Общие рекомендации составления психолого-педагогической характеристики класса. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.

Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.

Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.

Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.

При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.

Принцип комплексности

И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.

Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом - не навреди.

Принцип объективности

Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.

План психолого-педагогической характеристики класса

Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:

1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.

2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.

3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.

4. Уровень воспитанности учеников.

5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.

6. Социометрическая и статусная характеристика класса.

7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.

8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.

9. Какими способами решаются конфликты в классе.

10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.

А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.

Образец психолого-педагогической характеристики класса

1. 8 "А" класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.

2. В 8 "А" классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.

3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса - Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.

4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.

5. Основные «ячейки» класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.

6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. «Звезда» - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный - Демарин Иван.

7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.

8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.

9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.

10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 "А" класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только «каркас» документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.

Елена Низова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написание психолого - педагогической характеристики на воспитанников в период выпуска в школу, переходом в другое ДОУ, а особенно на детей логопедических групп. Поэтому предлагаю вашему вниманию пример психолого-педагогической характеристики на ребенка старшего дошкольного возраста .

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста , направляемого на ПМПК .

Ф. И. О. Родился. г.

Ребенок посещает старшую логопедическую группу МБДОУ №….

Состав семьи : семья полная, мать – Ф. И. О., образование - высшее, м. работы – ….», должность – ….; старший ребенок – сын : Ф. И. О., …. г. р., ученик … класса МБОУ средней общеобразовательной школы № …города….

Семья социально благополучная, моральная обстановка удовлетворительная. Стиль семейного воспитания – демократический (строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы ребенка ). Для успешного развития ребенка созданы благоприятные условия для игр и занятий.

Мальчик испытывает небольшие затруднения в речевом развитии (произношении некоторых звуков – изолированно произносит все звуки правильно). Трудности носят временный характер . Ребенку присущи следующие уровни развития :

Художественно – эстетическое развитие (средний уровень)

сформированы : - навык и интерес к слушанию художественных произведений (выразительно читает стихи, участвует в инсценировках) ; - изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы окружающей действительности на основе собственных наблюдений, - недостаточно сформированы : навыки работы с ножницами; - не всегда ритмично двигается в соответствии с характером музыки .

Физическое развитие (высокий уровень) – соответствует возрастной норме . Егор участвует в играх – соревнованиях и играх – эстафетах.

Познавательно – речевое развитие (средний уровень)

Ребенок имеет достаточный запас словарных образов, использует в речи слова синонимы и антонимы, владеет формами словоизменения. Мальчик хорошо составляет простые предложения и распространяет их однородными членами. Темп речи : умеренный, речь – интонационно-выразительная. Звуки сформированы, но произношение в игровой и свободной речевой деятельности еще не закреплено. Егор знаком с буквами и сформирован навык чтения слогов с пройденными буквами; умеет сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам; сформированы навыки о времени года, смене частей суток, очередности дней недели и др.

Социально – личностное развитие (высокий уровень)

У дошкольника хорошо развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, подражательность. Он хорошо знаком с правилами поведения, формами общения, отзывчив, способен сочувствовать и заботиться о других. С удовольствием выполняет трудовые поручения, умеет доводить дело до конца, владеет навыками самообслуживания.

Мальчик проявляет следующие умения в продуктивных видах деятельности : - владеет разными способами лепки (умеет лепить животных, птиц, разные предметы) ; - создает композиции в технике аппликации; - умеет рисовать разными материалами по представлению и с натуры. Не всегда удается изображать предметы и явления в движении, симметричное вырезывание.

Реакция на неудачи - адекватная : проявляет усилия для преодоления трудностей. В работе с ребенком воспитатели , логопед используют индивидуальный, дифференцированный подход, а также работу с родителями для преодоления речевых трудностей в развитии ребенка .

Егор умеет управлять своим поведением, охотно реагирует на требования и замечания; может обратиться за помощью, ориентируется в окружающей обстановке. Характер деятельности устойчивый, работает с интересом.

Состояние познавательных процессов :

Восприятие соответствует возрасту . Зрительное и слуховое восприятие не нарушено; в восприятии пространственных отношений ориентируется; целостный образ предмета сформирован – разрезные картинки собирает самостоятельно; во временных представлениях ориентируется хорошо.

Память преобладает : зрительная, слуховая, моторная. Произвольное и непроизвольное запоминание развито хорошо.

Словесно-логическое мышление формируется и соответствует возрасту . Наглядно – действенное мышление соотносится с наглядно – образным.

Познавательное воображение сформировано, ребенок строит образ путем дополнения действий разнообразными деталями. Творческое воображение проявляется в сюжетно – ролевых играх. Внимание устойчивое.

Речевое развитие : словарный запас соответствует норме, грамматический строй речи сформирован, связная речь логична и последовательна, фонематический слух, звуковой и слоговой анализ соответствуют норме; звукопроизношение сформировано, но не закреплено.

Мальчик спокойный, уравновешенный, неконфликтный, активный, самостоятельный, добрый, ласковый, аккуратный и бережливый; в незнакомой обстановке проявляется робость. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко и быстро.

Обучаемость, программный материал и интерес ребенка к получению знаний на высоком и среднем уровне. Психолого – педагогические показатели соответствуют возрасту .

Заведующий ___

Воспитатель ___

Публикации по теме:

Диагностика культуры поведения ребенка старшего дошкольного возраста Программа наблюдения за культурой поведения ребенка 1. Умение здороваться а) здоровается громко со всеми 3 б) обращается только к воспитателю.

Конспект занятия «Гармонизация эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста» Ход: Ритуал приветствия. По очереди друг другу положили ладошки на ладошки: «Доброго дня» Я расскажу тебе одну историю. В одной стране,.

Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Представляю примерный образец написания характеристики на ребенка дошкольного возраста для ЦПМПК. Психолого-педагогическая характеристика.

Педагогическая характеристика дошкольника для прохождения медосмотра перед поступлением в школу Педагогическая характеристика дошкольника для прохождение медосмотра перед поступлением в школу (ФИО) с *** года рождения, проживающего.

Содержание:

Принципы построения психолого-педагогическая характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности.

Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908).

Таким образом, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений , примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии

по психологической части практики

Студента: (ФИО) Шустала Евгения Леонидовича

факультета физического воспитания 3 курса

Форма обучения (очная)

Место прохождения практики: (район, школа, класс) Московский район города Бреста, общеобразовательное учреждение ГУО Гимназия № 4

Руководитель психологической части практики (ФИО) Даниленко А.В.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося

В период прохождения производственной педагогической практики в общеобразовательном учреждении города Бреста СШ ГУО Гимназии №4, я проводил наблюдение за поведением детей среднего школьного возраста, изучал особенности психических процессов, особенности процесса формирования двигательного навыка. Основной целью данного педагогического наблюдения явилось: изучение психологических особенностей сознания и личности учащегося и составление психолого-педагогической характеристики. Мы предполагаем, что данное наблюдение способствует совершенствованию умений педагога в частности ориентироваться, в учебно-воспитательном процессе реагировать на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. В результате этого педагог может выделить не только отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность. Для написания психолого педагогической характеристики я выбрал двух наблюдаемых учеников (учащихся 6 «А» класса). Для получения нужной информации я использовал способ педагогического наблюдения и личной беседы с учениками.

Учащаяся 1

Севашко Дарья Павловна

1. Общие сведения об ученике:

Севашко Дарья Павловна 12 - лет. Уровень физического развития удовлетворительный. По состоянию здоровья относится к 1 основной группе здоровья, отклонений психического характера не имеет. Состав семьи: отец - Павел Константинович (21.08.1974 г.р.), мать- Светлана Евгеньевна (30.08.1971 г.р.),Социально-культурный уровень семьи высокий, категория семьи полная.

Севашко Дарья Павловна - уровень успеваемости отличный, имеется склонность к гуманитарным предметам и с удовольствием посещает уроки физической культуры. С личных слов Дарьи ему нравится учиться. Она с удовольствием ходит в школу и старается не пропускать занятия.

Мотивы учебной деятельности. В школе Дарья ведёт себя дисциплинированно и ответственно, что подтвердила в частности, классный руководитель Черненькая Ирина Иосифовна, с её слов я зафиксировал так же то, что Даша всегда с удовольствием выполняет поручения учителей, зачастую сама может предложить помощь, часто к Даше обращаются одноклассники как по вопросам касающимся учебного процесса, так и по обыденным жизненным ситуациям. Присутствуя на уроке Белоруской литературы, я заметил за Дарьей такую особенность как небольшое переживание (волнение) по поводу неудач, провалов в учёбе. К примеру, на уроке рассказывая стих, ученица сбилась, в результате она сказала учительнице, что он не совсем уверенно чувствует себя перед ней, в некоторой мере это ее сбивает. Получая в свой адрес порцию похвалы, Дарья особого удовольствия не показывает, принимает это как нечто должное. На порицания, идущие в ее адрес он старается, отстоять свою точку зрения.

Умение учиться: Как правило, учебный процесс не возможен без выполнения учебных задач. Севашко Дарья как указали многие учителя, принимает учебные задачи с лёгкостью, ни когда не паникует раньше времени. При подготовке к домашнему заданию Дарья относится с ответственностью и с самостоятельностью принятия решения. Всегда добросовестно готовит домашнюю работу, при возникновении сложных вопросов в помощь Дарье готовы вступить родители. Как сказала сама ученица за отметками она не гонится соглашается чаще всего с оценкой учителя. Источником дополнительной информации чаще всего использует интернет. психологический личность учащийся мотив

Активность на уроках: Если знает, что готова ответить на вопрос то чаще вызывается сама, поднимая руку, ученица чаще всего интересуется актуальной познавательной деятельностью, выделяется как внимательная собеседница. Преобладающий вид внимания на уроке произвольное или преднамеренное. Возникает в результате того, что ученица сама ставит перед собой цель, осознаёт задачу. Ученица выражает свои мысли умственно.

Особенности памяти: Преобладающий тип памяти учащайся слуховой, моторный. Доминирующий способ заучивания материала осмысленный. На уроке литературы я заметил за Дарьей особенность повторять, закрывая уши.

Особенности мышления: Ученица мыслит абстрактно логически, умеет самостоятельно анализировать учебный материал, глубоко внедряется в суть раскрываемого вопроса, делает самостоятельные выводы.

Особенности речи: В большинстве случаев выражает свои мысли в устной форме, обладает наличием достаточного словарного запаса, систему вопрос-ответ выстраивает логически и понятно. При ответах зачастую использует образное представление.

Характеристика способностей: Как уже отмечалось ранее, девочка больше склонна к гуманитарным предметам. Имеются определённые способности к воображению, рассуждению. Общий уровень интереса и способностей к знаниям я бы оценил как высокий, в беседе с учителями и одноклассниками это явно подтверждается.

Состав 6 «А» класса 22 человек из них обучается 6 мальчиков и 16 девочек. Класс показал себя за время практики как дружелюбный, дееспособный, отзывчивый коллектив. Общий уровень успеваемости класса высокий, большая часть класс всегда готовы к урокам, с высокой степенью продуктивности работают на них. В классе следует так же выделить таких старательных учеников как Полюга Артем, Бондарук Анна, Хомук Павел. Ребята активно работают на уроках, участвуют в культурно-массовых мероприятиях школы, ответственно подходят к порученным заданиям соблюдают дисциплину поведения в школе и на уроках. Есть в классе дети, которые любят пошуметь и подурачиться, к примеру: Егоров Денис и Козырко Анна, ребята не усидчивы, порой не выполняют задания учителя, любят, что бы на них обратили внимание одноклассники, для этого они готовы перейти границу общекультурных норм. Однако в целом всё же я бы отметил, что класс хороший за период педагогического наблюдения особых нарушений за ним я не наблюдал. Дарья в коллективе своих одноклассников является примером для подражания. В классе все дети с ней дружат и хорошо отзываются о ней. Несколько детей считают Дарью своей лучшей другой. Со слов Ирины Иосифовны можно отметить, что за Дарьей не наблюдалось межличностных конфликтов, если они где то и назревают, то девочка пытается пойти на компромисс и обойти ссору. В общении с одноклассниками девочка проста и не слишком многословна. Проявляет зачастую свои организаторские способности. К примеру, Дарья является участником «Членов большого совета школы», входит в состав культурно-массового сектора школы. Дарья, как в школе, так и за её приделами, человек добрый и ответственный, искренен в разговоре со сверстниками. Имеет много друзей. Каких либо отрицательных черт характера (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.) я за Дарьей не замечал.

Отношение к общественным поручениям: Как я уже говорил, Дарья активно проявляет себя в массовых мероприятиях школы. Защищает интересы школы на городских олимпиадах, выступает в составе школы на физкультурных мероприятиях.

Отношения с родителями: В отношениях с родителями Дарья ведёт себя с уважением, как сказала она сама, она очень любит своих родителей. Они часто помогают ей, в каких либо не решаемых ситуациях. Как за частую говорят вторая мама это учитель - Дарья очень уважает своего классного руководителя, которая всегда находит общий язык с девочкой.

Потребностно-мотивационная сфера учащегося: Основной целью учёбы Дарья видит подготовку к своей будущей профессии, однако пока она не знает какой именно. Ей нравится сфера деятельности учителя, возможно, это связанно с предпочтениями родителей. Кроме этого девочка интересуется спортом, ей сильно нравится волейбол, она всегда в курсе происходящих спортивных новостей.

Особенности самосознания: Дарья особо никогда не ставит себя выше кого то, он предпочитает жить реальностью, ее жизненный образ выстраивается его реальными поступками. Когда я спросил, девочку на уроке физкультуры как бы она себя оценил по итогам урока. Она ответил, вы учитель у вас имеются оценочные нормы поведения, оценки за выполнения задания, поэтому я заслуживаю то на, что я выполнила.

Эмоционально-волевая сфера: У девочки в большей мере преобладают астенические эмоции, реальные чувства управляют ей. К аффективным реакциям девочка не склонна, если и есть какая то проблема, то она скорее продукт длительного действия. Она умеет управлять своими эмоциями, отступает в тех моментах, где это не нужно. Девочка самостоятелена в принятии решения касательно как учёбы, так и мелких жизненных ситуации.

4. Общие психолого-педагогические выводы. Во первых хотелось бы отметить тот факт, что огромное значение в воспитательном процессе ребёнка играют его родители. Будучи учителями в сфере образования родители уверенно контролируют и корректируют культурное поведение ребёнка. На мой взгляд, благодаря этому во многом и обуславливается хорошее поведение и успеваемость Девочки в школе. Важное место в поведении Дарьи играет искренняя нужда ее действий в общественной жизни. Для будущего умственного развития девочки я бы порекомендовал чаще создавать спорные, но разумные ситуации. Дарья очень любит интересные дискуссии. Она умно отстаивает свою точку зрения. Дарью нужна постоянная активность действий. У девочки порой присутствует некая нерешительность неопределённость в будущих действиях. На мой взгляд, я бы предложил Дарье в будущем связать свою жизнь с ораторским мастерством. Для этого она обладает хорошими способностями (памяти, речи, мышления). Она не боится массы людей и разумно отвечает на поставленные вопросы. Кроме этого Дарья находится в хороших межличностных отношениях со своими сверстниками и родителями. У девушки отсутствуют мотивы собственного возвышения над кем то. Для меня лично, Дарья это человек для подражания в данном возрасте. Во всяком случае, человек с которого можно взять какой либо пример.

Учащийся 2

Егоров Денис

1. Общие сведения об ученике:

Егоров Денис Дмитриевич (17.08.2001) 12 - лет. Уровень физического развития удовлетворительный. По состоянию здоровья относится к 1 основной группе здоровья, отклонений психического характера (со слов врача не имеет). Состав семьи: отец - ВикторПетрович-отчим,11.04.1986 г.р.; мать - Мария Олеговна,29.03.1982 г. р; брат - Роман Викторович (02.12.2012) г.р. дома; место работы родителей - отчим временно не работает; мать - временно не работает (декретный отпуск). Социально-культурный уровень семьи средний, категория семьи полная.

2. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося.

Егоров Денис Дмитриевич - Уровень успеваемости низкий, склонностей к определённым предметам не имеет. С удовольствием посещает уроки физической культуры. С личных слов Дениса ему не нравится учебная деятельность. Однако в школу он ходит регулярно, но без какой либо доли радости и интереса.

Мотивы учебной деятельности. В школе Денис ведёт себя не дисциплинированно, не принимает на себя ответственность, в каких либо поручениях. Со слов классного руководителя Черненькой Ирины Иосифовны, я зафиксировал так же то, что Денис очень вредный мальчик, у него имеются способности к учению, но он на отрез отказывается, что либо делать. Учителя порой предлагают мальчику интересные поручения, но он не проявляет к этому особого интереса. Присутствуя на уроке Белоруской литературы, я заметил за Денисом такую особенность как отсутствие переживания (волнение) по поводу неудач, провалов в учёбе. К примеру, на урок он явился не подготовленный. Не имел при себе достаточного количества учебных принадлежностей. Не однократно учительница подходила к Денису с замечаниями. Получая в свой адрес порцию порицания, Денис особого расстройства не показывал, он принимает это как нечто не важное.

Умение учиться: Егоров Денис как указали многие учителя, очень трудно воспринимает учебные задачи. При подготовке к домашнему заданию мальчик относится безответственно. Практически всегда Денис приходит на занятия не готовым. Узнать что, либо о помощи родителей в учебной деятельности мальчика мне не удалось. Но как сказал сам ученик, отметки для него не важны.

Активность на уроках: Вряд ли когда мальчик, может ответить на какой ни, будь вопрос. Порой старается в насмешливой форме уйти от беседы с учителем. Ученик чаще всего интересуется спортивной деятельностью, в беседе с товарищами довольно активен. Преобладающий вид внимания на уроке пост произвольное. Возникает в результате того, что при выполнении какой либо деятельности не вызывающей определённого интереса, сначала требуется организация направленности внимания и усилия воли для его поддержания, однако по мере преодоления трудностей деятельность увлекает мальчика. Свои мысли мальчик лучше выражает письменно.

Особенности памяти: Преобладающий тип памяти учащегося кратковременная промежуточная. Доминирующий способ заучивания материала бессмысленный.

Особенности мышления: Ученик мыслит наглядно, образно не умеет самостоятельно анализировать учебный материал, не умеет самостоятельно делать выводы.

Особенности речи: В большинстве случаев выражает свои мысли в письменной форме, не обладает наличием достаточного словарного запаса, систему вопрос-ответ выстраивает затруднённо.

Характеристика способностей: Особых склонностей к определённым видам деятельности не имеет. На мой взгляд, мальчик любит воображать. На уроке мальчик может подолгу сидеть и что то рисовать либо о чём то думать. Общий уровень интереса и способностей к знаниям я бы оценил как низкий, в беседе с учителями и одноклассниками это явно подтверждается.

3. Психологические особенности общения и личности учащегося.

Егоров Денис в своём классе определённым уровнем репутации не обладает. Наряду с Павлом Антоновым, ребята не усидчивы, порой не выполняют задания учителя, любят, что бы на них обратили внимание одноклассники. Присутствуя на уроках 6- «а» класса я бы отметил тот факт, что Денис по большей части всё же находится где то в себе. Он может не слышать учителя, не выполнять его задания, но при этом мальчик не мешает другим. Разговаривая с классом, я узнал, что многие ребята все же больше высказываются отрицательно в адрес Дениса. Однако в целом всё же я бы отметил, что класс дружен по отношению к мальчику, зачастую я видел его в кампании одноклассников. За период учения в школе за Денисом отмечено несколько не значительных нарушений. На уроках Денис всегда сидит с Павлом Антоновым. Порой они могут спокойно общаться на уроках до тех пор, пока их не рассадят. Со слов Ирины Иосифовны можно отметить, что за Денисом особо значимых межличностных конфликтов не наблюдалось, если они где то и назревали, то мальчик сам порой пытался пойти на компромисс и обойти ссору. В общении с одноклассниками мальчик юмористичен и многословен. Особых организаторских способностей за мальчиком не выявлено. Денис является ответственным в классе за сбор макулатуры и металлолома. Каких либо отрицательных черт характера (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, черствость, грубость и др.) я за Денисом не замечал.

Отношение к общественным поручениям: Как я уже говорил, Денис неактивно проявляет себя в массовых мероприятиях школы. Но порой учителя физической культуры привлекают мальчика в городских соревнованиях.

Отношения с родителями: На данную тему сам мальчик со мной говорить не стал. Со слов учительницы, отношения у мальчика с родителями пусть и не совсем хорошие, но порой уважительные. Мама еженедельно может приходить в школу узнавать про учебу своего сына. Как сказала Ирина Иосифовна мама зачастую в спорных ситуациях выгораживает Дениса. Вопрос почему мальчик приходит на уроки не готовым мне так и не удалось узнать.

Потребностно-мотивационная сфера учащегося: Основной цели в учёбе Дениса я не вижу. К мальчику нужен индивидуальный подход. О своей будущей профессии мальчик пока не задумывается.

Особенности самосознания: Денис мальчик пусть и шумный, но особо никогда не ставит себя выше кого то, он предпочитает жить реальностью, его жизненный образ выстраивается его реальными поступками.

Эмоционально-волевая сфера: У мальчика в большей мере преобладают астенические эмоции, реальные чувства управляют им. К аффективным реакциям мальчик несколько склонен, порой буря эмоций может овладеть мальчиком.

4. Общие психолого-педагогические выводы. Во многом то, что мы видим в поведении Дениса это, конечно же, продукт воспитания родителей. Здесь я бы отметил тот факт, что всё же родители не полноценно воспитывают мальчика. На мой взгляд, возможно, что родители большое внимание оказывают младшему ребёнку. И жизнь Дениса в некоторой степени, менее затронута и обсуждаема. Важное место в поведении Дениса играет интерес деятельности. Если мальчик чем то заинтересован то он довольно таки послушен и разумен. Для будущего умственного развития мальчика я бы порекомендовал чаще находить индивидуальный подход создавать увлекательные для него ситуации. Денис очень любит юмор. Почему, исходя из этого не привлечь его к культурно массовому кружку школы, где мальчик полностью мог бы проявить свои способности. Денису нужна постоянная активность действий. У мальчика порой присутствует некая нерешительность неопределённость в будущих действиях. На мой взгляд, я бы предложил Денису в будущем связать свою жизнь с художественным искусством или актёрским мастерством. Для этого он обладает хорошими способностями (харизмы, спокойствия, задумчивости). Он не боится массы людей. Денису нужно несколько измениться в своём характере. Вслед за этим к нему потянутся люди. Ведь мальчик как говорится, интересен собою. У юноши отсутствуют мотивы собственного возвышения над кем то. Для меня лично, Денис это человек, в котором не раскрыты многие потенциалы, к нему нужен индивидуальный подход в данном возрасте.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности и специфика работы психолога в ВУЗе. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Проведение уроков "Виды и механизмы памяти" и "Характер и темперамент человека". Анализ воспитательного мероприятия на тему "Будьте милосердными".

    отчет по практике , добавлен 21.05.2012

    Сведения о школьнике как субъекте учебной деятельности, внеучебная деятельность. Интеллектуальная сфера школьника. Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника, взаимоотношение и общение. Рекомендации учителям и родителям.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося профессионального училища. Природа и сущность игры, её роль в развитии познавательной сферы личности. Роль игры на уроках математики и в процессе обучения. Методика проведения уроков в игровой форме.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2012

    Влияние социума на личность учащегося в современных условиях. Программа опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности влияния социума на развитие потенциальных возможностей личности учащегося. Повышение мотивации учащихся к саморазвитию.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2014

    Построение портрета личности учащегося по результатам наблюдения. Проведение в учебной группе социометрии. Выявление неофициальной структуры группы, сравнение ее с официальной. Наблюдение за педагогической деятельностью преподавателя. Оценка мастерства.

    отчет по практике , добавлен 07.01.2009

    Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2007

    Использование психолого-педагогической диагностики для оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека. Реализация психолого-педагогической диагностики средствами информационно-коммуникационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2015

    Разработка опорной схемы урока, рекомендаций по управлению коллективом группы ОП-1 в соответствии с результатами социометрического исследования. Составление психологического портрета личности учащегося. Анализ педагогического мастерства педагога ПУ №39.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Планирование учебных занятий с использованием листов рабочей тетради. Подготовка тестирования учащихся по средствам профориентационного теста. Организация и проведение исследования учащегося, составление его психолого-педагогической характеристики.

    отчет по практике , добавлен 12.01.2014

    Психолого-педагогические особенности детей 11-15-летнего возраста. Основные свойства восприятия. Текстовые задачи в обучении математике. Активизация познавательной деятельности учащегося. Применение занимательного задачного материала на уроках математики.

Критерии (шаблон) написания психолого-педагогической характеристики обучающихся.

Это шаблон помогает быстро и без особого труда составить характеристику учащегося.

Достаточно выбрать подходящую фразу для конкретного ученика.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося

Раздел 1. Общие сведения о ребёнке

1. Анкетные данные

1.Фамилия, имя

2. Дата рождения

3.Школа, класс

2. Сведения о состоянии здоровья

1.Часто ли болеет /часто, редко, средне/

2.Хронические заболевания /какие

3.Особенности функционирования нервной системы:

Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомимый.

Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения.

Преобладает возбуждение, возбуждение и торможение уравновешены, преобладает торможение.

3. Успеваемость

Отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.

4. Внешкольные занятия (указываются только систематические)

1. Занятия общественно-полезным трудом (каким)

2. Занятия художественной самодеятельностью (какой)

3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких)

4. Занятия спортом (каким)

5. Занятия организационной работой (какой)

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребёнка

А. Направленность интересов:

1. На учебную деятельность 4. на достижения в спорте, туризме

2. на трудовую деятельность 5. на отношения между людьми

3. на художественно-эстетическую деятельность

Б. Отношение к делу

1.Общественная активность

1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени.

3.Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

4. Редко принимает участие в общественных делах.

5. Отказывается участвовать в общественных делах.

2.Трудолюбие

1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

2. Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо. Случаи противоположного характера редки.

3. Редко охотно берётся за работу.

4. Чаще всего старается уклониться от любой работы.

5. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность

1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

3. Часто не выполняет в срок или выполняет плохо порученное ему дело

4. Очень редко выполняет порученное ему дело.

5. Никогда не доводит до конца порученное ему дело.

4. Инициативность

1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

3. Редко сам начинает новое дело.

4. Почти никогда сам не начинает новое дело.

5. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела

5. Организованность

1. Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

2. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

3. Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.

4. Чаще не умеет распределить свою работу по времени.

5. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

6. Любознательность

1. Постоянно активно узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры.

2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

3. Редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

5. Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность

1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут – и за партой, и у доски. Бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

4. Часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его.

5. Совершенно не заботится о том, что бы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случаи не задумываясь, портит общественное имущество.

В. Отношение к людям

8. Коллективизм

1. Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

4. Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

5. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом «Не лезь не в своё дело».

9. Честность, правдивость

1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему невыгодно.

2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

3. Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

4. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

5. Склонен всегда говорить неправду.

10. Справедливость

1. Активно борется с тем, что считает несправедливым.

2. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

3. Редко выступает против того, что считает несправедливым.

4. Не добивается справедливости.

5. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие

1. В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

2. Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

3. Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.

4. В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

5. В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительность

1. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

2. Как правило, с удовольствием общается с людьми.

3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

5. Замкнут, необщителен.

13. Чувство товарищества

1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни.

2. Как правило, помогает товарищам.

3. Помогает товарищам, когда его просят.

4. Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивость

1. Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

2. Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными думами.

3. Поглощён собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

4. Почти не умеет сочувствовать другим.

5. Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

15. Вежливость, тактичность

1. Все его поступки и слова свидетельствует об уважении к другим людям.

2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

3. Часто бывает невежлив и нетактичен.

4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

5. Всегда резок, невыдержан, как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Г. Отношение к себе

16. Скромность

1. Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

2. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

3. Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

4. Часто хвастается ещё не сделанным или тем, в чём он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

17. Уверенность в себе

1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

18. Самокритичность

1. Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

5. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умение рассчитывать свои силы

1. Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» – не слишком лёгкие и не слишком трудные.

2. Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

4. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

5. Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

20. Стремление к успеху, первенству

1. Всегда и во всём стремиться быть первым в учёбе, спорте и т.п., настойчиво этого добивается.

2. Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

3. Стремится в чём-то одном, особенное его интересующем, добиться признания, успеха.

4. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

5. Никогда не стремится в чём-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

4. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно контролирует себя.

5. Постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».

Д. Волевые качества личности.

22. Смелость

1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

4. В большинстве случаев отступает перед силой.

5. Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

3. Иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость

1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

2. Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

3. Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

4. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

5. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание

1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.

5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Е. Положение ребёнка в детском коллективе.

27. Симпатия

1. Является любимцев класса, ему прощаются отдельные недостатки.

2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.

3. Пользуется симпатией только у части одноклассников.

4. Пользуется симпатией у отдельных ребят.

5. В классе его не любят.

4. Является членом какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музыкальная школа, клуб, дворовая компания), но авторитетом там не пользуется.

5. Не является членом какого-либо внешкольного объединения.

Раздел III. Особенности психических процессов и эмоций.

1. Внимание

1. Всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

3. Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянного отвлекания. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

2. Память

1. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

2. При заучивании может запомнить лишь то, в чём предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом.

3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

3. Мышление

1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

2. Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

3. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

5. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

4. Эмоциональная реактивность

1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слёз, взволновать рассказ, кинофильм.

2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

5. Общий эмоциональный тонус

1. Постоянно оживлён, очень активен во всех сферах школьной жизни, во всё вмешивается, берётся за все дела.

2. Оживлён, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

3. Оживлён, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

4. В сравнении с товарищами, менее активен и оживлён.

5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, не смотря на то, что здоров.

6. Эмоциональная уравновешенность

1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

3. Эмоционально уравновешен.

4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

5. Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу