Почему ты боишься идти в школу

Все, наверное, знают, что первое сентября — это государственный праздник День знаний, который хоть и не является выходным днем, но официально отмечается во всех учебных заведениях. И сегодня мы попробуем разобраться, что делать первого сентября ученикам различных возрастных категорий в разных ситуациях.

Что делать первого сентября в 5 классе?

Пятый класс — это переломный момент. Это своего рода конец детства. Теперь с вас будут по-другому спрашивать, и относиться к вам более серьезно.

Но при этом первое сентября для пятиклассников вполне обычное. Никаких особенных обязанностей в этот день на них не возлагается. Вам необходимо просто слушать выступающих на линейке и никуда не уходить.

Сразу после линейки в 5 классе должен пройти классный час. Это не просто формальность, а ряд важных организационных моментов.

Вы должны познакомиться с новым классным руководителем. Также вам потребуется решить разного рода организационные вопросы. Как правило, такие вопросы связаны с тем, сколько и на что надо приносить деньги.

Что делать первого сентября на 1 курсе в Вузе?

Если вы уже поступили в ВУЗ, то вам нечего бояться. Линейка на 1 сентября здесь более скромная, чем в школе. Как правило, она состоит из следующих частей:

  1. Выступление ректора и сильных мира сего;
  2. Общее собрание в институте;
  3. Получение студенческих билетов и ознакомление с расписанием занятий.

В некоторых ВУЗах есть некие заморочки. Например, последний курс должен проводить «пару» у первого курса, на которой будет как бы введение в дела института и все такое.

Кроме того, для решения некоторых организационных моментов первокурсников могут попросить прийти раньше. Например, не к 10, а к 8 часам. В остальном же, особых «заворотов» не бывает.

Как проходит первое сентября в колледже?

Практически как в ВУЗе. В частности, здесь есть:

  • Выступление главы учебного заведения;
  • Художественная самодеятельность;
  • Кураторский час, типа классный час;
  • Оформление разных документов;
  • Ввод в курс дела и проч.

Также может быть экскурсия по территории и подробный рассказ о том, что и где находится. Если вы будете жить в общежитии, то вас могут сразу туда и заселить с речью о том, как надо себя вести в стенах данного здания.

Кроме того, у вас может быть одна пара. Но это будет что-то вроде введения в вашу специальность.

Не бойтесь первого сентября!

Как правило, первый учебный, торжественный день – это проблема учителей и преподавателей. Ведь именно они все организуют. А ученики всегда лишь выполняют задуманное.

И стоит отметить, что самое сложное 1 сентября в 11 классе средней школы. В такой ситуации вам предстоит читать стихи, делать самодеятельность, говорить разные речи и все такое прочее.

Но даже такие маневры планируются и репетируются заранее. Никто не заставит вас неожиданно что-то исполнять. Поэтому бояться явно не стоит.

И вообще, в крайнем случае, можно и не ходить на линейку. Многие так и делают. Ведь важна не торжественная часть, а именно учеба. Ей стоит уделить все ваше внимание.

Светлана ТАНДИТ

Почему ты боишься идти в школу?

Каждый раз, когда первоклассник Павлик доходил до угла, откуда виднелась его школа, он быстро выдергивал у мамы свою руку и бежал с громким плачем обратно, в сторону дома.
– Что же делать? – сокрушалась мама. – Ведь он так ждал, когда вырастет, пойдет в школу, так радовался! Что произошло – не понимаю!
Таких детей, как Павлик, которые ходят в школу через силу, преодолевая отвращение и страх, немало. И на то имеются совершенно конкретные причины.

Под прессом

Кому не знакомо щемящее чувство: вот учитель двигается по классу, подходит к твоей парте и… останавливается! Душа уходит в пятки, руки холодеют, время замирает. И дело не в том, что испокон веков учебный процесс организован так, что учителю можно все: требовать, оценивать, ругать, вызывать родителей, а ученику – ничего, разве что хорошо учиться. Беда еще и в том, что многие учителя используют в своей практике “нестандартные” способы “педагогического воздействия”. Например, коллективное наказание. Петров не выучил урок – учитель кричит. Но не только на Петрова, а на весь класс: все должны чувствовать себя виноватыми! Неудивительно, если в такой момент даже отличники начнут кусать себе губы от волнения. Для другого педагога главное оружие – ирония. Оно всегда бьет по самому больному. Поэтому, когда взгляд останавливается на ученике, он весь вжимается в парту, мечтая поскорее раствориться и стать невидимым.
Что же делать, если ребенок боится идти в школу из-за конкретного учителя? Попробуйте первым сделать шаг навстречу, расскажите о своей беде самому педагогу. Может быть, он не придает особого значения своему ироничному тону и не предполагает, какое воздействие оказывает на ребенка. Всегда идите на прямой контакт с учителем. Педагог или поможет справиться с проблемой, или отнесется равнодушно (враждебно) к вашей откровенности. В любом случае подобное общение позволит взглянуть на происходящее с иной стороны, лучше понять ситуацию, в которой оказался ребенок.
Психологический пресс рождает огромное разнообразие страхов: перед неотвратимой необходимостью отвечать, перед опасностью выглядеть смешным в глазах своих одноклассников, перед отметкой.
Непостижимо: ведь отметка всего лишь цифра, которая, как правило, ни о чем не говорит. Но именно она имеет магическую силу: боясь получить двойку, дети не хотят идти в школу, из-за двоек многие родители становятся врагами для собственного ребенка.
Сегодня, к счастью, есть школы, в которых отказались от отметок вообще. Вы думаете, дети в таких школах хуже учатся, меньше стараются? Ничего подобного! Просто свободные от страха перед цифрой родители и сами дети начинают понимать: смысл учебы не в том, чтобы заработать побольше хороших отметок, а в том, чтобы познавать новое и работать над своими недостатками.
Я листаю дневник шестиклассника: “Товарищи родители! Не выполнено домашнее задание. Примите меры!”, “Контрольная работа – 2”, “Поведение безобразное!” Любит ли этот мальчик свою школу, если его тут никто не любит? Наверное, он не торопится показать свой дневник родителям. Прячет его, врет, выкручивается. Страх стал частью его самого. Он всегда между двух огней – школой и домом. Как помочь ему выйти из замкнутого круга? Наберитесь терпения. Пусть хотя бы дома не будет “огня”. И, несмотря на пламенные призывы, звучащие из дневника, станьте союзником своего ребенка. В любой ситуации, при любой неудаче он имеет право рассчитывать на вашу поддержку и помощь.
Современная школа имеет целый “пульт” для давления на ребенка и его родителей. Здесь есть кнопки “угроза отчисления”, “деление на слабых и сильных”, “дополнительные экзамены” – да мало ли можно придумать подобных “кнопок”! Не дайте затянуть себя в эту игру. Всегда на первое место ставьте интересы ребенка.
Враг номер один – скука

С каким чувством дети первый раз идут в школу? С радостным! Им обещали прекрасный, яркий, почти взрослый мир! Они становятся первоклассниками и с азартным вдохновением ждут: вот сейчас начнется самое интересное, долгожданное. А оно все не начинается и не начинается. И с каждым днем дети убеждаются: учиться скучно. Они считают себя обманутыми (не надо было родителям рисовать идеальный образ!), поэтому в среднюю школу вступают с чувством глубокого разочарования. Именно в этом возрасте возникают проблемы с дисциплиной, на стул учителям подкладываются кнопки, уроки срываются. В старших классах наступает время вялой апатии и поголовных прогулов.
Чтобы избежать такой грустной перспективы, почаще спрашивайте своего ребенка, когда он приходит из школы:
– Что сегодня было интересного?
Если он тут же начнет рассказывать о каком-то уроке или событии – все в порядке. Если же махнет безнадежно рукой:
– Как всегда – ничего! – это серьезный сигнал тревоги.
Некоторые дети в состоянии выполнять задания учителей независимо от того, интересно им это или нет. Они просто исполнительны. Но есть дети, для которых скука сродни пытке. Тоска в глазах и непреодолимая зевота так явно запечатлены на их лицах, что не могут не раздражать учителя.
Когда потолок у меня в квартире начинал ходить ходуном, а звуки тяжело падающих предметов перемежались с визгами, я знала: там, наверху, делают домашнее задание по математике.
– Что такое дробь?! – отчетливо слышалось сверху. – Ну дели же наконец, зараза!
Соседка Вита помогала сыну делать уроки.
– Я вся на нервах! – жаловалась она при встрече, глотая валерьянку. – Парень-то у меня умный. Везде – на “4” и “5”. Как до математики доходит – тупеет и все!
– Может, учитель плохой? – робко предположила я.
Вита удивленно подняла брови:
– А кого это волнует?
И снова потолок в моей квартире ходит ходуном...
Но вдруг неделю тихо, другую…
– К нам новый математик пришел! – сообщила Вита. – Мой Ленька теперь задачки сам решает – не оторвешь!
Война закончилась. О жертвах ничего не известно. Быть может, это Ленькина нервная система, травмированная постоянными скандалами, а может, отношения с матерью, которые уже никогда не станут такими теплыми, как раньше.
Виноват ли ребенок, если ему неинтересно учиться? Думаю, родители в состоянии определить, где их ребенок ленится, не хочет делать усилие, а где ему просто скучно. Не стоит ругать его за то, в чем он не виноват. Ведь он не может сам найти себе хорошего учителя или объяснить плохому, как надо работать. Творческим натурам нужна соответствующая среда. К счастью, сейчас родители имеют право выбирать школу, в которой будет учиться их ребенок. Ищите, пока не поздно. Пока ваш сын не разучился слушать, пока у него горящие глаза и отзывчивое сердце. Скука убивает все это.

Отцепите мой ярлык!

– Бабушка! Я – бестолочь! – заявила Маша, вернувшись из школы.
– Кто тебе это сказал?! – всплеснула руками бабушка.
– Учительница по химии!
Завтра то же слово услышит Маша от учителя по физике, потом его подхватят одноклассники, а вскоре и сама девочка поверит в это. Начнет стесняться отвечать и неохотно ходить в школу.
Как разнообразен ассортимент школьных ярлыков: “хулиган”, “прогульщик”, “слабый”, “серый”, “двоечник”… Подобные ярлыки вовсе не безобидны. Раньше был просто Женя, а теперь – “трудный”. И Женя ведет себя соответственно, и все вокруг относятся к нему предвзято. “Нет! – говорят учителя, – Петров не может на “4”. Он может только на “2”. Как бы Петров ни старался – выше “3” ему не видать. И охота ему после этого ходить в школу? Спрятанные в Петрове таланты никто не замечает. Ведь проморгали же когда-то учителя и Льва Толстого, и Альберта Эйнштейна, повесив на них ярлык серых троечников.
Бездарных детей не бывает, и никто лучше родителей не знает истинных способностей своего ребенка. Лучший способ борьбы с негативным школьным ярлыком – создать условия, в которых раскрылся бы талант. Найдите кружок, спортивную секцию, студию – пусть сам выберет, чем он хочет заниматься. Тогда ребенок будет знать: я не могу учиться на пятерки, зато умею хорошо рисовать (танцевать, играть на скрипке). Он не будет сосредоточен только на школе и перестанет переживать по поводу пришитого ему ярлыка.

Я и враждебные “другие”

Ежиков боялся ходить в школу с первого дня. Когда учительница, знакомясь с классом, произнесла его фамилию, дети засмеялись. А Ежиков так расстроился, что заплакал. Так сложилась его репутация. Положение усугублялась тем, что Ежиков действительно все время ежился: то от сильного шума на перемене, то от удара по плечу. Это, конечно, не могло ускользнуть от зорких глаз одноклассников. Насмешки, издевательства стали постоянными спутниками мальчика. Сначала Ежиков плакал, умоляя маму оставить его дома. Иногда она соглашалась. Но Ежиков скоро понял: один пропущенный день ничего не меняет, потому что неизбежно наступит завтра и придется снова идти в школу.
Так прошло пять лет. Пытаясь защитить сына, мама приходила в класс “выяснять отношения” с обидчиками, скандалила с их родителями. Но это только вредило еще больше. Мать была убеждена: причина кроется в злых детях, которые как на подбор оказались все в одном классе. Она добилась перевода в другой класс. Но слава бежала впереди Ежикова, и здесь ему было ничуть не лучше.
Отчаявшись, мама обратилась к школьному психологу. Диагноз специалиста сводился к следующему: у Ежикова Алеши полностью отсутствует опыт общения со сверстниками. До школы мальчика воспитывали в стерильных условиях, почти в колбе. Детский сад он не посещал. Гулял обычно за руку с бабушкой медленным шагом. Неудивительно, что и сам Ежиков скоро превратился в маленького старичка.
Психолог начал работать с мальчиком, анализируя проблемные ситуации, которые возникали у Ежикова, подсказывая, как лучше вести себя. Алеша прошел через психологические тренинги. В нем многое менялось, но груз “прежнего Ежикова” оказался слишком тяжел. Поэтому психолог посоветовал перевести мальчика в другую школу. Он считал, что Алеша готов к решительному прорыву.
Первое сентября своего седьмого класса Ежиков встретил в новой школе. Услышав его фамилию, ребята засмеялись. Это Алеше было уже знакомо – он только усмехнулся. Теперь он уверен в себе – вокруг не было врагов.
Несложившиеся отношения с одноклассниками – распространенная причина, по которой ребенок не хочет посещать школу. Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, неудовлетворен своим настоящим положением в классе? Может, у него возник конфликт с конкретным учеником или угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует. Любой конфликт лучше решать внутри школы, рассматривая переход в другую как крайний выход, ибо где гарантия, что и там ребенок не столкнется со старой проблемой?
Помните маленького Павлика, который, увидев школу, тут же убегал от мамы домой? Родителям удалось выяснить причину. Рыдая, Павлик поведал им страшную тайну: учительница не любит его! Нет, она не кричит, не ругается – просто не любит. Родителям стоило немалых усилий объяснить сыну, что учительница и не должна его любить, что в жизни еще встретится немало взрослых, которые не будут его любить. И в этом ничего ужасного нет, это нормально.
Но детская душа не может смириться. Она все равно ждет любви.

Когда стоит искать другую школу

1. В случае сознательной травли ребенка учителем.
2. Если в школе не обеспечен полноценный образовательный процесс (отсутствуют учителя по одному или нескольким предметам, слабый уровень преподавания).
3. Если методы, которые практикуются в данной школе, противоречат вашим взглядам на воспитание и наносят ущерб психике вашего ребенка.
3. В случае враждебного отношения со стороны всех одноклассников.
4. Если высокие требования и перегрузка пагубно сказываются на здоровье ребенка.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

1. Из-за бумаг и отчетов некогда будет учить детей

Роман ГЛУХОВСКИЙ, учитель истории школы №81, Волгоград:

Страх, что всякие формальные вещи могут убить процесс преподавания и живого общения с людьми. Важно - не что ты сделал, а как ты красиво написал об этом.

Ирина МОСКАЛЕВА, учитель химии, заслуженный учитель РФ, гимназия №2, Воронеж:

Я боюсь наших проверок. Они делаются чиновниками, которые далеки от реальной жизни в школе. Проверки идут формально, смотрят всякие бумаги. Я бы была рада, если бы ко мне пришли на урок и посмотрели мою работу.

Галина ВОЛОБУЕВА, учитель математики, гимназия №25, Краснодар:

За то время, которое мы вечерами тратим на заполнение различных документов, можно было бы подготовить интересную презентацию для детей. Скоро времени, чтобы увлечь школьника предметом, останется совсем немного.


Инесса ТАРАСОВА, директор школы №1 города Аткарск, Саратовская область:

Вмешательства родителей в мою работу. Сейчас все знают, как учить, сколько задавать на дом. Раньше к педагогам относились уважительно и не спорили с нами по каждому поводу.


Людмила ПИКАЛОВА, учитель музыки, Заслуженный работник культуры РФ, Воронеж:

Больше всего проблем доставляют родители учеников. Вседозволенность дома создает большие трудности для учителей, ведь это сказывается на детях. Отсюда проблемы в поведении и общении школьников и друг с другом, и со взрослыми.

Любовь ДМИТРИЕВА, директор школы № 26, Ярославль:

Недавно ко мне подошли родители и сказали, что хотят заказать себе классного руководителя. Их нынешний педагог уходит в декрет, и они выбрали, кого хотят вместо него. При этом людей не интересовало, есть ли у учителя уже классное руководство, и хочет ли она этим заниматься.

Ольга ЛИТВИНОВА, учитель математики с 30-летним стажем, школа №88, Красноярск:

Родителям моих учеников я всегда рассказываю притчу из своей жизни. Моя мама ударила меня всего один раз в жизни. Я училась в 6-м классе. Пришла домой из школы с двойкой. Она: «Почему?». Я: «А! Учительница – дура!». Она взяла тапок и била им меня, пока папа не вмешался. И повторяла: «Ты не сделала уроки, а дура учительница??!» Понимала, что нельзя приучать ребенка перекладывать свою вину на кого-либо. Сейчас у родителей виноваты все вокруг, только не они сами и не их дети.

Александр ПОПОВ, директор физико-математического лицея №31, Челябинск:

Знаете, как в математике и физике: константы – незыблемые величины. Десятилетия выпускные сочинения в школах писали 1 июня, и это был праздник. Сочинение у нас отняли. Потом вернули, но пишут его дети в середине учебного года. Была константа - 1 сентября начало учебного года. Хотят отнять и ее, сделав начало года «плавающим». Нельзя трогать константы.

Марина ШИЛИНА, учитель физкультуры лицея № 5, Волгоград:

Школу надо оставить без изменений, дать учителям спокойно работать. Чтобы не было тряски: сегодня ЕГЭ , завтра ГИА. Пусть перестанут наверху истерить по этому поводу.

Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, Липецк:

Ученики с каждым годом становятся нахальнее и грубее. А любое замечание воспринимают, как угрозу или предвзятое отношение, жалуются родителям, те руководству. А это для нас чревато увольнением.

Гульнара НАФИКОВА, учитель МХК лицея №68, Уфа:

Слушаю на перемене – а мальчишки между собой матом говорят. Из нормальных слов – только союзы и междометия! А я им про Рембрандта и Леонардо да Винчи …


Сергей ТЮНИН, учитель истории и обществознания школы №53, Уфа:

Учителя теряют авторитет. Нельзя с гордостью сказать, что ты работаешь учителем. Никто не отметит: «О, это круто!» Приезжаю как-то на работу, а парковка занята родителями. Начинаешь возмущаться, а они разговаривают с тобой как с человеком низшего сорта.


Анна ИВАНОВА, учитель с 30-летним стажем, Красноярск:

Дети могут спровоцировать не только на грубую фразу, но и на рукоприкладство. Из последнего. Учительница, 55 лет, при ней шестиклассник избивает другого. Она ему раз крикнула, два, реакции никакой, продолжает бить. Тогда она приложила его ребром ладони: «А если я тебе вот так?». И все: ее убрали через прокуратуру по статье. Раньше легкий подзатыльник от учителя ничем из ряда вон выходящим не был. Я не считаю это правильным. Но каждую конкретную ситуацию нужно рассматривать отдельно.

5. Ученик свернет на плохой путь, не реализуется

Оксана ПЕТРЕНКО, учитель физкультуры школы №66, Иркутск:

Боюсь, что не удастся предупредить их неверные шаги в будущем, что их ждут неудачи. И что ученики меня совсем забудут через несколько лет после окончания школы.

Ева КОЛОТОВА, учитель немецкого языка школа №34 города Энгельса, Саратовская область:

Алкоголизм и наркомания среди школьников – страшная вещь, всеми силами стараемся не пускать ребят к этой темной стороне жизни. Но получается не всегда.


Иван МЕНЬШИКОВ, учитель математики, школа №489, Санкт-Петербург:

Неправильно расставить приоритеты и ценности, потому что я не знаю, что понадобится детям через десять-пятнадцать лет.


6. Увольнения и снижения зарплаты

Наталья НАУГОЛЬНЫХ, директор школы № 42, Пермь:

Пугает кризис и задержки зарплат. Мы это уже проходили, поэтому вспоминать трудные времена не хочется.


Анастасия Владимировна, учитель химии, Липецк:

Ребенок может учиться в нашей школе, а заниматься с репетитором из другого образовательного учреждения. Если родители переведут его в другую школу, где работает их репетитор, то учителя, от которого ушел школьник, могут уволить.

7. Увлечение детей гаджетами и попасть на видео в сеть

Татьяна ЗОТОВА, учитель начальных классов школы №43, Ярославль:

Пугает сверхмерное увлечение детей гаджетами, из-за этого они меньше общаются друг с другом.

Виталий СУХОРУКОВ, завуч школы № 6 станицы Старотитаровской Темрюкского района Краснодарского края:

Педагоги постарше, насмотревшись роликов, где подростки избивают учителей, опасаются насилия со стороны школьников. Меня вот недавно незаметно сфотографировали на уроке и выложили снимок в Сеть с нелицеприятной подписью.

Чего еще опасаются педагоги

Ольга ИЛЬИНА, учитель русского языка и литературы лицея «Содружество», Уфа:

Мой главный страх - это ученики, которых практически ничем нельзя заинтересовать. Как я не стараюсь, «глаза горят» у пяти-шести человек. Остальные даже не скрывают, что учиться им неинтересно. Это напрягает даже больше, чем отчеты или небольшая заработная плата.

О своих страхах учителя рассказали в эфире Радио "Комсомольская правда" :

Семь главных страхов российских учителей. В День учителя в эфире Радио "Комсомольская правда" педагоги рассказали, что сегодня страшит их больше всего

Боюсь идти на 1 сентября. Стоит ли вообще идти? Ведь там так много народу, я конечно пытаюсь вести беседы, чтобы хоть как-то отвлечься, но я постоянно смотрю по сторонам, сердце бешенно бьется... наверно мне не приятно встречаться с некоторыми людьми... Идти нужно, но не хочу. Чтобы окончательно решить спрашиваю у вселенной:)

    Конечно, идти.. Первое сентября - праздник временный.. Когда нибудь тебе некуда будет идти первого сентября.. :) Главное - выглядеть безупречно... :)

    Можно пойти, и если по дороге будет уж совсем тошно, то просто пройти мимо купить себе мороженого или чего еще и пойти туда где хорошо и приятно)

    Иди и голову держи выше всех...потому что тебе дела нет не до кого!!! ты это ты и ты одна такая....и пусть лучше они переживают что не увидят тебя))))все получиться не переживай))

    конечно идти, страхи пройдут, а в памяти не останутся воспоминания о школьных годах. будете жалеть

    Избежать неприятных встреч и бесед не сложно...нужно настроить себя на то, что нужно прийти на 1 сентября, сказать все привет, и продолжать жизнь...когда человек перестает видеть "врагов"..понимая, что это такие же люди, с амбициями, эмоциями, с разным пониманием жизненных ценностей..никто не может вас заставить жить, есть и быть всегда вместе с этими людьми, а научится дипломатии общения с такими людьми очень пригодится...такие люди всегда будут присутствовать на жизненном пути...в школе, на работе, в транспорте...и когда вы будете свободны от мысли, что вам эти люди не приятны...будет легко....самое главное это ваше искреннее дружелюбие и понимание того, что ваше внутреннее мнение для вас важно..но оно ваше..просто нужно всегда оставлять большое расстояние между тем, что вам не нравится или не приятно...чтобы ваше пространство оставалось чистым в нем больше было искренних и хороших людей....

    иди на встречу своему страху, станеш уважать себя, будеш смеяться с того что ранее пугало.

    Я тоже боюсь) Только, скорее потому что иду в 11 класс.
    А вообще не надо боятся, никто же тебя не съест)

    Боязнь надо преодолеть. Глубокий вдох, выдох. улыбка на лице, внутренние силы для искоренения боязни и вперед!

Вы видите вопрос, который задал Вселенной кто-то из пользователей сайта, и ответы на него.

Отвечают или очень похожие на Вас люди, или полные Ваши противоположности.
Наш проект был задуман как способ психологического развития и роста, где можно спросить совета у "похожих" и научиться у "очень отличающихся" тому, чего Вы еще не знаете или не пробовали.

Хотите спросить Вселенную о чем-то важном для Вас?