Портрет и биография максима богдановича. Максим богданович биография кратко. Максим Богданович: интересные факты

на фото: Сергей Вакар, памятник Максиму Богдановчиу

Михаил Стрельцов в своей «Загадке Богдановича» писал: «Богданович, рядом с Купалой и Коласом, - то третье измерение, без которого невозможна перспектива. С Богдановичем нам стало далеко видно во все концы мира. (...) Если бы прожил он больше, кто знает, чем могли бы мы быть сегодня (...) Где сегодня были бы его взмыленные, вскинутые над родной страной кони? Его нет, но летит его "Погоня"».

К сожалению, Поэт прожил лишь 25 лет, но даже за это время успел на века оставить свой след в истории родной страны.

Толькi ў сэрцы трывожным пачую

За краiну радзiмую жах, -

Ўспомню Вострую Браму сьвятую

I ваякаў на грозных канях.

Ў белай пене праносяцца конi, -

Рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

У бязьмерную даль вы ляцiце,

А за вамi, прад вамi - гады.

Вы за кiм у пагоню сьпяшiце?

Дзе шляхi вашы йдуць i куды?

Мо яны, Беларусь, панясьлiся

За тваiмi дзяцьмi уздагон,

Што забылi цябе, адраклiся,

Прадалi i аддалi ў палон?

Бiйце ў сэрцы iх - бiйце мячамi,

Не давайце чужынцамi быць!

Хай пачуюць, як сэрца начамi

Аб радзiмай старонцы балiць...

Мацi родная, Мацi-Краiна!

Не усьцiшыцца гэтакi боль...

Ты прабач, ты прыймi свайго сына,

За Цябе яму ўмерцi дазволь!

Ўсё лятуць i лятуць тыя конi,

Срэбнай збруяй далёка грымяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць.

По случаю 125-летия со дня рождения Поэта 9 декабря в Минске пройдет ряд мероприятий. В частности, в крипте Храма-памятника Всех Святых в белорусской столице состоится церемония "Возвращение" - будет заложена капсула с землей с могилы поэта в Ялте.

Церемония начнется в 11.30 и продлится до 13.00. В Белом зале храма будут звучать стихи Богдановича.

Около памятника Максиму Богдановичу в столице пройдет литературная акция "Растем вместе с Максимом". Стихи поэта прозвучат в исполнении чтецов разного возраста, что "символизирует преемственность поколений и актуальность его поэзии". Начало - в 14.00.

В реконструированном Литературном музее Максима Богдановича состоится торжественное открытие новой экспозиции, начало в 16.00. А в 17.30 возле памятника состоится митинг "Поклонись Максиму".

В связи со 125-летием со дня рождения Поэта радио "Свабода " собрало малоизвестные факты из жизни Максима Богдановича.

1) Мать расстраивалась, когда Максим и его братья говорили по-белорусски

В письме к мужу Адама Богдановича (29-го мая 1895 Г.) Мария Богданович писала о своих детях: «... Вот только плохо, что стали говорить по-белорусски и иногда такое словечко влупят, что хоть под землю провались».

2) Младенцем засыпал только тогда, когда с ним танцевали

Как вспоминал отец («Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича», 1923): «... он иначе не засыпал, как под колыхание на руках, а вскоре стал требовать, чтобы с ним танцевали (...), и бедная мать (как и отец) просто выбивалась из сил от этой его ранней склонности к ритму. Довольно долго продолжались эти скачки с частушками».

3) Его едва не покалечила родная тетка

Адам Богданович рассказывал: «В два месяца он почувствовал сильную боль. Мать, искупав его, хотела посыпать, где надо, детской присыпкой. - Посвети, - сказала она сестре. Та подошла с лампой. Цилиндрическое стекло треснуло (...), раскаленный цилиндр падает прямо Максиму на животик. Ужасный крик ребенка. Мать остолбенела от ужаса. Я бросился на крик, схватил стекло с тельца, которое извивалось от боли. Появился нарыв величиной с ладонь».

4) Любимая игрушка в детстве - Ванька-встанька

Максим Богданович писал: «Помню, в детстве он очень развлекал меня. Сколько раз я опрокидывал его с одной стороны на другую, клал на спину и, отнимая руку, весело выкрикивал: - Ванька! Встань-ка!

(...) Помню и то, как (...), охваченный желанием понять, в чем тут дело, не выдержал и в конце концов разобрал «Ваньку-встаньку».

5) В детстве чуть не откусил себе язык

По воспоминаниям отца: «... в 1897 г. с Максимом случилось маленькая катастрофа: он откусил себе зубами кончик языка. Бегал (...), поскользнулся и упал, ударившись бородой о пол, кончик языка повис. Полный рот крови. (...) Хирург стал пришивать (...) Ни звука, ни стона. (...) Через неделю (...) кончик прирос, а нить Максим съел».

6) С охотой бросался в споры

Максим Богданович спорил с родными, друзьями, учителями (особенно с одним батюшкой, которому сказал, что Бога нет). По воспоминаниям отца: «В патетических местах, чтобы подчеркнуть свою мысль, он [Максим Богданович] бьет кулаком по столу, а если нет аргументов, оба кулака прижимает к груди или плечам, будто оттуда хочет выжать больше силы. Жесты пламенные, неуклюжие, (...) слова недостаточно выражают то, что за ними скрывается. Каждый аргумент он высказывал в коротеньких, отрывочных словах, сопровождал вопросительно: «Да?» И, не дождавшись вашего согласия, вываливает новые аргументы, неизменно сопровождая их теми же: «Да?», «Да?».

7) Был непослушным учеником

В воспоминаниях отца: «Максим редко внимательно слушал преподавателей (...). По натуре живой, подвижный, он так же вел себя и в классе: двигался, разговаривал с соседями, шутил, смеялся (...), играл в шашки (...), опаздывал или уходил с уроков (...), бегал по классу. (...) Спасский [преподаватель], истерически крикнул: - Богданович, идите вон!

Максим заявил протест против такого некорректного отношения и отказался подчиниться».

8) Заводил романы по переписке, а потомчувствовал себя виноватым, когда видел девушку наяву

По воспоминаниям Зоськи Верас, Богданович ей говорил: «Имею только одно неприятное переживание, которое отбирает мой покой. Может, вы слышали, что я уже долгое время переписывался с одним лицом из Минска (назовем ее N). Завязалась дружба, искренность. Вот, приехав и познакомившись лично, вся моя дружбе к ней развеялась. Не могу ей ответить тем самым, не могу... и это так мучит!»

9) В юности был анархистом и подозревался в терроризме

В воспоминаниях отца: «... старший сын Вадим (...) стал одним из организаторов (...) гимназического кружка эсеров, а младший Максим, чтобы показать, что и он не хуже, (...) уже в четвертом классе создает кружок анархистов. (...) Он не только забросил учебу, но и свою любимую белорусистику».

Его друг Дмитрий Крылов взорвал в гимназии лестницу. Адам Богданович вспоминает: «Он [Максим] стремился убрать из квартиры все, что могло компрометировать его товарища, поэтому с класса убежал к нему на квартиру сразу после взрыва. (...) На допросе вел себя (...) смело и нагло, спорил, свое участие в подготовке взрыва отрицал (...) ».

10) Редактор «Нашей нивы» Александр Власов отказывался печатать его первые стихи

По воспоминаниям Ластовского: «В начале мая месяца (...) Максим Богданович (...) прислал в "Нашу ниву" маленькую тетрадку (...) произведений (...). Покойный Ядвигин [Ядвигин Ш.] окрестил эту тетрадку "декаденщиной". (...) Тетрадь вернулась с пересмотра (...), перечеркнутая синим карандашом с надписью рукой А. Власова "В архив". (...) Через несколько недель (...) Максим Богданович прислал (...) новые стихи (...), но стихи были снова "декадентскими" и ради этого попали в ту же папку (...) "В архив". Там они пролежали до конца августа, когда их вытащил на свет С. Полуян, который, прочитав стихи, с чрезвычайным увлечением стал защищать их...».

11) Огорчался, что Россия мало интересуется Украиной

В газете «Голос» (1916, №12) писал: «Ход событий показал, что украинский вопрос имеет очень заметное место среди проблем международной политики (...). Приходится признать, что слабый интерес, который уделяет российское общество украинскому вопросу, вряд ли нормален».

12) Выражал надежду, что российская интеллигенция поддержит белорусов в их стремлении к самостоятельности

В статье «Белорусы» (журнал «Национальные проблемы», 1915, № 2) отмечал: «Думается, что российская интеллигенция может встретить эти надежды и стремления с абсолютным сочувствием. (...) Она может предложить свою руку белорусской интеллигенции. Они не чужие друг другу. Ведь последняя делает именно то, что составляет смысл существования всякой интеллигенции: она развивает народную культуру. Эта культура в крае была национальной белорусского культурой. Отсюда возникло белорусское национальное движение».

Максим Богданович - классик белорусской литературы. Его вклад в жанровое и структурное разнообразие в белорусскую литературу обоснованно сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в литературу российскую.

Максим Богданович - классик белорусской литературы. Он прожил недолгую (всего 26 лет) жизнь, но за это время успел сделать для белорусской литературы так много, как никто другой. Его вклад в жанровое и структурное разнообразие в белорусскую литературу обоснованно сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в литературу российскую. Именно М. Богданович впервые в белорусской литературе попробовал различные формы стихотворений, в том числе сонеты, рондели и др. Он оставил после себя богатое творческое наследие.

Максим Богданович был современником и другом Янки Купалы и Якуба Коласа. Его поэзия, правдивая и гуманная, таит в себе огромное богатство мыслей и переживаний, рассказывает о нашей стране и её людях в предреволюционное время.

Биографию М. Богдановича написал его отец, Адам Егорович. Он же в 1923 году по просьбе руководства Советской Белоруссии привёз из Ярославля в Минск и архив поэта, его рукописи, письма, другие материалы, которые позднее вошли в первый Сборник произведений М. Богдановича в двух томах (1927-1928 гг.)

Родился Максим Богданович в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители. Наряду со службой, научной и общественно-политической деятельностью, глава семейства Адам Егорович много внимания уделял своим детям, а их было трое: Вадим, Максим и Лёва. Максим с детства проявил необычайный интерес к книгам, к белорусскому фольклору и литературе. Часто он без спроса влезал в обширную отцовскую библиотеку, хоть Адам Егорович и был строг в этом вопросе.

Учиться Максим начал с шести лет. Первыми книгами его были «Букварь», «Роднае слова» и «Детский мир» Ушинского. Учил его и отец, стараясь преподать «маленький, но законченный обзор знаний».

В октябре 1896 г. Мария Афанасьевна, мать поэта, умирает от туберкулёза. После этого семья Богдановичей переезжает в Нижний Новгород. В 1902 году Максим поступил в первый класс Нижегородской мужской гимназии. В это время он пишет свои первые стихи на белорусском языке. Разнообразие интересов и увлечений не оторвали подростка от политических событий, связанных с революцией 1905 года. Максим вслед за старшим братом Вадимом интересуется политикой, принимает активное участие в работе гимназических кружков. За свою деятельность он попадает в списки «ненадёжных», что позже ещё отзовётся, особенно при переводе в Ярославскую гимназию в 1908 году.

Вскоре в семью пришло несчастье: от туберкулёза умер 18-летний Вадим, а через год (в 1909) заболевает и Максим. Он отправился на лечение в Ялту и, казалось, поездка ему помогла.

В Ярославский период М. Богданович всё настойчивее занимается литературной работой, всё внимательнее вглядывается в своё будущее, связывая его с родиной, с белорусской литературой. Даже живя вдалеке от родных мест, он думал и разговаривал на белорусском, и в этом некоторые критики видят большую загадку Богдановича. Что и когда заставило мальчика прочувствовать свою привязанность к родному слову, свою неутолимую потребность в белорусском языке?.. Ответов на эти вопросы не знал даже отец поэта, отмечая лишь, что «белорусские» наклонности сына он заметил рано, когда тому было ещё 10-11 лет. Впрочем, необходимо отметить и тот факт, что семья Богдановичей всегда поддерживала в своём доме дух «белорусскости». Большое влияние на Максима оказывали и некоторые его учителя в Нижнем Новгороде и в Ярославле. Например, учитель истории, сам белорус, возбуждал и поддерживал в мальчике интерес ко всему белорусскому - истории, культуре.
Ещё в 1907 году в белорусской газете «Наша нива», которая издавалась в Вильне, было напечатано первое произведение Максима Богдановича - «Музыка».

Это был короткий рассказ, в котором автор высказывает свой взгляд на искусство. Этот факт и считается началом литературной деятельности М. Богдановича, поскольку ранние произведения его не сохранились. Активная же работа началась в Ярославле. В 1907 году туда был переведён отец Максима. После окончания гимназии, в 1911 году, М. Богданович посещает Беларусь, к которой всё время стремился. Около двух месяцев он живёт в Вильне и в посёлке Ракутёвщина, неподалёку от Молодечно. Эта поездка ему чрезвычайно понравилась. Адам Егорович вспоминал, с каким увлечением рассказывал ему сын о деятелях белорусской культуры, о Вильне, о слуцких поясах… Вероятно, и образы слуцких ткачих (известное стихотворение М. Богдановича) явились ему после этого путешествия.

Перед М. Богдановичем встал вопрос дальнейшего жизненного пути. Его привлекала перспектива учёбы в Петербургском университете. Его рекомендовали академику Шахметову, чтобы специализироваться по белорусоведению. Однако материальные трудности, а также состояние здоровья поэта не позволили ему учиться в столице. К тому же и младший брат Лёва, способный математик, собирался учиться в Московском университете. Приоритет отдавался ему.

Максиму пришлось покориться воле отца и поступить в Ярославский юридический лицей, хоть ни одна из юридических специальностей никогда его не привлекала, и поэт открыто заявлял об этом. Поэтому Максим-студент ведёт тихую, затворническую жизнь, сосредоточенную на своих интересах. Поэт полностью отдаётся науке и литературе. Настольной книгой Богдановича был словарь Носовича, по которому он изучал белорусский язык. Максим Богданович искренне хотел стать учёным или поэтом. Он осознанно готовил себя к этой ответственной работе, глубоко изучал литературу, историю, языки.

В лицейские годы М. Богданович много пишет и печатается, сотрудничает с местными газетами и журналами («Русский экскурсант», «Голос»), а также со многими московскими, петербургскими, киевскими изданиями. Одно из изданий в Москве выпустило брошюры М. Богдановича: «Угорская Русь», «Червонная Русь», «Братья-чехн». В 1913 году в свет вышел первый и единственный прижизненный сборник его поэзии «Венок».

Максим Богданович становится известным автором. Его принимают во Всероссийское товарищество деятелей периодической печати и литературы, почётными членами которого были М. Горький и В. Короленко. Однако поэт остаётся верен избранному раз и навсегда направлению - своей «белорусистике». Он посещал белорусское землячество, которое существовало в Ярославле в годы империалистической войны, чтобы помогать беженцам и слушать живой разговор белорусов.

В октябре 1916 г. после окончания юридического лицея Максим Богданович возвращается в Беларусь, в Минск, где устраивается на работу в губернский продовольственный комитет. Здесь в 1915 году был организован Комитет помощи жертвам войны, где М. Богданович работал вместе с белорусской писательницей Людвикой Войтик, известной под литературным псевдонимом Зоська Верас. Работа была трудная, самоотверженная и очень необходимая. Больной поэт отдавал ей много сил и времени, а по вечерам садился писать. Жил он в то время на квартире Змитрока Бядули, тоже известного белорусского литератора.

Здоровье поэта ухудшалось. Он понимал, что близится трагическая развязка, и ещё настойчивее работал. Друзья собрали деньги и отправили Максима на лечение в Крым.
Весна 1917 года оказалась его последней весной. Двадцать пятого мая в Ялте поэт Максим Богданович умер от туберкулёза лёгких. В последний дни, лёжа в кровати, он правил свои стихотворения, продолжал составлять белорусский букварь… Некоторые произведения, написанные после издания сборника, он ещё успел напечатать, но далеко не все. Только после смерти поэта были напечатаны в газетах «Вольная Беларусь» и «Гомон» его стихотворения «Пагоня», цикл «На ціхім Дунаі», а также «Максім і Магдалена», «Страцім-лебедзь».

Максим Богданович похоронен в Ялте на Аутском братском кладбище. На сером надгробии - имя, дата смерти и строфа из его сонета «Паміж пяскоў Егіпецкай зямлі» о неугасающей силе, рвущейся к свету и солнцу. В 12 километрах от Ялты, в Мисхоре, на территории санатория «Беларусь», возведён памятник-бюст выдающегося белорусского поэта Максима Богдановича.

Воспитанный на лучших образцах русской и мировой литературы, М. Богданович навсегда остался национальным белорусским поэтом, «песняром» родной земли. Он - автор пейзажной, любовной, социально-философской, гражданской лирики, прозаик, эссеист, переводчик, литературный критик и публицист.

Памятник Максиму Богдановичу, помимо Мисхора, установлен также в Минске. Кроме того, его именем названы улицы в Гродно и Минске, в этих же городах открыты литературные музеи М. Богдановича.

Каждый год 25 мая сотрудники столичного музея отмечают День памяти Максима Богдановича. В этот день обычно проводится панихида в минском Соборе Петра и Павла; возлагаются цветы к памятнику поэта. Ближе к вечеру организуется вечерина с участием белорусских литераторов, учёных, культурологов и всех, кто интересуется жизнью и творчеством гениального белорусского поэта.

Кроме того, каждое лето в деревне Ракутёвщина Молодечненского района (где расположен филиал музея) проходит праздник поэзии «Ракутёвское лето», посвящённый памяти М. Богдановича. Условно он состоит из двух частей: собственно литературной и художественной, когда выступают эстрадные, народные, профессиональные и самодеятельные коллективы - поют, танцуют, ставят театральные мини-представления.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Максим Богданович – выдающийся классик белорусской литературы, один из творцов белорусской литературы и современного белорусского литературного языка, поэт, прозаик, литературовед, публицист и переводчик.

Родился Максим 9 декабря 1891 года (по новому стилю) в Минске в семье учителей. Отец – Адам Егорович Богданович (1862-1940) происходил из семьи безземельного крестьянина, бывшего крепостного. Окончил Несвижскую учительскую семинарию, работал преподавателем и руководителем Минского городского начального училища, землеустроителем и оценщиком в Крестьянском земельном банке в Гродно, Нижнем Новгороде, Ярославле. Он известен как учёный-фольклорист, этнограф, историк. Был близким другом Максима Горького. Мать – Мария Афанасьевна Мякоты (1869-1896) – окончила учительские курсы в Петербурге, занималась педагогической практикой. В браке у Адама Егоровича и Марии Афанасьевны было четверо детей (сыновья Вадим, Максим, Лев, дочь Нина).

В 1892 году почти сразу после рождения Максима, семья переехала Гродно, а в 1896 году, после смерти от туберкулёза Марии Афанасьевны, Богдановичи сменили место жительства на Нижний Новгород. Через несколько лет Адам Егорович женился на Александре Павловне Волжиной (родной сестре жены Максима Горького), однако она умерла при родах, а их маленький сын рос в семье Максима Горького (в двухгодовалом возрасте мальчик сильно заболел и умер). Поздней А.Я. Богданович связал свою жизнь с сестрой своей первой жены – Александрой Афанасьевной Мякотой, и у них родилось пятеро сыновей (Павел, Николай, Алексей, Вячеслав и Роман).

С 1902 по 1907 год Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. Подросток находился в атмосфере радикальных политических настроений. В доме Богдановича собиралась народовольческая интеллигенция. Максим часто бывал на различных митингах и манифестациях, в результате чего получил в аттестате отметку “неблагонадёжного ученика” . В то время он изучает белорусский язык и литературу и знакомиться с материалами белорусскоязычных газет “Наша ніва” и “Наша доля”, которые оказали значительное влияние на формирование его мировоззрения. И в дальнейшем, в своей творческой деятельности, Максим Богданович отдавал предпочтение белорусскому языку. Это в особенности относится к его художественному творчеству.

1907 год принято считать началом литературно-художественной деятельности Максима Богдановича. Его первым, без сомнения, значительным художественным произведением была белорусскоязычная прозаическая повесть “Музыка”, которое сразу напечатала “Наша ніва”. В повести рассказывается легенда про Музыку, который “много ходил по земле и всё играл на скрипке”. Необычайными были и его скрипка, и музыка. Когда скрипка словно плакала в руках Музыки, то каждый плакал о своей доли, когда грозно гудели струны, люди подымали опущенные головы и гневом велики сверкали их глаза. За его музыкальное творчество “злые и сильные люди” заключили Музыку в тюрьму, где он и загинул. В этом произведении молодой автор в аллегоричной форме поведал о многострадальной судьбе Белоруссии на протяжении веков и высказал надежду на грядущие в скором времени перемены к лучшему.

С 1908 года Богдановичи жили в Ярославле, тут он продолжает свою учёбу в гимназии. В этот период юноша столкнулся тяжёлыми испытаниями. В 1908 году от туберкулёза умер старший брат Максима – Вадим, и сам он весной 1909 года заболел туберкулёзом. Отец отвёз Максима в Крым на лечение, что благоприятно повлияло на его состояние здоровья.

В 1908 году Максим Богданович написал первые лирические стихотворения "Над магілай", "Прыйдзе вясна", "На чужыне", которые были напечатаны на страницах газеты “Наша ніва”. А начиная с 1909 года его проізведенія уже не сходят со страниц этой газеты. Среди прочих был и стих “Краю мой родны! Як выкляты богам... ", в которо отчётливо прозвучала тема социального гнёта и национального возрождения белорусов. Максим Богданович заявил о себе как о певце беды родного края, вместе со святой верой в его счастливое будущее. Это произведение, по некоторым оценкам, прставило его в один ряд с такими выдающимися классиками белорусской литературы как Якуб Колас и Янка Купала.

После окончания учёбы, в 1911 году, Максим Богданович имел намерение поступить в Петербургский университет, но по причине его слабого здоровья и сырого петербургского климата его желанию не суждено было сбыться. В том же году он призжает Белоруссию, где посещает город Вильно, где знакомится с известными деятелями белорусского народно-освободительного союза братьями И. и А. Луцкевичами и белорусским писателем, литературоведом, историком, филологом В. Ластовским. По приглашению Луцкевичей Богданович поактически все лето прожил на усадьбе Ракутевщина близ Молодечно. До этого времени Максим имел только книжное представление о жизни своей Родины, но здесь, уже в двадцатилетнем возрасте, он смог вблизи увидеть жизнь и быт белорусов, белорусскую природу. По возвращении из Белоруссии в Ярославль, он поступает в Демидовский юридический лицей. При этом Максим настойчиво занимался самообразованием. Уже к тому времени его знания в области истории, литературы, культуры народов славянского мира имели энциклопедический характер. Он также много внимания уделял иностранным языкам: изучал греческий, латинский, итальянский, польский, французский и немецкий.

В тот период были созданы стихи, которые потом составили циклы "Старая Беларусь", "Места", "Згукі Бацькаўшчыны", "Старая спадчына". Главным содержанием большинства произведений была борьба за гуманистические идеалы, и на первый план выдвигалась тема тяжёлой жизни белорусского народа, громко звучали идеи народно-освободительной борьбы против царской империи.

В 1909-1913 гг. Максим Богданович написал также более десяти стихотворений на русском языке, сделал ряд перевел на белорусский язык Овидия, Горация, П. Верлена. Кроме этого, в тот период Максим Богданович занимался разработкой концепции развития белорусского литературы от древности и до начала 20-го века. Это нашло отражение в статье по истории белорусской письменности "Глыбы і слаі" (напечатано в "Нашай ніве"), а также в работах "Кароткая гісторыя беларускай пісьменнасці да ХVІ сталецця", "За сто лет. Нарыс гісторыі беларускай пісьменнасці" и "Новый период в истории белорусской литературы".

Среди значимых событий личной жизни Максима Богдановича с 1914 и почти до конце 1916 года были поездка в Крым для повторного курса лечения и новая любовь, которая принесла ему много переживаний. Надо также отметить и профессиональное признание коллегами молодого литератора: Максим Богданович был принят в члены "Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы”

Осенью 1916 года, окончив в Ярославле юридический лицей, Максим Богданович переехал жить в Минск. Здесь он работал секретарем продовольственного комитета минской губернской управы, одновременно занимался делами беженцев в Белорусском обществе помощи пострадавшим от войны, участвовал в работе кружков молодежи. В то время Максим Богданович написал такие известные произведения, как "Страцім-лебедзь" и "Пагоня". "Страцім-лебедзь"- это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которой только один Страцім-лебедзь отказался от Ноева ковчега, и сам вступил в единоборство со стихией потопа, но трагически погиб, потому что не в силе оказался удержать птицы, которые засели его, спасаясь от потопа. Хотя сам Потеряем-лебедь погибал, но давал жизнь другим птицу. В мифе осуждалось непокорностью, Богданович ее прославлял. В стихотворении «Пагоня» автор обращается к героических страниц белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Это произведение многими воспринимался как гимн белорусов.

У Максима Богдановича было много творческих планов, он хотел издать ряд поэтических сборников ("Маладзік", "Пярсцёнак", "Шыпшына", "Полынь-трава"). Но воплотить эти намерения в жизнь он не смог. В конце февраля 1917 г. из-за обострения болезни покинул Минск и снова направился в Крым. Однако лечение не помогло, и 25 мая 1917 года в двадцатипятилетнюю возрасте Максим Богданович умер. Похоронили его на городском кладбище в Ялте.

Максим Богданович прожил очень короткую, но чрезвычайно плодотворную в творческом отношении жизнь. Он достиг широкого признания современников и потомков. Имени Максима Богдановича стоит рядом с такими классиками белорусском и мировой литературы, как Янка Купала и Якуб Колас. Его творческое наследие - очень значимая часть духовного наледия и культуры белорусского народа. По мнению белорусского литературоведа, поэта А. Лойко: "Максим Богданович как творец, мыслитель, историк... уникальная, феноменальное явление, которое не укладывается ни в рамки своего времени, ни в рамки целых литературных эпох.”

Одним из первых поэт обогащает национальную литературу новыми для нее стихотворными формами и тематическими направлениями, переводов на белорусский язык произведения классиков мировой литературы. Рассказы Максима Богдановича, как утверждает литературовед Т. Короткая, "лежат у истоков национальной прозы, а его критические исследования во многом предопределили развитие литературной критики, стали фундаментальной основой в изучении истории литературы".

Максим Богданович был в числе тех пионеров белорусского национального возрождения, кто попытался показать на место и роль белорусского народа в истории и времени, сформулировать национальную идею белорусов, осмыслить пути дальнейшего развития белорусского нации.

Как считает А. Лойко: "Все Ярче видится фигура Богдановича в контексте мировой литературы". По мнению переводчика произведений поэта на английский язык В. Рич из Великобритании, Максим Богданович "входит в пантеон великих поэтов мира, как равный среди равных".

Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Собрание сочинений поэта в двух томах выходил в Минске в 1927-1928 годах и в 1968 году. Полное собрание сочинений в трех томах изданы в Минске в 1992-1995 годы. Кроме того, в 1981 году в Минске вышло факсимильное издание сборника "Венок".

Память Максима Богдановича увековечено в названии крупной улицы Минска. Улицы его имени есть также в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте и других населенных пунктах. Его имя присвоено школам и библиотекам во многих городах Беларуси.

О жизни и творчестве Максима Богдановича сняты три кинофильмы и один видеофильм. Его судьбе посвящен поп-опера Игоря Поливода (либретто составлено Леонидом Прончака) "Максим" и оперетта Юрия Семеняко на либретто Александра Бачило "Зорка Венера".

На стихи Максима Богдановича записывались музыкальные произведения. Некоторые из них стали народными песнями("Лявоніха", "Зорка Венера", "Слуцкія ткачыхі").

Знаменитый вокально-инструментальный ансамбль "Песняры" не раз обращался к творчеству поэта. Отдельно следует отметить программу "Вянок", полностью составленную из песен на стихи Максима Богдановича, музыку к ней написали Владимир Мулявин и Игорь Лученок.

Произведения белорусского поэта были переведены на два десятка языков мира (среди них такие распространенные, как английский, испанский, немецкий, польский, русский, украинский, французский), публиковались в Великобритании, Германии, Польши, России, Франции, Югославии и других странах. Еще в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

100-летие со дня рождения классика белорусского литературы Максима Богдановича было отмечено в календарном списке ЮНЕСКО "годовщины выдающихся личностей и событий" на 1991 год.

Максим Богданович, его вклад в белорусскую литературу порой сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в русскую или Тараса Шевченко — в украинскую.

Максим Адамович Богданович родился 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1891 года в Минске. Прадед поэта по материнской линии был православным священником, дед — мелким чиновником. Отец Максима Адам Егорович служил учителем. Он пережил сына, впоследствии написав его биографию. У Максима было два брата — Вадим и Лев.

В переездах

Когда ребенку исполнилось всего несколько месяцев от роду, его отца перевели в Гродно. Здесь мальчик впервые приобщился к книгам. Адам Егорович был великим книголюбом, собирателем белорусского фольклора. В доме имелась богатая библиотека. Первыми книгами маленького Максима стали «Букварь», «Детский мир» К. Ушинского и написанное по-белорусски «Родное слово».

Мальчику не было и пяти лет, когда от туберкулеза скончалась его мать. После потери супруги Адам Егорович с сыновьями переехал из Гродно в Нижний Новгород. Здесь он, к слову, познакомился с Горьким — буквально накануне оглушительной всероссийской славы последнего. В Нижнем в 1902 году Максим Богданович пошел в первый класс гимназии. Тогда же он написал свои первые стихи на белорусском языке.

В 1905 году, когда в России полыхала революция, начинающий поэт примкнул к одному из революционных гимназических кружков — вся молодежь тогда куда-нибудь «примыкала». Спустя два года Адама Егоровича перевели в Ярославль. Увы, чахотка не оставляла семью: в 1908 году от нее умер брат Вадим, заболел туберкулезом и Максим. Поправиться ему помогла поездка в Ялту.

Большая поэзия


Учась в гимназии, юноша много занимался литературным трудом. В 1907 году в белорусской газете «Наша нива», издававшейся в Вильне, вышел первый его рассказ — «Музыка». Минуло два года, и свет увидел сборник «Из песен белорусского мужика». Дома Максим разговаривал исключительно по-белорусски, чему удивлялись даже его близкие.

Богдановича всегда невероятно тянуло на родину. По окончании гимназии в 1911 году он несколько месяцев провел в Вильне, считавшейся тогда центром белорусской национальной жизни, и в местечке Ракутевщина под Молодечно. Впоследствии поэт с удовольствием вспоминал о поездке — ведь именно она навеяла ему образ слуцких ткачих, описанных в одноименном стихотворении — много лет спустя оно превратилось в песню, которую исполнял вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».

Желавшего изучать историю родного края Богдановича рекомендовали известному историку, профессору Петербургского университета Алексею Шахматову. Однако гибельный климат российской столицы совершенно не подходил болезненному юноше. К тому же отец настаивал, чтобы сын выучился на юриста. Пришлось Максиму против своей воли поступать на юридическое отделение ярославского Демидовского лицея.

В свободное от учебы время Богданович вел крайне замкнутый образ жизни. Он много писал, изучал иностранные языки, сотрудничал с рядом газет и журналов Петербурга, Москвы, Киева. Поэт оказался неплохим публицистом; не чуждый идее славянского братства, он написал брошюры «Угорская Русь», «Червонная Русь» и «Братья-чехи».

Верность Белорусскому слову


В 1913 году вышел единственный прижизненный поэтический сборник Богдановича — «Вянок» («Венок»), Он был первым белорусскоязычным автором, использовавшим такие поэтические формы, как сонет и рондель. Массу времени поэт отдавал переводу на белорусский язык мировой классики — древнеримских и польских поэтов, Генриха Гейне, Поля Верлена, А. С. Пушкина.

Богданович всеми силами пытался помочь выйти из подполья, на страницы книг, газет и журналов, белорусскому языку, белорусской культуре. Он занялся написанием истории белорусской литературы с древних времен до начала XX века. Его поиски нашли отражение в статьях «Глубины и слои», «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусской письменности», «Новый период в истории белорусской литературы».

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, в Ярославле появилось немало белорусов — как раненых солдат, так и простых беженцев. Богданович старался общаться с ними как можно больше. Когда же в 1916 году по окончании Демидовского лицея появилась возможность покинуть Ярославль, Богданович немедленно ею воспользовался и перебрался в Минск. Здесь, в непосредственной близости от линии фронта, он работал в Комитете помощи жертвам войны.

Признание Максима Богдановича

А здоровье поэта становилось все хуже. В феврале 1917 года друзья и коллеги Богдановича собрали средства на его поездку в Крым. Понимая, что ему осталось немного, Богданович работал буквально на износ. В последний день жизни он дрожащей рукой правил стихи, продолжал составлять белорусский букварь. 12 (25) мая 1917 года в Ялте Максим Богданович скончался. Ему было всего 25 лет...

Друг поэта А. А. Титов написал тогда в газете «Голос»:

Похоронили белорусского поэта в Ялте на Аутском братском кладбище. На надгробии высекли его имя, дату смерти и строфу из сонета «Памiж пяскоу Егiпецкай зямлi». Многие его произведения удалось издать только после смерти писателя. Среди них — стихотворение «Пагоня», цикл «На тiхiм Дунае», а также «Макам i Магдалена», «Страцiм-лебедзь».

В 1981 году в Троицком предместье Минска, практически на месте не сохранившегося до нашего времени родного дома поэта, открылся Музей Максима Богдановича. На Рабкоровской улице, в доме, где некоторое время жил поэт, сегодня действует филиал музея под названием «Белорусский домик». Еще один филиал открылся в том самом местечке Ракутевщина под Молодечно, куда Максим Богданович приезжал в 1911 году.

9 декабря 1981 года, в день 90-летия поэта, перед Национальным театром оперы и балета состоялось торжественное открытие памятника Максиму Богдановичу. Классика белорусской литературы изобразили со скрещенными на груди руками. В правой руке он держит василек — цветок, воспетый им. В 2008 году монумент отправили на реставрацию, а на его месте устроили фонтан. В скором времени памятник обрел новое место в 150 метрах от прежнего.

За пределами Белоруссии поэзия Богдановича стала известна во многом благодаря знаменитому белорусскому вокально-инструментальному ансамблю «Песняры». Так, на фестивале «Песня-77» музыканты исполнили песню «Верашка», написанную на стихи поэта.