Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями. Методическая разработка на тему: Семинар–практикум для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела

Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. Красивую речь сейчас редко услышишь даже по радио и по телевиденью. На улице, в транспорте, в магазине мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Не случайно ученые и общественные деятели говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

Поэтому так велика ответственность воспитателей и родителей за культуру собственной речи. Живое слово взрослого по прежнему остается главным средством обучения ребенка . Именно поэтому педагогам принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения.

Грамотная устная речь способствует легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.

Велика и эстетическая ценность грамотной речи, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух слова «документ», «проздравить», «кажный», «канпот», «колидор», — всречающиеся как в речи детей, так и в речи взрослых. Это так называемый просторечный стиль с предупреждением и устранением особенностей которого мы и должны работать. В основе произносительной системы русского языка лежит нейтральный стиль, главное назначение которого — коммуникативное. Данный стиль используется в повседневной практике речевого общения, это основной стиль литературного произношения. Примером нейтрального стиля может служить речь дикторов телевиденья, выступления мастеров сцены.

Разговорный стиль связан с обычными речевыми ситуациями. Его реализация происходит в условиях неофициального, непринужденного, заранее не подготовленного сообщения. Разговорный стиль характеризуется убыстренным темпом произнесения, меньшей напряженностью артикуляции, что приводит к нечеткому произношению. Особенности разговорного стиля придают высказыванию несколько сниженный, бытовой характер. Дети дошкольного возраста владеют именно разговорным стилем произношения. Разговорный стиль нередко наблюдается и в речи родителей, воспитателей:

«Скоко повторять одно и то же»

«Седня вы хорошо работали»

«Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Ляжь на правый бок»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

«Ложи сюда одежду»

Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения, поэтому преобладающее место в речи взрослых должен занимать нейтральный стиль, стиль литературного произношения.

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму. Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий. Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:

Понять – понял – поняла

И третья особенность ударения — изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили: Кладбище, библиотека, музыка.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях:

«Гремит музыка полковая». (А. С. Пушкин)

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь. Игра – тренинг «Ударение» — списать слова, расставить ударение.

(Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).

Прежде всего каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Игра – конкурс «Исправь ошибки»

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать». Блиц – викторина «Почувствуй разницу» «Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).

Поговорим об интонационной выразительности.

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Упражнения на интонационную выразительность: — произнести фразы (весело, ласково, спокойно, гневно) «Подойди ко мне», «Закрой дверь», «Сядь на место».

Практикум по интонационной выразительности. Стихотворение М. Цветаевой.

— «Все перемелется, будет мукой!

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой»!

Итак, из всего сказанного можно сделать для себя следующие выводы:

— надо постоянно совершенствовать культуру речи;

— развивать навыки выразительности устной речи;

— критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения

произносительных норм.

И в заключении семинара потренируемся в изящной словесности, скажем друг другу ласковые слова (дорогая, уважаемая, милейшая, очаровательная, прекрасная, несравненная, дрожайшая, обворожительная, пленительная, замечательная, умнейшая, красивейшая, драгоценнейшая), и подарим (подарки), не называя их, а описывая так, чтобы тот, кому вы дарите, догадался, что это за подарок, подберите точные слова «цветок, кукла, духи, зонтик, зеркало, платочек, кольцо, чашка, книга).

Литература :

1. К. И. Чуковский «Живой как жизнь».

учитель — логопед

МДОБУ «ЦРР – детский сад «Надежда»

г. Дальнегорск, Приморского края, РФ .

Анжела Терещенко
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забу-ду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Задание «Поиск сокровищ»

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

С необычным хобби или увлечением;

Который любит ту же еду, что и вы;

Который родился в этом городе;

У которого столько же колец на руках, сколько и вас;

Кто живет ближе всех.

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-шить задание можно обобщением:

Что интересного вы узнали друг о друге?

Вот мы и познакомились.

Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.

Психологическое вхождение в тему

Упражнение «Дерево ожиданий»

Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

Релаксационное упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.

Ершова Валентина Анатольевна,

c тарший воспитатель, первая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.

Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:

- групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);

- индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

Развитие творчества и фантазии педагогов;

Обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

Создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

Создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

    подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;

    организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

    теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д._ - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;

    практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;

    подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.

«Значение народных игр для развития детей раннего возраста»

(семинар-практикум)

Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.

I .Подготовительная работа.

Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.

II . Организационный момент.

Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора дидактических игр выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем команды обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных игрушек в педагогической практике.

III . Теоретическая часть.

    Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Исследователями отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.

По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.

Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.

С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.

Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.

С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.

2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:

1. Матрешка классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.

3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.

4. «Бирюльки» - старинная семейная игра, развивающая глазомер, ловкость и терпение. Эта замечательная игра чрезвычайно полезна для детей. Во-первых, во время игры ребенок учится взаимодействовать с другими игроками, соблюдать очередность. Во-вторых, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения и движения кистей рук. В-третьих, дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности. В-четвертых, детальки игры настолько мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики.

5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.

6 . Рамки-вкладыши или доски Сегена и разрезные картинки . Суть рамок в том, чтобы подобрать тот объект, который соответствует отведенному месту. Когда ребенок играет в эту игру, то он изучает формы и объекты, цвета. Ему нужно задействовать свои логические способности и развивать их.

7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.

8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).

9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.

10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.

11. Бусы для нанизывания . Формирование целеустремлённости и настойчивости осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий хорошо подходят бусы для нанизывания, фигурные пирамидки, пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (бусы, кубики, разрезные картинки и др.).

12. Наборы деревянных фигур , изображающие персонажей известных сказок, людей, диких и домашних животных необходимы для речевого развития детей. Развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.

13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.

14. Угадайка . Одна из наиболее любимых игр, которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов.

15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.

Юлия Кириллова

Проводила семинар тренинг для педагогов , целью которого являлось ознакомить педагогов - воспитателей с методами снижения стресса. Все прошло в дружеской обстановке, немного теории, психологическая зарядка, раскрашивание мандалы и изготовление оберега не оставили никого равнодушным!

Предлагаю ознакомится с конспектом прошедшего тренинга очень коротко и сжато.

Введение

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего имени : "Я думаю", слушать друг друга внимательно.

В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства.

Знакомство и введение в тренинг

1 Знакомство

Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, например : "Я - Светлана - я добрая". Затем мяч перебрасывается другому участнику и тот называет свое имя и качество. Любая психологическая игра имеет "двойное дно" - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-то научиться.

2 теоретическая часть

Не секрет, что профессия воспитателя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх стрессу, то есть стресса превышает "ежедневный" психическое потенциал человека.

Стресс - это важнейший инструмент тренировки и закаливания , так как он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и великой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.

Находясь в стрессовой ситуации не принимайте важных решений, сначала нужно прийти к себе. Мысли, которые появляются на пике активности нервной системы, очень редко бывают продуктивными и осознанными. Чтобы выйти без ущерба для своего здоровья из стрессовой ситуации, нужно, прежде всего, четко для себя выяснить, что именно она сейчас владеет вами. Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе :

Смех, улыбка, юмор,

Размышление о хорошем, приятном,

Разные движения типа потягивания,

Наблюдение за пейзаж за окном,

Рассматривание фотографий,

- "Купание" в солнечных лучей,

Свежий воздух,

Высказывания похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

психологическая зарядка

А теперь, настало время для отдыха! Проведем психологическую зарядку!

Обратите внимание, что на ваших столах лежит по 3 конверта для каждого. Там находится задача, которую необходимо выполнить, для того чтобы получить хороший и позитивный настрой.

Инструкция : одновременно выполняется движение и произносится фраза, каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочередно левым, правым глазом. "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую. «Я решаю любые задачи, ведь со мною- любовь и удача.»

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо. «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего»

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками. «На моем пути нет преграды, и все получается так, как надо» .

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» .

6. Руки на поясе, наклоны вперед-назад. «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна» .

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой. «Я бодра и энергична, все дела идут отлично» .

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох. «Вселенная мне улыбается, все у меня получается» .

опросы для обсуждения :

Что вы чувствовали, когда воспроизводили написаное?

Поднялось ли у вас настроение?

Молодцы, спасибо за хорошее настроение, и отдых!

Еще одним способом борьбы со стрессом, психологи считают эффективными раскраски антистресс. А одним из их видов выделяют мандалы. Мандалы - это рисунки, соединяющие в себе удивительные фигуры и строгие геометрические пропорции.

(Далее ознакамливаю воспитателей со значением мандалы, как с ними обращаться, их свойства и значения, предлагаю разрисовать свои мандалы, для этого на выбор представляю мандалы счастья, любви,добра, гармонии, денежные мандалы для того, чтобы каждый мог выбрать себе по душе,чего ему не хватает).

Затем снова обсуждение, а после предлагаю изготовить оберег счастья на память о сегодняшней встрече.

В заключении беседа о встрече, о полученной информации.






Публикации по теме:

Семинар для воспитателей «Физкультурные занятия в детском саду» Семинар для воспитателей тема: «Физкультурные занятия в детском саду» Задачи: 1. Закреплять профессиональные знания и умения воспитателей.

Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства» Автор-составитель: Сагитова Аделина Тема: «Развитие необходимых качеств педагога для эффективной работы с детьми». Аудитория: воспитатели,.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду» Семинар – практикум Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду». Одной из основных форм общения воспитателей.

Семинар-тренинг для педагогов детского сада «Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов» КГКП Детский сад-ясли №45 «Болашак» акимата города Усть-Каменогорска Подготовила: педагог-психолог Слукина Лилия Геннадьевна Семинар-тренинг.

12.11.2014

Семинар для воспитателей:

«Современный воспитатель в эпоху образовательных реформ»

Ответственный: старший воспитатель Кудяшова Е.В

Форма проведения: тренинг

Цель семинара: снижение эмоциональной перегрузки и мышечного напряжения, развитие позитивного восприятия себя, актуализация своих внутренних ресурсов, способствование отреагированию педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх).

Педагогические технологии: игротренинг, коммуникативные игры, релаксация, технология коррекции поведения, технология музыкального воздействия.

Оборудование:

листы бумаги, карандаши или ручки на каждого участника, пачка влажных спиртосодержащих салфеток, старые газеты и клейкая лента, музыкальный центр, записи веселой и спокойной музыки.

Система дошкольного образования сегодня переживает серьезные реформы. Как воспитателю в условиях таких стремительных перемен освоить и применить на практике то, что соответствует современным требованиям в области дошкольного образования, не снизив при этом эффективности труда?

Каждому современному педагогу необходимо выработать личностную стратегию повышения собственной компетенции в современных условия модернизации образовательной системы:

Изучение законодательной базы,

Прохождение курсов повышения квалификации,

Рациональное пользование методической службы ДОУ,

Самообразование (самостоятельное изучение принципов работы в условиях ФГОС, глубокий анализ своей деятельности)

Совершенствование собственной педагогической компетенции.

…………………………………………………………………………………………………….

Профессиональный рост педагогических кадров – непременное условие совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. И осуществлять его необходимо через свободные дискуссии, создавая атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия. Современный воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, детской группе, работе с родителями. Поэтому, большое внимание следует уделять формированию собственных коммуникативных умений:

Публично выступать,

Создавать атмосферу сотрудничества,

Регулировать отношения между детьми,

Управлять своим поведением,

Четко и убедительно излагать свои мысли,

Понимать внутреннюю позицию,

Владеть демократическим стилем общения,

Целенаправленно строить общение и управлять им,

Разумно и своевременно перестроить свои мысли с учетом ответной реакции.

Труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общения в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а так же за качество усвоенных знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).

Усугубляет ситуацию частая недооценка или недопонимание значимости труда среди коллег и администрации, ненормированный рабочий день, когда он не заканчивается после ухода со службы, а продолжается в виде написания конспектов дома перед экраном компьютера или просто в виде ненавязчивых мыслей о работе. Эти и многие другие факторы провоцируют возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Одной из форм эффективной помощи педагогов являются тренинговые занятия., включающие релаксацию, музыкотерапию, анализ проблемных ситуаций и способов их решения, коммуникативные игры и упражнения.

  1. упражнение-приветствие «Здравствуйте, я сегодня…»
  2. игровое упражнение «Трамвайчик»
  3. мини-лекция «Как позаботиться о себе»
  4. упражнение «Карандаш»
  5. притча «спасти одну звезду»
  6. игровое упражнение «Я люблю»
  7. упражнение «Ответственность»
  8. игровое упражнение «Бумажные шарики»
  9. упражнение-релаксация «Водопад»
  10. игра «Аплодисменты»
  11. итог занятия. Обратная связь.
  1. Упражнение-приветствие «Здравствуйте, я сегодня…»

Здравствуйте, уважаемые педагоги! (участники тренинга стоят возле своих стульев, расставленных в форме круга). Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди произносит слова: «Здравствуйте. Я (называет свое имя)! Я сегодня вот такая…» затем показывает какое-либо движение, отражающее его теперешнее физическое или душевное состояние. Например: «Здравствуйте, я….(называет имя)! Я сегодня вот такая…» (придерживая край платья, грациозно приседает).вся группа говорит хором: «Здравствуй, Люда! Люда сегодня вот такая». И повторяет жесты, мимику Люды. Игра заканчивается, когда все участники приветствуют окружающих. Все участники хором говорят «Здравствуйте!».

  1. игровое упражнение «Трамвайчик»

Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие. В мир общения с самим собой. Отправится туда я предлагаю на трамвайчике. Прошу всех сесть по кругу. Нам понадобится один свободный стул. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет «А я с… (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на стул, и все по аналогии повторяется сначала.

  1. мини-лекция «Как позаботиться о себе»

Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил. Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Так ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

По общему признанию отечественных и зарубежных специалистов, педагогическая деятельность – это один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. С увеличением педагогического стажа у воспитателей и учителей СОШ снижаются показатели психического и физического здоровья. Профессия педагога занимает лидирующие позиции по наличию стрессогенности и отрицательному влиянию на здоровье. Зачастую это связано с невысоким доходом, лавинообразным увеличением документации, новыми требованиями, зачастую неконкретными и расплывчатыми, новыми положениями об аттестации, нарастанием сверхусилий, направленных на поиск дополнительных источников дохода.

ВСТАЕТ ВОПРОС: «Что же делать?» в данной ситуации особенно важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок педагогов. Наиболее доступным в качестве профилактики является создание комплекса мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания.

упражнение «Карандаш»

Одним из признаков психического истощения может быть синдром хронической усталости, желание плакать и грустить, повышенная раздражительность, чувство тревоги. Простое упражнение поможет вам улучшить эмоциональное состояние. Для начала сейчас вам необходимо постараться дать оценку своему эмоциональному состоянию (педагоги выполняют задание, фиксируя на листе бумаги балл). А теперь я попробую улучшить ваше настроение без каких бы то ни было препаратов. Необходимо сжать в зубах карандаш (участники выполняют упражнение, по необходимости протирая карандаш влажными салфетками). Что вы чувствуете при этом? Сжимая в зубах карандаш, вы задействуете те же мышцы лица, когда вы улыбаетесь. Таким странным, довольно простым способом упражняйте определенные мышцы и поднимает настроение.

притча «Спасти одну звезду»

Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, забывает или не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Возникает ощущения тупика, одиночества, не удается быстро восстанавливаться, учащаются заболевания, многие из которых переходят в хроническую стадию.

Но самое главное в этой ситуации – понять: самое важное в этой жизни – это мы сами, наше здоровье тела и здоровье духа. Именно такими – здоровыми, счастливыми, веселыми, самодостаточными хотят нас видеть самые дорогие люди на Земле – семья, дети. Следовательно, стоит остановиться, посмотреть на себя со стороны, отбросить мысли о безнадежности попыток, о том, что «все равно ничего не выйдет, и все-таки сделать то, что мы всегда откладываем «на потом», «до лучших времен». И, может быть, это самое событие изменит в лучшую сторону всю вашу жизнь.

Послушайте одну притчу.

  • Спасти одну звезду

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

-Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

-если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

-но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд. Берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

-Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.

Игровое упражнение «Я люблю».

Человеку «помогающей» профессии, к которой и относится педагог, необходимо постоянно помнить, что помимо работы есть множество интересных занятий, взаимоотношений с родными и с друзьями. Графу «Ваше хобби» в последнее время стали включать в пункт составления резюме, так как считается, что наличие у человека некоторого количества увлечений, которыми он регулярно занимается на досуге для души, является признаком стрессоустойчивости. Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом; кроме того, любимые занятия зачастую помогают развить кругозор, расширить круг друзей и самореализоваться.

Перед выполнением следующего задания необходимо вспомнить свои увлечения, а потом участники по очереди (по желанию) должны встать и пантомимой показать, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Желательно, не повторять ранее показанные движения. Остальные – угадывают данное действие, словесно обозначая его.

упражнение «Ответственность»

Риску выгорания подвержены люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие, стремящиеся к непременному успеху; уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу; испытывающими комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успевает.

Ответьте мысленно или письменно, в чем именно для вас заключается понятие «ответственность» (участники выполняют задание) . Теперь необходимо оценить, насколько именно это ВАША ответственность (предоставляется возможность проанализировать написанные высказывания ).

Всех нас с детства приучали быть ответственными. Но, как и в любом деле, необходимо чувство меры, чтобы не происходило дисгармонии в отношении воспитателя ответственности у наших детей, друзей, коллег. Необходимо четко научиться разграничивать, где чья ответственность.

Если мы часто говорим себе: «Если не я, то кто же? Кто же, кроме меня, сделает это?», то быстрыми шагами приближаемся к тупиковым взаимоотношениям. Беря все в свои руки, мы посягаем на ответственность других. То есть, чем больше ответственности мы берем за человека, тем меньше ответственности у этого человека остается. Тем самым мы инфантилизируем этого человека и перегружаем себя. И не нужно потом удивляться, что нам тяжело живется. А остальным в нашем окружении ни до чего нет дела!

Вопрос . Если у командира роты сто процентов ответственности, сколько процентов ответственности у каждого солдата?

Ответ . У солдата тоже сто процентов ответственности – сто процентов солдатской ответственности: дочерней, родительской, профессиональной. Не нужно брать всю ответственность нужно взять только свою!

  1. игровое упражнение «Бумажные шарики»

Синдром профессионального выгорания часто возникает как ответ на стрессовые ситуации, которые приводят к накапливанию. Отрицательных эмоций, формированию негативных качеств личности, таких, как обидчивость, раздражительность, нетерпимость, завистливость. Эти нежелательные эмоции необходимо отреагировать. При этом важно социально приемлемыми способами научиться «выпускать пар». Этому и способствует следующая игра.

Возьми каждый по большому листу газеты, как следует, скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь рассчитайтесь на «первый – второй» и разделитесь, пожалуйста, на 2 команды. Пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начинаете бросать мячи в сторону противника. Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию (во время выполнения упражнения звучит веселая музыка. В заключении подсчитывается количество шариков, оказавшихся на стороне каждой команды) .

  1. упражнение-релаксация «Водопад»

В любой профессии, изобилующей напряженными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя сбрасывать напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. Упражнения – релаксации помогут снять усталость, обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.

Сядьте поудобнее (ноги поставьте на пол, несколько разведите их в коленях; руки положите на колени; голову немного наклоните вниз) и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните (звучит спокойная музыка). Вы можете слышать мой голос или же просто наслаждаться спокойной музыкой. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это на совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове…Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…Белый сет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А сет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами.

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

игра «Аплодисменты»

у многих педагогов с течением времени возникает ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата, ощущение бесправия и принесения себя в жертву, чувства неоцененности.

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души.

В следующей замечательной игре все происходит по парадоксальной логике: последние становятся первыми. Она построена таким образом. Что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего пика, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.

У нас сложилась очень хорошая группа, каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который так же получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации и т.д. каждый раз тот, кому аплодировали имеет право выбирать следующего. Таким образом. Игра продолжается и овации становятся все громче и громче.

Итог занятия. Обратная связь.

В конце нашей встречи я предлагаю установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в ходе групповой работы.

Педагогам предлагается ответить в свободной форме на вопросы:

  1. какие впечатления остались у вас после сегодняшней встречи, удалось ли с помощью данных упражнений улучшить настроение, взбодриться, получить эмоциональное удовлетворение от неформального общения с коллегами?
  2. какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. ваши пожелания по поводу проведения последующих тренингов.