Национальность курды. Кто такие курды и откуда они взялись. Тяжелее всего курдам приходится в Турции

Икона Богородицы «Неопалимая Купина» имеет очень необычную историю появления, которая корнями своими уходит на много веков назад, во времена раннего христианства.

Немного истории

По преданию, недалеко от Синая, совсем рядом с горой Хорив, стоял зеленый куст купины. И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем. Огонь охватил каждый листочек и каждую веточку купины. Особенным в этом зрелище было то, что растение горело, но не сгорало.

Проходивший мимо заметил это чудо, остановился перед пламенем и услышал глас Божий, который сказал ему о том, что совсем скоро израильтяне освободятся от египетского плена.

Вскоре явление, увиденное Моисеем, получило название «Неопалимая Купина» и было запечатлено на первой одноименной иконе.

Кроме этого, в честь описанного выше события прямо за алтарем монастыря святой Екатерины возвели прекрасную часовню. Говорят, что под алтарем находятся корни той самой, библейской, купины.

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан немаловажно, была написана как раз у подножия горы, примерно в том месте, в котором пророк заметил горящий куст.

Как этот образ попал в Россию

В 1390 году палестинские иноки завезли в Москву данную святыню. Сегодня древнейшая икона «Неопалимая Купина», значение которой с течением времени не изменилось, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Описание образа

Этот образ Богородицы имеет разные варианты исполнения, среди которых можно встретить Богоматерь, изображенную в ярком пламени, которое горит, но не опаляет ее. А есть и такой, где Дева Мария изображена на фоне восьмиугольной звезды, образованной из двух четырехугольников с острыми вогнутыми краями. Один из четырехугольников окрашен в зеленый цвет и символизирует куст купины, а другой красного цвета, что обозначает огонь.

На самых старых иконах можно увидеть почти дословное изображение произошедшего: зеленый куст терновника, объятый пламенем, а над ним возвышается Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Рядом с кустом на коленях стоит пророк Моисей.

Чудеса Богоматери

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан по прошествии стольких веков не изменилось, имеет множество преданий о чудесах, с ней связанных.

Одним из таких чудес стал случай, произошедший в 1820-1821 годах. В небольшом городке Славянске стали происходить частые пожары, причиной которых были чьи-то поджоги. Преступника поймать не могли.

Однажды некой старухе-прихожанке приснился сон, в котором пришла к ней Богородица и сказала, что пожары прекратятся, если будет написана в этом городе икона «Неопалимая Купина». Значение ее как образа, сохраняющего от пожаров и разных бедствий, вызванных молнией или огнем, было известно издавна.

Старушка рассказала о своем сне местному протоиерею, и совсем скоро был написан образ. Каково же было удивление народа, когда после того как молитва иконе «Неопалимая Купина» была прочтена, нашелся виновник,а точнее виновница, поджогов! Ею оказалась местная жительница Мавра, которая страдала слабоумием. Она вышла из толпы, во всем призналась, и больше пожаров не случалось.

Данный случай не единственный. Есть в истории и другие чудеса, произошедшие благодаря этому образу.

Кроме спасения от огня, известны некоторые случаи помощи иконы, со стихийными бедствиями и пожарами не связанные. Так, например, после неустанных молитв перед «Неопалимой Купиной» был освобожден несправедливо осужденный Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича.

Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.
Радуйся, Купина Неопалимая.

Стихира на праздник Благовещения

Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.

Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Ежегодно в Иерусалиме, на святой земле, в канун празднования светлой Пасхи, на землю к православным христианам спускается благодатный огонь.

Яркое Божественное пламя обладает чудодейственным свойством величественно гореть и не причинять вред тем, кто истово верит в Спасителя нашего.

Описание иконы

Посреди звезды расположилась Пресвятая Мария с Богомладенцем на руках.

Поскольку образ «Неопалимая купина» очень древний, то с развитием православия изображения могут разниться.

Чаше всего на иконе представлены два вытянутых ромба, наложенных один на другой. В центре композиции, в ромбе зеленого цвета, символизирующего саму купину, предстает Богородица с Богомладенцем на руках.

Второстепенный ромб красного цвета означает огонь, который окружает Божью Матерь, но не опаляет Её. В углах, в виде льва, ангела, орла и тельца, аллегорически вписаны лики евангелистов, о которых говорится в Апокалипсисе.

Венчают ромбы жанровые сцены, на которых архангелы держат в руках различные вещи, символизирующие дары. Завершают композицию изображения пророков в углах иконы, которые извещают христиан о чудесах, сошедших на землю.

Значение иконы

Присмотревшись к иконе можно рассмотреть множество символов, которые расшифровываются довольно легко. На иконе «Неопалимой купины» Образ Богородицы многогранен, но можно с уверенностью сказать, что Её подвиг материнства обобщает невероятное количество верующих людей.

С древних времен люди поклонялись Богоматери, просили защиту и покровительство, поэтому Богоматерь охваченная огнем, но не пострадавшая от него предстает Защитницей рода людского от земных стихий, пожаров и бедствий.

Ангелы, окружающие Богородицу, даруют человечеству уроки мужества, учительства и мудрости, умение одаривать и прощать, смиренно принимать удары судьбы и оставаться милосердным. В сложном, но и в то же время понятном образе сплетается одно простое значение - Она центр притяжения грехов человеческих и Она же залог победы над бедами.

История появления иконы считается одной из древнейших, о которой повествуется в Ветхом Завете.

Моисей увидел куст охваченный пламенем.

Однажды пастух, выпасая стадо овец, увидел отблески далекого огня. Заинтересованный происшествием, он приблизился к пламени и увидел невероятное зрелище. Величественный терновый куст был объят огнем, но при этом не сгорал.

Внезапно в пылающем кусте перед взором Моисея предстал Господь с наставлением освобождения людей Иудейских от рабства у египтян.

Заканчивая весть, Господь поведал оробевшему пастуху о десяти важнейших заповедей, которым нужно следовать истинным христианам. Получив в дар умение пророка и чудотворца, Моисей понес в люди заветы Божьи.

Позже, возле произрастания чудесного куста, была выстроена часовня. Сотни верующих христиан и паломников ежедневно приходят на святое место полюбоваться чудом Господа и укрепить веру в Него.

В чем помогает икона и о чем молятся «Неопалимой купине»

Основным значением образа Богородицы на иконе «Неопалимая купина» является наказ сохранить в чистоте душу от геенны огненной, а с помощью Божественного огня выжечь греховные страсти и пороки.

Обширное значение символов позволяет обращаться к Богоматери за поддержкой и помощью в различных житейских ситуациях: Образ покровительствует пожарным.

  • Об исцелении от различных хронических телесных заболеваний, об отступлении душевных мук и страданий.
  • О защите дома и живущих в нем обитателей от разбойных нападений и преступных замыслов коварных людей.
  • Об избавлении грехов, грязных помыслов и нечестивых мыслей.
  • О даровании успехов в карьерной лестнице служивым и в учебе учащимся.
  • О не принятии опрометчивого шага и обдуманного решения для искоренения проблемы.

Люди благородной профессии, чей долг призывает спасать пострадавших и потерпевших от стихийных бедствий, образ Богородицы оберегает от увечий их самих и их подопечных.

Спасатели, пожарные, сотрудники МЧС и полиции, военные и гражданские врачи получают помощь при обращении к Божьей матери.

Защитники Отечества, военные, летчики особенно оберегаемы Ею, как люди призванные спасать человеческие жизни. В горячих точках военнослужащие молят о защите в бою или уберечь от плена.

Поскольку образ Богородицы неразрывно связан с огнем, то Её незримое присутствие оберегает, прежде всего, от пожаров. Известны случаи, когда крестный ход с иконой вокруг города предотвращал появление огня при объявлении чрезвычайной пожароопасности. Также Богородица уберегает молящегося во время разгула стихий, в частности грозы с молниями.

Где размещают икону

Икону лучше поместить напротив входа.
Особых строгих правил для размещения иконы в Церковном уставе нет. Образ можно поставить рядом к уже присутствующим ликам в доме. Но чаще святую икону устанавливают над входной дверью помещения, либо напротив нее.

Таким образом, каждый входящий будет незримо находиться под наблюдением у Богородицы, чей строгий взор устыдит всякого, кто замыслил дурное по отношению к хозяевам жилища.

Считается, что установленная возле входа икона, защищает все комнаты, а, следовательно, и всех домочадцев, поскольку Божья Матерь служит хранительницей семейного очага.

Молитвы

Первая Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши.

Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоей Церковь святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти. Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшном суде Его.

В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение, да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Вторая молитва

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, Чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих!

Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное, Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила Его, и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши.

Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, Всепетая Богородице, на лютое озлобление наше, и исцели душ и телес наших болезни, отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отрока в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да, якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог.

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды , которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке , рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды в России и Казахстане .

До 20-х годов 20 века почти весь Курдистан, за исключением его иранской части, входил в состав Османской империи. После её распада в результате Первой мировой войны, курды надеялись обрести своё государство и даже создали Араратскую Курдскую республику в 1927 г. на востоке Турции, обратились в Лигу Наций о её признании, но в 1930 г. турки республику ликвидировали при помощи армии.

Курды не смирились и продолжали борьбу за создание своего государства. Новый подъём освободительного движения курдов пришёлся на 60-70-е годы 20 века. В Иране после свержения шаха в 1979 году, курды установили контроль над иранским Курдистаном, но их выступления были быстро подавлены Корпусом Стражей Исламской революции – военно-политическим формированием, которое создал аятолла Хомейни в ходе исламской революции в Иране.

Вот и для курдов историческая ситуация на Ближнем Востоке всегда складывалась не в их пользу. Землю, на которой они испокон века проживали, постоянно делили между собой более сильные политические игроки – персы и византийцы, турки и арабы, англичане и русские, сунниты и шииты. Курды воевали на протяжении всей своей истории – и за Иерусалим под знаменем ислама, освобождая его от крестоносцев (Саладин, возглавивший эти походы, был курдом), и за Османскую империю на Балканах и Кавказе, и за интересы Великобритании на Ближнем Востоке.

Курдская конница сражалась на стороне России против турок в Крымской войне 1853-1856 гг. Часто курды воевали против своих соплеменников, находясь по разные стороны баррикад, разделённые религиозно и этнически. Курды исповедуют мусульманство (подавляющее большинство – сунниты , но есть и шиииты , и алавиты ), христианство, иудаизм и езидизм – смешение первых трёх на основе зороастризма.

Он сказал: «Курды и езиды происходят от ариев . Но, поскольку езиды очень закрытое сообщество, они сохранили в своей внешности белокожесть, светлые волосы и голубые глаза. Они не сочетаются браком с не-езидами. ИГИЛ захватил 300 женщин-езидок из Синжара, чтобы взять их в жёны и иметь от них детей-мусульман. Если они не могут убить всех езидов, они попытаются уничтожить кровь белого человека (the blond bloodline)…»

Такая политика продолжается веками. Действительно, с момента вторжения арабов-исламистов на Ближний Восток , население покорённых стран подвергалось насильственной исламизации и ассимиляции. Те, кто отказывался предать веру предков, безжалостно уничтожались физически. Не стали исключением и езиды. Арабы нанесли им один из самых сильных ударов. Многих езидов заставили принять ислам.

В 1920 году недалеко от иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент» , 7 века н.э. с небольшим стихотворением, в котором оплакивается нашествие арабов (Crying about the Arabian invasion) и разрушение ими святынь зороастризма в курдских княжествах, включая Шахрезур.

Храмы разрушены, огни погашены.
Великие из великих спрятались.
Угнетатели-арабы разрушили
Крестьянские деревни до Шахрезура.
Женщины и девушки попали в плен.
Храбрые мужчины лежат в крови.
Вера Зардушта осталась покинутой.
Ахрумазда никому не делает добра.

Мы являемся свидетелями того, что до сих пор исламисты не оставляют попыток уничтожить остатки белой расы на Ближнем Востоке, будь то ассимиляция или физическое уничтожение. Иракские езиды говорят, что они пережили 72 геноцида со времён Османской империи и по сей день переживают, теперь уже от рук ИГИЛ. За это время их количество сократилось от нескольких миллионов до примерно 700 000 человек.

Ошибочно считается, что своё название езиды и езидизм ведут от омеядского халифа Язид I (Yazid ibn Muawiya) , войска которого в 7 веке н.э. разбили армию внука пророка Мухаммеда, имама Хуссейна и убили его самого. Отсюда тоже проистекает ненависть мусульман к езидам, хотя называются последние персидским словом изед (ized ) , что означает поклоняющийся богу .

Ещё одной причиной, которую мусульмане нашли для преследования езидов, является их «сектантство» и «поклонение дьяволу». Однако, никаких дьяволов в религии езидов нет, а есть Бог-творец, создатель Вселенной Хуаде, его семь ангелов и верховный ангел Малак Тавус в образе павлина, которого мусульмане отождествляют с Иблисом или с падшим ангелом.

«Сектантство» же езидов состоит в том, что все они должны соблюдать свои обычаи и строго подчинятся своим законам , в число которых входит кастовость их сообщества (вспомним, что у индусов общество тоже строго разделено на касты, которые им принесли славяно-арии).

У езидов две основные касты, которые представляют духовное и светское сословие, первая делится на несколько подкаст. Самая главная каста – шейхи (старцы) во главе с баба-шейхом, руководящим богослужениями в храме в Лалеше, месте паломничества езидов. Далее идут пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры ), сборщики пожертвований (кавалы ) и предсказатели (кучаки ). Вторая каста – миряне – последователи (мюриды) различных семейств шейхов.

Езиды могут сочетаться браком только внутри своей касты или подкасты. Они не имеют права жениться или выходить замуж за представителей других национальностей или религий , иначе они перестают быть езидами и общество изгоняет их. Езидом стать невозможно, если родители не являются езидами, причём, оба.

Принявший другую религию, автоматически перестаёт быть езидом. Езиды верят, что после смерти их душа воплощается в новорождённого члена их сообщества, и что очищение их души может происходить только через непрерывное перерождение. Поэтому, самым страшным для езида является изгнание его из общества , потому что тогда душа никогда не сможет быть очищена или спасена. Хотя сейчас, в связи с геноцидом езидов со стороны террористов Исламского Государства, курдам разрешено символически принимать езидизм, чтобы привлечь внимание к истреблению езидов.

Курды Езиды потомки древних арийских племё н

Все слышали об этой «нации без государства». Тем не менее, мало кто действительно понимает этот народ, который оказался на территории сразу четырех стран (Турции, Ирана, Ирака и Сирии).

Курды - это крупнейший народ без государства, который разбросан по территории по меньшей мере четырех ближневосточных стран (Ирак, Иран, Турция, Сирия) и обладает большой европейской диаспорой.

У них, безусловно, найдется, что сказать о масштабном переустройстве региона, которое могут повлечь за собой арабские мятежи.

Все это - прекрасный повод, чтобы поразмышлять о том, что сегодня представляют собой курды, и чего они хотят, вместе с Сандрин Алекси (Sandrine Alexie) из Курдского института в Париже. Эта переводчица и писатель ведет блог о курдском мире с 2000 года.

Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов

Верно. Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи. Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.

Наиболее правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка 1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на нелегальное существование.

В Ираке региональное правительство Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.

Если принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.

Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в Великобритании (из Ирака) и 120 000 - 150 000 во Франции (преимущественно из Турции). Тем не менее, эти оценки вряд ли можно назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле их порядка 130 000.

Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.

Никакого «курдского народа» на самом деле не существует

Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии пользуются влияниями за пределами национальных границ.

Так, у Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.

У курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Объяснение Сандрин Алекси:

«С учетом всего того, что им пришлось пережить с конца Первой мировой войны (политика ассимиляции или даже геноцида в Ираке, запрет на изучение языка и т.д.), если бы курды не были народом, они бы уже давно исчезли, и никакого «курдского вопроса» не было бы и в помине. Притеснения лишь усилили национальные чувства курдов».

Среди курдов есть мусульмане, христиане и иудеи

Верно. Подавляющее большинство курдов (70%) исповедуют ислам суннитского толка.

Проживавшая на территории Ирака небольшая группа курдов-шиитов была уничтожена или депортирована Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. После свержения партии Баас они постепенно начинают возвращаться в страну, но их насчитывается максимум 20 000 человек.

Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана. Нужно отметить и то, что заметным влиянием среди курдов пользуется суфитско-шиитский синкретизм (алевиты в Турции, езиды в северном Ираке, шабаки у Мосула и ахл-е акк в Иране).

Христиане Курдистана делятся на католиков и представителей автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов. Все они говорят на арамейских языках.

С 1967 года многие из этих христиан принимали участие в курдских восстаниях, так как им грозило выселение, уничтожение их деревень и насильственная арабизация, которая сегодня трансформировалась в исламизацию.

В Иракском Курдистане в настоящий момент насчитывается более 100 000 курдов-христиан. К тому же они не признаются религиозным или этническим меньшинством в Турции, где во время войны в 1990-х годах им пришлось покинуть курдские регионы (они не раз оказывались между молотом и наковальней в боях между курдами и правительством).

В Сирии их отношения с курдами-мусульманами складываются скорее в позитивном ключе, и христиане в курдских городах поддерживают курдские движения и не подвергаются гонениям в отличие от того, что происходит в остальной части страны.

С 1949-1950 годов все курды-иудеи перебрались в Израиль, Австралию или США.

Ирак не поддерживает дипломатические связи с Израилем, однако в 2006 году лидер Демократической партии Курдистана Барзани выступил в поддержку открытия израильского консульства в Эрбиле. Теперь курды-иудеи могут вновь увидеть свою родную деревню только уже с другими паспортами. Никакой враждебности к ним со стороны курдов-мусульман не наблюдается.

Мустафа Барзани (отец нынешнего лидера партии) поддерживал прекрасные отношения с Израилем еще в 1960-х годах, и курды никогда этого не скрывали. У племени Барзани были тесные связи с евреями из Акко, к которым относится и бывший министр обороны Израиля Ицхак Мордехай. Среди израильских граждан также насчитывается немало людей по фамилии Барзани.


Курдистан никогда не существовал


Верно и неверно.
Курдистан (запрещенное в Турции слово) никогда не имел статуса национального государства в ХХ веке, однако в Средние века существовали независимые или полунезависимые курдские княжества.

В 1150 году персидский султан Санджар, турок-сельджук по происхождению, создал провинцию под названием Курдистан. Параллельно с этим возник и османский Курдистан, очертания которого менялись вместе с турецко-персидской границей.

«Как свидетельствуют государственные османские архивы, среди титулов османских султанов числился и «падишах Курдистана». Тем не менее, турецкие власти не желают об этом вспоминать», - говорит Сандрин Алекси.

С тех провинция Курдистан неизменно существовала на территории Персии, а затем современного Ирана.

По окончанию Первой мировой войны новые границы разбросали курдов по четырем государствам. Первые карты Курдистана были составлены в 1919 году представителем курдов по предложению Лиги наций (в статьях 62 и 64 подписанного в 1920 году Севрского мирного договора предусматривалось создание автономного или даже независимого Курдистана и независимой Армении). На этих документах территория Курдистана напоминала по форме касавшегося головой моря огромного верблюда и была равна по площади Франции.

Курды хотят собственное государство

Верно. Большинство курдов стремятся к независимости. Они подчеркивают, что отвечают всем необходимым для этого критериям (территориальная преемственность, язык, культура, история), и что у них есть на это полное право.

Но они понимают, что подобное требование равнозначно политическому самоубийству. Это может подтолкнуть американцев к тому, чтобы бросить на произвол судьбы курдов в Ираке. Первое время после своего формирования, то есть в конце 1980-х - начале 1990-х годов, Рабочая партия Курдистана добивалась независимости, однако впоследствии отказалась от этого требования.

Кроме того, с 1960 годов наметилось и другое решение, из которого следует, что каждая из четырех частей Курдистана должна добиться для себя автономии, чтобы впоследствии сформировать нечто вроде Бенилюкса, то есть образования с более тонкими границами.

Впервые об этой идее рассказал в 1963 году журналист The New York Times Дана Адамс Шмидт (Dana Adams Schmidt), который провел 46 дней в горах с Мустафой Барзани и написал рассказ «Путешествие среди смелых людей» (Journey Among Brave Men).

Сегодня этот проект союза вновь выходит на первый план и даже может похвастаться определенным консенсусом. То, что происходит в Иракском Курдистане с 2003 года, придало уверенности в себе курдам из других стран.

Особенно это заметно в Турции, где с 2009 года Союз общин Курдистана, взяв за основу модель Иранского Курдистана, регулярно проводит политические инициативы на пути к автономии и самоопределению, что в частности объясняет усиление репрессивных мер со стороны турецкого государства (аресты, процессы, запреты и т.д.).

Курды не могут договориться между собой

Верно. Они очень независимы и никогда не жили при централизованной курдской власти.

Курды — горный и исторически кочевой народ, что никак не предрасполагает его к объединению. Кроме того, его нынешняя организация до сих пор в значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен возникают конфликты.

«У курдов нет культа великого диктатора, и они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко», — поясняет Сандрин Алекси.

С 1992 по 1996 года курды вели гражданскую войну на севере Ирака. Крупнейшие региональные державы по очереди оказывали поддержку то одной, то другой стороне. В 2003 году враждовавшие братья вновь объединились. Тем не менее, эта война едва не похоронила мечты о независимости и до сих пор остается болезненным воспоминанием для курдов.

Тяжелее всего курдам приходится в Турции

Неверно. Несмотря на судебное преследование, аресты и тюремные сроки, курдам в Турции сейчас все равно живется легче, чем это было в 1980-1990-х годах (депортации, сожженные деревни, массовые пытки, исчезновения военных, операции турецкой «Хезболлы») до прихода к власти консервативно-исламистской Партии справедливости и развития.

В Иране положение курдов ощутимо хуже: запрет всех языков меньшинств (в том числе и арабского), газет на курдском языке, культурных и правозащитных организаций, женских ассоциаций и курдских профсоюзов, преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского общества.

Активистов Партии свободной жизни Курдистана, которые, как предполагается, получают поддержку от ЦРУ, задерживают, пытают, отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере, так как курды из этой партии иногда называют себя атеистами или даже марксистами (политическую линию этого движения и РПК отследить довольно сложно, однако она носит антиисламский характер).

Есть в стране и курды-сунниты, которых тоже недолюбливают в Тегеране. Иранские революционные суды могут (и нередко пользуются этой возможностью) признать их «врагами Аллаха», что равнозначно смертной казни.

Война в Сирии открывает возможности перед курдами

Верно. Либо в стране установится демократия, и курды по крайней мере смогут добиться большей автономии, а также конституционного признания их народа и языка. Либо там воцарится хаос с формированием различных зон влияния, и они также смогут извлечь выгоду для себя, попытавшись воспроизвести то, что было в Ираке в 1992 году (автономия), когда Саддам Хусейн отступил из северной части станы.

В таком случае они будут стремиться не допустить возвращения арабских солдат в зоны, которые оставил им Башар Асад. Как впрочем, не пустят туда и Сирийскую свободную армию, так как опасаются влияния сражающихся вместе с ней исламистов (столкновения отрядов ССА с курдскими ополчениями уже начались).

Стратегия Демократического союза, вероятно, выглядит следующим образом: пусть сирийские сунниты сражаются с шиитами, а мы тем временем будем защищать наши меньшинства, население и территорию.

«Тем не менее, нельзя исключать и возможность гражданской войны между курдами из Демократического союза и новой революционной коалиции», — отмечает Сандрин Алекси. То, что сирийские пешмерга (дезертировавшие из сирийской армии добровольцы, которые нашли прибежище в Иракском Курдистане) не набрали силу на севере Сирии, вероятно, объясняется стремлением избежать внутрикурдских столкновений.