Скульптуры тома де т ростральные. Фигуры у подножия ростральных колонн. Ростральные колонны описание

Тома-де-Томон Ж., Суханов С.

Ростральные колонны являются неотъемлемой частью ансамбля стрелки Васильевского острова . Построены они по проекту архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах.

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей. Отсюда и их название, так как нос корабля моряки называли латинским словом "рострум", что переводится как "клюв". Такой обитый металлом "клюв" во время морских битв использовался для тарана противника. Впоследствии, ещё в древнем Риме, рострами украшались триумфальные колонны в честь морских побед.

При работе над архитектурным ансамблем стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов её образа. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий А. Д. Захаров . Он советовал: "Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу ". [Цит. по: 3, с. 22, 23]

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем" обратилась в Академию художеств. Её совет решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Однако, Комиссия посчитала запрошенную ими цену слишком большой. Заказ был выставлен на торги. Желающие исполнить работу за меньшие деньги нашлись. Согласно финансовым отчётам Комиссии авторами аллегорических фигур у Ростральных колонн стали И. Камберлен и Ж. Тибо. Производством якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова.

Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально Тома де Томоном предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. В 1809 году было принято решение о создании скульптур из камня, что было сделано в 1809-1813 годах. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной. Однако, у двух статуй отсутствуют атрибуты рек (сосуды с льющейся водой), что позволяет спорить о действительной интерпретации скульптур. Фигура Днепра выполнена мастером из Антверпена Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо.

Считается, что изначально Ростральные колонны, высотой в 32 метра, служили маяками для кораблей, идущих в находящийся когда-то рядом торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. Некоторые историки подвергают это сомнению. Ведь маяки обычно ставят на берегу моря, океана. У реки - весьма редко. И уж тем более не очевидна необходимость маяков в центре большого города. Возможно, Ростральные колонны, как и сейчас, всегда являлись лишь триумфальными колоннами, а факел их горел только по праздникам.

Украшения Ростральных колонн значительно пострадали во время Великой Отечественной войны. Они были пробиты осколками бомб и снарядов и сплошь проржавели. В 1947-1948 годах их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырёхугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники. Восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский.

В 1957 году к горелкам Ростральных колонн был проведён газ.

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.


Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.
Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.


Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.


Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами. Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.


Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.


В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.
Автор архитектурного ансамбля Ж.-Ф. Тома де Томон называл фигуры у основания ростральных колонн божествами моря и коммерции.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.


А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны — «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

На Стрелке Васильевского острова особенно оживленно в праздничные вечера. Огромные газовые факелы, ярко полыхающие на Ростральных колоннах, освещают радостные лица гуляющих, бросают мерцающие отблески на здания по берегам. В такие вечера Стрелка представляет поистине чарующее зрелище, а языки пламени над Ростральными колоннами словно возвращают к тем временам, когда здесь в XVIII - начале XIX века располагался петербургский порт.

К первой трети XIX века относится превращение Стрелки в один из замечательных архитектурных ансамблей города. Авторы проекта - Тома де Томон и Андреян Захаров.

Несколько отступя от берега, на Стрелке возвышается здание б. Биржи - прямоугольное в плане, приподнятое на высокий цоколь и окруженное торжественной колоннадой. По сторонам строго симметрично расположены более скромные здания бывших складов - пакгаузы, а перед ними, ближе к берегу - две Ростральные колонны, служившие маяками.

Много десятилетий прошло с тех пор, как порт переместился на побережье Финского залива, и, пожалуй, почти забыты времена, когда Стрелка была оживленным местом торговли, а здание Биржи - центром финансовых операций купцов. Однако скульптура, оформляющая старые портовые сооружения, исполненная на темы, связанные с торговлей и мореходством, сохраняет память о былой роли Стрелки. Воедино слиты в этом ансамбле архитектура и скульптура, не только украшающая здания, но и конкретизирующая назначение сооружений, позволяющая осмыслить эпоху, в которую они создавались.


"Нептун с реками Невой и Волховом". Группа на здании б. Биржи

Здание Биржи со стороны Невы и Менделеевской линии оформлено двумя скульптурными группами, расположенными над колоннадой.

В центре композиции, обращенной к Неве, бог моря Нептун с короной на голове и трезубцем в левой руке; правой, вытянутой вперед, он словно указывает на широкий речной простор, приветствуя приходящие корабли. Он восседает на колеснице, в которую впряжена четверка морских коней. По сторонам от него - фигуры женщины и старца: они сидят, опершись на наклоненные сосуды, из которых струится вода. Вероятно, это символические изображения Невы и Волхова - рек, по которым в древности проходили основные торговые пути стран северо-запада. Группа отличается четкостью и законченностью композиции, мастерством исполнения.

В центре второй скульптурной группы - фигура женщины, о наименовании которой существуют различные версии: одни утверждают, что это - Навигация, другие - богиня морей, супруга Нептуна, Амфитрита. На голове у нее корона в виде башни с зубчатыми стенами. По сторонам помещены две женские фигуры, олицетворяющие реки, и статуя Меркурия - бога торговли. В отличие от первой, эта группа более измельчена и схематична. Предполагают, что первая группа была исполнена И. П. Прокофьевым, вторая - Ф. Ф. Щедриным. Обе композиции выполнены из пудостского камня-мягкой, легко поддающейся обработке породы, затвердевающей на воздухе до прочности обожженного кирпича. (Добыча пудостского камня производилась в деревне Пудость, недалеко от Гатчины - отсюда и его название.)

В полной тематической и композиционной согласованности со скульптурой на здании Биржи выполнена и скульптура Ростральных колонн. Стволы колонн украшают "ростры" - фигурные выступы, напоминающие изображение носовой части старинного корабля (поэтому колонны называются Ростральные). У подножья каждой колонны на ступенчатом цоколе расположены статуи старика и женщины. Старик правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Примерно в той же позе сидит старик у второй колонны, левой рукой он властно опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами. Скульптура выполнена из пудостского камня. Рассчитанная на обзор издалека, вблизи она кажется массивной и несколько грубоватой по исполнению.

Как и по поводу скульптурных групп на здании Биржи, в определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн также отсутствует единство мнений. Предполагают, что эта скульптура символизирует реки России - Волгу, Днепр, Волхов и Неву, тем самым тематически согласуясь со скульптурным оформлением Биржи. Не установлены до сих пор и авторы - создатели скульптур у Ростральных колонн. Известно только, что высекал их из камня Самсон Суханов.

Скульптурное оформление сооружений на Стрелке Васильевского острова, идейно и композиционно связанное со всем архитектурным ансамблем, повествует о славных страницах истории России - крупнейшей морской державы.

Когда:
Воздвигнуты в 1810 году

Кем:
Французским архитектором Жаном Тома де Томон

Что интересно:
скульптурные элементы, расположенные у подножия Ростральных колонн, были установлены по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Скульптуры символизируют четыре реки – Днепр, Волгу, Неву и Волхов.

Где:
стрелка Васильевского острова (ст. метро «Василеостровская»).

Далеко за пределами России известно о морской славе нашего легендарного города. Немало памятников морских побед, триумфальных колонн, маяков украшают побережье Невы и Финского залива.

Немного истории

В числе символов морской силы и мощи страны одно из первых мест принадлежит Ростральным колоннам. Традиционно колонны олицетворяют морское могущество державы и их стволы обязательно должны украшать носовые части побежденных кораблей (ростры) или их изображения. В 1810 году по проекту Тома де Томона в нашем городе были воздвигнуты две 32-метровые колонны, органично вписавшиеся в исторический ансамбль Стрелки на Васильевском острове. Чтобы придать парадность и торжественность полукруглой площади, колонны решено было установить в двух сторон. Основание колонны украшают мужские и женские фигуры, символично изображающие реки. Конструкция выполнена из пудосткого камня - местного популярного строительного материала, который применялся при строительстве царских дворцов. Камень добывали примитивным способом. Он легко поддавался обработке и оставался прочным при любых капризах северной погоды.

Горит сигнальный маяк

По проекту конструкция была служить портовыми маяками для судов, поэтому колонны внутри оснащены винтовыми лестницами, ведущими на верхние площадки. Там находятся треножники-жаровни для зажигания сигнальных огней. Жаровни зажигали конопляным маслом, позже электричеством, но сейчас на них установлены газовые горелки, факелы которых пылают над колоннами. В наши дни символичные сигнальные огни на маяках зажигаются в дни особых торжеств и праздников. Особым светом отсвечивают аллегорические изваяния основания колонн, величаво стремятся ввысь остроконечные символы морской державы.

Триумфальное сооружение

Скульптурный ансамбль на Васильевском острове эффектно дополняет облик Биржевой площади. Обычные портовые маяки выполнены в форме античных триумфальных сооружений, озвучили тему морских триумфов России. Ростры колонн стилизованы, полые внутри и изготовлены из легкого металла, но это не умаляет их символического и аллегорического значения.

Знакомимся с триумфом воочию

Монументальные строгие силуэты Ростральных колонн на Васильевском острове лучше всего увидеть своими глазами. Для этого надо добраться до станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» и, ориентируясь на Адмиралтейство по Дворцовому мосту перейти на Васильевский остров. От этих же станций метро можно доехать на автобусе № 7 или на троллейбусах №№ 10, 7, 1. От станции метро «Спортивная» тоже можно доехать до остановки «Биржевая площадь» на троллейбусе № 7. Колонны представляют собой историческое и легендарное наследие города. Ежедневно это место посещают тысячи горожан и гостей города - экскурсанты, туристы, бизнесмены. Их привлекает неповторимость экспозиции, уникальность и значимость символического сооружения.