Разновидности ролевых конфликтов. Место социальной роли в нашей жизни. Виды ролевых конфликтов

Социальные роли и конфликты, это одна из самых острых тем. Конфликты, связанные с социальными ролями поднимаются постоянно, а темы, кажется, живут вечно:

  • Тягостные решения поступить как “начальник” или как “друг”. Например, повысить зарплату другу или сохранить деньги заказчика.
  • “Почему меня заставляют быть тем, кем я не являюсь?” Писать эстимейты и отчеты, а я программист, а не гадалка и не бухгалтер.
  • Состязания за роль лидера
  • Люди в ролях “чиновников”, “обслуживающего персонала” vs граждане и жители страны

Когда мы начали вспоминать ролевые конфликты, получилось несколько типичных ситуаций:

  1. Конфликт ролей
  2. Конфликт из-за ролевых ожиданий
  3. Принуждение к роли
  4. Война за роль
  5. Противоречие нескольких ролей в одном человеке

Конфликт ролей

Первая конфликтная ситуация это конфликт ролей. Это запрограммированный ролевыми социальными ожиданиями конфликт. Когда сотрудники, сталкиваются в конфликте именно как роли, а не как люди.
Давайте пример на военную тему: солдату страны А рассказали, какие плохие люди живут в стране Б и он подтвердил это мнение так как заметил, что солдаты страны Б стреляют в него и его товарищей. Солдату страны Б рассказали то же самое, но про страну А. Эти люди искренне ненавидят друг друга, и они находятся в конфликте, так как страны воюют. Если с них снять форму, и представить друг-другу как Васю и Петю, то есть как людей. Они запросто, как люди, могут выпить пиво в баре и стать лучшими друзьями (не обязательно, но возможно). Сюжет известный и описан, как и в научной, так и в художественной литературе.

  • В научной литературе впервые показал ролевой конфликт Ф. Зимбардо, описывая Стенфордский тюремный эксперимент.

То есть, пока люди в ролях — они в конфликте. Без ролей конфликт исчезает.

В ИТ часто можно услышать ролевые противостояния: инженеры и маркетологи, заказчик (которые по традиции не знает чего хочет) и разработчики (которые, конечно же, выполнят все, что хочет заказчик, если: будет четкое ТЗ, будет время, оплатят работу, не будут ничего менять в ТЗ, не будут беспокоить по пустякам и т.д.).

Кто виноват в конфликте ролей?

С хоббитки:
— Эй чувак, ты что с ума сошел, зачем в полную силу бьешь?
— Так он же ельф!

В конфликте ролей вроде никто не виноват, каждый действует из лучших побуждений, отыгрывая свою роль. Конфликт ролей создает сама ситуация, в которой ролевые ожидания одной роли пересекаются с ролевыми ожиданиями другой роли. Искать виновного смысла не имеет, а вот понять стоит ли решать этот конфликт и устранять его причины, смысл имеет.

Стоит ли решать этот конфликт?

Один из самых любопытных вопросов. Много ролевых конфликтов обществом поощряется. Эти конфликты создают эффект состязания, который позволяет добиться большей эффективности или уравновесить силы, в том случае, когда важно чтобы никто не имел абсолютного преимущества (например: роли в судебной системе, хозяйственные субъекты в рыночной экономике, или топ-менеджеры в управлении).

Не поощряется, как правило “залипание” в роли. Когда участник начинает тянуть конфликт, связанный с ролью в другие части жизни. Считается, что цивилизованный человек умеет выходить из роли.

  • Например: на футбольном поле он противник, в жизни коллега

Поэтому если мы хотим решить конфликт ролей раз и навсегда, стоит спросить себя:

  • Если ролевой конфликт исчезнет, как это повлияет на эффективность (/продуктивность/жизнеспособность и т.д.) команды (/компании и т.д.)?

Футбольные фанаты могут перестать наезжать друг на друга если две футбольные команды вместо того чтобы сражаться друг с другом, будут совместно добивались одной цели. Маркетологи перестанут конфликтовать с разработчиками, если перестанут искать и переманивать клиентов, обещая им хорошее качество и низкие цены. Но как долго выживет “новый футбол” или “новая маркетинговая стратегия компании”?

Если же просто надо решить конфликтную ситуацию “здесь и сейчас”, то, часто, достаточно вывести людей из их ролей.

Как выводить людей из ролей в конфликтных ситуациях?

  • Смените обстановку в которой роль надевается сама по себе (рабочая обстановка) на ту обстановку с которой нет ассоциативных связей (незнакомое кафе, сквер, посидеть возле речки и т.д);
  • Смените название встречи, мы не “решаем возникшие недоразумения”, а просто поболтать пришли в кафе;
  • Активируйте другие роли человека. Лучше всего это сделать вопросами в другие области жизни. В те области, которыми заведуют другие роли (роль отца — спросить о семье и о ребенке, роль вратаря — как матч отыграли на прошлой неделе, и т.д.);
  • Заведите разговор о проблеме, и если люди начнут одевать роли, то моментально переключите их внимание на что-то другое (“ох ты блин, кажется, клюет”);
  • Можно использовать прямой посыл, пренебрежительно и иронично описываем роль и предлагаем обойтись без нее: “так давай без этих маркетологических заморочек, просто по человечески” — прием потенциально конфликтогенный. Если его применяем надо иметь план, как будем выходить из ситуации, если собеседник обидится или разозлиться.

Введение…………………………………………………………….……...3

1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4

1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9

1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13

1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14

Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16

2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16

2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21

Заключение………………………………………………………………..24

Список источников литературы………………………………………...25


Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.

Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.

Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.

Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.

Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.

Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.

Глава 1. Понятие ролевого конфликта

1.1. Конфликт и его виды

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные (рис.1).

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.

Типы конфликтов

Рисунок 1

Примерами являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус", "минус-минус".

Конфликты "плюс-плюс" предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки). Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты "плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение

подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.

Любой конфликт выполняет как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их деление в теоретическом плане, на практике бывает нелегко провести границу между конструктивностью и деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено такими причинами:

Тяжело вообразить обобщенную оценку положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;

Степень конструктивности и деструктивности конфликта может изменяться на разных стадиях его развития;

Конфликт может оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликта, и как отрицательный - для другой стороны;

Конструктивность и деструктивность конфликта можно рассматривать как относительно основных участников, так и относительно социального окружения.

Положительным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к преимуществу.

Конфликт есть способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт есть формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению.

Конфликт оказывает содействие снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку.

К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастания враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, послабление сплоченности коллектива и т.п..

Социальное деструктивное влияние конфликта оказывается на разных уровнях социальной системы и выражается в конкретных следствиях. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать стагнацию и кризис развития.

Конфликт может сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.

Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.

Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

Например: мастеру производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру давались противоречивые указания, причем одновременно.

Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.

Социальный статус характеризует положение человека в обществе и определяется его половой и этнической принадлежностью, социальным и финансовым положением, профессиональным мастерством и так далее.

Социальная роль, в свою очередь, это его ожидаемое поведение, определяемое занимаемым статусом. Но часто возникают ситуации, когда выполняемая роль не соответствует занимаемому статусу, либо исполняемые роли, две или более, вступают в противоречие друг с другом. В этом случае говорят о ролевом конфликте личности.

Разная степень остроты и глубины ролевых конфликтов связана со следующими двумя факторами:

степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям - чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызвать;

степенью строгости предъявляемых ролями требований - чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт .

В самом общем виде выделяются два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли.

Часто две или более роли заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности человека. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей. Женатый директор должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как к руководителю, работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или человека, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

Во многих исполняемых людьми ролях существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к обществу, традициям, трудовому коллективу, семье входят в конфликт с желанием побольше заработать, не выполнять или плохо выполнять свои обязанности, скрывать нарушения. Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу .

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое «Я» защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят рационализацию, разделение и регулирование ролей.

Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми человек пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается.

Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Рационализация скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Классическим примером является сюжет басни И.А. Крылова «Лисица и виноград». Вместо того, чтобы придумать что-то или попросту уйти ни с чем, разозленная лисица выдала целое житейское рассуждение, суть которого - рационализация ролевого конфликта. Стоит убедить себя в том, что «На взгляд-то он хорош, да зелен - ягодки нет зрелой» - и конфликт исчерпан. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность .

Прием разделения ролей снижает ролевую напряженность и устраняет ролевой конфликт путем временного удаления из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.

Это характерно для ролей, требующих от человека особого напряжения в одной или нескольких из них. Такова, например история канцлера Германии Отто фон Бисмарка, которого за бешенный темперамент, силу воли, непримиримость к политическим противникам прозвали «диким юнкером», и который в то же время в общении со своей женой был необычайно ласков и заботлив, проводя с ней время за чтением сентиментальных романов. Его основная деятельность и семейная роль были полностью разделены.

Рабочая одежда, униформа и профессиональные звания помогают людям в разделении своих ролей. Образно говоря, каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых масок и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе друзей весел и остроумен.

Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если человек не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся конфликтами.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего, тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой человек освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что общество берет на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли.

Солдаты, принимающие участие в боевых действиях, могут убивать солдат противника. Выполняя приказ командования, они не ощущают той напряженности конфликтной роли, как если бы они поступали так в мирное время.

Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. Наши роли обусловлены в первую очередь ожиданиями людей по отношению к носителю данного статуса. По этой причине достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсœем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то данный человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт должна быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликт это рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида . Ролевые конфликты бывают

1. внутриролевые,

2. межролевые и

3. личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтамотносятся те, при которых требования одной и той же роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ перераспределœение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать - смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые конфликтывозникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли у данного индивида. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределœение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение нужномного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека крайне важно разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в т.ч. и критических, ситуациях. В случае если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: не по Сеньке шапка.

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления. Оптимальным представляется такое соотношение между личностью и ролью, при котором на работе к человеку предъявляются высокие, но посильные требования, предлагаются сложные, но разрешимые для него задачи.

Важно заметить, что для снижения ролевой напряженности и регулирования ролевых конфликтов используют следующие основные стратегии:

¨ рационализация – целœенаправленный (иногда бессознательный) поиск неприятных сторон, аспектов желаемой, но недостижимой роли;

¨ разделœение ролей – временное изъятие из практики одной из ролей и выключение ее из сознания личности;

¨ регулирование ролей – осознанное и преднамеренное поведение, с помощью которого индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им какой-либо социальной роли;

¨ непрерывная социализация – постоянная подготовка к исполнению всœе новых и новых социальных ролей.

Главное, что следует помнить при анализе ролевого конфликта͵ связано с социальными механизмами взаимодействий в группах. Все взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения, складывающимися в группах. НОРМЫ - ϶ᴛᴏ правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами групп и их ролевыми функциями. В случае если данный ролевой конфликт вызван несформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли, приведению отдельных ее элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли). Это достигается лучше всœего через уточнение или дополнение групповых норм. В других случаях следует решать проблему через уточнение иерархии ролей в группе или системы ценностей и целœей группы.

Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий - это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности. Ошибочными здесь являются две крайние позиции. Первая сводит личность к множеству исполняемых ею ролей, растворяет без остатка всœе проявления личности в ролевом поведении. Согласно другой позиции, личность - это нечто независимое от социальных ролей, то, что человек представляет сам по себе. В действительности имеет место взаимодействие роли и личности, в результате которого ролевое поведение несет более или менее значительный отпечаток личности, а исполняемые роли оказывают влияние на характер человека, на облик личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность человека в определœенной роли оказывает обратное влияние на его личность. К примеру, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения, работа инженера - заботы о надежности и безопасности техники. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. По этой причине появление речевых и мыслительных штампов можно наблюдать не только в профессиональной деятельности увлеченного педагога, но и в быту, на досуге. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определœенных качеств и некоторой деформации личности. Так, роль руководителя, предписывающая распоряжаться, приказывать, контролировать и наказывать, может привести к повышенному самомнению, высокомерию и другим негативным личностным свойствам.

По этой причине признаками зрелой личности являются не только самостоятельный, осознанный выбор социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определœенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях отказаться от недостойной роли.

Ролевой конфликт - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ролевой конфликт" 2017, 2018.

Ролевой конфликт не являет собой конфликтную ситуацию, которая происходит между двумя и более людьми. Это происходит внутри каждого человека. Можно сказать, что все мы имеет несколько личностей внутри себя. Не стоит делать поспешных выводов о собственном психическом состоянии. Так, каждый из нас выполняет определенные социальные роли (мать, начальница, дочь и пр.). Вот о между каждой из них и пойдет дальше речь.

Виды ролевых конфликтов

  1. Статусный конфликт . От этого не застрахован никто. Так, личность занимает новую должность. На нее возлагают какие-то надежды, ожидания и внезапно по определенным причинам ей не удается их оправдать. В итоге это порождает мнение окружающих о ней как о некомпетентном, не способном выполнить свои обещания человеке. Мало того, если работа носит командный характер, возникают трудности во взаимодействии с каждым из сотрудников.
  2. Внутреннее «Я» . Причиной этого ролевого конфликта служат противоречия, возникшие между собственными ожиданиями и личными способностями. К примеру, человек полагает, что способен справиться с определенными жизненными трудностями, но на практике его ожидания не оправдываются, его охватывает паника и он не в состоянии что-либо предпринять. Не будет лишним привести пример, когда человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не вырос» из прежней. В Индии девочек рано выдавали замуж. У одной такой невесты утонул ребенок. В чем была причина? Его молодая мама не заметила опасности т.к. ушла поиграть в куклы со сверстницами.
  3. Неоднозначность . Внутриличностный ролевой конфликт возникает тогда, когда перед индивидом два разных требования, неоднозначность условий которых способна ввергнуть его в стрессовое состояние. К примеру, максимально эффективное выполнение своих рабочих обязанностей возможно при соблюдении предписанных правил по технике безопасности. Все бы ничего, но на данном заводе, предпринимательстве таковые правила не были предусмотрены.
  4. Недостаточность ресурсов . В данном случае причиной возникновения ролевого конфликта есть нехватка времени, влияние обстоятельств, отсутствия и пр., что делает невозможным выполнением задач, поставленных перед человеком.

В чем сущность ролевого конфликта?

Ролевой конфликт являет собой некое негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. Это своего рода показатель наличия проблем во взаимодействии с окружающей средой. Он задерживает принятие решений. Благодаря такому конфликту человек развивается, стремится к самоидентификации, совершенствуется, познает тем самым собственное «Я». Конечно, никто не говорит, что этот процесс может быть приятен, но, как известно, ничто великое, значимое не достается просто так. Поначалу, в момент ролевого становления, считается вполне нормальным возникновение некоторых неудобств. Во многом именно от действий личности зависит то, справится ли она с ролевым конфликтом или нет.

Ярким примером таких ролевых конфликтов из жизни есть следующие: человек с гуманитарным складом ума поступает в технический ВУЗ, где, разумеется, сталкивается с трудностями. Не менее распространенным является конфликт, когда приходится «привыкать» к роли матери, замужней женщины, пенсионера или студента.

Дабы преодоление конфликта любого характера происходило без особых негативных последствий, необходима психическая подготовка, сила воли и желание улучшить свое ментальное здоровье.