Новые образовательные стандарты плюсы и минусы. Плюсы и минусы внедрения фгос. Педагогический подход Сесиль Лупан

В «Послании Президента РФ...» особое внимание было уделено образованию, и это правильно, ведь от того, насколько качественным будет образование в стране, зависит ее будущее. Несомненно, что система образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая средне-специальными и высшими учебными заведениями, должна соответствовать современным требованиям.

Ребенку необходимы такие знания и навыки, которые помогли бы ему не просто ориентироваться в постоянно меняющемся мире, но и найти в нем свое место, двигаться вперед. Поэтому изменения в системе образования необходимы и неизбежны, это понимают все. Однако шаги, предпринимаемые в этом направлении, многих настораживают.

«Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции».
Из послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", вызывает много вопросов и опасений. Суть вносимых изменений сводится к переходу от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений, не способствующего повышению качества и объема предоставляемых услуг, к финансированию установленного государственного (муниципального) задания посредством предоставления субсидий. На бумаге все замечательно, но при реализации закона в конкретных учреждениях уже сейчас возникают серьезные проблемы.

Например, после введения новой системы оплаты труда педагогов, когда за каждого ученика преподавателю полагается рубль девяносто копеек (в среднем), количество учащихся во многих классах увеличилось до 30 - 32. Это, во первых, противоречит санитарным нормам, по которым учебное учреждение платит штраф за переполненность (больше 25 учеников), во-вторых, страдает вариативность обучения: если раньше гимназии, лицеи могли предоставить учащимся одного класса возможность выбора предмета, например часть из них изучала углубленно право, а часть - экономику, то теперь такое разделение экономически невыгодно. А что делать, если школа малокомплектная, и в ней нет «нужного» количества учащихся?

Допустим, с введением новой системы оплаты труда школам была дана большая самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников. Но эта «самостоятельность» приводит к сокращению нужных для школы кадров. Система 30 на 70, когда большая часть средств идет на оплату труда педагогического состава, а меньшая на заработную плату учебно-вспомогательному персоналу, уже сейчас лишила многие школы возможности оплачивать штатную единицу психолога, логопеда, социального педагога. А найти лаборанта в компьютерные классы, не говоря уже о квалифицированном специалисте, за ту плату, которую может предложить школа, просто невозможно. Кроме этого, многих волнует статья закона о предоставлении школами платных услуг. Что войдет в государственный стандарт образования, а что окажется платным?

Если говорить о стандартах, то уже сейчас введение обязательного третьего часа физкультуры вызвало у школ большие трудности. В стандартном учебном заведении один спортзал. Занятия в нем и так шли без перерывов, а теперь нужно найти время, чтобы разместить там все классы еще на одно занятие. Это - невозможно, утверждают педагоги. А проводить урок на улице в большинстве регионов России не позволит погода. Как быть?

Не меньше проблем выявляют и в тех школах, где сейчас работают «пилотные» классы начальной школы по новым образовательным стандартам. Не хватает помещений, специальной мебели, нет возможности организовать питание малышей, которые проводят в школе по пять часов.

Это только малая часть вопросов, которая возникает в обществе в связи с введением нового закона. Он уже вступил в силу, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Каким он будет - неизвестно. Непосредственные участники образовательного процесса, которые сейчас находятся «в подвешенном состоянии», тем не но менее, находят в себе силы продолжать осуществлять этот процесс на должном уровне. Но где будет этот самый «уровень» для российских детей, пока многим непонятно.

Законопроект «Об образовании» вызывает еще больше эмоций, его бурное обсуждение продолжается уже довольно долго. Мы коснулись только проблем школьного образования, но ведь изменения произойдут и на более высоких его ступенях. Хотелось бы, чтобы модернизация системы привела к ее улучшению, но пока видно, что не все продумано, многое требует корректировок и доработок.

Мы поинтересовались мнением непосредственных участников образовательного процесса.

Учитель первого «А» класса, пилотного по апробации ФГОС (федерального государственного стандарта) гимназии №8 Светлана Исаенко:

Появление новых образовательных стандартов я приняла как следующий этап развития образования, который необходим, чтобы привести его в соответствие с изменениями, произошедшими в обществе, в детской среде, в научных и технических достижениях человечества за последние десятилетия. Мне понравилась идея оделять обучение комфортным, прежде всего для детей и учителей. Мне представлялось, что для этого нужно оборудовать кабинет современной мебелью, создать все условия для процесса образования. Но, ребенок, чтобы полноценно развиваться, должен чувствовать себя в классе комфортно, а это невозможно, когда в кабинете учатся одновременно 32 ученика. Да и само по себе нахождение в большом коллективе, ежедневно по четыре часа, действует на малыша утомительно. Поэтому после учебных занятий ребенку просто необходим отдых, полноценный обед, прогулка. Предполагалось, что для этого должна быть оборудована игровая комната без парт, а такой возможности в школе нет. Детям нравятся кружки, организованные в школе, они с удовольствием их посещают, но обязательная внеурочная деятельность начинается сразу после занятий, без перерыва. Утомленные учебой дети, по сути, отсиживают пятый час, а это является перегрузкой для малышей. Вдруг польза от таких занятий будет меньше, чем вред, нанесенный детскому здоровью. Нужно еще учесть, что часть детей не посещает столовую, а получает лишь буфетную продукцию.
Наверное, на сегодня наша школа готова работать по новым стандартам пока именно в таком виде, но если бы мой ребенок учился в этом классе, я отказалась бы от его внеурочной деятельности в таких условиях.

Президент общественной организации родительской общественности Алтайского края Николай Чер-кашин:

Создается впечатление, что закон писался без учета особенностей учреждений образования разных регионов нашей страны. Ведь нельзя сравнивать учебные заведения больших городов и, например, сельские. Из документа не очень понятно, кто будет осуществлять контроль и в итоге отвечать за так называемый «стандарт» образования. Кроме того, закон уже вступил в силу, а многие его положения еще не проработаны. Сможет ли бюджет города Рубцовска обеспечить выполнение этих обязательных программ? Пока представляется, что проводимая сейчас модернизация школы и образования - шаг назад, а не вперед, слишком много в ней противоречий. Но, поживем - увидим.

Из письма ветеранов педагогического труда:

«Реформа образования - это серьезный и многолетний процесс, он безусловно необходим. Но проект, предлагаемый для внедрения, имеет явную слабость в отсутствии альтернативного варианта (возможно, двух, трех)...

В пояснительной записке ничего не сказано о потенциале педагогического корпуса России, на плечи которого этот проект возлагается. Кто учел массовое старение учительского корпуса нашей страны и нулевой конкурс в педагогические университеты? Постоянно растущую нагрузку на преподавателя, которая еще многократно увеличится при переходе на новые стандарты образования?<...>».

Каждый родитель рано или поздно задумывается, каким образом ему воспитывать и обучать ребенка. Сложность выбора заключается в том, что существует огромное множество взглядов на то, как и в каком возрасте начинать обучение. Споры вызывают объемы информации и очередность получения знаний малышом.

Давайте посмотрим на самые популярные методики воспитания детей до 7 лет и определим, что является первичной целью в обучении ребенка.

Методики дошкольного обучения

  • Вальдорфская педагогика, направлена на духовное развитие свободной личности, при этом обучение основным знаниям в виде чтения и письма не уделяется внимания;
  • Подход Марии Монтессори, формирование самостоятельной личности с внутренним стремлением к познанию;
  • Педагогический подход Сесиль Лупан, развитие личности по ее потребностям, когда родитель помогает освоить то, к чему ребенок проявил интерес;
  • Игровой подход Борис и Елены Никитиных. Развитие умственных и физических способностей без учета развития творческого потенциала;
  • Глен Доман и его карточки. Развитие энциклопедических знаний;
  • Подход Николая Зайцева, раннее обучение ребенка чтению и счету;
  • Традиционный метод воспитания, принятый на государственном уровне для обучения детей в ДОУ. Может использоваться родителями при домашнем обучении на основе методических рекомендаций для дошкольных педагогов.

Это лишь небольшой список популярных методик, которые поддерживаются миллионами родителей. Разница в подходах к одним и тем же вещам разных методик, позволяет родителям выбирать тот вариантдействий, который кажется им наиболее подходящим.

Кто-то считает, что не стоит учить ребенка читать в 2 года, а нужно обучать его музыке, кто-то решит, что рисование и лепка, важнее физических нагрузок. К сожалению, идеальных подходов не существует, как не существует одинаковых детей. Просто при выборе методики помните о том, что Ваш ребенок уникален и определите, что для вас важнее.

Плюсы и минусы различных методик воспитания детей дошкольного возраста

Для того чтобы правильно выбрать подходящую методику обучения детей, стоит понимать плюсы и минусы, достоинства и недостатки каждой из них.

Вальдорфская педагогика или методика Штайнера

Эта методика, разработанная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале двадцатого века, основной упор делает на эмоциональном развитии ребенка, в частности на духовном, биологическом и социальном становлении личности. Направленная на независимость личности от социальных ограничителей, предполагает, что ребенок, обучающийся по данной методике, будет ощущать себя органично в любой точке мира.

Педагоги Вальдорфской школы должны предоставить поддержку при раскрытии внутреннего потенциала, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок смог достаточно развить те качества, которые станут основой зрелой личности. Ребенок должен как можно дольше находиться в сказочно-образном мире своих фантазий и стремиться познать себя и свои таланты. Обучение сложным видам знания – письму и чтению, сторонники этой теории относят на период, когда ребенок созреет духовно и на его биологических часах произойдет смена периода. Период смены проходит после полной замены молочных зубов на коренные (12 лет).

Основные принципы:

  • Уважение к ребенку и его личности. Психологический комфорт стоит на первом месте;
  • Основа для развития личности лежит в развитии эстетических и трудовых навыков, через которые раскрываются творческие способности;
  • Особое внимание на изучение и проникновение ценностями национальной культуры, что позволяет ребенку ощущать себя частью чего- то большего, чем его семья;
  • Изучение внешней среды происходит через комплексный подход. Ребенок должен находиться ближе к природе. Все предметы вокруг должны быть из натуральных материалов и простых форм;
  • Обучение происходит в виде отдельных блоков, которые равномерно разделены в течение всего дня. Ребенок познает трудовую, творческую и душевно-духовную составляющую жизни человека. Разделяя весь учебный материал на «эпохи», которые длятся приблизительно один месяц проходит осознанное запоминание всех необходимых знаний.

К плюсам данного метода, можно отнести следующие пункты:

  • Если у ребенка выраженный гуманитарный склад ума, то эта школа идеально для него подходит, т.к. только в этой методике уделяется настолько большое количество времени для развития творческого
    потенциала;
  • Отсутствие оценочной системы позволяет ребенку не бояться ошибок, что делает процесс гармоничным;
  • Использование самых различных игровых материалов и форм изготовленных их натуральных материалов.

Минусы:

  • Для детей с выраженными математическими способностями данная система не подходит, т.к. не будет соответствовать их внутренним потребностям;
  • Отсутствие обучения чтению и письму в дошкольный период не способствует подготовке ребенка к школе;
  • Отсутствие всех форм средств массовой информации. Детям запрещен телевизор, радио и кино.

Подход Марии Монтессори

Достаточно популярной на сегодняшний день считается методика Марии Монтессори основанная на убеждении в том, что ребенка нужно воспитывать и обучать, как свободную личность способную самостоятельно овладевать необходимыми навыками и знаниями. Основательница этой методики заметила, что дети по своей природе хотят учиться и впитывают все особенности своей культуры и цивилизации без усталости. При высвобождении ребенка и награждении его свободой исследования, малыш сам будет стремиться учиться. Через самостоятельную мотивацию и самопознание, заложенное в раннем возрасте, будет происходить процесс обучения на протяжении всей жизни.

Для данной методики был разработан специальный дидактический материал, который на основе сенсорики позволяет обучать детей. Интересно, что создательница этой методики придерживалась мнения, что игрушки стоит называть «материалом», а игры с ребенком «занятиями». Обучение включает в себя некоторые физические упражнения, занятия для развития мелкой моторики и речи. Так же ребенку предлагаются классические виды занятий в виде конструирования и лепки, аппликации и рисования. Включены музыкальные формы и развивающие игры. Мария Монтессори предлагала начинать занятия с детьми по данной методике с 2,5 лет.

На сегодняшний день занятия с применением незначительных изменений начинаются с возраста 8 месяцев. Такой подход часто осуждается приверженцами классической модели, так как в этом возрасте, существует мало возможностей предоставить ребенку самостоятельный выбор занятия без непосредственного участия взрослого.

Основные принципы:

  • Невмешательство взрослого;
  • Помоги мне это сделать самому;
  • Свобода выбора занятия;
  • Заинтересовать, а ребенок сам будет развиваться.

Этот метод направленный на формирование самостоятельности и самодисциплины со стороны ребенка имеет множество сторонников и противников, но при, казалось бы, таком спорном отношении имеет свои неоспоримые достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Развитие наблюдательности, дисциплинированности и самостоятельности как важный критерий для развития будущей личности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Положительное влияние данной методики на развитие логики и аналитики. Самостоятельный поиск, стимулируя работу мозга ребенка, развивает важные для школьного обучения и дальнейшей жизни качества;

Минусы:

  • Система обучает только интеллектуальным и практическим навыкам, не дает развития творческих навыков;
  • Отсутствие ролевых и подвижных игр;
  • Обучение в такой свободной среде может стать проблемой при адаптации к правилам поведения в школе.

Педагогический подход Сесиль Лупан

Методика раннего развития, которая направлена на установление тесной связи между взрослым занимающимся воспитанием и обучением и ребенком. Именно эта связь позволяет родителю вовремя заметить и понять познавательное желание малыша. Исходя из того, что основательница методики считает, что ребенок не сосуд, который нужно наполнять, а огонь, требующий разжигания, методика направлена не на обучение ребенка необходимым, по мнению родителя, навыкам и знаниям, а на помощь в изучении того, что интересует ребенка.

Идея заключается в том, что ребенок сам может показать то, чем он хочет заниматься в данный момент, а обязанность родителя увидеть и понять желание чада. Методика подразумевает под собою, что если ребенок заинтересовался каким-либо предметом, то стоит занять его внимание широким освещением интересующего. Так, например, если он укажет на шарф, то позволить ему развивать сенсорику, дав образцы различных материалов.

Для методики Сесиль Лупан характерно большое количество разнообразных предметов, которым обучают малыша. Такие дисциплины как география, история, музыка и т.д. даются ребенку в соответствии с его желанием не всегда в привычном для этого возраста объеме. Интересной технологией применяемой в данной методике, является обучение ребенка с использованием индивидуальных книг, в которых он сам является героем. Так же в программу занятий по данной методике в обязательном порядке входит обучение плаванью с самого раннего возраста.

Основные принципы данной методики:

  • Разглядеть желание ребенка и предоставить ему для изучения предметы;
  • Родители выступают главными преподавателями своего ребенка;
  • Занятия стоит прекращать до того, как ребенок начнет уставать. Радость от занятия должны испытывать и родители и дети. Ребенком нужно интересоваться, а не опекать;
  • Ребенка не нужно проверять;
  • Поддержание интереса и развитие любознательности через новизну материала и быстроту преподнесения.

Следуя этим принципам, методика предполагает, что каждый родитель, избравший для себя этот подход должен взять из предложенного огромного количества материала только тот, который подходит непосредственно его ребенку. Важным аспектом в данной методике считается проявление любви и тактильного контакта между ребенком и родителем в процессе познания.

Плюсы:

  • Всестороннее обучение ребенка тем навыкам, которые его интересуют в данный момент и в том объеме, который он может усвоить;
  • Отсутствие принуждения к обучению. Через предложение игры или
    занятия, выбор того, которое интересует ребенка в данный момент.
  • Создание теплых и доверительных отношений между ребенком и родителем.

Минусы:

  • Настойчивые рекомендации раннему обучению плаванью;
  • Большой объем предлагаемой информации для обучения ребенка при
    ошибке родителей может привести к перегрузке и отрицанию новых знаний у ребенка;
  • Нет основ социализации ребенка и приучению его к коллективу детей.

Игровой подход Бориса и Елены Никитиных

Методика, разработанная на опыте супругов Никитиных, которые воспитали семерых детей, часто вызывает споры и противоречивые отзывы, но она достаточно популярна благодаря своему новаторскому подходу.

Супружеская пара полагает, что в современном мире все методики разделяются на два лагеря. В одном, методики создающие эффект сильной загрузки и организованности ребенка, в которой у последнего нет времени для самостоятельных занятий. Во втором лагере, находятся методики, которые в своей основе содержат только свободу действий ребенка, не приучая его к занятиям по определенным критериям, что вызывает проблемы при дальнейшем школьном обучении.

Супруги Никитины создали свой подход, который, по их мнению, позволяет сочетать признаки обоих видом обучения.

Методика Никитиных состоит из развивающих и физических задач, которые усложняются по мере освоения. Свобода творчества и времени проведения занятий лежит в основе, при этом взрослые находятся рядом и должны помогать в решении задач, а не мешать или заставлять. В случае если ребенок по каким-либо причинам не может решить некую задачу, то ее стоит отложить до более взрослого периода. Огромное внимание уделяется физическому развитию. Закаливание и зарядка вводится с момента рождения малыша. Важным, для применения этого подхода, является наличие спортивного уголка в доме для восприятия физической активности как обязательной части жизни.

В основе данной методики заложены следующие принципы:

  • Близость к природе и творчеству, труд и естественность. Взросление в спортивной обстановке в свободной удобной одежде, приближенно к природе;
  • Отсутствие принуждения со стороны родителей. Свобода творчества и свобода выбора занятия;
  • Подталкивать в развитии, но не опережать. Родитель должен быть неравнодушен к успехам ребенка даже в самых простых заданиях;
  • Максимально развить творческую сторону жизни ребенка и подготовить его к взрослению;

Плюсы:

  • Возможность освоения любым родителем и легкость применения на практике;
  • Внимание не только развитию умственных, но и физических способностей;
  • Подход позволяет освоить рациональную организацию времени ребенка и взрослых.

Минусы:

  • Все дети занимаются по единой программе, и отсутствует индивидуальный подход;
  • Практически отсутствует материал для развития речи, а творчество исключено из методики в принципе.
  • Жесткий подход к закаливанию.

Глен Доман и его карточки

Методика обучения Глена Домана рассчитана на обучение детей с самого раннего возраста и утверждает, что наибольший эффект можно получить при развитии познавательных способностей малышей с рождения. В основе метода лежат специальные карточки, которые получили название по имени создателя. Карточки Домана это небольшие по своей форме отрезки бумаги с картинкой и крупными буквами написанными словами.

Методика рассчитана на способность малышей усваивать большое количество информации, которая будет подаваться по специальной системе. При разумном подходе методика позволяет развивать пытливость ума, стимулирует раннее развитие речи и создает основу для дальнейшего скорочтения. Гармонично сочетаемые интеллектуальные и физические нагрузки позволяют к 6-7 годам, когда по утверждению автора методики начинается основной процесс обучения, развить познавательные способности до высокого уровня. Так же данная методика включает в себя комплекс физических упражнений, которые должны развивать ребенка с самого рождения, стимулируя когнитивные способности.

Беря за основу предположение о том, что стремление ребенка к познанию обусловлено необходимостью выживания, и отсутствие усталости в детском возрасте при постижении нового.

Методика Домана строится на следующих принципах:

  • Физические нагрузки являются фундаментом для развития интеллекта и тела;
  • Ребенок должен учиться читать в то же время, когда учится говорить;
  • Математика является основой для будущего интеллекта, при этом обучение должно идти от изучения реального числа, а не цифры;
  • Взращивание энциклопедического знания из всевозможных сфер жизни человека с самого раннего возраста.

Плюсы:

  • У детей формируется большая база информации;
  • Тренируется зрительная память и физические способности;
  • Правильное применение методики способствует проведению большого количества времени вместе родителей и детей, что благотворно влияет на развитие ребенка.

Минусы:

  • Обучение чтению по Доману подразумевает запоминание слова целиком, обучение буквам и звукам отсутствует;
  • Методика дает большой массив информации, но не развивает способность ей воспользоваться.

Методика Николая Зайцева

Одна из самых популярных методик на территории постсоветских стран, которую создал педагог-новатор Николай Зайцев. Особенность методики воспитания и обучения, которая строится на обучении чтению и разговору при помощи системы кубиков. В отличие от классических кубиков на сторонах нарисованы не буквы, а слоги. Выбор обучения чтению через использование слогов объясняется создателем этой методики.

Николай Зайцев утверждает, что ребенок учится говорить не отдельными буквами, а слогами. Эта особенность подтверждает факт того, что наименьшей единицей слова для ребенка будет не буква, а слог. Исходя из этого, для легкого запоминания и понимания системы чтения ребенка нужно обучать слогам. Так же кубики различаются размерами, цветом и наполнением. Они позволяют обучать не только чтению, но и основам фонетического слуха.

Данную методику рекомендуется применять уже в раннем возрасте, даже когда ребенок еще не научился говорить. Так же в данной методике заложено обучение счету. Обучать ребенка предлагается числовыми рядами, используя схожую с обучением чтению технологию.

Сам процесс обучения происходит в игровой форме. Для запоминания и практического применения данной методики детям предлагаются самые различные варианты произношения слогов. Хлопать в ладоши, петь, приносить необходимый кубик. При помощи различных двигательных техник происходит не только запоминание и уяснение правил словосложения, но и развиваются физические навыки ребенка, что позволяет сохранять здоровье. Так же активная игра с методическим материалом позволяет дольше сохранять интерес к процессу обучения. Методика подходит и для группового и для индивидуального изучения.

Принципы:

  • Отсутствие давление на ребенка со стороны взрослого, преподнесение материала в игровой форме;
  • Достижение цели с использованием базового материала, который является основой процесса обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий дать каждому конкретному обучающемуся возможность полностью усвоить материал.

Методика Зайцева, на сегодняшний день, активно внедряется в детских садах и кружках и возможно в скором времени станет частью традиционной методики обучения.

Плюсы:

  • Раннее обучение чтению и счету, через развитие зрительной памяти и способностей запоминать;
  • Развитие творческого мышления, через понимание процесса словотворчества;
  • Универсальность метода, позволяющая применить ее как при индивидуальном обучении, так и в группах.

Минусы:

  • Вследствие использования крупных методических пособий (кубиков) недостаточно уделяется времени развитию мелкой моторики.
  • Методика направлена на освоение чтения и счета, но не учитывает потребностей в познании других дисциплин.

Традиционная методика педагогического обучения дошкольника

Традиционной методикой называют подход, который используется обычно в ДОУ и соответствует признанной на государственном уровне программе и стандартам, признанным для детей соответствующего возраста. Методика базируется на том, что все занятия проводятся в группах при помощи игры. Запрещается использование любых действий, которые имели бы некое напоминание о том, как проходят занятия в школе. К детям не применяется система оценок и аттестации. При этом все дети, находящиеся в группе, проходя классификацию по основным чертам личности.

При обучении используются три базовых подхода. Так каждое занятие должно быть наглядным, речевым или практическим, или же сочетать все три метода. Так же при использовании этих подходов важную роль играет возможность обучения группы детей с наивысшей степенью вовлечения каждого в процесс обучения.

Согласно установленным стандартам для традиционной методики воспитания и развития ребенка в возрасте до 7 лет ориентиром являются следующие навыки:

  • Развитие в ребенке инициативности, как важного умения для успешного обучения. Обучение самостоятельности;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Принятие себя и общее положительное отношение к людям;
  • Развитие фантазии и воображения;
  • Раскрытие творческих способностей;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Раскрытие и укрепление силы воли для достижения поставленных целей;
  • Интерес к познанию нового;

Также можно отметить, что традиционный метод обучения ребенка, который используется в ДОУ, в основе имеет стремление научить и закрепить знания, которые будут необходимы ребенку при дальнейшем школьном обучении. Но при этом в традиционной методике освоения знаний нет некоторых популярных подходов и видов деятельности, которые могут считаться многими родителями обязательными в дошкольном периоде.

К минусам традиционного государственного подхода к обучению детей относят следующее:

  • Практически полное отсутствие индивидуального подхода к воспитанникам; Например, обучение в ДОУ работе с предметами, которые отвечают творческим позывам ребенка, ведется только в присутствии воспитателя в группе. Вне занятия ребенок не имеет возможности индивидуально заниматься интересующим его предметом, так как они находятся вне его досягаемости.
  • Доминирующая роль воспитателя в процессе обучения. Ребенок получает знания в рамках группы и, находясь в роли пассивного ученика, может только следовать по пути, который ему предлагает воспитатель;
  • Развивающие занятия в большинстве случаев идут по пути объяснения, а не по пути творческого поиска.
  • Обучение идет по строгому расписанию и графику, который не сбивается в случае отсутствия одного ребенка.

Как выбрать подходящую методику?

Каждая методика, обладая своими достоинствами, имеет так же и свои недостатки, которые могут стать критичными для многих родителей. Выбор той или иной техники и подхода зависит от индивидуальных взглядов родителей на процесс обучения и воспитания.

Для выбора подходящей методики нужно сделать следующее:

  1. Определиться с тем, на что данная методика должна делать упор в обучении малыша (знания, творчество, духовное развитие)?
  2. Изучить каким образом происходит процесс обучения и подходит ли он для вас и вашего ребенка?
  3. Какие плюсы и минусы есть у выбранной методики?
  4. При выборе более одной методики необходимо оценить насколько они между собой сочетаются

Критерии выбора методики

Для выбора методики обучения ребенка родители должны ответить себе на вопрос о том, что они хотят получить от дошкольного образования:

  • Общий объем знаний;
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • Сформировать свободную личность;
  • Развить физические навыки;
  • Получить энциклопедические знания;
  • Что-то другое.

Чаще всего одна методика направлена на развитие одного или нескольких из указанных критериев. На сегодняшний день не существует одного подхода, который бы в полной мере обеспечивал равное развитие всех указанных направлений. Вследствие этого родителям нужно либо принять одну из наиболее подходящих методик или же комбинировать несколько в желаемых пропорциях. Помните, что, возможность комбинировать и брать от методик самое необходимое позволяет родителям успешно решать большинство вопросов связанных с обучением ребенка до 7 лет.

Выступление по теме «Сравнительный анализ ГОС и ФГОС второго поколения».

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимывысокообразованные, целеустремленные,эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Современные дети сильно изменились. Резко возросла информированность детей, поляризация учащихся на уровне умственного и интеллектуального развития. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. Образуются новые запросы семьи, общества, государства.

Так, что же произошло с введением ФГОС, что изменилось, стало новым и непривычным?

Во – первых, представлен новый психологический портрет выпускника, где девизом выступает: учебная самостоятельность = умению учиться. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.

Учитель проводит традиционные уроки по общепринятой структуре:

1. Организация начала урока;

2 Проверка домашнего задания;

3. Постановка цели урока;

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

5. Изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

6. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

8. Подведение итогов и результатов урока;

9. Задание на дом.

учитель проводит инновационные уроки, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный фронтальный опрос

упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников

приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Типы уроков:

комбинированные уроки;

уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

уроки закрепления знаний;

уроки проверки и контроля знаний.

Изменились типы уроков:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Оценивалась работа ученика только на конкретном уроке

на каждом уроке отслеживаются достижения конкретного ученика, сравнивается данный результат с предыдущим, учитель поощряет малейшее продвижение ученика вперед, анализирует его ошибки

особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Итоговые контрольные работы по предметам

комплексная итоговая работа на каждой ступени, входной контроль в 1 классе

Изменилось и содержание образования.

Проектная деятельность учащихся – это «плюс» ФГОСа. Она обеспечивает развитие познавательных навыков и умений. В учебнике подробно (в помощь ребенку и родителям) расписано, как выполнить проект. Сначала на уроке мы обсуждаем тему проекта, что можно сделать для достижения цели, и выбираем способ реализации.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Существует много способов оценивания учащимися своих достижений. На каждом уроке есть оценочная деятельность. Дети ознакомлены с алгоритмом оценивания своих достижений.

Обучение по ФГОСу 2 поколения основано на деятельностном подходе, который предполагает организацию учебной деятельности по самостоятельному освоению новых знаний, и реализацию развития и саморазвития личности. Обучение организуется от общего к частному. Учитель на уроке не дает готовый материал, а задает логически выстроенные вопросы, в ходе которых должен направить учащихся на процесс освоения знаний. Дидактическое правило по новым стандартам: учить на уроке учиться!

Одним из нововведений ФГОСа является внеурочная деятельность. Итак, « плюсы» ФГОСа:

Проектная деятельность по каждому предмету начиная с 1 класса;

Применение деятельностного подхода в обучении;

Внеурочная деятельность;

Использование ИКТ.

« Минусы»:

Недостаточная оснащенность кабинетов;

Нет преемственности между детским садом и школой;

Некоторым педагогам тяжело перестроиться от авторитарного метода обучения к деятельностному подходу.

На сегодняшний день не утихают дискуссии по поводу целесообразности интеграции в образовательный процесс стандарта дошкольного периода. Существует целый ряд мнений и споров по поводу такого общенационационального проекта. Как же будут выглядеть образовательные программы в рамках инновационного решения? Радикально ли будет изменена подготовка педагогического состава? Имеют ли смысл внедрять новые требования в образовательную системe. Для этого необходимо четко проанализировать преимущества и недостатки самого стандарта.

Преимущества дошкольного образования

  1. Интеграция ФГОС стандарта существенно отобразится на общей системе образования: педагоги, дети, семья. Семья становится активным участником образовательного процесса.
  2. Сотрудникам школьных учреждений теперь не придется тратить большое количество времени на заполнение бесполезных документов и бюрократических отчетов. Таким образом, воспитатели будут уделять больше времени детям.
  3. Инновационный проект призван работать на развитие маленького ребенка. В фундаментальную задачу детского сада входит обязательное условие по созданию оптимальных условий формирования личности. Для этого государство финансирует воспитательные учреждения на высоком уровне. Ребенок будет заинтересован в приеме знаний и коллективном обучении.
  4. Образовательная программа подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. Министерством была учтена специфика всех регионов, которые имеют свою культуры, исторические и религиозные ценности. То есть, унификация проекта была упразднена.
  5. В стандарте довольно детально сформирована пространственно-развивающая среда. Ребенок получит базовые знания во взаимоотношениях со взрослыми, детьми и окружающим миром.
  6. Педагоги обязаны максимально качественно обеспечить эмоциональное благополучие детей, поддерживать инициативу, корректно устанавливать правила взаимодействия между ребятами.
  7. Сотрудники дошкольной организации обязаны выстраивать теплые и доверительные отношения с родителями ребенка. Это максимизирует эффект взаимного сотрудничества в семье.
  8. Эффективная социализация детей будет достигнута за счет внедрения новых форм организации образовательного процесса. Ведь далеко не секрет, что фактор самостоятельности у детей в раннем возрасте не особо контролируется воспитателями. Новые методики призваны упорядочить и оптимизировать этот процесс на высоком уровне.
  9. Система подготовки педагогов будет пересмотрена и четко отредактирована. Акцент будет базироваться на концепции системности и общего видения личности. (Вспомним туже пирамиду потребностей А.Маслоу).

Недостатки амбициозного проекта

  1. На сегодняшний день еще не совсем понятна вся система и механизм переобучения педагогов под новые параметры и задачи, которые ставит перед собой государство. Цели обязаны иметь долгосрочную перспективу, а не только лишь предметность и намерения на пару лет активности.
  2. Большое внимание в стандарте акцентируется на улучшении качества преподавания. Но в проекте не упоминается механизм индивидуального образовательного маршрута и траектории становления каждого ребенка. Ведь по природе человек, как минимум делится на 4 категории ментальности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Каждый тип имеет свой подтип (смесь нескольких ментальностей личности).
  3. Умственное развитие некорректно приравнивается к математическому разуму. Такой склад ума далеко не всегда является критерием развития ребенка и может лишь отображать уверенность «оперирования» цифрами.
  4. Воспитателям детских садов навязывается программа с преобладанием ситуативной модели воспитания ребенка. Такой подход является составляющим классической модели образования, которая применялась в период Советского Союза. Теперь данный элемент всей системы выдвигается как единая целая философия. Но один винтик никогда не сможет стать двигателем внутреннего сгорания.
  5. Не совсем понятен механизм объективной оценки успехов ребенка в период дошкольного образования.
  6. Правовое поле на выполнение государственного заказа находится лишь на стадии разработки. Поэтому конкретизация процесса по сотрудничества требует прояснения для всех контрагентов.