Поэма блока 12 история создания. История создания поэмы Блока «Двенадцать

Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:

  • Итоговым для всего его литературного пути
  • Воплощением символистского миропонимания автора
  • Текстом с множественными контекстуальными отношениями

Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.

История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта

Это художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей . Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.

Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории, в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.

Понятия «стихии» и «музыки» у Блока

В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле

«..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).

Поэтому в миросозерцании поэта случившаяся в России революция была воспринята как зарождение «новой музыки», слушать которую Блок и призывал. То есть «музыка революции» в поэме «Двенадцать» — это не просто прямые звуки городского шума с выстрелами, криками, песнями, а почти мистическое звучание ветра («мирового циклона», ветра с «запахом апельсиновых рощ» и т.д.). А стихия революционных масс – это восстановление закона нравственности в обществе, поэтому она может быть оправдана (и оправдывается поэтом). Когда стихия революция «чревата» музыкой, то все разрушения являются творческим актом, который ведет к дальнейшему одухотворению жизни. Эти умозаключения из статьи Блока позволяют понять, как именно воспринимал поэт саму революцию – для него она была балансом этих двух категорий – музыки и стихии.

Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы

Образ времени-пространства

Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:

  • «Урбанистические признаки» — это здания (упоминание о них появляется в тексте лишь дважды)
  • Социальные признаки – это маркеры кабаков, погребов

В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:

  • Время – «черный вечер»
  • Осадки – «белый снег»
  • Мифообраз – «в белом венчике»

Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.

Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.

Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.

Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.

Образы красноармейцев

По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:

«В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»

В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:

  • Образом «старого мира»
  • Образом теневой стороны всего мироздания (пес – как символ дьявола)

Жанр «Двенадцати»

Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:

  • Лирическое отступление – речевая характеристика лирического героя
  • Повествование – речь рассказчика
  • Диалог, частушка, романс, солдатская песнь – речь персонажей

Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.

Композиция поэмы

Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.

Сюжет поэмы

Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.

Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.

Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:

  • пребывает в стадии стихийного (вначале он просто «ветхий человек»)
  • может откликнуться на вызов мира (духовный конфликт)
  • внять ритмической гармонии мироздания (преобразиться)

Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.

  1. Петруха может ощущать этот мир лишь телесно. Его отношение к Катьке неодухотворено ничем. Его восприятие мира эгоцентрично. Получив обиду, он озадачен местью. Это действия «ветхого человека»
  2. Свершается преступление, убита женщина, к которой Петруха испытывал чувства. Обидчик же жив. Разрушительный порыв становится преступлением против самого героя, т.е. саморазрушением
  3. Раскаянием, пришедшим вслед убийству, Петруха «перерождается» — этот процесс у Блока подан как однозначно созидающий. Более того, поэт даже выделяет этого персонажа из общей группы красноармейцев – Петруха «сбился» с ритма, потерял «лицо» как убийца, а затем, вняв общей «музыкальности», становится частью общего «мы».
  4. Злоба уходит со словами прощения-«молитвы»: «упокой…»

Образ Христа в поэме «Двенадцать»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Преподаватель спрашивает учащихся о впечатлениях после прочтения поэмы. Скорее всего, получает ответ о сложности и непонятности этого произведения. На это замечает, что трудно было и современникам Блока. И рассказывает студентам об истории создания поэмы «12».

Истории создания

1. Внешний контекст

Январь 1918 года: первая послереволюционная зима, мороз, голод, начинающаяся разруха, стрельба на улицах.

2. Внутренний контекст

Поэма «вызревала» месяц, написана за несколько дней.

А. А. Блок:

«К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов».

«Весь день – «Двенадцать». <…> Внутри дрожит».

«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. <…> Сегодня я – гений».

3. Реакция

Недоумение современников: приветствие революции или проклятие ей? Блока хвалили и ругали. Причем хвалили мало, а ругали много. И ругали люди зачастую противоположных убеждений:

А. А. Блок:

«Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Люба читает «Двенадцать». От участия в вечере – отказались – Пяст, Ахматова и Сологуб».

Всеволод Иванов в своих воспоминаниях пишет о своей встрече за чашкой чая с адмиралом Колчаком и передаёт его слова: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы… И всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить…».

Только немногие смотрели глубже:

М. А. Волошин:

«Сейчас её используют как произведение большевистское, с тем же успехом её можно использовать как памфлет против большевиков, исказив и подчеркнув другие её стороны. Но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону временных колебаний политической биржи».

Хронотоп

Преподаватель перечитывает со студентами 1 главу поэмы:

– каков хронотоп поэмы? как в ней совмещено конкретно-историческое и космическое?

Петроград 1918 года, расширяющийся до «всего божьего света», космоса, вселенной и предстающий как этап в развитии истории России.

Персонажи

Преподаватель перечитывает со студентами главы со 2-ой по 7-ую:

1. В центре – 12 красногвардейцев («Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить…», «Вперёд, вперёд, вперёд, / Рабочий народ!») [патрули часто состояли именно из 12 человек]

Аллюзия на балладу «О двух великих грешниках» Н. Некрасова: «Жило двенадцать разбойников…» («В зубах цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!»)

Аллюзия на Евангелия и образ 12 апостолов («Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!» + образ Христа в конце поэмы + двое из них носят имена Андрюхи и Петрухи – имена апостолов).

2. Катька («толстоморденькая») = простой человек, который хочет выжить; простодушная, страстная, религиозная

Вариант блоковской Вечной Женственности: сниженный, народный.

Вариант маленького человека, погибшего от стихии (как Параша в «Медном всаднике»).

3. В начале поэмы – обзор петроградских жителей: старушка, писатель-вития, поп, барыня, бродяга → все социальные слои = старый мир, одна-две детали = эмблематичность.

Стиль

Преподаватель возвращает учащихся к началу первой главы:

– какие цвета являются основными в поэме?

1. Основные цвета:

а. чёрный («чёрный вечер», «винтовок чёрные ремни», «черноусый» Ванька, Катька – «чернобровушка», ночи, проведённый с Катькой, – «черные, хмельные», «чёрная злоба»);

б. белый («белый снег», «белый венчик», вьюга, снег, сугробы);

→ принцип контраста

Принцип контраста распространяется на соотнесение других мотивов поэмы: старый мир – новый мир, 12 красногвардейцев – незримый классовый враг, страх обывателей – ярость революционеров, мистика революции – любовная история и так далее.

Принцип контраста присутствует в разделении лексики поэмы на 2 стилевых потока: высокий («Упокой, Господи, душу рабы твоея») и низкий («Шоколад Миньон жрала»).

в. красный («В очи бьётся / Красный флаг», «Это – ветер с красным флагом…», « – Кто там машет красным флагом?»)

→ новый – страшный – мир окрашен в цвет крови (вариант лиловых миров второго тома)

– какие мотивы являются основными в поэме?

2. Мотивы стихий – ветра, вьюги («Ветер хлёсткий!», «Ветер весёлый», «Гуляет ветер»; «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им в очи / Дни и ночи / Напролёт…», «Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах».

→ принцип хаоса

«Музыка»

(жанр, ритм, музыка)

Преподаватель зачитывает отрывок из статьи А. А. Блока «Интеллигенция и революция»:

«Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

– какую музыку услышал поэт в поэме «Двенадцать»? в чём её особенности?

– почему поэма написана стихом, не имеющим единого ритма?

– какие ритмы вы услышали в поэме? какие музыкальные жанры в ней представлены? как форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием?

1. Музыка петроградской взвихренной улицы, рваная, грубая.

3. Жанры:

– частушка («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»),

– плясовая песня («Эх, эх, попляши! / Больно ножки хороши!»),

– марш («Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»),

– молитва («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»),

– городской романс («Не слышно шуму городского, / Над невской башней тишина, / И больше нет городового – / Гуляй, ребята, без вина!») [ + пародия на городской романс на стихи Н. Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского, / За Невской башней тишина, / И на штыке у часового / Горит полночная луна»].

+ народный театр (формат балаганного зазывалы, вышучивающего прохожих):

А это кто? – Длинные волосы
И говорит в полголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития...

А вон и долгополый –
Сторонкой за сугроб...
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!

+ кинематограф (быстрая смена эпизодов, надписи-титры («Вся власть Учредительному Собранию!»), реплики персонажей).

– чем скреплено, объединено это внешне хаотическое нагромождение разных ритмических элементов? что является в поэме организующей силой?

Ответ: кольцевая структура и маршевый ритм.

Преподаватель, дополняя ответ учащихся, цитирует Е. Г. Эткинда:

«В «Двенадцати» важно то, что стройный, предельно гармоничный композиционный ритм сталкивается с множеством разнородных элементов, кажущихся хаотическим нагромождением случайных стиховых форм. Ритм, образуемый композиционным костяком поэмы, мы назовем ее «большим ритмом» или макроритмом: он обращен не к физическому восприятию, не к чувствам читателя или слушателя, а к его подсознанию. <…>

Композиционная стройность поэмы «Двенадцать» отвечает архитектоническим принципам крупных музыкальных форм и блоковскому представлению о музыке как непременной основе народной революции. <…>

В. М. Жирмунский весьма точно определил «музыкальное» своеобразие «Двенадцати»; к его характеристике поэмы как «грандиозного неразрешенного диссонанса» следует добавить противоречие между симметричной композиционной структурой и мнимо хаотическим нагромождением разнороднейших стилистических форм, из которых слагается словесно-стиховая ткань поэмы. Есть, однако, в «Двенадцати» сквозной динамический элемент, который изнутри организует это мнимо хаотическое нагромождение. Таковым является маршевый ритм, он постепенно крепнет и одолевает противоборствующую ему поэтическую тему, тему разбушевавшейся стихии».

– какая форма, по-вашему, более всего подошла бы для музыкальной интерпретации поэмы: симфония, оратория, симфоническая поэма? Предложите свой музыкальный жанр и аргументируйте свой мнение.

– какие музыкальные инструменты вы бы использовали? с какими образами поэмы был бы связан тот или иной инструмент?

– где был бы кульминационный момент музыкального произведения: какими средствами вы создали бы максимальное напряжение в этот момент?

– каким представляется вам финал музыкального произведения?

Смысл финала

Так идут державным шагом –Позади – голодный пёс.Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.

Преподаватель:

– почему в конце поэмы появляется образ Христа?

После предложенных учащимися вариантов ответа преподаватель цитирует А. А. Блока:

«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».

Преподаватель озвучивает основные интерпретации появления Христа в финале «12» и говорит об особенности этого образа в контексте творчества поэта.

1. Различные интерпретации образа Христа:

– Христос возглавляет и благословляет красногвардейцев,

– Христа ведут на расстрел как жертву,

– Христос как ошибка, на самом деле – «матрос»;

– Христос = Блок, принимающий на себя весь грех красногвардейцев,

– не Христос, а антихрист и т. д.

2. Христос как завершающий образ блоковского мифа о воплощении мировой души «Прекрасная Дама – Незнакомка – Россия – Христос «12»): в Христе присутствуют мотивы женственности («белый венчик из роз» – мотив Богородицы)

Сам А. А. Блок:

««…Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелье и думавших о нём. <…> Разве я «восхвалял»? <…> Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь "Исуса Христа". Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак».

Иллюстрации

Преподаватель, отмечая, что сам Блок называл их параллельным графическим текстом, рисованным близнецом своей поэмы, предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации Ю. Анненкова к поэме.

– в чём своеобразие этих иллюстраций?

– какими средствами художник передаёт музыку блоковской поэмы?

– к какой главе вы отнесли бы каждую из иллюстраций?

– какую из них вынесли бы на обложку?

ЭТИКА

Отражение разрушительного, смертельного хаоса революции, мистики революции; констатация оправдания государственного насилия над маленьким человеком (продолжение пушкинской темы)

Домашнее задание:

Прочесть стихотворения Н. С. Гумилёва: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы» («Да, я знаю, я вам не пара…»), «Жираф», «Капитаны» («На полярных морях и на южных…»), «Слово», «Попугай», «Шестое чувство», «Сон», «Наступление», «Заблудившийся трамвай», «Память», «Деревья», «Канцона» (« И совсем не в мире мы, а где-то…»), «Лес», «Мои читатели», «Слонёнок» («Моя любовь к тебе сейчас – слонёнок…»)

По желанию учащихся:

Подготовить реферат на тему: «Некрасовская традиция в творчестве А. А. Блока».

Исторические события оставляют след не только в учебниках по истории, но и в художественной литературе. Поэму , посвященную знаковым для российского народа событиям, называют вершиной творчества А. Блока. Писатель был участником Февральской и Октябрьской революций, они то и стали толчком к созданию поэмы, которая вышла из-под пера в январе 1918 года.

Друг А. Блока и иллюстратор поэмы Юрий Анненков вспоминал, что поэт был очень увлечен революцией, ведь воспринимал ее не как, стихию, несущую разруху, а как пробуждение народной души. Он признавал самосуд, а вот судебные разбирательства считал неоправданными. Называя революцию музыкой, он призывал всех, а особенно интеллигенцию, прислушаться к ней. Все эти взгляды нашли отображение в «Двенадцать».

Знакомые и друзья вспоминают, что робота над текстом продвигалась очень быстро. А. Блок написал его за несколько дней, а на «шлифование» ушел всего месяц. Морозный Петроград, хранивший дух революции еще больше вдохновлял автора. Хоть обстановка была далеко не творческая: разруха, расправы разбойников, даже посреди белого дня и постоянный страх оставшихся жителей города перед немецкими войсками, которые вот-вот должны были ворваться в столицу. Тем не менее, после двух лет на фронте относительное спокойствие стало одной с причин душевного подъема и стремительного развития революционной литературы.

Во время работы над произведением А. Блок делал заметки в своей записной книжке. После того, как на черновике была выведена последняя фраза, в записной книжке появилось интереснейшая реплика, отражающая психологическое состояние автора: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь». Возможно, этот шум и помог Блоку так быстро справиться с текстом. В своих поздних публикациях поэт утверждал, что «Двенадцать» никоим образом не причастна к политике.

Сам поэт рассказывал, что писал поэму, когда Петроград завьюжило. Непогода длилась несколько дней. Интересно, что произведение писалось с середины, то есть совсем не в том, порядке, что мы читаем сейчас. Об этом пишет Самуил Алянский в труде «Воспоминания о Блоке». Он же говорит, что видел черновик произведения, где на полях было немало вариантов тех или иных частей.

Некоторые детали были подсказаны женой А. Блока, Любовью Дмитриевной. Например, строка «Шоколад «Миньон» жрала» вместо «Юбкой улицу мела» (во время революции платья до пола уже не носили). Источники, к которым А. Блок обращался во время написания – книги Джона Рида, поэма Н. Некрасова о 12 разбойниках и их отамане.

А. Блок гордился своим творением, но перед кончиной требовал от супруги сжечь все экземпляры. Исследователи жизни и творчества писателя утверждают, что причина такого неожиданного требования – изменение взгляда на революционные события и большевиков после публикации произведения «Двенадцать».

9 апреля 2015

История создания поэмы «12» берет свой отсчет с одного февральского дня, ставшего поворотным для судьбы России. А может, еще раньше - со времен революционного кружка Петра Верховенского из «Бесов» или знаменитого пушкинского «на обломках самовластья...». Как бы там ни было, творение Блока можно сравнить с летописью тех времен - с оглядкой на то, что символистское «Двенадцать» очень далеко от какого-нибудь объективного отражения событий.

«Интеллигенция и революция»

Блоку суждено было стать свидетелем революционных событий 1917-1918 годов, происходивших в холодном Петрограде, а также всех лишений, которые они несли. Так, поэт был даже однажды арестован представителями новой власти - на один день, что глубоко поразило Александра. В то же время он не эмигрировал и даже пытался своей деятельностью влиться в революционную жизнь. Это давало возможность исследователям прошлых лет рассматривать поэта как ярого приверженца Октября.

Однако такое заявление покажется несколько некорректным, если обратить внимание на статью Блока «Интеллигенция и революция», написанную в 1918 году. В отличие от «Двенадцати», оставивших непроясненным истинное отношение Блока к происходящему, публицистика развеяла все сомнения публики. Да, Блок принимает революцию, но без отрицательных или положительных оценок, рассматривая события тех времен как закономерность, которую необходимо было пережить.

«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг»

Вся история создания поэмы «12» Блока заключается в кучке непронумерованных листов, которые наполнялись будущим шедевром в течение месяца. Произведение писалось на одном дыхании, когда прошел только год после Февральской революции. По словам самого Блока, история создания поэмы «12» началась с фразы «Уж я ножичком полосну!» Исследователями было установлено, что изначально писалась вторая глава, вслед за ней появились на свет шестая, седьмая, восьмая, ну а завершающим аккордом стала сцена с Иисусом Христом.

Без ее расшифровки история создания поэмы «12» Блока выглядит неполной. Если название произведения, вызывающее ассоциации с апостолами, существовало изначально, то появление Иисуса было спонтанным решением. Записи поэта от февраля 1918 года свидетельствуют об этом: евангельский образ почудился Блоку в снежной метели. Очень загадочным выглядит замечание поэта первому иллюстратору «Двенадцати» Ю. Анненкову: "Если бы из левого верхнего угла "убийства Катьки" дохнуло густым снегом и сквозь него - Христом, - это была бы исчерпывающая обложка".

Видео по теме

«Сегодня я гений»

Так Блок ознаменовал конец работы над своим произведением. Но значит ли, что история создания поэмы «12» на этом заканчивается? Ничуть. В марте 1918 году детище поэта увидело свет, будучи изначально напечатанным в газете «Знамя труда», а потом выйдя отдельным изданием.

Несмотря на то что впоследствии для будущих поколений советских школьников «Двенадцать» (поэма Блока), история создания ее, образы и сюжет были обязательными для запоминания, изначально большевики отнеслись к ней с недоверием. Видимо, что-то в творении классика Серебряного века им угадывалось чуждое, едва ли не контрреволюционное.

«Послужил делу Антихриста?»

Однако даже самое настороженное и враждебное отношение к поэме представителей советской власти не шло ни в какое сравнение с отзывами «старой» интеллигенции. Так, Гумилев напрямую заявил, что поэт, досочинив концовку с евангельским образом, «послужил делу Антихриста». Поэта объявляли изменником, а Колчак во время разговора с Вячеславом Ивановым то ли в шутку, то ли всерьез предлагал Блока повесить, когда белые войска вернут себе власть (правда, достоверность последнего факта спорна). Известно также, что Ахматова отказывалась принимать участие в литературных вечерах, если там собирались читать поэму Блока. Кстати, сам поэт редко когда выступал с чтением «Двенадцати». Этим занималась его жена - очень неудачно, надо отметить.

Ироническая вещь...

Подобные резко отрицательные отзывы критиков можно понять: «Двенадцать», поэма Блока, история создания нового человека и государства на месте прежней России, вызывали у интеллигенции очень мрачные предчувствия. Часть мастеров художественного слова все же остались на стороне поэта и пытались дать свою интерпретацию его детища. Так, Виктор Шкловский одним из первых подметил своеобразие стилистики творения Блока, связывая это с влиянием популярного в России тех времен шансонье Савоярова. На эту особенность, кстати, указал и Бунин - правда, в отрицательном контексте, назвав произведение поэта вульгарным.

История создания поэмы «12» сопровождалась грандиозными событиями, которые вскорости сошли на нет. После шумов революции для Блока наступила зловещая тишина. Он практически не писал стихотворений, многие его замыслы так и остались невоплощенными. Гибель творческая привела к смерти физической: поэт не пережил 1921 год. Поговаривают, что перед смертью в бреду он желал, дабы было предано огню его главное творение - поэма «12». История создания, кратко проанализированная в нашей статье, и восторг Блока по поводу работы над произведением несколько противоречат этому факту. Равно как и свидетельства очевидцев отхода поэта в мир лучший.

Александр Блок известен своими произведениями всему миру. Он написал много замечательных произведений, отражающих русскую действительность, которые остаются актуальными и в наше время.

Творчество Блока многогранно и глубоко, поэтому так интересно читателю. Среди всего многообразия произведений можно выделить невероятно глубокое по содержанию, и необычную по композиции и языку поэму «Двенадцать», которая стала визитной карточкой поэта, принесла ему известность и славу.

История создания поэмы

Поэма Александра Блока была написана им примерно через год после того, как в феврале в России свершилась революция, и примерно через два месяца после того, как состоялась революция в октябре. Примерным годом ее создания называют 1918 год и относят к январю.

Как вспоминал сам поэт, поэма получилась у него совершенно случайно, на едином духе, когда он находился в тяжелых условиях существования. Тогда известный и ранее преуспевающий город Петроград находился в ожидании революции: всё в нем застыло и холод принизывал всё существование. Люди боялись и ждали чего-то. Среди них находился и поэт, который мечтал о тепле и о том, чтобы уже что-то произошло, и наконец-то наступила ясность. В это время, как утверждал сам Блок, он находился в каком бессознательном или полусознательном подъеме, который был больше похож на лихорадку.

Свою поэму Александр Александрович написал за несколько дней и затем уже понял, что ее стоит немного переработать. Поэтому еще месяц он пытается в ней что-то исправить и изменить. Перед тем как дать произведению путёвку в жизнь, поэт не раз сам оценивал её, и однажды написал в своей записной книжки вот так:

«Сегодня я – гений».

Трудно понять поэму, если не знать о том, что до этого поэт был на фронте, где провел целых два года. Но и это было не главное, а то, что в его городе царила разруху, немецкие войска наступали, пришли жёсткие холода, а на улицах города начался разбой. Лишения и тревоги одолевали Блока.

По воспоминаниям современников, строки в тексте писались не в том порядке, как они выложены в результате. Было к каждой строке написано много вариантов, из которых Александр выбирал.

Сюжет поэмы «Двенадцать»


Композиция поэмы состоит из 12 глав. В первой главе, как и положено, завязка, где поэт изображает зимние улицы Петрограда. Действие происходит в холодную зиму 1917 года, когда идет в стране революция. На улице есть прохожие, хотя их и немного. Но их портреты описываются подробно и глубоко. Например, священника, какой-то старухи или богатой женщины, которая хорошо одета, на ней пальто из каракуля. И вот на улицах этого замерзшего и заснеженного города идет патрульный отряд, в котором двенадцать революционеров.

Александр Блок вводит в повествование и разговоры патрульных, обсуждающих своего товарища по оружию, который когда-то был в их рядах, а теперь сошелся с проституткой Катькой и все время проводит по кабакам. И вскоре появляются Ванька с Катькой, которые становятся жертвами нападения красногвардейцев. Один из двенадцати солдат стреляет и этим случайным выстрелом убивает Катьку. Это Петруха, который еще некоторое время проводит в печали, из-за убийства девушки. Да и товарищи к его поступку отнеслись с осуждением.

Символы поэмы «Двенадцать»


Всем известно, что у Ииссуса Христа было двенадцать апостолов, и автор неслучайно берёт именно это количество красноармейцев. Он будто проводит незримую параллель между апостолами, которым была дана сила и власть над различной нечистью, возможностью изгонять её, а также врачевать и снимать всякую немощь и революционерами, которые призваны очищать общество от неблагонадёжных буржуев.

Можно выделить самые яркие символы:

★ Образ Христа.
★ Двенадцать красноармейцев.
★ Толстозадая Русь.
★ Пес.
★ Ветер.

При помощи символов поэт показывает город, который становится враждебным, который пытается противостоять грядущим событиям: ветер, срывающий огромнейшие плакаты, кругом снег и гололед, грабежи и стрельба на улицах. Все эти картины реальные, но вот тут и появляется странный образ Христа. Некоторые критики решили, что поэт создал карикатуру на большевиков, которые вели себя как разбойники. Но если они уголовники и разбойники, то тогда при чем же здесь образ Христа? Русь у поэта избяная и толстозадая. И это тоже символ того, какие изменения произошли в стране, что привело к тому, когда «рвань и голь» стали править страной.

По своей композиции блоковская поэма представляет собой набор частушек и стишков, которые по своему содержанию трагичны, но среди них есть и плясовые. Этим поэт показывает народность поэмы, ее простоту и приближенность к простым бедным людям. Поэтому и читать ее так непросто.

Зачем автор показал пса? Пес – это символ старого мира, озлобленный и голодный. Блок показывает, что буржуазный мир развалился и теперь стоит, как пес на перекрестке, на распутье, пытаясь понять, куда же нужно идти дальше.

Что касается Христа, его поэт изобразил странно: в руках он держит красный флаг, а на голове у него небольшой венчик, примечателен тем, что из белых роз. Такой образ можно по-разному трактовать, что и делали современники Блока.

Анализ поэмы Блока «12»


Блоковская поэма интересна тем, что в ней соединяется реальность, действительность и символическое начало. Конечно же, в содержании этого произведения заключена история, которая как раз диктует и ритм, и жанр. Композиция поэмы сложна, но очень важна, чтобы понять произведение.

В основе блоковской поэмы лежит любовная история. Так, Петруха любит Катьку, но она поехала кататься с Ванькой и тогда Петруха её убивает. Это убийство кажется совершенно случайным, так как повозка была остановлена красногвардейцами случайно, чтобы обокрасть. И Петруха сделал случайный выстрел, чтобы просто испугать. А получилось, что он убил свою прежнюю подружку. И вот это убийство Катьки – это и есть убийство старой России. Автор пытается донести до читателя, что ее уже нет, ничего не осталось. Ведь стихия проносится не только по улицам города, разрушая его. Эта стихия несется по душам людей. И это очень страшно. Основной конфликт поэмы – это борьба старого мира с новым, света со тьмой, а добра со злом. И эта борьба находит свое отражение и в жизни героев поэмы.

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь -

Каждая деталь в поэме имеет свою символику. Интересен образ ветра, который олицетворяет собой революцию, веселую и разрушающую. Автор используется кольцевую композицию, чтобы главы были как-то соотнесены между собой. Так, сильно между собой перекликаются первая и двенадцатая главы. Реальная картина рядом с символами рисует революцию, новый мир. Но вот только отдельные приметы старого времени дают о себе знать: старушка на перекрестке, поп, который у поэта уже товарищ, и другие.

Действие всех глав происходит на улицах города, и только в последней, в двенадцатой главе, эта реальность и пространство начинает расширяться. Блоковская поэма музыкальна, так как каждая глава имеет свою мелодию и, соответственно, ритм. Начинается сюжет частушкой, которая бесшабашная и не совсем корректна. Но автор пытается включать в свою поэму и разговорную лексику, например, это разговор простого солдата, старушки или прохожего. Петербург у него представлен совершенно разными героями. Главный авторский прием – это антитеза: вечер черный, а снег белый. Эти два цвета – черный и белый проходят через всю поэму. Но в конце сюжета появляется красный, это знамя, которое несет Христос.


Центральными главами в поэме являются шестая и седьмая. В шестой главе как раз и убивают Катьку. В этой главе много многоточий и призывов. В седьмой главе автор помещает раскаивание Петрухи, который оказывается убийцей. Убийство в то время было обычным делом, которое никто не расследовал.

Еще одним литературным приемом, которым пользуется поэт, является изменение стихотворного ритма. Это необходимо Александру Блоку, чтобы показать какой беспорядок и хаос царит в городе.

Критические отзывы и оценки блоковской поэмы


Когда поэма была представлена широкому кругу она произвела настоящий хаос не только в литературных кругах. Во-первых, она не всеми была понята, во-вторых, мнения в её оценке радикально разделились. А некоторые искусствоведы только созданного государства, например, Анатолий Васильевич Луначарский говорили, что не понравиться такое произведение не может, но вслух его читать не стоит.

Многие поклонники и обожатели Блока, после публикации поэмы просто порвали с ним всякие связи, обозвав «Изменником». Ахматова отказывалась участвовать в литературных вечерах, если узнавала, что на них будет присутствовать Блок.

Оказавшись не понятым Александр Александрович оказывается в изоляции. Среди тех, кто остался верен поэту, и поддержали его, были следующие друзья: Есенин, Ремизов, Мейерхольд, Ольденбург. Да, поэма вызывала удивление, никто не думал, что Александр Блок способен написать такое произведение. Известно, что сам Блок никогда не читал свою поэму вслух, хотя это с удовольствием делала его жена.

После всевозможных нападок у поэта начался творческий кризис. А в 1919 году Блока вовсе заподозрили в антисоветском заговоре и арестовали. Допросы длились всего полтора дня, но надломили Александра.

Несмотря на творческое молчание, благодаря поэме «Двенадцать» популярность поэта росла. Блока читали даже те, кто не был раньше знаком с его творчеством. Произведение расхватали на цитаты, и использовали их для плакатов, например: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

Поэма прошла сложный путь: была по-разному понята, принесла автору позор и восхищение, распотрошена на цитаты, неоднократно проанализирована критиками, трактовавшими её каждый по-своему. Произведение будто прожило сложную человеческую жизни с восхищением и гонением, с признанием и отторжением. В этом и проявился настоящий талант русского поэта Александра Александровича Блока.