Расовый состав африки. Население африки. Традиции и обычаи народов Африки

Площадь материка Африки - вторая по размеру после Евразии. На континенте проживает 1/7 часть всего населения планеты. Плотность населения Африки, ее этнический и расовый состав очень различны. О том, как именно они отличаются, мы и поговорим в этой статье.

География Африки

Африка - ближайшая соседка Евразии, от которой она отделена несколькими морями и проливами. Она лежит как в Южном, так и в Северном полушарии Земли, экватор пересекает ее практически посередине. Омывается континент Индийским и Атлантическим океанами.

Площадь материка Африка составляет 29,2 млн км 2 . С севера на юг он протянулся почти на 8 тысяч километров. Крайняя западная и восточная точки в самом широком месте отдалены друг от друга примерно на 7,5 тысяч километров.

Рельеф континента преимущественно равнинный. Береговая линия не сильно изрезана, без образования глубоких заливов и выдающихся в море полуостровов. Рядом находится несколько островов, которые вместе с основной сушей материка входят в часть света Африка.

География Африки во много определяет ее климат, природу, а также заселенность. Растянувшись от южного субтропического до северного субтропического пояса, она является самым жарким континентом Земли. Большую ее часть занимают пустыни, полупустыни и саванны. Несмотря на это, на территории континента есть влажные тропические леса, крупные озера и полноводные реки. Две самые большие речные системы Африки принадлежат Нилу и Конго. Они также являются одними из крупнейших в мире.

Особенности населения Африки

Континент называют колыбелью человечества. Считается, что именно здесь появились первые представители человеческого рода, которые затем расселились по всей планете. Сейчас на территории материка образовано около 56 государств и проживает больше миллиарда человек. Общая плотность населения Африки составляет 30,51 чел./км 2 .

Все государства континента отличаются по уровню развития. Однако многие из них характеризуются бедностью, экономической отсталостью и плохим медицинским обслуживанием. В связи с этим, средняя продолжительность жизни африканцев составляет примерно 50 лет.

Начиная с XX века прирост населения неуклонно растет. Поэтому показателю континент занимает лидирующие позиции в мире. Предполагается, что количество его жителей увеличится вдвое уже к 2050 году.

Самой населенной страной является Нигерия, в которой проживает 195 миллионов человек. После нее идут: Эфиопия (106 млн), Египет (97 млн), Демократическая Республика Конго (84 млн), Танзания (57 млн), ЮАР (56 млн). Меньше всего жителей проживает на Сейшельских островах (86000 чел.), в Сан-Томе и Принсипи (200700 чел.), Майотте (257000 чел.), Кабо-Верде (536000 чел.).

Этнический состав

Население стран Африки очень пестрое по своему составу. Его представляет до 8000 этнических групп и народов. По расовому составу преобладают представители негроидного и европеоидного (арабы) типа. В ЮАР и ближайших странах также живут смешанные типы.

Многие народности очень малочисленны и проживают в пределах одной-двух деревень. Только 120 этносов имеют больше одного миллиона человек, они и представляют 90% всех жителей африканского континента.

Весь север заселен преимущественно арабами и берберами, говорящими на афроазийских языках. В южной части Сахары и ниже проживают негро-австралийские народы: нилоты, бушмены, банту, пигмеи. В Сомали, Кении, Эфиопии живут в основном эфиосемиты, кушиты, омоты.

В южных и центральных частях континента живут племена банту, бушмены, готтентоты. В силу исторических событий, здесь сформировался отдельный этнос - африканеры. Это потомки первых колонистов из Голландии, Франции, Германии, разговаривающие на языке африкаанс. Небольшой процент населения составляют также выходцы из Азии и других регионов мира.

Размещение населения

Далеко не все регионы самого жаркого континента благоприятны для жизни, поэтому население распределено очень неравномерно. Главным образом оно сосредоточено возле источников воды - крупных рек, озер и оазисов. Например, в долине Нила на один квадратный километр приходится почти 1200 человек. Большое количество людей проживает в районе озера Виктория, на берегу Гвинейского залива (Нигерия, Того, Бенин) и Средиземного моря (Алжир, Тунис, Марокко).

Кроме того, высокая плотность населения Африки наблюдается в районах с развитым земледелием и промышленностью. Сюда жители всех стран континента стекаются ради работы. Так, популярными местами являются богатые месторождениями центральные части материка, а также ЮАР.

Если говорить о конкретных странах, то высокую плотность на континенте имеют Руанда и Бурунди (500 чел./км 2). Они расположены в пределах экваториального пояса с теплым и влажным климатом, частыми осадками, рядом с большими озерами Танганьика и Киву. Если говорить об Африке в целом, то наибольшая плотность отмечается на острове Марикие (628 чел./км 2). Наименьшее количество людей на одном квадратном километре проживает в Намибии, Мавритании, Ливии, Ботсване, Западной Сахаре (2-4 чел./км 2), там, где климат наиболее засушлив.

Маврикий

Остров Маврикий и одноименная страна находятся в Индийском океане на востоке от Мадагаскара. В настоящее время здесь проживает 1,3 миллиона человек, а плотность населения самая большая во всей Африке. Это удивительно, ведь еще в XV веке на острове вообще не было людей.

Первыми поселенцами Маврикия стали европейские мореплаватели - сначала португальцы, затем голландцы, французы и англичане. Европейцы довольно быстро освоили остров. Они организовали на нем плантации тростника, кофе, хлопчатника, табака, маниоки и других культур, привозя жителей африканского континента для работы.

Современное население Маврикия представляет собой потомков колонизаторов, рабов, а также наемных рабочих. Потомки смешанных браков, метисы, составляют 27% всех жителей страны, еще 68% приходится на индо-маврикийцев - потомков выходцев из Индии. Примерно 5% жителей являются китайцами и французами по происхождению.

В стране нет официального языка и религии. Многие жители говорят на английском, французском, мавританском креольском и языке бходжпури. Благодаря необычной истории, на Маврикии сочетаются различные верования, традиции, архитектура. Под одной крышей сосуществуют мусульманство, индуизм, католичество, протестантизм, буддизм и другие религии.

Намибия

Из официальных стран Республика Намибия обладает наименьшей плотностью населения в Африке - 3,1 чел./км 2 . Меньшим показателем характеризуется только спорная территория Западная Сахара (2,2 чел./км 2).

Намибия находится на юго-западе континента, на берегу Атлантического океана. На севере ее территория занята саваннами и редколесьями, на юге и западе она покрыта пустынями Намиб и Калахари. Здесь мало осадков, а большинство рек появляется лишь в сезон дождей.

Страну населяет примерно два миллиона человек. Больше 80% принадлежит к народам банту, которые проникли сюда в средневековье. Коренное население - бушмены и нама - составляют менее 10%. Остальные жители - это потомки смешанных цветных браков, а также браков между немецкими колонистами и африканцами.

Жизнь в Сахаре

На севере Африки находится самая большая пустыня на всей планете. С запада на восток она протянулась на 4800 километров, и охватывает около 30% континента. Местные температуры днем достигают +40 °C, в некоторых районах они достигают +58 °C.

На территории Сахары находится десять государств, однако огромные ее пространства незаселенные. Здесь жарко и сухо, а растительность представлена в основном кустарниками, редко растущими травами и деревьями. Жизнь в пустыни могла быть совершенно невыносима, если бы не оазисы и Нил. Основная часть населения живет именно там.

Многие народы Сахары ведут полукочевой образ жизни. Они разводят овец, коз и верблюдов, собирают дикорастущие ягоды и фрукты. В оазисах, долине и дельте реки выращивают злаки, фрукты и овощные культуры.

Города Африки

Основное население Африки - это сельские жители. Примерно 2/3 проживает отдельными небольшими поселениями или крупными деревнями, где развито общинное пользование землей. Однако континент обладает наибольшей в мире скоростью урбанизации, и в ближайшие десятилетия все может кардинально поменяться.

С каждым годом количество городских жителей увеличивается на 4-5%. Сельскими странами до сих пор остаются Бурунди, Лесото, Руанда. А вот в ЮАР, Тунисе, Алжире, Ливии, Маврикии возникает все больше городов.

В настоящее время в Африке существует около 40 городов-миллионеров. Среди них Каир в Египте (17,8 млн), Лагос в Нигерии (11,5 млн), Киншаса в ДРК (10 млн), Йоханнесбург в ЮАР (6,2 млн), Хартум в Судане (5,2 млн), Луанда в Анголе (5,2 млн). Согласно прогнозам, уже в 2035 году в городах будет проживать половина африканцев.

Сегодня этнический состав населения стран Африки представляет собой довольно сложное сообщество народов. На Черном континенте проживает несколько сотен малых и больших этнических групп. Некоторые насчитывают от одного до пяти миллионов человек. Самыми многочисленными из них являются: йоруба, хауса, игбо, египетские, марокканские, суданские, алжирские арабы, фульбе, амхара.

Антропологический состав

Современное население Африки представлено различными антропологическими типами, которые относятся к разным расам. Всего на этом континенте насчитывается до 7 тыс. этнических групп и народностей.

Индо-средиземноморская раса

На северной части континента до самой южной границы пустыни Сахара проживают народы индо-средиземноморской расы. Ее представителями в Африке являются берберы и арабы, к характерным внешним признакам которых принадлежат черные волнистые волосы, смуглая кожа, узкое лицо, темные глаза. Как редкое исключение у берберов встречаются голубоглазые и светловолосые экземпляры.

Негро-австралоидная раса

Ее представители проживают к югу от Сахары и подразделяются на три малые расы – бушменскую, негрилльскую и негрскую. Количественное большинство здесь принадлежит народам негрской расы, которые проживают на территории Центрального и Западного Судана, в верховьях Нила и на побережье Гвинеи. К их представителям относятся народы банту и нилоты, которые отличаются высоким ростом, жесткими черными волосами, завивающимися в спирали, толстыми губами, темной кожей и широким носом.

К негрилльской расе относятся низкорослые африканские пигмеи – обитатели тропических лесов у рек Уэле и Конго. Кроме малого роста до 142 см они отличаются чрезмерно развитым третичным волосяным покровом, широким носом с очень плоской переносицей и более светлой кожей.

Современные народы бушменской расы проживают в пустыне Калахари, их представители - готтентоты и бушмены. Для них характерны светлая (буро-желтая) кожа, тонкие губы на плоском лице, и повышенная морщинистость кожи.

Эфиопская раса

Занимает промежуточную ступень между негроидной и индо-средиземноморской расами. Народы эфиопской расы проживают на северо-востоке Африки (полуостров Сомали, Эфиопия) и обладают темными волнистыми волосами, утолщенными губами на узком лице с тонким носом.

Население. Формирование древних расовых типов Восточной Африки - эфиопского, негроидного, бушменского и негрильского, или пигмейского, - удается проследить на протяжении последних 12-10 тыс. лет. Их географическое размещение в наши дни лишь в известной степени соответствует размещению в прошлом: на северовостоке и востоке преобладает эфиопский расовый тип, в экваториальных лесах и саваннах - негроидный, встречается негрильский, на юговостоке и юге - бушменский.

Эфиопская раса возникла в результате постепенного смешения средиземноморских европеоидов с негроидами, начавшегося еще в эпоху мезолита или среднего каменного века (13 тыс. лет назад). В экваториальных лесах с давних времен жили низкорослые племена пигмеев. По своим антропологическим признакам они имеют некоторое сходство с типичными представителями большой негроидной расы, с которыми состоят в отдаленном родстве. С эпохи верхнего палеолита на юговостоке Африки преобладало население бушменского расового типа.

В эпоху древнего и среднего каменного века Восточную Африку населяли бродячие или полуоседлые охотники и собиратели. Жители берегов внутренних водоемов занимались рыболовством. На их стоянках были найдены костяные гарпуны, терки, а также в изобилии бусы из скорлупы страусовых яиц.

Переход к скотоводству и земледелию в Восточной Африке произошел, повидимому, несколько позже, чем в долине Нила и в теперешней Сахаре, где известны неолитические поселения скотоводов VI тысячелетия до н. э. Развитое земледелие долины Нила датируется V тысячелетием до н. э. Н. И. Вавилов на основе палеоботанических исследований выдвинул гипотезу об эфиопском очаге (горные области Эфиопии) культурных растений (сорго, просо, теф, муза енсете). 5 тыс. лет назад на Эфиопском нагорье уже разводили домашний скот и возделывали зерновые. В области Великих восточноафриканских озер и рифтовых долин обитали охотники, скотоводы и земледельцы, которые умели изготовлять различную домашнюю утварь, орудия труда и охоты. Их ножи, копья и топоры были сделаны из камня. Остатки неолитических поселений, полей и каналов обнаружены в ныне засушливых районах Восточной Африки. Земледельцы уже тогда занимались орошением, строили простейшие каналы и водные резервуары.

Древнее аборигенное население СевероВосточной Африки - народы, говорящие на кушитских языках. Некогда они занимали более обширную территорию. На пространствах Восточной Африки жили народы, известные в науке под общим названием банту (множественное от «нту» - человек). Народы банту, знакомые с металлургией железа, осваивали под земледелие окраины экваториальных лесов, они занимались подсечноогневым земледелием и вели оседлый или полу-оседлый образ жизни. На рубеже нашей эры бантумеждуречья Конго - Замбези уже владели искусством выплавки металла. Они жили в небольших деревнях, землю обрабатывали мотыгой, культивировали просо, разводили крупный рогатый скот и коз. Большую роль в их жизни еще играла охота.

Народы банту, занявшие плодородные равнины и плато Межозерья (территория между озерами Виктория, Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика), достигли высокой ступени общественного развития еще задолго до появления европейцев. В XIV-XVIII. здесь образовались раннефеодальные государства: Китара, Карагве, Бусинза, Руанда, Урунди, Бу ганда, Анколе и др.

Известное влияние на этногенез восточноафриканских народов оказали культурные контакты и торговые связи со странами Азии. Переселенцы из Азии способствовали появлению в Африке азиатских культурных растений - риса, банана, ямса, манго. На берегу Индийского океана и на прибрежных островах в I тысячелетии н. э. возникают многочисленные городские поселения, основой процветания которых стала морская торговля между Африкой и азиатскими странами Аравией, Персией, Индией, а также караванная торговля с глубинными частями континента. К концу I тысячелетия н. э. на побережье Индийского океана под большим влиянием арабской культуры сформировалась местная суахильская цивилизация. Здесь возникли городагосударства (Пате, Ламу, Момбаса, Килва и др.) со смешанным этническим составом населения. В этих городах жили банту, арабы, персы, индийцы, суахили. Народ суахили возник в результате смешения банту с выходцами из Азии. Суахили восприняли от арабов ислам, но сохранили многие исконные черты африканской культуры. Язык суахили относится к языкам банту. В XV-XVIII вв. и особенно в XIX в. он широко распространился в Восточной Африке и служит средством общения представителей различных народов.

Примерно с XV в. с севера в засушливые области Восточной Африки начинают переселяться скотоводческие племена нилотов. В XVI в. это были миграции «луо?, или „лво“ В своем движении на юг нилоты разделились на две основные группы. Первая группа - луо - достигла современных территорий Уганды и Кении, где ныне обитают их прямые потомки - джолуо. От второй происходят современные народы кален джин, масаи и туркана. Нилотские народы пришли в страны Восточной Африки с северозапада, в то время как народы банту двигались с юга и югозапада.

Исторические миграции народов и сложные этнические процессы их объединения и ассимиляции определили многие черты современной картины расселения различных этнических групп на территории Восточной Африки.

Северовосточные окраины Африканского континента - Эфиопское нагорье и Сомалийский полуостров - населены народами, которые говорят на родственных семитских и кушитских языках.

В Восточной Африке сложились крупные народности банту: кикуйю, камба, ньямвези, лухья, ганда и многие другие.

Суахили живут на островах Занзибар, Пемба и Мафия, во многих городах и приморских районах Кении и Танзании.

В городах Восточной Африки немало выходцев из азиатских стран: арабов и индийцев. Приток выходцев из Азии заметно усилился с XVIII в. Вначале это были арабские купцы, затем индийские торговцы и ростовщики, ремесленники, а в более позднее время - рабочиеиндийцы на плантациях сизаля, строительстве дорог, на портовых работах. В последние годы их количество несколько сократилось. Европейцев, в основном англичан, итальянцев, греков, в Восточной Африке немного. Но они пока еще сохраняют известное положение в экономической и культурной жизни некоторых восточноафриканских стран.

От 30 до 40% населения стран Восточной Африки исповедует христианство. Еще довольно широко распространены местные традиционные культы, которых придерживается свыше половины населения региона. Сфера влияния каждого отдельного культа обычно ограничена округой, родовыми группами, имеющими общий фетиш. Местные верования, отражающие архаический уклад жизни замкнутого деревенского мирка, способствуют сохранению этнической разобщенности и предрассудков. В некоторых странах, например в Кении, служители традиционных культов еще оказывают определенное влияние и на общественную жизнь, приспосабливаясь к деятельности политических партий. Ислам распространился на северовостоке и побережье еще в VII-VIII вв. Его исповедуют большинство сомалийцев, часть населения Эфиопии, Танзании, Уганды.

Общий прирост населения в странах Восточной Африки обусловлен почти исключительно естественным приростом, который в 1979 г. оценивался в 2,7% в год, что выше среднемирового (2%). В этой части Африканского континента на 1000 жителей в год рождается 48, умирает 21 человек. В африканских семьях сохраняются традиции многодетности и в некоторых областях полигамные формы брака.

Средняя плотность населения в восточноафриканских странах - около 21 человека на 1 кв. км, что превышает среднюю плотность населения Африканского континента (15 человек на 1 кв. км). Особенности размещения населения различных стран обусловлены влиянием многих исторических, социальноэкономических и естественногеографических факторов.

Плотность населения обычно выше в тех странах, территория которых занята высокими плато и нагорьями, где природные условия благоприятны для возделывания многих сельскохозяйственных культур.

В пустынных и полупустынных районах Восточной Африки, а также в зоне редкостойных светлых лесов и колючих кустарников, зараженных мухой цеце, население редкое. За последнее десятилетие идет усиленная урбанизация. Рост таких крупных городов, как столица Сомали Могадишо, Момбаса в Кении, ДарэсСалам в Танзании, во многом объясняется их столичным, а также приморским положением. Численность населения АддисАбебы - 1,5 млн. человек, Найроби - 500 тыс. человек (1979 г.). В странах Восточной Африки уже около 15 городов имеют более 100 тыс. жителей каждый.

Центральная Африка заселена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы) , мпонгве, теке, мбоши, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др.

Africa Tur → Справочные материалы → ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА → Население Центральной Африки

Общая" численность- населения английских владений составляет около 15 млн., южной части португальского Мозамбика-около 2,5 млн. Данные эти приблизительны. Общие переписи, более или менее точно определяющие численность населения, проводятся в Южно-Африканском Союзе {последняя перепись проведена 7 мая 1946 г.) и в Южной Родезии (последняя перепись - 1 августа 1948 г.). Статистические данные по другим территориям до известной степени полно учитывают лишь взрослое мужское население: это нужно для обложения налогами и выявления резервов рабочей силы. Количество остального населения колониальные чиновники учитывают весьма приближенно, допуская при этом большой произвол.

Профессор Кейптаунского университета Шапера отзывается о переписях населения по Бечуаналенду так: 4 /«Ни одна из этих переписей не может быть признана точной,... более ранним переписям нельзя верить совсем». В подтверждение этой оценки он приводит два ярких примера. В одном из официальных отчетов о населении района Ганзи указывалось, что там живет 7 тыс. мужнин, 3.тыс. женщин, а всего 10 тыс. чел. Соотношение мужчин и женщин (7: 3) было явно абсурдным, тем не менее эти данные были включены в отчет. Через два года другой колониальный чиновник, назначенный в эту область, сообщал, что в районе Ганзи проживает «приблизительно 2 тыс. чел.». Другой пример: в отчете за 1936 г. указывалось, что в резервате Тавана живет 42 158 чел.; в 1939-1940 гг. комиссия по изучению сонной болезни объездила все деревни этого резервата, сосчитала население каждой деревни и пришла к выводу, что численность населения резервата не превышает 35 тыс. 1

Еще хуже поставлен учет этнического состава населения. В основе учета лежит расовый принцип - по цвету кожи: белые - европейцы, негры - туземцы, «цветные» - мулаты и т. д. Всех говорящих на языках банту соединяют в одну общую группу «туземцы», причем в нее включают в одних случаях и мулатов, готтентотов и бушменов, в других - мулаты, готтентоты и бушмены учитываются отдельно по группе «цветные». Точно учитываются только европейцы.

Следующая таблица, составленная по последним переписям и оценочным данным последних пяти лет, дает приблизительную картину этнического состава английских владений (тыс. чел.):

Английские владения

Индийцы и другие выходцы из Азии

Южно-Африканский Союз (перепись 1946 г.)..................

Юго-Западная Африка..........

Бечуаналенд.........................

Басутоленд..............................

Свазиленд..............................

Южная Родезия (по данным 1950 г.)

В Мозамбике население банту в 1940 г. исчислялось в 5 млн., европейцев и других не-банту в 1945 г. насчитывалось 60 тыс., в том числе 15 тыс. мулатов и 10 тыс. индийцев; определить отдельно этнический состав населения южной части Мозамбика не представляется возможным.

Банту

Преобладающую массу населения Южной Африки (около 78%) составляют, следовательно, банту.

Банту говорят на нескольких языках. Важнейшие из них:

Число говорящих 8 , тыс. чел.

Число говорящих 2 , тыс. чел.

Куаньяма

Коса - вполне сложившаяся и наиболее многочисленная народность южноафриканских банту. Все коса живут в ЮАС, главным образом (85,3%) в восточной части Капской провинции, в резерватах Транскей и Сискей («по ту» и «по эту» сторону р. Кей). Зулусы также представляют собою вполне сложившуюся народность. Большинство их живет в провинции Наталь (76% всего населения провинции). За пределами ЮАС зулусы живут в Свазиленде и в Басутоленде. Кроме собственно зулусов, на языке зулу говорят матабеле в Южной Родезии, ндебеле в северо-западной части Трансвааля. Большая часть свази (223 тыс.) живет в Трансваале; на территории протектората Свазиленд живет только 160 тыс. свази. Языки коса, зулу и свази - родственные (их объединяют в одну группу под общим названием нгуни). Общая численность говорящих на них народов составляет более 5 млн. Они населяют, исключая матабеле и ндебеле, одну сплошную территорию и имеют все предпосылки для слияния в одну нацию. Басуто живут главным образом в ЮАС, в провинциях Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. В протекторате Басутоленд живет около полумиллиона басуто. Среди басуто Трансвааля выделяются по языку северные басуто, или педи. Больше половины(68,9 %) бечуанов живут также в ЮАС, главным образом в Трансваале и Капской провинции. Басуто, бечуаны и педи вместе взятые составляют более 3 млн. чел., населяют в основной своей массе сплошную территорию и образуют единый этнический массив. Машона живут главным образом в Южной Родезии, составляя вместе с матабеле основное население колонии. Около 20% машона живет в Мозамбике. Тсонга населяют Мозамбик и прилегающие к нему районы Трансвааля и Наталя. На языках ндонга, куанья- ма и гереро говорят банту ЮЗА и прилегающих к ней районов Анголы.

Обзор расселения банту показывает типичную для всей Африки картину: колониальные границы не соответствуют этническим, разрывают народы на части. Это обстоятельство, наряду с общим колониальным режимом, сильно препятствует слиянию племен и народностей южноафриканских банту в национальные общности.

В таблице показан состав населения банту провинций ЮАС и протекторатов по основным этническим группам (в процентах к итогу) 1 .

Провинции и протектораты

Ораншевое

Свободное

Свазиленд

Коса....................

Зулусы................

Басуто................

Педи...................

Ндебеле..............

Бечуаны..............

Свази..................

Тсонга (шангаан) . .

Бавенда..............

Прочие..............

С одной стороны, выделяются компактные этнические массивы коса, зулусов, басуто и бечуанов.С другой стороны, произошло уже значительное взаимопроникновение, перемешивание этнических групп; территориальные границы этнических групп стираются, перекрещиваются. В последнее время, в связи с ростом населения городов и горнопромышленных центров, этот процесс протекает довольно быстро. Сейчас еще трудно судить о контурах формирующихся наций, они окончательно определятся лишь с победой антиимпериалистических сил и освобождением банту от колониального порабощения.

Африка. Население

Этнический состав
Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - , и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. ) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. ), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Этнические процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в том числе трансформация традиционных социальных структур, способствующие хозяйственной и политической консолидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитических общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнических групп. Экономические, социальные и политические преобразования в странах Африки приводят к широкому распространению языков межэтнического общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и английский и французский языки, особенно для межэтнических взаимоотношений.

Социально-экономические и политические преобразования в африканских государствах способствуют интенсификации этнических процессов. Основными тенденциями этнического развития становятся консолидация отдельных этнических общностей и превращение некоторых из них в народности и нации и внутригосударственная межэтническая интеграция. Характерной чертой является особая роль государства в этническом развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнических групп в более крупную общность. В государствах, избравших путь прогрессивного социально-экономического развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитического комплекса в рамках государственных границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на революционно-демократической и в перспективе - на социалистической основе.

Р. Н. Исмагилова.

Население. Антропологический состав
Население. Религиозный состав
Естественное движение населения
Размещение населения
Миграция населения
Население. Урбанизация
Экономически активное население; профессиональный и классовый состав
Население. Положение трудящихся




Мавритания.







Женщина сонгай.
Нигер.






Женщина в современной городской одежде.
Кения.