Обычаи печенегов. Печенеги - древний тюркоязычный народ. История печенегов, связанная с Россией

Про печенегов Википедия сообщает, что это были племена тюркоязычных кочевников, и упоминания о них в VIII и IX веках часто встречаются в древних русских, западноевропейских, арабских и византийских летописях. Их родиной учёные считают Хорезм, печенежский язык относят к огузской подгруппе тюркских языков. По территории древней Средней Азии кочевали скотоводческие племена и других современников печенегов торков и половцев.

При таком образе жизни печенеги не возводили укреплений или городищ, а доходы получали за счёт военных походов и нападений на соседей . Жили родовым строем, племенами руководили великие князья, во главе всех племён стоял хан, или каган . Власть каганов передавалась по наследству. Важные проблемы решались на советах старейшин и собраниях с участием всего взрослого населения. В условиях войны в боевом построении применяли клин, состоявший из отрядов, между отрядами ставили телеги, за телегами находился резерв.

Происхождение названия

Древние греки и славяне называли их «пацинаки» (Πατζινάκοι) и «пєчєнѣзи», китайцы «кангюй», венгры «besenyö», арабы - «беджнак», армяне - «бадзинаги». Возможно, здесь где-то слышны отзвуки имени Бече – так звали предполагаемого предводителя, объединившего разрозненные племена в мощный союз. Имеется, также, гипотеза, что название «печенег» произошло от слова «паджанак», т. е. свояк, а это говорит о вероятном родстве печенежских хаганов с русскими князьями.




История

  • Печенеги и Хазария

Учёные сходятся во мнении, что изначально печенеги были частью древнего племени канглы , игравшего важную роль в средневековых государствах Средней Азии, особенно в Государстве Хорезмшахов. Регулярные грабежи и разорение своих разрозненных соседей позволяли получать лёгкие доходы от захвата пленных, которых потом продавали в рабство, или требовали за их возвращение солидный выкуп. Современник этих событий архиепископ Орхида Феофилакт писал: «Их набег - удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства… А главное - они опустошают чужую страну, а своей не имеют…»

Но в конце IX века сильные племена огузов и хазар вынудили печенегов покинуть евразийские территории. Преодолев Волгу, они обосновались в степях восточной Европы, назвав их Падзинакией. Печенежские орды дошли до Крыма, впервые столкнувшись там со славянами, и вступили в затяжной конфликт с киевскими князьями. Когда в 965 году пал Хазарский каганат, к ним перешла власть над всеми землями к западу от Волги. Огромные пространства степей между Киевской Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией, с одной стороны, и территорией Западного Казахстана, где обитали племена огузов, с другой. Были разграблены и сожжены мирные поселения безоружных земледельцев, оседлая культура целых народов пришла в упадок.

  • Ранняя борьба Руси с печенегами

В X веке за участие в защите Константинополя от набегов киевских князей византийцы регулярно платили золотом печенежским ханам . В 968 году подстрекаемые ими печенеги предприняли попытку осадить Киев, но были разгромлены. После этого степняки некоторое время даже состояли на службе у русского великого князя Святослава, ходили с ним в поход на Византию. Но, получив во владение новые земли, они опять стали враждебны Киевской Руси, и набеги на славян продолжились.

Именно руками печенегов византийцы сумели расправиться с самым опасным из своих врагов . В 972 году в битве у Днепровских порогов была полностью истреблена дружина киевского князя Святослава Игоревича, сам князь погиб, а хан Куря повелел сделать себе из его черепа окованную золотом чашу для питья. Потери от нападений печенегов на Русь нельзя называть незначительными. Здесь и непосредственные жертвы варварских набегов, и разорение приграничных областей, и разрушение древних торговых взаимоотношений со странами Причерноморья и Прикаспия.

В 992 году великий князь Владимир нанёс поражение печенегам у реки Трубеж, но, спустя четыре года, уже сам был побеждён под Васильевом. Именно князь Владимир первым начал строить на пограничных со степью реках Стугне, Трубежу, Ирпени города-крепости , оснащённые специальной системой оповещения. Яркие огни их сигнальных костров давали знать Киеву о надвигающейся на русские земли опасности. Кроме того, были насыпаны валы, мешавшие кочевникам пасти стада, оттесняя их в южном направлении.

К XI веку печенеги под натиском половцев и куманов уже кочевали между реками Дунай и Днепр. Есть данные, что к 1010 году в их рядах возник раскол на религиозной почве. Воины князя Тираха к этому времени уже приняли ислам, а племена князя Кегена перешли Дунай и приняли там христианство. Византийский император намеревался их силами охранять свои границы. Однако в 1048 году орды печенегов под началом Тираха пересекли Дунай и заняли балканские владения Византии.

  • Роль Ярослава Мудрого в окончательной победе над печенегами

В рядах Святополка Окаянного, который пользовался самыми грязными методами ведения войны, в т. ч. и коварным убийством братьев, кочевники воевали против киевского князя Ярослава Мудрого. Как и имя Святополка, слово «печенеги» до наших дней используется как синоним бесчеловечного, варварского поведения . Но их участие в битве под Любечем в 1016 году, а в 1019 году в битве на Альте не принесло Святополку успеха.

Последним большим походом для печенегов стала осада Киева 1036 года в отсутствие Ярослава Мудрого, посещавшего в это время Новгород. При этом войска противника были окончательно разбиты дружиной великого князя Ярослава, которая вовремя пришла в Киев на помощь осаждённым. Ярославу тогда принесло успех построение, расчленённое по фронту : в центре войска были расположены норманны, а с фланги укреплены киевлянами и новгородцами. Тут уже племена торков напали на обескровленное войско печенегов, выгоняя их с занятых земель. Побеждённым пришлось отступить на Балканы, где они совсем потеряли свою былую самостоятельность, став частью нового племени берендеев, т. н. чёрных клобуков.

Разгромленные печенеги скрывались в степях Северо-Западного Причерноморья . Византийские императоры то сами вели с ними жестокие войны, то баловали подаркам, посылая воевать против сельджуков. В результате часть из них поступила на византийскую службу, кто-то нанялся охранять границы венгров и русских княжеств, а иные и вовсе растворились среди кочевых соседей.

  • Печенеги и русская государственность

Несколько десятков лет борьба Руси с печенегами отнимала много сил и средств, хотя, по утверждению историков, для Древнерусского государства они не являлись настолько непобедимыми. Строились под руководством Киева пограничные крепости с постоянными гарнизонами, возрастала его роль как организатора общенародного отпора кочевникам. Это позволило сосредоточить в руках великих князей огромные военные силы, которые обеспечивали мощную поддержку их власти.

Даже само принятие Русью христианства, в какой-то степени было вызвано тем, что с печенегами боролись под лозунгом защиты православной веры от «поганых». Этот ход способствовал также укреплению добрососедских взаимоотношений с Византией, а это защищало русские тылы в борьбе против степняков и предотвращало их заговоры с недружественными племенами.

Как выглядели печенеги

По свидетельствам древних летописцев печенеги, впервые появившиеся в Причерноморье, невзирая на свои тюркские корни, имели европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности, и киевлянин, при необходимости, мог легко среди них затеряться. Невысокого роста брюнеты брили себе бороды, оставляя чуб и усы, их лица были узкими, а глаза маленькими. Если учесть, что после успешных набегов пленённые местные жительницы становились наложницами, а кто-то из пленников-мужчин пополнял ряды воинов на условиях всеобщего равноправия, то эти свидетельства совершенно объяснимы.

Археология

Существующие сегодня на территории Белгородской и Волгоградской областей и в Молдавии захоронения печенегов имеют вид невысоких курганов. Покойник там лежит головой на запад, при нём останки лошади, стремена, сабли, наконечники стрел, украшения, серебряная упряжь, золотые монеты византийской чеканки.

В памяти народа имя печенегов сохранилось намного дольше их самих, уже в XV веке в «Сказании о Мамаевом побоище» тюркский воин Челубей, начавший Куликовскую битву поединком с иноком Пересветом, будет назван «печенегом».

В соответствии с последними научными данными, потомками печенегов являются молдавские гагаузы, узбекские каракалпаки и башкирские юрматы. Киргизский род Бечен тоже претендует на происхождение от них.

ПЕЧЕНЕГИ - древний тюркоязычный народ.

Сфор-ми-ро-вал-ся, ве-ро-ят-но, в VII-VIII веках в бас-сей-не реки Сыр-дарья и в При-ара-лье. Воз-мож-но, из-на-чаль-но печенеги яв-ля-лись под-раз-де-ле-ни-ем огу-зов. В трак-та-те ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» есть све-де-ния, что преж-нее на-име-но-ва-ние час-ти печенегов - кан-га-ры. Й. Мар-кварт со-пос-та-вил эт-но-ним «кан-гар» с названием ниж-не-го те-че-ния р. Сыр-дарья (Канг) и эт-но-ни-мом «кен-ге-рес» тюркских ру-нических ор-хо-но-ени-сей-ских над-пи-сей. Ги-по-те-за Мар-квар-та, под-дер-жан-ная В.В. Бар-толь-дом (с ого-вор-ка-ми лин-гвис-тического ха-рак-те-ра) и А.М. Щер-ба-ком, по-зво-ля-ет ло-ка-ли-зо-вать ме-сто из-на-чаль-но-го рас-се-ле-ния печенегов в ни-зовь-ях Сыр-да-рьи и на тер-ри-то-ри-ях, при-мы-каю-щих с се-ве-ра к Араль-ско-му мо-рю. С.Г. Кляш-тор-ный ото-жде-ст-в-ля-ет «ре-ку Канг» с зем-ля-ми оа-зи-сов средней Сыр-да-рьи, ко-то-рые на-хо-ди-лись под про-тек-то-ра-том по-лу-ко-че-вых огуз-ских и пе-че-неж-ских пле-мён. Со-глас-но его на-блю-де-ни-ям, в начале VIII века пе-че-неж-ские пле-ме-на (кен-ге-ре-сы/кан-га-ры) уже пред-став-ля-ли со-бой са-мо-сто-ятельный на-род, вхо-див-ший в по-ли-тическую кон-фе-де-ра-цию с осед-лым на-се-ле-ни-ем оа-зи-сов.

Эт-но-ним «печенеги», ско-рее все-го, яв-ля-ет-ся де-ми-ну-ти-вом (умень-шительной фор-мой) от име-ни Бе-че (древнетюркское имя соб-ст-вен-ное Be ̌ce; ви-ди-мо ле-ген-дар-но-го ге-роя-эпо-ни-ма). Воз-мож-но так-же, что эт-но-ним вос-хо-дит к тюркскому сло-ву *ba ̌canak (умень-ши-тель-ное от badža - «сво-як; муж стар-шей се-ст-ры; стар-ший ро-дич»). О язы-ке печенегов све-де-ний не-мно-го. Воз-мож-но, он за-фик-си-ро-ван в ря-де эпи-гра-фических па-мят-ни-ков древ-не-тюрк-ско-го ру-ни-че-ско-го пись-ма. Из ви-зантийских и других письменных ис-точ-ни-ков из-вест-но несколько де-сят-ков пе-че-неж-ских слов (главным образом лич-ные име-на, то-по-ни-мы, эт-но-ни-мы). Точ-ное по-ло-же-ние пе-че-неж-ско-го языка внут-ри тюрк-ских язы-ков ос-та-ёт-ся не-яс-ным. По дан-ным «По-вес-ти вре-мен-ных лет» , язык печенегов был из-вес-тен жи-те-лям Кие-ва в X веке.

В конце IX века печенеги бы-ли вы-тес-не-ны из При-ара-лья огу-за-ми и пе-ре-ко-че-ва-ли к Вол-ге. В свою оче-редь печенеги вы-ну-ди-ли уй-ти на за-пад ко-че-вые пле-ме-на мадь-я-ров (венг-ров). Не-смот-ря на по-ра-же-ние от огу-зов и ха-зар, пле-ме-на печенегов рас-се-ли-лись в сте-пях, кон-тро-ли-ро-вав-ших-ся Ха-зар-ским ка-га-на-том, часть по-се-ле-ний ха-зар бы-ли раз-ру-ше-ны. Во 2-й половине IX века печенеги поя-ви-лись в Северном При-чер-но-мо-рье (впер-вые об этом со-об-ща-ет латинская Хро-ни-ка Ре-ги-но-на Прюм-ско-го под 889 годом), в 990-е годы пол-но-стью вы-тес-ни-ли от-ту-да венг-ров. На ру-бе-же IX и X веков печенеги рас-се-ли-лись в Ниж-нем Поду-на-вье. В X веке печенеги ко-че-ва-ли ме-ж-ду Вол-гой и ни-зовь-я-ми Ду-ная. Сло-жи-лась круп-ная эт-но-по-ли-тическая общ-ность, по-лу-чив-шая в ис-то-рио-гра-фии названием «Пе-че-не-гия», ко-то-рая во мно-гом оп-ре-де-ля-ла гео-по-ли-тическую си-туа-цию в Восточной Ев-ро-пе. Она де-ли-лась на 2 боль-ших объ-е-ди-не-ния, гра-ни-ца ме-ж-ду ко-то-ры-ми про-ле-га-ла по Днеп-ру. Восточное (ле-во-бе-реж-ное) объ-е-ди-не-ние име-ло кон-так-ты с Хер-со-не-сом и Ха-зар-ским ка-га-на-том, за-пад-ное бы-ло свя-за-но с Пер-вым Бол-гар-ским цар-ст-вом и Ви-зан-ти-ей. В это вре-мя печенеги фак-ти-че-ски кон-тро-ли-ро-ва-ли са-мый слож-ный уча-сток пу-ти «из ва-ряг в гре-ки» - ни-зо-вья Днеп-ра и Днеп-ров-ские по-ро-ги. Пе-че-неж-ские во-ин-ские кон-тин-ген-ты не-од-но-крат-но при-вле-ка-лись как на-ём-ни-ки им-пе-ра-то-ра-ми Ви-зан-тии в борь-бе про-тив Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва и Древнерусского государства а так-же пра-ви-те-ля-ми Древнерусского государства про-тив Ви-зан-тии и Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва. Часть печенегов на-хо-ди-лась в за-ви-си-мо-сти от Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, ещё од-на миг-ри-ро-ва-ла в За-вол-жье, где их при-сут-ст-вие в X веке от-ме-тил арабский пу-те-ше-ст-вен-ник Ибн Фад-лан.

Прак-ти-че-ски все средневековые ав-то-ры от-ме-ча-ли слож-ное по-ли-тическое уст-рой-ст-во пе-че-неж-ско-го эт-но-по-ли-тического объ-е-ди-не-ния в X-XI веках. Со-глас-но Кон-стан-ти-ну VII Баг-ря-но-род-но-му, Печенеги де-ли-лись на 8 «фем», со свои-ми пред-во-ди-те-ля-ми, а ка-ж-дая фе-ма - на пять мень-ших объ-е-ди-не-ний (ско-рее все-го, «кла-нов» или «ро-дов»). Власть у печенегов при-над-ле-жа-ла пред-ста-ви-те-лям од-но-го ро-да и пе-ре-да-ва-лась, по дан-ным трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-рией», от пра-ви-те-ля к его двою-род-но-му бра-ту (ве-ро-ят-но, так ис-ка-зил-ся в ви-зантийском вос-при-ятии об-ще-тюрк-ский обы-чай пе-ре-да-вать власть не от от-ца к сы-ну, а сле-дую-ще-му по стар-шин-ст-ву по-сле пра-ви-те-ля муж-чи-не в ро-де). Ис-точ-ни-ки от-ме-ча-ют су-ще-ст-во-ва-ние у печенегов «на-род-но-го со-б-ра-ния» или «ари-сто-кра-ти-че-ско-го со-ве-та», а так-же рост вла-сти во-ж-дей-ха-нов и «ста-рей-шин». «Пе-че-не-гия», таким образом, пред-став-ля-ла со-бой слож-ное во-ж-де-ст-во (кон-фе-де-ра-цию пле-мён), ко-то-рое мог-ло пе-ре-рас-ти в ко-че-вую им-пе-рию, но бы-ло по-сте-пен-но унич-то-же-но в вой-нах (А.В. Ма-рей, П. Гол-ден).

В ис-точ-ни-ках за-фик-си-ро-ва-ны обы-чаи печенегов: бри-тьё бо-ро-ды, но-ше-ние уко-ро-чен-ной без-ру-кав-ной оде-ж-ды, со-жже-ние по-кой-ни-ков (этот обы-чай фик-си-ру-ет-ся толь-ко письменными ис-точ-ни-ка-ми и не под-твер-жда-ет-ся ар-хео-ло-ги-че-ски), ве-ра в кон-та-ги-оз-ную пе-ре-да-чу лич-ной уда-чи, воз-мож-но, ри-ту-аль-ный кан-ни-ба-лизм. Ар-хео-ло-гические дан-ные сви-де-тель-ст-ву-ют, что печенеги прак-ти-ко-ва-ли по-гре-бе-ния в ви-де тру-по-по-ло-же-ний с ко-нём, час-то - с ору-жи-ем (лу-ки, стре-лы, саб-ли) и ук-ра-ше-ния-ми. По-гре-бе-ния печенегов не име-ют прин-ци-пи-аль-ных от-ли-чий в об-ря-де сре-ди мас-сы син-хрон-ных ко-чев-ни-че-ских за-хо-ро-не-ний, вы-де-ля-ют-ся в основном хро-но-ло-ги-че-ски и тер-ри-то-ри-аль-но. Над мо-ги-ла-ми ли-бо на-сы-па-лись не-боль-шие кур-га-ны , ли-бо де-ла-лось впу-ск-ное по-гре-бе-ние в на-сы-пи бо-лее ран-не-го вре-ме-ни. Час-то в мо-гиль-ной яме со-ору-жа-лась де-ревянная ка-ме-ра или ящик (С.А.Плет-нёва, Е.В. Круг-лов). В 1108 году немецкий мис-сио-нер Бру-но Квер-фурт-ский ез-дил к печенегам с це-лью об-ра-тить их в хри-сти-ан-ст-во, но его ини-циа-ти-ва ока-за-лась ма-ло-ус-пеш-ной. Восточные ав-то-ры со-об-ща-ют о рас-про-стра-не-нии сре-ди печенегов ис-ла-ма, так-же к печенегам про-ни-ка-ли про-по-вед-ни-ки ма-ни-хей-ст-ва .

Печенеги не-од-но-крат-но фи-гу-ри-ру-ют на стра-ни-цах ран-не-го древнерусского ле-то-пи-са-ния. Пер-вое ис-то-рическое со-об-ще-ние о печенегах в нём ус-лов-но да-ти-ру-ет-ся 915 годом, ко-гда они за-клю-чи-ли мир с ки-ев-ским князем Иго-рем. В 920 году он вое-вал с печенегами, а в 944 году на-ни-мал их для по-хо-да на Ви-зан-тию. В 968 году печенеги оса-ж-да-ли Ки-ев, их на-па-де-ние, ви-ди-мо, бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но ви-зантийскими ди-пло-ма-та-ми для то-го, что-бы за-ста-вить вое-вав-ше-го на тер-ри-то-рии Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча вер-нуть-ся на ро-ди-ну. В «По-вес-ти вре-мен-ных лет» опи-са-ны пе-ре-го-во-ры древнерусские вое-во-ды Пре-ти-ча и «пе-че-неж-ско-го кня-зя», ко-то-рые в знак ми-ра об-ме-ня-лись ору-жи-ем. Вес-ной 972 года пе-че-неж-ский хан Ку-ря по нау-ще-нию ви-зан-тий-цев убил князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча; по пре-да-нию, из че-ре-па кня-зя бы-ла сде-ла-на ча-ша для ха-на. Во вре-мя прав-ле-ния его сы-на, ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, печенеги не-од-но-крат-но на-па-да-ли на Древнерусское государство (992, 996, 997, 1015 годы - все ле-то-пис-ные да-ты ус-лов-ны, ско-рее все-го, печенеги, как позд-нее по-лов-цы, осу-ще-ст-в-ля-ли на-бе-ги ка-ж-дый год). Для обо-ро-ны от них ки-ев-ский князь ор-га-ни-зо-вал строи-тель-ст-во обо-ро-нительных ли-ний на южных гра-ни-цах Древнерусского государства («бе бо рать отъ пе-че-негъ»). Они строи-лись вдоль рек Дес-на, Ос-тёр, Тру-беж, Су-ла, Стуг-на. По-сто-ян-ные вой-ны с печенегами от-ра-зи-лись в древнерусской эпи-чес-кой тра-ди-ции, став-шей ис-точ-ни-ком для ле-то-пис-цев (по-еди-нок юно-ши-ко-же-мя-ки с пе-че-неж-ским бо-га-ты-рём; об-ман го-ро-жа-на-ми печенегов во вре-мя оса-ды Бел-го-ро-да; ис-то-рия как князь Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич пря-тал-ся от них под мос-том). Печенеги уча-ст-во-ва-ли в меж-до-усоб-ной вой-не сы-но-вей Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча на сто-ро-не Свя-то-пол-ка Ока-ян-но-го про-тив Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Муд-ро-го.

В 1036 году ки-ев-ский князь Яро-слав Муд-рый на-нёс печенегам со-кру-шительное по-ра-же-ние, по-сле ко-то-ро-го основная часть печенегов под на-по-ром по-лов-цев (смотри в статье Кип-ча-ки) от-ко-че-ва-ла к гра-ни-цам Ви-зан-тии и Венг-рии. В XI веке печенеги соз-да-ва-ли по-сто-ян-ную уг-ро-зу Ви-зантии, в конце 1040-х годов (ско-рее все-го, в 1048 году) под пред-во-ди-тель-ст-вом ха-на Ти-ра-ха фор-си-ро-ва-ли по льду Ду-най, од-на-ко ви-зан-тий-цам уда-лось ос-та-но-вить их на-сту-п-ле-ние. В то же вре-мя чуть ра-нее со-пер-ник ха-на Ти-ра-ха Ке-ген пе-ре-шёл на служ-бу к ви-зантийскимим-пе-ра-то-рам, часть печенегов рас-се-ли-лась на тер-ри-то-рии Бол-га-рии. Император Алек-сей I Ком-нин по-сле шес-ти-лет-ней вой-ны с печенегами в 1091 году су-мел одер-жать над ни-ми по-бе-ду. Его ус-пех за-кре-пил император Ио-анн II Ком-нин, по-сле по-бе-ды ко-то-ро-го в 1122 году пе-че-неж-ская уг-ро-за бы-ла ли-к-ви-ди-ро-ва-на.

С середины XI века про-ис-хо-ди-ло мас-со-вое пере-се-ле-ние печенегов в Венг-рию (их пер-вые про-ник-но-ве-ния ту-да от-но-сят-ся к X веку). По-хо-ды и ми-гра-ция печенегов в эту стра-ну про-дол-жа-лись до 1-й четверти XII века. Упо-ми-на-ния «слу-жи-лых» печенегов в венгерских ис-точ-ни-ках встре-ча-ют-ся вплоть до 2-й половине XIII века.

Часть печенегов со 2-й половины XI века ста-но-вят-ся фе-де-ра-та-ми ки-ев-ских кня-зей, вой-дя в со-став чёр-ных кло-бу-ков. В 1116 году со-стоя-лось сра-же-ние печенегов и тор-ков с по-лов-ца-ми у реки Дон, в ко-то-ром со-юз-ни-ки по-тер-пе-ли по-ра-же-ние. Ве-ро-ят-но, печенеги и тор-ки по-пы-та-лись вос-поль-зо-вать-ся ос-лаб-ле-ни-ем по-лов-цев в ре-зуль-та-те по-ло-вец-ких по-хо-дов русских кня-зей 1100-1110-х годов. В русских ле-то-пи-сях печенеги в по-след-ний раз упо-ми-на-ют-ся в 1169 году в со-ста-ве чёр-ных кло-бу-ков. Из-вес-тия позд-них ле-то-пи-сей (XVI века) о по-бе-де над печенегами Ас-коль-да и Ди-ра в 867 году, кре-ще-нии пе-че-неж-ских кня-зей, по-бе-дах русских бо-га-ты-рей над печенегами и до-го-во-рах с различными пе-че-неж-ски-ми князь-я-ми, ско-рее все-го, не-дос-то-вер-ны и яв-ля-ют-ся пло-дом литературного твор-че-ст-ва позд-не-го Сред-не-ве-ко-вья.

Све-де-ния о печенегах ис-че-за-ют из ис-точ-ни-ков к концу XIII века.

Ис-точники:

Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей. Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий / Под ред. Г.Г. Ли-тав-ри-на, А.П. Но-во-сель-це-ва. М., 1991;

Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков. Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки / Сост. Т.М. Ка-ли-ни-на. М., 2010. Т. 4:

За-пад-но-ев-ро-пей-ские ис-точ-ни-ки / Сост., пер. и ком-мент. А.В. На-за-рен-ко.

Дополнительная литература:

Го-лу-бов-ский П.В. Пе-че-не-ги, тор-ки и по-лов-цы до на-ше-ст-вия та-тар: ис-то-рия юж-но-рус-ских сте-пей IX-XIII вв. К., 1884;

Prit-sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975;

Плет-не-ва С.А. Пе-че-не-ги, тор-ки, по-лов-цы // Сте-пи Ев-ра-зии в эпо-ху Сред-не-ве-ковья. М., 1981;

Mo-ravcsik G. Byzantino-tur-cica. I. Die by-zan-ti-nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl-ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by-zan-tinischen Quellen. B., 1983;

Pá-lóczi-Hor-váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989;

Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8;

Щер-бак А.М. Пе-че-неж-ский язык // Язы-ки ми-ра. Тюрк-ские язы-ки. М., 1997;

Ма-рей А.В. Осо-бен-но-сти со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции пе-че-не-гов // Аль-тер-на-тив-ные пу-ти к ци-ви-ли-за-ции. М., 2000;

Га-ру-сто-вич Т.Н., Ива-нов В.А. Огу-зы и пе-че-не-ги в Ев-ра-зий-ских сте-пях. Уфа, 2001;

Круг-лов Е.В. Пе-че-не-ги и огу-зы: не-ко-то-рые про-бле-мы ар-хео-ло-ги-че-ских ис-точ-ни-ков // Сте-пи Ев-ро-пы в эпо-ху сред-не-ве-ко-вья. До-нецк, 2003. Т. 3

В последние годы появляются отдельные данные относительно тесных взаимоотношений печенежской знати и русской народности. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в начале Х века детально описал внешний вид печенегов. Они были европейдами невысокого роста, темнолицыми брюнетами и имели гладко выбритое зауженное лицо.

Печенегами называли на Руси авангард половецкого войска. Учитывая занятия кочевников ремеслами (выделка и пошив одежды и обуви из кожи и меха, обработка художественного металла, изготовление масла и сыра, варка заслуга – пивного настоя) и торговлей, а также службой на русских князей, подобная культура одеваться становится понятной. В отдельных местностях печенегов и половцев отождествляли, в других – разводили, что объясняется определением родовой принадлежности к определенному родовому клану (родство) или отсутствием таковой с другими кошами (родовыми кланами) или шалашами (племенами).

Имеют признаки принадлежности к определенным кланам – держат колчан, рог, кинжал или меч, чашу. Средневековые половецкие аналоги разного пола изображались в сидячем или стоячем положении. Мужские статуи были в доспехах: с луками, колчанами, саблями, в шлемах или высоких головных уборах степняков (попутно вспомним еще одних их сородичей – черных клобуков – киевских князей; и ковуев – гвардия черниговских князей).

Культура Печенегов

Женские статуи имели свои аксессуары – зеркала, сумочки, прижатые до пояса, головные уборы, богато украшенная одежда. Вплоть до XVIII века на Украине они назывались «бабы» (от тюрк. вавы – предки, родители, попутно вспомним производное от этого бабай – дух предков), «мамаи», «болвани». Исследователи их связывают с идолами капищ. Высекались они из песчаника, известняка, гранита или мела.

Происхождение этнонима до конца не ясное. Печенеги и , как и соседи — аланы, были ответвлениями народа одного корня. Название этнонима половцы переводится как «степняк», калька от «язычник» (йазик – ники), печенеги – «свояк» (от паджанак), торки – «родственники жены» (торкин).

В начале X века «Повесть временных лет» сообщает: «…придоша Печенези первое на Рускую землю и створише миръ съ Игоремъ и доша къ Дунаю». Две сотни лет народы воевали, скрепляли отношения брачными союзами вместе с заключением мира. В дальнейшем судьбы печенегов и их сородичей берендеев, черных клобуков и русов переплелись. Святополк киевский женился на дочери половецкого хана Тугоркана.

Жизнедеятельность Печенегов

Жизнедеятельность печенежского этноса лучшее отслеживается по исследованию черных клобуков. Так, известно, что «военная и административная власть была неразрывной. Обе функции сосредотачивались в руках одного лица.

Фактически общественно-политическая организация у черных клобуков, как и у других кочевых народов, имела деление на десятки, сотни, тысячи, тумены во главе с вождями – военачальниками, которые занимали военную и гражданскую власть».

В дальнейшем «социальная структура черных клобуков соответствовала структуре общества Киевской Руси, потому что они были вассалами русских князей и «гражданами» государства.

Структура была следующей: верхушка кочевого общества – «лепшие мужи», князья, иначе беки, что были во главе рода.

Верховными собственниками черных клобуков были русские князья, которым они служили.

Сосредоточение черных клобуков находилось также вокруг Чернигова, Переяславля, Белой Башни.

Кочевые народы постепенно укоренялись, их занятиями среди состоятельных представителей становятся торговля и посредничество между Хазарией, Русью, Византией и греческими колониями, в том числе работорговля.

Менее состоятельные оседают на земле.

Родовой строй

Интересным был государственно-родовой строй печенегов. Известно, что власть в каждом племени передавалась в пределах одного рода по разным семьям. На равных с этим существовало народное вече, называемое «коментон». Все выше обозначенные этносы и племенные союзы находились в постматриархальном состоянии, главным фактором их дипломатических отношений между собой и окружением (соседями) были дипломатические браки. Ведь в тюркской среде было четкое понимание того, что наследник престола – сын и воспитанник матери. Поэтому политические династические союзы подчинялись далекоидущим целям.

Государственный строй

Древнерусские Князья, женившись на печенежках, получали титул каган (суверен). По «Слову о полке Игореве» известно, что Игорю досталась белая хоругвь на серебряном древку и красное знамя. А уж Святослав перенял и привычки одеваться, носить сельдь, вести «кочевой» образ жизни. Появляется эпитет «буйный», «буй» – от тюркского – знатный, славный, знаменитый, именитый, уважаемый, который попадает в употреблении верхушки, воспринимается как часть уважительного церемониала в этикете.

Древнерусские князья перенимали привычки, традиции, отношение к победам печенегов. Судя по многочисленным отрывкам летописей, степняки, кочевавшие между своими «летниками» и «зимовниками», понемногу оседали в глинобитных домах русичей.

С другой стороны имело место сосуществование на паритетных началах, где добрососедские отношения поддерживались встречами печенежских, половецких, торкских, чорноклобукских и других военачальников и русской княжеской верхушки. По традиции преподносились подарки – ткани, мех, ювелирные изделия, оружие.
Военные делегации печенегов (поклонялись языческому богу неба) с царской роскошью принимал византийский император-христианин Алексей Комнин и пытался закрепить союзнические отношения ценными подарками. Уже в 1091 году с помощью половцев он разгромил их собратьев печенегов.

Важной частью отношений были контрибуция и выкуп (при жизни на войне, от плена, за испорченное чужое имущество или жизнь). Ценностными в таких случаях считались золото, серебро, лошади, домашние животные. Мир кочевников покупался, то есть всему была своя цена, за которую можно было всегда договориться о результате. Важную роль «разменной валюты» в двусторонних отношениях составляли женщины (половцы могли иметь по несколько жен и наложниц), невольники, «кощеи» – взятые в плен предводители других кошей (семей кочевников).

Законодательство

На основе обычного права русичей, значительно дополненного обычным правом народов Степи, до начала XII века был сформирован кодекс законов «Русская правда». Главный правовой свод древнерусского сообщества объединял нормы гражданского, процессуального, уголовного, семейного, брачного, опекунского и других отраслей права. На то время большая часть этого кодекса разрабатывалась с традициями обычного права племенного союза, закрепленного кровью потомков.

Правящие элиты

Итак, недолгое соседство древних русичей и кочевников, в первую очередь с печенегами и половцами, положило начало многим династическим союзам. Отдельные русские правители рождались в половецких и печенежских станах. Они переняли уклад жизни и культурные традиции того края с детства. Большую роль в отношениях играли половецкие и печенежские женщины, которые воспитывали будущих глав государства.

Смешивание между народностями сопровождались сочетанием титулов верхушки (печенежских ханов на Руси называли «князьями», в обратных взаимоотношениях фигурировала приставка «кагау»). Встречая посольства печенегов их одаривали богатой княжеской одеждой во время заключения мирных договоров. Почтительными эпитетами народы обменивались и в обращениях, что подкреплялось дружественными культурными отношениями.

В русских, украинских сказаниях и былинах встречается название печенеги, которое обычно связано с историями о грабеже, набегах на мирные поселения. Ну, короче, не хорошую память о себе оставили печенеги. Но какими они были на самом деле, откуда взялись и как исчезли?

Кто назвал из печенегами?

Название «печенеги» по своему звучанию определенно славянского происхождения: что-то типа нежиться на печи. И тут надо вспомнить средневековье, когда существовало графство Пешт в Венгрии, между Тиссой и Дунаем. Столицей Пешта был город Буда-Пешт — знакомое название, не так ли. Само название Пешт слегка искажено немецкой фонетикой, а вообще это славянское «пещь». Об этом свидетельствует и немецкое название города Пешта Ofen, которое также означает «печь».

Название Пешта произошло от особых башнеобразных сооружений, применявшихся для выплавки железа из руды. Их и теперь называют домнами, но названы они так не потому, что похожи на дома, а потому, что дымят вечно.

Тем не менее считается, что печенеги это смесь европейских племен и тюркских племен, кочевавших в степях Средней Азии. Основу положили именно кочевники. Язык печенегов также тюркского происхождения.

Миграции печенегов

В точности неизвестно, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII-IX веках они населяли пространство между Уралом и Волгой, но ушли откуда на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Печенеги разгромили венгров в IX веке, которые также кочевали тогда в причерноморских степях и заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Видимо и до Пешта добрались. Действительно ли они при этом заимствовали свое название из Пешта или это мирные жители тех областей, где появлялись печенеги, прозвали их так, например, за то, что те очень любили спать не печи, не известно (во всяком случае мне).

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Киевская Русь подвергалась набегам печенегов в 915 г, 920 г, 968 г. А вот уже в 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич ходили на Византию с отрядами печенегов. Византийцы подкопили деньжат и в 972 году отряды печенегов, под предводительством хана Курея разбили дружину Святослава Игоревича у порогов на Днепре.

Закат

Следующие лет 50 Русь постоянно и беспрестанно боролась с печенегами. Русь старалась оградить себя от них, для чего строились укрепления и города. Князь Владимир строил укрепленную динию по реке Стугне, Ярослав Мудрый делал тоже самое по реке Росе (южнее). А в 1036 году Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом и пресек конец их набегам на Русь.

С другой стороны на печенегов, почувствовав их ослабление, двинулись торки, сместившие печенегов на Запад до Дуная, и далее на Балканский полуостров. В южнорусских степях в это время уже хозяйничали половцы, вытеснившие оттуда и торков.

История печенегов неизменно связана с боевыми походами, точнее набегами. Похоже они не создали мощного государственного образования, не сильно вникали в мораль и предпочитали служить интересам других. Так в XI-XII веках много печенегов были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X-XI веках как и писалось выше византийские императоры использовали печенегов как союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В X-XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где местные правители расселили их как по границам, так и внутри своих земель.

Считается, что печенеги вышли из Кангюя (Хорезма). Этот народ представлял собой смешение европеоидной и монголоидной рас. Язык печенегов относился к тюркской группе языков. Существовало две ветви племен, каждая из которых состояла из 40 родов. Одна из ветвей - западная - располагалась в бассейне рек Днепр и Волга, а другая - восточная - соседствовала с Русью и Болгарией. Печенеги занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Главой племени был великий князь, рода - меньший князь. Выбор князей путем племенного или родового собрания. В основном власть передавалась по родству.

История печенежских племен

Известно, что изначально печенеги странствовали по Средней Азии. В то время торки, половцы и печенеги принадлежали к одному народу. Записи об этом можно найти как у русских, так и арабских, византийских и даже некоторых западных летописцев. Печенеги совершали регулярные нашествия на разрозненные народы Европы, захватывая пленников, которых либо продавали в рабство, либо возвращали на родину за выкуп. Некоторые из пленников становились частью народа. Затем печенеги стали переселяться из Азии в Европу. Заняв бассейн Волги до Урала в 8-9 веке, они были вынуждены бежать со своих территорий под натиском враждебных племен огузов и хазар. В 9 веке им удалось согнать венгров-кочевников с низин Волги и занять эту территорию.

Печенеги нападали на Киевскую Русь в 915, 920 и 968 годах, а в 944 и 971 участвовали в походах на Византию и Болгарию под предводительством киевских князей. Печенеги предали русскую дружину, убив Святослава Игоревича в 972 г. с подачи византийцев. С тех пор началось более, чем полувековое противостояние Руси печенегам. И лишь в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов под Киевом, завершив череду бесконечных набегов на русские земли.

Воспользовавшись ситуацией, торки напали на ослабленное войско печенегов, согнав их с занятых земель. Им пришлось мигрировать на Балканы. В 11- печенегам было разрешено поселиться на южных границах Киевской Руси для ее защиты. Византийцы, неустанно пытавшиеся привлечь печенегов на свою сторону в борьбе против Руси, расселили племена в Венгрии. Окончательная ассимиляция печенегов произошла на рубеже 13-14 веков, когда печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа.

Термин «ассимиляция», происходящий от латинского similus – похожий, аналогичный, – буквально означает «уподобление». Этим словом называют процессы со сходной механикой в совершенно разных областях знания: в биологии, лингвистике, социологии и этнографии.

Ассимиляцией называется вся совокупность созидательных процессов в организме – как на уровне клетки, так и всего живого тела. В ходе обмена веществ, поступающие в него сложные вещества расщепляются на простые, которые усваиваются (то есть, обретают структуру, свойственную данному организму). Этот процесс усвоения с созданием новых сложных веществ и называется ассимиляцией. Он всегда сопровождается накоплением энергии. Ассимиляция уравновешивается диссимиляцией – обратным действием, во время которого происходит выброс энергии. Доказано, что обмен веществ происходит у и подростков интенсивнее, чем у людей старшего возраста.

Ассимиляция в социальных процессах

В народов мира было множество примеров ассимиляции – определенного энтокультурного сдвига, когда одна группа заимствовала черты другой, утрачивая свои отличительные признаки. Ассимиляция может носить добровольный характер, например, в результате знакомства с другой, более развитой, привлекательной культурой, или насильственный. Принудительное уподобление чаще всего становится следствием завоевания народности (колонизации или включения в состав более крупного государства), в результате чего среди ее представителей насаждаются обычаи и нравы, религия и повседневные нормы доминирующей культуры. Примером ассимиляции может служить политика мультикультурализма современных государств Западной Европы, которая пропагандирует светский характер и стирание межэтнических особенностей.

Ассимиляция в лингвистике

Лингвистика также использует термин «ассимиляция» для описания фонетических особенностей некоторых языков. Уподобляются друг другу звуки одного типа – гласные или . Так, в требуют, чтобы на стыке двух согласных соседствовали два звука, уподобленных по признаку или глухости, твердости или мягкости. Примером может служить правило чередования гласных в приставке без-/бес-: безграмотный и бесправный. Это не обязательно отражается на письме: слово «сдать» читается как [здать] – последующий звук влияет на предшествующий, поэтому такой тип ассимиляции называется регрессивным. Прогрессивная ассимиляция в встречается гораздо реже, зато ее можно найти в английском. К примеру, в cats последняя буква читается как [с], а не [з], так как следует за глухим звуком [т].

Видео по теме

Источники:

  • ассимиляция в биологии

Племена половцев были южными соседями Киевской Руси. По данным некоторых источников половцы были прародителями таких народов как казахи, башкиры, крымские татары и карачаевцы. В начале XI века этот кочевой народ обосновался в причерноморских степях, выгнав оттуда торков и печенегов.

Инструкция

Кочевники-пловцы дошли до низовьев Дуная и стали хозяевами великой степи, которая стала носить название Половецкая . Половцы были отличными наездниками и вояками. Надев на себя шлемы и доспехи, вооружившись луками, саблями и копьями, войска половцев смело шли в бой. Они вели бой так: устраивали засаду, дождались появления противника, а затем резко и неожиданно устраивали разгром. До начала монголо-татарского нашествия племена половцев совершали набеги на южную Русь. Они варварски грабили избы, опустошали плодородные земли, захватывали пленных, которых превращали в рабов или продавали на рынках. Пленников они часто возвращали назад за награду в виде серебра и золота. Награбленные богатства командиры половецких войск делили поровну между собой.

Вопреки некоторым представлениям, не были оборванцами-разбойниками, то и дело разорявшими земли своих соседей. Историки нередко называют этот народ «аристократами степей». Несмотря на кочевой образ жизни у половцев были свои города. Только их города не стояли на месте, а передвигались по миру. Половцы занимались скотоводством. Как только кони и овцы опустошали луга, племена перебирались на новое место. Степная природа создавала прекрасные условия для кочевого образа жизни и выпаса скота. Однако в холодные зимы из-за отсутствия прочных утеплённых жилищ кочевникам приходилось несладко.

Питались половцы преимущественно тем, что получали благодаря выращиванию скота. Их основной рацион составляли молоко, мясо и просо. Любимым напитком половцев был кумыс. Домашний скот не только кормил, но и одевал своих хозяев. Из шерсти из шкур животных половцы ткали рубахи, шили кафтаны и штаны. Домашнее хозяйство чаще всего вели женщины, в то время как мужчины участвовали в набегах и военных походах.

Половцы были язычниками. Они поклонялись силам природы и животным, олицетворённым в виде тотемов. Верховным божеством половцев был Бог грозы и молнии – Тенгри-хан. К нему народ относился с почтением и страхом. Из-за боязни быть наказанными, люди не осмеливались стирать свою одежду. Среди них существовало поверье, что Тенгри-хан, заметив человека за стиркой, сразу убьет его громом. Не желая гневить божество, богачи незамедлительно выбрасывали грязную и пропахшую одежду. Бедняки не могли себе этого позволить, поэтому ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых. Шаманы умели предсказывать будущее, излечивать недруги и общаться добрыми и злыми духами.