Провалы в Березниках - ilipin. Кладезь природных богатств. Лучше в мышцах боль, чем наркота и алкоголь

Провалы в Березниках October 29th, 2014

С высоты, естественно.

Вылазок в или через Березники сделано, наверное штук пять. Однако, только один раз удалось поснимать город сверху - то времени нет, то погода не та, то забираемся вглубь, а не ввысь. Не прошло, как говориться, и полгода, и наконец Первый отдел знаменитого на всю страну НИИ Коптеро и Подвесостроения завершил цензурирование фотографий Березников. Раз добро получено, нужно публиковать.


Провалы №3(2010г) и №4(2011г) у станции Березники. Слева с красной крышей - жд вокзал Березников, закрыт навечно. Пассажирские поезда к перрону больше никогда не прибудут.

Провалов в Березниках насчитывается в настоящее время 4 штуки. Три появились после затопления шахты первого рудоуправления, или БКПРУ-1 в 2006 году. Примерно через год после затопления провалилась земля около фабрики технической соли прямо на территории предприятия.


Текущее, на лето 2014г. состояние провала на фабрике технической соли первого рудоуправления.


Первоначальное состояние провала №2


Глубина провала - около 100 метров.

В мае 2007 года было закончено строительство отсечной дамбы на промканале, что, как утверждалось, ликвидировало опасность попадания большого объема воды из Камы в зону возможного провала.


Канал, вдали видны две дамбы для отсечения притока воды в рудник и вытекания рассола в Каму.


Солеотвал первого рудника. До провала был гораздо выше. В связи с образованием провала, соль с отвала использовалась для приготовления насыщенного раствора и закачку его в умирающую шахту.

Промканал - это часть реки Зырянки, куда раньше заходили баржи для загрузки продукции Уралкалия. Сейчас из-за провала канал перегорожен дамбой(в конце) что бы рассол из провала не вытекал в канал и Каму.


Мелькомбинат и шламохранилище(на заднем плане) первого рудника


На дальнем плане снимка выдины трубы ТЭЦ-10, до сих пор работающей не краю провала 1 и 2


Еще один вид на второй провал.


Вид на второй провал и рудоуправление из под облаков.

В 2010 году на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1 произошел новый провал. В результате был прекращен транзит через станцию Березники, все 14 путей грузового, пассажирского и сортировочного парка были укорочены на одну треть и стали тупиковыми. В 2011 году, к первой годовщине появления, провал был засыпан, однако это не позволило полностью восстановить станцию. Через два года, после оседания засыпанного грунта, на месте воронки вновь образовалось озеро. Провал на территории станции стал третьим по счету и величине из березниковских провалов и получил народное название «Малыш»


Видно как разобраны рельсы. Эта жд ветка соединяла Соликамско-Березниковскую агломерацию с остальным миром.

По состоянию на лето 2014 года рассматривался вопрос переноса станции. Перемычка между засыпанным и четвёртым провалом сохранялась, но озеро образовавшиеся из-за непрекращающихся оседаний над двумя провалами продолжало наступление.


Здание закрытого железнодорожного вокзала Березников.

4 декабря 2011 года севернее здания шахтнострпоительного управления, недалеко от станции Березники, произошёл новый, четвертый по счету провал. К настоящему времени провал 3 и 4 представляет из себя одно озеро.


Слева видеется провал №3 на путях станции Березники, справа - №4.


Провалы 3-4, на заднем плане солеотвал первого рудника. На бортах провалов здания уходящие под воду.

Еще один вид на провалы 3-4.

Железную дорогу тоже пришлось перестраивать. В несколько этапов построены новые участки железной дороги в обход границы шахтных полей. К 2012 году реконструкция была закончена, минудобрения теперь можно безопасно вывозить по железной дороге.


Снятые железнодорожные пути на закрытой ветке.


Ответвление железной дороги на обход опасного участка

В 2012 появилась новая опасная зона около площади Решетова. Асфальт, здания в этих местах трескается, скорость проседания грунта регулярно измеряется, и похоже что увеличивается. В любой момент, скорее всего весной произойдет очередной провал. Попытались заснять место, пока еще выглядящее как нормальный заброшенный квартал, чтобы сравнить будущей дырой в земле. Делайте ставки, когда потребуется экстренная экспедиция в Березники?


Площадь Решетова - место будущего провала.


Где-то в центре снимка скоро будет дыра.

Пара техноприродных пейзажей, не относящихся к провалам напрямую.


Дамба пруда первого рудника


На дальнем плане видны лодочные базы и речной порт.


Первый пруд и деревня Зырянка. На горизонте солеотвал затопленного в 86м году третьего рудника, там тоже имеется провал за номером один.

РБК вспомнил историю знаменитых провалов на рудниках компании «Уралкалий» в Пермском крае.

Город над шахтой

Второй по величине город Пермского края — Березники, с населением около 150 тыс. человек — приобрел всемирную известность: последние десять лет в Сети регулярно появляются фото все новых провалов грунта — в том числе огромной воронки​ рядом с многоэтажными домами.

В Березниках и соседнем Соликамске, третьем по величине городе Пермского края, расположено Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, занимающее второе место в мире по запасам руды. Месторождение разрабатывает российский монополист рынка калийных удобрений «Уралкалий». Большая часть жилой постройки города находится над шахтами компании. «Уралкалий» занимает 57-е место в рейтинге российского бизнеса РБК 500. Компания контролирует порядка 20% мирового рынка производства калийных удобрений

Исторические воронки

Первый известный провал грунта случился в Березниках еще в 1986 году. После аварии на третьем руднике пришлось затопить одну из шахт. Вскоре в лесу неподалеку от комбината образовалась воронка глубиной более 100 м.

Спустя более чем десять лет, 5 января 1995 года, в Соликамске за несколько секунд просел грунт на площади 950х750 м. Глубина провала составила 4 м. Под землю ушли озеро и питавшие его родники. Причиной события названо землетрясение мощностью 4 балла. Под угрозой затопления оказались первый и второй рудники, соединенные выработкой, и жилые дома в Соликамске

Десятилетняя хроника провалов

В новом тысячелетии провалы на территории калийного гиганта стали появляться один за другим.

В октябре 2006 года на одном из участков первого рудника в Березниках было обнаружено увеличение притока рассола. Спустя десять дней скорость притока достигла 1,2 тыс. куб. м в час. Руководство «Уралкалия» пыталось продолжать работы, но безуспешно, в результате было решено затопить рудник. После этого на территории города начали появляться гигантские полости. Размер самого большого провала в 2008 году составлял 385х270 м, отчитывались тогда городские власти

Фото: Пресс-служба МЧС по Пермскому краю/ТАСС

В 2010 году провал произошел около железнодорожной станции Березники, ушел под землю один из вагонов проходившего по путям товарного поезда. Полость засыпали, но станцию пришлось закрыть

В 2011 году появилась новая воронка рядом с заводоуправлением. В 2012 году во время засыпки этого провала, к тому моменту уже достигшего размера 101х97 м, погиб водитель погрузчика. В воронку затянуло два бульдозера и погрузчик с водителем

Фото: Пресс-служба ОАО «Уралкалий»/ТАСС

В ноябре 2014 года провал появился неподалеку от Соликамска. После аварии на руднике рудоуправления «Соликамск-2» «Уралкалия» на месте дачного поселка «Ключики» появилась воронка, поглотившая несколько домов. Осенью 2015 года ее размер составлял 120х125 м

Последствия

Появление провалов заставило власти снести ряд оказавшихся под угрозой зданий, закрыть автодороги. Было расселено несколько микрорайонов Березников. Всего в городе потребовалось переселить 12 тыс. человек из 99 многоквартирных жилых домов, сообщало агентство ТАСС. РЖД пришлось проводить новую железнодорожную ветку в обход провала

На программу переселения было выделено 7,5 млрд руб. По 2,5 млрд руб. на переселение жителей из потенциально опасной зоны должны были выделить из регионального бюджета 2014-2016 годов и 2,5 млрд руб. из федерального бюджета и столько же — из средств «Уралкалия»

Аномальные виновники

Затопление калийной шахты — случай не уникальный. Всего в мире затоплено около 90 рудников. Как ранее объяснял в комментарии РБК гендиректор Горного института УрФО Александр Барях, входивший в рабочую группу по расследованию причин ЧП на шахтах «Уралкалия», слои породы над рудником неоднородны: над пластами, где добываются калийные соли, большой пласт каменных солей, над ним — 100-метровая толща породы, насыщенная пресными водами. Именно эта толща из растворенных в воде солей защищает рудник от проникновения пресной воды. Однако за годы работы в породе могли образоваться трещины, и вода в итоге смогла пробить себе дорогу.

Комиссия Ростехнадзора назвала причинами аварии в Соликамске в 2014 году вызванное землетрясением обрушение пород в ходе аварии 1995 года. Комиссия отметила, что предотвратить ЧП компания не могла. В аварии 2006 года вины компании тоже не нашли. Комиссия Ростехнадзора признала причиной провала неизвестную геологическую аномалию.

Ряд экспертов высказывают сомнения в связи березниковских событий с землетрясениями. «Этот район не относится к высокосейсмичным. Трудно предположить, что землетрясения являются причиной происходящего. Но, возможно, мы что-то не знаем», — говорит РБК главный научный сотрудник Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН Петр Шебалин.

Входивший в состав правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии в Березниках бывший главный санитарный врач России, а сейчас депутат Госдумы Геннадий Онищенко отказался комментировать РБК причины появления провалов, но обратил внимание на «огромные системные нарушения» в работе по определению этих причин и при планировании переселения людей из опасных районов. Он напоминает, что переселяли в быстровозводимые дома: «Дома были построены такие, что жить в них было нельзя». Депутат уверен, что со строительством заранее непригодного жилья должны разбираться правоохранительные органы

Причем, переселению подвергались только семьи и люди проживающие в городском жилом фонде на условиях социального найма. Проще - в неприватизированных квартирах. Приватизаторы к тому времени получили компенсации за утерянное жилье и благополучно приобрели новое. В безопасных районах.
Решение было направлено в правительство Пермского Края – обеспечить!
Правительство Пермского края поручило это дело Управлению капитального строительства Пермского края. В котором тогда работал автор или по нашему ТС.

Итак, мне была дана команда – выполнить программу «3 по 20». На мое возражение почто я предпочитаю 3 по 150, мне разъяснили. Что программа «3 по 20» подразумевает следующее - до 20 ноября 2007 года, необходимо построить 20 тысяч кв. метров жилья, по цене 20 тысяч рублей за км. метр. На дворе июнь 2007 года.
Итак, задача. Определить место (территорию) строительства. Тип сооружений, этажность, привязать к местности и существующим сетям и т.д. и т.п. , спецы поймут.

Напомню, в то время, до кризиса, строительные компании очень вкусно жили. Жилье разлеталось по цене от 30 до 100 тыров за квадрат!
После многочисленных и бесполезных попыток привлечь Пермские предприятия к программе «3 по 20», было решено бросить клич по всей нашей матери, в смысле РФ.
Попытка потерпела фиаско.
Принимая во внимание сроки и количество (ключевая фраза) возводимого жилья и после того как серьезные строительные компании, «даже обсуждать не стали», правительственная комиссия приняла решение - строить «быстровозводимое, малоэтажное жильё»!
Опять клич по стране! Кто смогет? Я сам и мои помошники обзвонили почти сотню компаний! После выслушивания всех условий, в 6 случаях из 10 удивились и отказались. В одном послали на… В другом послали в … В восьмом переспросили «Вы куда звоните?!...» В девятом попросили время на подумать, в десятом – положили трубку.

Но! По наводке тогдашнего Министра МЧС Шойгу С.К., нас вывели на Вологду. Бывший завод ДОРМАШ. В то время производилась его реконструкция под предприятие быстровозводимого жилья. Меня туда командировали на тему проверки дееспособности предприятия. Был. Видел. Знаю. Великолепно! Они к тому времени в зонах ЧС уже построили более 50 000 кв метров жилья! Завидую белой завистью! Строго. Четко. Можно отдельный пост замесить! Но! На предложение «3 по 20» задумались…
7 ведущих специалистов завода в течении 6 часов просчитывали ситуацию. Ответ однозначный – построим но… Только конструкции выше отметки 0. Т.е., сети, фундаменты и благоустройство ваши. Остальное «Под ключ» изобразим!

С тем вернулся в Пермь. Доложили губернатору. И занялись выбором площадки.
К тому времени, власти Березников определили два возможных места строительства.
Оба в Усолье. Понимая, что 20 000 кв. метров при малоэтажной застройке быстровозводимым жильем это минимум 50 строений, выбрали участок №1.
Каюсь, принимал участие в присутствии ответственных лиц.

Крупнейшая техногенная катастрофа в России в XXI веке

По материалам российской печати

Хроника аварии

19 октября 2006 г. в руднике первого рудоуправления компании «Уралкалий» - ведущего в России производителя минеральных удобрений - стала прибывать вода, насыщенная солями месторождения. Попытки откачать рассолы и возобновить работу рудника не увенчались успехом. Приток рассолов увеличивался, и 28 октября компания приняла решение поднять на поверхность людей, обслуживавших насосное оборудование. Эвакуация напоминала бегство: под землей остались не только тонны неизвлеченной породы, но и ценное горнодобывающее оборудование. В конце октября началось затопление старейшего рудника «Уралкалия», на который тогда приходилось 27% добычи компании. Повышенный приток рассолов в рудник, по-видимому, стал следствием разрыва водозащитной толщи, произошедшего в одной из неразрабатываемых частей рудника.

Вода - самый страшный враг соляных шахт. Возможно, даже более страшный, чем взрывоопасный газ в шахтах угольных. Опасную концентрацию газа можно определить специальными приборами. Калийщики ведут постоянные наблюдения за влажностью шахтного воздуха, но против внезапных прорывов подземных вод они бессильны. Соли очень легко размываются и растворяются водой. Попробуйте сами поставить опыт, за сколько времени смогут без остатка разойтись в стакане воды две столовые ложки обыкновенной поваренной соли.

В результате растворения горных пород водой образуются карстовые пустоты. Если же они достигают значительных размеров, своды пустот не выдерживают, возникают обрушения, видимые как карстовые провалы, воронки, котловины карстовых озер.

Первое рудоуправление «Уралкалия» располагается непосредственно под центральной частью города Березники, второго по величине города в Пермском крае. Березники - памятник сталинской индустриализации в нашей стране (30-е годы ХХ в.). В городе расположено несколько опасных предприятий: титано-магниевый комбинат «Ависма» (магний получают из солей NaCl , при этом образуется газообразный хлор), химические гиганты «Бератон» и «Азот».

Пустоты под Березниками начали закладывать еще в 70-х гг. В течение четырех предава-рийных лет в подземные выработки было заложено более 23 млн т отходов калийного производства - каменной соли и глины. Поначалу казалось, что аварийное проседание грунта затронет лишь промышленную зону города, а жилые кварталы окажутся в безопасности.

28 июля 2007 г. в промзоне Березниковского рудоуправления № 1 произошел обвал грунта. Размеры воронки составили 40 на 60 метров, глубина - 15 метров. Подход к провалу закрыли. Был запрещен провоз опасных грузов (хлор и аммиак) по железнодорожной линии, находившейся в нескольких десятках метров от провала. Вводился сейсмологический мониторинг проседаний грунта (действует и по сей день). Размеры провала постоянно увеличивались и достигли к концу января 2009 г. 443 на 328 метров. Глубина выросла до 90 м, дно воронки постепенно заполнилось водой. Среднесуточный прирост уровня воды за январь 2009 г. составил 30 см. Провал вплотную подобрался к зданиям фабрики технической соли и сушки, а на востоке разрушил полотно электрифицированной железной дороги Чусовая-Березники-Соликамск.

Процесс затопления горных выработок первого рудоуправления компании «Уралкалий» полностью завершился. О полном затоплении шахты говорит повышение уровня воды в наблюдательных гидрологиче-ских скважинах и превышение уровня поступивших в рудник рассолов над уровнем горных выработок.

Производство

Шахта БКРУ-1 (Березниковское калийное рудоуправление № 1) была открыта в 1954 г. и являлась старейшим добывающим предприятием компании. Содержание К 2 О в породе - минимальное по сравнению с другими рудниками. Но калиеносные пласты на БКРУ-1 залегают значительно выше, чем на других участках, и потому рудник был рентабелен. План по добыче на 2007 г. на затапливаемом руднике был установлен в размере 1,2 млн т; эти потери менеджмент компании собирался восполнить за счет более интенсивной добычи на оставшихся рудниках и ускоренного ввода в эксплуатацию нового рудника в Березниках - БКРУ-5. Рудник № 5 до сего дня в стадии строительства, а вот добыча на других рудоуправлениях «Уралкалия» действительно серьезно увеличилась. Сейчас «Уралкалий» лишь немного уступает своему главному конкуренту - соликамскому «Сильвиниту» (таблица 1).

Таблица 1

Производство калийных удобрений , млн т

Производитель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

«Уралкалий» (г. Березники)

«Сильвинит» (г. Соликамск)

Основная часть произведенных в Верхнекамском промышленном районе калийных удобрений (около 90%) идет на экспорт, преимущественно в Китай, Бразилию, Юго-Восточную Азию и Индию. Поставки «Уралкалия» и «Сильвинита» наполняют более 20% мирового калийного рынка. «Уралкалию» принадлежит 50% акций «Белорусской калийной компании» - одного из ведущих мировых экспортеров (белорусские калийные соли добываются на рудниках в Солигорске).

Рудник № 1 был единственным в Березниках, где добывался карналлит - двойная соль хлорида калия и хлорида магния, использующаяся для изготовления не только калийных удобрений, но и магния. Карналлит - незаменимое сырье для титано-магниевого комбината «Ависма» в Березниках и Соликамского магниевого завода.

«Ависма» покупала карналлит у «Уралкалия», но после аварии была вынуждена переориентироваться на закупку сырья у основного конкурента березниковского производителя - соликамского «Сильвинита». До драматических событий на руднике № 1 «Сильвинит» поставлял свой карналлит только Соликамскому магниевому заводу, контролируемому структурами, близкими к «Сильвиниту». Чтобы снабжать карналлитовым концентратом сразу двух потребителей, «Сильвиниту» пришлось за очень короткое время увеличить производство руды в два раза. Форсирование темпов добычи негативно сказалось на обеспечении безопасно-сти производства. В результате были спровоцированы газодинамические явления в шахте первого рудоуправления «Сильвинита», отчего на руднике обрушилась кровля на участке примерно 7 на 19 метров. Расследовавшая эту аварию комиссия Ростехнадзора рекомендовала компании снизить темпы добычи сырья. Таким образом, одна крупная авария едва не вызвала «эффект домино» на российских калийных рудниках.

«Уралкалий», по неосторожности ли, по халатности ли допустив на своем руднике техногенную катастрофу, должен был понести значительные материально-финансовые убытки. Однако все произо-шло совсем не так. Авария на БКПРУ-1, а также возникшая угроза прекращения поставок с «Сильвинита» в связи с высокой вероятностью обрыва железнодорожного сообщения, стимулировали панические ожидания роста дефицита калийных удобрений на мировом рынке. Повезло верхнекамским производителям и с падением добычи калийных солей в Канаде (таблица 2). Это в конце 2006 г. привело к стремительному росту цен на калийные удобрения, достигших отметки до 1000 долл. за тонну в 2008 г. В результате чистая прибыль «Уралкалия» в «аварийном» 2006 г. составила 3,7 млрд руб., в 2007 г. - 8 млрд руб., за 9 месяцев 2008 г. - свыше 23 млрд руб.

Таблица 2

Добыча калийных солей

(в пересчете на содержание К 2 О ), тыс. т

Страна

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Канада

9 093

10 332

10 140

8 528

Россия

4 653

5 599

6 266

5 274

Белоруссия

4 229

4 612

4 928

4 605

Германия

3 564

3 627

3 664

3 625

Израиль

1 958

2 138

2 224

2 187

США

1 100

1 300

1 200

1 200

Иордания

1 177

1 157

1 097

1 020

Китай

Чили

Испания

Великобритания

Бразилия

Украина

Мир в целом

28 400

31 300

32 000

28 700

По данным World Mineral Production 2002-2006

Получается, что «Уралкалий» отделался легким испугом, брошенным на аварийном руднике оборудованием да имиджевыми потерями (все больше людей в Березниках стало называть компанию «УК», намекая на сходство названия с аббревиатурой Уголовного кодекса).

В конце 2006 г. комиссия Ростехнадзора установила, что техногенная авария в Березниках произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия». Однако в октябре 2008 г. было принято решение о создании новой комиссии и возобновлении расследования. В зависимости от судебного вердикта, государство может потребовать от «Уралкалия» компенсацию в 14,7 млрд руб. и предъявить компании счет за 120 млн т потерянных для страны запасов солей. После обнародования этой информации капитализация «Уралкалия» на биржевых торгах упала почти в три раза - до рекордно низкой оценки в 2,8 млрд долл.

Ждут от «Уралкалия» возмещения убытков и некоторые пострадавшие от аварии компании, прежде всего ОАО «РЖД», за свой счет два раза переносившее пути железной дороги на Березники и Соликамск в сторону от провала. На само ОАО «РЖД» планирует обратиться в суд электрогенерирующая компания ОАО «ТГК-9». Цель - взыскать средства, потраченные на демонтаж части объектов березниковской ТЭЦ-10 для освобождения участка под строительство обходного пути в зоне провала грунта на руднике № 1. Расширение провала и необходимость дальнейшего удаления от него железнодорожных путей может привести и к полному переносу ТЭЦ-10. Уже сейчас начата подготовка необходимых строительных площадок. Перенос сооружений ТЭЦ-10 планируется завершить в течение трех месяцев. Пока финансирование переноса ведется за счет собственных оборотных средств компании, но планируется, что, в соответствии с решением правительственной комиссии, эти расходы будут учтены в тарифах на электрическую и тепловую энергию, если, конечно, «Уралкалий» не заплатит «РЖД», а те энергетикам. В то же самое время (в конце прошлого года) в прессу просочилась скандальная информация о приобретении собственником ОАО «Уралкалий» Дмитрием Рыболовлевым особняка во Флориде за 100 млн долл.

Население

В аварийной зоне над затопленным рудником расположены не только промышленные площади, но и жилая застройка. Под угрозу обрушения в связи с подвижками грунта и оседанием поверхности попали около трех десятков домов микрорайона «Рудник», одного из старейших в Березниках. Наиболее сложная ситуация в районе площади Решетова и начала проспекта Ленина - главной улицы Березников. Непосредственно под ними в 40-х годах велась добыча карналлитовой руды, жизненно необходимой воюющей стране.

В июне 2007 г., когда стало понятно, что легко с аварией не справиться, а рудник уже не вернуть, руководство края и города приняло решение переселить в безопасное место жителей 25 жилых домов (около 900 человек). Были закрыты школы № 21 и № 26, два детских сада, Дом культуры калийщиков, социально-бытовые объекты, магазины, кафе. Если малокомфортные двухэтажные дома люди покидали без особого сожаления, то квартиры по проспекту Ленина считались в Березниках элитным жильем, образчиками монументального «сталинского» стиля. Многие владельцы «сталинок» только недавно сделали ремонты и перепланировку и покидать свои жилища без предоставления равноценной замены поначалу не хотели. Однако начало легких толчков и сотрясений сделало березниковцев сговорчивее. Ряд домов по улицам Свободы, Преображенского, Гастелло, Рудничной, Калийной, Горького, Панфилова, Азотчиков и по проспекту Ленина были выселены. Мэрия предоставила «технобеженцам» новые квартиры в микрорайоне «Усольский-2», самом удаленном в городе (он располагается на правом берегу Камы у самого города Усолье). За прошедшие с отселения полтора года покинутые в аварийной зоне дома видимых повреждений не имеют, не считая отдельных трещин. Однако специальная аппаратура уже фиксирует просадки грунта, внутри Дома культуры вздыбило паркет, стала откалываться плитка. Из соображений безопасности в конце 2008 г. начался демонтаж бывшего главного «оазиса» культуры для «Уралкалия».

В оставшейся части микрорайона продолжает проживать население. Состояние этих жилых домов пока не вызывает опасений, но люди в любую секунду готовы к переселению через Каму. Парадоксально, но квартиры в этих домах продолжают покупать. Семьи, не имеющие достаточных средств на новостройку, участвуют в такой «ипотечной» схеме, чтобы через пару лет на законных основаниях вселиться в новенький дом. На оптимистичный сценарий развития подземной катастрофы здесь никто уже не полагается.

Изменения в работе транспорта

Непосредственно в зоне, сегодня охваченной провалом, ранее проходили два важных транспортных объекта - железная дорога Пермь-Соликамск и газопровод, снабжающий газом местную ТЭЦ. В ноябре 2006 г. были прекращены пассажир-ские перевозки по аварийному участку. Конечной станцией поездов дальнего следования и электричек стала станция Березники-Сортировочная, неудобно расположенная за дальними юго-восточными окраинами города, с ней было налажено автобусное сообщение. Газопровод был переложен в обход опасного участка.

В январе 2007 г. на территории БКРУ-1 была введена в эксплуатацию временная однопутная железнодорожная линия протяженностью около 800 м. Она позволила частично решить проблему транспортировки грузов предприятий Березниковско-Соликамского узла. Позже завершилось строительство подпорной стенки для укрепления этой ветки. Рост провала в сторону железной дороги потребовал еще одного переноса железнодорожного пути на восток, при этом были демонтированы некоторые строения на территории пром-площадки рудника № 1. Вторая обходная железнодорожная линия действует до сих пор. Минимальное расстояние от нее до юго-восточного борта провала - 80 метров, от восточного борта трещины, выявленной 8 октября 2008 г., - 69 м, от трещины, выявленной 16 октября, - 64 м. Перевозка по железнодорожному пути опасных грузов (хлора, кислот и др.) ограничена и проводится с особыми мерами предосторожности.

Активное развитие провала в 2008 г. вынудило железнодорожников искать новые пути обхода. Появился проект шестикилометровой временной ветки, следующей через ТЭЦ-10 (ее планируют перенести), карналлитовую фабрику и химическую фабрику «Уралкалия». По состоянию на начало 2009 г., к месту предполагаемых работ подогнана строительная техника, в любой момент готовая приступить к исполнению проекта. Подобного развития событий следует ожидать в том случае, если провал и его трещины еще более приблизятся ко второму временному обходу.

Авария на руднике ограничила транспортную доступность Березников и Соликамска.
К ним теперь не идут поезда на Москву (отменен совсем) и из Екатеринбурга (сокращен до Березников-Сортировочной), электрички пермского направления. В междугородном сообщении березниковцы пересели на автобусы. На «полуизолированном» участке Березники-Соликамск с мая 2007 г. стал курсировать одновагонный рельсовый автобус «РА-1», выпущенный на Мытищинском заводе «Метровагонмаш». Работающий на дизельном топливе моторный вагон за день совершает 4 рейса между городами Верхнекамского промышленного узла.

Ухудшилось транспортное обслуживание аварийного района города. Были отменены троллейбусные маршруты, имевшие конечную на площади Решетова.

Опасность возможных техногенных катастроф вынудила РАО «РЖД» искать пути полного обхода рудников «Уралкалия». В результате появился проект сооружения 53-километрового обходного пути Березников от станции Яйва до Соликамска. Необходимость строительства понимали все: и чиновники, и промышленники, но денег на реализацию проекта давать никто не хотел. Одни считали, что должен платить «Уралкалий», на рудоуправлении которого произошла авария, другие были уверены, что средства должно выделить ОАО «РЖД», так как строительство новых путей находится в его компетенции, третьи указывали на Министерство природных ресурсов РФ и Министерство финансов России. В итоге стороны пришли к соглашению, что из 9 млрд рублей, необходимых для реализации проекта,
3 млрд выделят РЖД, точно такую же сумму найдет федеральный бюджет, а оставшуюся треть соберут предприятия Березниковско-Соликамского узла.

Проектировщики попытались расположить новую железную дорогу таким образом, чтобы она шла в обход всех шахт и выработок и была безопасной. Новый железнодорожный путь призван в будущем стать первым участком проекта «Белкомур» (от прохождения этой долгожданной магистрали через Кудымкар и станцию Григорьевскую после упразднения Коми-Пермяцкого а.о. отказались). По всей будущей трассе уже вырублена внушительная просека. Сейчас грузовики вывозят стволы деревьев и пни, очищают пространство пути. Идет отсыпка полотна, работники возводят технологическую дорогу. Обходной путь Яйва-Соликамск предполагается сдать в эксплуатацию в 2010 г.

Суждено ли Березникам повторить незавидную судьбу легендарного града Китежа, мы узнаем уже в ближайшие годы. Недостатка в прогнозах нет - от оптимистических до самых пессимистичных. Пока же обстановку в городе сложно признать спокойной: любая трещина на асфальте или на стене дома в любом районе города тут же вызывает поток слухов и страхи провалиться под землю. Как и в известной повести братьев Стругацких, березниковская «зона» не спешит раскрывать свои тайны, похоже она на время затаилась, ожидая прихода своего Сталкера.

По материалам российских СМИ

Этот дом считается самым дорогим частным домом в США. Он был куплен выпускником Пермского мединститута и председателем советов директоров «Уралкалия» и Белорусской калийной компании у миллиардера Дональда Трампа. Усадьба «Maison de l?Amitie» (Дом дружбы) расположена на берегу океана на участке площадью 2,6 га и имеет частный пляж протяженностью 145 м. Общая площадь жилых помещений - более 3 тыс. м 2 . В доме 18 спален и большое количество залов, комнат и помещений различного назначения, имеются зимний сад, бассейн. Высота потолков в доме - от 6 до 12 метров. На территории усадьбы расположены два дома для гостей. Угроза провалиться под землю перед «Домом дружбы» пока не стоит.


Пользуясь природными ресурсами, человек часто не задумывается о том, к чему может привести его деятельность. А ведь иногда такое вмешательство оборачивается страшными последствиям. Очень яркий тому пример – крупный уральский город Березники, который в буквальном смысле уходит под землю. Он испещрен гигантскими провалами, которые смотрятся ужасающе и одновременно завораживают, а между тем грунт в разных частях города продолжает проседать. Увы, остановить этот процесс люди пока не в силах.


Когда-то здесь было море

Город Березники расположен в очень живописных местах. Эти края имеют весьма древнюю историю. Археологи обнаружили здесь стоянки людей эпохи мезолита, датированные 12-6 тысячелетиями до н.э. В более позднее время здесь жил древний народ, который был предком современных коми-пермяков, а в XIV-XV веках сюда стали переселяться из европейской части нашей страны русские и смешиваться с местными племенами.

А вот около 300 миллионов лет назад, согласно предположениям геологов и историков, на месте города Березники было море, окруженное тропическими лесами.


Впрочем, вернемся к более поздним временам. Разработки соляных месторождений, которыми руководили братья Строгановы, начались в этих местах еще во времена Ивана Грозного.

Название городу дал остров Побоищный, который также именовался Березовым. Он находился ближе к левому берегу Камы, но со временем воду между ним и «большой землей» засыпало песком, в результате чего образовалось урочище, названное в честь острова – Березники.

Кладезь природных богатств

После революции разработки соляных залежей в этой местности стали идти усиленными темпами. Появилась скважина недалеко от города Соликамска, и геологи обнаружили огромные запасы калия, магния и поваренной соли. Именно с тем, что когда-то здесь были морские просторы с лагунами и рифами, современные ученые и связывают наличие под землей этих природных богатств.

В 1929 году, после того, как было открыто Верхнекамское калийное месторождение, рядом вытроили Березниковский химкомбинат. А в 1932-м сразу несколько местных рабочих поселков объединили в один населенный пункт – город Березники. Впоследствии он стал вторым по величине городом Пермского края.



За несколько десятилетий в Березниках появились три рудника, и в настоящее время город фактически стоит поверх шахтных выработок.

При прокладке шахт рабочие испытывали трудности, связанные с высокой степенью сырости, в связи с чем еще в 1970-х годах некоторые ученые стали бить тревогу, предупреждая о риске проседания грунта и разрушения жилых домов в городе. Однако работы под землей продолжались. Над шахтами возводили жилые многоэтажки.



Город постепенно уходит под землю

Начиная с 1990-х годов город переживает настоящее бедствие: в Березниках то и дело происходят аварии на рудниках и техногенные землетрясения. Потоки рассола очень сильной мощности и грунтовые воды затапливают горные выработки, а стены многоэтажных домов над ними покрываются трещинами.



Первый провал грунта, который, по воспоминаниям очевидцев, сопровождался взрывом газа и мощными световыми вспышками, случился в Березниках в 1986-м. Он перерезал лесной ручей неподалеку от аварии и образовал небольшой водопад, а также воронку глубиной более 100 метров. За ним последовали и другие провалы. Ширина этих воронок – от нескольких десятков до сотен метров.


Некоторые городские здания пришлось расселить и дать им статус аварийных, и речь шла о целых кварталах. В разное время пострадали местная железнодорожная станция, школа и православный храм.



Одновременно и красиво, и жутко смотреть на гигантские провалы, словно дыры, пронизывающие город. Наполняясь водой, они напоминают то ли странные озера, то ли причудливой формы воронки от метеоритов.