С начинается родина конспект урока. Конспект НОД по патриотическому вопитанию «С чего начинается Родина? Игра «Мои ассоциации»

Цели:
* содействовать развитию в детях чувства гордости за свою страну
Россию, свою малую Родину;
* содействовать развитию толерантности;
* воспитывать уважительное отношение к труду людей; ответствен-
ному отношению к учебному труду;
* создать условия для познавательной активности, развития комму-
никативных качеств младшего школьника, чувства прекрасного.

(слайд 2)

Ученики:

1. Быстро лето пролетело.
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало,
Дней хороших принесёт.

2. Здравствуй, осень золотая,
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.

3. Мы — солидные ребята.
В школе мы не первый раз.
По дороге знаний вместе
Во второй шагаем класс!

(исполняется 1 куплет песни о начале учебного года):

(слайд 3)

Учитель: В нашей дружной школьной семье второклассников стало больше! Мы приветствуем «новичков»: Панасенко Дашу, Кузнецова Сашу.

(дети вручают символические медальки)

Вдвойне прекрасен праздник, без сомнения,
Тем, у кого сегодня день рождения!

(слайд 4)

(поздравление, вручение подарка имениннице Шароновой Насте)
(в записи звучит песня «С днём рождения!» группы Барбарики)

Ученики:

4. Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Низкий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
(слайд 5) У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…

5. А другим, наверное, вспомнится
Свой родной московский двор,
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

(слайд 6)

6. Малая Родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья —
Ласковая малая
Родина моя!

(слайд 7)

7. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берёз прямее и стройнее
И разноцветней радуга-дуга.
В родных местах всё лучше и красивей,
От звёзд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки.

8. Родина — слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок… и я!

9. Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка —
Это тоже Родина.

(звучит песня «С чего начинается Родина?..)

Учитель (на фоне песни): Для каждого из вас, ребята, Родина — это и первосентябрьский звонок, что вновь вот уже в 74-й раз прозвенел сегодня для 235 мальчиков и девочек нашей 10-й школы, расположенной в небольшом уютном городке Грязи, название которому дал «наш батюшка-кормилец чернозём».

Ученик.

10. У каждого из нас родные есть места
Ничем не заменит места нам эти.
В который раз смотрю на город наш,
На город, что на карте незаметен.
В который раз смотрю на тихий город мой,
На самый лучший в целом свете!

(видеоролик о городе Грязи)

Учитель: Нашему городу скоро исполнится 76 лет, — это центр Грязинского района, крупного железнодорожного узла, промышленного и сельскохозяйственного, которому в июле исполнилось 86 лет. Глава районной администрации Владимир Тимофеевич Рощупкин, Глава администрации нашего города Олег Андреевич Филиппов постоянно заботятся о школах, о том, чтобы детям здесь было хорошо учиться. В этом году расширен обеденный зал, построена новая кухня нашей столовой, чтобы вы, ребята, хорошо питались, росли крепкими и здоровыми. Спасибо всем взрослым за заботу о детях! Нам же — сохранять созданную красоту.

(слайд 8)

Ученики.

11. Грязинский район-это один из 18 районов Липецкой области.
В январе нашей Липецкой области исполнилось 60 лет!
Липецкая область! Край родной, любимый!
Рождена во славу ты Петра!
Твой облик юный и неповторимый
Сияет красотой своей с утра!

12. Родная область, ты такая молодая.
Ведь тебе всего лишь 60!
Но ты, своих успехов не скрывая,
Стремишься ими мать-Россию прославлять!

(слайды 9, 10, 11, 12 на фоне песни «Липецкий вальс»)

(слайд 13)

Ученики.

13. Липецкая область находится в самом центре Европейской части
России.
В сердце ты у каждого, Родина-Россия!
Белые берёзки, колос налитой…
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!

14. Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один — черкеску носит,
Другой надел халат.

15. Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним — милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина-Россия
У нас у всех — одна.

(на фоне песни «Моя Россия» гр.Непоседы демонстрируются слайды 15, 16 )

Учитель. И мы с вами тоже — граждане одной большой страны России. Быть гражданином своей Родины — это значит уважать её символы: Государственные Герб, Флаг, Гимн.

(показываются на доске плакаты)

Пользуясь правами, жить по законам государства и выполнять свои обязанности.
Все дети нашей страны имеют право на образование, учёбу. Но, при этом, учёба — самая главная ваша обязанность на сегодня, ребята!

(слайд 17)

Ученики.

16. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движение звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

(слайд 18)

17. Надо в школе так учиться,
Чтобы знать, как хлеб родится,
Знать- где рожь, а где — пшеница,
Что такое сельский труд,
И что булки в закоулке
На деревьях не растут.

18. Мне учиться очень нравится!
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Лень, капризы, неудачи
Не возьмём с собою в класс!
Пусть пословица народная
Станет символом для нас:
«Терпение и труд — всё перетрут!»

Учитель. Что же мы возьмём с собой в путь по лесенке Знаний во 2 класс?

(дети читают с доски на плакате: ТЕРПЕНИЕ И ТРУД)

Помните, ребята, что учиться надо ВЕСЕЛО!

(выполняют ритмические движения и поют песню «Учиться надо весело» 1 куплет)

(слайд 19)

(«влетает сорока» с кленовыми листочками в руках)
Посмотрите-ка, сорока!
Ну, сорока, как дела?

Сорока (тараторит):

Я летала, я летала,
Вас в окошко увидала.
Новости я вам из леса
И приветы принесла.
Лето кончилось, я знаю!
Всем об этом сообщаю.
А приветы, а приветы-
Это весточки от лета.
От кого они? Забыла!
Не до этого мне было
От кого, запоминать!
Новость главную мне надо
Всем на свете рассказать!
Так что сами вы с усами.
Разбирайтесь в этом сами.
Мне до этого нет дела…
Полетела, полетела!..

(вручает букетик зелёных кленовых листочков с заданиями на тыльной стороне)

Учитель. Протараторила сорока! Улетела, белобока! Ребята, попробуйте догадаться, кто же из лета передавал вам приветы? Для этого расшифруйте ребусы на листочках.
(в записи звучит песня «Вместе»)

(после выполнения заданий на доске открываются слова с выделенными по вертикали буквами и картинками):
Д ЕРЕВО
СО ЛНЫШКО
Б АБОЧКА
МУР АВЕЙ
ПАУЧО К
ЛАСТ ОЧКА
РОМА ШКА

(слайд 20)

Ученики:

19. Ты взгляни на белый свет-
Красота какая!
Неживой природы нет.
Вся она живая!

20. Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Землю! Берегите!

21. Берегите здоровье друг друга.
У природы мы — малая часть.
Вы кому-то ответили грубо —
Чью-то жизнь сократили
сейчас…

22. И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому- то больно,
Лучше добрым на свете жить.
Злого в мире и так довольно…

Учитель: Улыбнитесь друг другу и прочтите слово из выделенных букв.
(на доске): (ДОБРОТА)
Значит, мы возьмём с собой во 2-й класс доброту и улыбку.

(танцуют и поют песенку «Что такое доброта?» гр. Барбарики)

Учитель (выводит к доске 2-х мальчиков): Ай — яй — яй!
(инсценировка стихотворения В.Орлова)

— Кто кого обидел первым?
-Он меня!
-Нет он меня!
-Кто кого ударил первым?
-Он меня!
-Нет он меня!
-Вы же раньше так дружили!
-Я дружил!
-И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл.
И я забыл.

Мальчики.

Мы дружили в 1 классе.
Дружба крепкая у нас!
Пусть же наша дружба
С нами во 2-й шагает класс!

«Дружба и братство — дороже богатства!»
Мудрость народная сто раз права!
Давайте, ребята, не ссориться больше.
Всегда будем помнить эти слова.

Учитель: Значит, мы возьмём с собой во 2-й класс…
(дети читают с доски: дружбу, братство)

(танцуют и исполняют песню «Если друг не смеётся…» гр. Барбарики)

(слайд 21)

Учитель :

Что ж, ребята!
Бодро и уверенно
Школьный год мы начали.
Много интересного
Ждёт нас впереди.
С каждою страницею,
С каждою задачею,
С каждою отметкою
Вам теперь расти.
С новым учебным годом!

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Тема: « С чего начинается Родина…».

Программное содержание:

  • Расширить представление детей о Родине малой и большой.
  • Закрепить знания детей о настоящем посёлка Федоровкий.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость.
  • Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Материал: картины и репродукции с изображением российского пейзажа, слайды «Памятные места нашего посёлка», изображение герба и флага России, фотография президента.

Литературный ряд: «Мама», «Детский сад», «С чего начинается Родина?»

Музыкальный ряд: «Мама», «С чего начинается Родина», «Детский сад», «Наш край», «Здравствуй Родина моя», «Эх хорошо в стране советской жить».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Каждый раз, когда мы с вами встречаемся,то раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, посёлок.

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:(фон: звучит песня « Мама»)

1-й ребенок:

Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя»!

А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».

2-й ребенок: (фон: звучит фонограмма на песню: «Детский сад»).

Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки без ребят
В уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата.
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.

А теперь давайте все вместе скажем радостно: «Родной наш сад»!

Вот как по-разному может звучать одно и то же слово.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение: (читает ребенок).

«С чего начинается Родина…?» М. Матусовский (фон: звучит песня С чего начинается Родина.»)

3 ребёнок:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

Слушаем музыку: «С чего начинается Родина» М. Матусовский

Воспитатель:

Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

Да, наша Родина – Россия.

Посмотрите, пожалуйста, на меня: это флаг.

Белый цвет-берёза, Синий – неба цвет, Красная полоска- Солнечный рассвет.

У России величавой На гербе орёл двуглавый Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он- России дух свободный.

Вот мы познакомились с флагом, с гербом. А теперь я предлагаю вам послушать гимн России,(гимн России слушается стоя).

Как зовут президента нашей Родины? (Владимир Владимирович Путин).

А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.

Физминутка:

А сей час всё по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали. Спрятали за спину их Оглянулись через правое плечо, Через левое ещё. Дружно все присели, пяточки задели, На носочки поднялись Опустили руки вниз.

Воспитатель:

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина

У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется посёлок, в котором, мы все с вами живем? (Федоровский).

А кто знает, какие памятные места есть в нашем посёлке? – Просмотр слайдов «Достопримечательности нашего посёлка».

А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название).

(Я живу на улице. В многоэтажном доме. Рядом с домом находится детская площадка и стадион).

4 ребенок: (фон звучит песня «Здравствуй Родина моя»).

Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.

Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

Рассматривание детских работ.(Посмотрите что у нас получилось, это наш посёлок.)

Анализ: сегодня с вами мы познакомились с флагом, гербом, слушали гимн России, узнали как зовут президента Росси, описывали свои улицы и рисовали их (ответы детей).

Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной посёлок.

5 ребенок: Мы живем,
Мы растем
В нашем родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет! Посёлок скромный!


Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Тема: «С чего начинается Родина»

Тип урока: изучение нового материала

ЦЕЛЬ: формирование чувства гордости за свою Родину

ЗАДАЧИ:

    Развитие чувства любви к Родине, способности к гражданскому действию (гражданской активности), ответственности и гордости за достижения Родины;

    Формирование коммуникативных способностей, умений вести диалог, работать в группе и коллективе;

    Воспитание интереса к изучению истории страны, чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека

Образовательные ресурсы : 1.Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А. И. Шемшурина. -М.: Просвещение, 2015. 2. Раздаточный материал-информационные карточки

3. Фотографии родного города 4. Видеофильм о Семикаракорске

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Предметные:

    Умение давать определение новым понятиям;

    Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «ОРКСЭ», к школе.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

воспринимать смысл познавательного текста;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Организационная структура урока:

I Психологический настрой, эмоциональное вхождение в урок.

Цель: включение учащихся в работу

1. Упражнение-энергизатор:

У: - Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.

У: - Поднимите руку те, кому нравится общаться с одноклассниками.

2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

Приветствие учителя «Рисунок счастья»:

Хочется счастья вам пожелать,

Самое главное – не унывать!

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Самого светлого и прекрасного!

У: - Ребята, скажите своими словами, чего я вам пожелала?

Д: - Счастья, веселья, удачи, здоровья, мира, добра и красоты.

У: - Для чего люди желают друг другу много добра?

Д: - Чтобы было приятно, для создания хорошего настроения, чтобы успешно проходили дела.

У: - Наше настроение влияет на здоровье и успеваемость?

У: - Пусть наш урок будет успешным для каждого из нас! Желаю всем плодотворно потрудиться. Вместе восхитимся вашими глубокими знаниями по теме урока, вытащив из тайников вашей памяти все самое ценное. Не забывайте относиться друг к другу по-доброму, мыслите, работайте активно, творите прекрасное. Итак, начинаем наш урок, открываем знания вместе.

II Самоконструкция – составление прогноза по опорным словам. Открытие нового знания.

Цель: активизация знаний и представлений учащихся по изучаемой теме;

определение и формулирование учащимися темы урока

Просмотр видеофильма «Лучший город Земли» (http://bojcko.ucoz.ru/index/moj_gorod/0-5)

У: - Какие мысли у вас возникли при просмотре видеофильма?

Ответы детей.

У: - Назовите «рассыпанное» слово (на слайде: ОНАРИД ).

О чем пойдет речь на уроке?

Определение темы урока «С чего начинается Родина …»

У: - Как бы вы ответили на вопрос: с чего начинается Родина?

Эмоциональный отклик, отношение к теме урока:

У: - Что вы уже знаете об этой теме? Подберите слова на тему Родины.

У: - Какими словами вы можете передать свои чувства к Родине?

(на слайде: радость, тревога, восторг, вдохновение, восхищение, гордость, боль )

Ответы детей.

У: - Эти тонкие оттенки чувства передают ваше восприятие Родины в воспоминаниях, историях семьи, личном отношении к жизни. Эти сложные чувства особенно значимы, и вы будете возвращаться к ним в течение всей своей жизни.

III Ознакомление с новым материалом, сравнение с прогнозом.

Цель: совместная поисковая деятельность учителя и учащихся;

создание проблемной ситуации, её исследование и формулирование вывода по теме урока

У: - Произнесем слово «Родина» вслух и почувствуем в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

У: - Подберите к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

Р - родная, раздольная и др.

О – огромная, очаровательная и др.

Д – добрая, дорогая и др.

И – интересная, известная и др.

Н – наилучшая, необъятная, незаменимая и др.

А – активная и др.

У: - Послушаем вместе песнюВениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина…» и подумаем об ответе на вопрос.

У: - Какие картины всплывали в вашей памяти при прослушивании песни? Почему разные?

Д: - В стране живут разные люди. У каждого человека свои чувства, своя маленькая родина.

У: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Д: - Все мы – россияне!

У: - Наша страна огромная, и люди проживают самые разные. У каждого из нас свои воспоминания о детстве, о родном доме. Но всех объединяет Родина и неразрывная связь с ней. С домашнего порога и колыбельной песни, которую пела вам мать, начинается эта связь, крепнет и расширяется в течение жизни.

Физкультминутка

У: - Предлагаю сбросить напряжение и выполнить упражнение «Гора с плеч».

Выполняется стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

«Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника)

У: - Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: “Я чувствую свой вдох... чувствую выдох...”

IV Совершенствование изученного: самостоятельное применение и использование полученных знаний

Цель: формирование умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях

Мнение «Для любимой Родины».

У: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Работа с пословицами (работа в парах). Игра «Соедини начало и конец».

1. Одна у человека мать своя сторона.

2. Родная сторона – мать, одна у него и Родина.

3. Всякому мила, чужая – мачеха.

У: - Как понимаете смысл данных пословиц?

Ответы детей.

Работа по учебнику – с. 142.

У: - Обратимся к вековому опыту. Выберите высказывание великих людей о Родине, близкое вам по смыслу, обоснуйте его, используя прием творческого опроса «ПОПС-формула» (П - позиция, О - обоснование, П - пример, С - следствие).

Цель: учить лаконичности и развитию навыков логического мышления.

Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

П - "Я считаю, что…"

О - "Потому что…"

П - " Я могу доказать это на примере..."

С - "Поэтому я делаю вывод, что…"

У: - Родина начинается с семьи. Связываете ли вы свое отношение к Родине с семьей? Как?

Ответы детей.

У: - Постараемся выработать советы себе, чтобы способствовать общему ладу в семье. Чего бы вы хотели достигнуть в семье? Приглашаю поработать в творческих мастерских. Самостоятельно выберите себе место работы в группе.

Работа в творческих мастерских:

Деконструкция – социализация.

1 группа – выработать правила для себя «Чтобы предотвращать ссоры»

2 группа - выработать правила для себя «Чтобы не было крика»

(выбор правил из предложенных вариантов)

3 группа - выработать правила для себя « Чтобы нравилось быть дома »

(выбор правил из предложенных вариантов)

V Демонстрация выполненной работы

Цель: обобщение изученного

Реконструкция – афиширование работы 1 группы:

Чтобы предотвращать ссоры:

- Умейте прощать;

- Признавайте ошибки и прощайте;

- Идите на компромисс;

- Избегайте оскорблений;

- Старайтесь оставаться спокойными;

- Говорите по одному;

- Воспринимайте критику спокойно;

- Не копите внутри себя раздражение и не таите обиду;

- Не «рубите сгоряча»;

- Не поддавайтесь, если вас провоцируют на ссору;

- Постарайтесь успокоить раздраженного человека, переведите все в шутку;

- Учитесь понимать себя.

Реконструкция – афиширование работы 2 группы:

Примеры несложных советов, которые помогут избавиться от крика в семье, да и не только в ней.

1. Промолчать.

2. Перейти на шёпот.

3. Разговор.

4. Заняться саморазвитием.

5. Начать лаять

6. Переждать бурю.

Реконструкция – афиширование работы 3 группы:

    В любой ситуации ставьте любовь на первое место.

    Меняйте свои привычки.

    Берегите друг друга.

    Гасите ссоры.

    Не стесняйтесь мириться первым.

    Умейте прощать обиды.

    Ставьте себя на место другого.

    Предупреждайте желания друг друга.

    Искренне говорите о своих чувствах.

    Доказывайте свою любовь каждый день.

    Чаще устраивайте праздники.

У: - Помните эти правила, старайтесь их выполнять, и в семье будет все ладно.

Какие чувства у вас вызывают цветы? Чем дороги нам? О чем могут напоминать?

Часто цветы – это живая ниточка, связывающая нас с дорогим местом нашей жизни. С детства нас окружает мир, в котором мы растем и развиваемся, который храним в душе долгие годы. И пусть мир нашей Родины всегда украшают цветы и дарят нам радость и красоту.

VI Итог урока. Рефлексия деятельности.

Работа по методике «Незаконченный тезис» – отношение к Родине

В моём понимании Родина…………………………………………………………………

Я горжусь своей страной за то, ……………………………………………………………

Мне нравится в своей стране………………………………………………………………

Я могу сделать для своей страны …………………………………………………………

Прием «Рефлексивные вопросы»

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой

1. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

3. Какую пользу вы извлекли из этого урока?

У: - Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Упражнение «Комплимент»

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Цель: возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

У: - За что можете похвалить себя? Одноклассников? Учителя?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Букет настроения»

У: - Ребята, у вас на столах лежат цветы разных оттенков. Давайте составим «букет настроения». Если вам на уроке понравилось все – вы прикрепите на доску (в вазу) красный цветок, если понравилось не все – желтый цветок, если ничего не понравилось – голубой цветок.

У: - Я благодарю вас за активность, творчество, инициативность. Работа закончена, но наше сотрудничество продолжится. Всем спасибо. Ваш успех на уроке – лучший для меня подарок.

Белозёрова Т.В.

учитель начальных классов

МАОУ Ильинской СОШ

Домодедовского района

«С чего начинается Родина?»

Цель: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника.

Задачи:

— способствовать формированию у детей нравственно-этических чувств;
— прививать чувство патриотизма и гордость за свою Родину;

— воспитание гражданственности, любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины.

Эпиграф:

«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»

К.Ушинский

Оборудование: рисунки детей на тему; фотовыставка «Природа родного края», видеоролик «Россия-звезда».

Ход мероприятия:

Дети: (на фоне музыки «С чего начинается Родина?»)

Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой растём, И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Учитель:

Великую землю,

Любимую землю.

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.

О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.

Читают стихотворения дети

На Родине.

На Родине крушина зацвела,

От запаха её хмелеют сосны,

И снова от села и до села,

Берёзы бродят разнотравьем рослым.

По берегам лопочут тальники,

Склоняясь над неторопливою волною,

И коростель-отшельник у реки

Непримиримо спорит с тишиною.

У сельской школы светлой и большой

Шумит моё несбывшееся детство,

И на душе моей так хорошо,

Как будто мир я получил в наследство.

И хочется неодолимо мне

С любым прохожим дружески обняться,

Здесь от любви к родимой стороне,

Родное сердце может разорваться.

(Н.Некрасов)

Родина.

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон, звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

(М.Пляцковский)

Учитель:

Сколько знаменитых поэтов земли русской воспели Родину в прекрасных стихотворениях. Как сказал А.С.Пушкин: «Тебе, Отчизна, посвятим души прекрасные порывы…»

Наш классный час называется «С чего начинается Родина?», мы сегодня поговорим о нашей родине.

А как называется наша Родина? (Россия) Наши предки называли Россию – Русь. Наша страна имеет многовековую историю. По-разному называлась Россия: Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Российская Федеративная социалистическая республика, Советский Союз, Российская Федерация. Но во все времена наша Родина могла гордиться людьми, которые создали великую русскую культуру, написали много замечательных книг, сделали много открытий и изобретений, первые полетели в космос. Как зовут первого космонавта Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин).

На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания, его усилиями добыты самые великие победы нашей Родины. Русский человек всегда побеждал врага, который нападал на Россию, и никогда Россия не нападала на другие страны.

Работа с эпиграфом

«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский

— Как вы понимаете эти слова?

— Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?

— Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)

— Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)

— Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)

Учитель:

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.

Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

Игра «Соты»

— Ребята, а с чем у каждого из вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.). Дам каждому из вас шестиугольник, напишите на нем свое имя и с чем ассоциируется слово «Родина» для вас. Как справитесь с заданием, приклейте на любое место. Посмотрите, что у нас получилось? (Соты.) Как они расположены? (Близко друг к другу, вместе, рядом). А из чего состоят соты? (Из отдельных фигур). А что на каждой фигуре? (Наши имена, символ Родины для каждого из нас). Какой вывод вы можете сделать ? Каждый из нас – частичка Родины. (Наша Родина-это мы с вами все вместе, дружные и все рядом).

Работа с басней «Отец и сыновья».

— В одной книжке я прочитала интересную басню. Она мне так понравилась, что я не могла не принести ее вам. Называется басня «Отец и сыновья».

«Отец приказал своим сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутики поодиночке. Отец и говорит…»

— Как вы считаете, что сказал отец? (Дети высказывают свое мнение. Учитель дочитывает басню до конца, сравнивают окончание басни и предположения учащихся.)


«Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

— Как вы думаете, почему на занятии, посвященном России, я прочитала эту басню?

Рассматриваем фотографии «Природа родного края».

Есть у России березоньки белые,

Кедры, забывшие, сколько им лет.

Горы, от вечных ветров поседелые,

Реки, которым названия нет.

Есть соловьиные песни бессвязные,

Зори полей и огни городов,

Есть у России сердца безотказные,

Мудрые руки ее мастеров.

Солнышко глянет иль вьюга завьюжится –

Слушай просторы и вольно дыши,

Есть у России солдатское мужество,

Вечный огонь материнской души!

Учитель:

— Послушайте высказывание В.М.Шукшина: «Родина… Я живу чувством, что когда-нибудь я вернусь на Родину навсегда… Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…».

— Как вы понимаете выражение «врачуют душу»? (Родина силы даёт, исцеляет, помогает, врачует – лечит).

— Что такое «чувство Родины»? (Гордость за свою страну и т.д.)

Люди, которые уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям.

Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

Человеку на всё хватит сил, если дело его делается ради своей Родины.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!

Плакат «Мы желаем вам…» ( Видеоролик «Россия-звезда»).

Что является источником света для всех людей? (Солнце) Вы любите солнышко? Давайте сделаем солнышко из наших ладошек и напишем своё пожелание другим детям нашей страны.

Учитель:

Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.

Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг.

Спасибо всем за работу.

(♫ «Это все Россия»).

Источники:

http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm — песня «Это все Россия».

http://muzofon.com/search/%D1%81%20%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%A3%D0%A1 – песня «С чего начинается Родина».

Методическая разработка первого урока в 1 классе

Разработала учитель начальных классов

Паталах Светлана Федоровна

Тема. С чего начинается Родина?

Цели. Формировать понятие «Родина», расширять знания о родном городе Донецке;

активизировать познавательные интересы детей;

формировать представление о том, что в школе получают знания, необходимые всем людям в жизни; способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности;

развивать память, внимание, речь и мышление учащихся; развивать творческие способности первоклассников;

воспитывать желание хорошо учиться и много знать;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу, своей Республике.

Оборудование. Иллюстрации города Донецка, карта ДНР, плакаты ко Дню знаний; раскраски для детей, картинка с изображением Мудрой Совы, изображение паровозика и вагончиков, звездочки, аудиозапись песни «Цветные сны» (муз. М. Дунаевский, слова Н. Олев); видеоклип «В первый день сентября» (муз. А Комаров, сл. В. Капустин); песня Ю. Чичкова «Родная песенка».

Ход урока

I . Организация класса.

Школа двери нам открыла,

Приглашает в гости нас.

Знания – большая сила!

Первоклассник, в добрый час!

II . Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня вы вступили в нашу школьную семью, стали учениками 1-А класса!

Старательные девочки здесь?

Умные мальчики здесь?

Заботливые мамы и папы здесь?

Ребята, этот день очень важен. Школа станет для вас вторым домом, здесь вы научитесь читать, писать, решать задачи, любить и беречь природу, найдёте много новых замечательных друзей. Удачи вам и успехов!

Сегодня провести наш первый школьный урок поможет поезд «Первоклассник»!

В поезд можете садиться,

Этот поезд быстро мчится.

В школу он спешит сейчас,

К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник –

Это каждый знает.

Мчится поезд «Первоклассник»,

Скорость набирает.

Учитель. Первая остановка «Школьная».

А теперь слово предоставляется первоклассникам.

Вот осень на дворе.

Птицы к югу полетели.

Значит, время детворе

Книжки складывать в портфели.

Раньше мы играли в школу,

Но закончилась игра.

Нам завидуют сегодня

Дошколята со двора.

У меня в портфеле книжки.

У меня в руках букет.

Все знакомые мальчишки

Удивленно смотрят вслед.

В первый раз заходят в класс

Первоклашки-новосёлы.

Оторвать не могут глаз

От просторной светлой школы.

Наша школа - это храм науки.

Дом уюта, светлый огонек,

Добрые учительские руки.

Первый школьный радостный звонок!

Что ждет меня в школе?

Парта ждет меня, во-первых,

Ждут уроки, ждут друзья.

Будет в школе не до лени,

Там я в новую страну

Дел и знаний, и умений

Путешествие начну!

Ждет природа – лес и поле!

Ведь в поход пойдем не раз…

Ждут меня «пятёрки» в школе,

Ждет меня весь первый класс!

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд.

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь.

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Мы хотим скорей учиться,

Подружиться с букварем.

От страницы до страницы

К марту мы его прочтем!

Молодцы, ребята! Вы станете хорошими учениками.

III . Сообщение темы урока.

    Ребята, посмотрите на доску. Какое слово там написано?

Учитель открывает слово РОДИНА. Прочитаем хором.

Тема нашего первого школьного урока: «С чего начинается Родина».

IV . Основная часть.

1. Остановка «Что такое Родина»

Упражнение «Микрофон»

Учитель проходит с микрофоном и задает детям и родителям вопросы.

Что такое Родина?

Как называется наша страна?

Как называется наш город?

Какие цвета у Флага ДНР?

Что символизирует каждый цвет?

(Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса. Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа).

- С чего начинается Родина?

(Прикрепляет на доску с ответами детей рисунки: родная улица, семья, школа, город).

Учитель. Посмотрите на карту. Это Донецкая Народная Республика. Донбасс – это заводы и шахты, золото пшеничных полей, край трудолюбивых и талантливых людей. А столица нашей Республики – город Донецк. (Иллюстрации на доске).


«Город миллиона роз» – так называют Донецк. Розы – это символ и гордость Донецка. Наш город очень красив: пройдем по бульвару Пушкина или парку Щербакова, посмотрим на речку Кальмиус, погуляем в парке Кованых фигур.

Но вы, ребята, любите не только город, но и свою улицу, своих родителей, своих друзей. Все эти понятия и есть Родина.

1.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

2.Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Задание для родителей. Закончите пословицу о Родине.

Одна у человека мать, одна у него и …(Родина).

Родина – мать, умей за неё ..(постоять).

Если народ един, то он …(непобедим).

Человек без Родины, как соловей без …(песни).

Для Родины своей ни сил, ни жизни не.. (жалей).

2. Остановка «Музыкальная». Слушание «Родной песенки» Ю.Чичкова.

3. Остановка «Игровая»

Учитель . Сейчас я предлагаю поиграть в

ИГРУ «Что возьмешь в школу?»

Руки поставьте на локотки. Я буду называть предметы.

Если вы услышите название предмета, который не нужен в школе, то вы должны хлопнуть в ладоши.

(Букварь, кукла, тетрадь, машина, подушка, пенал, карандаш, пирожок, портфель, телевизор, телефон, ручка, веник, линейка, кресло, учебник, стул, пропись, игрушка).

Учитель. В школе помогать нам и давать задания будет Мудрая Сова (иллюстрация на доске), она дружит с нашим паровозиком «Первоклассником».

Отгадаем загадки Мудрой Совы

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться. (Книга)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)

То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)

В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Скрепки, кнопки и булавки,

Что угодно для души. (Пенал)

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд –

Сейчас заговорят. (Буквы)

Открыла двери школа,

Впустила новоселов.

Кто из вас, ребята, знает,

Как их называют? (Первоклассники)

Между двумя звонками срок

Называется (урок).

Учитель физкультуры нам сказал

Всем зайти в спортивный (зал).

Школа – не простое здание,

Ведь в школе получают (знания).

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (Режим дня)

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные -
Все ужасно важные. (Портфель)

4. Остановка «Музыкальная физкультминутка».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы хорошо отгадываете загадки, и Мудрая Сова предлагает вам отдохнуть.

Отдохнем немножко с веселой кричалкой. Хором говорим: «Вот так!» и показываем движения.

Как живешь?

А плывешь?

Вдаль глядишь?

Как бежишь?

Утром спишь?

А шалишь?

На урок спешишь?

На часы глядишь?

Видеоклип «В первый день сентября» (муз. А. Комаров, сл. В. Капустин).

5. Остановка «Сказочная».

Вот мы и отдохнули. Путешествуя с паровозиком, мы попадаем с вами в город сказок. Отгадайте, из какой сказки отрывок.

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке! (Колобок)

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. (По щучьему веленью)

Красна девица грустна!

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок! (Маша и медведь)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

Учитель. Ребята, сказочные герои прислали вам поздравления, но забыли подписать от кого именно поздравление. Давайте попробуем угадать их.

Я желаю от души

Вам здоровья, малыши.

Чтоб прививок не боялись

Ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит

Добрый доктор… (Айболит)

Я желаю вам в подарок получить

Огромный торт, шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становиться толще, выше

Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)

Я хочу вам пожелать

Лишь пятерки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище … (Буратино)

6. Остановка «Родной Донецк».

Учитель. Наш паровозик «Первоклассник» продолжает свой путь. И следующая остановка «Родной Донецк».

Ребята, наша Родина – это наша Республика, это родная школа, улица, на которой вы живете, и, конечно же, родной город Донецк. Посмотрите на иллюстрации на доске. Здесь вы видите знакомые места.

Памятник «Слава шахтерскому труду» Памятник «Твоим освободителям,

Донбасс»


Парк Щербакова


Мяч-фонтан находится возле стадиона «Донбасс-Арена»

Парк Кованых фигур


Конечно же, вы узнали эти памятные места Донецка. Поднимите руки те дети, кто посещали эти замечательные места нашего города.

Ребята подготовили стихотворения о родном городе .

1. Родился в донецких степях

Мой город заводов и шахт,

Каштанов, берез, тополей,

Красивых и гордых людей!

2. Город роз и угля,

Город добрых сердец,

Догадались, друзья?

Наш любимый Донецк.

3. Город любимый мой, город прекрасный,

Труженик в будни и радостный в праздник,

Город шахтеров, ученых, актеров,

Точных приборов и мощных моторов.

4. Донецк родной – столица наша!

Горжусь тобой, как верный сын.

Ты с каждым днем светлей и краше

В степи донецкой исполин!

5. Трудишься ты вдохновенно и смело,

И по плечу тебе каждое дело.

Родина наша тобою гордится,

Славный Донецк мой, Донбасса столица!

Творческое задание «Моя звёздочка – Донецку»

Учитель. Ребята, перед вами на партах лежат звездочки. Вы сказали такие прекрасные слова о Родине, о родном Донецке. Каждый житель Донецка – это звездочка. И вы тоже являетесь маленькой яркой звездочкой города. Раскрасьте звезду так, как вы хотите. Можете нарисовать на звезде любое пожелание родному городу, любой рисунок (розу, голубя и т.д.). Главное, чтобы вложили в рисунок тепло ваших сердец.

Дети выполняют задание под музыку «Цветные сны» (муз. М. Дунаевского, слова Н. Олева).

Свои звёздочки первоклассники прикрепляют к доске.

V . Итог урока.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие на поезде «Первоклассник».

Впереди у нас еще много интересных открытий.

Главный вопрос нашего урока был «С чего начинается Родина?».

Продолжите предложение «Родина начинается с …»

Вы многое узнали и запомнили на первом уроке, поэтому Мудрая Сова вам дарит