Штурм сапун-горы. Штурм Сапун-Горы (диорама) Сапун-гора. Что посмотреть

Сапун-гора - естественная горная преграда на подступах к городу. Она стала ареной ожесточенных боев в период героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., а также во время его освобождения 1944 г. На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.

Героические события тех дней воскрешает диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." Художники воспроизвели момент наивысшего напряжения боя. Диорама находится в полукруглом здании музея, на втором этаже.

На площадке образцы советской боевой техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины. На склоне горы - памятник воинам 77-й дивизии, погибшим здесь при штурме укреплений врага. В парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

Освобождение Крыма началось 8 апреля 1944 года. Советские войска прорвали линию фронта в северной его части и на Керченском полуострове. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, кольцо окружения неумолимо сжималось. 16 апреля наши войска вышли к основному оборонительному рубежу противника в районе Севастополя.

На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-гора. На ее крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали от 3 до 4 линий траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

1.


Перед нашими войсками стояла ответственная задача: изучить оборону противника, измотать и обескровить врага, а затем решительным штурмом освободить город. Важная роль при этом отводилась артиллерии и авиации, которым предстояло не допустить переброски немецких войск по морским коммуникациям.

7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Особенно ожесточенными они были в районе Сапун-горы, где часами длился бой за каждую траншею. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. И хотя враг яростно сопротивлялся, на отдельных участках по несколько раз переходил в контратаку, ничто уже не могло остановить мощного натиска советских войск. В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

«Сапун - гора, Сапун - гора, как много связано с тобою…»

Статья Константина Колонтаева
2.


Одним из самых замечательных событий в истории Севастополя является освобождение его советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года.

Гитлеровское командование придавало огромное значение удержанию Крыма как важной стратегической позиции в бассейне Черного моря. Немецкие генералы считали: «тот, кто господствует в Крыму, господствует на Черном море». Этим объяснялось их стремление как можно дольше удерживать Крым и Севастополь.

Главным событием, связанным с освобождением Севастополя, стал штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г. Она была взята дивизиями 51-й армии под командованием Героя Советского Союза Я.Г. Крейзера и Приморской армии - командующий генерал-лейтенант К.С. Мельник. Это и обеспечило освобождение Севастополя и разгром немецко-фашистской группировки в Крыму.

Слово «сапун», или «сабун», имеет, как и множество названий в Крыму, тюркское происхождение. В переводе с татарского оно означает - «мыло». Другими словами - «мыльная гора». Это связано с тем, что в течение XIX века на ее склонах добывали особый вид мылящейся глины - кил.

Во времена Крымской войны 1854-55 г.г., при первой обороне Севастополя, недалеко от того места, где сейчас находится Диорама, был установлен наблюдательный пункт командования англо-французских войск, а в прилегающих к Сапун-горе долинах произошли Инкерманское, Чернореченское и Балаклавское сражения.
3.

4.


В начале Второй мировой войны, в 1941-1942 гг., по гребню Сапун-горы проходил второй рубеж обороны 7 и 8-ой бригад морской пехоты Черноморского флота.

Перед началом наступления Сапун-гора представляла невероятно трудный для штурма объект. Она возвышается над прилегающей местностью на 180-215 метров и имеет протяжённость около 8 км от высоты Карагач до Инкермана.

Ее восточный, крутой и каменистый склон переходит в отвесные скалы высотой до 10 метров и более. Это предоставляло противнику возможность создавать многоярусную систему опорных пунктов, чередуя ДОТы и железобетонные сооружения с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками.

Через каждые 25-30 метров в цепи траншей оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Все подступы к инженерным сооружениям были заминированы и прикрывались большой плотности огнем всех видов оружия.

Оценивая значение Сапун-горы, бывший начальник штаба 4-го Украинского фронта, Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов отмечал: «Штурм Сапун-горы является одной из блестящих страниц в летописи Великой Отечественной Войны. Наши войска овладели этой высотой в течение одного дня. Со взятием Сапун-горы путь на Севастополь был открыт».

Наши наступающие войска вынуждены были размещаться на равнинной, открытой местности, которая просматривалась с наземных пунктов наблюдения противника на глубину 10-15 км. В период подготовки войск к боевым действиям в условиях горной местности во всех полках первого эшелона были созданы штурмовые группы. В их состав включались артиллерийские корректировщики. Их задачей было выявлять замаскированные огневые средства противника, корректировать огонь, и, захватив его ДОТы, вызывать огонь на себя при отражении контратак противника.
5.

6.


В 9.00 7 мая на всем 12-километровом участке прорыва от горы Сахарная Головка до южного склона высоты Балаклавы артиллерия 51-й и Приморской Армий открыла массированный огонь.

Артиллерийско-авиационная подготовка атаки длилась более полутора часов. Артиллеристы-разведчики одними из первых врывались во вражеские укрепления, совместно с атакующими пехотинцами личным оружием уничтожали вражеские гарнизоны в укреплениях и тут же корректировали огонь своих батарей по вновь выявленным целям.

Для поддержки действий штурмовых групп артиллерия широко применяла стрельбу с открытых и полуоткрытых огневых позиций, часто уничтожая противника огнем прямой наводкой.

Так, например, при отражении одной из многочисленных контратак противника, при бое за овладение очередным ярусом укреплений командир одного из артдивизионов гвардии майор Вениамин Петрович Грибанов, находясь с командиром роты 85-го гв. сп в захваченном у немцев блиндаже, вызвал огонь на себя. В результате противник потерял до двух взводов пехоты и вынужден был отступить на исходные позиции.

9 мая 1944 года войска 4-го Украинского фронта полностью освободили Севастополь, а 12 мая 1944 года взятием мыса Херсонес Крым был полностью очищен от фашистских захватчиков.

Ратный подвиг освободителей Севастополя навсегда запечатлен на полотне знаменитой диорамы «Штурм Сапун-горы» и в материалах музея Славы, который сооружен на Сапун-горе.
7.


Создание мемориального комплекса на Сапун-горе началось в октябре-ноябре 1944 г., когда инженерно-саперные части Приморской армии возвели монументы воинам, павшим в боях за Севастополь при штурме Сапун-горы. Памятник бойцам Приморской армии был сооружен по проекту лейтенанта А.Д. Киселева.

Рядом с ним уже 1 мая 1945 года открыли небольшой военно-полевой музей, экспозиция которого отражала события боев 7-12 мая 1944 г. В нём экспонировались реликвии войны: документы, фронтовые фотографии воинов-освободителей, их личные вещи, оружие, трофеи, захваченные у врага.

В 1944 году на Сапун-горе были сооружены памятники воинам 51-й и Приморской армий. Музей Приморской армии просуществовал до конца 1958 г. На его месте началось строительство здания Диорамы.

Диорама представляет собой живописное полотно незамкнутого, полукруглого обзора и предметный план перед ним. Основателями принципа диорамной живописи стали в начале XIX в. французские художники Дагер и Бутон. В советской живописи принцип диорамы стал осваиваться в 30-е годы XX в. в Московской студии военных художников, возглавляемой М.Б. Грековым, который в 30-е годы написал несколько диорам на темы гражданской войны.
8.


Идея создания севастопольской Диорамы возникла в середине 50-х годов в период между окончанием празднования десятилетия освобождения Севастополя и подготовкой к 15-летию этого события. Договор на создание Диорамы был подписан в ноябре 1957 г. Он включал в себя строительство здания Диорамы, написание полотна и создание предметного плана. Открыть Диораму планировалось 9 мая 1959 г. к 15-летию освобождения Севастополя. Однако выдержать этот срок не удалось, и Диораму открыли 4 ноября 1959 г.

Строительство здания Диорамы началось в январе 1959 г. по проекту севастопольского архитектора В. Петропавловского. Здание возведено на месте, где находился Военно-полевой музей Приморской армии. Эскизы и основные работы на полотне и предметном плане производились в Москве в Студии военных художников им. М.Б. Грекова с февраля 1958 по август 1959 г.

Автор полотна «Штурм Сапун-горы» - известный советский художник-баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Его помощниками были известные художники-баталисты Н.С. Присекин и Г.И. Марченко.

Военным консультантом работ был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Терновский. Для максимальной достоверности использовали фронтовые фотографии участников штурма, а Илья Поликахин, удостоенный звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при штурме Сапун-горы, позировал П.Т. Мальцеву при написании полотна.

На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.
9.


Между полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. За создание диорамы П.Т. Мальцева удостоили золотой медали Академии художеств СССР.

В мае 1958 г. уменьшенную в 10 раз копию живописного полотна изучали и обсуждали специалисты всех видов и родов войск, участники штурма, а также искусствоведы Москвы, Киева, Севастополя, Симферополя.

С 4 августа 1959 г. в построенном на Сапун-горе к тому времени здании Диорамы начался монтаж полотна и предметного плана перед ним. Работа была завершена 1 ноября 1959 г. Общие размеры полотна: длина - 25,5 м, ширина - 5,5 м, общая площадь - 137,5 кв. м. Площадь предметного плана - 83 кв. м.

4 ноября 1959 г. на смотровую площадку Диорамы пришла первая группа посетителей, состоявшая из ветеранов Великой Отечественной войны, участников штурма Сапун-горы. За прошедшие 40 лет с живописным полотном Диорамы ознакомилось 24 млн. человек.
10.

В нижнем зале Диорамы экспозиция состоит из следующих основных частей: «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.», «Освобождение Крыма и Севастополя в апреле-мае 1944 г.». В верхнем зале находится живописное полотно «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» и предметный план перед ним. Перед входом в верхний зал - небольшая выставка, посвященная истории создания Диорамы.

Рядом с Диорамой, в парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

К 1970 году обелиск Славы, сооружённый в ноябре 1944 года, реконструировали. На каждой из 4 сторон памятника установили по две плиты из розового гранита, на которых высечен перечень из 230 соединений и отдельных частей 4-го Украинского фронта и ряда других общегосударственных структур, принимавших участие в освобождении Севастополя. Высота обелиска 28 метров, авторы проекта реконструкции - архитекторы В.М. Артюхов, В.К. Цаккер.

В 25-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1970 г., у обелиска Славы зажгли Вечный огонь, доставленный с Малахова кургана. Через каждые пять минут звучит мелодия «Сапун-гора» композитора Б.В. Боголепова.

Вместе с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, Диорама образует единый архитектурный ансамбль.

На Сапун-горе расположена открытая экспозиция образцов боевой техники СССР и Германии периода Второй Мировой войны. Мемориальный комплекс является филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
11.

12.


У подножия Сапун-горы сооружены памятники воинам 32-й гвардейской и 77-й стрелковой дивизиям, которые 7 мая 1944 года первыми вышли на её вершину.

К 50-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне на Сапун-горе вознёсся храм-часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца.
13.

14.

Сапун-гора имеет протяжённость около 8 км и высоту 250 м над уровнем моря и является естественной преградой на подступах к городу. 70 лет назад здесь шли ожесточённые бои, а сейчас — создан мемориальный комплекс, в состав которого входят: филиал Музея героической обороны и освобождения — Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», обелиск Славы, выставка боевой техники, храм-часовня во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца

Сапун-гора — трагические события

В 1941-42 гг. по Сапун-горе проходил один из рубежей обороны Севастополя. На этой высоте находился последний командный пункт 7 бригады морской пехоты. Во время освобождения Севастополя в мае 1944 г. в районе Сапун-горы развернулись решающие бои за город.

В память о воинах, сражавшихся за Севастополь, уже 1 мая 1945 г. на Сапун-горе был открыт небольшой военно-полевой музей. За год до этого события, в 1944 г., на Сапун-горе были сооружены памятники воинам Приморской и 51-й Армий.

51 Армия принимала участие в освобождении Крыма и Севастополя от гитлеровцев и штурмовала Сапун-гору 7 мая 1944 г. Памятник был построен руками воинов этой армии в память о своих павших товарищах. Командующий армией генерал Крейзер получил звание Героя Советского Союза в первый месяц войны, задержав наступление противника под Оршей. Это первый пехотный командир, получивший звание ГСС.

О нем была написана песня «Дивизия Крейзера». С 1943 года Крейзер командовал 51 Армией, которая освобождала Донбасс, Никополь, Мелитополь, Крым, Севастополь, затем – Латвию. Именем Крейзера названа улица в Севастополе.

Воины 51 Армии первыми вышли на гребень Сапун-горы вечером 7 мая 1944 г. Рядовой И.К. Яцуненко во время штурма, получив штурмовой красный флаг, одним из первых водрузил его и затем отражал попытки противника захватить или уничтожить флаг.

За этот подвиг Яцуненко был удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейших боях за Севастополь Яцуненко был тяжело ранен, после выздоровления проходил службу в запасных полках. Орден Ленина и медаль «Золотая звезда» получил в 1954 г. Яцуненко умер в 1983 г., похоронен в Севастополе, запечатлен на полотне Диорамы.

Но подвиги в годы войны совершали не только воины на передовой, но и люди в тылу. Ведь без хлеба, угля, металла не было бы победы. Черноморский флот сыграл большую роль в боях за Севастополь, но он был лишь помощником тем, кто воевал на сухопутных рубежах.

На Сапун-горе перед нами открывается живописная панорама местности. Хорошо просматривается Балаклавская долина, в которой расположились виноградники агрофирмы «Золотая балка». Две дороги пересекают Балаклавскую долину.

30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя. Фашисты подошли к Севастополю со стороны суши, двигаясь от Евпатории, Симферополя, Ялты. Они надеялись сходу овладеть главной базой Черноморского флота, рассчитывая на то, что Севастополь как военно-морская база не имел никаких сильных укреплений со стороны суши.

Однако они просчитались: Военный Совет Черноморского флота в июле 1941 г. вынес постановление о строительстве сухопутных оборонительных рубежей. Было возведено два оборонительных рубежа; третий (передовой) достроить не успели и создали отдельные опорные пункты на танкоопасных направлениях.

Сапун-гора являлась передним краем тылового рубежа. Главный оборонительный рубеж начинался у , далее шел по Балаклавским высотам, пересекал Ялтинское шоссе, проходил по горе Гасфорта, по склонам Федюхиных высот, далее уходил на Инкерманские высоты,

Мекензиевы горы и в район Любимовки, к самому морю. Сразу же за главным рубежом были возведены опорные пункты на передовом рубеже обороны. Балаклавскую долину, прикрывал Чоргунский опорный пункт.

9 ноября 1941 г. весь Севастопольский фронт был разделен на 4 сектора обороны. Перед нами два сектора обороны – южная половина фронта. Границей между секторами служило Ялтинское шоссе. Вправо от него до берега моря располагался 1-й сектор обороны, командовал им полковник П.Г. Новиков. Влево от шоссе до Инкерманских высот располагался 2-й сектор обороны, комендантом которого был полковник И.А. Ласкин.

Именно сюда, в стык 1-го и 2-го секторов, противник наносил главный удар в ноябрьском наступлении 1941 г., надеясь расчленить нашу оборону, выйти в тыл, окружить и уничтожить по отдельности войска этих секторов, открыть себе кратчайший путь к Севастополю. Бои на этой местности носили ожесточенный характер.

Они начались 11 ноября 1941 года и продолжались до 24 ноября. На передовые рубежи пришли моряки с кораблей, военных училищ, учебных отрядов. С предприятий города с оружием в руках пришли рабочие и служащие. Все, кто мог носить оружие, встали на защиту Севастополя. Женщины, подростки, старики заменили на производстве мужчин, ушедших на фронт. Они работали в госпиталях, сдавали свою кровь раненым.

Город превратился в вооружённый лагерь. Писатель Леонид Соболев писал о севастопольцах: «И когда моряки гибнут в бою, они гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть столько врагов, сколько он видит перед собой». В ноябре 1941 г. у Балаклавы мужественно сражались пограничники майора Герасима Рубцова, кавалеристы полковника Кудюрова. Левее Ялтинского шоссе оборону держали морские пехотинцы полковника Горпищенко, майора Тарана, бойцы полковника Ласкина.

Отличились также лётчики-черноморцы. Благодаря массовому героизму защитников Севастополя, враг был остановлен у главного оборонительного рубежа в ноябре 1941 г.

Первый вражеский штурм был отбит. В декабрьском наступлении 1941 г. (17-31 декабря) и в июньском (7 июня – 3 июля) 1942 г. противник наносил здесь вспомогательный удар, который был не слабее главного, наносимого с севера.

Особенно тяжелые бои шли за Сапун-гору 25 июня 1942 г., а 29 июня советские войска оставили ее и отошли к Севастополю. К этому времени фашисты полностью блокировали город.

Защитники Севастополя перестали получать подкрепление, их становилось все меньше и меньше. Но они продолжали сражаться, выполняя приказ родины «уничтожить как можно больше живой силы и техники врага». 3 июля 1942 г. Совинформбюро сообщило об оставлении Севастополя.

Упорная оборона Севастополя, длившаяся более 8 месяцев, развеяла в прах легенду о способности фашистской армии брать любые крепости в самые кратчайшие сроки. Политическое и военное значение обороны Севастополя огромно. Сковывая одну из лучших армий Гитлера, защитники Севастополя расстроили планы немецкого командования на юге, во многом содействовали срыву наступления на Кавказ.

Илья Эренбург в статье «Севастополь» в 1942 г. писал: «В истории останется поединок небольшого гарнизона с 15-ю вражескими дивизиями. Два слова отныне сплетены в сознании человечества: Севастополь и отвага».

На оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР. Однако гитлеровцы и после того, как заняли Севастополь, не чувствовали себя хозяевами. Им продолжали противостоять подпольщики и партизаны.

Фашисты пробыли на этой земле 22 месяца, почти 2 года, превратив Севастополь в неприступную крепость. Вокруг города по суше они создали несколько укрепленных рубежей. Самым мощным из них был главный рубеж, в который входила и Сапун-гора. На крутых склонах этой горы до сих пор видны остатки вражеских укреплений.

Враг использовал укрепления, построенные защитниками Севастополя в 1941 г., еще более усилил их в инженерном отношении, до предела насытив огневыми средствами. В эти склоны было врыто около 100 ДОТов и ДЗОТов. Реставрированный ДОТ мы видим слева. Здесь наверху, гитлеровские солдаты установили также и САУ. Все подступы к Сапун-горе представляли сплошные минные поля.

Справа за Сапун-горой опорным пунктом фашистов была высота Горная. Слева – Сахарная головка. На севере – Мекензиевы горы. Они были такими же неприступными, как и Сапун-гора. Можно сказать, что врага здесь защищал сам камень: его не берет бронебойная пуля и даже не всякий артиллерийский снаряд. Мощные укрепления были созданы фашистами на севере Крымского полуострова: в районе Перекопа, Сиваша, а также на Керченском полуострове.

8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта генерала армии Ф.И. Толбухина и 11 апреля Отдельная Приморская армия генерала Еременко нанесли сокрушительные удары по укреплениям фашистов и, прорвав их, двинулись вглубь полуострова.

Через 10 дней – 18 апреля – была освобождена Балаклава. Советские войска вплотную подошли к Севастополю. Началась подготовка операции по освобождению главной базы ЧФ. Руководили разработкой плана по освобождению Севастополя представители Ставки Верховного командования маршалы СССР К.Е. Ворошилов и А.М. Василевский. Согласно плану, главный удар было решено наносить в направлении Сапун-гора – высота Горная.

Сапун-гора является как бы воротами в Севастополь с южной стороны. Отсюда до центра города, до севастопольских бухт – всего 6 км. В бухтах находились плавсредства фашистов, на берегу были их аэродромы, которые они могли использовать для эвакуации.

Под Сапун-горой единственная удобная танкопроходимая дорога, ведущая на мыс Херсонес, откуда фашисты планировали начать эвакуацию. Чтобы ослабить оборону противника на Сапун-горе был задуман обманный маневр. 5-го мая 2-я Гвардейская армия генерала Захарова начала наступление на Мекензивы горы. Подумав, что главный удар будет нанесен здесь, фашисты перебросили часть войск на северное направление.

Взятие Сапун-горы и освобождение Севастополя

Штурм Сапун-горы начался 7 мая 1944 г. в 10 час. 30 минут. После полуторачасовой артиллерийской и авиационной подготовки советские войска пошли на штурм Сапун-горы и в этот же день, вечером, в 19 часов 30 минут Сапун-гора была в руках советских бойцов. Всего лишь 9 часов понадобилось нашим воинам для того, чтобы овладеть Сапун-горой.

В то время как войска 4-го Украинского фронта громили гитлеровские войска на суше, торпедные катера и подводные лодки ЧФ наносили удары с моря. Они подкарауливали противника на морских путях его отступления в Черном море.

Стремительное наступление на Севастополь велось на суше, в воздухе и на море. От четкого, слаженного и мощного удара советских войск вражеские укрепления рухнули в короткий срок. 7 мая Сапун гора была полностью взята советской армией.

Вечером 9 мая 1944 г., ровно за год до Победы, Севастополь был освобожден. Салют из 324 орудий в Москве возвестил всему миру об одержанной победе и о возвращении города русской славы Родине. 12 мая на мысе Херсонес были уничтожены остатки 17-й немецко-фашистской армии. 24 тыс. гитлеровцев было взято в плен, среди них два генерала, более 40 тыс. – потоплено в Черном море.

Крымский полуостров был освобожден полностью. Освобождение Крыма и Севастополя имело большое значение, оно внесло стратегические изменения в обстановку, сложившуюся на советско-германском фронте в западной части Черноморского бассейна. Советские корабли и авиация получили возможность действовать на коммуникациях врага вдоль западного побережья Черного моря. Был подорван престиж Германии перед лицом ее союзников – Румынии и Турции. А также понесла большие потери одна из боеспособных армий Гитлера.

Победный салют 9 мая 1944 г. венчал не только подвиг советского солдата, он гремел и в честь тех, кто ковал оружие. На выставке советской техники представлена полевая артиллерия, которую называли «богом войны». Она была главной боевой и ударной силой сухопутных войск и наносила врагу огромные потери. Вы видите образцы разнокалиберных пушек и гаубиц.

Пройдясь по Сапун-горе нельзя не заметить обелиск Славы (высота 28 м). Это памятник воинам Приморской армии. Открыт осенью 1944 года. В 1960-х годах обелиск облицевали гранитом и мрамором.

На гранитных плитах высечены наименования воинских частей и соединений, освобождавших Севастополь в мае 1944 г. За этими цифрами — тысячи героев, их именами звучит история. О них эти стихи неизвестного поэта, высеченные на памятнике:

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт!

К 30-летию освобождения города, в 1974 г., здесь были установлены дополнительные доски. Справа на красных гранитных полированных досках перечислено 118 частей и соединений, удостоенных почетного наименования «Севастопольские». Слева, на гранитных досках – изображение орденов Красного Знамени и Красной Звезды и Суворова.Этими орденами награждена 51 часть за освобождение Севастополя.

Перед памятником справа и слева на красных гранитных досках – имена 240 освободителей, удостоенных высокого звания ГСС. Более 100 национальностей советских воинов принимали участие в освобождении Севастополя.

В битве за Севастополь рядом с русскими шли грузины, армяне, украинцы, туркмены, белорусы и азербайджанцы. Многие из них закончили свой боевой путь далеко за пределами Родины, выполнив свой долг и освободив не только свою страну, но и народы Азии и Европы от фашистского порабощения.

В память о тех, кто ценой своей жизни завоевал мир, горит у обелиска Вечный огонь. Он был зажжен 9 мая 1970 г. (к 25-летию Победы) от огня Славы, горевшего на Малаховом кургане.

Почетное право зажечь Вечный огонь на Сапун-горе было предоставлено участнице обороны Севастополя, прославленной женщине-снайперу, ГСС Людмиле Павлюченко и участнику освобождения Севастополя, ГСС подполковнику Федору Матвееву.

Каждую пятую минуту у Вечного огня звучит песня «Сапун-гора» композитора Бориса Боголепова.


Как символ мира и жизни на многострадальной земле Сапун-горы растёт парк. В 1995 г., к 50-летию Победы, в парке была построена часовня во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца (гл. архитектор проекта часовни – Григорьянц Г.С.). 19 января 1995 г. был освящен и заложен первый камень. На церемонии при закладке первого камня присутствовали командование, солдаты и матросы тогда еще обоих флотов (Черноморского и ВМСУ), офицеры, светские власти, предприниматели.

Храм – часовня построен за 77 дней (с 20 января по 7 апреля 1995 г). Купол покрыли золотой смальтой, изготовленной в Италии в мастерской Арсони. Его венчает ангел с крестом высотой 3 м. Торжественное открытие часовни состоялось 9 мая 1995 г., в День Победы.



Экспозиционный зал Диорамы. Экспонаты о героической обороне Севастополя.

Сферическая панорама 360 градусов.

Сферическая панорама 360 градусов.


Советские танки и самоходки. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советская самоходная артиллерия. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советские противотанковые пушки и гаубицы. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советские зенитные пушки. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Экспозиция корабельной артиллерии и оборудования времен Второй мировой войны. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Тяжелые самоходные артустановки ИСУ-152 и ИСУ-122

Советские самоходные артустановки СУ-100 и СУ-76М

Боевые машины реактивной артиллерии БМ-31-12 и БМ-13-16 на шасси автомобилей ЗИС-12

45мм противотанковая пушка М-42, 57мм противотанковая пушка ЗИС-2, 76мм дивизионная пушка ЗИС-3

122мм гаубица М-30, 152мм гаубица Д-1 и 122 мм пушка А-19

Советская 152мм пушка БР-2, 160мм казнозарядный дивизионный миномет МТ-13, 120мм полковой миномет ПМ-120

37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К, 85-мм зенитная пушка 52-К

Торпедный катер проекта 123-К ("Комсомолец"), парогазовая торпеда 45-36НУ, авиационная магнитная донная мина АМД-1000

100мм универсальная корабельная установка Б-34, 85мм морская пушка 90-К, 37мм спаренная зенитная автоматическая установка В-11, 45мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

Стререодальномер ДМ-6, корпус командно-дальномерного поста крейсера "Молотов", якорь крейсера "Молотов"

45мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К, 37мм зенитная автоматическая пушка 70-К, башенные корабельные артустановки

Служебный автомобиль ГАЗ-М1 генерала армии И.Е.Петрова

85мм морская пушка 90-К, 130мм корабельная установка Б-13-2С, 100мм универсальная корабельная установка Б-34-УСМ-1 с крейсера "Молотов"

Зенитная автомобильная прожекторная установка З-15-14 на шасси автомобиля ЗИС-12


В память о беспримерном подвиге советских воинов на Сапун-горе сооружен величественный мемориальный комплекс в который входит Диорама "Штурм Сапун-Горы 7 мая 1944 г.", памятники Славы советским воинам-освободителям, мемориальные стены с наименованиями соединений и частей советских войск и именами Героев Советского Союза, Вечный огонь, Аллея славы, экспозиция советской и трофейной боевой техники и вооружения периода Великой Отечественной войны, историко-мемориальный парк.

Использование панорам и фотографий допускается только с разрешения автора сайта
"Виртуальный Севастополь".
Отзывы, пожелания, предложения о размещении рекламы/информации на сайте, конструктивную критику, замечания по описаниям к фотографиям шлите по адресу.

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

Создание

В 1956-1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР П. Т. Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы», получившую высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке в честь 40-летия Советских Вооруженных Сил. Это произведение позже послужило основой для создания нынешней диорамы - «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Композиция

Войдя на смотровую площадку, зритель переносится в 7 мая 1944 года. Перед зрителем открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы .

Вторая половина дня 7 мая 1944 года. В едином порыве штурмуют вражеские укрепления пехотинцы, саперы, танкисты, артиллеристы. В воздухе завязался бой истребителей. На море, в районе Балаклавы, советские катера, поддерживаемые морской авиацией, уничтожают корабли противника.

Штурм Сапун-горы продолжается уже более семи часов. Вершина близка, но самые трудные шаги к ней - последние. Бой идет за каждую траншею, за каждый выступ скалы. На переднем плане картины - штурмовые группы 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов, преодолевающие последние укрепления врага перед гребнем Сапун-горы.

Жанровые сцены

Один за другим предстают перед зрителем бессмертные подвиги освободителей Севастополя. Слева, с пистолетом в вытянутой руке изображен комсорг батальона Виталий Комиссаров. Несмотря на ранение, он сменил убитого в бою командира роты и поднял бойцов на штурм фашистской батареи.

Правее, у станкового пулемета,- отважный воин Кузьма Москаленко. В тот день Москаленко подавил огонь четырех вражеских пулеметов и одним из первых вышел на гребень Сапун-горы. Перед ним в воронке от разорвавшегося снаряда занял позицию снайпер старшина Николай Морятов. Свыше двух десятков гитлеровцев сразил он во время штурма.

В боях за Севастополь принимали активное участие и отважные советские женщины - медсестры, связистки, санитарки. На картине в морской форме изображена санинструктор Евгения Дерюгина -- бывшая студентка судостроительного техникума. В период с 3 по 7 мая Женя вынесла с поля боя 80 раненых бойцов. Она погибла от пули фашистского снайпера.

На полотне диорамы изображен узбек Дадаш Бабажанов, который дает клятву своему умирающему товарищу, моряку Семену Машкевичу, что отомстит врагу за его смерть. И слово он сдержал: в боях за Севастополь Бабажанов лично уничтожил 17 гитлеровцев.

В центре картины - группа бойцов на полуразрушенном вражеском доте. Впереди, высоко подняв над головой автомат, ведет за собой воинов лейтенант Михаил Головня. Путь к вершине расчищает метким пулеметным огнём прославленный разведчик старший сержант Николай Гунько.

Правее, на переднем плане живописного полотна, запечатлен бессмертный подвиг сапера Федора Скорятина , ценой своей жизни проложившего последний проход к вражескому блиндажу. Сюда устремились бойцы во главе с лейтенантом Сахаровым. Он увлечен боем и не видит, как вражеский автоматчик целится в него из-за укрытия. Гвардии рядовой Ашот Маркарян закрывает собой командира и погибает.

Рядом бросает гранату во вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин . Он тяжело ранен в голову, однако продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы. С группой разведчиков И. Поликахин участвовал также в уличных боях, вместе с Н. Гунько и М. Головней водрузил красный флаг на здании севастопольской метеостанции.

Впереди атакующих идут знаменосцы. Падает смертельно раненый парторг роты Евгений Смелович, но знамя подхватывает рядовой Иван Яцуненко и поднимается с ним на гребень Сапун-горы. Почти одновременно водрузили алые полотнища на покоренной высоте рядовые В. Евглевский, В. Дробязко, сержанты А. Курбанов, Н. Соснин, А. Тимофеев и другие воины.

В глубине картины, справа, где действуют советские огнемётчики, лейтенант Михаил Дзигунский закрывает своим телом амбразуру вражеского дота. Последний опорный пункт взят. Одно за другим выходят на вершину горы подразделения капитана Н. Жилова, старшего лейтенанта П. Калиниченко, гвардии лейтенанта А. Заболотского, младшего лейтенанта В. Громакова и другие.

С пистолетом в руке изображен старший лейтенант Василий Жуков - он поднимает бойцов своей роты навстречу контратакующему противнику. Отважный командир погиб в одной из рукопашных схваток на подступах к Севастополю.

Предметный план

Общее впечатление картины боя усиливает предметный план, заполняющий восьмиметровое расстояние от смотровой площадки до живописного полотна. Здесь воспроизведен подлинный рельеф местности, изрытой снарядами и бомбовыми воронками, сооружены в натуральную величину вражеские блиндажи, траншеи, лежит настоящее трофейное оружие, осколки, гильзы. На двух вмонтированных живописных вставках изображены сержант Сергей Елагин (он берет в плен немецкого солдата) и старшина Николай Супрягин, который в рукопашной схватке вынуждает гитлеровца сложить оружие.

Диорама была открыта 4 ноября 1959 г. Здание, перестроенное с использованием элементов здания военно-полевого музея, находившегося на гребне горы с мая 1945 г., двухэтажное, полукруглое, выполнено из местного инкерманского камня по проекту архитектора В.П. Петропавловского.

На нижнем этаже находится экспозиционный зал. Экспозиция посвящена теме «Севастополь в годы Великой Отечественной войны». Она знакомит с событиями и героями обороны Севастополя 1941-1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

На втором этаже размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии. Для изобразительного воспроизведения принят конкретный момент наивысшего напряжения боевых действий – 17 часов 30 мин. 7 мая 1944 г. Число эпизодов, изображенных в диораме, велико. Однако художникам удалось передать самое характерное, типичное: она раскрывает массовый героизм советских воинов и призвана увековечить отдельные подвиги и людей, которые их совершили.

Снаружи здания устроен специальный видовой балкон, с которого открывается вид на Балаклавскую долину. Архитектура здания решена в строгих, лаконичных формах, созвучных общему ансамблю памятников на Сапун-горе.

Экспозиция

«Севастополь в годы Великой Отечественной войны»

Экспонаты первого зала вводят посетителей в атмосферу начала Великой Отечественной войны. На фотоснимках – моменты жизни довоенного Севастополя и фотодокументы, запечатлевшие изменившийся облик города и судьбу его жителей с началом войны. Из старого довоенного репродуктора «Рекорд» звучит голос диктора Ю. Левитана, сообщающий о вероломном нападении Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.

Во втором зале большая рельефная карта-схема боевой обстановки на Крымском полуострове в 1941 и 1944 гг., витрины и стенды, посвященные событиям и героям обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

Начало экспозиции повествует об отражении первых ударов противника по главной базе Черноморского флота, мобилизации всех сил города и флота на отпор врагу. Представлен дневник лейтенанта Г.А. Оленева, командира взвода зенитного артполка, батареи которого первыми открыли огонь по самолетам противника в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 г.

В витрине часы с 54 береговой батареи и фотография ее командира, лейтенанта И.И.Заики. С залпов этой батареи, прогремевших в 16 часов 35 минут 30 октября 1941 г., началась 250-дневная героическая оборона Севастополя. Фотографии, личные вещи, документы, предметы с мест боев рассказывают о подвигах первых защитников города.

В разделе «Организация обороны» – фотографии и личные вещи руководителей города, членов Городского комитета обороны и командования Севастопольского оборонительного района (СОР).

Среди экспонатов, рассказывающих о действиях защитников Севастополя на сухопутных рубежах, материалы о командирах дивизий, ставших комендантами 4-х секторов СОР и рядовых героях-воинах Приморской армии и бойцах морской пехоты, представителях разных поколений и различных национальностей Советского Союза.

Ленточки с бескозырок с названиями боевых кораблей, военно-морской флаг и иллюминатор эсминца «Бойкий», различные приборы, предметы внутрикорабельной связи, фотографии символизируют роль кораблей в обороне Севастополя. Здесь же награды, личные вещи особо отличившихся командиров и членов экипажей надводных и подводных кораблей.

Раздел «Трудовой подвиг осажденного Севастополя» представляет материалы уникальных по своему значению подземных промышленных предприятий (спецкомбинаты № 1 и № 2). На фотографиях труженики тыла: женщины из бригад помощи фронту за стиркой белья, рабочие заводов, выполнявшие нормы выработки до 300-500%.

Заключительный раздел экспозиции, посвященной обороне Севастополя 1941–1942 гг., раскрывает героический подвиг защитников города в период отражения III наступления противника в июне 1942 г.

Завершает раздел газета «Правда» от 4 июля 1942 г. с материалами об итогах и военно-историческом значения обороны Севастополя.

Вторая половина экспозиции посвящена освобождению Севастополя в мае 1944 г. – заключительному этапу Крымской наступательной операции.

Здесь помещена фотография командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Ф.И. Толбухина (экспонируются его лупа в футляре и авторучка) с представителями Ставки Верховного Главнокомандующего в войсках, освобождавших Крым; фотографии, личные вещи и награды командующих, принимавших участие в разгроме 17-й немецкой армии.

Из сил и средств Черноморского флота в освобождении Севастополя участвовали подводные лодки, торпедные катера и авиация. В экспозиции представлены фотографии офицеров-катерников и подводников, боевые награды, личные вещи командиров стрелковых дивизий А.П. Родионова (51-я армия) и Н.К. Закуренкова (Приморская армия), чьи солдаты первыми вышли на гребень Сапун-горы во время ее штурма 7 мая; представлены полевая сумка, пилотка, нагрудный знак «Гвардия», книга стихов Э.А. Асадова, в боях за Севастополь командовавшего батареей 30-й гвардейской минометной бригады, ставшего известным советским поэтом.

Особое место в экспозиции занимает витрина, где представлены материалы о тех, кто навечно остался в севастопольской земле: фотография и извещение о гибели подполковника Г.Ф. Быкова, командира 1378 стрелкового полка; орден И.А. Грязева, комсорга 943 стрелкового полка, закрывшего амбразуру дота своей грудью на высоте 172, 8; орден Красной Звезды и личные вещи лейтенанта А.И. Гуркина, найденные на месте падения его самолета; письмо Толи Куроптева своему отцу, сержанту И.К. Куроптеву с пометкой сослуживцев: «Ваш папа погиб в боях за освобождение Крыма».

Экспонируются танковый шлемофон и фото гвардии майора Н.Д. Моисеева, командира батальона 19-го танкового корпуса, который первым из войск фронта вышел к морю на мысе Херсонес 12 мая. На разрушенном Херсонесском маяке танкисты водрузили штурмовой красный флаг, поставили точку в Крымской наступательной операции.

Заключительный раздел экспозиции отражает боевой путь участников обороны и освобождения Севастополя, многие из которых дошли до Берлина и участвовали в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.

Смотровая площадка

На втором этаже здания размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии.

Живописное полотно в диораме занимает часть окружности, обычно половину ее. Составляя одно целое с предметным планом, воспроизводящим участок местности с объемными предметами, она создает иллюзию глубины пространства, реальности изображенного и эффекта присутствия зрителя на месте событий.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» впервые в Советском Союзе была размещена в специальном стационарном здании. Размеры полотна – 25,4 х 5,5 м, радиус – 8 м, площадь предметного плана – 83 кв. м. Впервые в нашей стране рождалась такая большая диорама. Впервые в диорамном искусстве на живописном полотне писались фигуры в натуральный человеческий рост. Впервые на предметном плане размещались не макеты, а подлинное оружие, обмундирование, амуниция, снаряжение, фрагменты инженерных сооружений, собранные на поле боя. Стремясь сохранить портретное сходство с теми, чьи подвиги воспроизведены на картине, авторы диорамы использовали документальные фотоснимки, привлекали для позирования самих участников штурма, натурщиков, имевших сходство с участниками боев. Удачной оказалась и избранная художниками точка обзора на Сапун-горе, с которой видна местность, где в 1944 г. развернулись боевые действия на суше, на море и в воздухе.

Число эпизодов, изображенных на диораме, велико, однако художникам удалось передать самое характерное, типичное, раскрыть массовый героизм советских воинов и одновременно увековечить отдельные подвиги и людей, их совершивших.

К исходу дня 7 мая 1944 г. ключевая позиция на подступах к Севастополю была взята. За 9 часов штурма. Художники не изобразили на полотне этот момент, но каждый, кто осматривает диораму, убеждается, что победа близка. И она пришла в Севастополь ровно за год до общей Победы над фашизмом – 9 мая 1944 г.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» дает возможность посетителям мемориального комплекса не только «заглянуть» в лицо войне, но и услышать ее «голос». С 2004 г. она озвучена.

Художественное полотно и предметный план были созданы творческим коллективом художников студии им. М.Б. Грекова. Автор – заслуженный деятель искусств РСФСР – Петр Тарасович Мальцев. Именно его картина с одноименным названием и была положена в основу написания диорамы. За создание диорамы автор П.Т. Мальцев удостоен «Золотой медали» Академии художеств СССР.