Огэ задание 9 обособленное приложение

Задание № 9 формулируется приблизительно так:

Это задание и сложное, и простое одновременно. Сложное, потому что тема « обособленные члены предложения»– одна из самых больших по объёму. Простая, так как вам не нужно расставлять знаки препинания, а просто необходимо найти предложение с обособленными членами и указать его номер.

Весь теоретический материал по обособленным членам предложения (что это такое, какими они бывают, случаи их обособления и т.д.) можно найти на данном сайте

Я предлагаю алгоритм ответа, чтобы облегчить поиск предложений с обособленными членами.

Как найти предложение с обособленными членами

    Обособленные члены предложения - это такие второстепенные члены, которые выделяются знаками, то есть обособляются. Поэтому сразу исключаете из данных по заданию предложений такие, в которых нет знаков препинания.

    Помните, что обособленные члены выделяются только запятыми и очень редко тире. Если в предложении нет этих знаков, а стоят другие (двоеточие, например,) значит данное предложение не является ответом.

    Итак, вы нашли предложение, которое, как вам кажется, имеет в своём составе обособленные члены. Теперь необходимо узнать, является ли оно именно тем обособленным членом, которое нужно найти по заданию.

    Обособленное определение находим следующим образом: оно должно отвечать на вопросы определения (какой? и др), быть выражено причастным оборотом, прилагательным с зависимыми словами, одиночными или однородными определениями.

Примеры.

Девочка, так увлечённо читающая книгу , привлекал внимание окружающих.

(Обособленное определение выражено причастным оборотом).

Радостные , они не замечали усталости.(Одиночное обособленное определение)

Радостные и восторженные , они не замечали усталости.(Однородные обособленные определения).

Путешествие, увлекательное с самого начала, оставалось таковым до конца.

(Обособленное определение, выраженное прилагательными с зависимыми словами).

    Теперь разберёмся, как найти обособленное приложение.

Нужно помнить, что приложение – определение, выраженное существительным. Значит, в обороте, который вы нашли, обязательно главным словом должно быть имя существительное.

Если в предложении есть тире , то обратите на него особое внимание, потому что приложение часто обособляется тире.

Помните, что приложение - определение, поэтому тоже отвечает на вопросы какой? и др.

Примеры.

ОН, человек стеснительный , весь вечер просидел в стороне.

Астрахань - великое рыбное царство - предстала перед его взором.

    Как найти предложение с обособленным обстоятельством ?

Сначала вспомните вопросы обстоятельства (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)

Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.

Примеры.

Он, собрав остаток сил , продолжал идти вперёд.

Он рассказывал, улыбаясь .

Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др.

Примеры.

Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих .

Благодаря поддержке родителей , он смог справиться с данной задачей.

    Обособленные дополнения в заданиях предлагаются редко, но и их нужно уметь видеть в тексте. Как определить, что данный обособленный член - дополнение?

Во-первых, конечно, по вопросам косвенных падежей.

Во-вторых, при обособленных дополнениях всегда есть определённые предлоги и существительные с предлогами. Их нужно хорошо запомнить: кроме, наряду, сверх, включая, помимо, вместо, за исключением и др.

Примеры.

Здесь, за малым исключением , собрались люди, хорошо знающие друг друга.

Настроение, сверх обыкновения , было просто замечательное.

    Часто в задании нужно не просто найти определённый обособленный член предложения, а однородные обособленные члены . Это сделать вовсе не трудно. Просто обособленных членов должно быть сразу два (редко - три), они стоят всегда рядом или идут друг за другом. Если между ними есть союз И , то тогда по правилу постановки знаков препинания при однородных членах между оборотами запятой не будет, только перед и после них.

Примеры.

Игрушки, сделанные ребятами и бережно расставленные ими на столах , украсили вставку.(Здесь два обособленных однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединённые союзом И, поэтому между ними нет запятой).

Задание 9 ОГЭ по русскому языку построено на работе с обособленными членами предложения. Очень важны знания пунктуации. Цель - проверить умение учащихся видеть осложнённое предложение, а также отличать, чем оно осложнено.

Как подготовиться

Чтобы с успехом пройти испытания и получить хороший балл, придется как следует изучить теорию. Вы не должны путаться в терминологии. Нужно понять, что такое обособленные и однородные члены предложения, что такое осложненное предложение, и какие виды осложнения существуют. Поймите разницу между дополнениями, определениями и обстоятельствами.

Задание 9 ОГЭ по русскому языку может иметь несколько вариантов. Например, будет нужно найти среди нескольких предложений одно, с обособленными однородными определениями и написать его номер. Или отыскать среди нескольких предложений одно, с обособленным приложением. После чего также указать его порядковый номер.

Не переживать и тренироваться

Варианты ОГЭ лишь кажутся сложными, главное - хорошо знать теорию и не волноваться. Внимательно читайте текст, вспоминайте правила, ищите правильный ответ и отмечайте его в билете. Для самостоятельной подготовки можно использовать имеющие в сети варианты решений с подробным разбором, это значительно облегчит подготовку и сделает испытания простыми и совсем не страшными, позволит не только лучше усвоить материал, но и почувствовать атмосферу настоящего экзамена.

Все вопросы по русскому языку разработаны федеральным институтом педагогических измерений и полностью соответствуют школьной программе. Время, отведенное на решение билета, составляет 235 минут.

Чтобы хорошо подготовиться и не испытывать проблем на экзамене, изучайте предложенные варианты заданий, серьезно отнеситесь к своим пробелам и уделите им больше внимания.















Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В воздухе пахло водой, травой, туманом – одним словом, пахло ранним прекрасным летним утром.(Л. Толстой) 2. Темное небо над освещенной улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.(И.Бунин) 3. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. (Арсеньев)

Среди предложений 1- 3 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь слабо освещенный, затемненный лампочками коридор. (Полевой) 2. Вдали показалась пристань - маленький красный домик, выстроенный на барке. (Куприн) 3. И ручеек, толкаясь в камнях, спешит, зовет, куда–то вдаль, к неведомым просторам.(Бунин)

  • Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.
  • 1. Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме, горело врассыпную несколько ярко –красных огней. (Чехов) 2. Над полем низко провисая, лениво стонут провода. (Твардовский) 3. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (Паустовский)

Среди предложений 1- 3 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Вы, как инициатор, должны играть главную роль. 2. Страж рыбаков и друг их неизменный, маяк горит бессменно на посту. 3. Напрасно мы пытались пристроиться к грузовикам, следующим в направлении Мещёры.

Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В.К. Арсеньев совершил множество путешествий по тайге Приморья, гора Сихотэ –Алиня, Камчатки – малоисследованным местам нашей Родины. 2.Большой ученый, он занимался всеми отраслями географической науки, изучал флору и фауну. 3. Им было опубликовано свыше шестидесяти работ. 4. Эти книги, читаемые людьми всех возрастов, много раз и большими тиражами издавались у нас и переводились на многие языки мира.

Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо. (Пушкин) 2. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева от дороги. (Полевой) 3. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. 4. Миша опустил голову и, не сразу, тихо ответил. (Горький)
  • Среди предложений 1- 5 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  • 1. Коваленко сидел, нагнувшись, и молчал.(Чехов) 2. На даче, очень неприглядной на вид, с низкими потолками, с неровными щелистыми полами, было три комнаты. (Чехов) 3. Через минуту платформа задрожала и, пыхая сбиваемым от мороза паром, прокатился паровоз.(Толстой) 4. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли, наконец, берега. (Толстой) 5. Мир наступил, землю согревая, унося артиллерийский дым. (Светлов)

Среди предложений 1- 3 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Вопреки нашим опасениям, бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами. 2. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на возраст, своей старости. (С. – Микитов) 3. Толпа казаков звонко, в несколько голосов, говорила на берегу. (Толстой) 4. Хорь присел на скамейку и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Тургенев)

В задании №9 ОГЭ по русскому языку идет работа с обособленными членами предложения. Чаще всего необходимо найти предложение с обособленными членами в тексте. Важную роль играет знание пунктуации в данных предложениях.

Теория к заданию №9 ОГЭ по русскому языку

Осложнённое предложение - простое предложение, в котором присутствуют "осложняющие элементы", выражающие добавочное сообщение.

Предложение может быть осложнено при помощи: однородных членов, обособленных оборотов, слов, не являющихся членами предложения.

Обособленное обстоятельство - деепричастный оборот (что делая? что сделав? )

Пример: Мы пели песни, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки .

Обособленное - причастный оборот (какой? ), выделенный запятыми.

Пример: Мы спускались по склону, находившемуся в северной части местности.

Необособленное распространенное согласованное определение - причастный оборот (какой? ), не выделенный запятыми. Не обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом, если они стоят перед главным словом.

Например: Стремительно начавшийся ураган срывал крыши построек.

Обособленное приложение – несогласованное определение (чаще выраженное существительным), слово или сочетание слов, которое несёт дополнительную информацию (выделяется запятыми, скобками или тире).

Например: Саша и Андрей, ученики пятого класса , успешно выступили на городской конференции.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно читаем отрывок из текста.
  2. Анализируем знаки препинания в каждом предложении.
  3. Вспоминаем особенности членов предложения, которые нужно найти.
  4. Ищем обособленные члены предложения (выделенные запятыми), которые указаны в задании.
  5. Записываем номер предложения в бланк ответа.

Разборы типовых вариантов задания №9 ОГЭ по русскому языку

Первый вариант задания

Рассмотрим задание №9 из демонстрационного варианта 2017:

Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 24 знаки препинания оформляют прямую речь героя и разделяют части сложного предложения. В предложении 26 запятая между частями сложного предложения. Предложение 28 содержит обособленное вводное слово.
  3. Обособленные однородные определения – это второстепенные члены предложения, выраженные прилагательными, причастиями или причастными оборотами и отвечающие на вопрос какой? Распространенные согласованные определения обособляются, если стоят после определяемого слова.
  4. Предложение 27 осложнено обособленными однородными определениями: тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

Ответ: 27

Второй вариант задания

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вскоре все уже сидели в моторной лодке. (2) Только Прохор остался на причале. (3) Михаил Степанович поместился на корме у руля. (4) Илюша возился у двигателя, как настоящий моторист, быстро запустил его. (5)Если бы Прохор не видел сейчас все это своими глазами, он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник, может обращаться с мотором. (6) Прохор вспомнил историю с пуговицей, и ему стало досадно за себя. (Коковин Е.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 4 знаки препинания обособляют сравнительный оборот. В предложении 5 запятые отделяют части сложного предложения, а также выделяют обособленное распространенное приложение. Предложение 6 сложное, запятая разделяет части сложного предложения.
  3. Обособленное приложение дает дополнительные характеристики предмету, вносит какое-то уточнение. Часто оно включает в себя существительное.
  4. Давайте обратим внимание на пятое предложение: …он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник , может обращаться с мотором. После слова «мальчишка» идет уточнение возраста мальчика по отношению к Прохору – это и есть обособленное приложение.

Ответ: 5

Третий вариант задания

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Повсюду на болоте торчали обгрызенные волчатами пни, темнели вырытые в земле ямы, наполненные чёрной болотной водою, по которой во все стороны разбегались длинноногие паучки. (2) Запах звериного логова был неприятен. (3) Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала. (4) Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. (5) На краю мохового болота, где кончался густой темно-зеленый ельник, мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. (Соколов-Микитов И.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 1 запятые разделяют части сложного предложения и выделяют обособленное распространенное согласованное определение. В предложении 3 запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и разделяет однородные сказуемые. Предложение 5 сложное, запятые выделяют часть сложного предложения, а также обособленное приложение.
  3. Обособленное приложение дает дополнительные характеристики предмету, вносит какое-то уточнение. Часто оно включает в себя существительное. Его можно опустить, при этом смысл предложения не поменяется.
  4. Обратим внимание на последнее предложение: …мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Словосочетание «деревенский охотник Вася» уточняет личность спутника рассказчика; это сочетание можно убрать из предложения, и оно не потеряет свой смысл. Значит, это и есть нужно нам приложение.