Папуасы — кто такие? Шокирующие традиции папуасов, которые поймет не каждый. Быт и традиционные занятия

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Окраина Порт-Морсби, столицы Новой Гвинеи, - одна из самых отвратительных выгребных ям в мире. Последние лет 12 город стабильно занимает 137-е из 140 мест в рейтинге столиц по уровню жизни. Одна из главных причин таких низких оценок - это разгул местной преступности. Особенно большую роль здесь играют молодежные банды городских папуасов - рэсколы. Они патрулируют свои районы с самодельным оружием, участвуют в охотах на ведьм и племенных войнах настоящих папуасов из джунглей - звучит как обыденная жизнь рейдеров постапокалипсиса.

(Всего 10 фото)

Многие утверждают, что Порт-Морсби - это худший город на земле и правят им молодежные банды. Это явное преувеличение. Существуют места и похуже, вроде Дакки в Бангладеш или Кабула в Афганистане. Однако рэсколы, молодые бандиты из осевших в городах папуасов, действительно правят некоторыми районами в гораздо большей степени, чем полиция или чиновники.

Трущобы Порт-Морсби (причем не самый худший район города).

Во-первых, до среднего возраста все равно доживают немногие, так что других банд, кроме молодежных, особо и нет. Во-вторых, местные жители по-своему поддерживают рэсколов, потому что часто видят в них Робин Гудов, которые грабят богатых и «наказывают» коррумпированное правительство. На самом деле эти бандиты чаще воруют не у богатых, а у жителей соседних районов и развлекаются, как правило, не раздачей денег бедным, а изнасилованиями и кражами со складов с гуманитарной помощью, которую присылает Австралия.

Впрочем, для жителей городского дна нет особой разницы: рэсколы во многом выполняют ту же роль, что для трущоб Японии когда-то выполняли якудза. Они налаживают на местах хоть какое-то подобие порядка и иерархии, которые успокаивают людей и создают иллюзию работающей системы. В конце концов, если здесь нет полиции, все твои соседи с утра до ночи валяются пьяными, а старые боги мертвы, то обращаться за помощью больше и не к кому.

Надо иметь стальные яйца, чтобы зайти в этот район, будучи белым, прийти к главарю местных бандитов и попросить сделать фотосессию с оружием в руках. Стивен Дюпон - австралийский фотограф, которому это удалось. Причем вся история его приключений в трущобах вышла еще более безумной и неожиданной.

Стивен Дюпон.

В 2004 году он со своим коллегой-фотографом приехал в Порт-Морсби в надежде на горячий материал. Возможность подвернулась сразу же: обоих австралийцев пригласила сопроводить ее в «деловой прогулке» некая леди Куди, местная чиновница, ответственная за южные районы города.

Оказалось, что в эти дни здесь вспыхнула племенная война между горцами-папуасами из племени тари и полинезийскими земледельцами народа моту. Какой-то пьяный горец забил до смерти копьем женщину-моту. Ее сородичи устроили погромы в городе, круша дома и магазины тари, и готовились начать резню, отправившись в горы. Леди Куди, очевидно, имела серьезную власть в своей вотчине, так что она смогла созвать совет вождей городского района Каугери. Вождям и местным шишкам удалось договориться и предотвратить настоящую бойню.

Среди местной знати оказался и некий Алан Омара, лидер банды рэсколов под названием «Кипс Кабони», то есть «Дьяволы в шрамах» (которое у нас почему-то всегда переводят как «Красные дьяволы»). Он вместе со своими братками защищал горцев от погромов на протяжении всего конфликта, чем вызвал неподдельное уважение и интерес Дюпона. Сам Алан тоже оценил смелость фотографа - прийти в его район белым, да еще и во время племенной войны, было настолько смело и глупо, что глава банды принял их как самых лучших гостей. Он привел Стивена в свою штаб-квартиру и разрешил фотографировать его бойцов с оружием в руках.

После такого приема Алан Омара и Стивен довольно неплохо общались. Все же «Кипс Кабони», в отличие от многих местных банд, вызывали хоть какое-то сочувствие. «Рэсколы» - это исковерканное местным пиджином английское слово rascals, то есть «жулик», «хулиганье». Таким образом, рэсколы, в вольной интерпретации, - это своего рода просторечие вроде «жульбанов» или «фулюганов».

Банда «Дьяволов в шрамах» соответствует изначальному значению слова и промышляет в основном рэкетом, мелочевкой и угоном машин. Иными словами, на фоне своих коллег они выглядят чуть ли не как местная интеллигенция. Среди рэсколов есть намного более отвратительные и беспринципные банды, вроде Dirty Dones 585, которые специализируются на похищениях, изнасилованиях и ограблениях женщин.

Рэсколы из Dirty Dones 585.

Сейчас Дюпон наладил с лидером «Кипс Кабони» некое подобие дружбы и сотрудничества. Он периодически приезжает в район Каугери и даже помогает местному муниципалитету, а местные рэсколы, в свою очередь, защищают его от посягательств других банд и помогают со съемками. Стивен спонсирует местную команду по регби «Бульдоги Каугери» и снимает документальный фильм о лиге регби в Порт-Морсби. С 2004 года уровень преступности и в этом районе, и в столице Папуа - Новой Гвинеи несколько снизился, так что у этой истории может быть более или менее счастливое продолжение.

Кроме Стивена Дюпона, криминальную жизнь Новой Гвинеи удалось раскрыть российскому журналисту Владу Сохину, который создал серию Crying Meri , посвященную охоте на ведьм и насилию (особенно над женщинами) в трущобах современной Новой Гвинеи. Но стоит предупредить: на фоне этого цикла история Дюпона выглядит приятной загородной прогулкой. Начинается все с невинных фото тех же рэсколов, но постепенно нарастает до настоящего ада каннибалов, после которого вы рискуете надолго попасть под самые неприятные впечатления.

(среднее: 4,67 из 5)


Папуа-Новая Гвинея - это одна из самых уникальных стран на земле, находящееся в Океании, в юго-западной части Тихого океана и недалеко от экватора. При населении всего в 7 миллионов людей здесь сосуществуют около 300 культурных сообществ, которые общаются на более чем 850 языках!

Название «Папуа» происходит от малайского слова «папува», что в переводе на русский язык означает «курчавый». И сегодня мы познакомимся с коренными жителями - папуасами и их красивой племенной раскраской . Разноцветный репортаж. (Фотографии Rita Willaert).

Как мы уже говорили, пазвание «Папуа» происходит от малайского слова «папува», что в переводе на русский язык означает «курчавый» (по другой версии от «оранг папуа» - «курчавый черноголовый человек»). Такое название острову Новая Гвинея дал португалец Менезеш в 1526 году, отметив форму волос местных жителей.

Остров Новая Гвинея и большинство других островов страны имеют горный рельеф. Высота значительной части территории более 1000 м над уровнем океана, а некоторые вершины Новой Гвинеи достигают 4500 м, то есть пояса вечных снегов.

Праздник Независимости. Голова этого папуаса украшена перьями голубей, попугаев и других экзотических птиц. Украшения на шее являются символами процветания. Город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Многие из горных хребтов представляют собой цепи вулканов. В Папуа-Новой Гвинее 18 действующих вулканов. Большая часть из них находится на севере страны. С вулканической активностью сопряжены и сильные, подчас катастрофические землетрясения.

Праздник Горока - это, вероятно, самый известное культурное событие пленен в Папуа-Новой Гвинеи. Он проводится раз в год в городе Горока:

Культура Папуа-Новой Гвинеи чрезвычайно разнообразна и здесь вряд ли можно выделить единый для всей страны тип традиций или образа жизни. Даже в пределах одного округа или области могут проживать представители нескольких десятков народностей, часто практически не связанных между собой ни происхождением, ни языком.

Праздник Независимости. Около 100 племен приходят сюда, чтобы показать свои танцы, музыку и культуру. В последние годы этот фестиваль привлекает множество туристов, ведь это одна из немногих возможностей увидеть племена и их красочные традиции. Город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Зеленый человек-паук, город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Многие удаленные папуасские племена до сих пор имеют лишь незначительные контакты с внешним миром.

Растительность и животный мир Папуа-Новой Гвинеи богаты и разнообразны. Там произрастает более 20 тысяч видов растений. Вдоль берегов острова Новая Гвинея протягивается широкая (местами до 35 км) полоса мангровой растительности.

Выше 1000-2000 м леса становятся более однообразными по составу, в них начинают преобладать хвойные породы.

Животный мир страны представлен пресмыкающимися, насекомыми и особенно многочисленными птицами. В лесах и на побережье много змей, в том числе ядовитых, и ящериц.

В Папуа-Новой Гвинеи живет уникальная птица казуар (одна из самых крупных птиц на земле, весящая более 70 кг). Здесь также встречается одна из самых ядовитых змей - «тай пан». Она обладает достаточным количеством яда, чтобы убить 80 взрослых человек.

Бело-черная раскраска с красными глазами:

Клюв птицы-носорога:

Красавец:

«Курчавый народ»:

Под гигантской змеей. Город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Все возможные цвета:

Украшения в виде большого пениса. Это знак хорошей рождаемости в племени:

Обратите внимание на ноги, покрашенные белым. Город Маунт-Хаген, Папуа-Новая Гвинея:



Город Маунт-Хаген, Папуа-Новая Гвинея:

Глава папуаса украшена перьями Райской птицы (лат. Paradisaeidae):

Мех экзотических животных и перья Райской птицы:

У каждого народа есть свои культурные особенности, исторически сложившиеся обычаи и национальные традиции, некоторые или даже многие из которых не понять представителям других наций.

Представляем вашему вниманию шокирующие факты о обычаях и традициях папуасов, которые, мягко говоря, поймет далеко не каждый.

Папуасы мумифицируют своих вождей

Папуасы по-своему демонстрируют уважение к умершим вождям. Они не хоронят их, а хранят их в хижинах. Возраст некоторых жутких, искаженных мумий достигает 200-300 лет.

В некоторых папуасских племенах сохранился обычай расчленения человеческого тела

За самым крупным папуасским племенем востока Новой Гвинеи Хули закрепилась дурная слава. В прошлом они были известны как охотники за головами и поедатели человеческого мяса. Сейчас считается, что ничего подобного уже не происходит. Однако отдельные свидетельства указывают на то, что расчленение человека время от времени происходит во время магических ритуалов.

Многие мужчины в племенах Новой Гвинеи носят котеки

Папуасы, живущие в высокогорных районах Новой Гвинеи, носят котеки – футляры, надеваемые на их мужские достоинства. Котеки изготавливаются из местных сортов тыквы-калебаса. Они заменяют папуасам трусы.

Теряя родственников, женщины отрубали себе пальцы

Женская часть папуасского племени дани часто ходила без фаланг пальцев. Они сами себе их отрубали, когда теряли близких родственников. Сегодня в деревнях еще можно увидеть беспалых старушек.

Папуаски выкармливают грудью не только детей, но и звериных детенышей

Обязательный выкуп за невесту измеряется в свиньях. При этом семья невесты обязана заботиться об этих животных. Женщины даже выкармливают поросят своей грудью. Впрочем, их грудным молоком питаются и другие животные.

Почти всю тяжелую работу в племени выполняют женщины

В папуасских племенах всю основную работу выполняют женщины. Очень часто можно увидеть картину, когда папуаски, будучи на последних месяцах беременности, рубят дрова, а их мужья отдыхают в хижинах.

Некоторые папуасы живут в домах на деревьях

Еще одно племя папуасов короваи удивляют своим местом жительства. Они строят свои дома прямо на деревьях. Иногда, чтобы добраться в такое жилище, нужно вскарабкаться на высоту от 15 до 50 метров. Любимое лакомство короваев – личинки насекомых.

Папуа - Новая Гвинея, особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация.

Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племена, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.


Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

БЕЛЫЕ-ВЫХОДЦЫ С ТОГО СВЕТА?

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями...

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?


Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.


Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.


Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.


СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Сергей БОРОДИН