Основные правила для написания диктанта. Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Инструкция

Требуйте тщательной проверки написанного. Это должно быть не быстрое прочтение, а внимательное, слоговое, с уточнением всех непонятных моментов.

Проверьте у ребенка знание всех правил написания слов, изучаемых в данном классе. Формируйте умение применять их на письме. Просите ребенка не только сказать, какую букву следует писать в каком-либо , но и обосновать ее написание.

Пишите предупредительные диктанты . Диктуйте предложение сначала целиком, потом словосочетаниями. Перед написанием ребенок должен объяснить что, как и почему он будет писать.

Времена слишком изменились: раньше дети обучались письму перьевыми ручками, и учителям волей-неволей приходилось обучать их правильному держанию такого инструмента потому, что неправильно зажатая в пальцах перьевая ручка просто не писала или ломалась. Обучение каллиграфии занимало всю – 3 года.
С появлением шариковых ручек убыстрилось максимально. В ученикам раздаются прописи с примерами написания букв, под каждую из которых отводится три строки. Оценки не ставятся.

Естественно, ребенок старается как можно быстрее заполнить три строки, чтобы потом заняться своими делами. В результате, ручку он держит, как попало, буквы пишет небрежно, а затем закрепляется неправильный навык письма.
Позже, когда на уроках нужно будет много писать, у ребенка быстро будет уставать рабочая рука, и скорее всего, письмо станет вызывать неприязнь. Отдуваться, в любом случае, придется родителям, поэтому выделите время на обучение письму еще до школы.

Прежде всего, покажите ребенку, как правильно зажимать в пальцах ручку. Детей, усвоивших неправильный навык держания в руке инструмента при рисовании, штриховке, письме печатными буквами, переучить потом очень трудно.

Сначала ручка кладется сгиб между верхним и средним фалангами пальца, затем сверху ручка закрепляется подушечками указательного и большого пальцев. Расстояние от кончика пишущего инструмента до указательного пальца около 2 см. Объясните, что держать ручку нужно легко, без напряжения. При письме кисть опирается на мизинец и движется лишь она, локоть остается в неподвижном состоянии.

Присмотритесь, как держит письменный прибор ваш ребенок. Неправильный навык можно распознать по следующим моментам: ребенок держит ручку «щепотью» или в кулаке. Ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце. Большой палец расположен на ручке ниже указательного или перпендикулярно к нему. Слишком высоко или слишком низко к кончику зажат инструмент для письма. Кисть в момент письма практически неподвижна; слишком слабый или слишком сильный нажим при письме.

Переучить можно следующими способами: поставьте маркером точку на среднем пальце ребенка в том месте, где должна лежать ручка. Им же проведите черту на ручке, ниже которой пальцы ребенка располагаться не должны. Если кисть ребенка слишком фиксирована, рисуйте и закрашивайте вместе с ним крупные фигуры на альбомном листе. Следите, чтобы ребенок не поворачивал лист в разные стороны: поворачиваться должна именно кисть.

Развивайте мелкую моторику. Лепите буквы из пластилина, вырезайте их ножницами из бумаги, делайте из теста, рисуйте на песке и снегу, складывайте из веточек. Здесь вы можете увидеть, какие именно буквы хуже даются вашему ребенку, и помочь в их усвоении.
Так же хорошо развивают ручки сооружение поделок из бумаги, шнурование, сжатие и катание по столу пальчиками мелких и мягких шариков или бусин, рисование, раскрашивание картинок и любые другие занятия, где требуется захват предмета пальцами.

Обучение письму специалисты советуют начать до 4 лет: к этому возрасту у ребенка уже должен установиться навык правильно держать ручку. Обучение должно быть ежедневным, но 20 минут за один подход.

Видео по теме

Обратите внимание

Умение писать, соблюдая при этом грамотность и красивый почерк, - непростая задача для любого ребенка. Но если не упустить нужный момент и вовремя начать заниматься, то проблемы в будущем исчезнут сами собой. Эффективные способы о том, как научить ребенка писать красиво и грамотно, а также как заинтересовать его этим занятием, мы обсудим в нашей статье.

Полезный совет

Как научить ребенка писать. Для подготовки к самостоятельным занятиям письмом ребенку нужно дать бумагу и карандаш, а также выделить место, где бы он мог рисовать и писать. Поощряйте его, если, оставшись в одиночестве, он рисует. Научите его рисовать человечков, домики и т.п. Если малыш увидит, как рисуют и пишут дети постарше, он станет им подражать. Алфавит.

Связанная статья

Источники:

  • статья

Дисграфия – проблема многих школьников. Связана она с устной речью. Ребенок должен умет различать отдельные звуки, по-разному их соединять и произносить. Письмо – более сложный способ передать речь, поэтому, если ребенок не умеет определять структуру слова и выделять из него отдельные звуки, соотносить эти звука с буквами, то сформировать правильное письмо будет трудно.

Инструкция

Для правильного выведения письменных букв на листе, ребенку нужно развивать мелкую моторику. Организуйте игру с пластилином или красками, где вы вместе будете лепить или рисовать отдельные элементы букв или целые . Чтобы разработать кисть руки, рисуйте вместе с ребенком его пальчиками по другой руке или ноге закорючки, затем дайте в руки кисть и пусть он обводит предварительно нарисованные вами на листе ватмана , петли, круги, линии.

Только после этого можно давать ручку и прописи. Покажите, держать ручку. Сейчас продаются специальные насадки на ручку, в которой пальцы лежат всегда . Затем покажите, как выводить элемент в прописи, в каком направлении вести ручку. Делайте это . Затем вручите ее ребенку, поставьте его пальцы, и ведите ручкой по бумаге, постепенно ослабляя свою хватку. Так, сам того не замечая, ребенок начнет выводить закорючки самостоятельно.

Самый главный принцип при обучении ребенка письму – это научить его понимать то, что он пишет: соответствие звуков и букв. В этом ему в первую очередь помогут диктанты. Возьмите небольшой текст, без сложных слов. Диктуйте их очень медленно, проговаривая все по отдельности. Затем, продиктуйте первое предложение и проконтролируйте, чтобы ребенок повторил все слова. Записывая сова, ребенок должен вслух проговаривать то, что он пишет. Подобным образом надо выполнять все домашние упражнения с текстами.

Помимо диктантов, используйте любые речевые игры, азбуку для выкладывания различных слов. Ему сначала надо научиться произносить отдельные звуки и запоминать, с какими буквами они ассоциируются на .

Особенностью дисграфиков является то, что они очень хорошо запоминают зрительно, поэтому у них перед глазами всегда должны быть только правильно написанные слова. Не делайте с ними работу над ошибками, показывая неправильное написание.

Так, сочетая заботу, любовь, настойчивость и регулярность занятий, вы увидите, что ваши усилия не пропали даром.

Видео по теме

Диктант – это одна из наиболее распространенных работ, относящихся к урокам русского языка, причем не только в школах. Как же правильно писать диктант? Как проверять написанное? Эти вопросы мы сейчас и разберем. Это поможет не только школьникам, но и абитуриентам.

Инструкция

Экзаменатор с выражением читает весь текст диктанта. Ваша задача на этом этапе диктанта проста – прослушать текст. Услышав непонятные слова, обязательно узнайте у экзаменатора их значение после того как он прочитает текст. Постарайтесь понять текст, вникнуть в его смысл.

Проверить написание слов вы можете, произведя орфографический каждого «проблемного» слова. Выполняйте исправления ручкой: тонкой косой линией зачеркните неправильную букву, а затем сверху аккуратно напишите правильную.

Источники:

  • диктанты написать

Во время учебного процесса педагог не только дает знания учащимся, но и проверяет степень их усвоения. Диктанты на уроках русского языка несут в себе обе эти функции, т.е. делятся на обучающие и контрольные. Их цель заключается в формировании орфографического слуха. Но методика проведения имеет свои особенности.

Инструкция

Определите цель диктанта, который вы хотите провести:
- усвоение и закрепление материала (выборочный, распределительный, творческие диктанты с устным , свободный, восстановленный, диктант по аналогии, предупредительный, самодиктант (письмо по памяти), объяснительный);
- проверка знаний (диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант);
- умение пользоваться языковыми средствами, конструкциями, закрепление , расширение запаса слов (все виды творческих диктантов);
- повторение и обобщение материала (комбинированный творческий).

Выберите вид диктанта, исходя из его цели. Подберите необходимый материал (текст, слова и словосочетания, репродукции картин для творческих диктантов и т.д.).

Укажите в плане-конспекте урока, на каком этапе используете диктант, и ограничьте время. Например, предупредительный диктант с показом текста на доске занимает 10-15 мин и проводится до записей в тетрадях, для проверки домашнего задания или актуализации знаний.

На уроке перед началом диктанта объясните, для чего вы его проводите задание учащимся предстоит выполнять. Например: целью выборочного диктанта может быть закрепление нового материала или проверка пройденного; заданием к нему – под распределить в тетрадях (или на обороте доски задание выполняют двое учащихся) слова по .

Диктуйте предложения (слова, словосочетания) в зависимости от возможностей и сложности выполняемого задания. Например, в творческих диктантах могут быть задания на распространенные предложения, запись диктанта от другого лица (учитель диктует от , а учащиеся записывают от первого лица), заменить записанные на доске слова на и т.п.

Дайте время на проверку диктанта без заданий. Если диктант с грамматическим заданием, после диктовки сразу его озвучьте. В этом случае учащиеся распределят время и на выполнение задания, и на проверку всего диктанта.

Видео по теме

Проблема качества письма встает перед всеми школьниками. Сама система образования сейчас направлена не на понимание, а на вызубривание правил, текстов. Сама по себе зубрежка полезна, но далеко не во всех случаях. Дети, которые прекрасно знают правила русского языка, делают ошибки в диктантах и сочинениях. Поэтому уповать на школу как на оплот знаний не стоит. Возьмите грамотность своего ребенка в свои руки.

Инструкция

Первое основное правило - не указывайте ребенку на неверный вариант написания. Чисто с психологической точки зрения ваша фраза «Тут не «б», а «п»» будет воспринята как утвердительная, то есть в подсознании у ребенка откладывается, что писать-то надо было именно «б».

Давайте школьнику задания по чтению вслух. Чаще всего проблемы с грамотностью возникают у тех, кто страдает аудиального восприятия. Чем больше ребенок вслух, тем больше он начинает видеть структуру речи.

Читайте сами вслух. Научите его выделять в тексте на слух сначала предложения, затем слова и лишь после этого переходите к изучению слогов и звуков. Наша система образования долгое время действовала в обратном направлении – от частного к . Обычно начинают обучение письму с изучения звуков, затем слогов и лишь после этого изучают слова и предложения. Это не совсем правильно.

Проводите диктанты. В школьном учебнике бывает вполне достаточно практических упражнений. Читайте четко. Чем младше ребенок, тем медленнее диктовка. Наблюдайте за тем, как ребенок пишет. Если вы видите, что он вырисовывает неверную – отметьте, что здесь пишется буква «а» или «о». И опять, не говорите неверный вариант. Пусть ребенок знает только правильное написание.

Один известный методист Тихомиров разработал очень эффективную методику, которая помогает многим педагогам успешно бороться с неграмотностью . Чисто практически эта теория состоит в следующем: предложите ребенку прочитать текст не так, как мы обычно говорим, а буквально – так, как пишем. Этот прием орфографическим чтением. Не нужно бояться, что ребенок станет всегда говорить так, как читает. Он вполне осознает, что то, как мы пишем, от того, как мы говорим. Ребенку надо разбить слова на слоги и проговаривать слова, выделяя их составные части, но делать это нужно достаточно быстро. При выполнении этого упражнения у ребенка задействуются сразу три вида памяти: моторная, слуховая и зрительная.

Используйте для такого чтения лишь произведения классиков, изданные солидными издательствами. Вероятность того, что при этом вы наткнетесь на изначально неграмотный текст, очень мала. Практикуйте орфографическое чтение регулярно, лично присутствуя при занятии. Если вы слышите, что ребенок прочитал не так, (например, не корова, а карова), то мягко поправьте его и попросите снова прочитать слово. Не заставляйте ребенка заниматься слишком долго. До 10 лет достаточно 10-15 минут, после – более 15 минут.

Полезный совет

Некоторым детям помогает переписывание текстов. Дайте своему ребенку летом задание переписывать несколько страниц из произведения классика. Если все лето школьник будет уделять этому занятию по 15 минут, то уже к 1 сентября в его грамотности произойдут значительные позитивные сдвиги.

Следует уделить время обучению ребенка домашним обязанностям. У вас появится хороший помощник по хозяйству, способный облегчить повседневные хлопоты.

Инструкция

Не нужно приучать ребенка к обязанностям, если он устал, раздражен или болен. Не поручайте ему задания, если вы сами раздражены. Неумелое выполнение поручения может вызвать у вас негативную реакцию, а это чревато отказом ребенка от дальнейших попыток вам выполнять работу по дому.

Следует решить, в какой последовательности малыш будет осваивать мир домашней работы. Необходимо определить, что может ваш в соответствии с возрастом и развитием. Давайте задания, которые ему по силам.

Не стоит сразу же полностью перекладывать на ребенка ответственность за качество выполненного поручения. Те же игрушки собирать вместе. Только со временем можно доверить малышу выполнение того или иного задания самостоятельно.

Обратитесь к логопеду как можно раньше, если у вашего малыша с речью. Исправьте речевые проблемы до поступления . Русское письмо основано на фонематическом принципе. Ребенок с проблемами речи пишет безграмотно, допускает много ошибок. И бесполезно и жестоко будет потом ругать ребенка за плохие оценки по русскому языку .

В начальной школе обратите особое внимание на то, как пишет ребенок. При списывании текста или письме под диктовку просите его проговаривать, «пропевать» слова про себя. Такой способ помогает увидеть ошибки, контролировать процесс письма. Не пишите за ваше чадо сочинения, пусть пишет их сам. Так, как получится.

Следите за тем, чтобы ребенок выполнял домашние задания, учил правила. Орфографических правил в начальной школе всего 9, поэтому выучить их будет несложно. При проверке письменного домашнего задания просите вспомнить правило, если ребенок допустил ошибки.

Видео по теме

Один из самых важных навыков в обучении родному языку – грамотное и правильное изложение мыслей. В этом большую роль играет написание диктантов без ошибок . Как же добиться данной цели и научиться понимать все тонкости языка?

Вам понадобится

  • - Писчие принадлежности;
  • - учебники;
  • - словари;
  • - книги.

Инструкция

Прививайте в себе с самого раннего детства любовь к письму. Очень сложно будет постоянно развивать его, если вы изначально не были приучены правильно. Заниматься письмом нужно еще до поступления в и подготовительную группу. Учитесь каллиграфии и правописанию самых простых слов и выражений. Превратите весь этот процесс в занимательную игру.

Покупайте качественные учебники. Конечно, в век развития информации многие идут уже в электронном виде. Даже в школе бумажных изданий стало меньше. Но все равно любому будет намного приятнее держать в руках красочное пособие и изучать его. Приобретайте разные познавательные журналы и книги. Вы не будете портить и сможете постигать грамматику родного в непринужденной обстановке.

Тренируйте и развивайте внимание и сосредоточенность. Нередко даже от старательного ученика трудно добиться абсолютной грамотности. Многие пишут диктанты с множеством ошибок , и не всегда проблема в их неграмотности. Порой детям очень сложно даже настроиться на работу - их внимание все время рассеивается. Следует развивать сосредоточенность с помощью специальных упражнений. Узнайте про них на соответствующих ресурсах в сети или у школьного психолога. Выполняйте данные ошибок

Работа с текстами - творческий процесс, который связан с умением формулировать мысли и развернуто их высказывать. Залогом активного становления речевой функции станет полноценное семейное общение. От ребенка, с которым мало разговаривали, трудно ждать осмысленного чтения.

Дети копируют родителей, поэтому обогатите собственную речь грамотными конструкциями. Дошкольники способны отлично усваивать построение даже самых сложных фраз, однако у них нет навыка формировать связи в предложениях. Попросите ребенка 4-5 лет вспомнить прочитанную сказку: скорее всего, он станет перескакивать от одного к другому – связного рассказа не получится.

Логично выстроенную речь необходимо тренировать, и лучшим упражнением станет пересказ. Подберите текст по возрасту ребенка: лаконичный, последовательный, доступный пониманию. Внятно прочитайте его вслух; обсудите общий смысл прочитанного и обыграйте интересные сюжетные ситуации.

Когда ребенок научится бегло читать и пересказывать, работу над текстом можно усложнить. Школьник должен воспринимать всю информацию, которую дает книга: фактурную (последовательность событий и героев повествования) и концептуальную (авторская мысль).

Расскажите ребенку, что текст – создание конкретного человека, который хочет вступить с ним в диалог. Автор не просто описывает приключения Мухи-Цокотухи - он хочет рассказать о храбрости и трусости, неблагодарности и бескорыстии. Маленький читатель должен сам отыскать скрытый смысл между строк. Ваша задача – лишь подтолкнуть его к этому.

Разделите работу над текстом на несколько этапов. Сначала назовите автора - пусть ребенок представить его как реального собеседника, который хочет выразить свои чувства. На бумаге он может сделать это только посредством слов и знаков препинания.

Озвучьте заглавие и рассмотрите иллюстрации. Ключевые слова повествования рекомендуется заранее выписать и показать ребенку. Пусть он выскажет свои предположения – кто может быть героем рассказа и как может развиваться действие. Не мешайте читателю .

В процессе чтения помогите ребенку разобрать все словосочетания, обсудите знаки препинания. Он должен увидеть: авторский смысл постепенно « », а слово в контексте значит много больше, чем само по себе. Читатель будет «идти по тексту» вслед за автором и представлять описанные картины.

К каждому абзацу придумывайте уточняющий вопрос и так дочитайте произведение до конца. Расскажите ребенку об авторе и побеседуйте о содержании текста в целом. Сравните, совпали ли первоначальные детские представления о теме, фабуле и героях с авторскими.

Еще раз рассмотрите иллюстрации к книге. Так ли воображал ребенок изображенных героев? Придумайте интересное творческое занятие: рисование сюжетных картинок, инсценировку ключевых моментов повествования или краткое изложение. Если после анализа текста у ребенка появились новые мысли и знания, ему хочется прочитать другие произведения этого автора – считайте, что вы справились с задачей.

Чтобы ребенок быстро и легко запоминал материал уроков, нужно, чтобы он понимал то, что учит. Поэтому, если на уроках ему иногда не удается во что-то вникнуть, то помогите ему разобраться в этом дома: непонятное очень сложно запомнить и наоборот.

Чтобы научить ребенка быстро запоминать, необходимо научить его работать с текстом. Разным людям помогают разные техники работы с текстами. Кому-то нужно прочитать текст несколько раз, чтобы запомнить его визуально, кому-то нужно прочитать и воспроизвести текст вслух, кому-то - прочитать и набросать на бумаге краткий план или основные важные мысли текста. Всем этим видам работы с материалом надо научить ребенка, а затем он сам выберет тот, который ему более близок.

Чтобы ребенок умел быстро запоминать учебный материал в школе, необходимо, чтобы он постоянно тренировал память. Для детей есть много специальных пособий с интересными и занимательными заданиями по развитию памяти - их выполнение станет и полезным, и интересным досугом для всей семьи.

Инструкция

Обычно ученики, независимо от сложности музыкального диктанта, испытывают одни и те же трудности в работе над ним. Чаще всего они выражены в трех проблемах: а) учащиеся не успевают услышать всю мелодию, б) слышат только часть нот или отдельные ноты, в) не могут запомнить всю мелодию от начала до конца. В зависимости от проблемы и подбирается ключ к ее разрешению.

Потренируйтесь для развития следующим образом. Подбирайте любимую мелодию на музыкальном инструменте. Теперь запишите ее нотами. Далее усложните задачу. Попробуйте другую мелодию сначала записать по памяти нотами, а затем проверьте на инструменте, насколько правильно вы ее записали. Всегда прослушивая очередную мелодию, представляйте, как она бы выглядела записанной нотами.

Приобретите сборник музыкальных диктантов вашего уровня сложности. Пропойте очередные диктанты с листа. Затем заучивайте пропетый диктант наизусть. Запомните, что все диктанты имеют типовые штампы построения мелодии, аккордов. Если вы будете часто работать со сборниками музыкальных диктантов, со временем запомните и музыкальные построения из них. Это вам пригодится на очередном экзаменационном диктанте с педагогом.

Делайте и такие упражнения, повышающие вашу музыкальную память. Сыграйте одну ноту на фортепиано. Послушайте ее окраску. Перенесите эту ноту в другие регистры, почувствуйте разницу в звуке. Сыграйте интервал с той же нотой, пропойте его звуки вслух. Сыграйте тот же интервал в другом регистре. Сыграйте аккорд из трех звуков, пропойте его звуки, затем перенесите аккорд в другой регистр и так далее. Такое упражнение поможет вам узнавать одни и те же звуки в разных регистрах.

А это упражнение поможет развить темп запоминания диктантов. Запишите, сыграв несколько диктантов из сборника на магнитофон или диктофон в медленном темпе («ларго»). Запишите за диктофоном диктант нотами. Если успеваете сделать это без ошибок, запишите 2-3 диктанта в более скором темпе на магнитофон и так далее.

Не бойтесь приблизительной записи нот за педагогом во время звучания диктанта. С новым повтором мелодии вы их сможете поправить. Не пропускайте, как учат педагоги в музыкальных школах и колледжах, первое проигрывание мелодии, а записывайте на нотный стан все, что успеете услышать. И еще – пишите все звуки, которые услышите с любого места. При новом прослушивании вы всегда восполните недостающее звучание. Успехов!

Очень часто дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из таких детей вырастают безграмотные взрослые, и это, к большому сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, можно озвучить так:

Ошибка не должна фиксироваться в сознании.

Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений школьного учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е".

Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Простой способ научить ребёнка писать грамотно

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.

Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем" .

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории очень простое.

Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению.

Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова.

Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте.

Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотелось бы пересказать разговор со случайным попутчиком в поезде.

Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.

Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее. В чём суть диктанта? Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины: ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям); каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки); при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя; после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости. Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников. С какого возраста следует обращать внимание на грамотность? Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене. Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами. Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок? Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности. Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик: 1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать. 2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов. 3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будет научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов). 4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка. 5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил. 6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов. Умение грамотно писать отличает всех интеллектуально развитых людей. Но это умение редко у кого является природным даром. Чаще всего грамотность – результат кропотливой работы педагогов и родителей. Причём заслуга мамы и папы ничуть не меньше, особенно если они предпринимают регулярные попытки заниматься с ребёнком, придумывая для этого разнообразные формы.

Ошибки в речи трудно не заметить, в особенности в письме. Чтобы не стать предметом насмешек, важно научиться грамотному письму. Кому-то легко овладеть грамотностью, а кому-то трудно справиться с орфографией. Все ли зависит от самого ученика? Как научить ребенка писать красиво и грамотно? Должны ли этим заниматься родители или только учителя в школе?

Во взрослой жизни придется часто использовать письменную речь, поэтому ребенку следует научиться писать грамотно

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.


Работа с пластилином улучшает мелкую моторику и развивает внимательность ребенка

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

Правильное положение тела при письме способно минимизировать нагрузку на руку

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
  2. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: ). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква. Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
  3. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
  4. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Выработка красивого почерка требует в том числе и монотонной работы по переписыванию текста

Обучение письму в широкую линейку

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Пока ребенок не начал уверенно писать, сформировать почерк поможет тетрадь в косую линию

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: ). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

  • ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

Чтобы ребенку было интереснее, можно порой доверять ему роль учителя
  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.

Как справиться с дисграфией?

Как ни печально, но довольно часто встречаются школьники, пишущие с грамматическими ошибками и страдающие дисграфией. Из-за дисграфии ребенок получает в свой адрес обидные высказывания и беспочвенные упреки. Его проблема заключается в том, что он не умеет применять свои знания на практике.

Чтобы ребенок научился письму без ошибок за короткий промежуток времени, необходимо организовать комплексное обучение: в школе, дома, по возможности у логопеда. Если педагог имеет большой опыт за плечами или логопед является отличным специалистом, то им под силу справиться с дисграфией даже в средней школе.

Самостоятельно в домашних условиях также есть возможность хотя бы частично ее устранить.

Родителям, чьи дети совершают много ошибок при письме, следует придерживаться следующих советов:

  1. Позволяйте малышу больше гулять. Пребывание на свежем воздухе способствует насыщению мозга кислородом, повышению работоспособности, также ребенок сможет хорошо отдохнуть.
  2. Если малыш еще не ходит в школу, разрешайте ему играть, не загружайте слишком сильно его развивающими заданиями. В процессе игры ребенок приобретает навыки самоконтроля, дисциплины и соблюдения правил.
  3. Можно записать чадо в какой-либо спортивный или танцевальный кружок. Помимо вышеперечисленных навыков занятие спортом способствует еще и развитию координации, что благоприятно влияет на процесс обучения письму.
  4. Можно слегка помассировать малышу шею и затылок. Это поможет облегчить нагрузку на позвоночник, улучшить кровообращение и работу мозга.

Чтобы не зацикливать ребенка на одном виде деятельности, имеет смысл записать его в спортивную секцию

Что же необходимо сделать, чтобы ребенок научился грамотному письму? Если ваш малыш страдает дисграфией, стоит своевременно отреагировать, обратившись за помощью к специалисту, а также самостоятельно ежедневно проводить занятия. Если дисграфия является диагнозом, то вряд ли родители способны с ней справиться самостоятельно без помощи специалиста. Выяснить, насколько серьезными являются проблемы в письменной речи у малыша, можно по определенным признакам.

Признаки дисграфии

Детям, у которых наблюдается дисграфия, не нравится изучать русский язык. Тетради у них выглядят неаккуратно, почерк часто изменяется: либо очень некрасивый, либо вовсе невозможно разобрать, что написано. Если вовремя не принять меры, у малыша могут развиться комплексы, из-за чего он может испытывать затруднения в письме.

Тем не менее, с такой проблемой могут столкнуться умные, обладающие большим интеллектом дети. Они также способны растеряться при виде белого чистого листка и шариковой ручки:

  • кроха упорно старается выучить правила, но все равно совершает большое количество повторяющихся ошибок в тетради;
  • почерк совсем неряшливый: малыш может перепутать буквы, написать их в противоположную сторону, заменить или дописать лишнее;
  • на почерк может влиять настроение и самочувствие малыша;
  • при таких письменных нарушениях дисграфикам может хорошо даваться рисование.

Дисграфия у ребенка характеризуется не только плохим почерком, но и его зависимостью от эмоционального состояния

Не следует забывать о том, что на возникновении дисграфии может влиять как педагогическая запущенность, в которой виноваты только родители, так и генетическая предрасположенность. В обоих случаях школьник не виноват, поэтому необходимо оказать ему всевозможную помощь и ни в коем случае не ругать его и не упрекать.

Может быть, что малыш просто не испытывает интереса к учебе. В этом случае надо найти альтернативный вариант. Можно попытаться заменить обычный учебник на развлекательное пособие, к примеру, «Секреты орфографии» Граник Г., в котором к правилам прилагаются интересные задания для закрепления материала. Также можно правила представить в виде схем, либо выучить их, используя мнемонические символы. Организуйте небольшую игру в школу: понадобится доска маленького размера, мел, игрушечные тетради и дневники.

Работа над ошибками

Прежде чем научить малыша письму, нужно понять из чего состоит данный процесс, и какие качества мышления нуждаются в развитии:

  1. Память руки, основой которой является двигательная память. Если малыш напишет трудное слово много раз, то он запомнит его, и в дальнейшем уже автоматически будет писать его безошибочно.
  2. Недопустимо совершать ошибки. Школьнику достаточно один раз сделать в слове ошибку, чтобы это отложилось в памяти, и в другой раз он обязательно совершит ее в том же слове. Если кроха сомневается в правильном написании какого-либо слова, ему надо лучше обратиться за помощью.
  3. Развивать слух. Одним из основных факторов грамотности является умение различать звуки речи, давать им характеристику и сопоставлять с правилами.
  4. Проговаривать слово так, как оно пишется правильно. При этом будут задействованы разные виды памяти: слуховая, двигательная, орфографическая. Помимо этого, малыш приобретает навыки по принятию решений, что является хорошей тренировкой процессов мозга, ответственных за грамотное письмо. Пользоваться таким приемом можно даже на уроках, проговаривая слова шепотом.
  5. Комментарии к письму – очень эффективный способ обучению правильному письму. Его суть состоит в следующем: перед тем как что-то написать, ученик должен рассказать правило, которым он хочет воспользоваться. Данная методика поможет крохе приобрести и усовершенствовать орфографические навыки.

Развитие слуха крайне важно для воспроизведения письменной речи

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

  1. Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее.
  2. Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов.
  3. Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку.
  4. Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть. Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость.
  5. В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.

Подготовка к написанию диктанта

Подготовку класса к выполнению работы учитель осуществляет заблаговременно, как правило, за несколько дней. При этом он оговаривает тему, которой будет посвящена работа. Постарайтесь добиться от малыша, чтобы он вам всегда говорил о предстоящей контрольной. Если он не помнит тему, можно догадаться самим, что она касается тех правил, которые были изучены в предыдущей главе. Однако иногда все же случаются диктанты, содержащие давно пройденные орфограммы, поэтому будет лучше, если вы уточните тему у учителя.

Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:

  • повторно изучить правила;
  • провести тренировку по их применению;
  • написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
  • осуществить повтор слов из словаря;
  • сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
  • проверить выполненную работу.

Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:

  • нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
  • пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.

Для подготовки к диктанту желательно создать ребенку условия, приближенные к школьным

Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа. Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно.

Как написать диктант на пятерку?

Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:

  1. слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания;
  2. начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца;
  3. не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил;
  4. при написании проговаривай про себя слова по слогам;
  5. не заглядывай в тетрадь к соседу;
  6. всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил;
  7. во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам.

Врожденная грамотность

Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.

Чтобы проверить грамотность, в школе проводят контрольные диктанты. Проверяя ошибки, учитель оценивает, насколько хорошо усвоил ученик изучаемый материал.

В диктанте встречаются слова, написание которых можно проверить, пользуясь грамматическими правилами. Некоторые сложные слова проверить нельзя, их нужно запомнить.

Ребенок добросовестно учит правила, но делает ошибки в самых простых словах. Родители хватаются за голову, не зная, что делать. Можно ли помочь школьнику, научить его как писать диктанты без ошибок?

Из этой статьи вы узнаете

Особенности школьного обучения

Ребенок, приходя в школу, приносит определенный запас знаний и навыков, полученный им во время дошкольного обучения.

Нельзя требовать от первоклассника написания грамотных диктантов, если он полгода назад выучил буквы. Даже если малыш читает с четырех лет, ему трудно написать диктант без ошибок.

Для того чтобы быть грамотным, ему необходимо выучить правила орфографии и пунктуации.

Очень помогает в написании диктантов внутреннее чутье грамотной речи. Оно развивается в ходе чтения книг и обучения русскому языку.

Кому-то выпадает счастье встретить учителя профессионала, который грамотно и с любовью доносит материал. Именно благодаря таким педагогам дети находят то, что им интересно, выбирают свою дорогу в жизни.

Но ответственность лежит не только на учителе русского языка, чтобы ученик грамотно писал, ему необходима помощь родителей. Эта помощь заключается в проверке домашних заданий и исправлении ошибок, в совместной работе над пониманием новых правил и исключений.

Что такое диктант

Диктанты бывают контрольными и тематическими.

С помощью контрольных работ проверяют знание материала и ставят итоговые оценки. Тематические диктанты проводят после изучения определенной темы, чтобы закрепить знания на практике.

Учитель во время обучающего диктанта объясняет написание трудных слов, расстановку знаков препинания.

Он может это сделать также после диктовки текста, обсудив с учениками трудности в понимании написания отдельных слов или предложений.

Диктанты пишут не только дети. В России и Украине существует традиция проведения общенациональных диктантов. Люди разных возрастов и профессий участвуют в этой акции. На Украине проводится это мероприятие 9 ноября в День украинской письменности и языка.

Многим строгим родителям может быть интересна информация, что из тысяч участвующих, пишут текст без ошибок единицы. Так, на Украине в 2010 году работу без единой ошибки написали трое участников из одиннадцати тысяч.

Домашние занятия по подготовке к диктанту

Если у школьника проблемы с грамотным письмом, а диктанты, написанные на тройку – это верх совершенства, не спешите наказывать и ругать.

Это крайность в воспитании, которая не принесет ничего, кроме сопротивления со стороны ученика, и отказа от занятий.

Не впадайте в другую крайность, заставляя школьника все свободное время проводить за чтением книг и написанием диктантов, не зная как научить писать грамотно.

Если вы не учитель, лучше наймите хорошего репетитора, который понимает, как правильно сформировать навыки у ребенка и закрепить их, не отбив охоту к процессу обучения.

Ваша помощь будет уместна только в том случае, если ребенок просит помочь и готов с вами заниматься. Тогда можете проявить усердие, творческую фантазию и скрытый педагогический талант для общего блага.

Поощрением в обучении с родителями должно быть взаимное доверие и отсутствие скандалов по поводу плохой учебы. Ребенок вам доверяет, позволяя помогать в учебе.

Значит, вы тоже должны ему доверять. Неуместны будут обвинения в лене и тупости и сравнения с более успешными детьми. Имея цель добиться успеха в жизни и вашу поддержку, школьник будет выкладываться в учебе на все 100%.

Помощь родителей

Как научить ребенка правильно писать, если существует проблема грамотности? Необходимо начинать с азов. Проверьте написание слов.

При ошибках, которые повторяются, нужно восстановить пробел в этой области. Объяснить ребенку, почему слово пишется именно так, а не иначе.

  • Можно проводить словарный диктант или давать школьнику списывать слова, выполняя при этом несложные задания.

Вставлять пропущенные буквы, отличать приставки слов от частиц и предлогов, изменять слова по падежам, числам, родам.

  • Закрепление написания трудных слов можно делать при помощи карточек. Написав слова, которые нужно запомнить, повесить их на видном месте. Потом заменить другими словами.
  • В неделю нужно писать не менее двух диктантов, подбирая их под выученные слова и пройденные правила.

Продаются сборники диктантов для каждого класса, которые можно купить в книжном магазине. Диктанты по темам есть в школьных учебниках, если ребенок не пишет их в школе с учителем, можно писать дома.

  • Диктант интересно проводить в форме игры. Пусть сегодня ваш ученик станет учителем и будет вам диктовать предложения. Сделайте специально несколько ошибок и сдайте записанный текст на проверку. Пусть ребенок найдет ошибки и объяснит, почему он считает их ошибками.
  • Нельзя спорить, что грамотность напрямую связана с количеством прочитанных книг. Давайте ребенку интересную детскую литературу, написанную грамотным литературным языком, пусть он читает вам вслух по вечерам.

Или найдите книгу настолько интересную, что ребенок будет читать ее без всякого напоминания с вашей стороны. Это нетрудно сделать, зная предпочтения своего ребенка.

С какого возраста начинать

Когда ребенку исполнится пять лет необходимо обратить внимание на формирование его навыков в освоении письма и чтения. Чтобы предотвратить трудности во время обучения языку в школе, нужно пройти специалистов при подозрении на дислексию или дисграфию.

Это специфические нарушения, которые мешают человеку правильно воспринимать написанное и воспроизводить самостоятельно при чтении или письме.

Дислексия и дисграфия не являются признаками нарушения умственной деятельности. Их возникновение связывают с наследственностью.

Есть гены, отвечающие за проявление этих нарушений. Как научить ребёнка писать грамотно, если он страдает дислексией или дисграфией?

Для родителей это задача непосильная, научить писать диктант в таком случае может только специалист. Важно вовремя выявить нарушения, чтобы в школе не было нервных срывов и трагедий, обвинений в педагогической запущенности и лени.

Выводы

Существует много методик, как научить ребенка грамотно писать диктанты. Можно вспомнить методику Тихомирова, которая была создана еще в XIX веке.

Слово закрепляется в правильном звучании в слуховой памяти. Во время диктанта ученик способен вспомнить и написать слово правильно.

Другим детям с развитой зрительной памятью помогают часы домашнего чтения любимых книг. Есть дети, которые запоминают, как правильно писать слова механическим способом, переписывая текст из учебников. Метод обучения сможет подсказать вам опытный педагог или домашние занятия с ребенком.