Смотреть страницы где упоминается термин прогноз составление. Как составить предварительный прогноз на матч? Краткая характеристика методов прогнозирования

Делать ставки на спорт без предварительного анализа и составления прогноза исхода , пожалуй, самое странное решение игроков букмекерских контор. Для того чтобы на длинной дистанции получить положительный результат вы должны прогнозировать исход встречи, а уже потом принимать решение ставить на неё или же нет. В данной статье мы поделимся практическими советами, расскажем как правильно анализировать информацию и составлять прогнозы на матчи , а так же дадим чёткий алгоритм действий.

Прогнозирование спортивных матчей - занятие не из лёгких. Само составление прогноза - это сплошная аналитика. Помимо того, что вам нужно будет обрабатывать огромный поток информации, вы еще должны уметь сортировать её по значимости, а так же "раскладывать по полочкам". Это сравнимо с большой библиотекой. Вам завезли огромное количество книг, вы должны произвести сортировку по жанру, автору, значимости (ведь неинтересные произведения можно убрать подальше), или по каким-то другим признакам и параметрам, разложить всё на стеллажи, а когда вас попросят выдать книгу, за несколько секунд нужно сообразить, где она лежит. Так же и с прогнозированием, сначала вы читаете и получаете информацию, а потом в любой момент должны будете вытащить её из головы и грамотно применить. Такой информацией может быть статистика, травмы, высказывания тренеров и игроков, задачи команд на сезон и на конкретный матч, мотивация и многие другие.

Перед тем как начать – стоит напомнить, что первоочередной и одной из важнейших задач игрока является правильный выбор букмекерской конторы. Ставьте только в лучших букмекерских конторах! О том, как найти порядочного букмекера можно прочитать . Ну, а мы советуем обратить внимание на три конторы из нашего рейтинга: БК "WINLINE" , БК "MELBET" и БК "1XBET" . Это качественные и надежные операторы ставок, которые не создают игрокам проблем, а это самое главное. Плюс в этих БК вы найдете множество событий для ставок, широкую роспись и отличные коэффициенты.

Выбор вида спорта и лиги для прогнозирования

Прежде всего, вы должны выбрать вид спорта, в котором хорошо разбираетесь. Если вы любите футбол и хоккей, знаете игроков, команды, различные тонкости этих видов спорта (а если ничего не знаете, то вообще непонятно зачем ставите), то нет смысла лезть, например, в теннис или баскетбол. Конечно, лучше всего специализироваться на одном виде спорта, но прогнозировать два, в принципе, некритично. Кроме того, нужно отсеять те лиги и чемпионаты, которые вы не знаете. Например, если вы прогнозируете футбольные матчи, то нужно выбирать топовые лиги (АПЛ, Бундеслига, РФПЛ, Примера и т.д.), а не лезть в третий дивизион Зимбабве или четвёртую лигу Германии. Прогнозируя хоккейные матчи - выбирайте КХЛ и НХЛ, прогнозируя баскетбол - выбирайте НБА и т.д. Самое главное - не прыгайте с одного вида спорта на другой, и не разрывайтесь на несколько чемпионатов. Если испытываете трудности и чувствуете, что, откровенно говоря, не тяните несколько видов спорта, чемпионатов, лиг, то лучше сократите их количество.

Составление прогноза включает в себя четыре фазы:

  1. Сбор всевозможной информации;
  2. Обработка и сортировка информации;
  3. Анализ и составление предварительного прогноза;
  4. Составление прогноза исхода матча

Сбор информации о матче

Статистика

На первом этапе вам нужно собрать всю необходимую для составления прогноза информацию о матче. В первую очередь изучите статистику. Не забывайте разделять все показатели на выездные, домашние и общие.

Самые важные показатели:

  • последние встречи команд;
  • последние очные встречи соперников;
  • турнирное положение;
  • среднее значение забитых голов за матч;
  • среднее значение пропущенных голов за матч;
  • среднее значение забитых голов за последние пять матчей;
  • среднее значение пропущенных голов за последние пять матчей.

Благодаря статистике последних встреч вы можете определить текущую форму команды (игроков), забитые\пропущенные - из той же оперы, только можно подробнее узнать показатели на каких-либо отрезках сезона. По истории очных противостояний можно определить целый ряд показателей, например, результативность команд в игре между собой, как часто соперники поражают ворота друг друга и т.д. По турнирному положению команды можно определить общий показатель игровой формы (за определённое количество матчей или по сезону в целом), а так же узнать о мотивации и задачах команды на следующую игру.

Составы

Обычно составы команд становятся известны за час-полтора до начала встречи, но по информации о травмах можно иметь приблизительное представление о составах команд на предстоящий матч. Можно так же сравнить составы, скажем, за три последних поединка команды.

Серии

Выделяйте различные серии: победы подряд, поражения подряд, забитые мячи подряд, пропущенные мячи подряд, сухие встречи и встречи на "обе забьют". Это самые важные показатели в прогнозировании.

Новости

Читайте прессу, особое внимание следует уделять интересным фактам, нежели высказываниям игроков и тренеров. Пример интересного факта: "Локомотив" в гостях у "ЦСКА" не может выиграть уже в десяти матчах кряду. Вот тут сразу же налицо и интересный факт, и статистика, и серия, в данном случае без побед. Такую информацию всегда нужно подмечать, обрабатывать и применять.

Мотивация

Одним из важнейших факторов является мотивация. Вы должны безошибочно находить любые мотивационные составляющие. Например, проходит последний тур группового этапа Лиги Чемпионов. Мадридский "Реал" занимает третью строчку в группе, уступая мёнхенгладбахской "Боруссии", которая идёт второй, два очка. Следующий матч у "Реала" как раз с "Боруссией", причём на "Сантьяго Бернабеу". Очевидно, что "Королевский клуб" ставит перед собой задачу выхода в плей-офф ЛЧ, а не попадание в Лигу Европы, поэтому команда выйдет на матч, который еще и будет домашним, с особыми эмоциями.

Реванши

Жажда реванша - еще один из важнейших факторов, который прямо может повлиять на результат матча (в случае примерно равных по уровню соперников). Нередки ситуации, когда после крупного домашнего поражения команда жаждет реабилитироваться перед своими болельщиками. Упущенные преимущества и поражения на последних секундах, поражения в овертаймах, на буллитах, поражение вследствие гола, который засчитан не по правилам, поражение в дерби - все эти ситуации порождают желание взять реванш у соперника.

Дерби

Отдельно нужно затронуть дерби команд. Дерби - состязание между командами из одного города или региона. На такие матчи соперники обычно выходят сверх мотивированными, ведь победа в дерби вдвойне сладка, кроме того, она очень часто сулит неплохие премиальные.

Обработка и сортировка информации

Когда вы получили достаточный объем информации о матче, нужно откинуть сразу же всё лишнее, а лишнее это то, что никоим образом не повлияет на исход поединка (мусор). Далее нужно структурировать информацию, отделив важные факторы от второстепенных. Все факторы делятся на прямые, косвенные и абстрактные.

Прямые факторы

Прямой фактор - это такой фактор, который прямым образом может повлиять на исход встречи. Например, травма ведущего игрока Команды 1.

Косвенные факторы

Косвенный фактор - это фактор, который может только косвенным образом повлиять на исход встречи. Например, назначение на матч арбитра, который не скупиться на красные карточки. Из-за этого велика вероятность удаления в матче игрока Команды 1, вследствие чего Команда 1 может пропустить, не забить (при раннем удалении), проиграть. Текущая погода, внутрикомандные интриги, разногласия и т.д - всё это косвенные факторы.

Абстрактные факторы

Абстрактные факторы - это события во время матча, которые предвидеть никак нельзя. Например, травма игрока по ходу встречи, ухудшение погоды (дождь, снег), шум болельщиков, удачи и неудачи. Обратите внимание, именно ухудшение погоды, а не текущая погода. Ухудшение погоды - абстрактный фактор, текущая погода - косвенный, но в совокупности с другими может стать и прямым. Пример неудачи: игрок выходит один на один с голкипером, наносит удар и он приходится в штангу. Пример удачи: игрок бьёт по воротам, на пути полёта мяча появляется игрок, и мяч после рикошета оказывается в сетке. Заметьте, что для одной команды то же попадание в штангу является неудачей, а для другой это будет удача. Абстрактными факторами нужно просто пренебречь. Во-первых, предсказать их почти нереально, во-вторых, в случае с удачами и неудачами, мы считаем, что их в матче будет примерно равное количество, и они компенсируют друг друга.

Для нас наиболее важными будут прямые факторы, а косвенные только выборочно. Почему выборочно? Да потому что косвенный фактор в сочетании с другими косвенными факторами и при определенных условиях может стать прямым. Если мы будем учитывать каждую мелочь и рассчитывать вероятность наступления события, которое было порождено другим событием - мы сойдём с ума. До идиотизма тоже доходить не надо.

Как составить предварительный прогноз на матч?

Далее мы работаем только с прямыми факторами (статистика, травмы и т.д.). Мы собираем все то что получилось и анализируем. На данном этапе вы должны выбрать такое событие в матче (ставку), которое, по вашему мнению, должно произойти. Забудьте о расчетах вероятности прохода ставки или расчёте вероятности наступления какого-либо события! Вас в данном случае интересует следующее: произойдёт ли это событие или не произойдёт, 1 или 0, ложь или истина. Естественно ставка должна быть чем-то подкреплена, а не взята наугад. Тут как раз и нужно пользоваться тем "принципом библиотеки", вытаскивайте маленькие кусочки и начинайте собирать пазл. Вы должны суметь не только составить прогноз, но и объяснить ваш выбор в пользу данной ставки.

Как рассчитать рейтинг силы команд

При составлении предварительного прогноза вы можете пользоваться очень хорошей системой расчёта рейтинга силы команд, предложенной Дж. Миллером. В идеале она написана для игр по американскому футболу, но мы подработали её для футбола, хоккея и баскетбола. Однако эта система лучше работает в высокорезультативых видах спорта (волейбол, баскетбол, гандбол, американский футбол и т.д.).

Прежде всего, нужно запомнить два главных правила:

  1. Используйте эту систему только после 5-6 сыгранных туров чемпионата;
  2. Не используйте результаты товарищеских и предсезонных матчей.

Вы берёте последние 5 встреч команды и выписываете забитые мячи, шайбы и т.п. Вычёркиваете самую высокую и низкую результативность по забитым голам. Далее складываете оставшиеся три показателя и делите на три. Для того чтобы вычислить рейтинг защиты сделайте то же самое: вычеркните самое большое и самое маленькое значение пропущенных голов, то что осталось, складывайте и делите на три.

Пример

Матч Национальной Хоккейной Лиги "Детройт Ред Уингз" - "Питтсбург Пингвинз".

Последние пять встреч "Детройта":

"Детройт" 1-2 "Анахайм"
"Детройт" 3-4 "Ванкувер"
"Детройт" 5-1 "Сан-Хосе"
"Детройт" 3-1 "Флорида"
"Детройт" 3-2 "Эдмонтон"

Последние пять встреч "Питтсбурга":

"Питтсбург" 1-3 "Баффало"
"Питтсбург" 3-2 "Аризона"
"Питтсбург" 6-1 "Торонто"
"Питтсбург" 2-3 "Монреаль"
"Питтсбург" 3-1 "Нью-Джерси"

Забитые шайбы "Детройта" : 1, 3, 5, 3, 3.
Пропущенные шайбы "Детройта" : 2, 4, 1, 1, 2.

Забитые шайбы "Питтсбурга" : 1, 3, 6, 2, 3.
Пропущенные шайбы "Питтсбурга" : 3, 2, 1, 3, 1.

Вычёркиваем 1 и 5 шайб (самый маленький и самый большой показатель результативности), а оставшиеся три показателя складываем: 3+3+3=9. Теперь это значение делим на три: 9\3=3.

Вычёркиваем 1 и 4 шайб (самый маленький и самый большой показатель пропущенных голов), а оставшиеся три показателя складываем: 1+2+2=5. Теперь это значение делим на три: 5\3=1.66.

Вычёркиваем 1 и 6 шайб (самый маленький и самый большой показатель результативности), а оставшиеся три показателя складываем: 3+2+3=8. Теперь это значение делим на три: 8\3=2.66.

Вычёркиваем 1 и 3 шайб (самый маленький и самый большой показатель пропущенных голов), а оставшиеся три показателя складываем: 3+2+1=6. Теперь это значение делим на три: 6\3=2.

Как составить прогноз на точный счёт матча?

Рейтинг силы можно использовать для определения предварительного счёта встречи двух команд. Давайте попробуем оценить, какое количество очков сможет набрать "Детройт", а какое "Питтсбург". Для этого складываем значение рейтинга атаки "Детройта" со значением рейтинга защиты "Питтсбурга", а затем отнимаем 3 (среднее значение очков команд в НХЛ).

Среднее значение тотала для лиг и видов спорта:

  • НХЛ = 3
  • КХЛ = 2
  • НФЛ = 20
  • НБА = 100
  • Футбол = 1

Расчёт:

"Детройт" : 3+2-3 = 2
"Питтсбург" : 2.66+1.66-3 = 1.32

Для домашних команд следует округлять значение в сторону увеличения почти всегда, или добавлять 0.5 или 1, но при этом нужно смотреть на среднее значение пропущенных голов у соперника в выездных встречах. Если выездная команда в гостях пропускает довольно много, смело округляйте в сторону увеличения. Так же можно вычислить среднее значение забитых/пропущенных голов по сезону, или за отрезок не менее 10 матчей. В нашем примере мы округлим оба значения в сторону увеличения. Представим, что "Детройт" дома имеет показатель по забитым/пропущенным - 2.66/2.53, а "Питтсбург" на выезде имеет показатели - 2.71/2.55. "Питтсбург" пропускает больше чем 2.5 шайбы на выезде за матч, поэтому увеличиваем значение забитых у "Детройта". Точно так же и "Детройт" дома пропускает больше 2.5, а "Питтсбург" при этом имеет высокий показатель реализации на выезде - 2.71 в среднем за матч.

Таким образом, мы вычислили, что матч "Детройт" - "Питтсбург" может завершиться со счётом 2-2 или 3-2 (Пограничное значение). А вот уже дальше нужно отталкиваться от дополнительной информации и косвенных факторов , которые могут повлиять на исход встречи.

Как составить окончательный прогноз матча?

Прежде мы должны всё еще раз проверить. Посмотрите, правильно ли вы интерпретировали ту информацию, которую получили, правильно ли вы разделили прямые и косвенные факторы , не упустили ли вы что-нибудь важное. Правильно ли вы рассчитали рейтинг силы команд . Далее проверьте, не появилась ли новая информация , и если она появилась, то нужно учитывать её при составлении прогноза. Теперь проанализируйте, не повлияют ли на успешный проход ставки совокупность косвенных факторов. Например, если их очень много проследите, нет ли в них чего-то общего. Не получится ли так, что один косвенный фактор в совокупности с другим породит прямой? В любом случае всё это нужно учитывать, но не нужно себя путать. Просто анализируйте, задавайте самому себе вопросы и отвечайте на них. Вы просто размышляете, а путаница ни к чему хорошему не приведет. Закончиться всё тем, что вы просто-напросто запутаетесь в собственных мыслях и сомнениях.

Вот примерно так и происходит составление прогноза на матчи. Помните, что каждый матч и каждый случай уникален, поэтому ваша ситуация может отличаться от приведённых. Самое важное, как уже было сказано, собрать информацию, откинуть лишнее, проанализировать её и составить прогноз, после чего себя проверить. Ваш главный инструмент - это статистика и новости. Размышляйте и анализируйте, но не увлекайтесь. Анализировать надо глубоко, но быстро, иначе утоните в своих же мыслях. Удачного прогнозирования!

Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп Кваша Григорий Семенович

Составление прогноза

Составление прогноза

Для составления прогноза надо учитывать три фактора: общую для всех знаков историческую цикличность, циклы идеологических стихий и особые годы для каждого знака.

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Составление духовного плана Когда Вирджиния колдовала о помощи и поддержке в своих школьных занятиях, она составила духовный план. Дело в том, что направление колдовской силы на цель или проблему не дает окончательного ответа. Колдуньи тщательно обдумывают способ

Из книги Сила бога живого Саи бабы для обретения денег автора Башкирова Нина

Составление просьбы Во-первых, мы составили просьбу, записали ее на бумаге, чтобы в волнительный момент обращения ничего не упустить. Я помнил о том, что просьба не должна быть во вред окружающим, поэтому нам пришлось долго говорить, обсуждать проблему, выяснять, чего же

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Составление алгоритма связи с Саи Бабой Шло время, и я убеждался снова и снова – связь через фото работает. Поэтому я всерьез стал работать над постоянной связью с Саи Бабой. Может, это звучит и пафосно, но я понимал, что я – избран: я посетил ашрам, был приглашен на

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Составление ключевых фраз Первое, что мы должны с вами освоить, – это правильная коммуникация на уровне речи. Каждый из нас является представителем какой-то матрицы, и у всех разный набор своих индивидуальных особенностей. Но ведь мы можем говорить на одном языке, хотя и

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Эффективная магия. Главные принципы работы с энергией автора Ом Мия

[Составление индекса для книг Учения] Большой радостью было узнать, что составляется подробный индекс книг Учения, это так нужно. На каком языке? Ведь к этой работе могли бы быть привлечены многие члены Общества, которые не знают, к чему себя применить. Также кто-то мог бы

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Упражнение 4.3. Составление праздничного заклинания Праздничное заклинание пишут, чтобы почтить бога и богиню или по случаю определенного праздника. Оно может быть написано также в честь важной вехи в жизни конкретного человека, например, дня рождения или посвящения в

Из книги Жива. Славянская система целительства автора Куровская Лада

Упражнение 4.4. Составление простого заклинания Простое заклинание предназначается для того, чтобы помочь ведьме достичь одной конкретной цели в течение какого-то определенного периода. Основываясь на том, что вы уже узнали из этой книги, напишите простое заклинание для

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Упражнение 4.6. Составление долгосрочного заклинания Долгосрочное заклинание осуществляется в течение нескольких дней или недель, а не реализуется одномоментно. Заклинания такого типа лучше всего подходят для долгосрочных целей или для таких целей, достижение которых

Из книги Становление [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. II ступень] автора

Составление цельной картинки После того как вы ответили на все вопросы и составили списки ориентиров, изучите полученную информацию, и вы сможете составить из кусочков цельную картинку некоторых сценариев ваших прошлых жизней. Нет ничего необычного в том, что у людей,

Из книги Влияние [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. III ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Подготовка к сеансу – составление заговора Благодаря посвящению в Живу человек соединяется с изначальной силой творения, поэтому его энергетика и возможности значительно возрастают: настолько, насколько он сам позволяет себе измениться к лучшему.У него возникает

Из книги автора

Составление заговора Заговор Живы – это окончательная словесная формула, включающая в себя полный мыслеобраз желаемых событий, составленная как свершившееся событие.1. Образ должен быть представлен как стоп-кадр в фильме или маленький видеоролик.2. Образ должен

Из книги автора

Заговоры. самостоятельное составление заговоров Заговоры В старые времена различие между заговором и молитвой было незначительным. Ранние христиане включали в заговоры святые имена, полагая, что их эффективность основана на вере в Бога. Вот пример широко

Из книги автора

Самостоятельное составление заговоров В Библии сказано, что «в начале было Слово». То есть весь мир пошел от него, поскольку «Слово было Богом». Таким оно во многом осталось и поныне, ведь и сейчас словом можно убить, а можно воскресить, если, как говорят, сказано

Из книги автора

Из книги автора

Шаг 12 Составление программ для чужого сознания

    РСН 67-87: Инженерные изыскания для строительства. Составление прогноза изменений температурного режима вечномерзлых грунтов численными методами - Терминология РСН 67 87: Инженерные изыскания для строительства. Составление прогноза изменений температурного режима вечномерзлых грунтов численными методами: 4. PROGNOZ 2N Аналогично PROGNOZ 2S рассчитывается только двух и одномерные… …

    Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений - организация предназначенная для деятельности органов государственного управления РФ по обеспечению защиты населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений и является подсистемой единой государственной системы предупреждения и… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - составление прогноза развития, становления чего либо на основании тщательно отобранных данных … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    PROGNOZ-3S - 1. PROGNOZ 3S Решается задача по трехмерной расчетной схеме. Главная (управляющая) программа MAIN составляется для каждого варианта прогноза. В программе MAIN вводятся исходные массивы начальной температуры и некоторые другие исходные данные.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    PROGNOZ-2S - 3. PROGNOZ 2S Эта подпрограмма отличается от PROGNOZ 3S тем, что рассчитывает только двух и одномерные температурные поля. Программы MAIN и BLOCK DATA составляются для каждого варианта прогноза. Расчет двухмерных задач по модификации PROGNOZ 2S… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Инженерно-геологическая съёмка - (a. geological engineering survey; н. ingenieur geologische Prospelction; ф. leve geotechnique; и. levantamiento geotecnico cartografia geotecnica) инж. геол. исследования, проводимые с целью установления и отображения на картах, разрезах … Геологическая энциклопедия

    Мерзлотная съёмка - комплекс полевых и камеральных работ для изучения закономерностей формирования и развития сезонно и многолетнемёрзлых горных пород (См. Многолетнемёрзлые горные породы) и их характеристик в зависимости от геолого географических условий и… … Большая советская энциклопедия

    Организационная диагностика (organizational diagnosis) - Когда консультант помогает орг ции измениться, ему необходимо понимать, что орг ция это высокоорганизованная система, способная приспосабливаться и меняться, обладающая собственной жизнедеятельностью, более сложной, чем жизнедеятельность людей… … Психологическая энциклопедия

    прогнозирование - составление прогноза развития, становления, распространения чего л. (напр., науки, отрасли производства, процесса, отношений и др.) на основании изучения тщательно отобранных данных. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

    Мониторинг окружающей среды - система наблюдения и изучения качества природной среды, позволяющая оценить ее состояние и направление развития и своевременно принять необходимые меры, направленные на улучшение качества среды, мониторинг включает анализ … Энциклопедический словарь по металлургии

    прогнозирование - составление прогноза как предсказания о развитии чего либо, основанного на определенных данных, становления, распространения, хода некоего процесса на базе изучения отобранных и проверенных данных. Словарь практического психолога. М.: АСТ,… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Pass Cambridge Bec Preliminary: Workbook , . PASS Cambridge BEC Preliminary- первая ступень курса делового английского языка для студентов. Соответствует уровням A2 Elementary - B1 Pre-Intermediate. Грамматика PASS Cambridge BEC…

В данной статье описываются методы прогнозирования, их значение, классификация и краткие характеристики. Представлены основные критерии выбора данных методов и приведены примеры их эффективного практического применения. Также подчеркнута особая роль методологии прогнозирования в современном мире повышенной нестабильности.

Суть и значение методологии прогнозирования

В общем понятии прогнозирование является процессом предопределения будущего на основании исходных параметров (опыта, выявленных закономерностей, тенденций, связей, возможных перспектив и т. п.). На научной основе прогнозирование используется в самых различных областях жизнедеятельности человека: экономике, социологии, демографии, политологии, метеорологии, генетике и многих других. Наиболее показательным примером использования прогнозирования в повседневной жизни человека является привычный всем ежедневный прогноз погоды.

В свою очередь, эффективное использование прогнозов на научной основе требует применения определенных методик, включающих в себя целый ряд методов прогнозирования. В начале прошлого века при зарождении научных исследований по данному направлению предлагалось всего лишь несколько подобных методов с ограниченным спектром применения. На данный момент существует множество таких методов (более 150), хотя практически используется не более нескольких десятков основных методов прогнозирования. При этом выбор тех или иных методов зависит как от сферы их применения, так и от поставленных целей проводимых прогнозных исследований, а также от доступности для исследователя конкретных инструментов прогнозирования.

Базисные понятия в методологии прогнозирования

Метод прогнозирования - конкретный способ, направленный на исследование объекта прогнозирования с целью получения целевого прогноза.

Методология прогнозирования - общая совокупность знаний о методах, приемах и инструментах составления прогнозов.

Методика прогнозирования - сочетание методов, приемов и инструментов, избранных для получения целевого прогноза.

Объект прогнозирования - определенная область процессов, в рамках которых проводятся исследования субъекта прогнозирования.

Субъект прогнозирования - юридическое либо физическое лицо, осуществляющее исследовательскую работу с целью получения прогнозов.

Различия и взаимосвязь планирования с процессом составления прогнозов

Прогнозирование в отличие от планирования:

  • носит информативный, а не директивный характер;
  • охватывает не только деятельность конкретного предприятия или организации, а всю совокупность внешней и внутренней среды;
  • может носить более долгосрочный характер;
  • не требует значительной детализации.

Однако при всех различиях прогнозирование и планирование имеют тесную взаимосвязь, в особенности в экономической области. Полученный целевой прогноз показывает область потенциальных рисков и возможностей, в разрезе которых формируются конкретные проблемы, задачи и цели, которые необходимо решить и учитывать при составлении планов различных форм (стратегических, оперативных и т. д.). Кроме того, прогнозы дают возможность аналитически обоснованного многовариантного взгляда на потенциальное развитие, что необходимо для построения альтернативных планов. В общем смысле можно сказать, что взаимосвязь прогнозирования и планирования заключается в том, что хотя прогноз и не определяет конкретных плановых задач, но содержит необходимые информативные материалы для осуществления эффективного целевого планирования.

Основные классификаторы в методологии прогнозирования

Основная классификация методов прогнозирования обычно осуществляется по следующим признакам:

По степени формализации:

  • интуитивные которые используются при сложно прогнозируемых задачах с применением экспертных оценок (интервью, метод сценариев, метод "Дельфи", мозговой штурм и т.п.);
  • формализованные методы, которые преимущественно подразумевают более точный математический расчет (метод экстраполяции, метод наименьших квадратов и т. п., а также различные методы моделирования).

По характеру прогностического процесса:

  • качественные методы, базирующиеся на экспертных оценках и аналитике;
  • количественные методы, базирующиеся на математических методах;
  • комбинированные методы, включающие (синтезирующие) элементы как качественных, так и количественных методик.

По способу получения и обработки информационных данных:

  • статистические методы, подразумевающие использование для обработки информационных данных количественных (динамических) структурных закономерностей;
  • методы аналогий, базирующихся на логических выводах о схожести закономерностей развития различных процессов;
  • опережающие методы, характеризующиеся способностью построения прогнозов на основе новейших тенденций и закономерностей развития исследуемого объекта.

Также всю совокупность данных методов можно условно разделить на общие методы прогнозирования и специализированные методы. К общим методам можно отнести те, которые охватывают широкий спектр решения прогностических задач в различных сферах жизнедеятельности. Примером таких прогнозов могут служить экспертные оценки в разных областях. С другой стороны, существуют методы, ориентированные лишь на определенную сферу деятельности, как, например, балансовый метод получивший распространение в экономической сфере и ориентированный на информацию бухгалтерского учета.

Краткая характеристика методов прогнозирования

Как уже отмечалось, в прогнозировании на данный момент существует множество методов. К основным методам прогнозирования можно отнести те, которые получили на данный момент наибольшее распространение и применение в различных областях.

  • Метод Поскольку при решении многих прогнозных задач зачастую недостаточно достоверных формализованных, в том числе математических, данных, этот метод является достаточно популярным. Он основывается на профессиональном мнении опытных экспертов и специалистов в различных сферах с последующей обработкой и анализом проведенных опросов.
  • Метод экстраполяции используется при стабильной системной динамике различных процессов, когда тенденции развития сохраняются в долгосрочном периоде и существует возможность их проецирования на будущие результаты. Также данный метод используется для объектов одной сферы деятельности со схожими параметрами, предполагая, что воздействие тех или иных процессов на один объект, вызвавшие определенные последствия вызовут аналогичные результаты и в других подобных объектах. Такое прогнозирование еще называют методом аналогий.
  • Методы моделирования. Разработка моделей осуществляется на основе об определенных объектах или системах, их элементах и процессах с последующими экспериментальными апробациями построенной модели и внесением в нее необходимых корректировок. На данный момент методы прогнозного моделирования имеют наиболее широкий спектр применения в различных областях от биологии до социально-экономической сферы. В особенности возможности этой методики раскрылись с появлением современных компьютерных технологий.
  • также является одним из основных методов. Он подразумевает подход к составлению прогнозов, ориентированных на конкретные цели и задачи, формулируемые субъектом прогнозирования с установкой определенных нормативных значений.
  • Метод сценариев получил распространение при разработке управленческих решений, позволяющих оценить вероятностное развитие событий и возможные результаты. То есть этот метод подразумевает анализ ситуации с последующим определением вероятных тенденций ее развития под воздействием принятия тех или иных управленческих решений.
  • Методы Форсайта. Новейшая методика, включающая целый комплекс различных методов и приемов, направленных не только на анализ и прогноз будущего, но и на его формирование.

Статистические методы прогнозирования

Одними из главных методов составления прогнозов являются статистические методы. Разработанные такими методами прогнозы могут быть наиболее точными при условии полноты и достоверности исходных информационных данных для анализа необходимых количественных и полуколичественных характеристик объектов прогнозирования. Данные методы являются формой математических приемов прогнозирования, дающих возможность строить перспективные динамические ряды. Статистические методы прогнозирования включают:

  • исследование и применение современной математико-статистической методики построения прогнозов на основе объективных данных;
  • теоретико-практические исследования в области вероятностно-статистического моделирования экспертных методов прогнозирования;
  • теоретико-практические исследования прогнозирования в рисковой среде, а также комбинированных методов симбиоза экономико-математических и эконометрических (в том числе формализованных и экспертных) моделей.

Вспомогательный инструментарий методологии прогнозирования

К вспомогательному инструментарию эвристических методов прогнозирования можно отнести: анкеты, карты, опросные листы, различный графический материал и т. п.

К инструментарию формализованных и смешанных методов относят большой спектр инструментов и приемов вспомогательного математического аппарата. В частности:

  • линейные и нелинейные функции;
  • дифференциальные функции;
  • статистическо-математический инструментарий корреляции и регрессии;
  • метод наименьших квадратов;
  • матричные приемы, аппарат нейронных и аналитических сетей;
  • аппарат многомерной центральной предельной теоремы теории вероятностей;
  • аппарат нечетких множеств и др.

Критерии и факторы выбора тех или иных методов при составлении прогнозов

На выбор методов прогнозирования влияют различные факторы. Так оперативные задачи требуют более оперативных методов. В то же время долгосрочные (стратегические прогнозы) требуют применения методов прогнозирования комплексного всеобъемлющего характера. Выбор тех или иных методов также зависит от сферы применения, доступности релевантной информации, возможности получения формализованных (количественных) оценок, квалификации и технической оснащенности субъектов прогнозирования и т. д.

Основными критериями методики могут служить:

  • системный характер при формировании прогнозов;
  • адаптивность (вариативность) к возможным параметрическим изменениям;
  • обоснованность выбора методики с точки зрения достоверности и относительной точности прогноза;
  • непрерывность процесса прогнозирования (если не ставится единоразовая задача);
  • экономическая обоснованность - затраты на осуществление процесса прогнозирования не должны превышать эффект от практического применения его результатов, в особенности в экономической сфере.

Примеры эффективного применения существующего прогностического аппарата

Эффективное практическое применение методов прогнозирования, пример которого наиболее распространен на нынешний момент, - их использование в бизнес-среде. Так наиболее прогрессивные фирмы уже не обходятся без составления прогнозов при осуществлении полноценного планирования своей деятельности. В данном контексте важными являются прогнозы конъюнктуры рынков, динамики цен, спроса, инновационных перспектив и прочие прогностические показатели вплоть до сезонно-климатических природных колебаний и социально-политического климата.

Кроме этого, существует множество примеров эффективного применения методологии прогнозирования в различных :

  • использование математического моделирования для прогнозирования потенциальных аварийных ситуаций на опасных предприятиях;
  • системное эколого-экономическое прогнозирование в разрезе страны и регионов;
  • социально-экономическое прогнозирование тенденций развития общества в целом и отдельных его элементов;
  • прогнозирование в области квантовой физики, новых биотехнологий, информационных технологий и многих других областях.

Роль методологии прогнозирования в современном мире повышенной неопределенности и глобальных рисков

В заключение необходимо сказать, что методология прогнозирования уже давно полноценно вошла в жизнедеятельность человека, однако наибольшей актуальности она приобретает именно в наши дни. Данная тенденция связана как с быстрым развитием технологических процессов в мире, так и с повышением неопределенности во внутренней и внешней среде. Многочисленные кризисные явления в экономике, политике, социальной сфере провоцируют усиление рисковой нагрузки во всех сферах деятельности. Углубление процессов глобализации привели к появлению системных глобальных рисков генерирующих возможный эффект домино, когда проблемы в отдельных корпорациях или странах оказывают серьезное негативное воздействие на экономико-политическое состояние всего мирового сообщества. Также в последнее время усилились риски, связанные с природно-климатической нестабильностью, большими техногенными катастрофами, военно-политическими кризисами. Все это свидетельствует об особой роли прогнозирования как потенциальных глобальных, так и текущих индивидуальных рисковых явлений в современном мире. Эффективное системное прогнозирование, отвечающее на современные вызовы, может позволить избежать либо уменьшить последствия от многих угроз и даже трансформировать их в преимущества.

В данной статье рассмотрен один из основных методов прогнозирования - анализ временных рядов. На примере розничного магазина с помощью данного метода определены объемы продаж на прогнозный период.

Одна из главных обязанностей любого руководителя - грамотно планировать работу своей компании. Мир и бизнес сейчас меняются очень стремительно, и успеть за всеми изменениями непросто. Многие события, которые невозможно предусмотреть заранее, меняют планы фирмы (например, выпуск нового продукта или группы товаров, появление на рынке сильной компании, объединение конкурентов). Но надо понимать, что зачастую планы нужны лишь для того, чтобы вносить в них коррективы, и в этом нет ничего страшного.

Любой процесс прогнозирования, как правило, строится в следующей последовательности:

1. Формулировка проблемы.

2. Сбор информации и выбор метода прогнозирования.

3. Применение метода и оценка полученного прогноза.

4. Использование прогноза для принятия решения.

5. Анализ «прогноз-факт».

Все начинается с корректной формулировки проблемы. В зависимости от нее задача прогнозирования может быть сведена, например, к задаче оптимизации. Для краткосрочного планирования производства не так важно, каким будет объем продаж в ближайшие дни. Важнее максимально эффективно распределить объемы производства продукции по имеющимся мощностям.

Краеугольным ограничением при выборе метода прогнозирования будет исходная информация: ее тип, доступность, возможность обработки, однородность, объем.

Выбор конкретного метода прогнозирования зависит от многих моментов. Достаточно ли объективной информации о прогнозируемом явлении (существует ли данный товар или аналоги достаточно долго)? Ожидаются ли качественные изменения изучаемого явления? Имеются ли зависимости между изучаемыми явлениями и/или внутри массивов данных (объемы продаж, как правило, зависят от объемов вложений в рекламу)? Являются ли данные временным рядом (информация о наличии собственности у заемщиков не является временным рядом)? Имеются ли повторяющиеся события (сезонные колебания)?

Независимо от того, в какой отрасли и сфере хозяйственной деятельности работает фирма, ее руководству постоянно приходится принимать решения, последствия которых проявятся в будущем. Любое решение основывается на том или ином способе проведения. Одним из таких способов является прогнозирование.

Прогнозирование - это научное определение вероятных путей и результатов предстоящего развития экономической системы и оценка показателей, характеризующих это развитие в более или менее отдаленном будущем.

Рассмотрим прогнозирование объема продаж, используя метод анализа временных рядов.

Прогнозирование на основе анализа временных рядов предполагает, что происходившие изменения в объемах продаж могут быть использованы для определения этого показателя в последующие периоды времени.

Временной ряд - это ряд наблюдений, проводящихся регулярно через равные промежутки времени: год, неделю, сутки или даже минуты, в зависимости от характера рассматриваемой переменной.

Обычно временной ряд состоит из нескольких компонентов:

1) тренда - общей долгосрочной тенденции изменения временного ряда, лежащей в основе его динамики;

2) сезонной вариации - краткосрочного регулярно повторяющегося колебания значений временного ряда вокруг тренда;

3) циклических колебаний, характеризующих так называемый цикл деловой активности, или экономический цикл, состоящий из экономического подъема, спада, депрессии и оживления. Этот цикл повторяется регулярно.

Для объединения отдельных элементов временного ряда можно воспользоваться мультипликативной моделью:

Объем продаж = Тренд × Сезонная вариация × Остаточная вариация. (1)

В ходе составления прогноза продаж учитывают показатели компании за последние несколько лет, прогноз роста рынка, динамику развития конкурентов. Оптимальное прогнозирование продаж и корректировку прогноза обеспечивает полный отчет о продажах компании.

Применим данный метод для определения объема продаж салона «Часы» на 2009 г. В табл. 1 представлены объемы продаж салона «Часы», специализирующегося на розничной продаже часов.

Таблица 1. Динамика объема продаж салона «Часы», тыс. руб.

Для данных, приведенных в табл. 1, отметим два основных момента:

    существующий тренд : объем продаж в соответствующих кварталах каждого года стабильно растет год от года;

  • сезонная вариация: в первые три квартала каждого года продажи медленно растут, но остаются на относительно низком уровне; максимальные за год значения объема продаж всегда приходятся на четвертый квартал. Такая динамика повторяется из года в год. Данный тип отклонений всегда носит название сезонных, даже если речь идет, например, о временном ряде еженедельных объемов продаж. Этот термин просто отражает регулярность и краткосрочность отклонений от тренда по сравнению с продолжительностью временного ряда.

Первый этап анализа временных рядов - построение графика данных.

Для того чтобы составить прогноз, необходимо сначала рассчитать тренд, а затем - сезонные компоненты.

Расчет тренда

Тренд - это общая долгосрочная тенденция изменения временного ряда, лежащего в основе его динамики.

Если посмотреть на рис. 2, то через точки гистограммы можно от руки начертить линию повышательного тренда. Однако для этого есть математические методы, позволяющие оценить тренд более объективно и точно.

Если у временного ряда есть сезонная вариация, обычно применяют метод скользящей средней.Традиционным методом прогнозирования будущего значения показателя является усреднение n его прошлых значений.

Математически скользящие средние (служащие оценкой будущего значения спроса) выражаются так:

Скользящая средняя = Сумма спроса за предыдущие n-периоды / n. (2)

Средний объем продаж за первые четыре квартала = (937,6 + 657,6 + 1001,8 + 1239,2) / 4 = 959,075 тыс. руб.

Когда квартал заканчивается, данные об объеме продаж в течение последнего квартала прибавляются к сумме данных за предыдущие три квартала, а данные за ранний квартал отбрасываются. Это приводит к сглаживанию краткосрочных нарушений в ряде данных.

Средний объем продаж за следующие четыре квартала = (657,6 + 1001,8 + 1239,2 + 1112,5) / 4 = 1002,775 тыс. руб.

Первая рассчитанная средняя показывает средний объем продаж за первый год и находится посередине между данными о продажах за II и III кварталы 2007 г. Средняя за следующие четыре квартала разместится между объемом продаж за III и IV кварталы. Таким образом, данные столбца 3 - это тренд скользящих средних.

Но для продолжения анализа временного ряда и расчета сезонной вариации необходимо знать значение тренда точно на то же время, что и исходные данные, поэтому необходимо центрировать полученные скользящие средние, сложив соседние значения и разделив их пополам. Центрированная средняя и есть значение рассчитанного тренда (расчеты представлены в столбцах 4 и 5 табл. 2).

Таблица 2. Анализ временного ряда

Объем продаж, тыс. руб.

Четырехквартальная скользящая средняя

Сумма двух соседних значений

Тренд, тыс. руб.

Объем продаж / тренд × 100

I кв. 2007 г.

II кв. 2007 г.

III кв. 2007 г.

IV кв. 2007 г.

I кв. 2008 г.

II кв. 2008 г.

III кв. 2008 г.

IV кв. 2008 г.

Для составления прогноза продаж на каждый квартал 2009 г. надо продолжить на графике тренд скользящих средних. Так как процесс сглаживания устранил все колебания вокруг тренда, то сделать это будет несложно. Распространение тренда показано линией на рис. 4. По графику можно определить прогноз для каждого квартала (табл. 3).

Таблица 3. Прогноз тренда на 2009 г.

2009 г.

Объем продаж, тыс. руб.

Расчет сезонной вариации

Для того чтобы составить реалистичный прогноз продаж на каждый квартал 2009 г., необходимо рассмотреть поквартальную динамику объема продаж и рассчитать сезонную вариацию. Если обратиться к данным о продажах за предыдущий период и пренебречь трендом, можно рассмотреть сезонную вариацию более четко. Так как для анализа временного ряда будет использована мультипликативная модель , необходимо разделить каждый показатель объема продаж на величину тренда, как показано в следующей формуле:

Мультипликативная модель = Тренд × Сезонная вариация × Остаточная вариация × Объем продаж / Тренд = Сезонная вариация × Остаточная вариация. (3)

Результаты расчетов представлены в столбце 6 табл. 2. Для того чтобы выразить значения показателей в процентах и округлить их до первого десятичного знака, умножаем их на 100.

Теперь будем по очереди брать данные за каждый квартал и устанавливать, на сколько в среднем они больше или меньше значений тренда. Расчеты приведены в табл. 4.

Таблица 4. Расчет средней квартальной вариации, тыс. руб.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Нескорректированная средняя

Нескорректированные данные в табл. 4 содержат как сезонную, так и остаточную вариацию. Для удаления элемента остаточной вариации необходимо скорректировать средние. В долгосрочном плане величина превышения объема продаж над трендом в удачные кварталы должна уравниваться с величиной, на которую объем продаж ниже тренда в неудачные кварталы, чтобы сезонные компоненты в сумме составляли примерно 400 %. В данном случае сумма нескорректированных средних равна 398,6. Таким образом, необходимо умножить каждое среднее значение на корректирующий коэффициент, чтобы сумма средних составила 400.

Корректирующий коэффициент рассчитывается следующим образом: Корректирующий коэффициент = 400 / 398,6 = 1,0036.

Расчет сезонной вариации представлен в табл. 5.

Таблица 5. Расчет сезонной вариации

На основании данных табл. 5 можно спрогнозировать, например, что в I квартале объем продаж в среднем будет составлять 96,3 % значения тренда, в IV - 118,1 % значения тренда.

Прогноз продаж

При составлении прогноза продаж исходим из следующих предположений:

    динамика тренда останется неизменной по сравнению с прошлыми периодами;

    сезонная вариация сохранит свое поведение.

Естественно, это предположение может оказаться неверным, придется вносить коррективы, учитывая экспертное ожидаемое изменение ситуации. Например, на рынок может выйти другой крупный торговец часами и сбить цены салона «Часы», может измениться экономическая ситуация в стране и т. д.

Тем не менее, основываясь на вышеперечисленных предположениях, можно составить прогноз продаж по кварталам на 2009 г. Для этого полученные значения квартального тренда надо умножить на значение соответствующей сезонной вариации за каждый квартал. Расчет данных приведен в табл. 6.

Таблица 6. Составление прогноза продаж по кварталам салона «Часы» на 2009 г.

Из полученного прогноза видно, что товарооборот салона «Часы» в 2009 г. может составить 5814 тыс. руб., но для этого предприятию необходимо проводить различные мероприятия.

Полный текст статьи читайте в журнале "Справочник экономиста" №11 (2009 г.).