Результаты поиска по \"яркие искры\". В темном небе звезды. Под домной Рассказ

Цель: закрепить навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1. Объяснение нового материала.

Тире между подлежащим и сказуемым


Ставится

Не ставится

1) Подлежащее и сказуемое выражены существительными

в : Акмеизм – литературное течение в поэзии XX века.

1) Если в роли связки выступают сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО: Речи как речи; Облака словно сказочные чудовища.

2) Подлежащее и сказуемое выражены глаголами в неопределённой форме или один главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, другой – инфинитивом: Долг наш – защищать крепость до последнего издыхания; Жить – Родине служить.

2) Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Сердце не камень.

3) Оба главных члена предложения выражены количественным числительным или один – существительным в именительном падеже, другой – : Дважды восемь – шестнадцать; Расставанье и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.

3) Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица: Пушкин, несомненно, признанный талант во всём мире.

4) Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием (при наличии паузы): Понимать поэзию – чертовски трудно.

4) Если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения: Блок молодым поэтам пример для подражания.

5) Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое – фразеологическим оборотом: Маяковский – первая скрипка среди футуристов.

5) Если один главный член предложения выражен вопросительным , другой – существительным: Скажи мне, кто твой друг.

6) При подлежащем, выраженном местоимением ЭТО, тире ставится при наличии паузы, если подлежащее логически выделяется: Это – начало всех начал.

6) Если сказуемое выражено прилагательным, местоимением: Стихотворение очень выразительно.

7) Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – формой именительного падежа существительного (при логическом подчёркивании, при противопоставлении, при инверсии главных членов: Я – хранитель твоему добру; Я – фабрикант, ты – судовладелец; Герой этого спектакля – я.


Закрепление изученного материала (по уровням).

Уровень А:

Цель: учить объяснять наличие или отсутствие тире в предложениях.

Спишите, объясните постановку или отсутствие тире в предложениях.

Эта долина — прекрасное место. Сегодня месяц как светлый серп. Дважды два — четыре. Знание — это великая сила. Сердце не камень. Работать для науки и для общих идей — это-то и есть личное счастье. Его кудри будто шелк. Признак весны — прилет грачей. Этот город — один из крупных торговых центров мира. Бедность не порок. Шестой континент — Антарктида.

Уровень В:

Цель: учить расставлять пропущенные знаки препинания и объяснять их постановку.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Жизнь прекраснейшая из выдумок природы. Жить значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены. Волга величайшая река. Хорошая книга точно беседа с человеком. Пять да шесть одиннадцать. Попытка не пытка, спрос не беда. Людская молва что морская волна. Счастье это быть с природой. Природа нашего края очень красива.

Для проверки:

Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы. Жить – значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены. Волга – величайшая река. Хорошая книга точно беседа с человеком. Пять да шесть – одиннадцать. Попытка – не пытка, спрос – не беда. Людская молва что морская волна. Счастье – это быть с природой. Природа нашего края очень красива.

Уровень С:

Цель: учить сопоставлять предложения, объяснять знаки препинания.

Сопоставьте следующие предложения и объясните знаки препинания.


Эти равнины — бескрайнее море. Эти равнины как море бескрайнее.

2) На темном небе звезды будто яркие искры. Яркие звезды — искры на небе.

3) Для меня отец — советчик и друг. Страх не советчик.


Подведение итогов.

Какими могут быть выражены подлежащее и сказуемое, чтобы между ними ставилось тире?

В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится?


Домашнее задание:

Спишите предложения, поставьте, где это необходимо, тире. Подчеркните подлежащие и сказуемые, укажите, какими частями речи они выражены.

Слово дело великое. Черпать содержание творчества из отвлеченно-бесплодного значит расстаться с творчеством. Капли дождя словно алмазы. У нас были великие мастера стиха: стих Пушкина совершенство, стих Баратынского звонкая медь. Литература это искусство пластического изображения посредством слова. Превосходная должность быть на земле человеком. Пруд как блестящая сталь. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Производить эффект их наслаждение.

Карточка № 1

пропуска ставится тире .

    Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

    Знание _ самая надёжная защита.

    Наш долг_ совершенствовать знания.

    Эти равнины _ словно море бескрайнее.

    Бедность _ не порок.

    Лишнее говорить _ себе вредить.

    Я _строитель.

    Наш город _ небольшой.

Карточка № 2

Отметьте номера предложений, в которых на месте

Пропусков ставится тире .

    Грузинские деревни _ это сплошные сады.

    Снег _ словно шёлк.

    Расточать восторги _ признак ограниченности понимания и вкуса.

    Безумство храбрых_ вот мудрость жизни.

    Он _ несправедливый человек.

    Праздность _ мать всех пороков.

    Ночь _ темна.

Карточка № 3

.

    Старость _ не радость.

    Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

    Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

    Наш край _ богат и прекрасен.

    Дождь рыбаку _ не помеха.

    Дело художника _ рождать радость.

    Три _ любимое число народных сказок.

    Сушёная дыня _древнее среднеазиатское лакомство.

Карточка № 4

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

    Чтение _ вот лучшее учение.

    Степь _ словно сплошной солнечный диск.

    Комедия «Ревизор» _ актуальна и поучительна.

    Жизнь прожить _ не поле перейти.

    Лисички _ прекрасные грибы.

    Конный пешему _ не товарищ.

    Река _ как зеркало и вся блестит звёздами.

    Наш школьный двор _ как сад.

Карточка № 5

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Доброе начало _ половина дела.

2. Дело художника _ рождать радость.

3. Конный пешему _ не товарищ.

4. За всё браться _ ничего не сделать.

5. Три, пять, семь, девять _ нечётные числа.

6. Без цели жить _ небо коптить.

7. Твои речи _ будто острый нож.

8. Чай пить _ не дрова рубить.

Карточка № 6

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире.

1. Ранним весенним утром песнь соловья _ как надежда на счастье.

2. Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.

3. Искусство _ бессмертно и непостижимо.

4. Степь _ как море!

5. Без цели жить _ небо коптить.

6. Редкое удовольствие _ собирать грибы.

7. Гусь свинье _ не товарищ.

8. Двенадцать_ число, кратное двум.

Карточка № 7

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Жизнь без пользы _ безвременная смерть.

2. Любимое дело _ как вечная любовь.

3. Россия _ необъятна и загадочна.

4. Сердце _ не камень.

6. Умный смех _ как прекрасный источник энергии.

7. Байкал _ самое глубокое озеро на планете.

8. Эти равнины _ словно бескрайнее море.

Карточка № 8

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дружба _ это прежде всего искренность.

2. Музыка _ как небо над землёй.

3. Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.

4. Я _ всем чужой.

5. Голова без ума _ что фонарь без света.

6. Хорошо учиться _ вот наша задача.

7. Рассказ его _ словно красивая сказка.

8. Солнце _ ярко, небо _ сине.

Карточка № 9

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

    Язык _ душа нации.

    В средине свет _ как красный блеск заката.

    Лишнее говорить _ только делу вредить.

    Ласковое слово _ что весенний день

    Слово _ не стрела, да острее стрелы.

    Слепая ненависть _ плохой советчик.

    Значит, девятью сорок _ триста шестьдесят, так?

    Я не вор какой, душегуб лесной, я _ слуга царя, царя грозного.

Карточка № 10

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дело художника _ рождать радость.

2. Язык _ это история народа.

3. Конец августа и начало сентября _ самое интересное время в тайге.

4. На тёмном небе звёзды _ будто яркие искры.

5. Лес _ прекрасное место отдыха.

6. Книга _ не увеселитель, не затейник.

7. Она _просветитель и воспитатель.

Тире между подлежащим и сказуемым (ключ):

    № 1 – 1, 2, 3, 6

    № 2 – 1, 2, 4, 5, 7

    № 3 – 3, 6, 7, 8

    № 4 – 1, 4, 5

    № 5 – 1, 2, 4, 5, 6, 8

    № 6 – 2, 5, 6, 8

    № 7 – 1, 5, 7

    № 8 – 1, 3, 6

    № 9 – 1, 3, 6, 7

    № 10 – 1, 2, 3, 5

Рассыпал месяц по небу звезды,
снежинки землю укрыли снова.
морозно, ветер, уснули птицы,
ну отчего так зима сурова.

Весны нам ждать еще очень долго,
тепла вновь хочется, солнца, света.
и спит заснеженный, милый город,
любовью граждан своих согретый.

С неба звезды спадают белые
Нескончаемой чередой.
Два зрачка твоих тёмно-серые
Наблюдают за их игрой.

Неотрывно глядят, любуются..
Дождь пошёл, и свет звёзд погас.
А ресницы твои целуются,
Укрывая свеченье глаз.

Тьма подходит с кошачей прелестью,
Понимаю: один я, ночь.
Сна обрывки порхают с шелестом -
Их твой образ отправил прочь.

Я увидел, как в небе зажигаются Звезды,
И в себя обратил реку слов. Может поздно?

Я смотрел на озера, что светились безмолвно -
То ли душами звезд, то ли собственной искрой.

Я дословно молчал, но творил баснословно,
И поток направляя энергии чистой

Осознал, для чего мне дана была речь:
Самому чтоб однажды такую Зажечь.

Лето, сумерки ночные,
Растворяют горизонт.
Соловьи поют шальные
Вдоль проселочных дорог.

День промчался незаметно,
Скрылся в розовый туман.
День растаял, словно не был,
Словно сон травы дурман.

Утихает вольный ветер
В сочных травах луговых,
Нагулявшись на просторах
Среди сосен вековых.

Зажигает небо звезды
Цветомузыку ночи,
По обочинам дороги
Изумруды светлячки.

Звезда на небе,
Звезда на земле,
Прикосновение твоих губ
Можно почувствовать только во сне!
Теплота твоего тела
Из сердца исходит оно,
Быть может смело
Согреешь ты и моё!
Звёзды не стареют,
Не стареет и любовь…
Они не умеют,
Любимой будешь вновь и вновь!
Я шепчу тебе глазами…
Как с тобою хорошо…
Ты подаришь мне губами...
Счастье, мысли и тепло!!!
Я доверюсь небу, звёздам...
Я скажу, что ты звезда,
Будешь светиться ярче,
Буду светиться и я!!!

Звезда горит в туманном небе,
Спокойством дышим небосклон.
Там запахи ржаного хлеба
Развеет вмиг аккордеон.

И ярче всех горит Юпитер,
Среди столичных фонарей,
И во главе - Луна-царица,
Сверкает лучше всех огней.

Танцуют вальс ночные тучи,
Бессменный ветер гонит тишь.
Один за век, один лишь случай,
Когда во сне ты, но не спишь...

Небо темное,
Ветер с севера
Клонит мокрое
Тело пленное.
Духом стойкости
То противится
Не сломается,
Не сщетинится.
Пошлют по миру
Не обидится
Ибо не к чему
Таить злобину,
Ибо не к кому
Нести здравствие
Всё одно ему-
Все желания,
Все старания
Спрятать за душу.
Чтоб не видели
Глазки темные,
Не обидели
Неуемные.
Отпустили бы
Мне лучи встречать
Солнца яркого
После мрачности,
Неба слёзности.
Я бы сам пошёл
К свету белому,
Миру...

Костер в ночи вину подобен —
Кровь будоражит и пьянит.
Костер в ночи людей роднит, —
Разъединять он не способен.

Костер в ночи — успокоенье,
Неведом страх с костром в ночи.
Ты вслушайся и помолчи:
Поют горящие поленья.

Трещат сучки. Огонь пылает.
И ты в далеком далеке…
И пламя ластится к руке,
И сердце нежно замирает.

Ему на верность присягаю.
Перед пылающим костром
Я на колено припадаю
И за добро
Плачу добром.

Как будто крошечные звезды,
А искры яркие летят.
Большими шляпками блестят
На небе звезды, словно гвозди…

Костер в ночи вину подобен —
Кровь будоражит и пьянит.
Костер в ночи людей роднит, —
Разъединять он не способен.

Катков Михаил

У костра присел я ночью,
В поле темном и пустом.
Только ветер - рвал на клочья
Сизый дым, - что над огнем.

Улетая вверх - клубился,
Попрощавшись с костром.
А костер горел - дымился,
Мне напомнил отчий дом.

Вспомнил детство,
Вспомнил печку -
Как горели в ней дрова.
И на масленицу мама,
Нам на ней блины пекла.

Как прекрасны и счастливы,
Золотые были дни.
Не вернется назад время,
Когда были мы детьми.

Годы детства вспоминая,
У костра один, сидел.
Ну, а он, дрова съедая,
Все горел, горел, горел…

Терёхин Игорь

Треск костра… Боже, как я люблю
Этот звук, приводящий к нулю
Все волненья, все мысли, весь шум,
Заполняющий суетный ум.

Утихают тревога и боль.
Все часы превращаются в ноль.
Ноль часов, Больше времени нет.
Есть лишь только мерцающий свет.

Да вот этот единственный звук,
Усмиривший все звуки вокруг.
Ничего. Ноль долгов. Ноль забот.
Круглый ноль — отворившийся вход

В бесконечность, в тот самый провал,
Где мерцает начало начал.

Я зажег свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.

И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягченной груди
Отгоняя печаль.

Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.

И я весело так
На костер свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел.

Я опять подо мглой.
Мой костер догорел,
В нем лишь пепел с золой
От углей уцелел.

Снова грусть и тоска
Мою грудь облегли,
И печалью слегка
Веет вновь издали.

Чую — будет гроза,
Грудь заныла сильней,
И скатилась слеза
На остаток углей.

Сергей Есенин

Ночной костер —
Из пламени цветок —
Он будоражит мысли,
Душу согревает.
Ночной костер —
Желанный огонек —
Тоску-печаль
Из сердца изгоняет.

Ночной костер —
Он создает уют.
Им управляет ветер —
Пламя раздувает.
Ночной костер —
Закатный наш салют —
Он красотой своею
Думы навевает.

Ночной костер —
Искристый фейерверк —
Он, как мечта,
На подвиг вдохновляет.
Ночной костер —
Мудрейший старый клерк —
Тропой добра
Умело направляет.

Ночной костер —
Гитарная струна —
Как нерв звенит,
Щекочет, замирает…
Ночной костер —
И с ним пришла Она —
Любовь вселенская,
Что все мосты сжигает.

Ольга Шульгина

Горит костёр. Чужой в ночи,
Не говори, а просто молчи,
Смотри ка, пепел, покрыл уголёк,
Он остывает, как наша любовь…

А ведь не хворост горел в огне,
И лет, не мало, тебе и мне,
К чему излишние слова,
В душе костёр, не подкинешь дрова…

Пламя снова зажечь, мы увы не смогли,
Мы в тумане, и мы корабли,
Нам не светит маяк, одинокий гудок,
Полон нежности, но он одинок…

Непьяный штурман

Дров горящих это куча.
Корни там горят и сучья.
У огня язык остёр —
Быстро «слижет» всё костёр».

Талызин Владимир

Беззвучный вечер. Запах пряный.
Листвы свисающий узор.
И посреди лесной поляны
Священнодействует костер.

И незаметно, постепенно
Растет уверенность во мне,
Что центр раскинутой вселенной
Живет во вспыхнувшем огне.

Вся неизведанная сила,
Ее запас незримый весь —
Все то, что будет, все, что было, —
Сосредоточенно вот здесь.

Колышутся, танцуют тени.
Растут и говорят в тиши.
И — лишь подкладывай поленья,
Люби, безмолвствуй и дыши.

Вот и снова закат догорает,
Мы сидим у большого костра,
Сердце тоже ведь ласки желает,
Сердцу тоже ведь нужно тепла.

Эй, приятель подкинь-ка дровишек,
Чтоб горел наш костёр всегда,
Чтоб прохожий почувствовал радость,
Как тепло у большого костра.

И горит наш костёр не сгорает,
Вскинув листики пламени вверх,
Он не просто с собою играет,
Он ласкает сердца для всех.

Как приятно сидеть у палатки
И смотреть на вечерний костер.
Муравьи наползли в шоколадки,
И фонарик уже кто-то спер.
Ну да это для нас не потери,
Никакой нас не сломит удар.
Лишь бы были костер и палатка,

Мы закат у костра провожаем,
А в палатке встречаем рассвет.
Мы палатку с костром обожаем,
И другой для нас радости нет.
Даже если, пока мы в походе,
В нашем доме случится пожар,
Нас утешат костер и палатка,
И любимый наш бардовский жанр.

У костра мы поем про палатку,
А в палатке поем про костер.
И тепло на душе нам, и сладко,
Потому что мотив нехитер.
И зачем нам чего-то пытаться
Извлекать из обычных гитар…
Есть же тема — костер и палатка,
И любимый наш бардовский жанр.

Фадеев Алексей

Нет, его не прячут в угол
Превратит он сучья в уголь:
У него язык остёр,
Обожжёт, лизнув, костёр.

Талызин Владимир

В овраге ухают сычи,
Притих лесной простор…
О чём с охотником в ночи
Беседует костёр?
Слезятся, кашляют дрова
На чёрном сквозняке.
Огонь гудит,
Как тетива
В разбойничьей руке.
Стреляет искрами кедрач,
И в рокоте огня
То вдруг раздастся детский плач,
То ржание коня.
То прозвучит глубокий вздох
Седого старика…
Как порох, вспыхивает мох
На ветках сушняка.
Белеют пни-бородачи
За прутьями ракит…
Костёр
С охотником в ночи
О жизни
Говорит.

Тимофей Белозеров

Тире между подлежащим и сказуемым
СТАВИТСЯ НЕ СТАВИТСЯ
(при нулевой связке)
1. СУЩ. в им. п. – СУЩ. в им. п. 1) СУЩ. в им. п. ЕСТЬ СУЩ. в им. п.

. – ЧИСЛ. в им. п. 2) СУЩ. в им. п. НЕ СУЩ. в им. п.
Лев – царь зверей. Лев есть царь зверей.
2) ЧИСЛ. в им. п
Дважды два – четыре. Заяц не царь зверей.

3) ЧИСЛ. – СУЩ. 3) СУЩ.в им.п. СР. СОЮЗ СУЩ,
Два года – большой срок КАК
БУДТО
СУЩ. –ЧИСЛ. ТОЧНО
Мой возраст – десять лет СЛОВНО.
КАК БУДТО
4) ИНФ. – ИНФ. ЧТО
Жить – Родине служить. Озеро как сталь.
5) ИНФ. – СУЩ. в им. п. 4) Л.М. СУЩ. в им. п.
Читать – моё любимое занятие. Я учитель.
СУЩ. в им. п. – ИНФ. 5) СУЩ. в им. п. ПРИЛ. В им. п.
Моё любимое занятие – читать. Мир прекрасен.
Погода чудесная.
6) подл.. – ЭТО сказ.
ВОТ 6) СУЩ. в им. п., ВВ. СЛ., СУЩ.
ЗНАЧИТ Иванов, по­видимому, хороший
ЭТО ЗНАЧИТ врач.
Лев – это царь зверей.
Жить –значит Родине служить.
Читать – вот моё любимое занятие.
Закрепление темы. Расставьте знаки препинания, где это необходимо.
Без пользы жить безвременная смерть.
Твои радость и горе радость и горе для меня.
На тёмном небе звёзды будто яркие искры.
Он мой советчик и друг.
Страх не советчик.
Жить на белом свете значит бороться и побеждать.
Семь бед один ответ.
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
Сосновый бор протянувшийся по берегу реки любимое место отдыха горожан.
Дорога сегодня что асфальт.
Гусь известно птица важная, рассудительная.
Мода капризна и непостоянна.

Задание – расставить и объяснить знаки препинания (тире), если это необходимо.
1. Фонетика _ наука о звуках речи.
2. Обомлеть _ значит обмереть, впасть в обморок.
3. Для литературоведа Шекспир _ не главное.
1

4. Карьера, которую ты сделал, _ чудесная вещь.
5. Наука без литературы _ бездушна и груба.
6. Утром на полях одуванчик _ словно живое золото.
7. Людская молва _ что морская волна.
8. Чужая душа _ потёмки.
9. Его душа _ не пустыня.
10. Сегодня день _ осенний, пасмурный.
11. Первый в работе _ первый в почёте.
12. Общий закон жизни _ есть стремление к счастью.
13. Весна да осень _на дню погод восемь.
14. Не сознаваться в своих поступках _ значит увеличивать их.
15. Он _ редкий зверь.
16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак _ ночью.
17. Город _ не деревня.
18. Вкус _ не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.
19. Дом, построенный моим дедом, _ настоящая крепость.
20. Леса важнейшее достояние народа.
21. Три да три шесть.

23. Курить здоровью вредить.
24. Наша цель преобразить мир.
25. Расстояние до Луны 384 тысячи километров.




30. Медведь не кто иной, как хозяин здешних мест.
31. Глупая речь не пословица.

33. Дружба гавань, к которой стремится человек.
34. Пройдёт пять шесть лет, и город будет построен.

расставить и объяснить знаки препинания (тире).
Вариант 1
1. Гений _ есть, в сущности, дар огромного терпения.
2. Справедливость без силы _ беспомощна.
3. Тщеславие _ вот истинная причина, движущая вперёд колесницу
человечества.
4. Праздник _ это всегда таинственное ожидание чуда, предвкушение
сказки.
5. Скажите любимой девушке, что она _ настоящий ангел, богиня, и она не
2

останется к вам равнодушной.
6. Истина _ зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и
лицемерия.
7. Читать _ значит мыслить с другим, продумывать мысль другого.
8. В такую ночь человек _ как слепой котёнок.
9. Расставания и встречи _ две главные части, из которых когда­нибудь
сложится счастье.
10. Гусь свинье _ не товарищ.
11. Выносливость осла познаётся на неровной дороге, верность друга _ в
житейских невзгодах.
12. Работу обещали выполнить в сентябре _ октябре.
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
Проверочная работа по теме «Тире в простом предложении».
Задание – в данных предложениях на месте пропусков, где необходимо,
расставить и объяснить знаки препинания(тире).
Вариант 2
1. История литературы _ часть истории страны.
2. Ты _ отзвук забытого гимна в моей тёмной и дикой судьбе.
3. Зелень у берёзы _ как искусно вырезанные кружева.
4. Искусство читать _ есть не что иное, как искусство мыслить с помощью
другого.
5. Одно из наиболее удачных дел его в этот период _ похищение поезда,
шедшего на Волгу.
6. Лицо у капитана _ широкое, скулы _ по­монгольски крутые.
7. Интеллигентность _ это способность понимать.
8. Понять _ значит простить.
9. Этот дом _ не крепость, в нём не укрыться от врагов.
10. Твои речи _ будто острый нож.
11. Бедняку не хватает многого, алчному _ решительно всего.
12. Мы встретимся через два _ три дня.
Тире в простом предложении (раздаточный материал)
Самопроверка
1. Фонетика ­ наука о звуках речи.
2. Обомлеть ­ значит обмереть, впасть в обморок.
3. Для литературоведа Шекспир не главное.
4. Карьера, которую ты сделал, ­ чудесная вещь.
5. Наука без литературы бездушна и груба.
6. Утром на полях одуванчик словно живое золото.
7. Людская молва что морская волна.
8. Чужая душа ­ потёмки.
9. Его душа не пустыня.
10. Сегодня день осенний, пасмурный.
3

11. Первый в работе ­ первый в почёте.
12. Общий закон жизни есть стремление к счастью.
13. Весна да осень ­ на дню погод восемь.
14. Не сознаваться в своих поступках ­ значит увеличивать их.
15. Он редкий зверь.
16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак ­ ночью.
17. Город не деревня.
18. Вкус ­ не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.
19. Дом, построенный моим дедом, ­ настоящая крепость.
20. Леса ­ важнейшее достояние народа.
21. Три да три ­ шесть.
22. Сегодня солнце как раскалённая сковородка.
23. Курить ­ здоровью вредить.
24. Наша цель ­ преобразить мир.
25. Расстояние до Луны ­ 384 тысячи километров.
26. Человек есть существо разумное.
27. Я ученик одиннадцатого класса.
28. Весна, бесспорно, лучшее время года.
29. Его сестра, кажется, юрист.
30. Медведь ­ не кто иной, как хозяин здешних мест.
31. Глупая речь не пословица.
32. Мужество есть великое свойство души.
33. Дружба ­ гавань, к которой стремится человек.
34. Пройдёт пять ­ шесть лет, и город будет построен.