Школьная энциклопедия. Культура новгородской земли Культура новгородская земля в 12 13 веках

Славянское государство, известное как Новгородская Русь, образовалось приблизительно в IX веке, еще до централизации власти в Киеве. Появление его традиционно историки связывают с призванием варягов, а именно Рюрика, к власти в землях русичей.

Догосударственный период

Перед тем как на территории северо-запада современной России возникло государство, именуемое Новгородской Русью, в этих землях проживали разрозненные славянские племена. Из-за отсутствия централизованной, единой власти они постоянно конфликтовали, не могли вести эффективное хозяйство и полноценно торговать между собой.

С целью объединения всех племен в этих землях и создания централизованного государства в Новгород были приглашены варяги (скандинавы), которые обладали более развитой культурой.

Приход Рюрика к власти

Согласно "Повести временных лет" (первая летопись), которая является чуть ли не самым ранним письменным источником событий того периода, Рюрик пришел к власти в 862 году.

На основании этого писания можно сделать выводы, что в IX веке в северо-западной Руси было чрезвычайно сильно скандинавское влияние, поэтому и государственность сюда пришла несколько раньше, чем на основную территорию.

С приходом Рюрика к власти Новгородская Русь стала мощным государством с обширной территорией. Под его началом объединились многочисленные племена, среди которых крупнейшими были словене и кривичи.

Само призвание варягов, как исторический факт, находится под сомнением у многих историков, поскольку нет точных подтверждений этому.

Новгородская Русь

После Рюрика править страной стал князь Олег, который покинул В. Новгород и ушел на юг. Новгородцев же он обложил данью.

Князь Олег был успешным воеводой и объединил практически все разрозненные племена восточных славян в единое государство. Далее, в X веке, при князе Владимире в Новгороде стал править его сын Вышеслав, который вскоре скончался.

Его место занял другой сын киевского князя по имени Ярослав, который не пожелал платить дань отцу. В связи с этим Киев стал готовить вооруженный поход на Новгород, который не увенчался успехом.

С этого момента Новгородская Русь получает значительную долю свободы от Киевского гнета. Ее исторический путь становится более самобытным и обособленным от остальной части Руси.

Новгородская Республика

Получив значительную свободу от Киева, правители города решили переустраивать свое государство на новый лад. Управление стало сильно отличаться оттого, что реализовывалось в остальной Руси.

Был создан правящий орган - вече, который решал все важные государственные вопросы путем голосования, в том числе и князь тоже мог выбираться голосованием.

Фактически страна перестала быть монархией и стала Новгородской Республикой. Глава государства избирался на вече пожизненно. Однако таким же путем неугодный правитель мог быть заменен на другого.

Период раздробленности

В XII веке Русь вошла в новый исторический период, через который в разное время проходили все крупные европейские государства. Его принято называть периодом раздробленности.

Раздробленность Руси для Новгородской Земли стала периодом наивысшего расцвета. Эти события позволили городу окончательно отделиться от киевских князей и стать суверенным. К слову, Новгородская Республика была крупнейшим государством восточных славян, обладала мощным хозяйством.

Конечно, были и значительные минусы, но правители страны успешно действовали, защищаясь от соперников и внешних врагов. Об этом можно судить и по тому, что только новгородцам удалось избежать монголо-татарского ига.

Иноземные захватчики

В XIII веке Новгородская Русь вместе со всеми остальными государствами подверглась неоднократным нападкам со стороны иноземцев. Первый удар был нанесен татаро-монголами, которые вторглись в Киевскую Русь и, как смерч, пронеслись по всей ее территории, кроме Новгорода.

Только этому городу удалось практически полностью избежать нашествия татаров. В это время Новгород приобрел наивысшее могущество среди княжеств русичей.

Однако, избежав серьезных нападений со стороны татар, новгородцы столкнулись с захватчиками на Западе. Католическое рыцарское государство Ливонский Орден вело активную захватническую политику, направленную на Великий Новгород. Целью войны было обращение русских в католическую веру.

Несмотря на то, что русичи были христианами, они принадлежали к православной церкви, а ливонцы к католической. Под эгидой Папы Римского ливонцы стремились присоединить огромные земли Новгорода к своей церкви, воспользовавшись ослабленностью Руси из-за нашествия монголо-татар.

Александр Невский

Несмотря на то, что Новгород был окружен с двух сторон мощными захватчиками, ему удалось устоять и сохранить относительную свободу и независимость. Во многом это произошло благодаря умелой политике и военной стратегии князя Александра, которого впоследствии стали называть Невским.

Он понял, что противостояние с татарами сейчас было бы смертельной ошибкой для Новгорода, поэтому он пошел с ними на мировую. И бросил все силы на борьбу с рыцарским орденом. Ему удалось разбить тевтонцев в столкновении на Чудском озере, в котором он поступил, как опытный военный стратег.

Он понял, что рыцари, облаченные в тяжелые доспехи, не смогут перебраться на другой берег озера по льду, который еще был слишком тонким. Поэтому, взяв немецких рыцарей на измор, он смог одержать победу. Таким образом князь сохранил Новгородскую Русь, культуру, веру и этнос. Недаром его считают одним из величайших правителей. Влияние Александра Невского признают не только в России, но и на Западе, где его считают великим полководцем и военным стратегом.

Закат Новгорода

Начиная с XIV века на Руси отмечается тенденция к объединению в одно большое, централизованное государство. Главными претендентами на роль центра объединения взяли на себя Тверь и Москва.

Новгород держался обособленно, хотя и был сильнейшим государством.

Вплоть до полного объединения Руси под главенством Москвы Новгород оставался в стороне, не стремясь объединить русских вокруг себя, но и не желая присоединяться к московским князьям.

В итоге завершилась история Новгородской Руси присоединением к единому государству Московскому в 1478 г. Захват самого крупного княжества Руси позволило князю московскому Ивану III бросить вызов ослабевшей Золотой Орде и одолеть их в 1480 г., освободив таким образом русский народ от трехсотлетнего ига.

Отныне Новгород перестал существовать как отдельное государство и стал частью единой страны. В связи с присоединением к Московскому государству Новгород стал быстро терять свое торгово-экономическое значение, а затем и культурное. Впоследствии он перестал быть ключевым центром страны, уступив это место Москве, Твери и другим крупным городам. Несмотря на это, город по-прежнему остается важным культурным и историческим центром даже сегодня.

Искусство Новгорода

Новгород являлся одним из крупнейших городов и центров культуры Руси и всей Восточной Европы. Здесь было сосредоточение торговли, ремесел, живописи и зодчества.

Значительное влияние на живопись и культуру города в целом оказало христианство (православие), благодаря которому искусство Новгородской Руси получило мощный толчок к развитию. Стала развиваться иконопись, получившая тут очень широкое развитие.

Благодаря тому, что Новгород был крупным морским, торговым центром, он тесно взаимодействовал с европейской культурой, и в первую очередь со скандинавской. Отсюда многие веяния в искусстве с Запада попадали в культуру Руси.

Зодчество

В Новгородской Руси архитектура достигла высокого развития. Город значительно превосходил по пышности и богатству другие города раздробленной Руси. Это было связано с тем, что новгородцы не платили дань татарам, избежали их набега и активно вели торговлю.

Наличие возможностей и каналов сообщения с Западными народами позволили новгородцам значительно быстрее перенимать передовые достижения Европы того времени. Особенно ярко это было видно в зодчестве.

В Новгороде раньше остальных русских городов появились сооружения, построенные из белого камня. Строилось много церквей и часовен, а также иконописных мастерских. Помимо этого появлялись ювелирные, ткацкие и швейные мастерские. Также было много других ремесленных мастерских.

Торговля

Не секрет, что Новгород являлся крупнейшим морским торговым портом в Древней Руси. Отсюда велась практически вся торговля с Западной Европой. Заключали выгодные союзы в первую очередь со шведами, немцами и поляками. Благодаря этому город был богаче остальных, что сразу бросалось в глаза. Достаточно было взглянуть на его белокаменные сооружения, которых в то время не было ни в одном другом городе Древней Руси.

Возможность торговать с европейцами стимулировала бурное развитие ремесел. Мастера со всего города создавали свои творения, которые затем продавали на базарах и ярмарках.

Ярмарки были обычным делом для Новгорода. Здесь они проводились регулярно и имели большие масштабы. Со всей Руси сюда съезжались торговцы, чтобы реализовать свой товар и приобрести диковинные вещи из других городов и стран.

Таким образом, Новгород являлся ключевым центром торговли и ремесла во всей Руси. Он стоял в одном ряду с Киевом, Владимиром и Черниговом, а позднее Москвой и Тверью.

Земледелие

Если торговля и ремесло, искусство и зодчество были хорошо развиты в Новгородской Руси, то земледелию уделялось меньше внимания. Виной этому заболоченная местность. Малое количество пригодных для выращивания злаковых земель привело к тому, что новгородцы были вынуждены покупать хлеб, муку и другую земледельческую продукцию у других княжеств, как правило, у Владимиро-Суздальского.

Именно такая зависимость в хлебе от Суздаля стала причиной давления в XIV веке князей Суздаля на Новгородцев с целью склонить их под свою власть. Однако такая политика Суздальских князей не увенчалась успехом, и Новгород сохранил свой суверенитет.

Несмотря на все трудности выращивания злаковых культур, земледелие в княжестве было развито очень хорошо. Здесь росла озимая рожь и пшеница. Для возделывания почвы использовалась многозубая или трехзубая соха, которая появилась здесь несколько раньше, чем на остальной территории Руси. Пожинали хлеб при помощи традиционных серпов.

Заключение

Образование Новгородской Руси оказало огромное влияние и значение на культуру, историю и формирование русского этноса. Благодаря Новгороду была сохранена самобытность русского народа, которая в свое время оказалась под угрозой из-за татарского ига. Зодчество, живопись и ремесло получило широкое распространение.

Фактически Новгород был родоначальником российской государственности, без которого Киевская Русь могла не появиться вовсе. Значение этого города в общероссийской истории сложно переоценить. Это был один из крупнейших центров, на базе которого строилась и формировалась вся русская культура, торговля и экономика.

Великий Новгород считается источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни. Географическое положение Новгорода избавило его от непосредственного давления русских князей, претендовавших на главенство над Русью и от участия в княжеских раздорах. Густые леса и болота, окружавшие Новгород, спасли его от татарского нашествия, близость к водным бассейнам способствовали оживлённой торговле с удельными князьями и европейским западом. Владения Новгорода простирались от Ледовитого океана и до Урала.

Несмотря на то, что вече считалось в Новгороде верховным органом, тем не менее, боярство и церковная власть обладали большой силой. Установление в Новгороде республиканского строя сказалось и на искусстве архитектуры. Церкви стали центром общественной жизни, местом хранения имущества, в культовом строительстве наметилось Формирование местных архитектурных и художественных школ. Возник новый тип храма - четырёхстолпный кубический храм с тремя абсидами и одним куполом. Лаконизм и суровая простота свойственны сооружениям Новгорода XII века, это Николо - Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря, которые поражают богатырской мощью внешнего облика. Со второй половины XII века новгородское зодчество претерпевает значительные изменения: храмы становятся более контактными, отличающимися простотой внешнего облика ее скупым декором и ясной конструкцией. Это церковь Благовещения, Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Георгия в Старой Ладоге.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода XII -XIII веков. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и широких культурных связях с другими странами. Если фрески Софии Новгородской тесно связаны с живописью византийского киевского круга, то фрески Рождества Богородицы Антониева монастыря указывает на связь с романской живописью. Своё оригинальное лицо новгородская живопись обретает в XII веке: это конкретность трактовки священных событии, выразительность образов святых, священнослужителей, пророков, например «Чудо Георгия о змие».

Особый раздел древнерусской живописи домонгольского периода представляет иконопись. Под кистью новгородских иконописцев возникают образы, исполненные подлинного величия, например, «Устюжное Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение», «Ангел Златые власы».

Монгольское нашествие XIII века нанесло огромный урок русской культуре, но Новгород и Псков не пострадали. В XIII - XV веках роль Новгорода, как торгового центра, стала ещё более значительной - торговали с Византией, Астраханью, стали партнёрами Ганзейского союза.

Чрезвычайно интересны литературные произведения, возникшие в Новгороде в XIII- XV веке. Это дружинная повесть об Александре Невском с подробным описанием Невской битвы и «Ледового побоища» (переработана в «Житие Александра. Невского»), а также о псковском князе Довмонте, которые говорят о демократизации культуры. Это подтверждает и огромное количество берестяных грамот разного назначения: хозяйственные записи, долговые расписки, письма, учебные тетради, обнаруженные при раскопках в Новгороде. Это подтверждает наличие большого количества грамотных в Новгороде и даёт представление о методах обучения в школах того времени не только в Новгороде, но и за его пределами.

Новгородские зодчие и художники опираются в своих исканиях на широкие народные традиции, перерабатывая их и приспосабливая для выражения своих собственных художественных идей. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что сюда устремлялись мастера издалёка, так большой вклад в развитие новгородской живописи внёс византийский художник Феофан Грек. Он приехал в Новгород сложившимся мастером, но здесь в полной мере раскрылись самобытность и мощь его творчества в свободном обращении с иконографическими традициями, виртуозностью исполнения и интересом к эмоциональному миру человека, его внутреннему содержанию. Его лучшие работы находятся в церкви Спаса на Ильине улице, позднее работал также в Москве на оформлении Кремлевских соборов.

С XIII века оживляется строительная деятельность с развитием нового стиля в зодчестве, с классической ясностью пропорций, с нарядностью внешнего убранства. Это церковь Фёдора Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенский собор, церковь Петра и Павла в Кожевниках. Кроме того, в XIV веке в Новгороде и Пскове начинается строительство мощных крепостных стен - Кремлей. Так в Пскове длина кремлёвских стен составляла 9 километров.

В XV веке в Новгороде и Пскове начинается подъём в развитии древнерусской живописи, свидетельствующей о глубоком постижении мира, о расширении круга идей, о выходе за рамки религиозной тематики, о новых чувствах и переживаниях. В новгородскую иконопись врывается стихия сказочности и ярких радостных красок, взятых у народного творчества. Это святой Георгий, поражающий дракона - радостный рассказ о прекрасном юном витязе, борющемся против сил коварства и зла, идея самопожертвования в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». Обострение взаимоотношений между Новгородом и Москвой вызвало появление исторической иконы «Битва Суздальцев с новгородцами», кроме того, традиционные композиции новгородские мастера наполняют бытовыми подробностями: изображают пейзаж, животных, архитектуру, реально существующих людей как, например, в иконе

«Молящиеся новгородцы». Широкое распространение получило искусство миниатюры с тератологическим орнаментом, близким плоской деревянной резьбе. Процветает искусство шитья, резьба по дереву и кости, прикладные искусства по изготовлению украшений.

Культура Пскова не обладала большим своеобразием в отличии от культуры Новгорода, в храмовых и в гражданских постройках просматривалась скромность, сдержанность, суровость, иконография отличалась демократичностью и экспрессией в толковании сюжета иконы, например, «Параскева Пятница» или «Дмитрий Солунский». Но псковские строители обладали большим авторитетом в возведении храмов, и их приглашали для строительства соборов в московском Кремле.

Кроме берестяных грамот, обнаруженных в Новгороде, есть многочисленные сведения о существовании училищ для детей и учителях-«книжниках», которые встречаются в книгах о житии русских святых. Такие училища, как правило, существовали при церквях, где начинали обучение с 7 лет и учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, где существовали книгописные мастерские и библиотеки, особенно в северной части Новгородской республики: Кириллово-Белозерском и Соловецком монастырях.

В XIV веке сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода в период его самостоятельности. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества - историческая песня, где в отличии от былинного эпоса исторические события передаются более близкими реальности, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

Терминология:

Лаконизм - краткость, чёткость в выражении мысли, изображения и т. д.

Экспрессия - выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).

Тератологический орнамент - изображение фантастических существ.

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в древности? Новгород обозначает "новый город". Городом в Древней Руси называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о походе князя Олега на Киев из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины – Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой – его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты – "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.

Новгород

Уже в конце 11 века борьба князей за власть приводит к постепенному дроблению Руси на уделы, которые в 12 веке превращаются в своеобразные государства со своей политикой. Феодальная раздробленность с ее междуусобными спорами и войнами, тем не менее способствовала развитию экономических связей, торговли, подъему ремесла, давала толчок для развития художественных традиций. Наблюдается рост городов. Церковь в этот период дробления русской земли выступает как сила, противостоящая княжеским интригам и распрям. Основателями церквей и монастырей становятся не только князья, но и местные бояре, купцы. К середине 12 века наряду с Киевом бурно развиваются такие крупные центры политической и художественной жизни, как Новгород, Галич, Владимир-Залесский, Смоленск, Полоцк.

Первое упоминание о Новгороде в летописи относится к 859 году. Новгородское княжество простиралось от Финского залива до Белого моря и Уральских гор. В XII веке Новгородское княжество достигает высокого расцвета благодаря торговле, которую оживленно вели новгородские купцы. Новгородское княжество управлялось народным вече, и это сказывалось на активности новгородцев.


Софийский собор в Новгороде


Новгородский кремль



Новгород начинается с Кремля, он выстоял почти десять веков, сохранил первоначальный вид многих построек и до сих пор остается символом древнего Новгорода. Красные кирпичные стены новгородского Кремля бесконечно живописны и выразительны. Внутри Кремля расположено одно из замечательных творений рук человеческих - София Новгородская . София и Новгород - понятия неразделимые. "Где святая София, там Новгород", — заявил перед собравшимися на вече горожанами князь Мстислав. Софию новгородцы строили недолго, всего 5 лет. Если учесть ее огромные размеры, то этот срок — минимальный. Сложенный из огромных камней неправильной формы, кремлевский исполин был виден издалека, а покрытая в XV веке золотом средняя глава храма служила незаменимым ориентиром для новгородцев. В последствии Софийский собор был оштукатурен. Собор и сейчас, особенно при первом знакомстве, поражает неземной монументальностью, строгостью архитектурного решения и суровой простотой. Он обязывает человека смотреть, поднимая взгляд снизу вверх. Интерьер Софии впечатляет не меньше, чем его внешние формы. Под гулкими сводами навсегда остановились часы истории. Древние плиты пола с вкраплениями мозаичной крошки отражали в себе теплое пламя свечей и казались подобием драгоценного ковра. Мозаики были сделаны из эмалевого камня, с тонким знанием техники, с большим вкусом.

Церковь Спаса - на реке Нередице 1198 г.



Одним из замечательных памятников Древней Руси является новгородская церковь Спаса - на реке - Нередице (1198 г.). Как и многие новгородские храмы церковь Спаса Нередицы отличается строгостью и простотой, как и вся северная новгородская земля. Благодаря этой земной простоте она кажется живой формой самой природы. Она, словно белый гриб, сочный и крепкий, выросла из - под земли и слилась с окружающими ее полями и лесами. Мужественный, суровый характер носят и росписи Спаса Нередицы. В тесном пространстве церкви изображения святых как бы обступают вошедшего и смотрят на него широко раскрытыми глазами. Фигуры их грубоваты, лики святых напоминают лица обыкновенных стариков. Во всем облике чувствуется какая - то могучая сила.

О том, сколько лет Новгороду, точных сведений нет. Как и о Москве, об этом городе есть упоминания в летописях, как уже существующем. Новгород стоял во времена княжения Рюрика и не просто стоял, а представлял собой солидное княжество. Новгородский кремль -детинец – старейший на русской земле.

Предположительно город начал строиться в 9-м веке с деревянного кремля. Но уже в 11 веке деревянные строения начали менять на каменные. Земля Новгородская заключала в себе земли славян и кривичей. После его принял князь Олег, тот самый, чей «щит на вратах Цареграда» увековечил в Византии храбрость и боевую готовность славян. Князь Олег объединил восточных славян в единое государство, обложил данью новгородцев, и отправился воевать на юг.

Новгород был городом с довольно высоким для своего времени уровнем культуры. Ее развитию способствовали торговые отношения с голландцами и немцами, торговые пути, проходившие через Новгородскую землю.

Архитектура

Издавна Новгородское княжество славилось своими плотниками. Умели они строить и быстро, прочно и красиво. Одними из первых в Новгороде стали строить новгородцы здания из камня. За период с 1054 года по 1229 было возведено (или срублено) 69 церквей.

Уже в те годы верхушки церквей (главы) золотились. Наружные стены покрывались оловом. Внутри стены украшались иконами, настенной живописью, серебряными паникадилами, иконы отделывались золотом, дорогими камнями, жемчужинами, финифтью.

Из русских иконописцев того времени упоминается св. Алимпий Печерский. Он выучился иконописи, а также мастерству мозаики у греческих мастеров, которые расписывали Печерский монастырь.

Жилые строения были исключительно деревянные. В летописях упоминается и о строительстве мостов через Волхов.

Литература

В книге Соловьева «История России с древнейших времен» упоминаются древнерусские стихотворения, главным героем которых является Василий Буслаевич. Этот герой предводительствовал над местной молодежью, вел разгульную жизнь. От его вольностей страдали горожане. В одной из песен рассказывается, как Василий Буслаевич со своими молодцами- удальцами новгородцев побил. В другой песне – о том, как он ездил в Иерусалим молиться.

Василий Буслаевич отслужил обедню во здравие матушки и себя, Отслужил панихиду на отца который прожил до 90 лет, и своих близких. Но вот домой вернуть не довелось ему. Пренебрег советом не скакать мимо магического камня, и нашел под ним свою погибель.

Еще один герой отмечается в новгородских песнях и сказаниях – Ставр, новгородский сотский, живший с женой. Из летописи, датированной 1118 годом, становится известно, что вызвал Ставра в Киев наряду с несколькими другими новгородскими боярами, обвинявшимися в ограблении двух граждан. В песне Ставр обвинялся в хвастовстве своим достатком. Князю Владимиру показалось оскорбительным, что какой-то сотник может быть богаче его, Великого Князя Киевского.

«Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? у меня де, Ставра боярина, широкий двор не хуже города Киева: – а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболей, пол, середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».

В другой новгородской летописной хронике за 1167 год упоминается о Садке Сытиниче, построившем церковь св. Бориса и Глеба из камня. О Садке поется и песня. В ней повествуется о том, что Садко принес от Волги поклон брату Ильменю, и тот наградил Садка несметными богатствами. Страсть Садка возводить храмы божьи, не осталась без вознаграждения. Из другой песни мы узнаем, что когда Садко оказался во власти морского царя, ему помог св. Николай.

Почти все значимые свидетельства русской письменной культуры имеют отношение к Великому Новгороду. Кроме хронологических летописей и стихотворений, которые пелись, в Новгороде были созданы:

  • Остромирово Евангелие – по приказу посадника Остромира в 1057 году;
  • Грамота князя Мстислава Владимировича. Она была выдана в 1130 году Юрьеву монастырю;
  • Духовная Климента ХIII, и много других.

«Книжность Новгорода, - подчеркивал Д. С. Лихачев, - отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности».