы говорим о прошлом? Да, каждый день!

Вы постоянно рассказываете друзьям/родителям/коллегам случаи из жизни, воспоминания, истории.

Если на русском это сделать просто, то в английском вам нужно знать согласование времен.

Например, на русском мы говорим: "Он думал, она изучает английский". В этом предложении мы используем и прошедшее, и настоящее время.

Но в английском языке, когда вы говорите про прошлое, вы не можете использовать прошедшее время с настоящим или будущим в одном предложении.

Чтобы сказать такое предложение, вам нужно согласовать в нем времена.

Так как в русском языке мы этого не делаем, согласование времен немного непривычно для нас. Поэтому нужно как следует разобраться с этой темой, чтобы не допускать ошибок.

В статье я расскажу вам правила согласования времен в английском языке, а также дам таблицу с примерами.

Из статьи вы узнаете:

Что такое согласование времен в английском языке


Согласование времен - это зависимость времени в одной части предложения от времени, которое используется в другой.

Его мы используем в сложных предложениях, которые состоят из нескольких частей.

Можно выделить 2 части сложного предложения:

1. Главную - это самостоятельная часть предложения

Например:

Он сказал...

Мы думаем...

2. Придаточную - это та часть, которая зависит от главной (мы можем задать вопрос от главной части к придаточной).

Например:

Он сказал (что именно?), что я приду в 9 .

Мы думаем (что именно?), что она позвонит .

Согласовывая времена, вам надо научиться менять придаточную часть предложения.

Ниже мы рассмотрим согласование следующих времен:

1. Прошедшее и настоящее время

    • Настоящее простое время
    • Настоящее продолженное время

2. Прошедшее и будущее время

3. Прошедшее и прошедшее время

4. Прошедшее время и модальные глаголы

Итак, начнем.

Согласование прошедшего времени и настоящего

1. Прошедшее время и Present Simple (регулярное действие)

Давайте подробно рассмотрим, как происходит согласование прошедшего времени и настоящего простого времени.

Допустим у нас есть предложение:

He thinks she drives a car.
Он думает, она водит машину.

Как вы видите, обе части этого предложения стоят в настоящем времени. То есть в настоящий период времени он думает, что она водит машину.

А как сказать это в прошедшем времени?

Например, представьте ситуацию:

Вам рассказывает друг, что неделю назад он познакомился с девушкой и тогда он думал, что она водит машину . Но сейчас он уже знает, что это не так.

То есть в первой части предложения у нас теперь стоит прошедшее время:

He thought ...
Он думал...

В русском языке в этом случае вторая часть не изменится (в ней останется настоящее время), но в английском языке мы не можем оставить вторую часть без изменений.

Неправильно:

He thought she drives a car.
Он думал, она водит машину.

Нам нужно согласовать первую часть со второй. И для этого мы вторую часть также ставим в прошедшее время.

То есть меняем настоящее простое время (Present Simple) на прошедшее простое время (Past Simple) , добавляя окончание -ed к правильному глаголу или ставя неправильный глагол во 2-ю форму.

He thought she drove a car.
Он думал, она водит машину.

Давайте рассмотрим еще пару примеров:

2. Прошедшее время и Present Continuous (процесс, который происходит в данный момент)

Как происходит согласование прошедшего времени и настоящего продолженного?

He thinks she is sleeping.
Он думает, она спит.

Обе части этого предложения стоят в настоящем времени: в данный момент он думает, что она в данный момент спит.

Но представьте ситуацию:

При встрече девушка спрашивает своего парня, почему он ей не позвонил. А он объясняет ей, что не стал звонить ей утром, потому что думал, что она спит .

То есть первая часть предложения теперь стоит в прошедшем времени:

He thought...
Он думал...

Опять же, в русском языке ничего не изменится во второй части, но в английском мы не можем оставить все как есть.

Неправильно:

He thought she is sleeping .
Он думал, она спит.

Нам нужно настоящее время во второй части изменить на прошедшее. То есть мы меняем настоящее длительное время (Present Continuous) на прошедшее длительное Past Continuous, меняя вспомогательные глаголы (am/is на was, are на were):

He thought she was sleeping.
Он думал, она спит.

Давайте рассмотрим еще несколько примеров:

Согласование прошедшего времени и будущего

Давайте посмотрим, как происходит согласование прошедшего и будущего времени.

Например, у нас есть предложение:

She knows that he will come.
Она знает, что он придет.

А теперь представьте ситуацию:

Девушка рассказывает своей подруге, что еще на прошлой неделе она знала, что он придет .

Как видите, мы опять меняем время в первой части с настоящего на прошедшее:

She knew...
Она знала...

Только теперь мы не можем оставить во второй части будущее время.

Неправильно:

She knew that he will come.
Она знала, что он придет.

Нам нужно будущее время сделать прошедшим, а для этого мы меняем вспомогательный глагол will на would .

She knew that he would come.
Она знала, что он придет.

Вот еще несколько примеров:

Согласование прошедшего времени и прошедшего

Для начала давайте я вам поясню, зачем и когда нам нужно согласовывать прошедшие времена друг с другом.

Это правило применяется, если в придаточной части действие совершилось раньше, чем в основной. То есть такое согласование нам нужно, чтобы показать последовательность действий.

Давайте рассмотрим это подробнее.

Например, у нас есть продолжение:

He said that she went away.
Он сказал, что она уехала.

Обе части такого предложения стоят в прошедшем простом времени (Past Simple). То есть мы делаем вывод, что действия происходят в один момент времени.

Например, он только что проводил ее до машины и сказал, что она уехала .

А вот если мы хотим показать, что одно действие совершилось до того, как произошло другое, то нам нужно изменить время во второй части.

Например, представьте ситуацию, день назад ваша подруга уехала в гости к родителям, а сегодня вам позвонил ее друг и спросил, где она. На что вы ответили, что она уехала .

В этом случае мы во второй части предложения используем время Past Perfect (прошедшее совершенное) , которое показывает, что это действие совершилось раньше. При этом мы используем вспомогательный глагол had и ставим действие в 3-ю форму.

He said that she had gone away.
Он сказал, что она уехала.

То же самое мы делаем, если в предложении используется настоящее совершенное действие (Present Perfect), так как на русский язык оно также переводится прошедшим временем. В этом случае мы подчеркиваем результат, который мы получили.

He said that he had written a book.
Он сказал, что он написал книгу.

То есть когда-то в прошлом он написал книгу, но спросили его об этом только сейчас.

Чаще всего мы согласовываем прошедшее время с прошедшим, когда передаем чьи-то слова.

Прошедшее время (прямая речь): Прошедшее время (косвенная речь)
He said, “They flew”.
Он сказал: «Они прилетели».
He said that they had flown.
Он сказал, что они прилетели
(они сначала прилетели, а потом он это сказал).
They said, “He has done homework”.
Они сказали: «Он сделал домашнюю работу».
They said that he had done homework.
Они сказали, что он сделал домашнюю работу
(он сначала сделал домашнюю работу, а потом они сказали).

Согласование прошедшего времени и модальных глаголов

Модальные глаголы в отличие от остальных глаголов не указывают действие (идти, читать, изучать), а показывают отношение к этим действиям (должен идти, могу читать, следует изучать).

При согласовании времен мы ставим их в прошедшее время:

  • can - could
  • may - might
  • have to - had to

Например, у нас есть предложение в настоящем времени:

He knows that she can speak English.
Он знает, что она может говорить на английском.

Но предположим, что он рассказывает своим знакомым, что когда он принимал ее на работу,

То есть мы ставим первую часть в прошедшее время:

He knew...
Он знал...

Поставив первую часть в прошедшее время, мы не можем оставить модальный глагол в настоящем времени.

Неправильно:

He knew that she can speak English.
Он знал, что она может говорить на английском.

Поэтому мы ставим can в прошедшее время - could.

He knew that she could speak English.
Он знал, что она может говорить на английском.

Рассмотрим еще несколько примеров:

А теперь давайте посмотрим на общую таблицу согласования времен в английском языке.

Общая таблица согласования времен в английском языке


Вот как меняются времена при согласовании:

Было Меняем на
Present Simple

He thinks that she works.
Он думает, она работает.

Past Simple

He thought that she worked.
Он думал, она работает.

Present Continuous

She knows that they are training.
Она знает, что они тренируются.

Past Continuous

She knew that they were training.
Она знала, что они тренируются.

Будущее время - will

She thinks that she will read the book.
Она думает, что она прочитает эту книгу.

Будущее время - would

She thought that she would read the book.
Она думала, что она прочитает эту книгу.

Past Simple

He said, “They called”.
Он сказал: «Они звонили».

Past Perfect

He said that they had called.
Он сказал, что они звонили.

Present Perfect

They said, “We have cooked dinner”.
Они сказали: «Мы приготовили ужин».

Past Perfect

They said that they had cooked dinner.
Они сказали, что они приготовили ужин.

Модальные глаголы - can, may, have to

They think that she can drive.
Они думают, что она может водить.

Модальные глаголы - could, might, had to

They thought that she could drive.
Они думали, что она может водить.

Также стоит отметить, что в некоторых случаях согласовывать времена не нужно.

В каких случаях правило согласования времен в английском языке не применяется?

В этом правиле есть свои исключения - случаи, когда мы не придерживаемся общего правила.

Давайте рассмотрим их:

1. В придаточном предложении говорится об известном факте

Например:

He knew that ice melts.
Он знал, что лед тает.

2. В придаточных предложениях используются модальные глаголы should , must , ought

Например:

They said that he should go home.
Они сказали, что он должен идти домой.

3. В придаточном предложении используется прошедшее продолженное время (Past Continuous )

Например:

They thought she was sleeping.
Они думали, что она спала.

В заключение хочу сказать, что тема согласования времен тесно связанна с другими грамматическими темами. Чаще всего согласовывать времена нам нужно, когда мы передаем чьи-то слова, то есть переводим прямую речь в косвенную.

Итак, мы рассмотрели правила согласования времен, а теперь давайте перейдем к практике.

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык. Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

1. Он думал, что они пойдут в театр.
2. Она видела, что он моет машину.
3. Мы знали, что она может танцевать.
4. Они думали, что она учит английский.
5. Он сказал, что они подписали документы.

Согласование - это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или некоторых) грамматических формах, в которых выступает главное слово.

Поскольку при согласовании в словосочетаниях всегда есть имя существительное, то согласование осуществляется в формах, присущих существительному,- в формах рода, числа и падежа:

ед. ч., м. р., И. п.

большой дом, в старом парке, за обеденным столом.

Какое слово в словосочетаниях с согласованием является главным, а какое зависимым, определяется на грамматической основе. Главным является то слово, которое можно поставить в любой присущей ему форме, при этом всегда у зависимого слова окажутся соответствующие согласовательные формы, ср.: хороший учитель - хорошие учителя - о хорошем учителе. Зависимым является то слово, которое в данном словосочетании не может реализовать все присущие ему формы, а реализует лишь только те, которые диктует главное слово: невозможно, например, словосочетание *хорошее учитель.

В тех случаях, когда связью согласования объединяются два существительных, определить главное и зависимое слово на грамматической основе нельзя. Так, в словосочетании красавец-мужчина можно в каких угодно формах поставить существительное красавец и для него всегда окажется соответствующая форма существительного мужчина, и наоборот: красавцы-мужчины, о кра- савце-мужчине, красавцам-мужчинам и т. п. В словосочетаниях с согласованием, в которых нельзя на грамматической основе определить главное и зависимое слово, представлена особая разновидность согласования - взаимосогласование.

При взаимосогласовании различать главное и зависимое слово можно только по смыслу. Если, например, считать, что слово, называющее более широкое понятие, является главным, а более узкое - зависимым, то в словосочетаниях с взаимосогласова- нием судно-рудовоз, юноша-студент, осетин-извозчик, красавец- мужчина главными являются первые по местоположению слова.

На основе согласования чаще всего сочетаются существительное в роли главного слова и прилагательное, причастие, местоименное прилагательное в роли зависимых слов: высокий человек, увядший цветок, мой портфель.

На основе взаимосогласования сочетаются существительные: словарь-справочник, грузовик-самосвал; город-герой.

Согласование может быть полным и неполны м. П р и полном согласовании согласуемые слова уподобляются во всех формах, при неполном - не во всех формах.’Например, в словосочетании город Москва согласование происходит в формах числа и падежа, но нет согласования в роде. Особый случай неполного согласования представлен в словосочетаниях хорошая врач, молодая доцент, где женский род зависимого прилагательного показывает реальный пол (женский) лица, профессия, звание которого обозначаются существительным мужского рода. Такое рассогласование в роде возможно только в нестрогих сферах литературного языка, например в разговорной речи, в официально-деловой речи такие сочетания недопустимы; там правильным будет: хороший врач, молодой доцент, даже если речь идет о женщине.

Основное грамматическое значение формы связи согласования - выражение определительных отношений.

Согласование - связь чисто грамматическая. Это значит: можно ничего не знать о лексическом значении главного слова и знать только его грамматические показатели, чтобы точно сказать, в какую форму должно быть поставлено любое по своему лексическому значению зависимое слово. Например, все существительные мужского рода ед. числа в Т. падеже будут иметь при согласовании прилагательные в тех же формах: молодым лесом, скорым поездом и т. д.

Согласование - связь необязательная, т. е. в предложении зависимое слово можно снять, не разрушив структуры предложения, ср..: Высокие ели стояли под снегом.- Ели стояли под снегом.

Сегодня мы поговорим о таком понятии в русском языке как согласование. Вы узнаете, что такое согласование, в чем заключается его особенность, также мы расскажем, какие виды согласований существуют.

Согласование: определение термина

У подчинительной синтаксической связи есть три разновидности: управление, примыкание и согласование. Согласование означает, что зависимый компонент уподобляется господствующему в таких грамматических категориях, которые называют одноименными (число, род, падеж). Проще говоря, при согласовании имеется главное слово и зависимое от него, которое полностью уподобляется в роде, числе и падеже главному слову. При этом изменение господствующего слова влечет за собой также и изменение зависимого. Например, «красное яблоко». Здесь слово «красное» имеет единственно число, средний род и именительный падеж. Но, уже изменив на «красных яблок» мы видим, что меняются и категории – множественное число, «красного яблока» - родительный падеж.

В отличие от управления и примыкания, тип связи согласование является слабой связью. Ведь в согласовании нет главных слов, которые бы всегда требовали наличия зависимых согласованных слов как одно из условий своего употребления. Меж тем, иногда встречаются случаи, когда обязательно наличие зависимого слова, например: "наш приход всех огорчил", " у неё был весёлый вид". Зависимые слова (в первом случае "наш", во втором - "веселый") здесь не могут быть устранены.

В согласовании главным словом считается то слово, у которого форма определяется передаваемым в высказывании смыслом. В соответствии с формой главного слова выбирается и форма зависимого. Впрочем, в отдельных сочетаниях, таких как, например, «юноша-студент», с помощью этого критерия нельзя различить зависимый и главный элементы, поскольку они выделяются только лишь из смысловых соображений.

Виды согласований

Согласование в русском языке может быть полным и неполным. Во втором случае зависимое слово уподобляется главному не во всех одноименных категориях. Например, если говорить о количественных числительных (два маленьких стула, два маленьких человека), прилагательное «маленьких» с существительными согласуется только в падеже, при этом в числе согласования не происходит. А числительное «два» с существительными согласуется в роде, но не в падеже.