Педагогический процесс это в педагогике определение. Педагогический процесс, как целостная система

Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качества воспитуемых.

Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Рисунок 1.3. Педагогический процесс как педагогическая система.

Педагогический процесс рассматривается как система (рисунок 1.3.).

В педагогическом процессе имеется много подсистем, объединенных между собой другими типами связей.

Педагогический процесс - это главная система, объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс представляет собой динамическую систему. Выделены компоненты, их соотношения и связи, что необходимо для управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. Педагогический процесс протекает в системах (учебное заведение), которые функционируют в определенных условиях.

Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты) и связи между ними.

Компоненты системы , в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Педагогический процесс характеризуют: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Компоненты, образующие систему: 1. Целевой, 2. Содержательный, 3. Деятельностный, 4. Результативный.

  1. Целевой компонент педагогического процесса включает цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
  2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
  3. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим.
  4. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Между компонентами системы существуют следующие связи:

Информационные,

Организационно-деятельностные,

Коммуникативные связи,

Связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции,

Причинно-следственные связи,

Генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании).

Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс - это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются:

1) объекты, 2) средства, 3) продукты труда.

1. Объектам педагогического труда (развивающаяся личность, коллектив воспитанников) присущи такие качества, как сложность, системность, саморегуляция, которые обусловливают вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека ЗУН, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, особенностям, становления воли и характера.

2. Средства (орудия) труда - это то, что педагог помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся: знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, виды деятельности обучаемых, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния, духовные средства труда.

3. Продукты педагогического труда. Глобально - это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек. Конкретно - это решение частных задач, формирование отдельных качеств личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс, как трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности. Это дает возможность обосновать критерии для оценки (качественных и количественных) достигнутых уровней.

Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

Таким образом,

  1. педагогический процесс - это система, объединяющая в себе процессы воспитания, обучения, развития;
  2. компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются: а) педагоги, б) условия и 3) воспитуемые;
  3. компонентами педагогического процесса являются: а) целевой, б) содержательный, в) деятельностный, г) результативный (цели, содержание, деятельность, результаты);
  4. между компонентами существуют связи, которые подлежат выявлению и учету (Г.Ф. Шафранов - Куцев, А.Ю. Деревнина, 2002; А.С. Агафонов, 2003; Ю.В. Каминский, А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова, 2004; Л.Д. Столяренко, С.Н. Самыгин, 2005).

В структуре педагогической системы центральное место занимает педагог (субъект - 1) и обучаемый (субъект - 2). Субъект - 1 осуществляет педагогическую деятельность (преподавание), а субъект - 2 - учебную деятельность (учение).

Взаимодействие между субъектами (субъект - субъектное или интерсубъектное) осуществляется посредством условий, включающих содержание, способы, методы, формы, технологии, средства обучения. Интерсубъектная связь двусторонняя. Инициирующими деятельность факторами служат потребности и мотивы, цели и задачи, в основе которых лежат ценностно - смысловые ориентации. Итог совместной деятельности реализуется в обучении, воспитании и развитии (ОВР) в целостном педагогическом процессе. Представленная структура педагогической системы служит базисом для формирования оптимальных межличностных отношений и развития педагогического сотрудничества и сотворчества (рисунок 1.4.).

Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям.

Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

  1. в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
  2. в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;
  3. В наличии общего и сохранении специфического.

Рисунок 1.4. Структура педагогической системы.

Специфика обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из этих процессов в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, в которых также выделяют доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и др., но в тоже время формируются и представления, и знания, и умения.

Таким образом, оба процесса (обучение и воспитание) ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели, присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. В обучении используют преимущественно строго регламентированные формы работы (классно - урочная, лекционно - практическая и др.). В воспитании превалируют более свободные формы различного характера (общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, общение, труд и др.).

Различают единые методы (пути) достижения цели: при обучении используют преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, при воспитании - средства воздействия на мотивационную и действенно - эмоциональную, волевую сферу.

Методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании, имеют свою специфику. В обучении обязательно применяют устный контроль, письменный контроль, зачеты, экзамены и др.

Результаты воспитания менее регламентированы. Педагоги получают информацию из наблюдений за ходом деятельности и поведения студентов, общественного мнения, объема выполнения программы воспитания и самовоспитания из других прямых и косвенных характеристик (С.И. Змеев, 1999; А.И. Пискунов, 2001; Т.В. Габай, 2003; С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

Таким образом, целостность педагогического процесса заключается в подчинении всех процессов, его образующих, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов существуют одни и те же этапы. Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный (таблица 1.11.).

На этапе подготовки педагогического процесса или подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:

Целепологание,

Диагностика условий,

Прогнозирование достижений,

Проектирование педагогического процесса,

Планирование развития педагогического процесса.

Таблица 1.11.

Этапы педагогического процесса

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Организация

Осуществление

Целеполагание

Диагностика

Прогнозирование

Проектирование

Планирование

Педагогическое взаимодействие

Организация обратной связи

Регулирование и корригирование деятельности

Оперативный контроль

Выявление возникших отклонений

Выявление ошибок

Проектирование мер по устранению ошибок

Планирование

1. Целепологание (обоснование и постановка цели). Сущность целепологания состоит в трансформации общей педагогической цели в конкретную цель, которую необходимо достигнуть на заданном отрезке педагогического процесса и в конкретных условиях. Целепологание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса (практическое занятие, лекция, лабораторная работа и др.). Между требованиями педагогической цели и конкретными возможностями обучаемых (данной группы, отделения и др.) выявляются противоречия, поэтому намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

2. Педагогическая диагностика - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, о многих других обстоятельствах. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза. Очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствии с реальными возможностями.

3. Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно (до начала процесса) оценить его возможную результативность и имеющиеся конкретные условия. Заранее мы можем узнать о том, чего еще нет, теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, т.к. педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, предотвратить малую эффективность и нежелательные последствия.

4. Проект организации процесса разрабатывают на основе результатов диагностики и прогнозирования, коррекции этих результатов. Далее требуется доработка.

5. План развития педагогического процесса является воплощением доработанного проекта организации процесса. План всегда привязан к конкретной педагогической системе.

В педагогической практике применяются различные планы (планы практического занятия, лекции, внеучебной деятельности студентов и др.). Они действуют только в течение определенного срока.

План - это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно делать.

Основной этап или этап осуществления педагогического процесса включает в себя важные взаимосвязанные элементы:

1. Педагогическое взаимодействие:

Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,

Взаимодействие педагогов и обучаемых,

Использование намеченных методов, форм педагогического процесса и средств,

Создание благоприятных условий,

Осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых,

Обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

2. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, который играет стимулирующую роль. Его направленность, объем, цель должны быть подчинены общей цели и направленности процесса; учитываются другие обстоятельства реализации педагогического контроля; следует предотвратить его (педагогический контроль) превращение из стимула в тормоз.

3. Обратная связь - основа качественного управления педагогическим процессом, принятия оперативных управленческих решений.

Развитию и укреплению обратной связи педагог обязан придавать приоритетное значение. С помощью обратной связи удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Обратная оперативная связь в ходе педагогического процесса способствует введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Заключительный этап или анализ достигнутых результатов. Зачем нужен анализ хода и результатов педагогического процесса после его завершения? Ответ: чтобы в будущем не повторить ошибок, учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины допущенных ошибок, неполного соответствия хода и результатов педагогического процесса первоначальному замыслу (проекту, плану). Больше всего появляется ошибок тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Отсюда следует, что обобщение итогов позволяет составить общее представление педагога о динамике этапов педагогического процесса (В.Г. Кудрявцев, 1991; Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000; А.А. Реан, Н.В. Бордовская, 2004; А.Я. Осин, Т.Д. Осина, М.Г. Шегеда, 2005).

Таким образом, в ЛМУ организован педагогический процесс, который по своей структуре соответствует современным требованиям образовательного учреждения. Он рассматривается в качестве многокомпонентной педагогической системы и педагогического трудового процесса. Основу его составляет модель педагогического сотрудничества и сотворчества, обеспечивающая оптимальные межличностные отношения субъектов обучения, воспитания и развития. Целостный педагогический процесс направлен на достижение главной цели - формирование саморазвивающейся личности будущего специалиста. Несмотря на частные дидактические особенности преподаваемых дисциплин, педагогический процесс строится по одним и тем же этапам его развертывания, протекания и завершения.

Современная педагогическая теория представляет педагогический процесс как динамическую систему. Слово «система» (от гр. Systema - целое, составленное из частей) означает целостность, представляет собой единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей. Основными признаками системы являются: а) наличие компонентов, которые можно рассматривать в относительной изолированности, вне связями с другими процессами и явлениями; б) наличие внутренней структуры связей между этими компонентами, а также их подсистемами; в) наличие определенного уровня целостности, признаком которой является то, что система благодаря взаимодействию компонентов получает интегральный результат; г) наличие в структуре системообразующих связей, объединяющих компоненты, как блоки, части в единую систему; д) взаимосвязь с другими системами.

Системное видение педагогического процесса позволяет четко выделять компоненты, проанализировать все разнообразие связей и отношений между ними, квалифицированно управлять педагогическим процессом.

Педагогический процесс как система протекает в других системах: образовании, школе, классе, на отдельном уроке и тому подобное. Каждая из таких систем функционирует в определенных внешних, в том числе природно-географических, общественных, производственных, культурных и т.д. и внутренних условиях, которыми для школы является материально-технические, морально-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия. Каждая из систем имеет собственные составляющие. Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, есть педагоги, вы-хованци-и условия воспитания.

Какая же строение педагогического процесса? В воспитательной работе педагог ставит перед собой цель воспитания. Для того, чтобы ее достичь, он конкретизирует свои действия, то есть определяет задачи; для реализации задач применяет соответствующие педагогические средства. Если при этом достаточно учитываются закономерные связи и условия, то между педагогом и воспитанниками устанавливается сотрудничество, педагог вызывает и организует активную деятельность учащихся, направленную на усвоение человеческого опыта, добивается определенного прогресса в индивидуальном развитии относительно цели воспитания, потенциально проявляться в результатах воспитания.

К педагогических средств в широком смысле относятся: содержание, подлежащего усвоению; методы и организационные формы воспитания, с помощью которых педагог вызывает активную деятельность воспитанников, устанавливает взаимосвязи, организует процесс.

Итак, педагогический процесс характеризуют: цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитанников, достигнутые при этом результаты (рис. 6).

Обычно, это и есть целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты, образующие систему. Целевой компонент процесса содержит все разнообразие целей и задач педагогической деятельности: от общей цели - всестороннего и гармоничного развития личности - к конкретным задачам формирования определенных качеств или их элементов. содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждое конкретное задание; содержание, которое необходимо усвоить. Деятельностный компонент предусматривает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию и управление процессом. Результативный компонент процесса характеризует достигнутые сдвиги относительно поставленной цели.

Второй важным признаком педагогического процесса как системы является наличие в нем внутренней структуры связей между компонентами и их подсистемами.

Целостность педагогического процесса

С целью научного анализа и характеристики педагогического процесса мы говорим об этом процессе вообще. На самом деле педагог имеет дело с процессом обучения, многими образовательными процессами (нравственное воспитание, трудового, экологического и т.д.), процессами развития индивидуальных особенностей учащихся (способностей, склонностей, интересов и т.п.). Например, развитие познавательных, трудовых, эвристических, изобретательских и других способностей школьников, который уже много лет на специализированных уроках творчества и во внеклассной работе успешно осуществляет известный педагог-новатор с подмосковного Реутова И. П. Волков.

Педагогический процесс является не механическим сочетанием этих процессов, а новым качественным образованием, в котором все составляющие процессы подчиняются единой цели. Сложная диалектика отношений в середине педагогического процесса заключается в наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов обусловлена их доминирующими функциями. Процесс обучения преимущественно влияет на интеллектуальную сферу личности, непосредственно формирует Ее сознание. Поэтому он вносит особый вклад в учебную функцию. Процесс воспитания обращен прежде всего к отношений, действий и эмоций личности. Он преимущественно влияет на мотивационную и деятельностной поведенческую сферу. В связи с этим его доминирующей функцией является функция воспитательная.

Каждый из процессов в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции. Так, процесс обучения осуществляет не только учебную, но и воспитательную и развивающую функции; процесс воспитания - учебную и развивающую. Специально построенные процессы развития способностей, наклонностей учащихся существенно влияют на расширение и углубление их знаний, умений, навыков, на формирование отношений к соответствующим видам деятельности, поведение. То есть выполняют соответствующую учебную и воспитательную функции. Этот характер взаимосвязей отражается целью, задачах, содержании, формах и методах органично неотделимых процессов. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, которые впоследствии значительное влияние на развитие мышления, формирование научного мировоззрения. В содержании воспитания преобладает формирование ценностных ориентаций, опыта отношений к окружающей действительности и самого себя, мотивов, способов и правил социально значимой поведения и деятельности. В то же время содержание воспитания развивает у учащихся представление, способствует формированию знаний и умений, стимулирует интерес к учебе, их активность в учении.

Методы (пути) обучения и воспитания отличаются акцентом: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не исключаю-либо их, использует способы, которые влияют на мотивационную и деятельно-поведенческую сферу. В то же время методы обучения и воспитания взаимосвязаны. Невозможно формировать любую качество личности, а не обучая учеников овладевать нормами общественного поведения, а не стимулируя их учения.

Итак, все составляющие педагогического процесса благодаря взаимосвязям создают новое качественное образование, для которого характерна целостность. Именно целостность педагогического процесса обеспечивает условия для реализации главной цели образования - полноценного всестороннего и гармоничного развития личности.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов : цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:

– педагогической;

– методической;

– психологической.

Для создания методической структуры цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося.

Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны.

Психологическая структура педагогического процесса: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; подъем и спады физического нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Следовательно, в психологической структуре педагогического процесса можно выделить три психологические подструктуры: познавательные процессы; мотивация учения; напряжение.

Для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение», необходимо управление.

Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Компоненты процесса управления: постановка цели; информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализация проекта; контроль за ходом выполнения; корректировка; подведение итогов.

Педагогический процесс – это процесс трудовой , он осуществляется для достижения общественно значимых задач . Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие .

В современной педагогической науке существует несколько разнообразных точек зрения на понимание сущности педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Б.П.Битинас, З.И.Васильева, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, Г.И.Щукина др.). Вы можете выделить и сравнить разные авторские позиции по данному вопросу, излагаемые в учебных пособиях.

Такое общее определение дает возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса детского сада.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

Целенаправленность;

Целостность;

Наличие связей между участниками;

Системность и процессуальность (деятельностный характер).

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целенаправленность педагогического процесса. Всеми авторами педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей. Однако сама цель педагогического процесса понимается по-разному.

Характер целей педагогического процесса детского сада обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. В самом общем виде – характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов – зачем ребенку нужен детский сад? Для чего родители приводят ребенка в дошкольное учреждение?

Для начала выразим свою собственную позицию и опровергнем распространенное мнение о том, что детский сад – это время и место, готовящие ребенка к школе. Такая, к сожалению, чрезвычайно распространенная точка зрения, приводит к тому, что цели педагогического процесса детского сада становятся связаны не с развитием ребенка, а с подготовкой его к сдаче вступительных испытаний в школу. При таком понимании задач дошкольного образования, этот период становится не самоценным этапом в жизни человека, а подготовительным шагом перед началом следующего; а жизнь ребенка с ее уникальными ценностями и смыслами, которые могут быть прожиты только в дошкольном возрасте начинает все больше приобретать черты школы.

дошкольное образовательное учреждение рассматривается как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром – опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте происходят процессы, которые позволяют детям открывать мир для себя и одновременно раскрывать себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. В связи с этим, собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Каков же механизм определения целей педагогического процесса? Или, иначе говоря, – откуда берутся цели педагогического процесса?

Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно – от диктуемого социального заказа общества до следования личностным потребностям и интересам ребенка. Цели педагогического процесса часто отождествляются с целями деятельности педагога, которая разными авторами трактуется весьма широко – от деятельности по формированию, управлению и руководству – до деятельности помощи, со-действия и поддержки.

Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих:

Ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями Вашей педагогической позиции, Вашей интерпретацией философии детства, своеобразием Вашего ценностного отношения к ребенку, Вашего понимания приоритетных задач дошкольного образования.

Целевые установки образовательного учреждения. Цели педагогического процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения. На ступени школьного и профессионального образования такими документами в первую очередь являются государственные образовательные стандарты. Детский сад – как образовательное учреждение особого типа, менее подвержено стандартизации. Его целевые установки определяются нормативными документами, и, конечно же, задачами выбранной образовательной программы.

Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями воспитанников. Имеющийся в арсенале педагогической науки и практики современный диагностический инструментарий, Ваша педагогическая интуиция и мастерство позволяют Вам изучать свои воспитанников, корректировать цели их развития и воспитания, по сути, превращая педагогический процесс в индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду. Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.

Сложность определения целей педагогического процесса заключается в том, чтобы найти гармоничное единство часто противоречащих друг другу составляющих. Подчеркнем, что они равноценны и их равнозначный учет определяет в конечном итоге результативность педагогического процесса.

Целостность педагогического процесса. Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность. Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов педагогического процесса характеризует высший уровень его организации.

Целостность – характерная черта педагогического процесса детского сада. Ведь в отличие от системы школьного образования в педагогическом процессе детского сада нет четкой границы в формах организации процессов воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается как одна из ведущих. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

Итак, какой же педагогический процесс можно назвать целостным? Или каковы сущностные характеристики целостного педагогического процесса детского сада?

Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензетивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша в педагогическом процессе. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.

Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В педагогическом процессе детского сада с детьми взаимодействует большое количество педагогов. В современных дошкольных учреждениях появляется все больше дополнительных образовательных услуг, а значит и все большее количество специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи. Необходима согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов деятельности детей, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов.

В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Макро- и мезо-факторы, современная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники информации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе, и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, а окружающая дошкольника жизненная среда.

В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир – это задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем процессе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала.

В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющих каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время – взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Характер связей между участниками педагогического процесса. Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие как особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.

Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:

Процесс воз-действия

Процесс без-действия

Процесс со-действия

Взаимодействие как воз-действие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью. Оценка эффективности педагогических воздействий и успешность развития детей оценивается по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако, при воз-действии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.

Взаимодействие как без-действие характерно для педагогов либерального или формального типа. Формальная организация педагогического процесса, жизнедеятельности детей проявляются в том, что педагог лишь номинально выполняет возложенные на него функции. Способы и формы взаимодействия носят обобщенный характер, рассчитанный на «среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхностно решает задачи педагогического процесса. Такой тип взаимодействия, пожалуй, наиболее опасен, и, к сожалению, в силу целого ряда причин присутствует в практике детского сада.

Организация взаимодействия как процесса со-действия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества. Процесс со-действия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.

Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?

1. Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта – вот проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха», с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не процессом исправления имеющихся недостатков.

2. Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О.С. Газман):

Рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

Отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;

Оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей, в ситуациях затруднения и переживаниях успехов.

Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества или способности, которые заложены в каждом конкретном человеке и развиваются им.

Системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса. Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта – совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки:

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.

Структурность. Структура педагогического процесса включает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный.

Открытость. Педагогический процесс детского сада – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.

Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

Собственно структура педагогического процесса детского сада как системы представлена на схеме 1.

Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет рассмотреть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.

Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую важную характеристику педагогического процесса как процессуальность или осуществление педагогического процесса во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач. Сама же педагогическая задача, как результат осознания педагогом целей развития и воспитания ребенка, а также условий и способов их реализации на практике – является единицей или «кирпичиком» педагогического процесса. В ходе организации педагогического процесса педагог решает разные по содержанию, по уровню сложности, по масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.

Педагогический процесс как педагогическая система

В организации педагогического процесса можно выделить ряд этапов:

1. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.

Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса. Компонентами педагогического процесса являются:

цель и задачи;

организация и управление им;

методы осуществления;

результаты.

Педагогический процесс – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. Объект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности. На создание продукта педагогического труда собственно и направлен педагогический процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития.

Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:

¦ динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

¦ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;

¦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;

~¦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;

¦ эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;

¦ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах.

Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности педагогического процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов:

¦ принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;

¦ принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;

¦ принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;

¦ принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

В настоящий момент в педагогике нет единого подхода в определении состава и системы принципов педагогического процесса. Например, Ш. А. Амонашвили сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

«1. Познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого. 2. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека. 3. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами. 4. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления. 5. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности. 6. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. 7. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития от качеств самого педагогического процесса».

При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности образовательного процесса этой группы учебных заведений:

– в высшей школе изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;

– самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;

– характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;

– преподаванию наук свойственна профессионализация. Исходя из этого С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал:

Научность;

Связь теории с практикой, практического опыта с наукой;

Системность и последовательность в подготовке специалистов;

Сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;

Соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

Сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

Доступность научных знаний;

Прочность усвоения знаний.

2. Основные системы организации педагогического процесса

В дидактике известны три основные системы организации педагогического процесса:

1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система. Эти системы отличаются одна от другой:

Количеством учащихся, обучающихся в рамках этих систем;

Соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников;

Степенью их самостоятельности;

Спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

1. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим.

По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкого круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.

2. Классно-урочная система пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой. Эта система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:

Постоянные место и продолжительность занятий;

Стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже – и одного возраста;

Стабильное расписание занятий.

Возникновение и утверждение классно-урочной системы связывают с деятельностью Страсбургской школы И. Штурма (1538), которая имела отдельные классы и обучение проводилось на основе утвержденного учебного плана с чередованием занятий и отдыха. В 20-30-х гг. XVI в. классно-урочная система уже применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование этой системы обучения дал Я. А. Коменский. Во второй половине XVIII в. классно-урочная система получила распространение и в России.

Основной формой организации обучения в рамках классно-урочной системы, по Я. А. Коменскому, должен быть урок. Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.

Дальнейшее развитие классического учения Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил в XIX в. К. Д. Ушинский. Он научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал следующую типологию уроков:

Смешанные уроки;

Уроки устных и практических упражнений;

Уроки письменных упражнений;

Уроки оценки знаний.

В современной дидактике выделению типов уроков посвящено много научных работ, и на сегодняшний день существует несколько классификаций уроков, каждая из которых строится на каком-то определяющем признаке, предложенном разными авторами:

– дидактической цели (И. С. Огородников);

– цели организации занятий (М. И. Махмутов);

– основных этапах учебного процесса (С. В. Иванов);

– методах обучения (И. Н. Борисов);

– способах организации учебной деятельности учащихся (Ф. М. Кирюшкин).

В качестве примера приведем классификацию по дидактической цели:

Уроки изучения нового учебного материала;

Уроки формирования и совершенствования умений и навыков;

Уроки обобщения и систематизации знаний;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

Комбинированные (смешанные) уроки.

3. Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента возникновения.

Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т. е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общенаучные навыки и, прежде всего, – умение самостоятельно добывать знания. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы широко используют в общеобразовательной школе, сочетая их с формами обучения классно-урочной системы.

3. Управленческий цикл

В педагогике понятие управленческого цикла раскрывается через стоящие последовательно и взаимосвязанные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.

Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории педагогического управления Ю. А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, так как остальные функции не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления заключается в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы. Эта функция – одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей между фактами и т. д.

В теории и практике управления определены основные виды педагогического анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины, посещаемости, соблюдения расписания занятий и др.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении семестра и учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.


Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание, или постановку целей.

Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, генеральную цель представить в виде ряда конкретных частных целей, т. е. декомпозировать ее. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет достижения составляющих ее частных целей.


Планирование в управлении выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Выделяют перспективные, годовые и текущие планы работы образовательного учреждения:

перспективный план разрабатывают, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы за последние годы;

годовой план охватывает весь учебный год включая каникулы;

текущий план составляют на определенную часть учебного года – он является конкретизацией общего годового плана.

Наличие этих планов позволяет координировать деятельность педагогического коллектива. Они являются стратегическими по отношению к планам работы преподавателей.


Функция организации выполнения принятых решений и функция регулирования данного процесса претворяются в жизнь конкретными людьми: администрацией учебного заведения, преподавателями, студентами, представителями общественности.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и студенческого коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности, оценка хода и результатов конкретного дела.


При достаточно основательной разработке функция контроля в управлении остается сложной и трудоемкой. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно заметна эта связь с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль снабжает богатой, систематизированной информацией, показывает степень расхождения между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий возникновения этих различий и отклонений.