Простые и составные предлоги правило. Самые непростые составные предлоги русского языка. Как запомнить написание составных предлогов

Простые - предлоги, состоящие из одного слова. Например: у , к , вблизи , около .

Составные - предлоги, состоящие из нескольких слов. Например: в течение , в связи .

Найдите в выражениях простые и составные предлоги (Рис. 1).

Рис. 1. Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога включает в себя выделение признаков:

· производность/ непроизводность

· разряд по значению

· неизменяемость

· не является членом предложения.

Образец: Я в продолжение всего лишь нескольких минут был охвачен ужасом.

І. В продолжение - предлог, употребляется с сущ. в Р.п.

ІІ. Морфологические признаки:

1) производный, образован от сущ. с предлогом;

2) выражает временные отношения;

3) неизменяемое слово.

ІІІ. Синтаксическая функция - не является членом предложения.

Домашнее задание

Упражнения № 303-305 . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.

1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн (Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду - задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой).

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

Лекции и электронные учебники. Предлог.

4. Культура письменной речи ().

Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Предлоги — служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического под-чинения существительных или местоимений другим словам в пред-ложении и словосочетании.

Предлоги занимают позицию перед существительным (местои-мением) или перед определением, относящимся к этому существи-тельному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради.

Предлог вместе с падежным окончанием существительного обра-зует предложно-падежную конструкцию и является грамматическим средством связи слов в предложении: вернуться из школы, гадать на кофейной гуще и т.п. Некоторые предлоги всегда употребляются с одним и тем же падежом: например, предлог к — с дательным (идти к дому), про — с винительным (рассказать про выставку) и т.п. Дру-гие предлоги в разных предложениях могут употребляться с разными падежами и выражать разные отношения существительных к другим словам в предложении. Например, предлог по может сочетаться с да-тельным падежом (говорить по телефону), с винительным падежом (увязнуть по уши) и предложным (по окончании сеанса).

В современном русском языке класс предлогов постоянно попол-няется за счет перехода в него других частей речи.

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизво-дные и производные предлоги.

Непроизводные (первообразные) предлоги не связаны по проис-хождению с другими частями речи: в, до, от, за, на и т.п.

Производные (непервообразные) предлоги по происхождению связаны с другими частями речи. Так, предлоги вокруг, напротив, вдоль, рядом с произошли от наречий, а предлоги в течение, в про-должение, по поводу и др. произошли от существительных, предлоги благодаря, включая, начиная с и др. произошли от глаголов.

Производные предлоги часто омонимичны словам, от которых они произошли. Например: Благодаря (предлог) тебе я смог решить за-дачу. Я написал ему, благодаря (деепричастие) за помощь. Предлоги отличаются от производящего слова сочетаемостью: предлог благодаря сочетается с формой дательного падежа существительного (благодаря другу), а деепричастие благодаря — с винительным падежом существи-тельного (благодаря друга). Материал с сайта

Кроме того, предлоги в течение, в продолжение, в заключение нуж-но отличать от существительных. У существительных (течение, про-должение, заключение) есть лексическое значение, существительное может менять форму числа и падежа. Предлоги же выражают только временные отношения и не изменяются.

По составу предлоги делятся на простые и составные предлоги.

Простые предлоги состоят из одного слова: около, на, в, вслед-ствие и т.п.

Составные предлоги включают в свой состав два или три слова: независимо от, в течение, судя по, в отличие от, по направлению к и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • предлоги производные непроизводные
  • Предлоги простые и составные, производные и непроизводные.
  • сочинение на тему простые и составные предлоги
  • предлоги же и не
  • предлог - определение

Класс: 7

Цели:

  • продолжить знакомство с предлогом как частью речи;
  • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;
  • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя элементы занимательности на этапе повторения.

Этапы:

1.Организационный момент: приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Повторение темы: «Предлог»
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление изученного.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Цели:

  • Повторить и закрепить изученный ранее материал о предлоге.
  • Выяснить различие простых и составных предлогов.

I. Организационный момент

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

1 слайд. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

Пр..рода пр..чудливо пр..образившаяся весной с нетерпением ждет пр..лета птиц ра..тапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

  • Обозначьте орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания.
  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Найдите в предложении слово, отличающееся от всех остальных.

2 слайд. Учащимся предлагается самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

ПрИрода, прИчудливо прЕобразившаяся весной, с нетерпением ждет прИлета птиц, растапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

3 слайд . Высвечивается ответ: С

4 слайд: Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме:

Звучит устный ответ учащегося у доски.

III. Работа над новым материалом

5 слайд .

1. На доске предложения:

В течение всех каникул мы путешествовали.
В течении некоторых рек бывают опасные места.

(Запись в тетрадях, выделить предлоги, доказательство).

2. Анализ этих предложений:

а) Найти омонимичные слова
б) Указать предлоги
в) Выяснить смысловое значение
г) Вывод о написании.

  1. Чтение параграфа учебника (№51)
  2. Выяснение различия простых и составных предлогов
  3. Наблюдения по таблице 6 слайда , перенесение ее в ученическую тетрадь:

3. Выполнение упражнения учебника (№303)

Упражнение 1.

4. Задание. Выпишите предлоги из предложений в два столбика:

простые и составные

  1. В течение всего дня шел дождь.
  2. В заключение вечера был концерт.
  3. Река в течении своем делает много поворотов.
  4. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.
  5. Из-за болезни я не мог посещать школу.
  6. Говорил тихо, несмотря на друзей.
  7. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.
  8. Подложили цепи под колеса вместо тормозов.
  9. Прилагательное согласуется с существительным в роде.
  10. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.
  11. Над морем становится по-прежнему тихо.
  12. Антон приехал к нам из города.

Перед глаголом, деепричастиями, наречием никогда не бывает предлогов.
Как отличить предлог от приставки?
Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
(смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

– И.И. Левитан, русский художник-пейзажист, любил рисовать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна. Большая вода». Как она связана с прочитанным текстом?

IV. Самостоятельная работа

Выписать словосочетания из текста: с простыми и составными предлогами.

Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает.
Почти неслышной и невиданной жизнью живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Во время массового таяния снегов начинается половодье.

(по Соколову-Микитову)

– Определите стиль текста, тему, главную мысль.

V. Закрепление темы. Итоги урока

– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие предлоги называются простыми?
– Какие предлоги называются составными?

VI. Занимательная лингвистика

– В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога.

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» – предлоги...» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

VII. Слайд 9: Домашнее задание .

Параграф 51. Выучить теорию. Упражнение: 304

Тема урока: «Простые и составные предлоги».

Цели урока:

Образовательные: показать отличия простых и составных предлогов;

Развивающие: закрепить умение отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Воспитательные: способствовать развитию интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник русского языка, 7 класс теория, практика, авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, мультимедийное оборудование, наглядный материал (предлоги на доске).

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, вы уже многое знаете о предлоге, прекрасно делаете грамматические задания. Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком предлога как части речи, ведь наша тема сегодня «Простые и составные предлоги».

    Грамматическая задача. (Выведено на интерактивную доску)

Начнем мы урок с одной грамматической задачи. Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Далее делаются выводы.

    «Момент истины».

Следующий этап урока покажет, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы урока, и можете ли вы отличить предлог от других частей речи. Итак, откройте стр. 120, упр. 320. Вам нужно определить, в каком из двух словосочетаний производный предлог, а в каком – самостоятельная часть речи (какая?). Также вам нужно будет увидеть и обозначить все знакомые орфограммы в предлогах. Два человека выполняют задание у доски (один выписывает словосочетания с самостоятельными частями речи, другом – с предлогами.) Проверка, обсуждение результатов и ошибок.

    Объяснение новой темы.

Обратите внимание на предлоги несмотря на, благодаря, в течении, вследствие (выписать их отдельно на доску). Они все производные, но они же чем-то отличаются, правда? Да, правильно, они отличаются количеством слов. Кто скажет, как называется тема нашего урока? Может быть, кто-то уже догадался, какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Итак, простые предлоги состоят из одного слова, составные – из нескольких. А как вы думаете, существуют ли предлоги, состоящие из трех слов? Тогда запишите, это предлоги: в отличие от, в связи с, в близи к и еще некоторые другие. И придумайте предложение с любым предлогом, какой вам больше нравится, обязательно его выделите.

Давайте продолжим. Мы выяснили, что есть простые и составные предлоги. Но это еще не все. Существует небольшая группа предлогов, которые называются сложными. Их мало, но вы все равно должны их знать и уметь отличать. Можете предположить, какие это предлоги? А, например, предлог из-за (стола) в какую группу можно отнести? Получается, что сложные те предлоги, которые через дефис.

    Систематизация знаний.

Сейчас разделите вашу страничку на три колонки, одна будет – «Простые», другая – «Сложные», третья – «Составные». Запишите в эти колонки примеры предлогов, какие вы вспомните (ученики озвучивают, какие предлоги они записывают). С простыми и составными все более менее понятно, давайте я помогу вам со сложными. Например: из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под и т.д.

    Закрепление знаний.

Для логического завершения вашей работы, придумайте по одному предложению с каждым видом предлогов. Кроме того, укажите, какой предлог в вашем предложении по значению и по происхождению (производный, непроизводный).

    Проверка знаний.

Кто может обобщить все, что вы сегодня узнали на уроке? А что вы еще можете сказать про составные предлоги, что еще ни разу не звучало сегодня на уроке? Может быть, вы заметили, одну его особенность. Если нет, посмотрите на свои предложения, какие характеристики у составных предлогов? Правильно, все они производные. От каких частей речи могут быть образованны предлоги?

    Подведение итогов.

Вам понравился сегодняшний урок? Чем он был для вас полезен? Как вы оцениваете свою работу?

    Домашнее задание.

Найти несколько примеров сложных предлог в литературе\ любых печатных изданиях. Сделать упр. 322, стр. 121.

Тема: Простые и составные предлоги.

Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с простыми и составными предлогами.

Задачи:

  1. проверить знания учащихся по теме «Предлог»;
  2. продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме;
  3. совершенствовать речевую компетентность учащихся.

Учебник: М.П.Баранова, Т.А.Ладыженская.

  1. Оргмомент.
  2. Лингвистическая разминка.

Перед изучением новой темы немного разомнёмся.

1) Исправьте речевые ошибки в предложениях при употреблении предлогов.

Ты любишь пирожки с капусты?

Согласна приказа вы приняты на работу.

По истечению срока договора выплачивается зарплата.

Сходи в магазин по хлеб.

2) Кроссворд.

При заполнении кроссворда мы вспомним лексику.

Что такое синонимы, антонимы?

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии .
  2. Антоним предлога вдоль .
  3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на .
  4. Антоним предлога впереди .
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через .
  7. Синоним предлога кругом .

П ри

Попе р ек

Вопр е ки

Поза д и

Пос л е

Скв о зь

Вокру г

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Сейчас мы вспомним, что уже изучили по теме «Предлог» и «Служебные части речи».

Какие служебные части речи вы знаете?

Что такое предлог?

Какие отношения могут выражать предлоги?

Как образуются производные предлоги?

Какие предлоги относятся к непроизводным?

  1. Изучение нового материала.

На доске столбики предлогов:

В В течение

На В продолжение

Благодаря Несмотря на

Чем отличаются предлоги?

В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

А теперь откроем учебники с.139 п.51 (один учащийся читает)

  1. Закрепление изученного.

Сейчас мы потренируемся различать предлоги простые и составные.

Упр.303 (у доски по сл/сч)

Задание на карточках (самостоятельная работа)

Дописать сл/сч. (приложение )

Учащиеся зачитывают некоторые словосочетания.

Немой диктант (работа в парах)

Я выполняю действия. Учащиеся после каждого записывают то, что я показываю с употреблением предлогов (простых и составных). После каждого действия я поднимаю руку и учащиеся начинают записывать. У какой пары получится больше предлогов, у какой разнообразнее.

Я вхожу в кабинет.

Я подхожу к столу.

Отодвигаю от стола стул.

Сажусь на стул.

Подведение итогов.

  1. Занимательная лингвистика.

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении?»

Распечатки у каждого учащегося. (приложение )

  1. Итоги.

Подведём итоги. Какие задания вызывали трудности?

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Приложение.

1.выйти на старт, 2. приехать в пять часов, 3. выглянуть из окна, 4. вернуться через десять минут, 5. папка для документов, 6. пропустить по болезни, 7. заснуть под утро, 8. работать после праздника, 9. достать из сумки, 10. встретиться у школы.

Нет предлога. А.Шибаев.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Допишите словосочетания:

Рассказать по…

Выдать по…

Выиграть по…

Возвратиться по…

Купить по…

Приехать по…

Бежал по…

Горюет по…

Взбираться по…