Необычайное приключение маяковский анализ кратко. Необычайное приключение. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Пушкина называли «солнцем русской поэзии», а Владимир Маяковский сравнил саму поэзию с солнцем и написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» , об анализе которого пойдет речь далее.

Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки , забавного приключения. Перед его взором возникает, с одной стороны, совершенно конкретная местность (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева), с другой стороны, появляется ощущение чего-то необычного, что встречается лишь в сказках: что-то вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» . Само название настраивает на восприятие какого-то приключения, которое произойдет с героем, носящим то же имя, что и автор. Подобное абстрагирование от своего имени разовьют в прозе ХХ века Венедикт Ерофеев.

Привычная, на первый взгляд, картина захода солнца вдруг превращается в фантастическую картину: «в сто солнц закат пылал» (характерная для стиля Маяковского гипербола ). Слегка замедленное, обстоятельное, наполненное легким юмором начало постепенно усиливает, как бы «подогревает» интерес к повествованию, заставляет с нетерпением ожидать того события, которое было обещано в заглавии.

Само же необычайное событие преподносится очень эмоционально:

Что я наделал! Я погиб!

Такие разговорные интонации придают стихотворению доверительность, свойственную всей поэзии Маяковского. Не случайно так много у него «Писем» и «Разговоров». Кроме того, оживление вносит и использование в буквальном смысле стершейся метафоры : у поэта солнце действительно заходит и садится, как если бы это было какое-то существо. Не без юмора рисует он свою необычайную встречу с солнцем, только скрадывает фантастику, окружая ее незатейливыми приметами быта, сопровождая скупыми, но очень красочными деталями: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…» , «сконфужен, я сел на уголок скамьи…» , «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я» .

Беседа между поэтом и светилом протекает неторопливо и непринужденно. Поэт в шутливо-озорном тоне подразнивает солнце, а то, в свою очередь, подзадоривает: «Поди, попробуй!» . В диалоге и в авторских ремарках множество разговорной лексики : «Ну что ж, садись, светило!» ; «Слазь! Довольно шляться в пекло!» ; «Дармоед!» ; «… и ретируюсь задом» .

Так же искусно обращается Маяковский и омонимами :

Чем так, без дела заходить ,
Ко мне на чай зашло бы.
Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони ,
гони , поэт, варенье!

Конечно, герои стихотворения весьма своеобразны: сильное, но при этом ласковое и трудолюбивое солнце и поэт, немного усталый, сперва даже слегка раздраженный, но безмерно любящий жизнь, знающий цену себе и своему творчеству. Наверное, поэтому он позволяет себе так запросто разговаривать с «самим» небесным светилом.

Произведение удивляет смелостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце – два товарища: «Ты да я, нас, товарищ, двое!» . Но за бытовым планом отчетливо проступает иной – серьезный, даже патетический. Маяковский на самом деле утверждает созидательную роль поэзии, которая не только преобразует все вокруг. Подобно солнцу, живое слово поэта согревает людей, освещая самые темные закоулки их жизни, разрушает предрассудки, рассеивает сомнения, как тьму, окружавшую многих на протяжении всей жизни. Именно поэтому и сходятся во мнении эти два светила, что позволяет утверждать:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Необычность произведения создается и целым каскадом рифм : от точной: «РОСТА – просто» до абсолютно не совпадающей по звучанию: «не тая – ты да я» . Традиционное разделение строки на небольшие отрезки-ступеньки позволяет выдерживать паузы и ставить логическое ударение на самых значимых словах. Большое количество неологизмов : «златолобо» , «занежен» , «вспоем» - придает стихотворению неповторимый стиль. Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».

Таким образом, поэт размышляет не только о поэтическом творчестве, но и защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного труда, если он посвящен высокой цели.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

В. В. Маяковский сразу принял свершившуюся революцию, которая в то время стала основой для написания многих произведений. Владимир Владимирович стер грани между поэзией и политикой, создав неповторимый и узнаваемый стиль. Стихотворение Маяковского "Необычайное приключение", анализ которого представлен ниже, яркое тому подтверждение.

Тема

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" следует рассказать о главной мысли его творения. Действие разворачивается между поэтом-тружеником и солнцем, которое, по мнению героя, ничего особенного не делает. Сюжет стихотворения пусть и сказочен, но его основная тема довольно прозаична.

Маяковского всегда волновало положение поэта-общественника и какое место занимает поэзия в жизни общества. Здесь автор находит ответ на свой вопрос. Поэзия способна зажечь огонь в сердцах людей, смотивировать их сделать этот мир лучше, обществу. Стихи, как солнце, освещают людям путь и дарят им надежду и свет.

Лирические образы

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" одним из пунктов является определение главных действующих лиц. Это солнце и предстает как настоящий труженик, который день и ночь пишет стихи, надеясь, что они изменят жизнь людей.

Его раздражает солнце, ведь он считает, что то ничего не делает. А для того, чтобы освещать окружающий мир, много труда не надо. Поэтому поэт приглашает его к себе на чай, дабы поговорить. Солнце же здесь показано как живое создание, для которого освещение мира является работой.

Поначалу читателю может показаться, что оно ленивое (из-за гневных высказываний поэта). Солнце принимает приглашение и рассказывает хозяину дома о том, что освещать Землю - это тяжелый труд. Но оно его делает и не жалуется, так как понимает, что это его призвание и оно приносит пользу людям.

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" следует отметить, что образы героев подчеркивают основную мысль стихотворения: важно делать то, что будет полезно для общества. Но немаловажно и заниматься любимым делом, ведь только тогда человек сможет делать его по-настоящему хорошо.

Литературные средства выразительности

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" также нужно отметить использованные и средства выразительности. Поэт применил характерные для футуристов гиперболу и преувеличение значимости личности. Гипербола позволяет показать, насколько огромно солнце по сравнению с обычными людьми.

Большую роль в создании сказочного сюжета сыграла метафора, благодаря ей солнце стало живым существом. А использование во время диалога героев позволило передать непринужденную атмосферу. В анализе стихотворения В. В. Маяковского "Необычайное приключение" следует отметить, что использование омонимов стало оригинальным решением.

Следует отметить и то, что скупые, не отличающиеся поэтической возвышенностью детали, подчеркивают простоту обстановки, в которой встретились солнце и поэт, они делают эту встречу менее фантастичной. Все перечисленные художественные средства представляют это произведение еще выразительнее.

Особенности произведения

В анализе стихотворения "Необычайное приключение" следует подчеркнуть, что это творение поэта отличается смелостью сюжета и оригинальным подходом к освещению общественной темы. Ведь Маяковский стоял у истоков политического творчества. Для него любая тема становилась предметом лирики, и благодаря этому он приобрел славу поэта-общественника.

В анализе стихотворения "Необычайное приключение" В. Маяковского следует отметить, что в этом произведении частое использование восклицательных предложений придает эмоциональность слогу. Неологизмы подчеркивают оригинальность стиля поэта. Это произведение отличается тем, что сказочность сюжета сочетается с обыденными мелочами, что позволяет затронуть важные для Маяковского темы.

Главный девиз стихотворения - делать то, что нравится. И если есть уверенность в том, что дело приносит пользу, то несмотря на все трудности, нужно продолжать его творить. А поэзия помогает людям увидеть все краски и затрагивает важные для общества темы, на которые человек может поразмыслить и сделать жизнь окружающих лучше.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Язык поэзии В. В. Маяковского до сих пор служит то предметом восторгов, то хулы: некоторым его язык казался смелой революционной ломкой самых основ русской речи, другим - порчей и гибелью той русской традиции, которая была создана классической литературой начала века. Каков же в самом деле язык Маяковского? Это новатор языка или его разрушитель? Ответ на данный вопрос таится в тщательном, скрупулезном анализе конкретных текстов поэта, который позволит установить, насколько новаторство В. Маяковского мотивировано художественным, коммуникативным заданием каждого конкретного текста.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» занимает особое место в творчестве поэта. Сам Маяковский считал его «вещью программной».

Фантастическая встреча с солнцем выливается в реальный, «земной» разговор о высоком назначении поэта и преобразующей роли поэзии, о радости творческого труда и величии простых, будничных дел.

Данное стихотворение построено как диалог двух персонажей - поэта и солнца, причем В. Маяковский не просто перенес сюда реальную разговорную речь, он сделал ее объектом изображения. Здесь слито несколько диалогов: 1) эксплицитный диалог, реализованный в тексте через прямую речь лирического героя-поэта, ведущего разговор от первого лица /«я»/, и солнца; 2) диалог названных лиц с Автором, который выступает здесь в особой роли: как заинтересованный свидетель, слушатель, собеседник, который в конце стихотворения призывает: «Стихов и света кутерьма, сияй во что попало!»;

3) имплицитный, внутренний диалог, под которым понимается контакт с читателем. С точки зрения М. Бахтина, всякий текст (том числе и поэтический) диалогичен, ибо ориентирован на активность читателя, который стремится точнее воспринять мысль автора, чтобы ответить на нее поступком, репликой, мыслью. Такая диалогичность повышает уровень понимания текста, помогает более эффективному воздействию на читателя.

Начинается эксплицитный диалог в стихотворении как предметный (по классификации Н. Д. Арутюновой), в котором преобладает обмен информацией: «Дармоед! занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты /» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!» В конце стихотворения диалог становится модальным, в нем преобладает обмен мнениями: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто! А мне, ты думаешь, светить легко?» и т.д.

Композиционно стихотворение делится на две части: 1) реальное, будничное (описание места и времени действия - с начала стихотворения и до слов: «Вупор я крикнул солнцу “Слазь!..”»); реальность усиливается подзаголовком: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.»; 2) фантастическое, необычайное, которое также усилено заголовком «Необычайное приключение...»

В столкновении реального и ирреального идет основное содержание текста - отношение к выполнению своего долга, к труду, друг к другу.

В начале стихотворения поэт показан за работой, а его отношение к солнцу - это отношение к праздному светилу: «Дармоед!», «Слазь!»

В ходе беседы поэта и солнца выясняется, что оно тоже - труженик: «А мне, ты думаешь, светить легко?» Сходное отношение к делу, к труду и явилось основанием для дружбы поэта и солнца: «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я». Дружба закрепляется пониманием сходства их деятельности, общности задач: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами».

Стремясь усилить экспрессивность и тем самым воздействующую силу на читателя, В. Маяковский обращается к единицам различных языковых уровней, умело трансформируя и неожиданно объединяя их.

Немало выразительных возможностей находит поэт в словообразовательных единицах, в том числе - в словообразовательных моделях. Причем, Маяковский не изобретает небывалых звукосочетаний, он работает с тем, что есть в языке как намек и скрытая, потенциальная возможность; он как бы намеренно демонстрирует словообразовательные возможности языка. Так, поэт часто использует усечение основ (ясь - образовано от прилагательного ясный), обычные аффиксы, но прибавляет он их к тем словам, с которыми эти аффиксы в норме не сочетаются (сонница = сон + ниц (а), трезвониться = трезвонить + ся, взорим - от зори), словосложение (луч-шаги).

Смело использует В. Маяковский возможности морфологической системы языка, переводя, например, слова из одного морфологического класса в другой (из неизменяемого в изменяемый), меняя его признаки внутри одного класса (например, род; число в классе изменяемых слов): чаи гони - существительное «чай» поэт употребляет во множественном числе; не знай ни зим, ни лет : вставало солнце ало - краткое прилагательное использует не в предикативной функции, как того требует норма русского языка, а в атрибутивной (в значении «алое»).

Самым необычным способом В. Маяковский сталкивает обычные слова, рождая при этом новые экспрессивные смыслы: в июль катилось лето; пригорок Пушкина горбил Акуловой горою; кривился крыш корою; занежен в облака ты; раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле; уже в саду его глаза; взорим, вспоем у мира в сером хламе.

В области использования лексических средств новаторство В. Маяковского не только в довольно большом количестве авторских окказионализмов, но и в свободном употреблении сниженных и разговорных слов, которым, казалось бы, не место в высокой поэзии: дармоед (разг.), гони варенье (прост.), слазь (разг.), шляться (прост.) и др.

Как смелый новатор пользуется В. Маяковский фразеологическими единицами. В данном стихотворении можно отметить своеобразную борьбу с тем омертвением отдельного слова, которое превращает свободное словосочетание во фразеологизм. Автор трансформирует фразеологизмы, вводя в их структуру свободные слова и выражения: например, во фразеологизм смотреть в оба Маяковский вводит два свободных глагола и возникает трасформация «идешь и смотришь в оба»; фразеологизм кричать во всю мочь превращается в стихотворении «Вдруг я во всю светаю мочь»; фразеологическая единица сколько зим, сколько лет трансформируется так, что становится трудноузнаваемой - «не знай ни зим, ни лет».

Что касается синтаксиса, то Маяковский стремился к выделению слова, к его освобождению от синтаксических зависимостей, т.е. «к своеобразному преодолению синтаксиса», по словам Г. О. Винокура. Существует неразрывная связь между особенностями синтаксического построения стихотворной речи Маяковского и ее ритмикой, так что, в сущности, ритм и синтаксис Маяковского как бы объясняют друг друга:

В окошки, в двери, в щель войдя, ввалилась солнца масса, ввалилось; дух переведя...

Специфика синтаксиса В. Маяковского вовсе не в том, что у него много необычных конструкций, а в том, что все они порождены определенным стилистическим заданием, определенной коммуникативной установкой автора.

Кроме названных языковых средств разных уровней, В. Маяковский использует различные приемы. Наиболее распространенным в данном стихотворении становится повтор, который выполняет различные функции. Во-первых, повтор способствует динамичности и экспрессивности изображения: «Уже в саду его глаза, уже проходит садом». Во-вторых, на его основе строится каламбур: «Гоню обратно я огни впервые с сотворения. Ты звал меня ? Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

В-третьих, благодаря повтору последовательно раскрывается, например, вся гамма значений одного из центральных глаголов стихотворения - светить (от физического до общественно-политического) :

А мне, ты думаешь, светить

легко ?

- Поди, попробуй! -

А вот идешь -

взялось идти.

идешь - и светишь в оба!

Светить всегда. Светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и солнца!

Здесь взаимодействуют два ряда повторов - глаголы идти и светить, которые усиливают друг друга, делают их более значимыми и важными в выражении авторской идеи.

Основная идея стихотворения неоднократно подчеркивается стилистическим приемом параллелизма в изображении поэта и солнца: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами», «а вот идешь - взялось идти, идешь - и светишь в оба!» и др.

В стихотворении встречаются и другие приемы: а) гипербола - «в сто сорок солнц закат пылал»; б) метафоры - «лето катилось», «жара плыла», «шагает солнце», «вспоем у мира в сером хламе» и др.; в) олицетворения - «уже в саду его глаза», (солнце) «дух переведя, заговорило басом». Кроме того, различные приемы, объединяясь в стихотворении, усиливают друг друга, увеличивая воздействующую силу текста, его экспрессивность, например: «бью по плечу его я» - гипербола и олицетворение одновременно.

Благодаря тому, что произведение построено на диалоге и имеет яркое публицистическое начало, читать стих «Необычайное приключение» Маяковского Владимира Владимировича будет интересно и взрослому человеку, и юному школьнику. Тема этого стихотворения - тяжелый, но благородный труд поэта. Главный лирический герой - поэт труженик. Сюжет произведения - фантастическая встреча Маяковского и солнца.

Текст стихотворения Маяковского «Необычайное приключение» был написан в 1920 году. В нем рассказывается о том, как Маяковский, разозлившись на солнце за то, что оно сильно печет, пригласил его в гости. На удивление поэта, солнце откликнулось и в скором времени уже сидело у него дома. Владимир Владимирович и его гость стали вести беседу о том, как трудна их работа. К концу вечера они стали друзьями. Маяковский даже стал хлопать солнце по плечу. В ходе беседы они пришли к выводу, что каждый должен следовать своему призванию и выполнять свою работу с полной самоотдачей.

Произведение изучается в школе на уроке литературы в 7 классе. Учитель полностью читает его детям, вместе с ними анализирует его, а затем дает учить отрывок из него на дом. На нашем сайте вы можете читать стихотворение в режиме «онлайн» или скачать его.

Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковский летом на даче

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы –
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею –
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
“Слазь!
довольно шляться в пекло!”
Я крикнул солнцу:
“Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут – не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!”
Я крикнул солнцу:
“Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!”
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать –
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
“Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!”
Слеза из глаз у самого –
жара с ума сводила,
но я ему –
на самовар:
“Ну что ж,
садись, светило!”
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь – не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
“Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
– Поди, попробуй! –
А вот идешь –
взялось идти,
идешь – и светишь в оба!”
Болтали так до темноты –
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На “ты”
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
“Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами”.
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг – я
во всю светаю мочь –
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

История создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Шли первые послереволюционные годы, в стране еще продолжалась гражданская война, царила разруха, начинался голод. Молодое государство остро нуждалось в поддержке и пропаганде своих идей, и с этой целью в Москве при Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна РОСТА»: в центре города в витрине бывшего магазина были вывешены плакаты на злобу дня.

В 1919-1922 годах в «Окнах РОСТА» много работал Маяковский, создав в общей сложности более пятисот плакатов. Эта трудная, повседневная работа сочинителя плакатов и лозунгов, очень нужных для молодой страны, утомляла Маяковского и вызывала сомнение: не растрачивает ли он себя как поэт, отдавая свой талант и время? Ответ на этот традиционный вопрос о назначении поэта и поэзии Маяковский дает в стихотворении «Необычайное приключение…». Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» создается образ мастера, который для Маяковского сравним с солнцем, возвышенным и повседневным. Следуя традициям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, поэт прибегает к сравнению роли поэта с действием природных сил, поддерживающих жизнь на земле. Так, Пушкин сравнивает силу человеческого разума и таланта с сиянием солнца и восклицает: Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари. Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! («Вакхическая песня», 1825) Особенности композиции стихотворения. Композиционно стихотворение делится на две части: изображение обычного (пейзаж, поэт за работой) Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы - деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею - дыра, И в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

И необычного, фантастического (встреча и разговор поэта с солнцем, осознание поэтом родства их деятельности и общности задач): Что я наделал! Я погиб! Ко мне, По доброй воле, само, Раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать - и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня?

Чаи гони, Гони, поэт, варенье!» Такая структура наглядно раскрывает одну из мыслей стихотворения: величие подлинно поэтического будничного труда, несущего истину и откровение, смысл которого выражает глагол «светить», родственный пушкинскому «жечь глаголом» в «Пророке»: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем. Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей».

Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и ниоких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца! Художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Основным в стихотворении является прием фантастики - лирический герой зовет солнце к себе на чай, и оно откликается на приглашение: И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! Довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу: «Дармоед! Занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» Я крикнул солнцу: «Погоди!

Послушай, златолобо, Чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!» Поэт не просто использует фантастическое допущение, он делает это настолько мастерски, что ситуация кажется почти правдоподобной. Сначала Маяковский объединяет два устойчивых речевых выражения: «солнце заходит» и «человек заходит в гости». Таким образом, заход солнца утрачивает свое небесное значение, и солнце запросто заходит к человеку на землю.

Солнце впервые нарушило свой вечный круг вращения ради человека, что показано благодаря приему олицетворения: оно зашагало по небу своими лучами, вот проходит садом, озаряя его жарким взглядом, его огромное тело - масса просачивается во все щели и отверстия дома и разговаривает, как и должно грузному существу, басом. Связь двух планов - обычного и необычного - и их переход друг в друга подчеркнуты каламбуром - «игрой» значений многозначных слов: чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!

Стихотворение представляет собой диалог. Отсюда неизбежное олицетворение «собеседника». Солнцу придан человеческий облик: оно говорит, рассуждает, поучает, пьет чай: «Уже в саду его глаза», «Дух переводя, / заговорило басом», «бью по плечу его я». «Необычайное приключение…», как и вся необычная поэзия Маяковского, требовало от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей.