Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех. Какой была арина родионовна

Александра Сергеевича Пушкина ситуация была противоположна. Он с детства попал под влияние потомка русских языческих жрецов – его няни Арины Родионовны. Эта необыкновенная женщина не случайно возникла рядом с Пушкиным, который сам был потомком эфиопских жрецов. Не случайно Петр Первый отобрал его предка. Арина Родионовна, занимаясь воспитанием юного Пушкина, рассказывала ему безконечное количество старинных русских сказок, легенд, сказаний, песен, пословиц, поговорок. Её мозг хранил немыслимые объемы памяти предков и русских Богов.

Юный Пушкин в упоении слушал рассказы и сказки человека языческой культуры. Пушкин был заворожен, покорен и ошеломлен этими рассказами. Этот роскошный языческий мир восхитил юную душу Пушкина и наложил глубокий отпечаток на всё его будущее творчество. Пушкин впитал и навсегда сохранил безконечную красоту русской языческой религии. Вся его будущая поэзия пропитана языческими образами, языческим мироощущением. Именно поэтому она так прекрасна и притягательна для русского человека.

Никогда уже в зрелом возрасте хмурое безрадостное мучающееся христианство не смогло затушить в Пушкине радостный языческий огонь страстей и жажды реальной жизни.


Арина Родионовна не просто запрограммировала Пушкина. Она вывела его на связь с русскими космическими Богами. От них Пушкин получал божественное озарение. Пушкин – это не просто русский поэт. Это пророк. Его поэзия – это не просто поэзия. Она носит мистический характер, истинный смысл которой был непонятен даже самому Пушкину. В состоянии озарения, черпая информацию из космоса, гений является только проводником этой информации, не осознавая её глубину в полном объеме .
Из книги Истархова "Удар Русских Богов"

В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально ".

Арина Родионовна няня
А.С. Пушкина 1758-1828
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!"

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С. Пушкин

МОСКВА, 21 апр — РИА Новости, Анна Кочарова. В этот день 260 лет назад по новому стилю (10 апреля по старому) родилась Арина Родионовна Яковлева — няня Пушкина.

Жизнь этой крепостной крестьянки была тесно связана со знаменитой семьей. О том, сюжеты каких произведений она подсказала Пушкину и почему осталась в истории русской литературы, — в материале РИА Новости.

Кажется, что в жизни этой женщины и не было никого, кроме великого русского поэта. С детства, из школьной программы, мы знаем стихи, адресованные ей. С детства читаем о том, как она заботливо ухаживала за своим подопечным.

Небольшого роста, такого же, как Пушкин. Бойкая, острая на язык, полная лицом — вот что известно о том, как выглядела Арина (или, по некоторым источникам, Ирина) Родионовна. Современники поэта, описывая ее, отмечали главное: она преданно любила своего Александра Сергеевича.

Сохранился один портрет Арины Родионовны работы неизвестного мастера, говорит заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина" Наталья Клюшина. Но кажется, что все мы с детства знаем, как она выглядела. Ведь для читателей она давно уже стала такой всенародной няней и бабушкой, уверен художник из Санкт-Петербурга Игорь Шаймарданов, автор серий живописных работ на пушкинские темы. Его произведения, как и другие артефакты, связанные с жизнью няни, представлены на выставке "ДР Арины Р" в Санкт-Петербургском выставочном зале "Смольный".

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

О биографии няни Пушкина сегодня известно многое, ее жизнь уже давно стала сферой научных интересов пушкинистов. "Девочкой, примерно в десятилетнем возрасте, она потеряла отца, — рассказывает Наталья Клюшина. — С малых лет жила в нужде и труде, умела прясть, ткать, вышивать, плести кружева".

Довольно молодой вышла замуж и родила четверых детей — сыновей Егора и Стефана, дочерей Надежду и Марию. Исследователи пишут , что она могла обратить внимание господ на себя своим острым разговором и бойкостью. Но и муж ее, Федор Матвеев, был уважаем односельчанами. Редкие крестины и браки проходили без приглашения и его участия в качестве поручителя.

Пушкины, судя по всему, к заботливой няне относились по-особенному. Она нянчила целое поколение этой семьи.

"Ей предлагали вольную, но она отказалась, — рассказывает Наталья Клюшина. — Арина Родионовна видела, что Надежда Осиповна (мать Александра Сергеевича. — Прим. ред.) собирается стать матерью, и считала должным остаться в этой семье. К тому же приписанные ко двору крестьяне, в отличие от тех, кто трудился на земле, занимали особое положение в господских семьях: это и одежда, и питание, и уважение".

Няне выделили отдельный дом в Кобрино. Но позже, перебравшись вслед за семьей в Москву, она договорилась, что и ее дети смогут последовать за ней. Уехали две дочери и младший сын. Старший остался в Кобрино. На протяжении многих лет, вплоть до середины ХХ века, там жили потомки Арины Родионовны.

"Эта бойкая старушка знала множество сказок, частушек, поговорок, присказок, — продолжает Наталья Клюшина. — Она была неграмотная, читать не умела. Но ее отличали народная мудрость, меткие выражения, острые словечки. Пушкин записал со слов Арины Родионовны семь сюжетов сказок. Три дошли до нас в поэтической обработке: это "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и его работнике Балде" и "Сказка о мертвой царевне".

"Пушкин очень любил свою няню, посвятил ей много стихов "Няне", "Зимний вечер", "Городок", — напоминает заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина". — И как ни парадоксально, ни одного стихотворения не посвятил ни матери, ни отцу. Арина Родионовна умела выслушать и посоветовать. Всю свою любовь, сердечность и доброту отдала Пушкину".

В Российской Империи 18 века у крепостных крестьян и дворовых не было фамилий. Обычно при рождении в церковных книгах указывали имя, полученное при крещении, имена родителей и хозяев. В апреле 10 числа по юлианскому календарю (21 по григорианскому) 1758 года близ деревни Суйда Копорского уезда родилась у крепостной крестьянки Лукерьи Кириловой дочь Иринья (Ирина). Одна из семи детей Лукерьи от Родиона Яковлева, также крепостного. Так начинается история жизненного пути будущей «наперсницы глубокой старины».

Дома девочку звали Ариной (просторечная форма от имени Ирина), фамилию она получила по отцу - Родионова, а ближе к старости стала Родионовной. Однако Пушкин никогда не звал ее по имени, для него она навсегда осталась «няней», а иногда величалась ласково «мамушкой».

Принадлежала тогда деревня, в которой родилась Арина, графу Апраксину Ф.А., а в 1759 году деревни в Копорском уезде вместе с людьми были выкуплены А.П. Ганибалом, прадедом Пушкина. Жизнь крепостных никогда не отличалась, конечно же, богатством или удобством быта, в многодетных семьях процветали нищета и лишения.

В 23 года Арина вышла замуж за крепостного Федора Матвеева и получила разрешение переехать жить к нему в деревню Кобрино Софийского уезда. Здесь данные источников в вопросе, каким образом попала Арина в дворовые прислуги. По словам одних биографов, девушка была взята в хозяйский дом Марией Алексеевной, бабкой Пушкина, в качестве няни племянника Алексея. Есть данные, что числилась она и няней Надежды Осиповны, матери Пушкина. По другой версии, Арина Родионовна стала кормилицей и няней уже в доме Пушкиных, когда родилась старшая дочь Ольга, Александра Сергеевича.

С тех пор няня до конца своих дней была прикреплена к дому, вынянчила и Ольгу, и Александра, и младшего - Льва. Даже когда Пушкины, перебираясь в Москву, продали земли, няня и ее семья (а было у нее четверо детей) были откреплены от «запродажной», а за верную службу дом в Кобрино был дарован им в личное пользование.

Особенно сблизился поэт с няней во время своего изгнания в 1824-1826 годах в селе Михайловское. Она одна разделяла его , развлекала вечерами сказками, пословицами, прибаутками. Александр Сергеевич писал, что именно ее сказки он перерабатывал потом в своих произведениях. Этот период стал очень плодотворным в творчестве Пушкина. Один, лишенный радостей светской жизни, он посвящал дни поэзии, а вечера проводил в обществе Арины Родионовны.

В марте 1828 года Арина Родионовна в числе других крепостных была взята в дом Ольги Сергеевны Павлищевой (урожденной Пушкиной), старшей сестры Александра, который и стал ее последним пристанищем. Умерла няня в июне 1928 года после непродолжительной болезни в возрасте 70 лет. На похоронах «подруги дней суровых» Пушкин не присутствовал, а так как опознавательных знаков на могиле крепостных не оставляли, могила ее была утеряна.

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

Начнем с того, что крепостная крестьянка родилась в деревне Лампово Петербургской губернии в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева, где было семеро детей. Девочку в церковной книге записали как Ирину (или Иринью ), но дома называли простонародно Арина, так и повелось. Ее фамилию указывают как Яковлева, впоследствии Матвеева – по мужу. Но крепостным фамилии не полагались.

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Некоторые еще со школы полагают, что всю себя без остатка Арина Родионовна отдала гениальному поэту, но это не так. Она была замужем. Под венец пошла достаточно поздно – в 23 года за 25-летнего Федора Матвеева. И сразу переехала к нему в село Кобрино Софийского уезда. В семье было четверо детей.

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея . Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане , золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине , связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Все помнят бессмертные строчки из стихотворения «Зимний вечер», посвященные няне: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей». Вымысел или сермяжная правда? Поэт Николай Языков называл Арину «ласковой и заботливой хлопотуньей», которая иногда была «веселой собутыльницей». Знакомая Пушкина по ссылке Мария Осипова упоминала в своих мемуарах, что за няней водился грешок – «она любила выпить».

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.

Няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне - село Воскресенское), а точнее - в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей.

Арина было ее домашнее имя, а подлинное - Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу - Родионовой, а в быту - Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня".

В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: "Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл". Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца - Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева - по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни.

В 1792 г. она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: "в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения" родился у Пушкиных сын Александр.

Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей: мужем, умершим в 1801 от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть "крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома". Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной.

Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили. Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; "верной рабой" называет няню в "Дубровском" сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными.

От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она "домоправительница", по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну "бывшая няня его сестры". Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду.

Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино - в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

"Была она настоящею представительницею русских нянь", - вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли "дядек" (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный "дядька", проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа.

Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: "Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого". А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее "мамушкой", относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого".

В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны - Льву Николаевичу Павлищеву.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной.

Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени "Няня Пушкина".

Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, - "...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница". Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..." Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: "...но с одним грешком - любила выпить".

Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.

А.С. Пушкин

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: "Знаменитая Арина Родионовна". Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин "посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения". И еще: "Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания". Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов "проклятое французское воспитание" у Пушкина тоже нет, у него "недостатки проклятого своего воспитания". Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице "Правды" 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям.

Через год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились "изображения" няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который "мог напоминать" голос няни. Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина - отцу, матери и сестре.

Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом кладбище похоронена Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина (1758-1828)

"Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!"