Педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района»

психолог

МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района», Оренбургская область

Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения как часть адаптированной образовательной программы

Введение

Психолого –педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения

1.1. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения в условиях образовательного учреждения

1.2. Психолого – педагогические особенности детей с нарушениями зрения

Опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для детей с нарушениями зрения

2.1. Особенности контингента детей с нарушения зрения в образовательном учреждении

2.2. Программа индивидуального сопровождения для детей с нарушением зрения

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Но, несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать. Такое право детей с ОВЗ возможно при инклюзивном образовании. Существенная роль в изменении ситуации для детей с ограниченными возможностями здоровья играет выявление и ранняя комплексная помощь детям , внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых школьников, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Вследствие этого часть детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства – специальных (коррекционных) школ – в общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина – общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации. В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети и подростки, относящиеся к категории «детей с ограниченными возможностями», заслуживают пристального внимания и целенаправленной помощи целого ряда специалистов – психологов, педагогов, врачей, социальных работников. Дети с наличием дефекта имеют много общих черт, что определяет основные подходы для их обучения и воспитания. И, тем не менее, каждая составляющая указанной категории детей (с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью) отличается особыми психологическими характеристиками, особенностями развития и социализации . Их личности находятся в процессе формирования, и неудовлетворительное качество жизни в это время может иметь серьезные последствия для их будущего.

Наличие нарушений зрения (врожденных аномалий зрительного анализатора, амблиопии, нистагма и т. п.) является одним из вариантов нарушенного онтогенеза, может ограничивать познавательные, учебные, социальные и поведенческие возможности у детей и подростков .

Сегодня дети с отклонениями в развитии могут получить психолого-педагогическую помощь в общеобразовательных учреждениях, но особую актуальность приобретает опыт оказания общеобразовательных услуг для детей с нарушением зрения в условиях обычных общеобразовательных учреждений.

Целью данной работы является разработка программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогический особенности детей с нарушением зрения;
2. Обобщить опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для ребенка с нарушениями зрения

Глава 1. Психолого –педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения

1.1. Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Психологическое сопровождение ребенка с нарушением зрения можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: 1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.. 2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления. 3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности. 4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии. 5. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Среди условий организации инклюзивной деятельности ОУ по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с нарушением зрения необходимо: 1. Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК); 2. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т. п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами; 3. Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров; 4. Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов; 5. Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед , социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.; 6. Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами; 7. Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду; 8. Наличие специальное оборудования и средства, модулирующих образовательное пространство класса /группы .

Для полноценного включения ребенка в инклюзивное образование необходим индивидуальный подход и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Достигнуть таких результатов поможет разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения.

Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения, которые должны быть отражены в программе, являются:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление психолого-педагогических особенностей развития детей с нарушением зрения, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятий и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушением зрения в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением зрения и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов психолого-педагогической коррекции .

Таким образом, психолого-педагогическая сопровождение ребенка с нарушением зрения должно осуществляться как методическая помощь педагогам образовательного учреждения по вопросу создания условий для работы с детьми с нарушением зрения (риском нарушения), а так же родителям, чьи дети имеют отклонения в развитии зрительного анализатора. В психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения, включена работа по эффективной помощи ребенку в адаптации к новому социальному пространству, формированию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, повышении родительской компетенции и психологической грамотности, повышению профессионального уровня педагогического коллектива в области гигиены и охраны зрения детей.

1.2. Психолого – педагогические особенности детей с нарушениями зрения.

Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций:

1) центрального зрения;

2) периферического зрения;

3) бинокулярного зрения;

4) светоощущения;

5) цветоощущения.

Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0).

Особенности психофизического развития

При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слабовидящего ребенка можно отметить три характерные особенности.

Первая заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Кроме того, многие слабовидящие дети могут иметь психиатрические проблемы. Отмечается безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни». .

Вторая особенность раз­вития слабовидящего ребенка состоит в том, что перио­ды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий ребенок не выработает способов компенса­ции слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слабовидящего ре­бенка является диспропорциональность . Она проявляет­ся в том, что функции и стороны личности, которые ме­нее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слабовидящего ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.

Дети с проблемами зрения имеют нарушения речи . Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонема тический анализ и синтез не сформированы. .

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Особенности поведения

Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Вследст­вие этого движения слепых скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении. Существуют проблемы коммуникации.

Обучение слабовидящих совместно со зрячими детьми

Рассмотрим особенности обучения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива зрячих сверстников. Лучше, если с такими детьми еще будет заниматься логопед. В работе необходимо учитывать следующее:

1. В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

2. Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слабовидящего учащегося на преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

Дети порой бывают, жестоки и могут дразнить и издеваться над слабовидящим ребенком. В тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми.

3. Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т. е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду.

Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности.

Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

4. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 минут. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс. Обязательно использовать физминутки.

5. Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

6. Одна из важных задач учителя – включение слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

7. Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить об этом и учить слабовидящего ребенка анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.

8. Учитывая, что многие объекты слабовидящие дети никогда не держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им, необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд детей.

9. Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть даже ощупать их. К сожалению, многие слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.

В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим литературной композиции, викторины и т. п.

Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить незрячего ребенка в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны одноклассников. При этом он должен соблюдать те же нормы и правила поведения, что и остальные дети. Однако его следует поощрять при успешном следовании этим правилам.

10. Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

11. Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

12. Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи . Слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

13. Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.

У человека нет более надежного, верного помощника и защитника, чем глаз.

Недаром народная пословица гласит "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Поэтому очень важно для детей с нарушением зрения организовывать на первоначальном этапе школьного обучения индивидуальную психолого-педагогическую работу, своевременное лечение, диспансерное наблюдение – это единственно реальный путь борьбы с причинами, вызывающими понижение зрения в детские годы.

Глава 2. Опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для детей с нарушениями зрения

2.1. Особенности контингента детей с нарушения зрения в образовательном учреждении

Анализ статистических данных и результатов профилактических осмотров, проведенных в 2013-2014 году офтальмологами , показывает, что заболеваемость органов зрения у детей остается на высоком уровне.

В нашем лицее 1 ребёнок-инвалид по зрению, 80 учащихся имеют проблемы со зрением.

Глаз является одним из самых драгоценных органов человека, (он дает нам тысячи ощущений в минуту); зрение - одно из удивительных даров природы. У человека нет более надежного, верного помощника и защитника, чем глаз.

Недаром народная пословица гласит "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", "... береги..., как зеницу ока".

Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Чтобы сохранить хорошее зрение, надо с раннего детского возраста, и особенно в годы школьного обучения, бережно относиться к глазам. Известно, что количество детей с пониженным зрением увеличивается по мере перехода из класса в класс. У школьников чаще всего развивается близорукость , которая, как правило, не бывает высокой, но у некоторых детей при неблагоприятных условиях внешней среды, близорукость продолжает прогрессировать и может достигнуть такой степени, при которой обучение в массовых школах становится невозможным.

Рассмотрим изменения остроты зрения обучающихся лицея за три последних года:

На диаграмме видно, что количество обучающихся с нарушениями зрения в лицее с каждым годом увеличивается:

При этом одна ученица обучается в лицее с диагнозом амблиопия высокой степени обоих глаз.

Из диаграммы и таблицы видно, что с каждым годом идет увеличение детей с нарушением зрения, и ученица лицея имеет серьезный диагноз. Таким образом, органический дефект нарушения зрительного анализатора может привести к целому ряду отклонений в формировании и развитии личности слабовидящих детей в целом. Поэтому для детей с патологией зрения необходимо уделять особое внимание со стороны как узких специалистов, педагогов и конечно родителей. Для этого необходимо разработать программу индивидуального сопровождения для детей с нарушением зрения.

2.2. Программа индивидуального сопровождения для детей с нарушением зрения.

В программу психолого-педагогического сопровождения, включена работа по эффективной помощи ребенку в адаптации к новому социальному пространству, формированию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, повышении родительской компетенции и психологической грамотности, повышению профессионального уровня педагогического коллектива в области гигиены и охраны зрения детей.

Программа индивидуального сопровождения с нарушением зрения для ученицы 6 класса Ангелины М. МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района»

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения (амблиопия), обучающегося в МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района», является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Задачи программы:

§ развивать и совершенствовать предметность восприятия ребенка через уточнение их зрительных предметных представлений;

§ совершенствовать зрительно-моторную координацию ребенка с нарушениями зрения.

§ формирование навыков социальной адаптации среди сверстников.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

§ заполнение карты развития ребенка.

2. Диагностический этап:

§ выявление уровня развития зрительного восприятия ученицы;

§ получение объективных данных о состоянии зрительного восприятия и зрительных функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию.

3. Коррекционно-развивающий этап:

§ осуществление коррекционно-развивающей работы с применением специальных психолого-педагогических средств и оборудования для коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия через индивидуально-групповую работу;

§ динамическое наблюдение ученицы специалистами психолого-педагогического сопровождения.

4. Заключительный этап:

§ отслеживание динамики развития зрительного восприятия школьницы.

Прием в лицей Ангелины М. ученицы с нарушением зрения осуществлён на основе заключения медицинской комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в МОБУ «Лицей Соль-Илецкого района»

Основными направлениями работы психолого-педагогического сопровождения ученицы 6 класса Ангелинв М. в течение учебного года являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности ученицы.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа. Создание единого информационного поля школы,

ориентированного на всех участников образовательного процесса - проведение школьного психолого-педагогического консилиума, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.

4. Консультативная работа со всеми участниками образовательного процесса.

5. Профилактическая работа. Реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия.

6. Коррекционно-развивающая работа.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям (законным представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий , обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка с нарушением зрения и освоение им основной образовательной программы школы.

Вопрос о выборе образовательного и индивидуального маршрута ребенка с нарушением зрения решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для него выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение ученицы на практическую деятельность или на другие облегченные задания, подкрепляющие его веру в собственные силы.

План МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

Организационные

Проведение информационно-

просветительской, разъяснительной работы по

вопросам, связанным с особенностями

образовательного процесса для ребёнка

В течение года

Педагог-психолог

Совершенствование уровня социальной реабилитации

Контроль мероприятий по реабилитации

Психолого-педагогическая реабилитация

(коррекционные занятия с педагогом - психологом, учителями-предметниками)

Социально-бытовая реабилитация

Творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках)

Мероприятия по плану работы психолого-

педагогического консилиума школы

Декабрь - июнь

Рабочая группа

Проведение обучающих семинаров для

педагогов, участников программы

В течение года

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Обеспечение разноуровневого, вариативного обучения и воспитания ребёнка с нарушением зрения

Составление расписания

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

В течение года

Учителя-предметники

Участие ребёнка с нарушением зрения в досугово - массовых мероприятиях

В течение года

Классный руководитель

Педагог-психолог

Содействие в преодолении информационного барьера

Обучение основам работы на персональном

компьютере ребёнка с нарушением зрения

В течение года

Заместитель директора по ИКТ

Учитель информатики

Организация сетевого взаимодействия посредством школьной электронной почты

В течение года

Заместитель директора по ИКТ

Классный руководитель

Проведение индивидуальных консультаций для родителей и тестирования ребёнка с нарушением зрения по вопросам

профориентации

В течение года

Педагог-психолог

Классный руководитель

Психолого-педагогическая работа

Проведение индивидуальных, групповых занятий

В течение года

Педагог-психолог

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

В течение года

Рабочая группа

Профилактическая работа по сохранению здоровья

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового, безопасного образа жизни.

В течение года

Педагог-психолог

Учителя-предметники

Классный руководитель

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ученицы Ангелины М. включает 10 занятий, направленных на коррекцию и развитие зрительного восприятия. Первое и последнее занятия – диагностические.

Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 30-40 мин, через каждые 10 мин проводится зрительная гимнастика или физминутка.

На каждом занятии упражнения повторяются с использованием более сложного материала и в новых условиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Примерная структура занятия:

1. Организационная часть. Игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, развить коммуникативные способности.

§ игры, упражнения, задания на восприятие признаков и свойств предметного мира;

§ задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия на основе наглядно-практических, наглядно-образных действий с использованием оборудования кабинета психолога

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Предполагаемый результат . Обеспечение максимального развития и автоматизации всех зрительных функций ребенка со зрительной патологией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематизация работы с детьми с нарушением зрения в нашем лицее станет необходимой и найдет положительный отклик педагогов и родителей.

Целью начального этапа программы было создание базы данных на детей с нарушением зрения, привлечение всех имеющихся ресурсов для сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с нарушением зрения.

Задачи, которые мы поставили перед собой, а именно:

Изучить психолого-педагогический особенности детей с нарушением зрения;
- Обобщить опыт деятельности по разработке программы индивидуального сопровождения для ребенка с нарушениями зрения

Дети с нарушением зрения нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального сопровождения учебно-воспитательного процесса, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с нарушением зрения не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки , плотно консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное - это выявление недостатков в развитии детей и организация индивидуальной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения.

Необходимо чтобы в тесном сотрудничестве работали учителя - предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и медицинские работники для успешной профессиональной деятельности в психолого – педагогическом сопровождении ребенка с нарушением зрения.

Правильный образ жизни, соблюдение научно-обоснованного режима зрительной работы, полноценное сбалансированное питания, регулярные занятия физкультурой и спортом, специальные физические упражнения для глаз обеспечат хорошее здоровье детям и нормальную функцию глаз. Практика подсказывают, что особенно на первых порах самые простые упражнения и есть самые эффективные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башмакова, нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие / . – Киров., 2007. – 270 с.

Могильная психология: учебное пособие /Под общ. ред. .- Владивосток., 2003.

2. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ , ; Под ред. - М., 2002.

3. Дементьева работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. –М.: Институт социальной работы, 1996. – 140 с.

4. Жигорева с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

5. , Браткова индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 2. – 150 с.

6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М., 2012.

7. , Кукушкина федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции.//Дефектология.-2009.-№1-стр.5-19.

8. Плаксина -педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999.

9. , Кузнецова -педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / , . - М., 2013. (Пособие для психологов и педагогов).

10. Солодянкина ребенка с ограниченными возможностями здоровья всемье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптистом позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.

2. Развитие сенсомоторных навыков.

3. Формирование представлений об окружающем мире.

4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения.

5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.

Мы представим вам некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта :

Соблюдение требований к ношению окклюдора и очков.

Использование офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор».

Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики.

Включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.

Развитие глазодвигательных функций с помощью игр помощью типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др.

Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания.

Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимое для развития слухового внимания.

Индивидуальная работа по развитию навыков - технических и художественных, в рисовании.

Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям.

Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.

По мере утомления в процессе организованной учебной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.

Предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, что необходимо для активного стимулирования и развития осязательных и тактильно-кинестетических функций.

Идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению.

Привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности.

Использование офтальмологических требований при работе с наглядностью.

С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.

Которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные слуховые аппараты.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями зрения

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы , социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Нарушение зрения в раннем возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Дети с раннего возраста с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Определение реакции на свет,

Офтальмоскопия.

Проверка зрения в 3 месяца.

Проводятся:

-наружный осмотр глаза,

Определение фиксации взгляда и слежения за предметом,

Скиаскопия,

Офтальмоскопия.

Проверка зрения в 6 месяцев проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Проверка зрения в 1 год.

Проводится:

определение остроты зрения,

офтальмоскопия.

Осмотр детей с 3 лет

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева

Электрофизиологическое исследование органа зрения

Электроретинография (ЭРГ )

Электроокулограмма

Зрительные вызванные корковые потенциалы (ЗВКП) отражают состояние зрительной коры и зрительного нерва.

Психолого-педагогическое изучение детей 1-3 года жизни

Обследование остроты зрения с помощью таблиц;

- Диагностика восприятия ребенка 1-3 года:

-Цветовое восприятие:

-Форма

-Восприятие окружающего мира

-Конструктивный праксис

-Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет)

-Пространственный гнозис

-Диагностика способов деятельности


Задачи:

Активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное, пространственное, обоняние, вкус;

Обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов , изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера;

Организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.


Виды коррекционной развивающей работы:

Развитие зрительного восприятия;

Развитие социально-бытовой ориентировки;

Коррекция нарушений речи;

развитие осязания и мелкой моторики;

Развитие навыков ориентировки в пространстве;

Обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.

Логопедическая коррекционная работа направлена на развитие правильной речи у детей,

Психокоррекционная работа педагога-психолога направлена на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.

Специальное обучение и воспитание направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей,


Восстановление нарушенных зрительных функций у детей раннего возраста.

Осуществление целенаправленного лечения зрения и развитие зрительного восприятия на коррекционных занятиях с учетом рекомендаций врача- офтальмолога.

Рекомендации врача-офтпльмолога к построению психолого-педагогического процессом , предусматривающего проведение коррекционно-развивающую работу с учетом нарушений зрительного анализатора.


В начале лечения решается задача восстановление остроты зрения, коррегирования аномалий рефракции, астигматизма, анизометропии, лечение амблиопии косящего глаза. На следующем этапе идет формирование правильных взаимоотношений аккомодации и конвергенции при помощи оптической коррекции. Далее идет лечебная работа, направленная на лечение амблиопии методами стимуляции сетчатки глаза с последующим восстановлением одновременного фовеолярного зрения, и, наконец, развитие фузионных резервов бинокулярного и стереоскопического зрения. Такая последовательность объясняется функциональной взаимосвязью между глазными функциями, а детализируется офтальмологическая помощь в зависимости от степени поражения каждой из них и общего состояния здоровья ребенка. Плеоптическое лечение направлено на повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Лечение содружественного косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Лечение детей с косоглазием носит комплексный характер.

Лечебно-оздоровительные мероприятия сочетаются с психолого-педагогическими мероприятиями.


Создание информационных бюллетеней, стендов, где размещаются рекомендации по сохранению зрения.

Информировать родителей о наиболее современных, и эффективных средствах лечения, профилактики нарушений зрения. Например, эффективность медицинской реабилитации слепых и слабовидящих в нашей стране связывают с развитием микрохирургической техники , с совершенствованием технологии хирургического лечения патологии органа зрения, с разработкой эффективных лекарственных препаратов.

Советы по организации правильного питания.

Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптистом позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.

2. Развитие сенсомоторных навыков.

3. Формирование представлений об окружающем мире.

4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки). повышение остроты зрения.

5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.

Мы представим вам некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта:

Соблюдение требований к ношению окклюдора и очков.

Использование офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор».

Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики.

Включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.

Развитие глазодвигательных функций с помощью игр помощью типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др.

Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания.

Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимое для развития слухового внимания.

Индивидуальная работа по развитию навыков - технических и художественных, в рисовании.

Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям.

Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.

По мере утомления в процессе организованной учебной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.

Предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, что необходимо для активного стимулирования и развития осязательных и тактильно-кинестетических функций.

Идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению.

Привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности.

Использование офтальмологических требований при работе с наглядностью.

С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.

сопровождение детей с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Создание условий для психологических занятий, игр по

сенсорике

развитию внимания, развитию воображения, произвольности поведения -это эффективное средство сохранения психологического и физического здоровья, работоспособности дошкольника.

Результат.

Особенный ребенок

Максимально комфортно в условиях детского сада.

Реализация себя в различных видах деятельности.

Испытывает успешность. радость общения со сверстниками и взрослыми.

Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того,

он видит, в каком качестве визуально воспринимает предметы, объекты и явления.

Условия психологического сопровождения

Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду.

Организация полноценного общения со сверстниками.

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.

Включение «особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Осуществление мотивационной готовности к обучению.

Дидактико-методические пособия, направленные на психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

1.Имеют большой практический и теоретический интерес.

2.Актуальность и востребованность (возросло количество детей с патологией зрения, отсутствие специализированных детских садов).

3.Компенсируют недостатки развития.

4.Создают условия для психологических занятий и игр-упражнений.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях детского дошкольного учреждения общеразвивающего вида

Полный текст

В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С треть­его месяца жизни это самый важный сенсорный ка­нал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зритель­ной. Звуки не формируют целостного образа и не мо­гут быть восприняты вторично. Возникают сложнос­ти в установлении контактов даже с близкими взрос­лыми. Отсутствие зрительного контакта восприни­мается ими как отсутствие интереса. Родителям нуж­но научиться слышать слабовидящего ребенка и об­щаться с ним.

Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличает­ся от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области дет­ского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каж­дом ребенке.

Первым этапом в организации комплексного со­провождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психо­лого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).

Следует отметить, что если раньше основной зада­чей комплексной психолого-медико-педагогической диагностики являлось выявление таких детей и на­правление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются ос­новой для обеспечения квалифицированной психоло­го-педагогической и медико-социальной помощи де­тям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность полу­чения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее - ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплекс­ному психолого-педагогическому сопровождению на­чинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, мо­жет достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, про­филактическая и коррекционно-педагогическая по­мощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная по­мощь может изменить судьбу ребенка даже при серь­езных врожденных нарушениях психофизического развития.

Понимая, насколько каждый ребенок исключите­лен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные пла­ны развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможнос­тей ребенка. Для этого в МДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк).

Комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивает­ся системой профессиональной деятельности «коман­ды» специалистов, направленной на создание психо­лого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе ПМПк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы, при которых достигается поло­жительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновре­менно участвуют специалисты разных профилей: учи-тель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик и др. Результатом проведения консилиума является раз­работанная комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных этапах могут исполнять различ­ные специалисты.

В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может высту­пать педагог-психолог, так как патология зрения явля­ется причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.

Первоочередными задачами, стоящими перед кол­лективом детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.

Важно организовать совместную игру детей. Ро­весник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали от­носиться к ребенку с нарушениями зрения как равно­му, только нуждающемуся в помощи. Они могут помо­гать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зда­нию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.

Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музы­кальные занятия не направлены на решение конкрет­ных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживаю­щие в ребенке его естественную способность к творче­ству. Такими условиями становится богатый и разно­образный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возмож­ностями собственного голоса.

Воспитателю важно обратить внимание на созда­ние разнообразной предметной среды в группе. Ре­бенку должна быть предоставлена возможность ис­следовать и взаимодействовать с различными мате­риалами с целью получения сведений об окружаю­щем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предме­ты до того как начнет их называть. Ребенку с наруше­нием зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы вы­работать представления об окружающем мире. Кон­цепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необ­ходимым условием, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятель­но, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.

Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние ко­ры головного мозга и способствующих его психичес­кому развитию . Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсор­ных раздражителей и условий для двигательной ак­тивности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сде­ланные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиок-ниги и т. п.

Психолого-педагогической проблемой при орга­низации внешнего пространства могут выступать ин­дивидуальные различия в предпочтениях детей, осо­бенностях формирования базовой аффективной ре­гуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть де­тей могут иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определя­ет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечи­вает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стиму­лов - звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуа­ции воспитателю следует избегать излишнего пере­насыщения внешнего пространства яркими и интен­сивными стимулами (обилия игрушек, громкой му­зыки и т. п.) .

Семья, имеющая ребенка-инвалида, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, име­ющими здоровых детей, очень сложные психологи­ческие, социальные и педагогические проблемы. По­этому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи. В рамках данно­го направления организуются индивидуальные кон­сультации для родителей и членов семьи по вопро­сам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного кон­такта родителей со своим ребенком, освоению роди­телями методов и приемов воспитания. Опыт рабо­ты показывает, что специально организованные за­нятия для детей с проблемами в развитии и их роди­телей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанни­ков. Этому же в немалой степени способствует инте­грация таких детей в учебно-образовательный про­цесс детского сада .

В процессе индивидуальных консультаций психо­лога с родителями прорабатываются многие личност­ные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы пси­холога с семьей ребенка-инвалида должно изменить­ся его положение в семье. Из требующего постоянно­го ухода и опеки он превращается в ребенка, имеюще­го определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива дет­ского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне .

Мастер-класс «Сопровождение людей и детей с нарушениями зрения»

Этот мастер-класс – это изменение Вашего мировосприятия, это возможность почувствовать и понять, как ощущает мир человек с нарушениями зрения.

Этот мастер-класс научит Вас доверять и поддерживать!

Это опыт, который Вы не забудете!

Где? На АРТ-ПИКНИКЕ Славы Фроловой, ВДНХ, 8-й павильон

Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком. знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет с Вами в одном мире и обладает теми же чувствами, мыслями и ценностями.

Каждый человек имеет свои возможности. Люди склонны формировать свои собственные убеждения по отношению к людям с инвалидностью, к «очевидно» отличным (от их собственных) функциям тела, строению тела.

Люди часто думают, что инвалидность – это что-то странное и непонятное. Они также могут чувствовать жалость к людям с инвалидностью и энергично им помогать, или же наоборот – могут держаться в стороне и избегать людей с инвалидностью.

Все это происходит потому, что большинство обычных людей не имели опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, не научены с ними общаться.

Ни опекающе-жалостливое отношение к людям с инвалидностью, ни страх перед общением с ними не помогают. И, тем более, не являются знаками уважения по отношению к ним.

Этот мастер-класс направлен на то, чтобы изменить убеждения людей по отношению к людям с нарушениями зрения, научить помогать им в сопровождении, узнать подробнее о технике сопровождения и самим ощутить окружающий мир без помощи зрительного анализатора, а также посмотреть на мир глазами людей с нарушениями зрения.

В этом тот мастер-классе:

  • Кто такие люди с нарушениями зрения?
  • Какие могут быть нарушения зрения?
  • Правила общения людей с нарушением зрения
  • Техника сопровождения людей с нарушением зрения
  • Сопровождение на улице и в помещении, в транспорте, в общественных местах.
  • Практическая часть по сопровождению незрячих людей (участники будут по очереди в роли сопровождающего и сопровождаемого)

Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, которая их раздражает, не спешите выразить свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно,

спокойно и доброжелательно, но будьте готовы оказать помощь и проявить заботу.

Ведущая мастер-класса

Наталия Гладких. учитель-дефектолог (тифлопедагог), социальный педагог. Места работы: СОШ “Надежда” и Центр социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями Соломенского р-на.

вера Торгунакова
Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения

Научная статья.

Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения

Аннотация

Статья посвящена апробации модели сопровождения восприятия детей с нарушением зрения в условиях ДОУ .

Ключевые слова : дети дошкольного возраста с нарушением зрения , восприятие , сопровождение восприятия детей , личностно – ориентированное взаимодействие в детском саду.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования . Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования » внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования . Одной из задач стандарта является "обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ." Признание ребенка главной действующей фигурой образовательного процесса, признание уникальности его субъектного опыта - это направление личностно – ориентированного подхода, которое обосновывалась и развивалась : Ананьевым Б. Г., Выготским Б. Г., Леонтьевым А. Н., Бодалевым А. А., Давыдовым В. В., Божович Л. И., Занковым Л. В., Зинченко В. П. В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого - педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения

Впервые термин «сопровождение » появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития » . В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение : "Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь".

На сегодняшний день осуществление психолого - педагогического сопровождения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из актуальных задач.

Проблемы психолого - педагогического сопровождения , его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило, В. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, А. Т. Цукерман, Л. М. Шипицына, И. С. Якиманская и др. Они отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности.

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолога – педагогического сопровождения , направленную на развитие дошкольников .

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов :

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те , психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

Ориентация деятельности на создание условий , позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Цель сопровождения в ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения :

Охрана и укрепление психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ;

Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей .

Основная структура психолого – педагогического сопровождения ДО :

Диагностический;

Уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

Коррекционной – развивающей;

Анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка .

Для детей с нарушениями зрения характерно большое отставание в сроках развития восприятия . Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия .

Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями зрения наблюдается замедленный темп развития восприятия . Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия , его интенсификация.

Аномальное развитие характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья задача - преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях - коррекция, в других - компенсация.

Проблема психолого - педагогического сопровождения восприятия детей с нарушением зрения в условиях ДОУ остается не только малоизученной, но даже не поставленной.

1. Гипотеза исследования : Специально организованное психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения создает условия для коррекции и развития процесса зрительного восприятия . А именно : регулярное ношение очков, соблюдение требований к предъявляемому на занятиях наглядному материалу, коррекционно-развивающие упражнения в течение дня.

2. Гипотеза исследования : предполагает, что развивается не только зрительное восприятие , но и другие его модальности и свойства. В целом развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление, изменяется игровая деятельность ребенка.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей , что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Савина Е. А., Плаксина Л. И., Максименко О. В., Ремезова Л. А., Курицина О. В., Семаго М. М., Семаго Н. Я и др. Многолетний опыт работы с такими детьми позволяет говорить о том, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие , благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Развитие незрячего ребенка, безусловно , отличается от развития других детей , но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области детского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие , благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Первым этапом в организации комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется командой специалистов, работающих в составе психолого - медико - педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных) .

Восприятие у таких детей характеризуется замедленностью, малым разнообразием образов, отсутствием цельности. У них отмечаются трудности формирования образного мышления.

Работа по комплексному психолого - педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка с нарушением зрения в ДОУ . Успешность работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, зависит от обеспечения комплексной диагностики, лечения, профилактической и коррекционно - педагогической помощи.

Важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться , взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива. Необходимо учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному , только нуждающемуся в помощи. Большая роль в организации обучения детей с нарушением зрения отводится музыкальному работнику. Разнообразный мир звуков помогает знакомить детей с окружающим миром . На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса. При работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить особое внимание разнообразной предметной среде в группе. Ребенку необходимо предоставить возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения разнообразных сенсорных ощущений и выработки представлений об окружающем мире. Необходимо обеспечить ребенку безопасное пространство, чтобы он мог научиться передвигаться самостоятельно. Игрушки, созданные из разнообразных материалов, музыкальные игрушки, сенсорный уголок, аудиокниги и многое другое является неотъемлемой частью организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения . Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с нарушением зрения имеет взаимодействие с семьей ребенка. Сопровождение семьи , имеющей ребенка с нарушением зрения , становится одним из важнейших направлений комплексной психолого - педагогической и медико - социальной помощи. В рамках сопровождения организуются индивидуальные консультации для родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско - родительские занятия, мастер - классы, способствующие освоению родителями методов и приемов воспитания . Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Литература

1. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

2. Савина Е. А., Максименко О. В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития . - В.: ВЛАДОС, 2008.

3. Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. - М.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения . - М., 1998.

5. Ремезова Л. А., Курицина О. В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование : методология, практика,технологии.

6. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования /Под общ. ред. М,М, Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.