Правило что такое синтаксис. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи

  • 1.Глагольные с:
  • 2.Именные с:
  • 3. Наречные
  • 6. Характеристика связей по признакам «обязательная / необязательная», «предсказующая / непредсказующая».
  • 7. Согласование как вид подчинительной связи. Особые случаи согласования.
  • 8. Управление как вид подчинительной связи. Понятие сильного и слабого управления.
  • 9. Примыкание как вид подчинительной связи. О границах между управлением и примыканием.
  • 10. Предложения и его отличительные признаки. Предложение как предикативная единица.
  • 11. Соотношение предложения, слова и словосочетания с точки зрения их грамматических характеристик и функций в речи.
  • 12. Понятие предикативности. Категории предикативности.
  • 13. Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.
  • 14. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.
  • 15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.
  • 16. Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.
  • 17. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке
  • 18. Простое предложение. Понятие минимального предложения. Виды простых предложений.
  • 19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.
  • 20. Понятие сказуемого в сря. Типы сказуемого.
  • 21. Понятие подлежащего. Вопрос о способах выражения подлежащего
  • 22. Специфика форм связи между членами предикативной основы предложения, ее особенности и отличие от согласования как вида подчинительной связи.
  • 23. Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения.
  • 27. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.
  • 24. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Роль определений в организации предложения.
  • 25. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Роль дополнений в организации предложений.
  • 26. Обстоятельство. Значение и функции обстоятельства. Средства выражения обстоятельств.
  • 28. Различные случаи осложнения структуры простого предложения.
  • 29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.
  • Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
  • 30. Определенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 31. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 32. Обобщенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 33. Безличные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 34. Присоединительные конструкции. Сущность присоединения. Смысловые и стилистические функции присоединения.
  • 35. Неполные и эллиптические предложения. Функции неполных предложений в диалогической речи. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических конструкций.
  • 36. Синтаксическая характеристика парцелляции: грамматические особенности и сферы использования.
  • 37. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов и контекст. Синтаксическое и актуальное членение предложения.
  • 38. Общее понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы установления темы и ремы в предложении
  • 39. Понятие актуализации. Средства выражения актуального членения предложения. Стилистически нейтральный и стилистический значимый порядок слов.
  • 40. Сложное предложение. Общая классификация сложных предложений. Синтаксические отношения между частями сложного предложения и средства их выражения.
  • 42, 43. Сложноподчиненные предложения. Грамматические средства связи частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточного.
  • 44. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Функции бессоюзных предложений в текстах разных функциональных стилей.
  • 45. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Синтаксические возможности современного русского языка для выражения разных целей высказывания.
  • 46. Синтаксические средства передачи чужой речи в современном русском языке.
  • 1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.

    Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

    Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

      синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

      синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

      синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

    Существуют разные подходы к изучению предложения

      семантический – изучает содержание (что передается)

      структурный – изучает форму (как передается)

      коммуникативный – назначение (для чего передается)

    Основные единицы синтаксиса :

      предложение (простое, сложное)

    Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

      начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

      словосочетание

      с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

      40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

      Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

      Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

      Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

    Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

      синтаксическая форма слов

    Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

    синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

    Я подарил ему ( объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

    Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

    Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

    Непосредственно в предложении: Идет лекция .

    4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

      Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

    Широкое и узкое понимание словосочетания.

    Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

    Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

    Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

    Не являются словосочетаниями:

    Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

    Ряд однородных членов (сочинительная связь)

    Предложно-падежные формы существительных

    Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

    Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

    Словосочетания:

    Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

    1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

    2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

    ПО СТРУКТУРЕ

    1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

    2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание ); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

    ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

    СИНТАКСИС (от греч. СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок"), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

    Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка. При всех существующих пониманиях предмета синтаксиса раздел соответствующей теории (языкознания, семиотики), занимающийся изучением синтаксических единиц и правил, также называется синтаксисом. Ниже рассматривается в основном синтаксис в традиционном понимании; относительно расширительных пониманий см . ДИСКУРС; СЛОВООБРАЗОВАНИЕ; ТЕКСТ.

    Как и грамматика в целом, синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции.

    Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью: слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений. Этим объясняется появление обобщающего термина «морфосинтаксис». Однако структура слова значительно проще, чем структура синтаксических единиц в собственном смысле. Кроме того, предложение способно к теоретически бесконечному усложнению: как правило, в его состав можно включить еще некоторое число единиц, и при этом предложение не утратит грамматической правильности, в то время как слова, способные к потенциально бесконечному усложнению, встречаются редко и далеко не во всех языках (таковы, например, сложные существительные в немецком языке).

    Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко – новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи – образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.

    Изучение синтаксиса включает две большие группы проблем: описательные и теоретические. Цель синтаксического описания – с наибольшей полнотой и точностью сформулировать правила, которые отличают правильно построенные предложения некоторого языка от неправильных. Теоретический синтаксис является частью общей теории грамматики; его задача – выделить универсальный, т.е. свойственный всем языкам компонент синтаксических правил и установить пределы того разнообразия, которое проявляют языки в области синтаксиса.

    Описательный синтаксис включает приемы и методы синтаксического анализа, который ставит в соответствие предложению его грамматическую структуру, а также правила, с помощью которых грамматически правильные предложения некоторого языка могут быть отличены от неправильных. Эти правила могут быть распознающими, т.е. позволяющими ответить на вопрос о том, является ли некоторое произвольное выражение правильным или неправильным выражением данного языка, или порождающими, т.е. осуществляющими синтез правильных предложений данного языка на основе элементарных единиц и правил их соединения. Особый класс составляют интерпретирующие правила, которые устанавливают соответствие между синтаксической единицей и ее значением; эти правила, собственно говоря, являются в той же степени синтаксическими, в какой и семантическими. В теоретическом синтаксисе распознающие правила практически не используются, а соотношение порождающих и интерпретирующих правил можно охарактеризовать следующим образом: порождающие правила отвечают за формальную (грамматическую) правильность предложения, а интерпретирующие – за его правильность относительно некоторого смысла (иначе говоря, за осмысленность предложения). Эти два свойства вовсе не обязательно совпадают: предложение *Моя твоя не понимай не является правильным предложением русского языка, хотя прекрасно осмысляется, а знаменитый пример Н.Хомского Бесцветные зеленые идеи яростно спят грамматически правилен, однако выраженный в нем смысл аномален.

    В результате синтаксического анализа устанавливается структура предложения, которая может быть представлена с использованием понятия членов предложения (подлежащее, сказуемое, определение и т.д.) либо с помощью более абстрактного понятия синтаксической зависимости. Например, в предложении Вижу красивый дом дополнение дом зависит от глагола-сказуемого вижу в том же смысле, в каком определение красивый зависит от определяемого существительного дом . Отношения синтаксической зависимости между словами в предложении могут быть обозначены стрелками; диаграмма отражает структуру синтаксических зависимостей в предложении:

    Из двух слов, непосредственно связанных синтаксической зависимостью, одно называется главным, или вершиной(на диаграмме из него выходит стрелка), а другое – зависимым (в него стрелка входит).

    Другой способ синтаксического анализа заключается в последовательном разделении предложения на все более мелкие единицы, состоящие из наиболее тесно связанных между собой слов. Такие грамматически слитные отрезки называются составляющими. Структура составляющих может быть изображена, например, с помощью скобок: [вижу [красивый [дом [с [высоким крыльцом ]]]]]. С помощью скобок обозначен тот факт, что все предложение в целом, а также такие его части, как [дом с высоким крыльцом ], [с высоким крыльцом ], [высоким крыльцом ], являются составляющими.

    Как структура зависимостей, так и структура составляющих определяется на основе аналитических критериев, главным из которых является контекстное распределение, или дистрибуция синтаксических единиц. Так, например, тот факт, что вижу является вершиной по отношению к дом , ясен из того, что контексты, в которых может быть употреблено словосочетание вижу дом , совпадают с контекстами, в которых можно употребить вижу , но не с контекстами, в которых может появиться дом (ср. грамматически правильные предложения Я хорошо вижу дом , Я хорошо вижу и Джек построил дом с грамматически неправильным, на что указывает звездочка в начале, выражением *Джек построил вижу дом ). То, что, например, [красивый дом с высоким крыльцом ] – грамматически слитная единица (составляющая), видно, в частности, из того, что она может быть целиком заменена на местоимение: вижу его .

    Основное теоретическое предположение, лежащее в основе синтаксического анализа, заключается в том, что связи между элементами предложения (неважно, описывается ли его структура с помощью понятия синтаксической зависимости или с привлечением представления о синтаксических составляющих) строго ограничены. При графическом изображении на плоскости (рис. 1, 2) в виде множества точек-узлов, соответствующих словам или составляющим, структура зависимостей и структура составляющих для большинства предложений образуют дерево – ориентированный граф, в котором в каждый узел, кроме единственного корневого, входит ровно одна стрелка (принцип единственности вершины) и в котором нет замкнутых путей (принцип запрета на контур):

    Чтобы более полно изобразить грамматическую структуру предложения, постулируют различные типы синтаксической зависимости и различные классы составляющих. Например, говорят, что слова вижу и дом связаны предикативной связью, а слова высоким и крыльцом – атрибутивной.

    Составляющие образуют синтаксические классы, называемые фразовыми категориями, причем грамматические свойства фразовой категории определяются частью речи, к которой принадлежит (главная) вершина составляющей. Фразовыми категориями являются, например, группа существительного (= именная группа), в которой вершина – существительное: большой дом , учебник английского языка , убийство Цезаря Брутом ; группа прилагательного: очень красивый , гораздо более неприятный ; группа наречия: на удивление легко , по меньшей мере неприятно ; предложная группа: из этого города , со своей матерью и др. Само предложение также является фразовой категорией. Характерной особенностью фразовых категорий является их рекурсивность, т.е. способность включать в себя единицы того же класса: например, группа существительного может быть вложена в другую группу существительного, а придаточное предложение вложено в главное и являться его частью: [ П Вот [ ГС пшеница , [ П которая в [ ГС темном чулане ] хранится в [ ГС доме , [ П который построил Джек ]]]]], где П обозначает левую границу предложения, а ГС – левую границу группы существительного.

    Предложение представляет собой универсальную (т.е. присутствующую во всех языках) фразовую категорию. Синтаксическая структура предложения определяется в основном грамматическими свойствами входящих в него слов, в первую очередь – их сочетаемостными признаками. Сочетаемостные признаки слова включают его семантические и синтаксические валентности. Семантическая валентность слова – незаполненная часть (переменная) его семантического описания; например, глагол рубить имеет три валентности – КТО (деятель), ЧТО (объект приложения действия) и ЧЕМ (инструмент) рубит, семантические валентности глагола догонять – КТО (догоняющий) и КОГО (догоняемый). Синтаксические валентности слова образуют те языковые единицы, которые могут вступать с ним в отношение непосредственной синтаксической зависимости. Различаются синтаксические валентности, которые соответствуют некоторой семантической валентности слова (его актанты), и синтаксические валентности, которые не соответствуют никакой семантической валентности (сирконстанты). Например, в предложении Сейчас я хочу , чтобы ты ушел , потому что уже поздно подлежащее я и придаточное дополнительное чтобы ты ушел – это актанты глагола хотеть , так как они заполняют части его семантического описания (КТО хочет ЧТО), а обстоятельство сейчас и придаточное причины потому что уже поздно – это сирконстанты, так как они не связаны с лексическим значением глагола хотеть . Следует, впрочем, иметь в виду, что граница между актантами и сирконстантами не всегда прослеживается четко.

    По выражению французского синтаксиста Л.Теньера, предложение представляет собой «маленькую драму», которая включает в себя действие (обозначаемую сказуемым ситуацию), действующих лиц (актанты) и обстоятельства (сирконстанты). Помимо того, что каждый актант в каждой ситуации обладает некоторой присущей ему ролью, имеются также и «амплуа» – некие стандартные семантические роли, которые выступают в разных ситуациях. В число таких ролей входят агенс – одушевленный инициатор действия, контролирующий его (мальчик бежит ; мальчик ломает стол ); пациенс – участник, сильнее остальных вовлеченный в ситуацию и претерпевающий в ней наиболее существенные изменения (мальчик падает ; отец бьет мальчика ); бенефактив – участник ситуации, чьи интересы в ней затронуты (даю книгу мальчику ; хвалю мальчика ); экспериенцер – носитель непроизвольного чувства или получатель информации при глаголах восприятия (мальчик видит ; мальчику нравится ); инструмент – неодушевленный объект, при помощи которого осуществляется действие (писать карандашом ) и некоторые другие. Важнейшим свойством предикатных слов (т.е. слов, для которых естественно выступать в роли сказуемого) является то, что среди них почти нет таких, при которых два актанта выполняли бы одну и ту же семантическую роль.

    Предложение, которое содержит в себе хотя бы одно другое предложение, называется сложным. Включение предложений друг в друга может быть осуществлено двумя способами – сочинением и подчинением. Предложение, входящее в состав другого предложения, называется несамостоятельным предложением. В английской грамматической терминологии для обозначения несамостоятельного предложения имеется широкоупотребительный термин clause, играющий в понятийном аппарате синтаксической теории настолько важную роль, что в некоторых концепциях это понятие считается первичным и именно через него определяется само понятие предложения. Отсутствие приемлемого аналога этого термина в русскоязычной понятийной системе синтаксической теории некоторые авторы пытаются компенсировать путем заимствования – получается термин «клауза» (или «клауз»). Несамостоятельное предложение, имеющее сказуемое в личной форме, называется придаточным предложением. Придаточные предложения могут быть бессоюзными либо, чаще, вводиться с помощью подчинительных союзов. Одни подчинительные союзы (что , будто , как , чтобы ) употребляются в основном с сентенциальными актантами (выраженными изъяснительными придаточными предложениями), например Думаю , что уже поздно ; Прошли слухи , будто он продает квартиру ; такие предложения в отечественной синтаксической науке называются придаточными изъяснительными. Другие союзы (как , когда , пока , если ) употребляются с сентенциальными сирконстантами. Придаточное предложение, выступающее в качестве определения к существительному, называется относительным. В нем употребляются союзные слова, выполняющие функции одновременно союза и члена предложения: Вот дом , в котором я живу ; Сей шкипер был тот шкипер славный , Кем наша двигнулась земля (А.С.Пушкин).

    Несамостоятельное предложение, возглавленное неличной формой глагола, называется зависимым оборотом. Такими неличными формами могут быть инфинитивы, деепричастия, причастия, отглагольные существительные и т.п.

    Разные морфологические формы слов могут обладать различными синтаксическими валентностями. Залоговые конструкции представляют собой наборы (в частности, пары, если залогов в языке только два) предложений, имеющих одно и то же основное значение, но различающихся тем, какой участник ситуации какому члену предложения соответствует. Так, в активном залоге агенс соответствует подлежащему, а в пассивном (= страдательном) – дополнению, а подлежащим становится пациенс: Рабочие строят дом – Дом строится рабочими .

    Основными способами выражения синтаксической структуры предложения являются: зависимость грамматических форм слов друг от друга (согласование и управление) и выражение синтаксических отношений с помощью одного лишь порядка слов (примыкание). При согласовании значение той или иной грамматической категории некоторого слова должно совпадать со значением аналогичной грамматической категории другого, синтаксически связанного с данным слова; например, в русском языке выраженное прилагательным определение согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже. При управлении грамматическая форма (обычно – падеж) зависимого слова диктуется морфологическими свойствами главного слова. Примыкание означает синтаксическую связь, которая выражается порядком слов (расположением зависимого слова «не слишком далеко» от главного, ср. Они вместе заявили о невозможности работать и Они заявили о невозможности работать вместе , где обстоятельство вместе примыкает к сказуемому заявили или к сказуемому работать соответственно).

    Понятие членов предложения определяется для синтаксических групп слов на основе той функции, которую эти группы выполняют в составе включающей синтаксической единицы, причем внутренняя структура группы может быть различной. Например, подлежащими могут быть группы, принадлежащие к самым разным фразовым категориям: группа существительного (Высокий мальчик пришел ), предложная группа (От Москвы до Тулы недалеко ), инфинитивный оборот (Ходить по проезжей части опасно ), придаточное предложение (Что он испугался , не удивительно ). Подлежащее отличается высокой степенью синтаксического приоритета, что проявляется в наличии у него ряда более или менее универсальных свойств: оно чаще всего выражает тему сообщения, выражается именительным падежом (по поводу тех языков, где это не так, идут споры: что в них считать подлежащим и что – именительным падежом), согласуется с глаголом-сказуемым, занимает определенное место в линейной структуре предложения (в языках с жестким порядком слов), определяет значение возвратных местоимений, в русском языке оно обязательно должно совпадать в главном предложении и в деепричастном обороте и т.д. Сходными наборами типичных свойств обладают и различные виды дополнений.

    Коммуникативные значения, передаваемые в предложении, образуют область актуального членения предложения (у этого круга явлений имеются и другие названия – тематико-рематическое членение, коммуникативная организация смысла, коммуникативная структура предложения, коммуникативный синтаксис и др., см. также ФУНКЦИОНАЛИЗМ В ЛИНГВИСТИКЕ). Эти значения связаны со способом изложения, с «упаковкой» передаваемой информации. Выражая коммуникативные значения, говорящий стремится сделать свое сообщение максимально удобным для восприятия адресата. Тема представляет собой исходный пункт сообщения, то, «о чем» говорится в предложении. Рема включает основное содержание сообщения, то, «что» в нем говорится. Например, предложения Отец поехал на работу и На работу поехал отец при произнесении их с нейтральной интонацией используются в речи в разных целях – первое для сообщения информации об отце, а второе – например, для ответа на вопрос Кто поехал на работу ? Тема обычно соответствует данному, т.е. некоторому знанию, активизированному в сознании говорящего и слушающего в момент произнесения высказывания, а рема – новому, т.е. некоторому знанию, не известному слушающему или такому, о котором он в данный момент не думает. Однако есть случаи, когда тема (= исходный пункт) – новое, например в начале повествовательного текста: Голодная волчиха встала , чтобы идти на охоту (А.П.Чехов). Контрастивностью называется коммуникативное значение, которое подразумевает выбор из нескольких элементов множества, состав которого известен говорящему и адресату. Например, в предложении Это Иван пришел подразумевается, что мог придти еще кто-то или могло произойти еще что-то. Имеются и другие аспекты коммуникативной структуры, полного согласия относительно трактовки которых среди исследователей нет; в целом коммуникативный синтаксис, привлекший серьезное внимание ученых лишь в середине 20 в., значительно уступает по степени изученности синтаксису формальному.

    Слово «синтаксис» стало впервые употребляться философами-стоиками в 3 в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний. У Аполлония Дискола (3 в.) предметом синтаксиса являются уже собственно языковые явления – связи слов и форм слов в предложении. Неразграничение синтаксических, логических и психологических понятий продолжалось до начала 20 в. В конце 19 в. Ф.Ф.Фортунатов предложил формальный подход к исследованию синтаксиса (впоследствии развитый А.М.Пешковским), в котором свойства словосочетания и предложения выводятся из признаков частей речи входящих в них слов. Представители различных структуралистских школ (первая половина 20 в.) пытались перенести на грамматику, в том числе на синтаксис, понятия и исследовательские процедуры, которые до этого зарекомендовали себя в фонологии. Важный прогресс в изучении синтаксиса был достигнут в пражском функционализме (идеи В.Матезиуса о комбинациях) и в американской дескриптивной лингвистике (разработка дистрибутивных методов синтаксического анализа и понятие трансформации). Л.Теньер предложил взгляд на предложение как на реализацию синтаксических валентностей слов и установил центральное положение глагола-сказуемого в его структуре.

    Революционное значение для развития синтаксичесих исследований имела публикация в 1957 первого наброска теории грамматики, предложенной Н.Хомским. С именем Хомского связана не только одна определенная лингвистическая теория – порождающая грамматика, но и целый переворот во взглядах на изучение языка – переход от описательных задач к определенным образом понимаемым объяснительным (теоретическим) попыткам объяснить языковые и в первую очередь синтаксические факты с помощью теории, опирающейся на математический формальный аппарат, подобно тому как физические теории объясняют явления природы. Этот переворот в решающей степени определил не только развитие самой порождающей грамматики, но и характер всех противостоящих ей теоретических направлений. Возникновение порождающей грамматики имело своим следствием беспрецедентные успехи в расширении эмпирической базы и уровня понимания синтаксиса.

    В основе порождающей грамматики лежит идея о том, что важнейшие черты грамматики, и в первую очередь синтаксиса, естественного языка порождает врожденное, генетически наследуемое знание. Наблюдаемые различия между языками строго ограничены рамками врожденного знания языка, одинакового у всех людей. Фундаментальные свойства единиц и правил синтаксиса – структура составляющих, виды фразовых категорий, правила, связывающие единицы разных составляющих, образуют важнейший компонент врожденного знания языка – универсальную грамматику.

    Синтаксическая теория в порождающей грамматике основана на представлении об автономно действующем грамматическом компоненте знания языка, который функционирует независимо от целей и условий процессов понимания и производства речи. Все грамматически правильные фразовые категории складываются по единому образцу из единиц словаря, а наблюдаемые различия между ними относятся целиком на счет словарных признаков; например, различие между группами начинает работать и начало работы в конечном счете сводится к тому факту, что начинать – глагол, а начало – существительное, поскольку свойства любой синтаксической группы определяются свойствами ее главного элемента – вершины. Синтаксические структуры могут далее подвергаться единственному допустимому преобразованию (трансформации) передвижения – некоторые составляющие могут быть перенесены на «свободные» синтаксические позиции. Таким образом объясняются факты взаимодействия синтаксических единиц «на расстоянии», ср. англ. John saw Mary «Джон видел Мэри» и Whom did John see ? «Кого видел Джон?». Прямое дополнение whom "кого" перемещается в начало предложения, и на его месте образуется «пустота», которая не может быть заполнена никаким другим элементом. Грамматическая правильность предложения обеспечивается совместным действием нескольких автономных разделов, или «модулей» синтаксической теории, благодаря чему достигается ее основная цель – объяснить, почему некоторые виды предложений грамматически правильны, а другие – нет.

    Оппонирующие Хомскому синтаксические теории либо основываются на исходном предположении функционализма, сводящемся к тому, что структура языка определяется условиями его употребления и природой значений, передаваемых синтаксическими конструкциями (Г.А.Золотова, С.Дик, Т.Гивон, А.Е.Кибрик, Р.Ван Валин), либо предлагают альтернативные варианты формальной грамматики для описания и объяснения явлений синтаксиса. К последним относятся, например, лексико-функциональная грамматика Дж.Бреснан и Р.Каплана, в которой вводится особый автономный уровень, отличный от собственно синтаксического, для представления грамматических функций; «вершинная грамматика фразовой структуры» К.Полларда и И.Сага, не использующая понятие трансформации и др. В некоторых формальных теориях отвергается постулат об автономности синтаксиса (и шире – грамматики), однако попытки создания интерпретирующих компонентов, связывающих уровни семантики и синтаксиса (порождающая семантика, синтаксис в отечественной модели «Смысл Ы Текст») представляются неудачными – они привели к созданию множества правил, не поддающихся ни обобщению, ни теоретическому осмыслению.

    С 1970-х годов в связи с развитием описательной лингвистики в научный обиход вошли сотни синтаксических описаний языков разной структуры, генетической принадлежности и места распространения, что привело к бурному развитию синтаксической типологии, которая ориентируется в основном на функциональные теории. Особым предметом обладает исторический синтаксис, изучающий закономерности изменения синтаксического строя языка с течением времени. См. также ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ; ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

    Литература:

    Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса . М., 1972
    Белошапкова В.А. Современный русский язык . Синтаксис . М., 1977
    Долинина И.Б. Системный анализ предложения . М., 1977
    Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса . М., 1982
    Чейф У.Л. Данное , контрастивность , определенность , подлежащее , топики и точка зрения . – В сб.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. М., 1982
    Фундаментальные направления современной американской лингвистики . Сборник обзоров. М., 1997

    

    Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

    Синтаксис - особый раздел языковой науки

    Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

    Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

    Основные единицы

    Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

    Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

    Словосочетание

    Предложение

    Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

    Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

    Одна грамматическая основа

    Две грамматические основы

    Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

    Лес сегодня необычайно красив.

    Ему стало очень грустно.

    Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

    Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

    Подчинительная связь

    Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

    Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

    Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

    Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

    Способы подчинения

    Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

    1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
    2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
    3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

    Сочинительная связь

    В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

    Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

    Словосочетание. Типы словосочетаний

    Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

    1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
    2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
    3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

    По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

    Также словосочетания делятся на простые и сложные.

    В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

    Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

    Не является словосочетанием

    Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

    1. Подлежащее и сказуемое.
    2. Однородные члены предложения.
    3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
    4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
    5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

    Предложение и его признаки

    Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

    Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

    Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

    Грамматическая основа

    Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

    Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

    К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

    Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

    Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

    Какими бывают предложения

    Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

    Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

    1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
    2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

    Характеристики простых предложений

    Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

    1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
    2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
    3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
    4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

    Предложения простые и сложные

    Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

    Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

    Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

    Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

    "Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

    Типы связей в сложных предложениях

    Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

    Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

    Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

    Сложное синтаксическое целое

    Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

    Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

    Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

    Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

    Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

    Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

    Определение (синтаксис) У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.

    Определе́ние (или атрибу́т ) - в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

    Классификация

    Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения ) и способами управления и примыкания (несогласованные определения ).

    Согласованные определения

    Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

    • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
    • «В нашем классе нет отстающих учеников»
    • «Он решает эту задачу второй час»

    В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

    • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский », «Иван Великий », «имя существительное », «вереск обыкновенный »;
    • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

    Барон в обители печальной
    Доволен, впрочем, был судьбой,
    Пасто́ра лестью погребальной ,
    Гербом гробницы феодальной
    И эпитафией плохой .

    А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

    Несогласованные определения

    Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

    • «Шумели листья берёзы »
    • «Ему нравились вечера в доме бабушки »
    • «Выбери ткань с рисунком повеселее »
    • «На завтрак дали яйца всмятку »
    • «Их объединило желание увидеться »
    • «Дом, в котором я живу »

    В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

    Да помнил, хоть не без греха,
    Из Энеиды два стиха.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли:
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.

    А. С. Пушкин. Евгений Онегин

    Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις - «построение, порядок, составление») - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

    Синтаксис включает в себя:

    1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
    2. рассмотрение видов синтаксической связи;
    3. определение типов словосочетаний и предложений;
    4. определение значения словосочетаний и предложений;
    5. соединение простых предложений в сложные.

    Синтаксис статический

    Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

    Синтаксис коммуникативный

    Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.

    Синтаксис текста

    Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.

    Синтаксис функциональный

    Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.

    Данная статья посвящена такому разделу грамматики, как синтаксис. Что изучает он? Ответим на данный вопрос.

    Определение

    Синтаксис изучает правила, средства и способы соединения слов, словоформ и предикативных единиц, а также полученные в результате единицы. Законы их построения не могут быть поняты и истолкованы в отрыве от понятий синтаксической связи и синтаксических отношений. Поэтому они являются базовыми, фундаментальными понятиями раздела "синтаксис", что изучает эти и другие явления.

    Синтаксические единицы

    Данные единицы возникают и существуют в языке для обозначения синтаксических отношений - самых общих типизированных значений, выражаемых средствами языка и предназначенных для конструирования вещественной информации. Введем еще одно определение из раздела "синтаксис". Что изучает он еще?

    Синтаксические связи

    Это способы соединения синтаксических единиц средствами языка для выражения определенных смысловых отношений.

    Существуют два традиционно противопоставляемых типа такой связи: сочинение и подчинение. Кроме них, выделяются координация и аппозиция, а внутри подчинительной связи - дуплексив.

    Координация возникает между подлежащим и сказуемым в структуре предложения. Ее отличие от подчинительной связи (согласования) можно довольно четко определить:

    1. Согласование - подчинительная связь, наличие главного и зависимого компонентов. Координация - соотнесение, взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.
    2. Согласование идет по всей парадигме главного слова. Координация - соотнесение отдельных форм подлежащего и сказуемого (только И. п. и спрягаемая форма глагола).
    3. При согласовании образуется словосочетание, при координации - предложение.
    4. При согласовании зависимый компонент выполняет синтаксическую функцию определения. При координации синтаксические функции главных членов предложения - подлежащее и сказуемое.

    При аппозитивной связи невозможно четко определить, как при подчинении, главное и зависимое слово. Форма приложения не согласуется, то есть не уподобляется форме определяемого, а совпадение рода и числа, когда оно наблюдается, объясняется не грамматическими свойствами последнего, а номинациями реалий. Одинаковый падеж объясняется синтаксическим параллелизмом форм, так как они управляются одним и тем же глаголом-сказуемым: река-красавица, злодейка-западня, но газета "Известия", журнал "За рулем" и др.

    Дуплексив - это двойное подчинение, которое возникает только в структуре предложений: "Он выглядел утомленным". Эту связь часто использует русский синтаксис, что изучает подобные явления. Словоформа "утомленным" принимает форму рода и числа определяемого слова, а выбор падежа зависит от глагола.

    Синтаксические отношения

    При всех видах синтаксической связи между компонентами синтаксических единиц и ими самими возникают синтаксические отношения. Основной методический прием их обнаружения - система логических вопросов.

    Синтаксические отношения - это также то, что изучают в синтаксисе. Они бывают определительные, объектные и восполняющие. Объектные передают отношения между состоянием или действием и предметом, на который оно направлено: "писать письмо". Определительные возникают, когда предмет, действие, явление, признак, состояние характеризуется со стороны внутреннего или внешнего качества, свойства, а также получают разные обстоятельственные характеристики: "веселый молочник", "домик в саду". Восполняющие отношения имеют место, когда некоторое зависимое слово содержательно восполняет главное: "поступить благородно", "килограмм хлеба", "дни поздней осени". Вот что изучает наука синтаксис.

    Что такое синтаксис? что изучает? и чему учит?

    Эдуард

    1. Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
    учение о словосочетании,

    2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи) . Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

    Кристиша

    Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
    учение о словосочетании,
    учение о предложении (правильно построенном высказывании) . Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.
    Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи).

    Елена соколовская

    Синтаксис - .от греч. "составление". С. - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учениео предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т. е. слово в определнной форме) , словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

    Simply the best

    в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению
    В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.
    Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко - новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи - образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.
    Энциклопедия «Кругосвет»

    Эльдар земляной

    Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

    В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

    1.соединение слов в словосочетаниях и предложениях;
    2.рассмотрение видов синтаксической связи;
    3.определение типов словосочетаний и предложений;
    4.определение значения словосочетаний и предложений;
    5.соединение простых предложений в сложные.

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Павлодарский государственный университет

    им. С.Торайгырова

    С.К.Шаймарданова

    СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС

    Учебно-методическое пособие

    для студентов филологических специальностей

    Павлодар

    УДК 811.161.1: 81"367 (07)

    Рецензенты:

    Г.Н. Кенжебалина – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой РФиБ ПГУ им. С.Торайгырова

    Ш17 Шаймарданова С.К.

    Современный русский язык. Синтаксис: учебно-методическое

    пособие для студентов филологических специальностей. –

    Павлодар, 2007. – 100 с.

    Учебно-методическое пособие предназначено для организации лекционных, практических и лабораторных занятий по курсу «Современный русский язык. Синтаксис» для студентов очной и заочной форм обучения специальностей «Русский язык и литература», «Русская филология», а также для студентов всех филологических специальностей, у которых изучается дисциплина «Современный русский литературный язык». Оно может быть использовано как руководство при самостоятельной работе студентов, с помощью которого можно составить представление о современной синтаксической системе русского языка и ее единицах, типах и видах синтаксической связи в словосочетании и предложении.

    Пособие может быть использовано как студентами, так и магистрантами, преподавателями, а также учителями колледжей и лицеев гуманитарной направленности.

    УДК 811.161.1: 81"367 (07)

    ББК 81. 2 Рус - 2

    © Шаймарданова С.К., 2007

    © Павлодарский государственный

    университет им. С.Торайгырова, 2007

    Введение

    В связи с переходом на двуступенчатую модель университетского образования – бакалавриат и магистратура – возникает необходимость в содержательном обновлении курса «Современный русский литературный язык», занимающего центральное место в подготовке филологов-русистов, учителей русского языка и литературы. Именно этот курс дает развернутое описание всех уровней системы современного русского литературного языка в наиболее устойчивой, утвердившейся научной интерпретации.

    Вместе с тем, развитие самой науки о русском языке, возникновение новых направлений, изменивших понимание некоторых традиционных объектов лингвистической науки, должно найти обязательное отражение в вузовских курсах и, прежде всего, в представленном курсе, который координируется с другими курсами, опирается на них, и в то же время сам является базой для изучаемых параллельно и после него историко-лингвистических, общелингвистических и литературоведческих дисциплин.

    Настоящее учебно-методическое пособие включает в себя материал по синтаксису современного русского языка, который рассчитан на 45 аудиторных часов (1 кредит), из них 15 часов отводится соответственно на лекционные занятия, 30 часов – на практические и 15 часов на лабораторные занятия. Лекционный курс небольшой по объему и поэтому не может содержать систематическое изложение всего материала программы дисциплины. Он должен быть скоординирован с учебниками и учебными пособиями и опираться на них. В нем рассматриваются наиболее важные, узловые вопросы, отражающие концепцию русского языка, построенную на основе структурно-семантического метода, так как именно он позволяет выявить многоаспектность языка и речи в совокупности их дифференциальных признаков.

    Важной составной частью курса являются разработанные практические занятия, которые должны связать теоретические сведения с практическим анализом фактов языка, выработать навыки лингвистического анализа синтаксических единиц и тем самым закрепить понимание сущности рассматриваемых языковых категорий.

    Лабораторные занятия по синтаксису русского языка, являющиеся продолжением и дополнением к практическим занятиям, имеют свои специфические цели и задачи как в плане отбора материала для анализа, так и в организационном отношении. В целом тематика лекционных, практических и лабораторных занятий определяется действующей типовой программой.

    Материал пособия способствует формированию научного лингвистического мировоззрения, знакомит с современной научной интерпретацией синтаксических явлений русского языка и представляет определенный интерес для изучающих современный русский литературный язык, т.е. для студентов и магистрантов специальностей «Русский язык и литература», «Филология: русская филология», а также для учителей-филологов, преподавателей лицеев и колледжей гуманитарного направления.

    1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    1.1 Цель преподавания дисциплины

    Курс «Современный русский язык» является основным курсом среди базовых специальных дисциплин, формирующих теоретическую профессиональную подготовку учителей русского языка и литературы.

    Синтаксис как раздел курса «Современный русский язык» завершает изучение данного курса и занимает центральное место в его системе, поскольку содержит сведения о единицах высшего уровня языка. Данный курс знакомит студентов данной специальности с синтаксической системой современного русского языка: единицы синтаксиса, их типология, типы и виды синтаксических связей и отношений. Слушатели должны получить знания о синтаксисе словосочетания, простого предложения, сложного предложения, а также о сложном синтаксическом целом и истории русской пунктуации. На завершающем этапе знакомства с системой современного русского языка выявляется целевая установка данного курса: повторив и обобщив имеющуюся систему знаний по основным разделам курса «Современный русский литературный язык», сформировать у студентов прочные и четкие знания по типологии всех синтаксических единиц и выработать понимание синтаксиса как высшего уровня языковой системы.

    1.2 Задачи изучения дисциплины

    1.2.1 Знакомство студентов с понятийно-терминологическим аппаратом разделов «Словосочетание», «Простое предложение», «Простое осложненное предложение», «Сложное предложение».

    1.2.2 Показ места синтаксического уровня в системе языка, а также во взаимосвязи с другими уровнями языка.

    1.2.3 Выработка у студентов навыков осознанного синтаксического и пунктуационного анализа всех типов сложных предложений.

    Решение учебных задач курса будет способствовать дальнейшему формированию научно-профессиональной компетенции студентов-филологов:

    Студент должен знать:

    1) материал о современной системе русского литературного языка;

    2) основы теории русистики;

    3) отечественные и зарубежные традиции в области теории синтаксиса.

    Студент должен уметь:

    1) квалифицированно проводить анализ различных языковых явлений русской грамматики;

    2) активно пользоваться необходимой учебной и научной литературой;

    3) проводить синтаксический и пунктуационный анализы языковых явлений.

    2 Пререквизиты

    При изучении данного курса предполагается знание студентами следующих дисциплин:

    а) общее языкознание – разделы:

    1) системно-структурный характер языка;

    2) отношения в системе языка;

    б) историческая грамматика – раздел:

    1) становление синтаксических единиц русского языка;

    в) культура речи;

    г) стилистика – раздел: Стилистические ресурсы синтаксиса

    Тема 1 Введение. Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса.

    1.1 Связь синтаксиса с другими разделами курса «Современный русский язык», а также с лингвистическими дисциплинами.

    Тема 2 Словосочетание как синтаксическая единица.

    2.1 Признаки словосочетания.

    2.2 Словосочетание и другие языковые единицы (слово, предложение).

    Тема 3 Типология словосочетания

    3.1 Структурные типы словосочетаний.

    3.2 Типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова.

    3.3 Синтаксические связи с отношения в словосочетаниях.

    Тема 4 Простое предложение.

    4.1 Простое предложение как синтаксическая единица.

    4.2 Признаки предложения: предикативность (модальность, темпоральность); структурная схема; парадигма предложения. Смысловая и ситуативная привязанность.

    4.3 Аспекты изучения предложения.

    Тема 5 Типология простого предложения.

    5.1 Коммуникативные признаки предложения: функциональные типы простого предложения (по цели высказывания), по модальности, по наличию эмоциональной окраски.

    5.2 Односоставное предложение и его типы. Противопоставление односоставных глагольных и личных предложений.

    5.3 Односоставные глагольные предложения: личные и безличные предложения.

    5.4 Односоставные именные предложения: номинативные, генитивные предложения. Конструкции, внешне сходные с номинативными предложениями.

    Тема 6 Простое осложненное предложение.

    6.1 Синтаксические единицы, осложняющие предложение. Понятие о структурном и семантическом осложнении.

    6.2 Типология осложненных предложений.

    Тема 7 Однородные члены предложения.

    7.1 Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов

    7.2 Вопрос об однородных и неоднородных членах предложения.

    Тема 8 Обособленные члены предложения.

    8.1 Предложения с обособленными членами. Общие и частные условия обособления. Понятие о полупредикативности:

    8.2 Обособленные определения и обстоятельства.

    8.3 Обособленные дополнения

    Тема 9 Члены предложения, грамматически не связанные с ним.

    9.1 Предложения с вводными конструкциями.

    9.2 Предложения с вставными конструкциями. Сходство и различие между ними.

    9.2 Предложения с обращениями.

    Тема 10 Сложное предложение как единица языка.

    10.1 Понятие о сложном предложении как единице языка. Признаки сложного предложения.