Рассматриваемый причастие. Действительные и страдательные причастия. Страдательные причастия настоящего времени в предикативной позиции

Введение

Я считаю, что причастие - это одна из самых сложных частей речи. Она зависит от грамматических показателей глагола. Четыре, а если учесть и возвратные, то шесть причастий образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Так, от "читать" возможны шесть причастий: читающий, читавший, читаемый и возвратные: читающийся, читавшийся.

Очень метко о причастиях сказал В.И. Даль, автор знаменитого словаря: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного." Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим "внешним видом" оно действительно напоминает прилагательное: изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительными и отвечает на вопрос какой? Следовательно, в причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав ему имя "причастие", т.е. причастное к имени и глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи естественно делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. Это свойство причастий заключать "в себе имели и глагола силу" широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Но в обычной разговорной речи причастия резки. Об этом писал еще А.С.Пушкин: "Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом"

В своем реферате я хотела разъяснить самые сложные моменты в образовании, употреблении и т.п. причастий. Основная сложность и частые ошибки возникают из-за того, что многие путают причастия с прилагательными. В сравнении и на примерах, на ошибках можно всё-таки научиться писать грамотно и понимать все тонкости и глубину великого русского языка.

Причастие

Причастие - гибридная глагольно-адъективная форма, которую в школьной традиции рассматривают как особую глагольную форму. Причастия соединяют признаки глагола и прилагательного, выражая значение процессуального признака предмета. Глагольные признаки причастий:

1. Сохраняется характер глагольного управления (например: мечтать о свободе - мечтающий о свободе);

2. Сохраняется вид соответствующего глагола;

3. Причастие располагает двумя залоговыми формами (в соответствии с двухзалоговой концепцией) - действительного и страдательного залога (например: разрешивший - действительный залог, разрешенный - страдательный залог);

4. Причастие имеет две временные формы - настоящего (любящий, любимый) и прошедшего (любивший) времени.

Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки - это признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая (у страдательных причастий) форма и соответствующая им флексия в предложении - сказуемое или определение.

Причастия настоящего времени образуются от глагольной основы настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ, -ащ/-ящ- - действительные причастия, суффиксов -ем-, -ом-, -им- - страдательные причастия. Причастия прошедшего времени образуются от основы с инфинитивной основой. При этом для образования действительных причастий используются суффиксы -вш-, если основа оканчивается на гласный (например: слыша-ть - слыша-вший) или -ш-, если основа оканчивается на согласный (например: принес-ти - принес-ший). При образовании страдательных причастий прошедшего времени к глагольной основе присоединяются суффиксы -нн-, если основа оканчивается на гласный, кроме /и/ (например: развеша-ть - развеша-нный), -енн, если основа оканчивается на согласный или /и/, причем в последнем случае /и/ выпадает (например: подстрели-ть - подстрел-енный, принес-ти - принес-енный), -т- - для образования причастий от некоторых глаголов непродуктивных классов с основами на и-, ы-, о-, а также от глаголов IV продуктивного класса (например: сши-ть - сши-тый, промы-ть - промы-тый, заколо-ть - заколотый, поверну-ть - поверну-тый). Начальной формой причастия, как и прилагательного, является именительный падеж единственного числа мужского рода.

Общей чертой употребления причастий является то, что они составляют принадлежность книжной речи. Это объясняется историей причастий.

Основные разряды причастий относятся к элементам литературного языка, заимствованным из старославянского языка, что сказывается на ряде их фонетический особенностей, например в наличии щ в причастиях настоящего времени: текущий, горящий, которым соответствует прилагательные текучий, горячий, представляющие собой по происхождению древнерусские причастия, а также в наличии у ряда причастий перед твердым согласным под ударением е, тогда как в глаголах, от которых они образованы, при этих же условиях имеется ё (о): пришедший, но пришёл, изобретший, но изобрёл, расцветший, но расцвёл.

Связь причастий со старославянским языком в XVIII в. отмечается Ломоносовым, который в своей "Российской грамматике" о нескольких разрядах причастий разъясняет, что они употребляются только от славянских глаголов и недопустимы от русских. Так, он пишет: "Действительного залога времени настоящего причастия кончающихся на -щий, производятся от глаголов Славянского происхождения: венчающий, пишущий, питающий; а весьма не пристойны от простых Российских, которые у Славян неизвестны: говорящий, чавкающий". То же отмечается им относительно страдательных причастий настоящего времени "От Российских глаголов, у Славян в употреблении не бывших, произведенные, например: трогаемый, качаемый, мараемый, весьма дики и слуху несносны", и относительно причастий прошедшего времени действительного залога: "… например, брякнул, брякнувший, нырнул, нырнувший, весьма противны". При этом Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они "приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или в просторечии".

В настоящее время, через два столетия после Ломоносова, ограничений в образовании причастий от чисто русских глаголов, чуждых старославянскому языку, не сохранилось. И демонстрируемые Ломоносовым примеры недопустимых причастий не создают того впечатления оскорбления языкового чутья, о котором он говорит с такой категоричностью, и вполне допустимы. Основные разряды полных причастий являются продуктивными и без труда образуются от любых глаголов, в том числе от новообразований (яровизирующий, яровизировавший, яровизируемый). Наименее распространены страдательные причастия настоящего времени, но и они у некоторых типов глаголов продуктивны (засоряемый, формируемый, хранимый) и непродуктивны лишь с суффиксом -ом- (несомый, ведомый, искомый).

Но и в настоящее время, во-первых, причастия являются принадлежностью литературного языка (они отсутствуют в диалектах); во-вторых, они почти не встречаются в разговорной речи.

Особняком стоят краткие причастия прошедшего времени страдательного залога (написан, принесен, налит), которые широко используются в бытовой речи и употребляются в диалектах.

Наоборот, для разных стилей книжной речи полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко. Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи, давая возможность заменять придаточные предложения; сравните: Предприятия, досрочно выполнившие план и Предприятия, которые досрочно выполнили план; Избранный общим собранием делегат и Делегат, которого избрало общее собрание. В газетной речи почти всегда предпочитаются обороты с причастиями.

Причастия по своему значению близки к прилагательным и нередко переходят в прилагательные. Общим отличием причастий от прилагательных является то, что причастие обозначает временный признак предмета, создаваемый действием самого предмета (действительные причастия) или действием, осуществляемым над этим предметом (страдательное причастие), тогда как прилагательное обозначает постоянный признак предмета, например: летящие семена - это семена, которые летят, находятся в движении, а летучие семена - семена, имеющие особенности в строении, благодаря которым они легко летают, переносятся ветром. Прилагательное, наоборот, только характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится, поэтому возможна фраза: Земля была покрыта летучими семенами клена, хотя эти семена неподвижно лежат на земле.

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия — это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

Прежде всего, необходимо дать определение причастию как части речи. Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое причастие. Примеры слов, относящихся к этой части речи, — это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий — мечтающая (изменение по родам), признавший — признавшие (единственное и множественное число), составленный — составленного — составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный — сказавший, несовершенный — говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный — приготовленный, действительный — стареющий). Переходность и непереходность — вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, — убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным — стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике действительное причастие? Примеры слов данного разряда — пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения вида глагола, от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) — совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что? ).

Еще одно важное понятие — подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, — жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, — найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), — все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, синтаксической роли в данном конкретном предложении.

1. У действительных причастий настоящего и прошедшего времени кратких форм не бывает. Страдательные причастия имеют кроме полной и краткую форму. Наиболее употребительна краткая форма страдательных причастий прошедшего времени; услышан, ус- лыишна, услышано, услышаны (услышанный); завязан, завязана, завязано, завязаны (завязанный); овеян, овеяна, овеяно, овеяны (овеянный); засеян, засеяна, засеяно, засеяны (засеянный); куплен, куплена, куплено, куплены (купленный); Опустели огороды, хаты брошены, заливные луга не покошены (Ес.); Там, где было плакат, охано да ахано, сталинградским трактором глубоко запахано (Пр.). Краткие формы страдательных причастий настоящего времени используются очень редко, как правило, в книжном стиле: любим, любима, любимо, любимы (любимый). [Башилов был всеми уважаем, но никем не любим (Пауст.).]

2. Следует отличать краткие формы причастий от кратких форм прилагательных, образованных от глаголов. Краткие формы причастий пишутся с одним н, а краткие формы прилагательных сохраняют столько н, сколько их в полных формах. Например: Девочка избалована матерью - краткая форма страдательного причастия прошедшего времени совершенного вида, управляет существительным в форме творительного падежа; Девочка избалованна и упряма ■- краткая форма прилагательного, обозначает свойство характера (‘капризная, своенравная’) , отвечает на вопрос «какова девочка?» и не управляет существительным в форме творительного падежа. Ср. также:

Девушка была скромна и воспитанна.

Её выступление было взволнованно.

Блюда были изысканны.

Его ответы были точны и продуманны.

Гостья была на редкость упряма и ограниченна.

Наташа была рассеянна и невнимательна.

Все его действия были ловки и сосредоточенны.

Любовь к книге была в нём воспитана с детства.

Собрание было взволновано тем, что произошло вчера.

Средства на покупку книг были изысканы.

Все детали операции были продуманы.

Тема доклада была ограничена одной проблемой.

Усилиями друзей недоверие к нему было рассеяно.

Войска были сосредоточены на границе.

3. Следует отличать краткие формы причастия среднего рода единственного числа от наречий на -о. Краткая форма причастия всегда имеет одно н в суффиксе, а наречие сохраняет столько н, сколько их в причастии или прилагательном, от которого оно образовано. Например: Дело обдумано со всех сторон - краткая форма причастия выступает в функции сказуемого, следовательно, пишется с одним н; Он отвечал обдуманно - наречие в функции обстоятельства, следовательно, в нем пишется два н, т. е. столько, сколько их в слове обдуманный, от которого наречие образовано. Ср. также:

Он ругал его незаслуженно.

Петроград жил в эти январские ночи напряжённо (А. Т.).

Он настороженно вглядывался в темноту.

С первых дней оккупации население было насторожено появлением большого количества приказов.

Им не заслужено такое отношение.

Тело спортсмена было напряжено до крайности: он готов был преодолеть последнее препятствие.

Причастие - это особая самостоятельная часть речи в русском языке, которая сочетает в себе свойства глагола и прилагательного. Это проявляется в том, что причастие образовывается от глагола, но отвечает на вопросы, характерные для прилагательного: какой?, что делающий?, что делавший?, что сделавший?. Ученики школ и студенты-лингвисты должны уметь правильно определять вид причастия. Это постоянный морфологический признак причастия, он заметно влияет на трактовку смысла слова. Чтобы определить вид причастия и не допустить ошибок, важно пользоваться советами и действовать по алгоритму.


Определяем вид причастия. Рекомендации
  1. Для начала определите, от какого глагола было образовано причастие. Данная часть речи сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Вид может быть страдательным и действительным. Либо объект совершает некое действие, либо какое-то действие производят с объектом:
    • действительное причастие обозначает действие объекта, например: читающий – кто-то читает, человек читает книгу;
    • страдательное причастие описывает действие, совершаемое с объектом, например: читаемая – что-то читают, книга прочитывается человеком.
  2. Вы можете определить вид причастия, задав к нему соответствующие вопросы:
    • что делавший? что делающий? – вопросы действительного причастия;
    • что делаемый? – вопрос страдательного причастия.
    Помните, что данный способ проверки необходимо сочетать с более академичным: по формальным признакам, указывающим на вид. Однако этот метод поможет вам изначально ориентироваться на определённый вид, а затем проверить – соответствует ли ему причастие, выделив в нём суффикс.
  3. Поставьте причастие в полную или краткую форму. Обратите внимание, может ли рассматриваемое вами причастие иметь обе формы. Запомните важный признак вида данной части речи:
    • действительное причастие имеет в русском языке только полную форму, его невозможно поставить в краткую форму без нарушения языковых норм;
    • страдательное причастие может иметь обе формы: полную и краткую; например: читаемая – читаема.
    Если ваше причастие не имеет краткой формы – оно является действительным. Иногда краткая форма страдательного причастия может показаться архаичной, но вы увидите, что она вполне соответствует нормам языка. Например: разбиваемый – разбиваема.

    Действительные причастия ставят в краткую форму только в некоторых диалектах, избирая для этого отдельные слова. Можно сразу отличить нарушение нормы русского языка: читающий – читающ.

  4. Обратите внимание: страдательные причастия в краткой форме изменяются в русском языке по числам и родам. Например: читаем – читаема – читаемо – читаемы.
  5. Разберите причастие по составу. Желательно произвести полный разбор слова по составу, чтобы точно найти суффикс. Именно эта часть причастия и является его формальным видовым признаком. Каждый вид данной части речи имеет специфические суффиксы:
    • действительные причастия: суффиксы –ащ-, -ущ-, -ящ-, -ш-, -вш-;
    • страдательные причастия: суффиксы –ем-, -нн-, -енн-.
  6. Начертите самостоятельно сводную таблицу признаков вида причастия. Внесите в неё всю полезную информацию о разных методах определения вида этой части речи: по вопросам, суффиксам, наличию кратких и полных форм. Снабдите вашу таблицу собственными примерами. Тогда вам будет значительно легче правильно определять видовую принадлежность причастия, а все сведения вы быстро запомните, задействовав разные виды памяти.
  7. Обратите внимание на то, что некоторые причастия уже давно перешли в другую часть речи. Внешне они напоминают причастия, но на самом деле являются прилагательными, поскольку обозначают действия и состояния, ставшие постоянными признаками предметов. Например, консервированный горошек. Такие слова следует разбирать как прилагательные.
Алгоритм определения видовой принадлежности причастия
Как определить вид причастия правильно? Следуйте алгоритму и помните рекомендации.
  1. Выпишите на отдельный листочек причастия, вид которых вам нужно определить.
  2. Вспомните вашу таблицу и начинайте рассматривать слова в соответствии с ней. Для начала задайте к причастию вопрос.
  3. Проверьте, имеет ли данное причастие краткую, полную форму.
  4. Разберите слово по составу. Выделите суффикс и выясните, какому виду он соответствует. Определите видовую принадлежность причастия.
  5. Проверьте себя: запишите глагол, от которого образовано причастие. Составьте с ним словосочетание. Подумайте: речь идёт о действии, совершаемым объектом или о действии, которое кто-то производит с объектом? Сделайте окончательные выводы и запишите вид причастия.
Следуйте рекомендациям, определяйте вид причастия по алгоритму, тогда вы сможете выполнить работу правильно.

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.