Понятие о бсп тест. Тест "бессоюзное сложное предложение". Выбери знак препинания

I вариант.

а) Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго.

б) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.

в) Обнялись облака и уснули без грусти.

г) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.

д) Буря прекратилась отряд двинулся дальше.

2.Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзных сложных предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

1) Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.

2) Под окнами и в саду зашумели птицы туман ушёл из сада всё кругом озарилось весенним светом точно улыбкой.

а) значение пояснений; б) значение последовательности.

а) Ветра нет нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума в мягком воздухе разлит осенний запах подобный запаху вина тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полянами.

б) Вокруг обычным спокойным порядком шла работа глубоко внизу сигналили машины гремела арматура раздавалась барабанная дробь пневматических ломов.

в) Она небрежно опустила руку на моё плечо наклонила слегка головку набок и мы пустились в путь.

г) Следы усталости виднелись на его измятом лице в глазах горело тайное беспокойство.

д) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать.

1) Заходишь в лесхоз и сразу чувствуешь попал в особый мир со своими особыми интересами.

2) Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются точно золотом.

: [ причина ]

а) Я не ошибся старик не отказался от предложенного стакана.

б) Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.

в) На небе ни облачка хороший знак.

г) Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

д) Он поднял глаза над садом торжественно и радостно сияло небо.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в жизни.

- [ вывод ]

а) Успокойтесь рана не опасна. б) Кругом светит солнце поохотиться можно.

в) Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось. г) Молвит слово соловей поёт.

д) Вокруг стало светло зажглись фонари.

: [ пояснение ]

а) Наступит весна прилетят грачи. б) Стояла она долго устали ноги и глаза.

в) В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли.

г) Блеснули лиловые глаза выскочил кот. д) Друг за друга стой выиграешь бой.

- [ сравнение ]

а) Зазвенел колокольчик проезжей тройки запел жаворонок русской зимы.

б) Назвался груздем полезай в кузов.

в) На судах зажигались огни они двигались и сверкали красными белыми зелёными точками.

г) Позволит наутро погода за нами придёт катер.

д) Я был угрюм другие дети веселы и болтливы.

а) Роняет лес багряный свой убор сребрит мороз увянувшее поле…

б) Одного только не понимаю как она могла тебя укусить?

в) Щепотки волосков лиса не пожалеет остался б хвост у ней.

г) Пришла беда отворяй ворота.

д) Только что поднялось усталое сентябрьское солнце его белые лучи то гаснут в облаках то серебряным веером падают в овраг ко мне.

11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным определением.

Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

а) Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью;

б) состоит из трёх простых предложений;

в) 1-е предложение двусоставное, грамматическая основа - безветрие стояло;

г) последнее предложение односоставное, безличное, грамматическая основа - бывает.

Тестирование по теме «Бессоюзные сложные предложения»

II вариант.

1. Найдите бессоюзные сложные предложения. (Знаки препинания не расставлены):

а) Крив сложен извилистый путь к намеченной вершине.

б) Он приезжал домой пообедать да переночевать.

в) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

г) У ног моих тянулась узкая долина прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник.

д) В настежь открытые окна спальни глядел ясный летний день в саду за окнами не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.

2. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзных сложных предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

1) Делу время потехе час.

2) Давно наступили сумерки она всё ещё сидела в гостиной.

а) значение противопоставления; б) значение условия.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которого можно поставить точку с запятой.

а) Большинство сходилось в одном старые законы не годятся.

б) Тополь гол берёза пожелтела на неё порывами горя и держа в осаде то и дело налетают ветры сентября.

в) Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются точно золотом.

г) На улице сильный ветер мы решили остаться дома.

д) Казалось отроду не бывал я в таких местах нигде не мерцал огонёк не слышалось никакого звука.

4. Какие знаки препинания следует поставить в бессоюзных сложных предложениях?

1) Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

2) В лесу то там то здесь глухо куковала кукушка оттеняя глубину и звучность его после дождя высоко в небе плыли и таяли тёплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями.

а) точка с запятой; б) запятая; в) двоеточие; г) тире.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

- (противопоставление)

а) Прошла неделя месяц он к себе домой не возвращался.

б) Ветер цветущих черешен смотрит мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

в) В комнатах было холодно печи не топились и вторые рамы не были вставлены.

г) Погода стояла совсем неблагоприятная по временам шёл дождь и постоянно дул страшный ветер.

д) Ударил сильнейший гром задрожали все окна.

6. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

Я подошёл к окну и вижу: наступила настоящая весна.

а) вторая часть дополняет содержание первой; б) вторая часть поясняет первую;

в) вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

- [ вывод ]

а) Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

б) Он ожидал расспросов она молчала и смотрела в окно.

в) Утки шумно поднимались выстрелы дружно раздавались вслед за ними.

г) Сыр выпал с ним была плутовка такова.

д) Старик открыл свой железный сундучок там лежал вчерашний хлеб лук и кусок сахару.

8. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

: [ пояснение ]

а) Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку.

б) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

в) Семён Семёнович оглянулся спрятаться было негде.

г) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

д) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.

9. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

- [ быстрая смена событий]

а) За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

б) На кордоне горел свет нас ждали.

в) Река разлилась возникла угроза наводнения. г) Я понимаю успеть к теплоходу нельзя.

д) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

10. Укажите предложение, соответствующее схеме. (Знаки препинания не расставлены):

: [ причина ]

а) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

б) Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

в) Я за свечку свечка в печку… г) Взошла луна в лесу стало светло.

д) Только снизу было хорошо видно колонна автомашин уже спускается с перевала.

11. Укажите бессоюзное сложное предложение, одно из простых предложений которого осложнено обособленным обстоятельством.

а) Когда на лес в ресницах снега, пробив громаду серых туч, вдруг брызнет яростно, с разбега голубоватый солнца луч,- всё заискрится, засверкает и в брызгах света оживёт.

б) А лес вокруг, теплом облитый, сверкает, птицами поёт.

в) Обед кончился: большие пошли в кабинет пить кофе, мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать.

г) Тогда Кузьма Кузьмич, достав из кармана свежий огарок, зажёг его: Даша села рядом.

12. Укажите ошибку в анализе предложения:

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

а) Предложение сложное с бессоюзной связью; б) состоит из 4-х простых предложений;

в) 1-е предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми;

г) по цели высказывания это предложение повествовательное, по эмоциональной

окраске - невосклицательное.


Упражнение 1.

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.

Упражнение 2.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго - устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна - запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 3.

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому помолодеть. 5) Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь. (Пословицы)


Упражнение 4.

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе - дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую - колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда - рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражение 5.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка - шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут - не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость - я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина - природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

Упражнение 6.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

Упражнение 7.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию. В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Упражнение 8.

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упражнение 9.

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упражнение 10.

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга - будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто - они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев - на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо - ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой - сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето - он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться - он пуще чванится (пословица).

Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный - год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
4) Труд человека кормит - лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.




6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.

7. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
4) Мир строит - война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком - торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело - я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия

1) Не спеши языком - торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь - людей насмешишь.

11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)

12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает - зима поедает.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Он шел рядом: таков был долг адъютанта.

1) изъяснительные отношения
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения перечисления

Тест «Знаки препинания в БСП» 9 класс

1. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Психологи утверждают () наркомания в подростковом возрасте начинается не с первого укола, а с желания испытать наркотическое удовольствие.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

2. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Поэт Н.Рубцов не злоупотребляет «деревенской» лексикой () он соблюдает достоинство сельского жителя, он разборчив по отношению к словам.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

2) Ставится тире, так как содержание одной части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию другой.

3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И взрослые, и школьники любят читать книги, смотреть кинофильмы или слушать рассказы о знаменитых людях: известных спортсменах, замечательных рабочих, героях-космонавтах, великих ученых, прославленных полководцах.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.

2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Ехали сюда () рожь начинала желтеть.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Карманы их вечно были наполнены всякой дрянью, как-то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками.

3) Двоеточие ставится перед рядом однородных членов предложения.

4) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Смерти бояться - на свете не жить.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

7. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит прямой вопрос.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

8. В каком предложении правильно расставлены все знаки препинания?

1) Взялся за гуж: не говори, что не дюж.

2)Искусство - высочайшее проявление могущества в человеке.

3) Не захотят добром отдать: увезем силой!

4) Любить значит принимать человека таким, какой он есть.

9. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Глянул дед да так и обмер () все деревенские свиньи на его же полосе картошку копают, с полдесятины овцы положили овса, кони от слепней в рожь забрались.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

10. Как объяснить постановку тире в приведенном ниже предложении?

Гусь взял в клюв веревочку и потянул её - раздался оглушительный выстрел.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Я сел на своего доброго коня а Савельич на тощую и хромую клячу.

2) Всё сверкало искрилось переливалось свежестью стволы берез и сосен листья трава самый воздух вода лесных озёр.

3) Трудное дело птицелова заучи повадки птичьи помни время перелетов разным посвистом свисти.

4) Слышу крадется кто-то к моей палатке.

12. Как объяснить постановку двоеточия в предложении:

Я выхожу из болота на жнивье и чувствую страшную боль в ноге: жнивье впилось в мои раны.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Двоеточие выделяет распространенное предложение с уточняющим значением.

3) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

13. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Совершенствовать свой язык () огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает наусловие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым.

14. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей - ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» - первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре - это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков.

15. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.) 1) Я встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и безмолвно. 2) Андрей Матвеевич был известный донской атаман. 3) Д.С.Лихачев утверждает «Память это преодоление времени преодоление смерти». 4) Рыбаку дождь не помеха. 2

Тест для 9 класса по теме " Бессоюзные сложные предложения ".

На выполнение работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 19 тестовых заданий с выбором ответов. Задания 1-15,17,18 с одним правильным ответом.). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный. Задания 16,18 с выбором ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в задании оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Шкала соответствия тестовых баллов и школьных отметок.

Меньше 12 б. – «2»

1. Найдите бессоюзное сложное предложение .

1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом

2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости

2) Закуковала кукушка – сей ячмень
3) Ум хорошо, а два лучше
4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми
3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба
2) Красные дни – сей пшеницу
3) Труд человека кормит – лень портит
4) Ученый без трудов – дерево без плодов
4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором.
2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом.
3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.
4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго.
5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары
2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь
3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули
4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову

6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась

2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно
3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня


7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно
2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня
3) Алешка поднялся заря еще не занималась
4) Зима недаром злится прошла ее пора
8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно
2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет
3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза
4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя
9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой
2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу
3) Ученые без трудов дерево без плодов
4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам

10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).
1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы
2) Молвит слово соловей поет
3) Выглянуло солнце и сразу потеплело
4) На улице холодно и надо одеться потеплее
11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило
2) Сделал дело - гуляй смело
3) Лес молчит, в полях идет снег
4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше

12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать
2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо
3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки
4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания

13. Укажите неверное утверждение.

1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие

2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие

3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты

4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире

14. Какой знак препинания нужен для разделения частей БСП ?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил её края. (Ф. Тютчев).

Б) Запятая.

В) Точка с запятой.

15. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А) Дрова все вышли топить нечем.

Б) Печален я со мною друга нет.

В) Поезд ушёл его огни исчезли.

Г) В феврале много инея на деревьях будет много мёда.

Д) Ветер подул с гор будет дождь.

16. Найдите БСП, между частями которых надо поставить тире .

А) Странный случай произошёл в дороге совершенно поиздержался.

В) Лес рубят щепки летят.

Г) Утро было чудесным умытый лес улыбался, пели птицы.

Д) Любишь кататься люби и саночки возить.

Е) Богатому не спится богатый вора боится.

17. Укажите предложение, соответствующее схеме: : [пояснение] (знаки препинания не расставлены).

А) В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Б) Утро было чудесным умытый лес улыбался пели птицы.

В) Семён Иванович оглянулся спрятаться было негде.

Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.

18. Объясните употребление двоеточия в структуре БСП.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано. (К. Паустовский).

А) Вторая часть поясняет первую.

Б) Вторая часть дополняет содержание первой.

В) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

19. Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.

А) А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык.

Б) Мне всегда казалось, молод я всегда.

В) Вдруг оглянулся – позади века.

Г) Превосходная должность – быть на земле человеком.

Д) В железном вихре ветра и колёс кружился дым и падал под откос.

ТЕСТ № 9

ТИРЕ И ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (БСП)

Задание 1.

1. С временем бесцельно спорить не воротишь ничего.

2. Скажешь не воротишь, напишешь не сотрешь, от­рубишь не приставишь.

4. Теперь уже дело прошлое лгать не для чего.

5. Скучно тебе жить займись чем-нибудь.

Задание 2.

1. Лето припасает зима поедает.

2. С ремеслом не умрешь без ремесла не проживешь.

3. Не робей перед врагом злейший враг человека он сам.

4. Не стыдно не знать стыдно не учиться.

5. Дружбу помни зло забывай.

Задание 3. В каком предложении ставится двоеточие?

1. В воздухе стояла мгла небо из синего стало белесоваым, дальних гор совсем не было видно.

2. Слой облаков был очень тонок сквозь него просве­чивало солнце.

3. В течение дня погода менялась несколько раз то светило солнце, то шел дождь.

4. В начале апреля лед на реке посинел, появились трещины ходить по нему стало опасно.

5. Он замахнулся и со всей силы ударил по стволу доска треснула.

Задание 4. В каком предложении не ставится тире?

1. Горда ты плакать не станешь.

2. Он всегда бодр ночь для него что день.

3. Дни стояли ясные, холодные мы спали в палатке не раздеваясь

4. Бег его легкий, летящий никак не нагонишь.

5. На улице ветер все качается, стонет, гремит.

Задание 5.

1. Все решено я в Вашей воле и предаюсь моей судьбе.

2. Я знаю в Вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

3. Не важен предмет очарования важна жажда быть очарованным.

4. Я поднял глаза высоко в небе летели птицы.

5. На том берегу все небо было залито багровой крас­кой всходила луна.

Задание 6. В каком предложении ставится тире?

1. Он посмотрел на часы оставалось ждать еще 10 минут.

2. Я посмотрел на окно не было ни луны, ни звезд.

3. Он понял дружба гаснет от долгой разлуки.

4. Дударев вспомнил в ружье всего один патрон.

5. Прислушаешься птицы поют, приглядишься сон­ные капли росы на траве и цветах.

Задание 7. В каком предложении ставится тире?

1. Хотелось только одного, мечталось только об од­ном: домой, домой.

2. Не шевельнется лист отяжелевший: ему, как в шубе, тяжело в пыли.

3. Солнышко утром в колодезь озер глянуло месяца нет.

4. Резкий ветер омыл лицо холодной водой сон сразу прошел.

5. Идем осторожно скользко, того и гляди сорвешься.

Задание 8. В каком предложении ставится тире?

1. Взгляните на снежинки через лупу какой симмет­ричный узор, какая нежная конструкция из тончай­ших линий!

2. Вдруг из предрассветной мути до нас долетает неяс­ный звук не то прокричал филин, но то взревел зверь.

3. Наводнения в сознании людей того времени сли­лись в одно в наказание, ниспосланное им свыше за непослушание богам.

4. У озер Мещерского края одно очень странное свой­ство чем меньше озеро, тем оно глубже.

5. Осень стоит долгая и теплая травы не сохнут, а вянут.

Задание 9. В каком предложении ставится тире?

1. Всегда прощайте своих врагов ничто другое не злит их больше (О. Уайльд).

2. Изречения подобны зажигательным стеклам они собирают лучи ума и знания, рассеянные в произведе­ниях писателей, и силой и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей (Д. Свифт).

3. Не бойся совершенства тебе его не достичь никогда (С. Дали).

4. Орлы не машут крыльями орлы ищут восходящие потоки (Ф. Топорищев).

5. Художник должен присутствовать в своем произве­дении как Бог во Вселенной быть вездесущим и неви­димым (Г. Флобер).

Задание 10.

1. Одинокий человек в лесу, как сорвавшаяся блесна среди огромного озера ищи месяцами не отыщешь.

2. Все знали дойдем до места будет отдых.

3. Сильный победит одного знающий победит тысячу.

4. Не торопись отвечать торопись слушать.

5. Упрямство рождено ограниченностью нашего ума мы неохотно верим тому, что выходит за пределы на­шего кругозора.

Задание 11. В каких предложениях должны стоять оба знака: двоеточие и тире?

1. Человек все равно что кирпич обжигаясь, он ста­новится твердым (Б. Шоу).

2. Истина что крапива кто слегка до нее дотрагивает­ся обжигает, зато тому, кто смело к ней подходит, она не причиняет ни малейшего вреда (М. Сафир).

3. Пейзажист может работать спокойно природа ни­когда не настаивает на сходстве (де Л а Серна).

4. Популярность подобна луне если не прибывает, то убывает (Ядвига Рутковская).

5. Афоризм никогда не совпадает с правдой он либо полуправда, либо полторы (Карл Краус).

Ответ

Ключ

ТЕСТЫ

Тест 1

Итоговая тестовая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

I вариант

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

Г. отделяет предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы .

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений Номер предложения

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

II вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).

Б. Я взглянул на небо … (следствие).

В. Здесь нельзя проехать … (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Не спится няня здесь так душно.

2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей .

Заполните таблицу.

Виды предложенийНомер предложения

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

ТЕСТ 2

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А. Маленькая гостиная была неуютной.

Б. Наше завтра будет прекрасно.

В. Мы с Аликом принялись за работу.

Г. Прямо к станции летит тройка удалая.

2. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

Б. Стану сказывать я сказку.

В. Я буду учителем в вашей школе.

Г. Я буду строить новый дом.

А. Он был высокого роста.

Б. Я готов с вами поспорить.

В. Я был рад помочь вам.

Г. Вы должны трудиться.

Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:

а) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот;

б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как;

в) ставится, если перед сказуемым стоит частица не;

г) может ставиться, если подлежащее - личное местоимение .

сказуемым.

А. Жизнь прекрасна и удивительна.

Б. Жизнь прожить не поле перейти.

В. Жизнь как сон.

Е. У сильного всегда бессильный виноват.

режи..ер сс с с сс

конгре.. с с сс сс

коми..ия с сс с сс

ре..таврация с с сс с

пье..а сс с сс с

а) радостно (петь);

б) радостно (петь);

в) радостно (петь);

г) радостно (петь).

8. Найдите правильный ответ.

А. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Б. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

В. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Г. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ II

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.

А. Пять не делится на два.

Б. Далече грянуло «ура».

В. Наше завтра будет прекрасно.

Г. Лучший из учеников был награжден грамотой.

Д. Вчера произошло нечто странное.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А. Дом будут строить каменщики.

Б. Сирень начинает отцветать в начале мета.

В. Он казался всесторонне образованным человеком.

Г. В путешествии мы узнали очень много интересного.

Д. Мы предложили ему поиграть с нами.

3. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Ребята будут купаться в реке.

Б. Он не станет со мной дружить.

В. Ей туфли впору будут.

Г. Я должен был признать свои ошибки.

4. Укажите неверное утверждение.

Тире между подлежащим и сказуемым:

а) ставится только тогда, когда опущена связка;

б) ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи;

в) не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого;

г) не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.

5. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и

сказуемым.

А. Знание это сила.

Б. Умный смех как прекрасный источник энергии.

В. Эти, равнины словно бескрайнее море.

Г. Бедность не порок.

Д. Я всем чужой.

Е. Байкал самое глубокое озеро на планете.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик а), 6), в) или г), в котором

последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

р..ставрация е е и е

д..виз и и е е

р..золюция е и и е

р..петиция и е и е

п..йзаж е и е е

7. Укажите правильный разбор слова по составу

а) (помещение) не пригодно (для жилья);

б) (помещение) непригодно (для жилья);

в) (помещение) непригодно (для жилья);

г) (помещение) непригодно (для жилья).

8. Найдите правильный ответ.

А. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

Б. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

В. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

Г. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

ТЕСТ 3

ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ I

а) лексика - словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение ;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

д) старославянизмы - группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) справа;

б) судьба;

в) играла;

г) у брата;

д) ворота;

е) красота.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон; г) хвост кометы;

б) пустая голова; д) быстрый бег;

в) говор ручья; е) цветущий сад.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами :

а) металлургический завод - завод часов;

в) идут торги - идут часы;

г) счастливый брак - заводской брак;

д) корень слова - корень растения;

е) мягкий знак - мягкий климат.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке

Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы; б) омофоны; в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

сп..шите к нам е и е и и

сп..шите задание е и и е е

зап..вать песню е и е и е

зап..вать молоко е и и е и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно ().

8. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из

правого столбика:

1) бедная а) маленькая;

растительность - б) скромная;

в) пышная;

2) богатый опыт - а) ничтожный;

б) убогий;

б) раздражающий;

в) безропотный;

4) полный ответ - а) пустой;

б) частичный;

в) жирный.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является

стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов

используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда... (Ф. Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов).

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные,

скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я... (А. Пушкин).

11. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова

из правого столбика:

1) одеть - а) пальто;

б) ребенка;

в) на голову;

2) объемная - а) книга;

в) информация;

3) дипломатичная - а) нота;

б) женщина;

в) служба;

4) дефективные - а) люди;

б) деньги;

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) город, одежда, брег, един;

б) град, одёжа, берег, один;

в) город, одёжа, берег, один;

г) град, одежда, брег, един.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами .

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности... (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю ().

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из

правого:

1) космонавт; а) устаревшее слово;

2) ультразвук; б) общеупотребительное слово;

4) паровоз;

5) ликбез;

6) инвестиция.

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы .

А. Настал день, назначенный для судного поединка ().

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибоедов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор - везде бичи, везде железы... (А. Пушкин).

17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам:

б) диалектизмы;

в) жаргонизмы;

г) профессионализмы.

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться.

Давай только без закидонов, ладно?

ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ II

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

1. Укажите неверное утверждение:

а) центральная единица лексикологии - слово;

б) лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой;

в) могут быть лексические и контекстуальные синонимы;

г) различаются омонимы полные и частичные;

д) архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка;

2. Многие заимствованные слова имеют русские синонимы.

а) крестьяне;

г) насекомое;

д) накануне;

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном

значении:

а) черные мысли;

б) седой старик;

д) тянутся дни;

е) красный закат.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами :

а) годы прошли - воины прошли;

б) площадь треугольника - городская площадь;

в) крутой кипяток - крутой характер;

г) сборка конструкции - сборка на юбке;

д) строевой лес - строевая песня;

е) холодное молоко - холодный взгляд.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении

Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский):

а) омоформы;

б) омофоны;

в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором

последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

ч..стота колебаний иаиае