Работа над унисоном и чистой интонацией в вокальном произведении. Упражнения для работы над развитием интонационной структуры речи

Разработка открытого занятия

по вокалу на тему:

«Работа над унисоном

и чистой интонацией

в вокальном произведении»

Педагог дополнительного образования Плавская А.А.

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой

2015-2016

22.01.2016

Цель занятия: Формирование вокально-хоровых навыков и чистоты

интонирования.

Тема занятия: Работа над унисоном и интонацией в вокальном произведении.

Задачи:

    Выработка вокальных навыков, чистоты интонирования.

    Освоение приёмов ансамблирования и строя в песне.

    Работа над выразительностью и эмоциональностью в вокальном произведении. Освоение приёмов работы с микрофоном.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Объяснительно-иллюстративный;

Сравнение, анализ, обобщение;

По характеру деятельности – словесный и практический;

Метод эмоциональной драматургии;

По назначению и дидактическим задачам – формирование умений и

навыков, приобретение знаний.

Применяемые технологии:

Личностно-ориентированная;

Общего развития;

Здоровьесберегающая.

Оборудование:

Фортепиано, ноутбук, комплект звуковой аппаратуры для вокалистов (радио-микрофоны, усилитель, колонки, микшерный пульт, шнуры), рабочий стол, пюпитр или пульт.

Используемый на занятии музыкальный материал:

    Песня «Мама».

    Песня «Куда приводят мечты».

    Песня «Поверь в мечту».

Структура занятия:

    Организационный момент. Постановка цели и задач занятия.

    Вокально-хоровые упражнения, скороговорки.

    Работа над освоением интонации и ритма в произведения «Мама».

    Работа над выразительным и эмоциональным исполнением песни «Куда приводят мечты».

    Работа в дуэте с педагогом – «Поверь в мечту».

    Подведение итога.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Педагог знакомит обучающуюся с темой и задачами занятия.

    Вокально-хоровые упражнения, скороговорки.

Педагог демонстрирует каждое упражнение (поёт и играет на инструменте).

Ребёнок повторяет упражнения за педагогом.

    Формирование гласных звуков – упражнение «Да-дэ-ди-до-ду»

    Формирование высокой позиции – «Ми-я-ми-я-ма».

    Упражнение на отработку октавных скачков и освоение верхнего регистра – «И-и-и..»

    Упражнение на развитие подвижности голосовых связок.

Опевание каждой ступени при нисходящем движении Ч5 на различные слоги – «До-ля….».

    Развитие дикции, чувства ритма, внимания – «У Егора и Федоры»».

    Работа над разучиванием произведения «Мама».

Разбор мелодической линии и ритмического рисунка:

Пропеть с ребёнком партиюсо словами;

Отработать чистоту унисонов;

Отработать ритм.

Обратить внимание на сложность исполнения нот в нижнем и верхнем регистре и «чисто попадать в ноты».

Определённую трудность составляют движение мелодии вниз по трезвучиям и полутоновые интонации, скачки на Б7 в куплете. Поэтому, необходимо пропеть эти сложные места в разных тональностях. Отработать точное интонирование.

МАМА.

1.Там далёко-далеко в тихом городе

Посреди земли одна в тёмной комнате

О спасении моем богу молится

Полуночная моя богомолица.

2. Об одном она молит: "Храни Господи"

И всю ночь в окне горят свечи восковы,

Чтобы веру и любовь потерявшая,

Свет нашла душа моя заплутавшая.

ПРИПЕВ:

Мама, мама ты одна не придашь и не разлюбишь,

В мире этом и другом, ты всегда со мною будешь.

Я к одной тебе иду в сердце раненная.

Мама, мама ты моя стена каменная - 2раза.

А-а-а........

3. Ночь черна, неведом путь, тьма бездонная

И пророчат беды мне силы тёмные,

Но во тьме хранят меня две бессонницы:

Глаза мамы, да ещё Богородицы

4.Говорят, что никогда не грустила я

Знаешь, только ты одна - моя милая

Сколько раз судьбой без жалости, битая,

Выживала я твоими молитвами.

5. От того меня сломить беды не смогли

Что далёко-далеко посреди земли

О спасении моём богу молиться

Полуночная моя богомолица.

ПРИПЕВ:

Педагог: Хорошо, сейчас мы поработаем с микрофоном.

При исполнении песен в микрофон необходимо показывать и объяснять

ребёнку все правила его работы. Отработать «близкое, тихое»

звучание и как исполнять в микрофон «громкие» ноты.

В процессе работы над новым произведением необходимо

обращать внимание не только на чистоту интонации и ритм, а так же

работать над правильной артикуляцией, фразировкой, динамическими

оттенками и дыханием.

При впевание мелодии и закреплении интонации добиваться

уверенного и выразительного исполнения.

4. Работа над выразительным и эмоциональным исполнением

песни «Куда приводят мечты».

Педагог: Сона, сейчас мы повторим сложные интонационные отрывки в песне. Постарайся спеть все интервалы чисто, позиционно высоко и на дыхании. Вспомни, как исполняются скачки. О них надо подумать заблаговременно. В конце песни присутствует неподготовленная модуляция. Её тоже надо точно пропеть.

Продолжается работа над интонацией, дикцией, фразировкой, дыханием.

Педагог: Сона, скажи пожалуйста, что значит петь выразительно?

Вокалистка: Это значит петь с душой, с эмоциями, передавать мимикой и движениями, о чём ты поёшь.

Педагог: А какой характер у песни «Куда приводят мечты»?

Сона: Задумчивый, спокойный, философский.

Педагог: Правильно, давайте вспомним о содержании произведения.

Прорабатывание текста.

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ.

1.Перевернуть привычный мир твой

Хотя бы на час будь честным с собой

А там, впереди, историй не счесть

Мне нужно понять, кто ты есть

Нити судьбы переплелись

Ты небо просил: "Дай знак" и звёзды сошлись

Обрывками фраз ты прошлое вспомнишь вновь

Всё будет разрушено, забыто, но оставь любовь.

ПРИПЕВ:

Веришь или нет - всё видно с высоты.

Какие сны не забываются и куда приводят мечты.

2.Тянутся дни, один за одним,

Ты веришь, что хватит сил, и чуда просил

Музыка звёзд совсем из других миров

Заполнит тебя, оставив только любовь.

ПРИПЕВ:

Проигрыш: А-а-а...

Веришь или нет - этот миг придёт.

И кто-то очень близкий обязательно тебя найдёт.

МОДУЛЯЦИЯ: ПРИПЕВ:

Педагог: Сона, сейчас мы постараемся исполнить песню

выразительно и эмоционально. Мимика должна

соответствовать характеру и настроению песни. Работай с

микрофоном.

Закрепляем эмоции и характер, движения и мимику.

    Работа с педагогом в дуэте – «Поверь в мечту».

Педагог: Это произведение у нас уже в работе. Скажи, чем отличается пение соло от пения в дуэте?

Ребёнок: Когда ты поёшь с кем- то в дуэте, то нужно слушать друг друга, сливаться, петь вместе, в «ансамбле». Интонировать чисто, чтобы звучали точные интервалы.

Педагог: Хорошо. Я предлагаю постараться исполнить песню «Поверь в мечту» в концертном варианте.

(Исполнение песни дуэтом)

6. Подведение итога занятия.

Самостоятельная оценка обучающихся о выполнении цели и задач

занятия. Анализ результатов прошедшего занятия совместно с

педагогом. Дальнейшие перспективы работы.

Роль интонации в речи огромна. Она организует смысло­вую сторону речи при помощи логического ударения, повес­твования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое зна­чение слов.

Для значительной части слабослышащих школьников ха­рактерно нарушение интонационной стороны речи, выража­ющееся в монотонности. Однако следует заметить, что слабослышащие дети могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличивают­ся при пользовании звукоусиливающей аппаратурой.

Работа по формированию интонационной стороны уст­ной речи осуществляется в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение, как известно, состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Задача облегчается, если учитывать цель высказывания. Слова, на которые падает ударение, могут выделяться хлопаньем в ладоши, притоптыванием, энергич­ными движениями рук и т. п. Ученики вместе с учителем выполняют эти движения, одновременно проговаривая слогосочетания, словосочетания, предложения, выделяя необхо­димые слова голосом и движением. Кроме того, предусмат­риваются задания на выделение движением и голосом опре­деленного слова по предъявленной табличке или с требова­нием подобрать нужный вопрос к высказыванию учителя.

Большое внимание на занятиях фонетической ритмикой уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и пове­лительной интонациями. Кроме того, ведется работа по фор­мированию у детей естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др. (рис. 85).

Одним из наиболее простых средств выражения эмоций являются междометия в виде отдельных гласных или слогов. Их воспроизведение сопровождается различными произ­вольными, часто естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в Жизни для выражения радости, испуга, удивления и т. д. (рис. 86).

Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов и стихотворений. Проговаривание сопровождается определенными выразительными движениями: при передаче, например, интонации вопроса делается выразительное движение кистями рук (рис. 87), указательным пальцем, лицо говорящего принимает соответ­ствующее вопросу выражение, голова и туловище немного наклоняются вперед. Движения сопровождают произнесе­ние речевого материала до тех пор, пока учащиеся не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят ревой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Логическое ударение

1. Там мама. 2. Там папа.

Где мама? Где папа?

Там мама. Там папа.

Где? Где?

Там. Там.

Кто там? Кто там?

Там мама. Там папа.

Кто? Кто?

Мама. Папа.

Примечание.

Слова, на которые падает логичес­кое ударение, выделены жирным шрифтом.

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривается текст с движениями:

Там мама - Правая рука согнута на уровне груди. Указа­тельным движением выбросить правую руку в сторону с повествовательной интонацией; там мама.

Где мама? - Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты, кисти рук опустить вниз, а затем поднять вверх через стороны, одновременно топнуть правой ногой: где? На лице вопросительное выражение, в голосе интонация вопро­са, затем это движение переходит в другое - руки на этом же уровне в стороны: мама.

Там мама - Правая рука согнута на уровне груди, указа­тельным движением выбросить ее в сторону, топнуть при этом правой ногой, громко: там, на этом же движении нор­мально: мама.

Где? - Повторить упражнение, описанное выше для сло­ва где (см. рис; 87).

Там - Повторить упражнение, описанное выше для слова там.

Кто там? - Выполнить движение, обозначающее во­прос, выделяя голосом интонацию вопроса (см. рис. 87).

Там мама - Правую руку согнуть на уровне груди, указа­тельным движением выбросить ее в сторону: там, затем сде­лать утвердительный жест (пальцем показать сверху вниз), топнуть правой ногой и громко: мама.

Кто?

Мама - Повторить утвердительный жест, выделяя слово голосом.

2. Текст «Там папа» проговаривается аналогично перво­му.

Мы в лесу.

Кто в лесу?

Мы в лесу.

Где мы?

Мы в лесу .

В лесу .

Ау! Ау! - Стоя по кругу, прикладывать ладошки то пра­вой, то левой руки ко рту: Ау! Ау! интонация восклицатель­ная (рис. 88).

Мы в лесу - Указательный жест на всех - согнутая пра­вая рука описывает полукруг слева направо: мы, затем, руки согнуть на уровне груди, пальцы рук подвести ко рту, слег­ка давящим движением опустить вниз: в лесу, интонация повествовательная.

Кто в лесу? - Выполнить движение, обозначающее воп­рос.

Мы в лесу - Повторить движение, описанное выше, сло­во мы выделить голосом и ударом ноги о пол.

Кто? - Выполнить движение, обозначающее вопрос.

Мы - Повторить движение, описанное выше.

Где мы? - Выполнить движение, обозначающее вопрос.

Мы в лесу - Плавное движение на слово мы переходит в такое же движение на слова в лесу, которое выделяется бо­лее громким голосом и ударом ноги о пол.

Где? - Выполнить движение, обозначающее вопрос.

В лесу - Повторить движения, описанные выше.

1. с__а__с __а__с__а __ 4. Кто прогнал осу?

Вон летит оса! Мы прогнали осу.

    с__у__с__ о__с__ а __ 5. Кого мы прогнали?

Тут села оса. Мы прогнали осу.

    с__а__с__о__ с__у __ 6. Что мы сделали?

Мы прогнали осу! Мы прогнали осу.

7. Где села оса?

Тут села оса.

Дети стоят по кругу. Все выполняемые движения плавно переходят одно в другое. Слово, на которое падает логичес­кое ударение, выделяется громким голосом и ударом ноги в пол.

1. Руки согнуты на уровне груди. Пальцы рук поднести ко рту, слегка давящим движением опустить руки вниз (как на звук с ), затем развести их в стороны вверх (как на звук а ): с__а__ , повторить три раза.

Правую руку согнуть на уровне груди. Широким жес­том (как будто бы указывая на что-то) вытянуть руку вверх. Всем туловищем податься немного вперед: Вон летит оса! (рис. 89).

2. Руки согнуты на уровне груди. Пальцы рук поднести ко рту (движение на звук с) , плавно перевести руки в дви­жение на звук у: с__у__ , затем соединить движения на звуки с и о : с__о__.

Соединить движения на звуки с и а: с__а__ . Затем правую руку согнуть на уровне груди. Широким жестом вытянуть руку вперед вниз (как бы указывая на что-то). Выделить голосом слово: на которое падает логическое уда­рение: Тут села оса.

3. Движение на звук с соединить с движениями на глас­ные а, о, у: с__а__с__о__ с__у __ , затем правой ру­кой указать на детей: мы, всем туловищем податься вперед в центр круга, двумя руками сделать махательное движение: прогнали осу.

    (кто?), с одновременным ударом ногой, затем развести руки в сторо­ны: прогнал осу. Указательное движение правой рукой на детей переходит в разведение рук в стороны: Мы прогнали осу.

    Выполнить движение, обозначающее вопрос (кого?), с одновременным ударом ногой в пол, затем развести руки в стороны: мы прогнали.

Мы прогнали осу - На каждое слово ответа делать не­большой взмах кистью правой руки сверху вниз.

6. Правая рука согнута на уровне груди. Небольшой взмах рукой: что мы , затем выполнить движение, обознача­ющее вопрос: сделали?

Мы прогнали осу - Указательное движение, направлен­ное на детей: мы. Затем всем туловищем податься вперед в центр круга, двумя руками сделать махательные движения: прогнали осу.

7. Выполнить движение, обозначающее вопрос где? Раз­вести руки в стороны: села оса. При ответе правую руку согнуть на уровне груди. Широким жестом вытянуть ее впе­ред вниз, как бы указывая на что-то: Тут села оса.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Есть пятьдесят способов сказать "да"

и пятьсот способов сказать "нет", в то

Время как написать это слово можно

только один раз. (Б.Шоу).

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказыванию, эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

  1. логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа),
  2. пауза (временной остановки в речи),
  3. мелодика (изменение голоса в процессе речи по высоте и силе),
  4. темп (количество слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени),
  5. тембр (эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.),
  6. ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения);
  7. сила голоса (смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми.

Но, как показывает практика, речь дошкольника часто невыразительна, монотонна. Это связано с тем, что у ребёнка недостаточно сформирован речевой слух, слуховое внимание, речевого дыхания, он не умеет правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:

сначала формировать навыки восприятия интонации,

затем – навыки её использования в собственной речи.

Попробуйте прочитать детям один и тот же текст, но по – разному: первый раз - монотонно, невыразительно, а второй раз – с интонационной выразительностью. Как вы думаете, отметят дети разницу? Да, безусловно, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.

Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания . Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Упражнения для выработки интонационной выразительности речи.

Задачи:

Формировать у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;

Учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;

Учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)

2. Произнесите фразы с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной; с разной эмоциональной окраской (грустно, весело, испуганно, торжественно, ласково, сердито)

Зима наступила.

Снег идёт.

3. «Разговор киски с хозяйкой».

Покажите, как киска просит молока у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела. Песенку запела: «Мяу- Мяу- Мяу» (весёлым, радостным голосом).

4. «Диктор радио».

Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели»

5.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Изменение темпа.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Всё быстрей, быстрей бегом

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

7.Развитие чувства ритма.

Подскажи словечко: Ест лягушек, что попались,

С клювом длинный, белый … (попугай, аист, лебедь)

Сказки « Теремок», “Маша и медведь», «Три медведя».

Произнести текст, отхлопывая ритм, без голоса (звук выключен), чётко артикулируя каждый звук; тихо-тихо, как бы по секрету; громче, как говорите в группе; громко, как читаете стихи в зале; низким голосом, как большой медведь; высоким голосом, как зайчик; сердито, как голодный волк, ласково, как говорит бабушка).

Произнести первую строчку тихо, вторую громко; первую строчку ласково, вторую сердито; низким (высоким) голосом.

Начать произносить медленно, как идёт черепаха, закончить быстро, как бежит заяц.


Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации;различать по интонациивыражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания;правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощьюинтонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения .

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию «упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениямиэвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

* Какие эмоции испытывают герои из рассказа Н.Носова « Дру­жок » ? Какие бы интонационные установки вы дали участникам диало­га? Какими словами можно заменить глаголы « говорит » и « сказал » ?

Поезд остановился.Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

— Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

— Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю,открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

— Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Стой! – говорю. – Да это ведь не наш чемодан!

Мишка посмотрел и говорит:

— Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

— Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

(По Л.Кон)

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Б.Заходер

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окномгорит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

« От топота копыт пыль по полю летит » .

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

« Проворонила ворона вороненка » .

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

— пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

— отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

— агронома в дни долгой засухи ( « Наконец-то » );

— записавшегося на интересную экскурсию назавтра( « Отменят или нет? » ).

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так,чтобы предложение служилоответомна него.

…? В саду созрели яблоки.…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

« Молодец! » – восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Тысуп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

* Придумай и запиши радостные фразы с междометием « Ах! » и грустные фразы с междометием « Ох! » . Какие знаки препинания поста­вишь в конце этих фраз?

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны,обогащаются их собственные эмоцииичувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

* Игра « Послушай меня: что чувствую я? »

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Наталья Василевская

В век современных технологий многие стремятся отойти от устаревших методик и принципов, однако есть вещи, которые неизменны для любого времени. Так, общение постепенно уходит в электронную или письменную сферу, но при этом остаются категории людей и профессий, для которых важно качество речи, дикция и интонация. К тому же в повседневной речи подобные аспекты нередко приобретают стратегическое значение, поскольку от ударения и интонации зависит расположенность человека, будущий тон разговора и его результат. Нельзя отрицать, что многие профессии в наши дни требуют знания основ .

Для кого важна интонация?

Что такое интонация? Это правильное акцентирование в потоке речи, ритмомелодический строй речи, а потому активными интонационными приемами остается мелодика, тембр, громкость голоса, паузы, логическое ударение и темп речи. Быстрая, несуразная, попеременно тихая и громкая речь без пауз и логических ударений неинтересна и утомительна. Так могут общаться лишь подруги или старые друзья, которые давно не виделись, но для взрослого воспитанного человека подобные огрехи губительны.

Работа над интонацией важна для дикторов, учителей, руководителей, маркетологов в и представителей прочих профессий, в которых от качества речи зависит успешность и результат.

Чувства и эмоции важно уметь передавать именно интонацией, чтобы не задействовать при этом громкость и голоса. Не стоит забывать, что и в бытовом общении неправильная интонация ведет к непониманию, а возможно даже конфликтным ситуациям. Тем кто много разговаривает в силу профессиональной деятельности важно не только быть хорошим оратором, но и знать, в случае, если вы их перегрузили.

Как тренируется ударение, интонация?

Для работы над интонацией стоит использовать самые популярные проверенные методики. Но самое важное – это много слушать и читать. Качественные тексты лучше произносить вслух, обращая внимание на знаки препинания, аналогично с этим, хорошо слушать записи чтения стихотворений или театральные постановки. Это поможет уловить тонкость интонации, понять ее значение и важность.

Сегодня логическое ударение, интонация, тембр, паузы и многое другое в речи расставляется неправильно, потому смысл затрудняется. Для того, чтобы заняться тренировкой навыков правильной речи, стоит выполнять ряд несложных упражнений. Примером первого послужит знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать». В ней от правильности интонации и, соответственно, знака препинания, зависит судьба и жизнь. Также полезно прочитывать стихотворения и фразы, акцентируя смысл на тех или иных словах. При этом демонстрируется изменение смысла, а значит, и результата речи.

Крайне важно не забывать о тренировках, оттачивать правильное дыхание, учитывать логические акценты в речи и знаки препинания при прочтении.

Немного теории

Прежде чем выполнять упражнения для развития интонации, следует вспомнить теорию. В великом и могучем языке различают 6 видов незаконченной интонации: обособления и перечисления, вводности и предупреждения, звательности и противопоставления.

При перечислении следует делать паузы после каждого однородного члена, а на самих членах расставлять логические ударения. Интонации вводности присущ убыстренный темп речи и отсутствие как пауз, так и логических ударений.

Обособленные члены предложения отделяют паузами (причем первая пауза длиннее, а вторая короче) от основы предложения, при этом выделяя их ударениями.

Для предупредительной интонации (ее еще называют интонационным двоеточием) характерно разбиение предложения глубокой паузой на две части. При этом вторая часть начинает произноситься более высоким голосом.

Интонация противопоставления обычно присуща сложным предложениям. В письменном виде ее выражают знаком препинания тире. Произнесение противопоставительного упражнения для интонации отличается паузой в середине предложения и резким повышением голоса в начале второй части и в конце первой. вместе со знанием теории дают прекрасные результаты.