Почему не помним первые годы жизни. Почему мы не помним себя маленькими. Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании

Так в чём же дело? Ведь дети впитывают информацию как губка, формируя 700 нейронных связей в секунду и обучаясь языку с такой скоростью, которой позавидовал бы любой полиглот.

Многие считают, что ответ кроется в работах Германа Эббингауза (Hermann Ebbinghaus), немецкого психолога, жившего в XIX веке. Он впервые провёл на себе ряд экспериментов, позволяющих узнать пределы человеческой памяти.

Для этого он составлял ряды бессмысленных слогов («бов», «гис», «лоч» и тому подобных) и заучивал их, а затем проверял, какой объём информации сохраняется в памяти. Как подтверждает кривая забывания , также разработанная Эббингаузом, мы крайне быстро забываем заученное. Без повторения наш мозг уже в течение первого часа забывает половину новой информации. К 30-му дню сохраняется всего 2–3% полученных данных.

Исследуя кривые забывания в 1980-х годах, учёные обнаружилиDavid C. Rubin. Autobiographical Memory . , что у нас гораздо меньше воспоминаний за период от рождения до 6–7 лет, чем можно было бы предположить. При этом некоторые помнят отдельные события, произошедшие, когда им было всего 2 года, а у других совсем нет воспоминаний о событиях до 7–8 лет. В среднем же обрывочные воспоминания появляются только после трёх с половиной лет.

Особенно интересно, что в разных странах наблюдаются расхождения в том, как откладываются воспоминания.

Роль культуры

Психолог Ки Ван (Qi Wang) из Корнелльского университета провела исследованиеQi Wang. Culture effects on adults’ earliest childhood recollection and self-description . , в рамках которого записывала детские воспоминания китайских и американских студентов. Как можно было предположить исходя из национальных стереотипов, истории американцев оказались более длинными и детальными, а также значительно более эгоцентричными. Истории китайских студентов, наоборот, были краткими и воспроизводили факты. Кроме того, их воспоминания в среднем начинались на шесть месяцев позже.

Разницу в подтверждают и другие исследованияQi Wang. The Emergence of Cultural Self-Constructs . . Людям, у которых воспоминания больше сосредоточены на собственной личности, вспоминать легче.

«Между такими воспоминаниями „В зоопарке были тигры“ и „Я видел в зоопарке тигров, они были страшные, но всё равно было очень интересно“ большая разница», - говорят психологи. Появление у ребёнка интереса к самому себе, возникновение собственной точки зрения помогает лучше запоминать происходящее, ведь именно это во многом влияет на восприятие различных событий.

Затем Ки Ванг провела ещё один эксперимент, на этот раз опрашивая американских и китайских матерейQi Wang, Stacey N. Doan, Qingfang Song . Talking about Internal States in Mother-Child Reminiscing Influences Children’s Self-Representations: A Cross-Cultural Study . . Результаты остались теми же.

«В восточной культуре детским воспоминаниям не придают такого значения, - говорит Ванг. - Когда я жила в Китае, никто даже не спрашивал меня об этом. Если же общество внушает, что эти воспоминания важны, они больше откладываются в памяти».

Интересно, что самые ранние воспоминания зафиксированы у коренного населения Новой Зеландии - маориS. MacDonald, K. Uesiliana, H. Hayne. Cross-cultural and gender differences in childhood amnesia .
. Их культура очень большое внимание уделяет детским воспоминаниям, и многие маори помнят события, происходившие, когда им было всего два с половиной года.

Роль гиппокампа

Некоторые психологи считают, что способность запоминать приходит к нам только после того, как мы овладеем языком. Однако было доказано, что у глухих с рождения детей первые воспоминания относятся к тому же периоду, что и у остальных.

Это привело к возникновению теории, согласно которой мы не помним первые годы жизни просто потому, что в это время у нашего мозга ещё нет необходимого «оборудования». Как известно, за нашу способность запоминать отвечает гиппокамп. В очень раннем возрасте он ещё недостаточно развит. Это было замечено не только среди людей, но также среди крыс и обезьянSheena A. Josselyn, Paul W. Frankland. Infantile amnesia: A neurogenic hypothesis. .

Однако некоторые события из детства оказывают на нас влияние даже тогда, когда мы о них не помнимStella Li, Bridget L. Callaghan, Rick Richardson. Infantile amnesia: forgotten but not gone . , поэтому некоторые психологи считают, что память об этих событиях всё-таки хранится, но нам она недоступна. Пока учёным ещё не удалось доказать это опытным путём.

Воображаемые события

Многие наши воспоминания о детстве часто оказываются ненастоящими. Мы слышим от родственников о какой-то ситуации, домысливаем подробности, и со временем это начинает казаться нам собственным воспоминанием.

И даже если мы действительно помним о том или ином событии, это воспоминание может меняться под воздействием рассказов окружающих.

Так что, возможно, главный вопрос не в том, почему мы не помним своё раннее детство, а в том, можем ли мы вообще верить хоть одному воспоминанию.

Несмотря на долгие десятилетия серьезных исследований, наш мозг все еще ревностно хранит колоссальное количество тайн. На данный момент мы получили ответы лишь на небольшую часть вопросов, сегодня даже нельзя с уверенностью сказать, почему мы не помним, как родились. Что уж говорить о более серьезных темах.

Зачем нужна память?

Человеческую память сложно назвать чем-то несерьезным, это сложное сочетание биологических процессов, созданных природой:

  • Представляет собой совокупность статических картин, объединяющихся в динамичное представление о прошлом.
  • Память индивидуальна и уникальна у каждого, даже если люди являлись свидетелями одних и тех же событий.
  • Современная теория предполагает, что информация в мозге хранится в виде постоянно циркулирующих нервных импульсов.
  • Именно связи между нервными клетками позволяют нам помнить прошедшие события.
  • Психика накладывает отпечаток на все воспоминания, часть из них полностью замещается, остальные искажаются.
  • Особенно интересна в этом плане память детей. Они могут придумать себе никогда не существовавшие в действительности события и свято в них верить. Такой вот самообман.

Теряя память, человек расстается с частичкой своей личности . Несмотря на то, что все приобретенные навыки и качества остаются, уходит слишком важная информация о прошлом. Иногда безвозвратно.

Почему мы не помним первые годы?

В одной из сцен фильма «Люси » главная героиня вспоминает не только свое детство, но и сам момент рождения. Конечно же, она находится под действием препаратов и обладает способностями на уровне Супермена. Но насколько реально среднестатистическому человеку вспомнить нечто подобное, и почему у большинства нет никаких воспоминаний о первых трех годах жизни ?

На протяжении длительного времени это объяснялось исходя из двух теорий.

И обе предложенные гипотезы не идеальны:

  1. У каждого человека есть с десяток не самых приятных воспоминаний.
  2. У некоторых действительно ужасные моменты жизни отпечатались в памяти на долгие годы.
  3. В мире миллионы глухонемых, но они не испытывают особых проблем с памятью.
  4. При правильном подходе уже в трехлетнем возрасте малыш способен читать книги, что уж говорить о речи и запоминании.

Разрушение межнейронных связей

Недавние исследования, проведенные на крысах, дали интересный результат :

  • Оказалось, что во время интенсивного роста нервной ткани, нарушаются старые нейронные связи.
  • Это происходит и с расположенными в так называемом «центре памяти» нейронами.
  • А раз уж мы пришли к заключению, что память представляет собой электрические импульсы между клетками, несложно прийти к логичному выводу.
  • В определенном возрасте нервная ткань растет слишком интенсивно, разрушаются старые связи, формируются новые. Память о предыдущих событиях просто стирается.

Конечно же, проведение любых подобных экспериментов на детях обречено на провал, этика и моральная сторона вопроса не дадут ходу таким исследованиям. Возможно, ученые найдут другой способ, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию в ближайшее время. А пока что мы можем наслаждаться любым из трех общепринятых объяснений .

Все это не значит, что человек не может помнить что-то из раннего детства. У некоторых людей присутствуют фрагментированные воспоминания об этом периоде - яркие образы, обрывки моментов и жизненных ситуаций. Так что уделять малышу время необходимо в любом возрасте , именно в эти годы закладывается большинство особенностей психики .

Почему дети рождаются синими?

Когда мамочке впервые показывают ребенка в родильном зале, радость от появления малыша может смениться переживаниями за его жизнь:

  1. В массовой культуре сформировался образ новорожденного - розовощекий кричащий малыш.
  2. Но в реальной жизни все немного иначе, ребенок появится либо синюшным, либо багряным.
  3. Тем самым розовощеким малышом он станет в течение ближайших пары дней, волноваться не стоит.

«Ненормальный» цвет может быть физиологическим и патологическим :

  • С точки зрения физиологии он объясняется переходом от плацентарного к легочному кровообращению.
  • Как только ребенок делает первый вдох и начинает самостоятельно дышать, цвет его кожный покровов постепенно приходит к розовому цвету.
  • Свою роль играет наличие смазки на коже малыша.
  • Не стоит забывать о наличии фетального гемоглобина и отличающейся от взрослого картине крови.

С патологией все проще. Варианта два - либо гипоксия, либо травма.

Но здесь уже решать акушерам, так что доверьтесь мнению специалистов. Не стоит накручивать себя на пустом месте, эти люди принимали сотни родов и видели предостаточно новорожденных. Если они считают, что все в порядке или что наоборот, что-то не так - скорее всего так оно и есть.

Что влияет на «детскую забывчивость»?

На сегодняшний день мы можем объяснить отсутствие воспоминаний о рождении и первых трех годах жизни такими вот теориями:

  • Замещение и вытеснение из памяти шокирующей информации . Будем надеяться, что в ближайшие десятилетия люди не получат доступ к такому источнику стресса. Любопытно конечно узнать, какими все мы были. Но при этом негативные эмоции никуда не денутся.
  • Началом формирования ассоциативных связей со словами. На период 2-3 лет припадает активное развитие речи и только после этого возможна фиксация в памяти массивных блоков информации.
  • Разрушением связей между нейронами, в связи с их интенсивным ростом. Экспериментально доказано на лабораторных мышах и крысах. На данный момент выглядит самым перспективным объяснением.

Но истина всегда где-то посередине. В конечном счете, может оказаться, что все три гипотезы верны, но лишь отчасти. Формирование памяти - слишком сложный процесс, чтобы на него влиял всего один какой-то фактор.

Не так важно, почему мы не помним, как родились - будь это связано с интенсивным ростом клеток или блокированием шокирующей информации. Главное, что именно в 1-3 года формируется характер и будущие наклонности ребенка , а не в какие не 7-10 лет, как это принято считать. Так что и внимание малышу нужно уделять соответствующее.

Видео: вспомнить, как я родился

Ниже видео с интересными объяснениями от психолога Ивана Кадурина, который рассказывает, почему человек не помнит, как он родился и очень смутно помнит свое детство:

Во сне нам удаётся преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия, побывать в неведомых странах и даже влюбиться, но, как правило, с пробуждением ночные приключения растворяются в сознании. Так как же возникают наши сны, и почему так бесследно стираются из памяти, и можно ли удержать в памяти сновидение со всеми подробностями? Специалисты провели множество исследований и теперь стали на шаг ближе к истине.

Почему мы засыпаем

Наверняка вы не раз замечали, что момент «засыпания», когда происходит отключение от реальности, отследить невозможно. Так как же мы всё-таки засыпаем? Учёные из Швеции пришли к выводу, что засыпаем мы в тот момент, когда в работу вступают мозговые центры, находившиеся в состоянии покоя в дневное время. А американские специалисты заметили, что важную роль играет недостаток дневного света, который переводит наши биологические часы на ночное время за счёт выработки мелатонина, гормона сна. В любом случае, к единому мнению специалисты из разных точек мира так и не пришли. Существует даже мнение, будто человек засыпает из-за накопления в организме в течение дня некоторых продуктов обмена веществ.

Все спят одинаково

Все люди спят абсолютно одинаково, и абсолютно одинаково не могут обходиться без сна. Мы забываем сны, потому что наш мозг как компьютер, у которого возникает несовместимость с теми или иными файлами – проблема кодирования; скажем, тоже самое, когда мы не можем загрузить какое-то нестандартное по формату видео на YouTube.

По последним исследованиям, все наши сны, даже если мы ощущаем их как очень длинные или их несколько за ночь, – длятся очень короткий срок в реальности – несколько секунд до пробуждения (не обязательно утреннего, проснуться вы можете и посреди ночи). То есть все наши полёты во сне, невероятные путешествия и великие любови проносятся в настоящем времени с невероятной скоростью. Это обстоятельство мешает нам помнить наши сновидения во всех подробностях, а иногда и вовсе стирает картинку из памяти. Наш мозг в состоянии запомнить максимум три сна в неделю и то – совсем нечётко.

Согласно исследованиям, те сны, которые нам запоминаются ярче всего, отображают наши реальные мечты. Что же такое сон, окончательного решения учёные так и не нашли, но по умолчанию сон можно назвать кодированием повседневной информации и грёз в наше подсознание.

Две фазы сна

Во сне наш организм, как глобальная машина, начинает работать в совершенно ином режиме. Так, например, состояние сна делится на две фазы: медленная и быстрая. Медленная составляет от 75 до 80% от всего времени нашего отдыха, в этот период обычно активные во время бодрствования процессы замедляются, сердце бьётся реже, становится более редким дыхание, уменьшается активность пищеварительной системы, снижается температура тела. Более того, предельно расслабляются и мышцы – этот процесс, кстати, можно заметить ещё перед погружением в сон – наверняка вы замечали, как время от времени подёргиваются наши конечности. По большей части, рефлекторным движениям подвержены спортсмены и танцоры – их мышцы днём претерпевают гораздо большую нагрузку, нежели у других, «обычных» людей.

Что касается быстрой фазы, то здесь всё происходит наоборот: биение сердца учащается, поднимается давление. Многие учёные уверены – именно в период быстрой фазы, в нашем мозгу происходит переработка информации, поступившей за минувший день. Сны, надо сказать, могут сниться нам и в быстрой и в медленной фазе, правда, они очень отличаются друг от друга. В быстрой мы видим яркие, эмоционально окрашенные сновидения, порой не поддающиеся расшифровке – иными словами, набор картинок. А вот в медленной фазе сны становятся куда более осмысленными, реалистичными, максимально приближенными по содержанию к периоду бодрствования, именно поэтому, в медленном сне порой бывает невозможно отличить сновидения от яви. Зато, если разбудить человека на стадии быстрого сна – он, вне всяких сомнений, в мельчайших подробностях запомнит свой сон. А в медленной - нет.

Откуда берутся наши ночные кошмары

Ночной кошмар - это всегда плохо, иными словами, если вы слишком часто видите плохие сны, можете быть уверены, ваш организм подаёт вам тревожные сигналы. Как правило, систематические кошмары свидетельствуют о неврозе, повышенной эмоциональности и других расстройствах психики. «Случайные» кошмары – признак переутомления, стресса. Неприятные сны могут сниться как в быстрой, так и в медленной фазе. Дело лишь в том, что находясь в быстрой фазе, вы, как правило, можете отдавать себе отчёт в том, что вы спите, кошмар вам привиделся,. Более того, осознаете вы это настолько, что усилием воли можете заставиться себя проснуться.

Что до медленной фазы, то здесь всё гораздо сложнее. Поскольку сны наши в медленный период становятся более реалистичными, меняется и восприятие, а значит, уговорить себя проснуться не всегда получается.

Но условно хорошая новость заключается в том, что львиную долю своих ночных кошмаров вы уже отсмотрели. Оказывается, дети подвержены страшным сновидениям куда сильнее, чем взрослые. Учёные доказали, что с 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь. И это повод относиться к нашим детям и их ночным случайным слезам еще чуточку внимательнее.

Чёрно-белые сны

Оказывается, не все люди могут видеть цветные сны. Однако, счастливчиков, у которых сновидения всегда монохромны, совсем немного. Исследования, проведённые с 1915 года до пятидесятых годов 20-го века, говорят, что среди зрячих людей 12% видят исключительно чёрно-белые сны. С 60-х годов картина изменилась. Сегодня чёрно-белые сны видят 4,4% людей.

Несколько интересных фактов

Нам снится только то, что мы видели. Порой, в наших сновидениях возникают совсем незнакомые лица. На самом деле, как бы парадоксально это ни звучало – во сне мы видим исключительно то, что знаем. Только представьте – за день мимо нас проходят сотни людей, и каждое увиденное лицо отпечатывается в нашем подсознании – в реальности мы быстро забудем «ненужную» информацию, а вот во сне мозг вполне может услужливо подсунуть её нам.

Сны видят все здоровые люди. Всем людям (кроме разве что больных, с серьёзными изменениями психики) снятся сны, однако, согласно исследованиям, мужчины и женщины видят сны по-разному. Мужчинам в основном снятся представители своего пола, женщины же во снах видят представителей обоих полов в примерно одинаковой пропорции.

Слепым тоже снятся сны. Если человек потерял зрение уже после рождения, на протяжении всей жизни ему могут сниться картинки «из прошлой жизни», что же касается тех, кто страдает недугом с колыбели – то их сновидения наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями.

Сны предотвращают невроз. Сновидения являются отражением наших желаний - как сознательных, так и подсознательных. Именно сны помогают оберегать нашу нервную систему. Относительно недавно команда психологов провела эксперимент: группе добровольцев позволили спать по восемь часов в сутки, однако, будили их всякий раз, когда наступал период сновидений. Спустя непродолжительное время волонтеры начали галлюцинировать в обычное время суток, нервничать без причины, проявлять агрессию.

Психические отклонения можно диагностировать с помощью снов. Несколько лет назад популярный журнал «Neurology» представил данные о том, что такие психические заболевания, как болезнь Паркинсона и шизофрения, ещё задолго до своего первого реального проявления дают о себе знать в снах. Дело в том, что больным с этими заболеваниями, причина которых кроется в нейродегенеративных расстройствах, постоянно снятся кошмары, для которых особенно характерны царящие в сновидении крики, удары, плач и стоны.

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

Можете ли вы рассказать о том, что происходило с вами в раннем детстве? Какое ваше самое первое воспоминание и сколько лет вам тогда было? Стоит отметить, что большинство людей лишь с трудом вспоминают небольшие отрывки из раннего периода своего детства, например, когда им было около трех, четырех или пяти лет. С чем это связано и почему мы не помним себя, когда были еще совсем маленькими детьми? В этой статье мы постараемся найти ответы на этот вопрос.

Исследования Шелли Макдональд

В одном из своих исследований Шелли Макдональд (психолог из Новой Зеландии) решила выяснить, почему дети плохо помнят себя в детстве и от чего именно это зависит. Для этого ей был поведен эксперимент, в котором участвовали новозеландцы различного происхождения (европейского и азиатского), включая представителей коренного населения страны – племен маори. В результате удалось выяснить, что представители азиатских стран помнят свое детство наиболее плохо, ведь в среднем первые воспоминания о своем детстве в этой группе проявляются лишь на после четырех с половиной лет.

Чуть лучше вспомнить о том, что происходило с ними в первые годы жизни, могут выходцы из европейских стран. Большинство из них смогли вспомнить некоторые жизненные эпизоды, начиная с трех с половиной лет. Но наилучшей памятью в этом отношении обладали представители племен маори. Оказалось, что в среднем они могут рассказать об отдельных ситуациях, которые происходили с ними, когда им было все еще два с половиной года.

Психолог ШеллиМакдональд объяснила это тем, что коренные жители Новой Зеландии обладают очень богатой устной культурой, особенностью которой является создание акцента на событиях, происходивших в прошлом. Представители племен маори очень много внимания уделяют прошедшим событиям, что безусловно отражается и на эмоциональной обстановке в семье, в которой растут маленькие дети.

Стрессы и общение с родственниками

Аналогичные исследования проводились и в других уголках мира. Например, итальянский психолог Федерика Артиоли провела ряд исследований, в которых принимали участие жители Италии. Ей удалось выяснить, что те участники эксперимента, которые проживали в больших семьях с бабушками, дедушками, тетушками и дядями могут намного больше рассказать о том, что происходило с ними в раннем детстве, чем те, кого воспитывали только отец с матерью.

При этом наиболее яркими воспоминаниями о том периоде являются интересные истории и сказки, которые рассказывали им родители и ближайшие родственники. Кроме того, влиять на формирование памяти способен и стресс. Ведь дети, чьи родители развелись, когда им еще не было и шести лет, намного лучше помнят свое раннее детство.

В чем может заключаться причина?

О точных причинах плохой памяти у детей ученые и психологи спорят и сегодня. Одни полагают, что это следствие быстрого восприятия информации, которую ребенок в первые годы «впитывает, словно губка». В результате более новые воспоминания «перезаписывают» в нашей памяти поверх старых. Другие же объясняют это недостаточным уровнем развития памяти у маленьких деток. Интересную теорию предложил и Зигмунд Фрейд, описав ее в работе «Три очерка по теории сексуальности». Он предложил такой термин, как «инфантильная амнезия». По его мнению, именно она и является причиной отсутствия четких воспоминаний о первых годах нашей жизни.