Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П. Прогрессивные педагогические технологии

Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П.

М.: 1989. - 192 с.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.

Для работников народного образования.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Б
1.1. Сущность педагогической системы школы 6
1.2. Педагогическая система как концепция образования и основа педагогической технологии 14
1.3. Аннотированная история педагогики и школы как история педагогических систем и педагогических технологии 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧНАЯ МЕТОДИКА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Днагностичная постановка цепей образования и воспитания, проблемы и методы 30
2.2. Понятие о диагностичной постановке цели 31
2.3. Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразоваиия 45
2.4. Посильность содержания учебной программы для учащихся 85
2.5. Происхождение и сущность процентомании в школьной жизни 92
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 95
3.1. Дидактический процесс - основа педагогической технологии 96
3.2. Обобщенная структура алгоритма функционирования ПО
3.3. Возможные критерии для оценки эффективности алгоритма функционирования 115
3.4. Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе 118
3.5. Педагогический анализ дидактических систем 125
3.6. Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса 133
3.7. Закон принципиальных возможностей дидактического процесса 136
3.8. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока 142
ГЛАВА 4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 153
4.1. Перспективная педагогическая система общеобразовательной школы 154
4.2. Педагогическая технология учителя-новатора (анализ сущности) 169
4.3. Критерии оценки учебной деятельности учащегося, учителя, школы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ- МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ-УЧЕБНИК. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО. ПС В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании. Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.

Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.

Предисловие

Будущее образования это образование со все большей долей участия компьютеров. Необходимость обеспечения полноценного участия компьютера в процессах образования и обучения это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики. Это как раз та потребность, о которой известный мыслитель сказал, что она продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Существенно при этом изменятся профессия учителя, структура, содержание и качество всего образования. Это эпохальное преобразование образования не произойдет, однако, самопроизвольно - его надо подготовить и осуществить преднамеренно и осознанно. Для этого, прежде всего, необходима адекватная педагогическая теория.

Эта книга - результат почти полувекового труда автора в данном направлении претендует на эту роль. Ее название требует некоторого предварительного пояснения. Почему в названии книги говорится «с участием компьютеров », а не «с помощью компьютеров » как это традиционно принято говорить? Все дело в том, что компьютерная техника достигла к концу XX века такого уровня своего развития, что компьютер, как это показано в книге, будучи применен в его полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса.

До сих пор компьютер все еще используется преподавателем как приспособление в его деятельности, поэтому мы говорим «с помощью компьютера».

В книге разработано такое психолого-педагогическое обеспечение компьютера, что он может рассматриваться как равноправный, наряду с учителем участник процесса обучения и образования, а поэтому - «с участием компьютера ».

Хочется провести здесь некоторую историческую параллель. В XVII веке известному чешскому педагогу Я. А. Коменскому удалось увидеть огромные потенциальные возможности только что изобретенного книгопечатания в радикальном усовершенствовании существовавшего в то время догматического метода обучения, когда лишь учитель владел книгой, читал ее вслух на уроке, а учащиеся зазубривали прочитанное им. Методику применения книги самими учащимися в обучении он назвал «Дидахографией » - от Дидак тика и Типография .

Пройдя сложный путь развития, дидахография обслуживает нас и поныне. Нисколько не претендуя на педагогические лавры Коменского, можно сказать, что сегодня к Дидахографии присоединяется «Компьютика » - от Компьют ер и Педагогика .

Педагогика сложилась как наука о деятельности учителя, а Компьютика это наука о совместной деятельности учителя и компьютера в образовательном процессе. На этой основе складывается содержание педагогической науки XXI века и, может быть, всего третьего тысячелетия. Появится новая педагогическая профессия - специалист (может быть, методист ) по разработке психолого-педагогического обеспечения компьютерных обучающих систем, и тогда компьютер займет в системах обучения и образования свое достойное место, а образование станет существенным средством гуманизации общества.

Введение

Мы все учились понемногу:

Чему-нибудь и как-нибудь.

А. С. Пушкин

Но почему, несмотря на старания наших учителей, мы так плохо учились? Потому, что из всех многообразных видов деятельности, которыми заняты люди, ни в одной из них практика так не далека от теории, как в образовании. Несмотря на то, что современная психологическая и педагогическая науки проявляют большую настойчивость в раскрытии природы образовательного процесса и наработали в этой области значительный материал, практическое обучение и воспитание людей все еще осуществляются с ориентировкой на примитивный здравый смысл и первозданные инстинктивные (еще от Адама и Евы) методы передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Несмотря на то, что эффективность этих методов самая минимальная из всех возможных в настоящее время, другие методы обучения и воспитания человека, намного более эффективные, найденные путем интенсивных научных исследований тысяч и тысяч психологов и педагогов, к сожалению, мало или совсем не знакомы школьному учителю и даже университетскому профессору. Невостребованность психолого-педагогической науки практикой является величайшим парадоксом нашей жизни, поскольку ни в одной другой области человеческой деятельности этого уже не наблюдается (за исключением отдельных акций в политике). Объяснять это явление тем, что поскольку преподаватели никак не отвечают за качество своей работы и за успеваемость учащихся, постольку они не интересуются педагогической наукой, означало бы сильно упрощать картину и видеть только ее отдельный фрагмент. Да, в этих условиях преподавателю незачем изучать педагогическую теорию, он вполне может обходиться своими педагогическими инстинктами. Критики, однако, не хотят замечать и того факта, что, если бы учитель даже изучил современные психологическую и педагогическую теории образования и обучения, то он все равно бы не сумел применить их рекомендации на практике. Когда один учитель управляет учением трех-четырех десятков учащихся, ему не до педагогических тонкостей различных теорий. Только в строго индивидуализированном процессе обучения можно осуществить личностный подход к управлению учением каждого учащегося и в этом учитель сегодня получает достойного коллегу - современный компьютер, единственно кому посильна задача индивидуализации обучения в массовом образовании. Это, однако, не означает, что принесенный в классную комнату компьютер, немедленно начинает свою педагогическую революцию. Это может сделать только такой компьютер, в память которого заложено специальное психолого-педагогическое обеспечение, излагаемое пока только в этой книге.

Читателями этой книги будут либо вчерашние школьники - сегодняшние студенты, либо профессиональные учителя, либо разного уровня руководители образования и научные работники, изучающие закономерности образования. Хочется надеяться, что ее перелистают и компьютерные «гуру», программирующие материалы для компьютерного обучения. Понятно, что у каждой из этих категорий читателей свое представление об образовании: у одних житейское и интуитивное, у других практическое или научное. Однако можно с уверенностью сказать, что ни у тех, ни у других еще не сложилось целостного научного представления об образовании и образовательной деятельности. И это потому, что они еще не изучили (подчеркиваю: изучили) содержание этой книги, единственной на сегодняшний день излагающей целостную и законченную общую теорию образования в условиях все углубляющейся компьютеризации всей человеческой интеллектуальной деятельности. Мы говорим «общую теорию», так как она раскрывает общие закономерности образования одинаково справедливые для любого его уровня: от детского сада до докторантуры. Мы говорим «теорию», так как образовательные процессы, построенные по описаниям этой книги, обладают, во-первых, свойством гарантированности заранее заданного качества обучения и образования и, во-вторых, свойством многократной воспроизводимости этого качества. Материал, излагаемый в этой книге, опирается на хорошо исследованные факты и явления, изучаемые науками о человеке - от социологии до генетики. На этой естественнонаучной основе выводятся закономерности и правила построения столь же естественных процессов воспитания, обучения и развития человеческой личности. При этом точно определяется место, роль и функции учителя и компьютера в их кооперированной педагогической деятельности. Вне такой кооперации просто немыслимо будущее развитие образования. Иногда, читая книгу, вам будет казаться, что предлагаемые в книге правила и методы построения процесса обучения противоречат вашему здравому смыслу, тогда надо вспомнить слова одного великого мудреца о том, что если бы здравый смысл мог раскрывать действительную природу вещей, никакая наука человеку была бы не нужна. В настоящее время еще только в образовании господствует здравый смысл при принятии решений о различных его реформах и это, кроме гигантских выброшенных на ветер средств и сумятицы в умах и делах, ничего не дает. Образование во всем мире, принципы которого были заложены тысячелетиями тому назад, до сих пор опирается на примитивный здравый смысл. Однако обострившиеся в конце второго тысячелетия кризисные явления в образовании и неудачи в их преодолении старыми добрыми методами здравого рассуждения все больше побуждают работников образования, к поиску и применению научных подходов к преодолению кризисов. Прочитав и изучив эту книгу, вы сумеете понять, насколько лучше могли бы сложиться и ваша жизнь и судьба, если бы ваше образование направлялось бы не умозрительными и житейскими представлениями ваших учителей и воспитателей, а наукой об образовании. Может быть, ваше осознание личных потерь побудит вас улучшить существующее образование таким образом, как это предлагается наукой, чтобы вашим детям и внукам (а может быть, еще и вам самим) плоды образования стали бы сладкими и желанными, а их собирание легким и радостным.

8) Структура педагогической системы (по В.П. Беспалько)

1 ДидактическиЦели процессы

Учащиеся

Педагоги

Организа-

образования

ционные формы

Изложенное выше дает нам основание перейти к осмыслению понятия «воспитательная система школы». Воспользуемся для этого определением Л.И. Новиковой: «воспитательная система школы – это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы» («Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М., 1989. С. 62).

Таким образом, воспитательная система школы предполагает:

комплекс воспитательных целей и задач;

общность людей, их реализующих;

совместную деятельность, направленную на достижение щелей;

сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятель-

часть окружающей социальной среды, которая освоена коллективом школы для реализации принятых целей;

управление совместной деятельностью.

Воспитательная система школы – плод коллективного мышления, ее эффективность зависит от того, насколько приняты ее участниками цели, содержание, складывающиеся отношения; однако это не означает, что в ней игнорируются индивидуальные особенности воспитуемых. Поэтому для нее актуальна формула: воспитательная деятельность, охватывающая всех + индивидуализация воспитания - вот слагаемые успеха.

Поясним высказанные положения.

1. Воспитательная система школы включает в себя, как правило, блок целей, осмысленных и принятых всеми ее участниками, при этом важное значение имеет не столько уяснение того,что и как нужно делать, но и осознание того (и нам представляется это более существенным),во имя чего воспитательная система создана.

2. Творцами, авторами системы являются все ее участники: педагоги, воспитанники, взрослые (родители, представители общественных организаций и др.), которые включены в школьную жизнь. При условии, что все они спаяны в единый воспитательный коллектив, следует считать, что этот коллектив – ядро воспитательной системы школы.

3. При реализации целей важно, какие отношения складываются между членами школьного коллектива: воспитательная система функционирует в деятельности, обязательно творческой. Системообразующей это деятельность становится тогда, когда она оказывается интересной, увлекательной для всех, когда каждый находит в ней сферу приложения своих знаний, умений, творческих замыслов. Это может быть сфера познания (школа №76, г. Рига, рук. Г.П. Поспело-

ва), сфера труда (Б.О. Полянский, Курская область; А.А. Захаренко, Черкасская область), сфера спорта, сфера клубной работы.

Санкт-Петербургский ученый И.П. Иванов ввел в педагогическую теорию и практику термин «коллективное творческое дело» (КТД_ и проанализировал воспитательный эффект использования различных видов КТД прежде всего в создании воспитательных школьных систем.

4. Воспитательная система школы – система открытая, отбирающая и испытывающая внешние влияния и реагирующая на них. Сильная воспитательная система способна преобразовать среду, как бы подчинить ее себе (так было у А.С. Макаренко). Для этого школа должна быть реальным центром воспитательной работы в своем микрорайоне, в ближайшем социуме.

5. Воспитательная система школы – явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, обретает новые формы. Процесс этот не стихийный, а управляемый. Управление системой осуществляется через:

корректировку целей;

расширение и разнообразие форм коллективной творческой деятельности;

введение инновации в воспитательный процесс;

расширение взаимодействия с социальной средой.

зависит от целого ряда моментов:

от специфики местоположения школы (сельская местность или город);

от количества учащихся;

от отношений в коллективе;

от творческой инициативности членов коллектива и т.д.

Поэтому воспитательная система школы не может быть стандартной, обяза-

тельной для всех типов учебно-воспитательных учреждений и в любом ее проявлении является авторской.

В своем становлении воспитательная система школы проходит несколько этапов.

1 этап – собственно становление системы. Он включает в себя

обоснование и постановку целей;

выработку главных, приоритетных ориентиров в организации коллективной творческой деятельности

проектирование коллективных ценностных установок.

2 этап – связан с отработкой структуры системы и содержательной стороны

деятельности учащихся.

утверждаются системообразующие сферы и виды деятельности;

выделяются приоритетные направления функционирования системы;

отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитательной деятельности.

3 этап – оформление системы: крепнут внутренние связи, упорядочивается жизнь школьников, формируется так называемое «чувство школы». Создаются и «работают» традиции, создаются предпосылки для социального наследования. Расширяются связи с ближайшим социальным окружением, активно используется материальная, природная, предметно-эстетическая среда, в управлении преобладают саморегуляция и самоконтроль, наступает период относительной стабильности.

Однако останавливаться на этом этапе не следует (А.С. Макаренко напоминал педагогам, что остановка в созидательном воспитательном движении равносильна смерти). Поэтому важно готовиться к обновлению системы.

В методической литературе называются 2 пути, по которым может осуществляться обновление системы: революционный и эволюционный.

Первый (революционный) связан, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами и требует коренных изменений структуры системы, изменений целевых ориентиров (Так, например, произошло с А.С. Макаренко и воспитательным коллективом, когда ему предложили перебраться в Куряж).

Итак, мы подробно изложили теоретические основы возникновения и становления такого педагогического феномена, как воспитательная система школы. Однако его теоретическое осмысление было бы невозможным, если бы воспитательные системы не являлись бы реальным воплощением творческих замыслов педагогов-практиков. История развития образования и педагогической мысли знакомит нас с опытом создания воспитательных систем как за рубежом, так и в нашей стране.

К числу наиболее известных зарубежных воспитательных систем, бесспорно, относятся школа Монтессори, Вольдорфская школа и педагогическая система Селестена Френе.

В отечественной педагогике экспериментальная работа по созданию воспитательных школьных систем началось в 20е годы XX века и связана с именами А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, С.М. Ривеса, М.М. Пистрака и др. Остановимся подробнее на некоторых из этих систем.

Система А.С. Макаренко функционировала в одном из официальных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (сначала трудовая колония, затем – школа-коммуна). Системообразующими факторами стали настоящая производственная деятельность и самоуправление коллективом воспитанников. В колонии был цех по изготовлению мебели, столь необходимой для нормальной жизни колонистов, в коммуне появился завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты. Придя к выводу, что «труд без идущего рядом образования и воспитания становится нейтральным» в воспитательном плане, мало привлекательным для ребенка, А.С. Макаренко удачно соединил начальную профессиональную подготовку с общим средним образованием колонистов. Разработанная им методика создания и развития коллектива, которая цементировала взаимоотношения, общение в колонии и коммуне, стали классикой отечественной педагогики.

Система В.Н. Сороки-Росинского была создана на базе Московской школы им Ф. Достоевского, благодаря книге Пантелеева, одного из учащихся этой школы, более известная как «республика ШКИД». В основу этой системы был зало-

жен учебный труд (учеба, учение), который для беспризорных голодных и раздетых детей превратился в «сказочно увлекательный процесс». Девизом школы стали слова: « Только знание помогут нам выйти в люди». Вот что пишет в своей книге «Республика ШКИД» А. Пантелеев: «Нас лечили трудом, но трудом не физическим, не переплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой – 10 уроков в день, летом, кажется шесть или семь и никакого протеста – ни тогда, ни теперь – в памяти. Мы с наслаждением впитывали в себя культуру».

Система С.М. Ривес была организована в Одесской школе-коммуне. Ее системообразующим компонентом стало создание атмосферы радости с помощью фантастических феерий, праздничных шествий, творческих смотров, которые активизировали деятельность детей, воспитывали доброжелательность, взаимоуважение, желание помочь товарищу и т.д. И это лишь беглый обзор опыта школ 20х - 30х годов, школ авторских, являющихся настоящей сокровищницей творческой педагогики.

Воспитательная система В.А. Караковского (школа №825, г. Москва) основана на коллективной творческой деятельности в разных формах внеурочных и учебных занятиях, которая неизбежно предполагает элементы неформального и свободного самовыражения учащихся в атмосфере дружеского общения педагогов и детей. Большое внимание уделяется клубной работе, вовлечение детей в коллективные творческие дела через участие в различных объединениях по интересам. Ребята становятся участниками игры «Робинзонада», дидактического театра, аукциона знаний, научных конференций и других увлекательных дел, что способствует созданию особого эмоционального и интеллектуального настроя, усвоению важнейших ценностных ориентиров. Школа существует уже более 25 лет, что позволяет анализировать процесс развития воспитательной системы, его закономерностей, вносить необходимые коррективы в жизнедеятельность школы.

Воспитательная система Г.П. Поспеловой (шк. №76 им. М. Ломоносов, г. Рига) предполагает в качестве главной составляющей ориентированность на ран-

нее выявление и развитие задатков и способностей каждого отдельного ученика, для определения его дальнейшего жизненного пути. Ведущий вид деятельности – познавательная, которая предусматривает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей и интересов и свободу выбора дела по душе во внеучебной деятельности. В школе созданы научные ученические объединения, соответствующие 3 профилям обучения: химико-биологическому, физикоматематическому и гуманитарному. Нам представляется, что в связи с предполагаемым в процессе модернизации образования переходом к профильному образованию на старшей ступени обучения опыт этой воспитательной системы имеет особое значение.

Разумеется, в рамках одной лекции невозможно рассказать обо всех воспитательных системах, но следует подчеркнуть, что они созданы и успешно функционируют, обогащая педагогическую науку и практику творческими идеями, инновационным подходом к решению самых актуальных вопросов воспитания, обучения и образования подрастающего поколения.

В заключение обратим внимание на то, что понятие «воспитательная система школы» не тождественно понятию «система воспитательной работы». Последнее складывается из работы (достаточно разобщенной и самостоятельной) отдельных классных руководителей и чаще всего предполагает сумму различных мероприятий, проводимых по классам. Суть понятия «воспитательная система школы» достаточно полно представлена в данной лекции и не требует дополнительных разъяснений.

Лекция 12 Коллектив как объект и субъект воспитания.

1. Развитие теории коллектива в педагогики

2. Сущностная характеристика коллектива

Создание воспитательного детского коллектива – генеральная линия воспитательной работы общеобразовательной школы. Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, когда в условиях нестабильности общества (а именно то явление произошло в России в результате смены экономического и политического курса) изменились идеологические и идейные ориентиры молодежи, а ослабление влияния пионерской и по существу роспуск комсомольской организаций поставили под угрозу возможность управлять процессом формирования личности в коллективе и через коллектив. Под сомнение ставится сегодня и вопрос о том, следует ли фетишизировать роль коллектива в жизни и становлении подрастающего поколения: оппозиционные нападки на сторонников коллектива как объекта и субъекта воспитания продолжаются до сих пор.

История педагогической мысли отразила идеологическую и методологическую суть борьбы сторонников и противников воспитания в коллектива. Известно, что основным доводом тех, кто выступает против коллективизма, является утверждение того, что коллектив подавляет личность, уничтожает уникальность человека, превращает его в «стадное» животное, заставляя подчиняться воле и требованиям коллектива (типичным образцом такого подхода к оценке воспитательного потенциала коллектива является педагогика экзистенциализма с присущим ей культом индивидуализма). Противник коллектива приводят примеры, свидетельствующие о конформизме, отчуждении тех детей, которые не похожи на других, имеют свою жизненную позицию, думают по-иному и противятся подчинению их большинству. Следует признать, что такие случаи имеют место в школьной практике, однако причину конфликта правильнее было бы объяснить не враждебностью коллектива (о различных уровнях и стадиях развития коллектива

речь пойдет ниже). Крушение идеологии коммунизма, основанной на парадигме воспитания в коллективе и через коллектив, усилило оппозиционные нападки, поэтому так важно разобраться в том, что такое коллектив как педагогический феномен, какова его воспитательная сила и может ли человек состояться как личность и жить вне коллектива.

Задумывались ли вы над тем, с чего начинается для ребенка школа? Конечно же, с новизны ощущений и впечатлений: со школьной формы, которая воспринимается первоклассником как атрибут взросления, с первой учительницы, с 3035 сверстников, объединившихся в понятие «мой класс». Однако «класс» и «классный коллектив» - понятия не синонимичные. К сожалению, довольно часто класс так и не становится коллективом, и это затрудняет решение, прежде всего воспитательных, развивающих задач.

Что же такое воспитательный коллектив и каковы его сущностные черты? Любой, даже самый далекий от педагогики человек скажет, что это группа людей, и таким образом подчеркнет, что коллектив – явление социальное. И это действительно так, ибо объединения людей, собравшимся вместе в устойчивые группы по различным мотивам и идейным соображениям, есть неотъемлемая составляющая социума.

Однако объединиться в группы недостаточно для того, чтобы именовать себя коллективом и обладать всей его воспитывающей силой. Для этого нужно нечто большее, и это нечто большее педагогика называет сущностными признаками коллектива. Напомним, что слово «коллектив» происходит от латинского «сollectivus» - «собирательный», и это изначально указывает на то, что коллектив – группа людей. Кстати, количество людей в этих группах может быть разным и колебаться от минимума (3-4 человека – семейный коллектив) до 1000 и более (коллектив производственный).

Но вернемся к признакам коллектива. Назовем главные из них.

1. Коллектив – это группа людей, объединенная общественно значимой целью .

Именно общественная, социальная значимость цели отличает настоящей коллектив от преступного, асоциального сообщества. В своей книге «Тимур и его команда» А. Гайдар противопоставил команду (так он называл коллектив ребят) Тимура и шайку Квакина прежде всего по тем целевым установкам, которыми руководствовались в своих действиях герои и антигерои повести.

2. Наличие совместной деятельности, организованной для достижения обще- ственно-значимой цели. Эта деятельность может быть краткосрочной по времени (сборная команда для участия в соревнованиях) и достаточно длительной (именно последняя и оказывает влияние на доведение коллектива до высшей стадии зрелости).

3. Организованная для достижения общественно-значимой цели совместная деятельность обладает необходимым воспитательным потенциалом тогда, когда она основана на взаимоподдержке, взаимопомощи, сотрудничестве, когда цель и деятельность приняты всеми ее участниками, когда каждый член коллектива ответственен за решение общей задачи.

4. Как правило, деятельность является результатом инициативы самих ребят, и инициатива это невозможна без организационно оформленной самостоятельности наиболее творчески мыслящих, обладающих организаторскими способностями членов коллектива, поэтому еще одним признаком воспитательного коллектива является наличие органов самоуправления.

Следует отметить также, что коллектив представляет собой достаточно устойчивую группу, хотя ротация в ней неизбежна; с выработанным в этой группе правильным общественным мнением.

Таким образом, воспитательный коллектив – это устойчивая группа людей, объединенных общественно значимыми целями, для достижения которых организуется совместная деятельность, формирующая отношения ответственной зависимости, товарищества, взаимоподдержки. Коллектив имеет органы самоуправления, избираемые всеми его членами. Это лишь одно из определений понятия

1. Траектория образования человека изначально задана природой, но она веками искажалась иллюзорным воображением старейшин, провозгласивших искусственную и утопическую цель: «всестороннее воспитание и образование личности». Безуспешное стремление к этой цели породило, в конце концов, мировой образовательный кризис, выход из которого состоит только в переходе на природосообразное образование.

2. Смысл природосообразного образования состоит в культивировании доминантных задатков человека, интеллектуальных и физических и их всемерном развитии до принципиально возможного уровня профессиональных способностей личности.

3. Эта задача может быть наиболее успешно реализована через организацию оптимальной педагогической системы природо-сообразного образования, названной системой персонализированного образования. Следуя природным законам роста и развития человека, всё его образование с 13-летнего возраста должно становиться только персонализированным.

4. Начальная школа в этом случае, для детей в возрасте от 6 до 12 лет даёт им, кроме «читать, писать, считать», элементарные представления о природе, обществе, человеке и труде. Соответственно дети изучают интегративные курсы: природоведение, обществоведение, человековедение и участвуют в посильном труде, построенном на политехнической основе. Основная задача начальной школы - выявление врождённых доминантных задатков каждого учащегося и определение направленности его последующего персонализированного образования.

5. Подготовка учителя для начальной школы должна предусматривать его способность преподавания любого из названных интегративных курсов и организацию трудового обучения и воспитания учащихся. Предметная подготовка учителя для начальной школы неприемлема.

Bespalkol.qxd 28.02.2008 16:15 Page 5::-0

В.П. Беспалько. ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ ПЕДАГОГИКА

6. Старшая школа для подростков и юношей в возрасте от 13 до 18 лет представляет собой профессионально-ориентированное персонализированное образование, завершающееся их профессиональной квалификацией.

7. Учитель для старшей школы является выпускником системы высшего персонализированного образования по профилю персонализированного образования старшей школы и лицензируется по этой квалификации.

9. В органах управления образованием на всех должностях, включая министра образования, могут работать только специалисты-учителя, сдавшие специальные дополнительные экзамены по управлению образованием, психологии обучения и природосооб-разной педагогике и лицензированные на этой основе.

10. В научных учреждениях образования на всех должностях научных сотрудников, включая руководителей научных учреждений, могут работать только специалисты-учителя, сдавшие специальные дополнительные экзамены по методике научных исследований в образовании, психологии обучения и природосообразной педагогике и лицензированные на этой основе.

Претворение в жизнь этих 10 заповедей явится подлинной реформой нынешнего образования, которая позволит ему подняться на уровень современной человеческой цивилизации.

TEN Precepts of the Professor BESPALKO, V.P. on the nature compliant education that is free from crises, requires no reforms, and optimally develops the inborn dispositions of pupils

The Trajectory of education of a man is initially set up by the Nature, but for centuries it has been distorted by the illusory imagination of the elders who have generated the artificial and utopian purpose of «all-round education and upbringing of a person». Unsuccessful striving to achieve this goal at last brought about the world educational crisis. The exit of which is only in the transformation to the nature compliant education.

2. The meaning of the nature compliant education consists in cultivating the dominant dispositions of the individual, both physical and

Bespalkol.qxd 28.02.2008 16:15 Page

Десять заповедей профессора В.П. Беспалько

intellectual, and their utmost development up to the essentially possible level of professional abilities of the person.

3. This Goal can be realized only in the course of the optimal organized system of nature compliant education that was named personalized education. Following the natural laws of growing up and development of f man, all education of a human being after the age of 13 years should become only personalized.

4. The Elementary school for children age 6 till 12 gives them, except of «three R», elementary ideas about the Nature, Society, Humans and Work. Accordingly children will study such integral courses as: the Natural studies, Social sciences, Human studies, and also participate in feasible work constructed on the polytechnical basis. The main task of the elementary school is to reveal the inborn dominant dispositions of every pupil and to define the direction of his farther personalized education.

5. Preparation of teachers for elementary schools should provide his ability to teach of all the named integral courses and organization of the feasible work of pupils constructed on the polytechnical basis.

Subject preparation of the teacher is unacceptable for the elementary school.

6. The Senior school for teenagers and youth in the ages from 13 till 18 gives them professional-focused personalized education with the final professional qualification.

7. Teachers for senior schools are the graduates of the system of higher personalized education that corresponds to the structure of personalized education at the senior schools where the teachers would be employed. He has to be licensed of the subsequent qualification.

8. Authors of both school, and the high school textbooks could be only expert-teachers who passed special examinations on psychology of training and on the theory of the textbook, and licensed on this basis.

9. On all levels of governing education, on all its posts, including the Minister of Education, have to be employed only expert-teachers who passed special examinations on governing education, psychology of training and nature compliant pedagogy, and licensed on this basis.

10. In scientific institutes of education on all posts of scientific workers, including heads of scientific institutes, expert-teachers who passed special examinations on methodology of research work in education, psychology of training and nature compliant pedagogy, and licensed on this basis, can work only.

Implementation of these 10 precepts would be a real and original reform of the present education that will allow it to rise to the level of the modern human civilization.