Осознанное родительство

Наверняка каждый из нас глубоко внутри жаждет стать родителем и обрести крепкую семью . Однако, установление контакта с родившимся ребёнком и последующее его воспитание — дело непростое. Поэтому всё больше и больше семей в последнее время прибегают к осознанному родительству как методу, способствующему гармоничному и всестороннему обучению искусству быть родителями .

Разумом и сердцем

На сегодняшний день осознанное родительство подразумевает активную жизненную позицию вкупе с ведением здорового образа жизни и чутким отношением к собственным потребностям . Ведь если родитель не будет осознанно относиться к своим субъективным нуждам, ребёнок также не сможет быть внимательным по отношению к своим персональным желаниям .

Важно, что в процессе воспитания должны принимать участие оба родителя . Папа , как и мама , должен осознавать, что его поведение и стиль жизни накладывает определённый отпечаток на восприятие ребёнком мира вокруг . В зависимости от того, как малыш воспринимает папу или маму , он впоследствии будет воспринимать мужчин и женщин в целом. Очень важно, чтобы родитель своим примером смог продемонстрировать ребёнку ту или иную гендерную модель поведения . Поэтому, как ни парадоксально это не звучало, путь к осознанному родительству лежит через осознанную женственность и осознанную мужественность .

Один из основополагающих принципов осознанного родительства заключается в том, чтобы не принимать те или иные педагогические постулаты на веру , но, напротив, пытаться осознать их разумом , или же прочувствовать сердцем . Ведь каждый ребёнок уникален , и то, что помогло малышу соседа напротив, совсем не обязательно должно поспособствовать развитию и становлению Вашего чада .

Теплица или пустырь?

Добиться этого можно через демонстрацию ребёнку различных жизненных сценариев и паттернов, и предоставление ему возможности из них выбирать . К примеру, родитель может рассказать малышу о различных профессиях , описать их достоинства и недостатки , и дать ему шанс решить , кем он хочет стать. Также осознанное родительство напрямую связано с заботой, любовью , и, конечно же, осознанием ответственности за своё чадо.

Следование описанным выше принципам вовсе не означает взращивание ребёнка в тепличных условиях . Напротив, в определённых ситуациях следует предоставить малышу максимум свободы . От того, насколько полноценно и полнокровно он сможет отдаваться творчеству , зависит его будущая целостность как личности. Не нужно навязывать ему неприемлемых для него установок , иначе это чревато последующими неврозами. Не зря у наших предков существовала поговорка "Что посеешь, то и пожнёшь ". От усилий, вложенных в развитие ребёнка, будет зависеть его дальнейшая судьба.

Существует старая притча , описывающая то, как молодая мать пришла к мудрецу с вопросом, когда же ей следует начать заниматься воспитанием ребёнка . Мудрец спросил, сколько же лет малышу. Услышав, что ему девять месяцев , он сказал: "Вы опоздали на девять месяцев ". Поэтому для родителей очень важно не уподобляться героине этой притчи. Чем раньше мама и папа решат всерьёз заняться воспитанием ребёнка посредством прибегания к осознанному родительству , тем будет лучше .

Ведь это поможет малышу стать человеком , в котором будут гармонично увязаны любовь к окружающему миру и естественное стремление самосовершенствоваться , что позволит ему в дальнейшем в полной мере самореализоваться как личности . А не этого ли в глубине души жаждет каждый родитель ?

Забота о физическом, нравственном и духовном развитии ребенка – не это ли главная задача отца и матери? Вырастить, воспитать достойного гражданина, внимательного супруга, заботливого родителя. Позволить и помочь ребенку раскрыть свои лучшие качества. Как это сделать? Ведь людей со школьных учат математике и физике, а вот родительству – практически никогда. Как стать лучшими отцом и матерью своему малышу? Как проявить в нем всё лучшее, что заложила природа? Как помочь его душе исполнить свой долг в этом мире? На эти вопросы помогают найти ответ идеи осознанного родительства , которые набирают всё большую популярность в России в последние 10 лет.

Родители становятся родителями не просто с самого момента зачатия, а еще раньше – с той секунды, когда пара принимает решение впустить в этот мир новую жизнь. И с этой минуты начинается их родительский путь. Как правильно подготовиться к зачатию? Как вести себя во время беременности? Рожать самостоятельно или с помощью врачей? Перерезать ли пуповину? Когда сажать ребенка на горшок? Ответить на все эти вопросы позволяет осознанное родительство. В его основе – ответственность пары за себя и свои отношения в первую очередь, за подачу ребенку правильного, адекватного примера. Ведь дети – это не то, что им говорят родители. Дети – это отражение родительского поведения.

Поэтому мамам и папам крайне важно быть внимательными к собственным потребностям. Тогда и малыш научится правильно воспринимать свои желания и стремления. Отцы и матери должны показывать хороший пример – быть внимательными и терпимыми друг к другу, относится с уважением к старшим. Все эти прописные истины мы слышим со школьных лет. Но выполняем ли? Осознанное родительство учит не только говорить, но и делать это.

Воспитывать также должны оба родителя, а не только мама. Отец подает пример мужского поведения, учит мужественности. Мать – позволяет раскрыться женским качествам. Поэтому крайне важно, чтобы оба родителя осознавали свои женственность и мужественность. Таким образом ребенок перенимает гендерные модели поведения.

Один из важных принципов осознанного родительсва – это осознание разумом и прочувствование сердцем всех процессов, которые проходят с ребенком. Нужна ли ему традиционная школа или для моего малыша будет лучше домашнее обучение? С какими детьми дружит мой ребенок и почему? Чего он боится и как я могу на это повлиять? Казалось бы, прописные истины, но кто из родителей действительно вникает в эти вопросы?

Вот основные моменты, которым уделяют внимание осознанные родители:

  1. Постоянное саморазвитие, здоровый образ жизни;
  2. Взаимоуважение, поддержание хороших отношений в семье, доверия и взаимопомощи;
  3. Подготовка к зачатию;
  4. Здоровая беременность с минимальным врачебным вмешательством;
  5. Совместная подготовка будущих матери и отца к родам. (при отсутствии противопоказаний);
  6. Воспитание ребенка на физическом\интеллектуальном и духовном уровнях;
  7. Создание гармоничного пространства, в котором растет ребенок (например, экология и выбор школы);
  8. Уважение старших, помнить и чтить свои корни.

Осознанное родительство призвано выпустить в жизнь гармонично развитого ребенка, новую полноценную личность. Выпустить, отпустить с любовью и чувством выполненного долга.

Введите e-mail адрес:

Как воспитать детей так, чтобы у них были здоровы тело, разум и дух? Как сохранять спокойствие в ситуациях, когда ребенок выводит вас из себя? Как принимать ребенка таким, какой он есть, и находить с ним общий язык? Если вы ищете ответы на эти вопросы, вам может помочь осознанное родительство. Понять, что такое осознанность, несложно, гораздо сложнее применять ее на практике. Рассмотрим, что такое осознанное родительство и как его применять в воспитании детей.

Что такое осознанное родительство?

Осознанное родительство означает осознанность во всех видах взаимодействия с ребенком. Оно также подразумевает глубокую связь с ребенком и развитие его личности.

Чтобы стать осознанным в воспитании ребенка, необходимо по-новому посмотреть на его поведение и начать осознанно относиться к его потребностям. Проще говоря, необходимо увидеть ребенка таким, какой он есть, осознать его внутреннюю сущность.

При этом осознанное родительство не означает, что необходимо придерживаться каких-либо строгих правил или ни в чем не ограничивать ребенка.

Родители во всем мире утверждают, что их главная задача – правильно воспитать ребенка. Однако эксперты в области осознанного родительства говорят, что родителям еще более важно самим стать более осознанными и развить свои личностные качества. Это – путь к эффективному воспитанию детей.

Чтобы лучше понять, что представляет собой осознанное родительство, следует ознакомиться с основными принципами этого подхода.

Принципы осознанного родительства

На протяжении многих лет родители воспитывают детей по принципу: «Я – мама, а ты – ребенок, поэтому ты должен слушать меня, потому что так меня воспитывали». Осознанное родительство переходит к новым принципам воспитания. Чтобы стать осознанным родителем, придерживайтесь следующих правил:

1. Концентрируйтесь на долгосрочных целях. Недисциплинированность и непослушание ребенка способны вызывать у вас отрицательные эмоции. Если вы не можете с ними справляться, вы не можете быть осознанными. Секрет в том, чтобы сосредоточиться на долгосрочных целях и строить взаимоотношения с ребенком, основываясь на любви, доверии и сопереживании.

2. Больше слушайте, меньше говорите. Будьте внимательны к тому, что вам хочет сказать ребенок. Задавайте ему вопросы, чтобы понять его точку зрения. Так ребенок поймет, что его слышат и ценят.

3. Прощайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям. Вместо того чтобы наказывать ребенка помогите ему понять, в чем он неправ. Прощайте его – и он будет стараться не повторять своих ошибок.

4. Воспринимайте ребенка на более глубоком уровне. Научитесь видеть и принимать не только внешность и поведение ребенка, но и его внутреннюю сущность. Привносите такое восприятие во все виды вашего взаимодействия с ребенком.

5. Разберитесь с собственными проблемами. Время от времени поступки ребенка могут вызывать у вас болезненные воспоминания. Важно разобраться с ними до того, как они начнут приносить вред вам и вашему ребенку. Вы можете разобраться в себе самостоятельно или поговорив с супругом. Ваша неуверенность не должна влиять на воспитание ребенка.

6. Общайтесь вежливо. Говорите с ребенком как со взрослым – проявляйте к нему уважение и любезность. Родители – первые учителя в жизни ребенка, поэтому вам следует научить ребенка разговаривать с окружающими и отвечать им. Ребенок обязательно усвоит ваши уроки и будет применять их в будущем.

7. Создайте любящую и мирную обстановку. Ребенок одинаково воспринимает как хорошее, так и плохое. Поэтому вам нужно создать позитивную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя безопасно. Такая обстановка хороша для того, чтобы он получал новые знания и исследовал окружающий мир. Любые отрицательные факторы могут навредить ребенку, вызвав у него фобии или задержки развития.

8. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел себя ребенок. Дети делают так, как вы делаете, а не так, как вы ему говорите. Поэтому, прежде чем учить его чему-либо, покажите хороший пример. Будьте последовательны в своих словах и действиях. Если ваши слова не будут совпадать с действиями, это собьет ребенка с толку. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок кричал, вам не нужно говорить ему на повышенных тонах: «Не кричи». Ребенок может возразить: «Тогда почему же ты сама на меня кричишь?»

9. Создайте повседневный распорядок дел. Когда в доме установлен распорядок, ребенок знает, что и когда нужно делать. Если ребенок сталкивается с распорядком с ранних лет, он воспринимает его как естественную часть жизни. Когда в жизни ребенка есть порядок и предсказуемость, он чувствует себя в безопасности.

10. Будьте чуткими. Прежде чем как-то реагировать на поведение ребенка, сделайте паузу и подумайте, как бы вы поступили на его месте. Так вы сможете понять его точку зрения и правильно отреагировать. Когда вы проявляете чуткость, ребенок начинает доверять вам и советоваться с вами.

11. Проявляйте к ребенку безусловную любовь. Нам всем нравится, когда нас любят, и дети – не исключение. Родительская безусловная любовь помогает им чувствовать себя уверенно и безопасно. Дети восприимчивы к эмоциям родителей, поэтому любые отрицательные эмоции могут их пугать или сбивать с толку.

12. Разделяйте домашние обязанности. Назначьте ребенку простые домашние обязанности – это позволит ему не только сформировать ответственность, но и почувствовать себя частью семьи. Не забывайте благодарить ребенка за выполненную работу и говорить, как вы цените то, что он делает.

13. Развивайте способности ребенка. У каждого ребенка есть потенциал и определенные таланты. Помогите ребенку реализовать свой потенциал. Определите его способности и помогите ему развить их. Поощряйте ребенка интересоваться различными вещами. Общайтесь с ребенком о том, что ему интересно, занимайтесь совместными делами и предлагайте свою помощь.

14. Развивайте отношения. Укрепляйте и развивайте отношения с супругом, родственниками и друзьями. Объясните ребенку необходимость иметь здоровые отношения.

15. Оставайтесь здоровыми и счастливыми. Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети росли счастливыми и здоровыми. Для этого вам нужно самим быть счастливыми и поддерживать здоровый образ жизни. Объясните ребенку важность здоровых привычек. Вы – главные люди в жизни своих детей, поэтому вам следует заботиться о собственном физическом и психическом здоровье.

Для осознанного родительства важно не только придерживаться данных принципов, но и избегать определенных ошибок.

Ошибки, которые допускают родители

1. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Вы просто помогаете ему расти и раскрывать свой потенциал. Вам необходимо помочь в этом ребенку и понять его потребности, которые с возрастом меняются.

2. Не торопитесь. Воспитание детей требует от родителей терпения. Не принимайте поспешных решений. Вам необходимо время, чтобы понять точку зрения ребенка, и только после этого следует делать выводы. Ваше терпение помогает детям доверять вам и полагаться на вас.

3. Не проецируйте свои личные цели на ребенка. Ребенок не обязан достигать того, чего вы сами когда-то не достигли. У ребенка будут свои цели и стремления. Позвольте ребенку установить их и помогите ему в этом.

4. Не устанавливайте для ребенка слишком много ограничений: если на все его просьбы вы отвечаете «нет», он перестанет спрашивать вас, потому что наперед будет знать все ответы.

5. Не проявляйте эмоциональных реакций на поведение ребенка. Чаще всего родители эмоционально реагируют на плохое поведение ребенка. Более зрелой реакцией является разговор с ребенком. Прежде чем резко отреагировать на поведение ребенка, остановитесь и найдите более эффективный способ. Разговор поможет вам понять причины поведения ребенка и придумать способ более эффективного поведения.

6. Не будьте слишком строгими и жесткими с ребенком. Устанавливайте правила, но предусмотрите условия, при которых они могут быть смягчены.

Советы по осознанному воспитанию

Кричать на ребенка или навязывать ему свою точку зрения легко. Гораздо сложнее проявлять зрелость в воспитании ребенка: ценить его мнение и уважать его взгляды. Метод осознанного родительства предлагает несколько практических советов, как его применять.

1. Будьте разумны в своих ожиданиях. Когда ваши ожидания от ребенка завышены, вы оказываете на него давление, чтобы он им соответствовал. Позвольте ребенку развиваться естественным образом и ставьте перед ним цели, соответствующие его возрасту.

2. Относитесь к ребенку серьезно. Не критикуйте его и не насмехайтесь над его действиями или мнениями. Это плохо влияет на его уверенность в себе. Ребенок может перестать делиться с вами своими мыслями. Вместо этого внимательно слушайте, что говорит ребенок, и высказывайте свое мнение по этому поводу.

3. Не вмешивайтесь. Родители часто испытывают соблазн вмешаться в жизнь своего ребенка. Но это отталкивает ребенка от вас. Вмешиваться в жизнь ребенка нужно только в случае крайней необходимости, в остальных случаях следует давать ему достаточно пространства в соответствии с его возрастом. Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и подсказывайте ему в случае необходимости.

4. Регулируйте свои эмоции. Когда ребенок не слушается вас, легко рассердиться или расстроиться. Но лучше сохранять спокойствие и оставаться добрым в любой ситуации.

5. Практикуйте медитацию и релаксацию. Медитация поможет вам наладить связь со своим внутренним «я» и со своими чувствами. Когда ваше сознание свободно, вы становитесь терпеливыми и доброжелательными, и это помогает вам находить общий язык с ребенком.

Осознанное родительство меняет ваши представления о воспитании ребенка. И это хорошо, ведь благодаря детям мы и сами становимся лучше. Осознанное родительство помогает вам создать идеальную среду для физического, умственного и духовного развития.

Оцените публикацию

Вконтакт

Зачем читать книги по воспитанию?

Осознанное родительство - это гармоничный и комплексный подход к воспитанию ребенка, целью которого является вырастить здорового и счастливого человека, которому присущи любовь к окружающему миру и естественное стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Установление контакта с родившимся ребёнком и последующее его воспитание — дело непростое, требующее не только полной самоотдачи, но и специфических знаний и навыков. О том, как ухаживать за новорожденным, планировать распорядок дня, кормить, купать и одевать каждая мама может узнать от старших родственников, подруг или прочитав практически любую книгу с заголовком «Ваш ребенок от рождения и до года».

В то же время, для того, чтобы научиться понимать своего ребенка, растить его здоровым, счастливым и интеллектуально развитым стоит обрести некий багаж знаний, которые известные врачи-педиатры, психологи и педагоги излагают в своих книгах, предназначенных для широкого круга читателей.

Меньше книг, но хороших и разных

Сегодня полки магазинов буквально ломятся от книг, посвященных вопросам воспитания и развития ребенка. Бескрайние просторы Интернета также таят в себе море информации о том, как растить детей. Неудивительно, что при таком обилии источников, родители часто теряются, перескакивают с одной системы воспитания на другую, в поисках лучшей, усугубляя имеющиеся проблемы и создавая новые.

Мало кто задумывается, что для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, счастливым, воспитанным и гармонично развитым не обязательно читать десятки томов. Вполне достаточно нескольких качественных книг, написанных авторитетными специалистами, актуальных, но проверенных временем.

Предлагаем вашему вниманию подборку таких книг, прочитав которые вы сможете избежать многих ошибок и стать самым лучшим родителем для вашего ребенка. Некоторые из них лучше прочитать еще до рождения ребенка, чтобы подготовиться к различным ситуациям, которые неизбежно возникают в семье, где появляется малыш.

Беременность

Уильям Сирс, Марта Сирс, «В ожидании малыша».

Девять месяцев беременности - самое счастливое и ответственное время для каждой женщины. Авторы этой книги - авторитетные акушеры и педиатры с многолетним стажем и родители восьмерых детей Уильям и Марта Сирс - подробно объясняют что происходит внутри вас и как растет ваш малыш.

Читая эту книгу, будущая мама научится правильно оценивать свое состояние во время беременности, обретет эмоциональное спокойствие и необходимые знания для того, чтобы родить здорового и веселого малыша. Тем, кому придется по вкусу стиль изложения и рекомендации Сирсов, стоит обратить внимание на другие их книги: «Ваш малыш от рождения до двух лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет».

Уход

Трейси Хогг, «Чего хочет ваш малыш?».

Появление новорожденного очень сильно меняет привычный ход событий в любой семье. Новоиспеченные мамы и папы вроде бы уже успели узнать как правильно ухаживать за младенцем, когда кормить, как одевать, сколько гулять. Но поведение маленьких детей часто бывает непредсказуемым - они не спят по ночам, кричат, как кажется, без причины, в самое неподходящее время в самом неподходящем месте, отказываются лежать в коляске, выплевывают еду и кидают погремушки.

Трейси Хогг - консультант по воспитанию, развитию детей и коммуникациям между детьми и родителями с 25-летним стажем, в своей книге пишет о том, как разобраться в характере новорожденного, понять его особенности и темперамент, научиться понимать его язык, чтобы наладить общение с младенцем с первых дней жизни, учитывая его характер. Если вы прочитав эту книгу, начнете применять на практике изложенные автором простые и действенные советы, то многие трудности первого года жизни ребенка могут остаться для вас и вовсе незамеченными.

Здоровье

Евгений Комаровский, «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».

Прекрасно написанная книга о том, как вырастить здорового ребенка, прочитать которую желательно еще до того, как родится малыш. Автор книги - практикующий врач-педиатр - в доступной форме и с юмором рассказывает о том, как ухаживать за ребенком с максимальной пользой для него, но при этом не прилагая к этому титанических усилий и не тратя на уход за новорожденным все свободное время.

Здесь вы найдете не только рекомендации о том, как кормить, пеленать, купать, лечить малыша, но и практические советы, способствующие гармонизации отношений в семье. Если книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» пришлась по душе, имеет смысл прочитать и другие бестселлеры доктора Комаровского - «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей», «Лекарства. Справочник здравомыслящих родителей», «Неотложная помощь: справочник для родителей» - ведь каждая из них затрагивает важные вопросы здоровья ребенка.

Обучение

Масару Ибука «После трёх уже поздно».

Основатель компании Sony Масару Ибука, написавший эту удивительно добрую книгу, считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи, главное вовремя распознавать готовность ребенка к принятию новой информации и давать ему новые знания, знакомя с многогранностью окружающего мира.

Книга, где собраны простые и понятные приемы обучения детей раннего возраста, станет замечательным помощником тем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности и воспитать его так, чтобы он стал не только успешным, но и счастливым.

Раннее развитие

Лена Данилова, «Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы».

Сегодня ассортимент развивающих и обучающих игр для детей просто огромный. Учимся различать цвета, формы, буквы, цифры, времена года, сортируем предметы, тренируем мелкую моторику - и тратим много денег на покупные игры, которые потом занимают много полезного места в детской комнате. В погоне за новыми навыками для своего ребенка родители часто забывают, что большинство полезных игр можно придумать самим, а развивающие пособия сделать своими руками из подручных материалов.

Книга расскажет вам о том, как не тратя много времени и сил грамотно и с пользой для ребенка разнообразить, дополнить набор домашних игрушек и занятий. Игры подобраны по темам соответственно возрасту (своими руками, для самых маленьких, учимся считать, география, природа, и др.), темы разбиты на небольшие разделы. Например, для самых маленьких есть раздел игр для развития слуха.

Лена Данилова - автор многочисленных методик раннего развития, по которым можно заниматься с малышом с рождения. «Пальчиковые занятия», «Уроки для самых маленьких», «Моя первая книга об искусстве» давно завоевали популярность у родителей, которые уделяют много внимания развитию детей.

Общение

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Первая и самая популярная из книг Юлии Гиппенрейтер - доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ. Эта книга - кладезь полезных знаний о том, как взаимодействовать с детьми в различных ситуациях. Прочитав ее, вы получите представление о том, как правильно общаться с ребенком, анализировать свои чувства и эмоции по отношению к нему, минимизировать конфликты и разрешать конфликты, чтобы достичь взаимопонимания и стать своему ребенку самым близким человеком.

После того, как вы убедитесь насколько эффективно работают предложенные автором методы воспитания, вам непременно захочется прочитать и другие книги Юлии Гиппенрейтер: «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?», «Родителям: как быть ребёнком», «У нас разные характеры. Как быть?», «Родителям. Книга вопросов и ответов».

Взаимоотношения

Януш Корчак, «Как любить ребёнка».

Эта книга, написанная великим польским педагогом и гуманистом Янушем Корчаком в далеком 1935 году не потеряла актуальности до сих пор - принципы и постулаты воспитания, изложенные в ней кажутся вечными, а саму книгу называют «Библией воспитания». В своей книге Корчак призывает воспринимать даже только что рожденного ребенка как личность, имеющую права и претендующую на свободу, помнить о том, что каждый ребенок уникален и достоин собственного счастья и безусловной любви.

Корчак не просто написал книгу о любви к детям, он жил этой любовью и уважением даже в тяжелых условиях Второй Мировой войны и, когда судьба заставила сделать выбор, не раздумывая, отправился вместе с воспитанниками интерната, в котором работал, в газовую камеру.

“Утром 5 августа 1942 г. дети «Дома сирот» вместе с девятью воспитателями прошли через Варшаву к вокзалу единым строем, неся над головой зеленое приютское знамя надежды с четырехлистным золотым клевером. Януш Корчак шел во главе колонны, держась за руки с двумя самыми маленькими. На месте их смерти сейчас стоит камень: «Януш Корчак и дети». (М. Н. Кузьмин).

Книга «Как любить ребенка», ставшая его последним трудом, - это уникальная энциклопедия воспитания человека, начиная с его дня рождения и до достижения совершеннолетнего возраста, которая на протяжении многих лет служит ориентиром для миллионов родителей.

Психология

Владимир Леви, «Нестандартный ребенок».

Эта книга для тех, кто хочет постичь искусство общения с упрямыми детьми или наладить взаимодействие с детьми, непохожими на остальных В своей книге известный психолог и психотерапевт Владимир Леви живым языком и очень искренне рассказывает о подростковых кризисах, неуверенности в себе, трудностях в учебе, первой любви и плохих компаниях и других трудностях, с которыми в той или иной степени может столкнуться каждый родитель.

Эта книга написана для того, чтобы родители могли выработать адекватное отношение к ребенку и его проблемам, найдя свой путь к дружбе и взаимопониманию с ребенком. Среди других наиболее выдающихся произведений Леви также книги «Искусство быть собой», «Кважды ква», «Я и Мы», «Везёт же людям».

Осознание роли родителя подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое вы оказываете на ребенка в процессе взаимодействия с ним. Осознающим свое родительство маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает. Они готовы работать со своими реакциями, чтобы укрепить самооценку ребенка. Исходя из этого, мы будем говорить о трех областях, в которых нам необходимо добиться осознанности:
то, что на душе у ребенка, – чувства и потребности;
то, что у вас на душе, – какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок;
взаимодействие в семье.

Чувства и потребности ребенка
У ребенка формируется здоровая самооценка, когда его чувства и потребности признаются и принимаются. Другими словами, наше желание и способность увидеть и принять то, что происходит в душе ребенка, очень важны для становления и укрепления его самооценки. Это очень важно, и мы часто будем к этому возвращаться: мы должны стремиться быть с ребенком на эмоциональном уровне, а не просто реагировать на внешние поведенческие проявления. Нас должны заботить чувства ребенка, его восприятие мира, то, как он ощущает в нем себя. Если двухлетнему малышу страшно, надо попытаться представить себе, как ситуация выглядит с его точки зрения, и продемонстрировать ему желание понять и помочь, но это не значит, что малышу надо все время потакать. То же касается и детей постарше: самооценка укрепляется, когда родители пытаются их понять. Так и формируется самооценка: взрослые принимают чувства и переживания своих детей. Признавая право ребенка на самые различные эмоции и чувства, взрослые помогают ему развить систему элементов, укрепляющих самооценку.

Какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок
Важнейшие учителя в области родительства для каждого из нас – собственные родители или другие взрослые, на попечении которых мы находились в детстве. Полученный опыт и переживания остаются в нас как бессознательное руководство к действию. Разумеется, хорошо, если это руководство грамотное и поддерживает нашу самооценку. Однако процесс роста и взросления весьма непрост, а быть родителем – трудная и ответственная задача, поэтому большинство из нас, если разобраться как следует, получили в детстве раны и травмы, от которых хотели бы уберечь своих детей.

Однако мы делаем ровно противоположное: передаем все, что сами пережили в детстве – как хорошее, так и плохое, – следующему поколению. Родителей, которые часто ругают детей, как правило, самих в детстве часто ругали. Мамы и папы, требующие от своих сыновей и дочерей отличных оценок, вполне вероятно, и сами воспитывались в семьях, где их ценность определялась через достижения. Родители, которые много шутят и смеются со своими детьми, скорее всего, сами росли в атмосфере улыбок и смеха. Такое хорошее наследство можно с радостью передавать. А вот от дурного родителям, осознающим свою роль, следует избавляться.

Осознанность не делает родителя идеальным. Он вовсе не делает все и всегда правильно, но осознает свою ответственность, готов взглянуть со стороны на себя и свою манеру общения с ребенком. Осознанность дает родителям возможность развиваться. Мы не можем требовать от себя совершенства во всем, но мы способны принять решение идти по пути осознанного развития вместе с ребенком. На мой взгляд, такое решение необходимо, если вы хотите укрепить самооценку своего ребенка. Ребенок зависим, он может только вверить нам свою жизнь – и жизнь детей находится в руках взрослых. Ответственность за создание такого взаимодействия, при котором ребенок чувствует себя принятым и имеет возможность выразить себя, лежит на нас, взрослых. По этой причине мы должны иметь смелость обратить взгляд на самих себя в те моменты, когда что-то не складывается, чтобы не оказаться заложником деструктивной тенденции обвинять во всем ребенка.

Чем опасно неосознанное родительство?
При возникновении конфликта мы часто перекладываем ответственность на детей. Порой мы начинаем говорить о них как о причине неудовлетворительной ситуации. Например: «Тина так агрессивна! Она просто невозможна! Мы выбились из сил. Чего мы только не предпринимали, но все бесполезно», «На Петтера порой накатит, так с ним невозможно сладить! Из-за этого у нас в семье все кувырком», «Мы перепробовали все, но Катрина безнадежна. Она с рождения такая – где сядешь, там и слезешь». Все эти высказывания – примеры того, как родители отказываются от ответственности, перекладывая ее на ребенка («С ней что-то не так», «Он всегда все портит»). Процесс роста и взросления сложен, и всем детям порой бывает нелегко. И именно в эти тяжелые периоды проверяется наша ответственность, наша взрослость. В такие моменты надо задать себе вопрос: что нужно сделать, чтобы Тина почувствовала себя принятой? Может быть, Петтер чего-то хочет от нас, от родителей? В чем он нуждается? Что сказать Катрине? Кроме того, необходимо запастись терпением и выдержкой, чтобы понять потребности ребенка. И для этого понадобится время и нелегкая работа – сознательная и целенаправленная. Неосознанное родительство таит в себе опасность: мы можем реагировать на слова и поступки ребенка, не пытаясь понять, что он чувствует в то время, когда поступает определенным образом. Это грозит тем, что ребенок останется наедине со своими переживаниями и, следовательно, не получит помощь, в которой нуждается, не успокоится, не разберется со своими чувствами, не выразит их.

Мама забирает четырехлетнего Петтера из детского сада. Когда мальчик видит маму, он ложится на пол, начинает плакать и дрыгать ногами. Мама поднимает Петтера, при этом говоря ему очень строго: «Это что, благодарность за то, что я пришла пораньше? Так вести себя нельзя!» Петтер ревет, а мама тащит его в раздевалку и цыкает на него, одевает спешными резкими движениями. Они уходят из детского сада – Петтер все еще плачет, но уже не так громко…

Мама негативно отреагировала на поведение Петтера. Может быть, она устала или расстроилась потому, что сын не выказал радости, когда она за ним пришла. Может быть, подобные сцены повторяются часто, когда она его приводит или уводит из детского сада. Может быть, мама хотела продемонстрировать присутствовавшим при этой сцене взрослым, что она – сильный и умеющий устанавливать границы родитель. Но она совершенно забыла о том, в чем ее сын нуждается больше всего: в том, чтобы мама попыталась понять, что происходит у него внутри. Может быть, ему тяжело или его что-то беспокоит? «Тебя что-то огорчает, мальчик мой? Иди на ручки к маме, ты ведь так расстроен!» Получив подобную обратную связь, Петтер приобрел бы опыт того, что его чувства имеют право на существование, что мама была рядом, когда он расстроился («Я не одинок!»). Скорее всего, он быстро бы успокоился, сидя на коленях у мамы, а с помощью воспитателей удалось бы разобраться, в чем дело. Если мама фокусируется на чувствах Петтера, а не только на его поведении, то его самооценка укрепляется.

Неосознанное родительство порой проявляется и совсем иначе, – родители слепо защищают своего ребенка и не замечают, что ему нелегко, что он нуждается в помощи.

Мама и папа восьмилетней Стине узнали от родителей ее лучшей подруги Кайи, что та начала сторониться Стине, немного ее бояться. Стине верховодит во всех играх, и если что-то не по ней, то дерется. Родители Кайи предлагают подумать, как им решить эту проблему. Мама и папа Стине лишь усмехаются в ответ: «Если другие дети не справляются со Стине, то это не наша проблема. Стине – крутая девчонка, а то, что Кайя робкая и неуверенная, так это – ответственность ее родителей».

Родители Стине не хотят слышать о том, что надо как-то отреагировать на поведение дочери. Они крепко держатся за идеальный образ Стине и таким образом отказываются помочь ей в момент, когда она сталкивается с трудностями в общении с другими детьми. Можно сказать, что они тем самым лишают ее права работать над собственным развитием, права, которое должны получать все дети, встречая дружескую поддержку в этом нелегком процессе.

Если мы больше заняты собой, а не ребенком, то упускаем важные для формирования самоощущения и самооценки моменты. Ребенок предоставляется самому себе в ситуациях, где ему требуется помощь. Петтер остается наедине со своими переживаниями, к тому же его еще и ругают в ответ на их проявление. Стине остается наедине с проблемами в отношениях с Кайей, а ее потребность в помощи игнорируется из лучших побуждений.

В таких непростых ситуациях родители рискуют переносить опыт собственного детства в отношения с ребенком. Разумеется, этот опыт может быть полезным, но бывает, что такой перенос нецелесообразен и вреден для ребенка. Однако, решившись на осознанную работу, мы способны отделить хорошее от плохого и не переносить из прошлого то, что переносить не следует.

Это не означает, что родители всегда должны знать ответы на все вопросы. За двадцать лет, в течение которых происходит рост и взросление ребенка, возникнет не одна ситуация, когда мы можем потерять почву под ногами, будем сомневаться и думать: что же нам делать? Как нам справиться с этим? Воспитание детей проверяет нас на прочность, раз за разом испытывает нашу самооценку и целостность. Благодаря детям у нас появляются ресурсы, о существовании которых мы и не подозревали, благодаря детям мы осознаем пределы своих возможностей. Поэтому роль родителя предполагает массу возможностей для самопознания и дальнейшего развития самих взрослых. И помните: вы имеете право на ошибки. Все родители допускают ошибки, делают это сплошь и рядом, и детям не помешает знать, что и взрослые способны натворить глупостей.

Взаимодействие в семье
Детям необходимо быть услышанными. Они должны иметь возможность активно участвовать в жизни семьи, однако на них нельзя возлагать за это ответственность. Жизнь семьи – это ответственность взрослых. Именно у взрослых есть опыт, умение взвешивать за и против, видеть взаимосвязь вещей, поэтому именно они должны руководить и направлять. Это не значит отдавать распоряжения и команды, чтобы добиться желаемого, ведь такое руководство есть не что иное, как диктатура. Руководство в большей степени заключается в принятии на себя ответственности за то, «как мы живем».

Всякое взаимодействие между людьми включает в себя содержание и процесс. Содержание характеризуется тем, что мы делаем, процесс – тем, как мы это делаем. Представьте себе, насколько по-разному можно ужинать всей семьей. За столом повисает напряженное молчание, а звук, издаваемый приборами при соприкосновении с тарелками, лишь подчеркивает гнетущую атмосферу. Другой вариант – за столом раздается смех, оживленная беседа проходит в атмосфере радости и заинтересованности. Настроение, царящее за столом, – это процесс, то, как мы ужинаем. А то, что мы фактически делаем – ужинаем, – это содержание.

У детей есть естественное желание влиять на содержание жизни семьи, и им следует предоставлять такую возможность с самого раннего возраста. Когда малыша спрашивают о его пожеланиях, о том, чего бы ему хотелось, это способствует формированию у него здоровой самооценки. К примеру, когда его спрашивают, как бы ему хотелось провести воскресный день или какой фильм посмотреть субботним вечером. В таких случаях у малыша появится опыт, развивающий умение прислушиваться к самому себе («Чего бы мне хотелось?»), а также способность выразить себя в общении с другими.

Однако ответственность за процесс, за то, как происходит общение в семье, как принимаются решения, лежит на взрослых. Дети не могут нести такую ответственность – для этого у них не хватит ни опыта, ни знаний. Тем не менее, уже в раннем возрасте дети проявляют свою индивидуальность, которая весьма существенно влияет на их взаимодействие со взрослыми. С некоторыми детьми довольно легко найти общий язык, с другими – значительно сложнее. С этой точки зрения можно сказать, что дети влияют на то, каким будет развитие взаимодействия, какое настроение будет ему сопутствовать. Однако, как было сказано выше, ответственность за процесс, за семейные приоритеты целиком и полностью лежит на взрослых. Влиять и быть ответственным – это совсем разные вещи.

Разделение чувства вины и ответственности
Ответственность лежит на нас, даже если направление развития ребенка создает проблемы – как ему самому, так и окружающим. Примеры проблемного развития – болезненная застенчивость, агрессивное поведение, сильная тревожность. На практике взять ответственность на себя – это вовсе не значит терзаться чувством вины. Чувство вины парализует, в то время как осознание ответственности придает решимости. Поэтому так важно разделять чувство вины и ответственность. Или же можно использовать чувство вины: оттолкнуться от него, чтобы взять ответственность на себя. Мы изводим себя, терзаясь виной: она давит на нас, приводит в отчаяние, и мы становимся беспомощными. Понятие «вина» заставляет нас думать о злонамеренности, в каком-то смысле указывает на то, что мы не сделали всего, что могли, или даже желали зла собственному ребенку. Однако ни один родитель не желает зла своему ребенку. И все же большинству детей время от времени живется нелегко. Взросление – трудная задача, и сталкиваться на этом пути с проблемами – совершенно нормально. Многим родителям также порой нелегко быть тем заботливым родителем, в котором нуждается их ребенок, и это тоже нормально. Взять ответственность – это значит осознавать и контролировать себя как родителя, развиваться вместе с ребенком, беспокоиться о выполнении обязательств, которые есть у каждого взрослого перед своим ребенком. Мы принимаем на себя ответственность, с этого начинается наш личностный рост.

Зачастую взять ответственность – это значит обратиться за помощью. Многие благополучные и ответственные мамы и папы ищут помощи у родственников и друзей и таким образом находят эффективные пути решения проблемы. Попросить помощи других в тот момент, когда мы не справляемся сами, – это ответственнейший шаг, который может быть предпринят в подобной ситуации. Как видим, ответственность не подразумевает самодостаточности.

Некоторым детям требуется особая забота. У ребенка могут быть трудности в обучении, тревожность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или другие проблемы, которые требуют специальной помощи. Кому-то необходима терапия или создание особых условий пребывания в детском саду, школе, семье. Обращаться за помощью, если ребенок нуждается в особом уходе, – это ответственность родителей. Ответственность тех, кто работает с детьми, – оказать помощь, получить необходимые рекомендации у других специалистов или дать направление. Повторю еще раз: взять ответственность на себя зачастую означает обратиться за помощью.

Ответственное родительское руководство несколько напоминает руководство в сфере бизнеса: там часто говорится, что руководить нужно осознанно. То есть хороший руководитель осознает, понимает и анализирует собственную позицию, свои задачи, а также способы взаимодействия с коллегами. Осознающий руководитель не боится обратить взгляд на самого себя и свою линию поведения вместо того, чтобы взваливать ответственность на других, особенно если что-то идет не так. Руководитель делает осознанный выбор, сосредотачиваясь на собственном вкладе и ответственности за атмосферу в коллективе и взаимодействие с ним. Это очень напоминает ответственность взрослого в семье. Осознающие родители работают над тем, чтобы понимать себя и верно оценивать поведение детей; понимать, что происходит во взаимодействии с ребенком. Осознающие родители не закрывают глаза на собственные слабости, они готовы к развитию.