Примеры консультации психолога с клиентом. Техники консультирования

Практическое консультирование клиентов. Реальные психологические консультации. Все имена изменены, описание случаев приведено с согласия клиентов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

Приводится описание клиента по формальным социальным признакам, дается описание заявленной проблемы в том виде, как ее видит клиент на начало курса психологической консультации. Вкратце упоминаются основные вопросы, заданные терапевтом в течении сессии и соответствующая реакция клиента, разумеется, в том случае, если она, представляется психологу значимой. Перечисляются основные техники, используемые в течение консультации, а также заданные клиенту как домашнее задание. Далее дается описание результата, если таковой имел место, с точки зрения психолога.

ВИКТОР (февраль-март 2008 года)

37 лет

Образование высшее.

Религиозная принадлежность-затрудняется определить.

Социальное положение — безработный.

Неженат. Детей нет.

1. Консультация (1,5 часа)

Заявленная проблема-чувство пустоты и бессмысленности в жизни. Мысли о самоубийстве.

Путем расспросов выясняю, что основная эмоционально значимая тема – утрата отношений с любимой женщиной, которая произошла 2 года назад.

Я попросил рассказать историю отношений, с целью обнаружить наиболее эмоционально сильные моменты, для того, чтобы впоследствии, путем использования различных практик, возможно таких, как практики осознания и приятия, дать клиенту возможность прожить эти моменты заново, и, как возможное следствие, завершить «зависшую» ситуацию.

В ходе довольно длинного и подробного рассказа обнаружил довольно любопытную вещь, клиент рассказывает о значимых событиях вроде бы подробно и хронологически последовательно, но детали как бы растворяются или «замыливаются», и на мою просьбу пересказать подробно и детально определенную ситуацию следует выраженное, но завуалированное нежелание это делать.

То есть клиент честно пытается пересказать события, но детали постоянно ускользают из рассказа, чувствуется недоумение и легкое раздражение: « А зачем это нужно? Какая в этом необходимость», на что я даю объяснение, что детали важны потому, что это объективная картина произошедшего события, которые и определили в общем-то ту ситуацию, в которой находится клиент сейчас, и для того, чтобы понять эту ситуацию, надо как минимум понять ее причины, которые лежат в прошлом, в том числе и в поведении клиента.

Объяснение принято благосклонно (интеллектуальный уровень клиента довольно высок для того, чтобы «с ходу» объяснять некоторые подробности работы психолога), но от этого ясности в деталях не прибавилось.

Из чего я сделал промежуточный вывод о том, что,возможно, клиенту не хочется восстанавливать истинный ход событий, и легче (удобнее?) на данный момент пользоваться собственной интерпретацией.

В ходе расспросов также выясняется, что в отношениях с женщиной значимым моментом было то, что по мнению клиента, она принадлежит к другому социальному кругу, нежели принадлежал мой клиент, более высокому, и, по его мнению, он сильно проигрывал ей в смысле социально-культурного положения.

Несмотря на то, что объективно это безусловно не так. Также клиент делал в эти моменты акцент на значимые для него качества, которые проговаривались по сути как позитивное, но не принимаемое обществом противопоставление качествам женщины и ее круга.

Здесь можно обратить внимание на две детали: первая — это то, что клиент очевидно стремится идеализировать женщину, второе — это то, что клиент сам же противопоставляет этой идеализации (но уже не так явно) свои собственные качества, которые, по его мнению, не работают из-за неприятия их обществом.

По моему мнению, этими качествами клиент завуалированно «бравирует» и стремится выставить напоказ, получая обычно результат, по его же словам, довольно странной реакции со стороны общества. Из дальнейших расспросов выяснилось, что в момент расставания инициатива все закончить принадлежала клиенту.

Интерпретация клиента звучала как: «Все равно я все испортил бы». Завершение отношений происходит на фоне внутреннего обещания продолжать любить ее всегда. На мой вопрос об отношении к любви вообще клиент ответил, что верит, что любовь только одна. На мой вопрос о том, было ли так всегда, ответ был, что такое мнение сформировалось после всей этой истории.

Промежуточная интерпретация с точки зрения психолога.

Возможно, у клиента страх ответственности за отношения. Так или иначе, завершение отношений явно имело для клиента большую ценность, чем их продолжение, возможно, на фоне завышенных требований к себе и, соответственно, к своему положению в мире. Очевидно стремление «не копать» глубже собственной интерпретации событий своей жизни. Очевидная склонность к аффекту и на этом фоне формированию сверхценной идеи.

Внутренняя сверхценность заменяет реальную жизнь и становится более значимой, чем реальность. Еще одной возможной внутренней сверхценностью в данном случае, возможно, является стремление быть «не как все» за счет выраженного поведения, отличающегося от общественно принятого. Обращает на себя внимание и факт возможной проекции своих собственных невостребованных качеств на другого человека, в данном случае, на женщину.

Вероятные действия – поиск альтернативных ценностей в жизни, формирование позитивного отношения к ним. Проработка и завершение прошлых отношений через техники осознания и приятия. Выявление «скрытых» внутренних причин конфликтов.

Вероятно, клиенту следует в дальнейшем предложить использовать технику противоположностей для выявления и последующего осознание проецируемых качеств.

Домашнее задание — написание автобиографии, рисуночный тест «несуществующее животное»

Возможные вопросы на следующую сессию:

По ключевым моментам автобиографии.

Понять какие черты характера выходили на первый план в критические моменты автобиографии, возможно, с точки зрения субличностей.

Более расширенно поговорить о том, что же такое, по его мнению, любовь.

Перевести в контекст любви к себе и к миру вообще. Рассмотреть любовь в контексте возникновения привязанностей. Определить те качества, которые для клиента являются значимыми в других людях.

Можно также поговорить о смысле жизни вообще, как он понимается клиентом.

2. Консультация (1час 20 минут)

Сразу выяснилось, что биография не готова. Клиент столкнулся, по его словам, с большими трудностями в написании биографии. Я спросил, почему так, и получил сначала весьма размытые общие ответы о том, что, вроде бы непонятно зачем все это и вообще, «типа не получается и все». Я настоял все же на более детальном ответе и выяснилось, что проблема связана с тем, что писать о некоторых моментах было просто неприятно и фактически это и сделало невозможным написание автобиографии вообще.

Я расспросил о этих моментах и поросил, как и на прошлой консультации, подробно описать некоторые из них.

Два момента были описаны, один из которых — школьная история с влюбленностью в клиента девушки, с которой, по словам клиента, он вел себя «по-свински», и теперь испытывает чувство вины и неприязни к себе.

Другой момент был связан с отношениями с родителями, когда, по словам клиента, они часто вторгались, довольно беспардонно, в его личную жизнь.

Я опять, как и в прошлый раз, попросил клиента описать совершенно конкретную ситуацию, связанную с вмешательством родителей в жизнь клиента, и опять встретился с той же трудностью, что и на прошлом сеансе: давая общую картину, клиент как бы «замыливал» детали, и было фактически невозможно понять, какие чувства он испытывал в этой ситуации, а на прямой вопрос вспомнить и осознать испытанные чувства, клиент отвечал так, что будто бы описывал происходящее с другим человеком.

Из данной ситуации я понял, что, возможно, клиент не совсем готов к реальной и глубокой работе, возможно, это связано с подсознательным страхом потери тех ценностей, которые хоть и травмирующие, но являются сверх-значимыми на данный момент.

После беседы по автобиографии я задал вопрос о том, если рассматривать его будущее в позитивном аспекте, как он его видит. На это я получил следующий ответ:

«Свобода в средствах, экстремальные развлечения, путешествия по миру, возможность общения с друзьями».

На вопрос какие качества, как он считает, необходимо ему развить, то, чего не хватает он ответил:

«Открытость, целеустремленность, собранность, способность доводить дело до конца, целостность, интуиция».

К сожалению, я не увидел среди значимых целей пункта о создании каких-либо отношений с женщинами. Однако в целом сделал вывод, что для первоначальной работы, есть определенный набор значимых альтернатив, что позволяет увидеть ситуацию не в таком безнадежном аспекте.

Домашнее задание.

Вопросы на следующую консультацию.

Отношения с родителями, выявление черт характера, сложившихся в тот период под влиянием отца и матери, выявление проблемных точек соприкосновения с родителями и их возможный анализ.

Промежуточная интерпретация.

Сопротивление клиента, стремление все свести к собственной интерпретации и нежелание видеть события под другим углом. Попытка свести все к логическим рассуждениям.

Вероятные действия.

Работа с прошлым, с ключевыми точками биографии, отношения с родителями.

Необходимо, чтобы клиент сам, для начала, хотя бы на формально-логическом уровне вывел хотя бы несколько причин, по которым он оказался в такой ситуации,это могло бы послужить поводом для иного (альтернативного) понимания.

Следовательно, надо продолжать более углубленную работу с прошлым клиента. Одновременно необходимо прорабатывать те значимые цели, которые были заявлены, что, возможно позволит сместить акцент с внутренней ситуации на внешнюю.

В одну из последующих консультаций предложить технику противоположностей.

По мнению психолога, прежде чем приступать к медитативым техникам, таким как символдрама и работа с субличностями, необходимо будет проводить работу в основном на понятном для клиента уровне формальной логике, попутно, работая с повышением осознанности. Вероятно, следует дать технику медленных движений и, в дальнейшем, добавить технику осознанности этих движений.

После второй консультации прошло более 2 месяцев, до настоящего момента клиент не высказывал желания продолжать. Он не выходит на связь и я узнаю о нем только через наших общих знакомых. К сожалению, следует сказать, что здесь налицо случай сильнейшего сопротивления ментальной матрицы клиента.

- 141.00 Кб

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кузбасская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «КузГПА»)

Факультет педагогики и психологии

Курсовая работа

Примеры консультирования в школьной практике

Выполнила: Черенова Л. О.

студентка 5 курса

группы П-07-01

Научный руководитель:

Зайцев Ю.А. к.пс.н.,

старший преподаватель

кафедры психологии

г. Новокузнецк, 2011

Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования 3
1.1. Определение психологического консультирования 3
1.2. Цель, направления и задачи консультирования 5
1.3. Виды психологического консультирования 10
1.4. Разговорная психотерапия 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Индивидуальное консультирование 18
Консультирование 1 19
Консультирование 2 22
Консультирование 3 24
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 28


Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования

1.1. Определение психологического консультирования

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение .

1.2. Цель, направления и задачи консультирования

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие направления:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога- консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь .

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

Направление Цели консультирования
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом- консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

Описание работы

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования 3
1.1. Определение психологического консультирования 3
1.2. Цель, направления и задачи консультирования 5
1.3. Виды психологического консультирования 10
1.4. Разговорная психотерапия 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Индивидуальное консультирование 18
Консультирование 1 19
Консультирование 2 22
Консультирование 3 24
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 28

Здесь представлены некоторые случаи из нашей психологической практики. Мы включили сюда достаточно много примеров, касающихся здоровья, потому что они наиболее объективны с точки зрения оценки эффективности проведенной работы. Одно дело, когда клиент говорит, что его проблема исчезла и другое, когда это подтверждается заключением сторонних экспертов.

Иногда бывает достаточно встряхнуться от сна…

Молодой человек А… обратился с жалобами на неудовлетворительное самочувствие. Уже больше года держится небольшая температура, снижена работоспособность, нарушен сон, аппатия настолько сильная, что пришлось взять академический отпуск. Обследования у врачей не выявили ничего, что могло бы быть причиной подобного состояния.

Семья из четырех человек: А…, его мать, отец и старшая сестра живут в собственном доме. У каждого есть свое пространство. Отец – предприниматель, по характеру демократичен, к сыну настроен доброжелательно, видит в нем продолжателя своего дела. Отношения между отцом и сыном спокойные, но не доверительные. Мать – домохозяйка. В детские годы вела себя по отношению к сыну авторитарно, в настоящее время отношения ровные, но лишены теплоты. Со старшей сестрой у А… постоянные мелкие конфликты, из-за ее навязчивых нравоучений.

На момент консультации можно было бы описать психологический портрет А…, как устойчивую личность, имелись полностью реалистичные установки относительно перспектив жизни в части работы, создания семьи, круга общения. Контакты со сверстниками конструктивные, интересы подчинены целям развития. Единственно в чем можно было «упрекнуть» А… это в некоторой конформности по отношению к планам, предлагаемым отцом. При этом А… имел темперамент интраверта и повышенную эмоциональную чувствительность. В принципе А… отдавал себе отчет в том, что продолжение бизнеса отца снимает множество вопросов, он и учится поступил в профильный этому бизнесу институт, но все же большого энтузиазма по поводу такого будущего у А… не было.

В какой-то момент консультации, А… глубоко задумался и сообщил, что совершенно не видит свое будущее под «крылом отца», ему хочется быть свободным и не только в дальнейшем, но прямо сейчас. Так же А… открыл для себя, что ему тягостно находится на финансовом попечении отца. В принципе А… знал про все это и раньше, но как бы отмахивался, находился в некой спячке. Сейчас он вдруг очнулся.

Через день А… позвонил и сообщил, что температура исчезла и ему стало намного легче. Через неделю он восстановился в институте, но уже на вечернем отделении и поступил работать оценщиком в страховую компанию, что позволило ему «жить на свои». Состояния подобные тем, с которыми он обратился к нам, больше не повторялись.

*******

Дети Индиго существуют …

На прием пришла мама с девочкой четырех лет. Дочке поставлен диагноз – детский аутизм. Для справки – это практически приговор на спецобучение и жизнь вне полноценного социума, возможностей для радикального излечения на сегодня не существует. Пройдя обследование у многих специалистов: невропатологов и психиатров мама все-таки решила еще раз проконсультироваться теперь уже у психолога. Формально основные признаки аутизма были на лицо: отсутствие интереса к социальным контактам, отсутствие речи. Однако, других признаков: регидности поведения и навязчивых повторений в данном случае не было. Еще одним признаком истинного аутизма является «холодный» взгляд ребенка.

Здесь был совсем другой случай, как только они вошли, мы увидели очаровательную, но очень испуганную девочку – индиго . В глазах этого ребенка была неземная мудрость (нам землянам очень сложно почувствовать теплоту этого взгляда – это любовь более высокого порядка, чем мы привыкли наблюдать в нашей жизни). Дети индиго часто с трудом адаптируются к нашей реальности, а в данном случае были и причины со стороны матери. Мама призналась, что один из психиатров сказал – Мамочка Вас самих лечить нужно . Действительно мама была человеком творческого склада – художница по профессии и увы с маниакальным синдромом. Вот и получилось, что девочка попала в «клещи» - с одной стороны сложность социума в котором она очутилась, с другой стороны нестабильная психика матери. Девочка оказалась одна в совершенно непонятном мире, без точки опоры и испытывала тотальный испуг от всего происходящего. Естественно, что развитие девочки затормозилось.

Во время консультации мы общались с девочкой больше невербально, то есть мы ей что то говорили, спрашивали, а она реагировала выражением лица и позами или некоторыми звуками. В какой-то момент моя коллега (в виду сложности мы решили проводить консультацию вдвоем) нарисовала цветок и дала девочке со словами – Это тебе . И тогда произошло событие, которое потрясло меня до самых глубин. Девочка взяла чистый лист бумаги, желтый фломастер и нарисовала что-то вроде солнца и передала моей коллеге. Перед нами был маленький человек чистейшего сознания и безграничной любви.

В дальнейшем дело приняло несколько неожиданный оборот. Через два месяца мама позвонила нам и сказала, что приняла решение отдать девочку на воспитание своей бабушке, живущей в другом городе, а самой сосредоточится на творчестве. Собственно, девочку она туда уже отвезла. Мама позвонила сказать, что у бабушки девочка заговорила .

*******

Поиски любви …

Предпринимательница С… из Москвы обратилась за консультацией по поводу нескольких проблем. Сейчас ей 30 лет, но встретить подходящего мужчину не удается, плюс периодические депрессии и запойные состояния, плюс в последнее время полное нежелание посещать собственную компанию.

Консультации проходили по Scype . Первое, что бросилось в глаза – явно не укладывалось в образ бизнесмена и преподавателя университета. С… сильно покраснела, прятала лицо за пределы видимости камеры, спросила – А вы всегда меня будете видеть?… ну … я скоро привыкну, вы не обращайте внимание . Стало ясно, что придется работать с глубоко структурированным комплексом и опасными психотическими реакциями. Интуитивные выводы сразу же нашли подтверждение в многочисленных биографических данных. Выяснилось, что депрессивные состояния длятся по нескольку недель и выражаются в тупом лежании на диване и непрерывном просмотре телесериалов, плюс алкоголь заливается до состояния полного беспамятства, при этом слезы текут безостановочно . О ком и о чем она плачет сказать затрудняется. Отношения с мужчинами периодические, если постоянного мужчины нет, то пускается во все тяжкие – каждый день новый мужчина . В двадцатилетнем возрасте был сделан аборт на 6-м месяце – Я боялась, а что скажет мама . В школьный период был случай, когда она бросилась на мать и отцом с ножом, одного ранила не сильно . Все это довершалось двумя попытками самоубийства во взрослом периоде.

Было бы неправильно представить С… как некого разнузданного монстра. Окончила школу с золотой медалью. Серьезно занималась музыкой и вокалом, сейчас в качество хобби участвует в концертах и шоу. Много путешествует, много читает. Обладает блестящей эрудицией и сильной харизмой, высококреативна, про таких говорят – перед ними открываются двери. Что же касается характера, то наша консультация проходила очень по дружески, С… была предельно откровенна, была на «стороне психолога», доверие и теплота были даже с избытком. В этом то и звучал глубоко детский «синдром – любите меня». С… бессознательно предлагала себя всем и каждому в качестве объекта любви, предлагала по детски наивно, открыто и страстно. При всей своей интеллектуальной силе, действительно неординарной, С… совершенно не осознавала своих мотивов. Личность по своему очень целостная в данном случае была не способна транцендироваться для самоанализа именно в силу целостности. Детские «закладки» классические – Мне нужен такой же хороший мужчина как мой папа; Каждые несколько дней я звоню маме, разговариваем по 2-3 часа, я спрашиваю ее, возможно я что-то неправильно делаю?; Папа говорит мне, что я должна быть хорошей, что не должна позволять мужчинам так поступать со мной . Это говорит тридцатилетняя женщина лидерских наклонностей.

Мы понимали, что в данном случае наилучшим решением будет неявная «провокативная терапия», так как С… находилась в пограничном состоянии с отрицательной динамикой. Первую половину сессии провели в экзистенциальном ключе и только потом задействовали модель активации. Закончили сессию так называемым «зеркалом». По нашему мнению «провокативная терапия» в чистом виде может применяться только для людей с выраженным преобладанием логического мышления или лиц деспотической типологии.

Сейчас у С… все хорошо, состояние уверенное, она возобновила активное движение к своим целям. Станет ли ее сегодняшнее состояние правилом на всю оставшуюся жизнь зависит теперь только от нее самой. Все карты раскрыты. Настало время играть новую игру под названием Жизнь или вернуться к старой в своем воображении. Это зависит от нее самой.

*******

Жизнь превращенная в борьбу за …

Молодой человек Д…. обратился по поводу сложностей в построении отношений с противоположным полом, плюс напряженные отношения с сослуживцами, плюс ухудшение памяти и отсутствие внутреннего покоя.

Биография вполне благополучная. Работает юристом на госслужбе, продвигается по карьерной лестнице, быть может не так стремительно, как хотелось бы, но продвигается. Поставил для себя цель активного личностного роста, в связи с чем его сутки расписаны буквально по минутам, между работой, посещением концертов, чтением книг, занятии единоборствами, паркуром, изучением языка и пр. и пр. Детство прошло в достаточно хороших условиях, тот редкий случай, когда все было в меру и права и обязанности, и успехи и неудачи. Н…. обладает хорошей способностью к обучаемости, коммуникабелен, по хорошему критичен к себе, достаточно уверенно строит отношения на принципах паритета. При всем при этом (ему 26 лет) он не может найти девушку, которая его бы устраивала и в последнее время склоняется к отказу от дальнейшего поиска. В его жизни нарастает психологическое одиночество. Друзья постепенно переходят в разряд знакомых. Коллеги по службе в целом доброжелательны, но количество «подколов» и «розыгрышей» стало чрезмерным, доходящим до глумления. В отношениях с начальником скованность и робость.

На начальной стадии консультирования нам не удалось выявить каких-либо значимых дезадаптивных установок и нереалистичных ожиданий. Скрытых потребностей, по крайней мере распространенных: любви, внимания, защищенности и их производных тоже не просматривалось. Все в границах нормы.

Только в конце нашей консультации вдруг пришло озарение. Д… невысокого роста, 165 для мужчины – малышом не назовешь, а реально то все кругом выше.

Хочется быть равным, но когда всю жизнь смотришь на людей снизу вверх, то возникает дефект восприятия себя самого. Начинается бессознательная битва, сначала за равенство, потом за право на жизнь, а потом и вовсе с ветряными мельницами. По капельке по капельке Д… превратился в вечного искателя некой правды о которой сам ничего не знает, а на поверку стал в обществе persona non grata из-за своей воспаленной принципиальности и бессознательного экспансионизма. В его жизни образовалась психологическая дистанция, которую он установил своей же верой в некую несправедливость, суть которой он сам не осознает .

Психотерапевтический процесс был построен в три этапа. Мы провели с Д… сначала несколько психодраматических сессий, направленных на восстановление диалога с окружающими людьми, вхождения в контекст взаимопомощи и обусловленности. Вторым этапом прошли тренинги трансформации моделей поведения от «игры на победу» к «игре на удовольствие». Закончили работу коучинговой сессией построения желаемой реальности.

Последующие контакты с Д… показали, что его жизнь приобрела иные очертания - возникли дружеские контакты, появилась внутренняя гармония, на службе исчезли предвзятые отношения.

*******

Когда нет другого выхода

Это один из случаев длительной работы, когда начинается работа с клиентом по одному поводу, а заканчивается совершенно на иных уровнях.

В первое мгновенье показалось, что звонившему из Москвы мужчине далеко за 50. Судя по интонациям он был тяжело болен и находился в предельно подавленном состоянии, настолько подавленном, что возникали сомнения в успешности какой-либо психотерапии. Иногда приходится сталкиваться с такими случаями, когда человек обессилен психологически настолько, что помочь ему уже невозможно. Показалось, что это именно такой случай. В ходе разговора выяснилось, что на самом деле звонящему 36 лет, в недалеком прошлом Н… преуспевающий бизнесмен. Состояние здоровья действительно критично. Общая обессиленность, атония кишечника, дискенизия ЖКТ и желчного пузыря и пр. и пр., хуже всего с сердцем – аритмия, блокада проводящих путей, дистрофия миокарда. Будучи человеком обеспеченным Н… прошел обследование всех врачей в клиниках самого высокого уровня, но этиология происходящего выявлена не была. Несмотря на выполнение всех рекомендаций врачей и длительный прием медикаментозных средств состояние Н… продолжало ухудшаться. Стоит вопрос о имплантации искусственного кардиостимулятора.

Договорились, что Н… соберется с силами и приедет в Санкт-Петербург на консультацию.

В ходе консультации были получены данные весьма и весьма положительные о состоянии психологических паттернов клиента. Человек состоявшийся, высокоуспешный, два высших образования. Прекрасный климат в семье, двое беспроблемных детей. Детский период Н… характеризовался достаточно высоким уровнем психотравматичности, последствия которого, однако, были полностью реконструированы в адаптивную форму в первые же годы самостоятельной жизни. О высокой способности Н… к рефлексии, говорит, то, что он самостоятельно справился с заиканием преследовавшем его в течение детского периода; после окончания школы без какой либо протекции родителей организовал собственный бизнес; уверенно решил некоторые физиологические и психологические проблемы интимного плана. Мышление активное, лидерское, в высшей степени конструктивное и позитивное, в последнее время начал заниматься духовными практиками.

С точки зрения классической психологии все объективные социо-психологические константы Н… на момент нашей встречи были в норме. С позиций же онтопсихологического исследования отчетливо наблюдались интенции негативной психологии со стороны матери и соответствующая комплиментарная зона «жертвы» в психике «внутреннего ребенка». В таких случаях, когда объективно незавершенных гештальтов нет, самым сложным моментом терапии является то, как донести до сознания клиента, наличие ошибки. Единственными фактами, подтверждающими негативную диаду, был рассказанный Н… сон. Однако, сновидение – неопровержимо для психолога, но сомнительно в своей значимости для клиента. Другим фактом было то, что Н…. настоял на возвращении матери (она эмигрировала в Израиль) в Россию (здесь он построил для нее квартиру рядом со своей). С точки зрения социо-культурной ничего предосудительного. Построить на этом даже когнитивную терапию невозможно.

В этой ситуации был использован метод экзистенциальной терапии. Беседа в которой, анализировались базовые элементы существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, веры и т. д., длилась 6 часов непрерывно. Как бы это ни звучало аморально, но клиенту было предложено разорвать отношения с матерью. Расставаясь, Н… пообещал как следует взвесить все доводы, однако, чувствовался достаточный скепсис.

Примерно через месяц раздался звонок из Москвы.

Вы знаете, в моей жизни все кардинально переменилось. Я возобновил работу, то, что было с моим желудком и кишечником сейчас день и ночь. Сердце отпустило, я прошел обследование у кардиологов, конечно, там еще есть претензии со стороны медицины, но вопрос о имплантации кардиостимулятора однозначно снят. Ко мне вернулись силы я полон планов, работаю днями и ночами напролет, настроение бодрое. Я скажу вам честно, сначала я вам не поверил, в моей голове не укладывается, как могут влиять отношения с матерью на мое здоровье, но потом я решил, что это мой последний шанс. У меня просто не было другого выхода, смерть была рядом, решил попробовать выполнить ваши рекомендации, даже если я не понимаю .

С тех пор прошло несколько лет. Жизнь Н… складывается успешно, как в плане бизнеса, так и в плане здоровья и личной жизни. Более того, сейчас Н… начал политическую карьеру.

Через несколько месяцев после той «знаменитой» консультации, мы продолжили работу с Н… но уже совсем по другим поводам. Как уже упоминалось, в последнее время Н… стал проявлять интерес к духовным практикам и всему, что связано с личностным ростом, сознанием и глубинными причинно-следственными связями, действующими в социуме. Было проведено большое количество консультаций по этим темам. Далее, была поставлена задача выхода на принципиально более высокий уровень успешности за счет развития интуиции. В течение двух лет мы проводили консультации по телефону, плюс после консультаций отправлялось резюме по электронной почте. Следующим шагом со стороны Н… стал заказ на разработку «Проекта развития» длинной во всю жизнь. Такой проект был создан и сейчас находится в стадии осуществления.

Особенно хотелось бы остановиться на отношениях Н… с матерью, чтобы не сложилось ложного впечатления об аномальности онтопсихологического подхода. В данном конкретном сулчае речь идет не столько о негативности, сколько о проникновении в незащищенную психику чужого семантического кода. Человеку достаточно восстановить «зависший» участок сознания, что бы снова стать индифферентным к подобным влияниям. В течении двух лет Н… не поддерживал контактов с матерью, в этот период за счет глубокой внутренней работы он сумел увидеть свои «слабости» и реконструировать их. Сейчас Н… вернулся в русло нормальных отношений с матерью, которые характеризуются любовью и взаимопониманием .

*******

Перейти от представлений к действию …

Женщина 45 лет, работает психологом-логопедом. Обратилась по поводу повторяющегося изматывающего сна насыщенного страхом. Сюжет сновидений прост – Некто пытается открыть дверь и войти в ее комнату. Дверь сотрясается, выгибается буквально дугой и вот-вот сорвется с петель и тогда войдет кто-то очень страшный. После этих снов Л… , так звали нашу клиентку, просыпалась объятая жутким страхом и долго не могла придти в себя.

В данном случае мы решили провести онейродраму , то есть разыграть сновидение в реальности. С этой целью мы пригласили Л… на группу. Были выбраны персонажи: дверь, ключ, замок, страх и сама главная героиня (играла ее не Л…, а друга женщина). В задачу Л… входило еще раз пережить во всех подробностях перепетии повторяющегося сновидения и собрав волю открыть дверь самой, что бы встретится со страхом лицом к лицу.

После проведения онейродрамы состоялся шеринг – обмен пережитым каждым из участников. Своеобразная обратная связь. Все участники действительно испытали присутствие страха, но отметили, что страх находился не в Л…, а был другим человеком мужского пола. Сама Л… так же ощутила, что страх является не ее собственным, а сторонним существом. Мы попросили Л… вспомнить детство. Выяснилось, что ее отец работал где-то в спецслужбах и Л… вспомнила, что он не раз высказывался, уходя из дома, что не уверен в том, что он увидит свою дочь снова. Л… ощутила в виде инсайта, что образы страха и отца совместились. В сновидениях Л… переживала страх своего отца, который он транслировал ей в детстве.

Образы совместились, ситуация стала понятна на рациональном уровне и Л… больше не страдала от подобных сновидений.

*******

От букета комплексов к просветлению …

Эта работа велась в течение более чем трех лет, только с помощью переписки по электронной почте. Было проведено более сорока консультаций в объеме около трехсот страниц.

Молодой врач-нейрохирург из Н. Новгорода обратился за консультацией по поводу налаживания отношений с девушкой. Попутно были заявлены: нейродермит, бронхит и повышенное давление, плюс постоянные конфликты со старшей сестрой и непонятки на работе. Непонятки состояли в том, что будучи перспективным и очень старательным врачом, на хорошем счету у руководства больницы, ему никак не удается пройти повышение квалификации. Все возможности по разным причинам закрываются как будто нарочно.

Когда мы начали консультации с П… , так звали молодого человека, сразу выяснилось, что он обладает необычно высокой эмоциональной чувствительностью, болезненно переживает как свои промахи, так и все издержки современной бюджетной медицины. Человек гиперответственный, что приводит к огромному количеству сверхурочной работы и манипуляциям со стороны коллег. То же самое в отношениях с сестрой – видя безотказность и совестливость П… она загружает его попечительством над своим маленьким ребенком. Отказаться от всего этого П… не может, а все несправедливости переживает молча внутри себя. В таких случаях всегда присутствует застарелый детский аффект связанный с несправедливостью. Так и оказалось – в детстве его сбила машина, водитель с места происшествия скрылся и П… пролежал несколько часов на обочине в беспомощном состоянии, а в больнице над ним еще и врач посмеялся. В такие моменты дети дают себе клятву – «Когда я вырасту я никогда так делать не буду, я буду спасать всех кто попал в беду». Нечто подобное происходило и в более позднем возрасте. Первый сексуальный контакт был неудачным, не столько фактически, сколько по мнению девушки, которая надсмеялась над ним и хуже всего что - рассказала о его «несостоятельности» одноклассникам. Плюс отец П… был судья, что дополнительно способствовало становлению необоснованно завышенных нравственных установок. Эти детские сценарии стали решающими в отношениях с последней девушкой. Внешне ситуация выглядела так, что он ее любит, а она его нет. Но оказывается, что эту девушку недавно сбила машина и у нее были серьезные посттравматические явления. Очевидно, что в данном случае любовь подменена сценарием, что полностью подтверждалось объективным анализом.

Нужно отметить, что в лице П… мы нашли старательного и добросовестного ученика. Хорошо, что он был врач и имел начальные познания в психологии. Поэтому нам не пришлось начинать его психологическое образование с ноля. Именно образование, так можно охарактеризовать стиль нашей удаленной работы с П… , так как в силу его финансовых затруднений мы не могли вести телефонные переговоры, только переписка, а значит невозможно было использовать многие психотерапевтические методики. Работа строилась на рефлексивной основе. Каждую консультацию мы начинали с какого-либо концептуального ядра: свобода, мораль, ценности и т.д. с подробным изложением как теоретических посылок, так и примеров бытового плана и заканчивали вопросами для самостоятельной работы. На этом этапе главным было «развести» сознание П… по эшелонам, как говорят летчики. В сущности П… был очень высокообразованным и высоконравственным человеком, но попросту запутался в стандартах и приоритетах.

Последние годы П… активно занимался бодибилдингом. Когда мы стали исследовать этот аспект, то быстро пришли к пониманию, что мотивации для занятий не имеют ничего общего с темой здоровья и удовольствия. Лишь кратковременные улучшения работоспособности и настроения после тренировок показывали, что энергия расходуется на компенсацию ощущения неполноценности (в основном сексуального плана), плюс эдипов комплекс заставлял накапливать превосходство за счет гипертрофии маскулинных образов. Для адекватирования психологического запроса, учитывая его реальные страхи перед мужчинами, мы порекомендовали П… переменить вид спорта на единоборства. П… выбрал кик-боксинг. Результаты появились очень быстро. Примерно через месяц занятий новым видом спорта у П… полностью нормализовалось давление и практически исчез нейродермит. Сам П… отметил, что он стал намного увереннее чувствовать себя в социуме, появились друзья в том числе и в среде кик-боксеров.

Наиболее сложной зоной было все, что связано с профессиональной деятельностью, где были в действительности очень размыты критерии нравственности и допустимых пределов. Как измерить у врача количество отданной энергии, как точно определить границы ответственности, когда речь идет о жизни и смерти пациента, тем более что он находится «в руках» не одного а многих специалистов и обслуживающего персонала? Для П… с его повышенной эмоциональностью необходимы были не только четкие, но глубоко обоснованные критерии выбора тех или иных действий. Иначе он мог буквально сгореть на психическом уровне. Нам не оставалось другого выхода как предлагать для рефлексии материал философско-теологического содержания с тем, что бы создать действительные, универсальные опорные точки сознания.

Мы опустим, здесь все, что касается терапевтической работы по поводу отношений с матерью, сестрой, девушкой, карьерных моментов. В течение года все это наладилось и перестало волновать нашего клиента. Интересно другое. Те материалы, которые использовались во время работы, всколыхнули совершенно другой уровень восприятия. П… серьезно заинтересовался всем, что связано с инфрафизическим уровнем причинно-следственных связей, а говоря на бытовом языке с теософией и эзотерикой. Кик-боксинг вскоре уступил место У-шу и Цигун, а самыми читаемыми стали: Ведические и даосские тексты, трактаты Е.Рерих, Д.Андреева и др. Вскоре П… стал заниматься в одной из школ духовного развития, получил посвящения, у него открылись экстрасенсорные способности - видение тонкой материи, семантического поля человека. Наша психологическая работа перешла в русло действительных консультаций, а не психотерапии, как это было прежде. Жизнь П… перешла на другие уровни мотивации от потребительского до подлинно онтического. - Есть еще просьба, помоги мне выявить и найти все мои комплексы, блоки сознания, не надо за меня решать, просто помоги мне их увидеть . Появились и сложности неизмеримо более высокого уровня. - Я раньше думал, что вот духовный путь и все будет прекрасно на нем. В белом сверкающем свете ………Мировосприятие и уровень сознания прыгает неимоверно резко, то я живу и чувствую, что не в этом мире нахожусь и смотрю на мир как на театр, то я ненавижу его. Вот, что у меня получается - Наш мир самый низкий и ленивый. По сути человеки роботы с программами, и просто выполняют их да и все….нет больнее боли чем видеть все это. Сначала я был зол от того, что все спят…. Вопросы которые приходилось решать не имели ответа в рамках классической психологии. - Вот еще момент. Например, есть причина проблемы в сознании. Я ее трансформирую. А вот оно как бы оставляет след или комплиментарное место какое-то. К этому месту может оно вернуться или подключиться что-то другое?

Мы и сейчас продолжаем обмениваться посланиями с П…, но скорее как коллеги, нежели учитель с учеником. То, что произошло с П… называется просветление . Работы подобные такой пожалуй развивают нас самих не меньше чем клиента.

Консультация семейного психолога иногда приводит к неожиданным результатам

Иногда консультация семейного психолога приводит к неожиданным результатам, например, психолог может выявить необходимость индивидуальной работы только для одного партнера.

В этой статье мне хочется показать, как различие уровня личностного развития супругов негативно влияет на парное взаимодействие и чем могла бы помочь индивидуальная психотерапия одному из супругов.

В большинстве случаев, подобное различие заключается не только в типологических особенностях личности каждого из них, но и уровне сформированности необходимых личностных способностей. Чем более развита личность, тем успешнее человек справляется с жизненными трудностями. Соответственно, чем менее развита личность человека, тем быстрее он «ломается» под воздействием трудностей. Одной из таких способностей является умение самостоятельно определить, когда человеку нужна помощь и обратиться за ней.

Вот, собственно и почему, в своей практической работе уделяю огромное внимание личностному развитию и наряду с семейным консультированием и психотерапией, провожу индивидуальную терапию и групповые занятия по личностному росту.

Простой пример помощи семейного психолога молодой паре.

У молодой пары без детей (супруги вместе 7 лет) в течение последних пяти лет постоянные проблемы с финансами. Мужчина никак не может найти стабильную работу: то нестабильный заработок, то заработок недостаточный для содержания семьи, то, вообще, нет никакой работы. В семье нарастает напряжение — жена недовольна, жалуется на то, что ей одной тяжело обеспечивать приемлемый уровень жизни, а тут еще муж настаивает на воплощении его фантазии на тему секса втроем. Поскольку для женщины подобные отношения недопустимы, она уговорила мужа обратиться к психологу для разрешения острой ситуации. Основной запрос был таким: «Скажите, что нам делать?».

Для уточнения запроса семейный психолог обратилась к мужу, как он реагирует на предложение жены? Мужчина отозвался одобрением и поддержкой, поскольку: «Раньше ссор в отношениях не было».

С одной стороны, из системной семейной психотерапии мы знаем, что к семейному психологу, как правило, обращается носитель симптома (человек, который не справляется с ситуацией), но на практике получается, что если один из партнеров имеет более развитую личность и способен оценить, что нуждается в помощи и обратиться за ней, то, скорее всего это говорит за здоровье, чем за его отсутствие. В этой паре однозначно личность женщины лучше сформирована и оказалась более развитой. У нее стабильная работа со средним заработком, на работе ровные отношения, есть близкие подруги, с которыми регулярно встречается и общается. Несмотря на жизненные сложности, она сохраняет позитивный настрой и готова сознательно откликаться на возникающие проблемы. Эмоционально устойчива. С матерью и сестрой сохраняет и поддерживает близкие, теплые отношения. Верно оценивает, что ей подходит, а что нет и сохраняет твердость своей позиции. Почему она сохраняет эти отношения? Она выросла в неполной семье и ценность отношений с мужчиной, даже психологически нестабильным для нее высока: «Я его люблю». В принципе, она довольна отношениями, поскольку в паре есть взаимопонимание и любовь. Однако ей становится тяжело, когда она сталкивается с «непонятными» желаниями мужа, начинает нервничать, и, соответственно, не принимает их, а муж настаивает на их воплощении в реальности.

С другой стороны, у мужа нет постоянного общения с друзьями — встречаются по случаю или общение ограничивается только взаимодействиями с коллегами по работе и женой. Муж вырос в полной семье. Однако отношения с родительской семьей у мужа сложные и конфликтные, что он весьма тяжело переживает. Основной цикл жизни проходит по принципу — работа — дом — работа. Стабильной работы на протяжении последних пяти лет нет. Сильно тревожится из-за невозможности обеспечить достойный финансовый уровень. Однако тревога не является осознаваемой, как и напряжение из-за конфликтов с родителями (осознается только злость). После нескольких уточняющих вопросов мужчина признает, что ему «бывает тяжело и напряжение есть». Однако не может дифференцировать тревогу, но подчеркивает, что мысли о будущем не дают спокойно спать по ночам, также плохо дифференцирует собственные эмоциональные состояния, обращает внимание только на сильные эмоции. В момент обсуждения темы отношений с родителями становится эмоциональным, говорит отрывисто, интонация голоса заметно повышается, меняется в лице. Фантазировать на тему секса втроем стал после какой-то телевизионной передачи, которая его поразила: «Меня пронзило». Фантазии носят циклический характер, то появляются, то исчезают. Как правило, они появляются на работе, когда он «на сутках» и вынужден проводить много времени в одиночестве. Именно в одиночестве, как правило, появляются навязчивые фантазии, а это говорит о том, что уровень тревоги повышается, что весьма характерно.

Смысл фантазий сводится к тому, что он наблюдает за тем, как с его женой занимается сексом другой мужчина. В момент фантазии переживает ревность, страх, что, если это случится на самом деле, то жена может больше заинтересоваться другим мужчиной и бросить его. Однако когда он представляет себе подобную картину, то наряду с негативными переживаниями, получает удовольствие от того, что делает другой мужчина с его женой. Иногда в его фантазиях он одновременно с другим мужчиной овладевает своей женщиной: «…да, орально и вагинально одновременно». Когда я его спрашивала о том, что может чувствовать его жена в этой ситуации, он отвечал, что он хочет, чтобы она была счастлива. Гипотетически, здесь можно предположить, что у мужа есть выраженные садо-мазохистические тенденции, что может говорить о дефиците уверенности в себе и самоутверждения. Проясняя свои предположения, я спросила у мужчины, как он оценивает себя как профессионала. На что он ответил, что с профессиональной точки зрения доволен своими достижениями, но отмечает, что все время на чем-то «зацикливается».

Однако жена говорит о том, что никакого удовольствия от подобных фантазий мужа не чувствует: «Получается, что он, как будто бы, сутенер, а я, как будто бы, проститутка, и он «подкладывает» меня под другого мужчину. Мне это неприятно. Иногда я думаю, что если он не прекратит, то дело может дойти до развода». Когда же я попыталась прояснить у женщины, какие именно чувства вызывают у нее неприятное переживание, она замкнулась, что явилось для меня сигналом к тому, что она очень ранится сложившейся ситуацией и не может откровенно проговорить все свои чувства рядом с мужем. На вопрос о том, что ей мешает проговорить какие именно чувства у нее возникают, она ответила, что тоже не против чего-нибудь остренького, но в пределах разумного. В ответ на мой комментарий, какие чувства появились бы у меня в связи с этой ситуацией (тревога: «что происходит?», ситуация показалась бы мне небезопасной: я бы почувствовала страх, задумалась бы: «ценит ли муж меня лично и наши отношения», «любит ли он меня?», то есть для меня под угрозой оказались бы базовые мотивации отношений), она промолчала. Однако я посчитала необходимым пояснить, что, возможно, муж не так бы настаивал на реализации своих фантазий, если бы знал истинные чувства своей жены и смог бы понять, в связи с чем именно она отказывается его поддержать.

В ответ на подобное замечание жены и мой комментарий, муж сказал о том, что боится потерять их отношения, потому что любит свою жену и не хочет, чтобы ей было неприятно, но не может избавиться от фантазий. Поскольку мужчина сам смог сфокусировать свою проблему, мне удалось еще больше сузить проблематику и подчеркнуть, что, действительно, здесь можно предположить, что фантазии выполняют роль разрядки (дефлексия — в гештальт-терапии механизм прерывания контакта), с помощью которых он может на какое-то время избавляться от напряжения и тревоги, возникающих из-за реальных жизненных событий. Мужчина уточнил, как проявляется тревога, я пояснила. Подумав, мужчина согласился с тем, что фантазии, действительно спасают. Здесь мы видим достаточно часто встречающийся механизм — сексуализацию тревоги.

Соответственно, что для меня как для семейного психолога , гештальт-терапевта, было важно донести до пары следующие вещи:

1. Несмотря на противоречия, супруги сохраняют хороший контакт — могут практически откровенно обсуждать свои проблемы, за исключением признания важности проговаривания негативных чувств, что помогло бы им лучше регулировать парные отношения. Не исключаю тот момент, что смущение могло проявиться в присутствии третьего лица, психолога.

2. Супруги готовы идти друг другу на уступки и хорошо друг к другу относятся. В паре все в порядке с уважением — даже настаивая на реализации своих фантазий, муж старается прислушаться к тому, что говорит жена, поэтому обратился вместе с ней к психологу.

3. Уровень сексуальной совместимости высокий, нет сексуальной аверсии (отвращения друг к другу на сексуальном уровне).

4. Также для меня было очевидно, что навязчивые фантазии мужа выполняют роль психологической разрядки — снятия напряжения, появляющегося из-за высокого уровня тревоги по поводу работы и конфликтов с родителями, с чем мужчина в итоге согласился.

5. Мужу была рекомендована личная психотерапия для наработки навыков регулирования тревоги и напряжения, а также для повышения психологической устойчивости в моменты стресса и для разрешения сложившейся ситуации с работой и родственниками.

Консультация длилась час и я не стала углубляться в исследование природы фантазий мужа, в которых для меня было несколько интересных моментов, оставшихся не проговоренными, в частности, мотив конкуренции и желание принизить жену, по всей видимости, как более социально успешную. Углубление изучение фантазий было невозможным из-за высокого уровня смущения (стыда) и деликатности темы, и больше подходит для индивидуальной психотерапии. Также остался «за бортом» факт повышения супружеской тревоги, как дестабилизирующего фактора, ставящего отношения под угрозу разрыва.

Анализ необходимости индивидуальной психотерапии.

Однако здесь следует отметить, что низкая стрессоустойчивость мужа, проявляющаяся в данный момент времени, говорит о том, что навыков самоподдержки и саморегуляции не хватает, что приводит к дополнительному напряжению в отношениях, поскольку предлагаемый способ разрядки и поведения не подходит для его жены и вызывает конфликты. Следует отметить, что повышая уровень функциональности собственной личности, мужчина мог бы быстрее справиться с проблемами социального взаимодействия и решить проблемы с работой, в том числе и родительской семьей. Такие важные способности, которые проявляются как навыки, в самоуспокоении, самоподдержке в моменты стресса — отражают уровень зрелости личности и увеличивают необходимую стрессоустойчивость в моменты жизненных кризисов. Семь лет партнерских отношений характеризуются все-таки усилением динамики эмоциональных взаимодействий и обострением противоречий, с учетом того, что, как правило, личности супругов не развиваются равномерно.

С уважением, Мария Романцова, семейный психолог, гештальт-терапевт

P.S. По всем вопросам можно обращаться по телефону +7 (926) 197 — 64 — 39