Скульптура нева у ростральной колонны. И дверь внутрь колонны со стороны Биржи. Ростральные колонны описание

Когда:
Воздвигнуты в 1810 году

Кем:
Французским архитектором Жаном Тома де Томон

Что интересно:
скульптурные элементы, расположенные у подножия Ростральных колонн, были установлены по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Скульптуры символизируют четыре реки – Днепр, Волгу, Неву и Волхов.

Где:
стрелка Васильевского острова (ст. метро «Василеостровская»).

Далеко за пределами России известно о морской славе нашего легендарного города. Немало памятников морских побед, триумфальных колонн, маяков украшают побережье Невы и Финского залива.

Немного истории

В числе символов морской силы и мощи страны одно из первых мест принадлежит Ростральным колоннам. Традиционно колонны олицетворяют морское могущество державы и их стволы обязательно должны украшать носовые части побежденных кораблей (ростры) или их изображения. В 1810 году по проекту Тома де Томона в нашем городе были воздвигнуты две 32-метровые колонны, органично вписавшиеся в исторический ансамбль Стрелки на Васильевском острове. Чтобы придать парадность и торжественность полукруглой площади, колонны решено было установить в двух сторон. Основание колонны украшают мужские и женские фигуры, символично изображающие реки. Конструкция выполнена из пудосткого камня - местного популярного строительного материала, который применялся при строительстве царских дворцов. Камень добывали примитивным способом. Он легко поддавался обработке и оставался прочным при любых капризах северной погоды.

Горит сигнальный маяк

По проекту конструкция была служить портовыми маяками для судов, поэтому колонны внутри оснащены винтовыми лестницами, ведущими на верхние площадки. Там находятся треножники-жаровни для зажигания сигнальных огней. Жаровни зажигали конопляным маслом, позже электричеством, но сейчас на них установлены газовые горелки, факелы которых пылают над колоннами. В наши дни символичные сигнальные огни на маяках зажигаются в дни особых торжеств и праздников. Особым светом отсвечивают аллегорические изваяния основания колонн, величаво стремятся ввысь остроконечные символы морской державы.

Триумфальное сооружение

Скульптурный ансамбль на Васильевском острове эффектно дополняет облик Биржевой площади. Обычные портовые маяки выполнены в форме античных триумфальных сооружений, озвучили тему морских триумфов России. Ростры колонн стилизованы, полые внутри и изготовлены из легкого металла, но это не умаляет их символического и аллегорического значения.

Знакомимся с триумфом воочию

Монументальные строгие силуэты Ростральных колонн на Васильевском острове лучше всего увидеть своими глазами. Для этого надо добраться до станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» и, ориентируясь на Адмиралтейство по Дворцовому мосту перейти на Васильевский остров. От этих же станций метро можно доехать на автобусе № 7 или на троллейбусах №№ 10, 7, 1. От станции метро «Спортивная» тоже можно доехать до остановки «Биржевая площадь» на троллейбусе № 7. Колонны представляют собой историческое и легендарное наследие города. Ежедневно это место посещают тысячи горожан и гостей города - экскурсанты, туристы, бизнесмены. Их привлекает неповторимость экспозиции, уникальность и значимость символического сооружения.

Совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни - это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня - мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой - к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.

  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.

В – неотъемлемая составляющая архитектурного комплекса Стрелки Васильевского острова. Название дано по прикрепленным на колоннах изображениям ростров (в переводе с латинского – «клюв») - носовых элементов кораблей. Традиция ставить ростральные колонны после победоносных битв идет с древнеримского периода. Таким «клювом» часто таранили корабль неприятеля и побеждали.

Этот символ города был сооружен по чертежам Тома де Томона в 1805-1810 г.г., вместе с возведением здания Биржи. Выбрать лучший проект ему помогал зодчий А. Захаров. У подножия колонн расположены по два изваяния, символизирующие реки.

Южный ростр украшен женской скульптурой, представляющей Неву, и мужской, изображающей Волхов. Кувшин с изливающейся из него водой, держит фигура Волхова. Подножие северной колонны украшают еще две фигуры: Волга и Днепр. Здесь тоже кувшин находится в руках у мужской статуи. Статую Днепра создал мастер Камберлен, остальные - французский мастер Тибо. Якоря и ростры выполнили кузнецы Корольков, Шапов и Васильев. Кирпичную кладку и отёс камней исполнила артель мастера С.Суханова.

Было время, когда 32-х метровые колонны служили маяками кораблям, приходящим в порт. Смотритель маяка по винтовой лестнице поднимался на верхнюю площадку, наливал смолу в треноги для сигнальных огней и поджигал. Иногда наливали конопляное масло, тогда брызги летели на головы проходящих мимо людей.

В 1896 году к рострам подвели электричество. Но электричеством колонны освещались недолго по причине его дороговизны. И только в 1957 году к Ростральным колоннам был подведен газ, тогда в горелках вспыхнули огнем 7-метровые мощные факелы. Огни на колоннах зажигают лишь только в самых торжественных случаях и при проведении праздников.

Во время войны Ростральным колоннам был нанесен немалый ущерб. Они были исковерканы снарядами и проржавели. После войны были отреставрированы украшения колонн и заменены площадки с чашами- светильниками. Руководство восстановлением Ростральных колонн было поручено скульптору И.Крестовскому. Последний раз колонны были отреставрированы в 1998-1999 годах.

Добраться до Ростральных колонн ближе всего от станции метро "Спортивная 2".

Фото достопримечательности: Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

Где встречаются четыре великие русские реки? Наверное, каждый российский школьник знает ответ на этот вопрос - на Стрелке Васильевского острова. Именно здесь находятся Ростральные колонны, у основания которых располагаются четыре скульптуры, олицетворяющие реки Волгу, Волхов, Неву и Днепр.

При переносе в 1730-хх годах Петербургского порта на Васильевский остров, в восточной части его начинают формировать площадь. Одновременно со строительством нового здания Биржи архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон проектирует две колонны, которые эффектно вписываются в общий архитектурный ансамбль Стрелки. Ростральные колонны устанавливают в 1810 году, и первое время они выполняют функцию фонарей. Их зажигают по ночам или в сильный туман, чтобы облегчить путь судам. Южная колонна показывает направление к Большой Неве, а северная - к Малой. Внутри колонны, в свободном пространстве, располагается крутая винтовая лестница. Она ведет на площадку, на которой установлена огромная чаша. Всю конструкцию удерживает металлическая тренога. В старину в чаши наливали конопляное масло и поджигали: во время горения образовывался огромный столб пламени, при этом горящие брызги летели на головы прохожих. В 1896 году в целях безопасности и для простоты обслуживания к колоннам подводят электричество, но такое освещение оказывается очень дорогим. После событий Октябрьской революции фонари длительное время бездействуют. И только в 1957 году, к празднованию 250-летия города, маяки газифицировали. И 23 июня 1957 года первый раз над Ростральными колоннами вспыхнули огненные столбы высотой семь метров. В наше время полюбоваться горящими маяками можно по праздничным дням.

По замыслу Тома де Томона на колоннах разместили ростры, выполненные из металла, полые внутри и украшенные фигурами различных речных богов. В Древнем Риме торжественные колонны украшали носами побежденных вражеских кораблей. Именно эти части судов носят название “ростр”. Украшая колонны рострами, архитектор стремился подчеркнуть мощь и величие Российского морского флота. История сохранила для нас фамилии кузнецов, выполнивших ростры и якоря: Васильев, Шапов, Корольков. Долго работая над проектом, архитектор в итоге выбрал идеальные пропорции - высота Ростральных колонн составляет тридцать два метра.

Над созданием Ростральных колонн трудился известный каменотес-самородок Самсон Суханов, работавший также над колоннадой Казанского собора, Александровской колонной. Именно он, не пользуясь никакими измерительными инструментами, вытесал огромные шары из гранита, установленные на спуске Стрелки Васильевского острова. Сами колонны выложены из красного кирпича артелью под его управлением.

Высятся сооружения на фундаментах, выполненных из гранита, которые одновременно являются постаментами для четырех скульптур. Модели фигур были изготовлены архитекторами Жозефом Камберленом и Жаном Тибо. У северной колонны расположены скульптуры Днепра и Волги, а у южной - Невы и Волхова. Мужскую фигуру, символизирующую Днепр, выполнил Камберлен, остальные - Тибо. Изначально предполагалось отлить статуи из металла, чугуна или бронзы, но это оказалось дорого и трудоемко. Тогда было принято решение изготовить фигуры из камня. Но где взять достойный материал? Выбор пал на камень, обладающий интересным свойством. В селе Пудость Гатчинского района добывали известковый туф, имеющий приятный желтый цвет и мягкую пористую структуру. Только что добытый камень – достаточно мягкий и легко поддается обработке. На воздухе же он затвердевает, создавая прочные изваяния. Высекать фигуры из пудостского известняка доверили все тому же Самсону Суханову. И мастер не подвел: вот уже более 200-х лет статуи вызывают восхищение у петербуржцев и гостей города. Увы, туф не способен противостоять питерскому климату и загрязненной атмосфере, поэтому сейчас фигуры утратили первоначальный светло-желтый цвет.

Первая реставрация Ростральных колонн проводилась в начале XX века, в 1928 году. При этом были восстановлены утраченные металлические детали и очищены от постороннего материала скульптуры. По словам очевидцев, с каждой из фигур сняли две-три телеги гипса, цемента, штукатурки, а сами колонны оказались выкрашены масляными красками.

Следующие реставрационные работы проходили после Великой Отечественной войны. Памятник сильно пострадал от обстрелов, часть украшений была разрушена осколками, и их пришлось заменить. И, наконец, последняя реставрация проходила в 1998-1999 годах.

Сейчас памятник доступен к осмотру в любое время. Ростральные колонны выглядят неизменно эффектно: как во время белых ночей, так и при ярком солнечном освещении, как в темное время суток при искусственной подсветке, так и в привычный хмурый питерский дождь.