На столе забыты. Память и воображение. Речь. Функции и виды речи

  • Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности
  • Взаимосвязь гражданской службы со службой иных видов и муниципальной службой.
  • Воспроизведение образов - основная характеристика памяти, преобразование образов - основная характеристика воображения.

    Память и воображение опираются на прошлый опыт, но у них разное отношение к нему. Память тесно связана с прошлым опытом, а воображение свободно от него. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта. Функция воображения - их преобразовать. Память в ее высших сознательных проявлениях характеризуется тем, что образ, активно воспроизводящий прошлое, осознается в том отношении к нему как его воспроизведение. Это связано с установкой на точность воспроизведения. Воображение в тех высших его формах, в которых проявляется его специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту - создание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовать.

    Связь воображения с мышлением:

    Оба процесса возникли в потребностной ситуации и мотивируются потребностями личности (реальному процессу удовлетворения потребности может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей).

    1) Основное содержание мышления – понятия, а воображения – яркие представления. Т.е. опережающее отражение действит-ти в воображении происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений. В мышлении опережающее отражение происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир. Существует 2 системы опережения сознанием результатов д-ти: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий.

    2) В зависимости от обстоятельств, которыми характер-ся проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у чел-а аппарата воображения.

    3) Воображение является основой наглядно-образного мышления , позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

    Связь воображениея с восприятием:

    I. Конечным продуктом и воображения, и восприятия явл. образы.

    II. Но образы восприятия носят характер непосредственной чувственной данности, а образы воображения не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого.

    III. Восприятие всегда объективизированно (отражает то, что есть на самом деле), а воображать – значит преобразовывать действительность, видоизменять ее.

    Деятельность воображения тесно связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

    Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности,тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

    Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

    Память является основой психической жизни личности. Без сох­ранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Память лежит в основе большинства психических процессов и является одной из основных форм организации психической жизни.

    Классификация видов памяти представлена на рис. 11.

    Рис. 11. Виды памяти

    Генетическая память (наследственная) – определяет формирование организма, его структур в виде кодов ДНК.

    Прижизненная – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она, в свою очередь, подразделяется на следу­ющие виды:

    1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности - на двигательную, эмоциональную, образную и словес­но-логическую ;

    2) по характеру целей деятельности - на непроиз­вольную и произвольную ;

    3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную, оперативную и иконическую (по некоторым источникам - эконическую).

    Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохра­нение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и тру­довых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

    Эмоциональная память - заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

    Образная память - это память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образ­ную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

    Иконическая (эконическая) память, которую иначе называют мгновенной , длится до нескольких секунд и заключается в сохранении информации до тех пор, пока рецепторы органа чувств остаются возбужденными после непосредственного восприятия сигнала. Например, если посмотреть на объект, а потом закрыть глаза, на сетчатке некоторое время сохраняется образ данного объекта.

    Кратковременная память связана с запечатлением информации на ограниченный срок (например, до экзамена) и прекращает свое влияние вскоре после достижения цели. Длительность кратковременной памяти оценивается исследователями по-разному. Объем кратковременной памяти равен 7+/-2 единицы (Закон Эббингауза).

    Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Она позволяет сохранять наиболее актуальную для субъекта информацию на длительный период, в ряде случаев – на всю жизнь. Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

     объема информации по данной категории (то есть количества единиц в данном классе);

     ценности информации;

     установки человека;

    Выделены факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

     привычность материала;

     контекст;

     принцип специфичности кодирования;

     мотивация;

     углубление в изучаемый материал.

    Интересный феномен представляет собой так называемая промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

    Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы.

    До сих пор не существует единой теории, объясняющей вполне все процессы памяти. Однако многие из разработанных теорий успешно дополняют друг друга.

    Ассоциативная теория памяти гласит, что основой памяти являются взаимосвязи между различными предметами и явлениями и личным человеческим опытом. Современное учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне указывает, что удержание материала в кратковременной памяти существует благода­ря циркуляции электрических потенциалов, возникших в "результа­те возбуждения группы нейронов. Долговременная память связана с измене­нием структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из кратковременной памяти в долговременную необходим период до 30 мин.

    Представление.

    Особое место среди психических явлений занимает представление , поскольку ряд ученых не относят его к числу психических процессов как таковым. С.Л.Рубинштейн, например, считал представления психическим образованием,воспроизведенным образом предмета, основывающимся на прошлом опыте . Вместе с тем, ряд современных авторов определяет представление как психических процесс. А.Г.Маклаков дает такое определение: «Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, а воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта» .

    Своеобразие представления заключается и в том, что оно занимает «промежуточное положение» между памятью и воображением , проявляясь в обоих процессах.

    Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

    С физиологической точки зрения представления являются актуализацией следов ранее возникавших чувственных образов, причем при представлении возбуждается только центральная часть анализатора. Нет проекции образа вовне. Этим представления отличаются от галлюцинаций.

    Можно выделить несколько типов представлений.

    Во-первых, это представления памяти , т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

    Во-вторых, это представления воображения . На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия "представление", потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте.

    Представления характеризуются наглядностью (возникают как образы), фрагментарностью (полны пробелов),неустойчивостью и непостоянством .

    Функции представлений.

    1. Сигнальная - отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая несет сигнальное значение.

    2. Регулирующая функция состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря ре­гулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

    3. Настроечная функция - проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представ­лений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

    Рис. 12. Виды представлений

    Представления - чувственные образы, и их классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение.

    Незаметные, зачаточные движения под влиянием представления получили название идеомоторных актов . Идеомоторные акты выражаются в биотоках мышц. В спортивной практике применяется так называемая идеомоторная тренировка.

    По степени обобщения в образе объективной реальности различают: единичные, общие и схематизированные представления.

    Единичные представления - представления одного конкретного предмета и явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства.

    Как образы памяти, единичные представления являются основой узнавания. Единичные представления - основа формирования общих представлений. Общее представление - представление, об общих чертах группы сходных предметов. Общие представления вплетены в обучение любому предмету. Схематизированные представления - отражение предмета в виде условного графического изображения.

    По степени волевых усилий различают непроизвольные и произвольные представления. Непроизвольные – представления, возникающие спонтанно, без постановки цели и усилий воли. Произвольные – это осознанно сформированные представления, результат волевого усилия.

    Характеристики представлений:

    1. Панорамность – выход за пределы поля непосредственного восприятия.

    2. Взаимообособление фигуры от фона.

    3. Выпадение абсолютных величин - несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров.

    4. Схематизация образа , то есть создание некоей упрощенной модели образа.

    5. Превращение последовательного образа в одновременную структуру – стремление объединить совпадающие по времени объекты.

    6. Сдвиги в воспроизведении длительности - отклонение психологического времени воспоминания прошлого от реального времени.

    7. Бǒльшая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временнойдлительностью .

    8. Сдвиги образа в сторону основных цветов спектра в зрительных представлениях - явление, при котором отдельные конкретные оттенки выпадают.

    9. Меньшая яркость вторичных образов по сравнению с первичными (возникшими при непосредственном контакте с объектом).

    10. Неустойчивость представлений выражается в текучести вторичных образов. Можно назвать это свойстводефицитом константности представлений.

    11. Фрагментарность представлений – утрата отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).

    12. Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.

    Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

    Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины слабо соответствующей действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение связано с построением будущего – это мечта .

    Виды воображения

    По степени активности выделяют: активное и пассивное воображение.

    Активное - воображение, пользуясь которым человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

    Пассивное - воображение, образы которого возникают спонтанно, помимо воли и желания.

    По степени новизны создаваемых образов: продуктивное и репродуктивное.

    Продуктивным называется воображение, в котором образ действительности сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется.

    Репродуктивным является воображение, при котором ставится задача воспроизвести образы близко к реальности. И, несмотря на то, что в этом случае используются элементы фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    По степени произвольности , различают произвольное (направ­ленное на решение какой-либо задачи в бодрствовании) и непроизвольное воображение (сон);

    Произвольное воображение имеет три формы.

    1. Воссоздающее воображение. Проявляется, когда чело­веку необходимо воспроизвести образ объекта как можно полнее. Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала.

    2. Творческое воображение представляет собой создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово "новый" имеет двоякое значе­ние: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но человек не знает об этом. Он открывает для себя образ как оригинальный, неповторимый.

    Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное место по сравнению с первоначальным.

    3. Мечта - создание образа желаемого будущего. Мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения реальной деятельности. Нереальная мечта существует в двух вариантах:

     если человек верит в достижимость мечты, но переоценивает свои возможности;

     если человек осознает невозможность реализации, продолжая воображать желаемое.

    4. Грезы – образы, спонтанно возникающие в сознании человека и олицетворяющие его истинные потребности. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они подменяют собой реальность, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

    Рис. 13. Виды воображения

    Приемами воображения являются:

    агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей так, что получается образ нового предмета: кентавр (туловище быка с головой и торсом человека); русалка (женщина с хвостом рыбы);

    аналогия - построение образа, рядом признаков напоминающего реальный объект, живой организм, действие (например – название скорого поезда «Стрела» по аналогии с летящей стрелой, создание летательных аппаратов по принципам, заимствованным в живой природе);

    акцентирование - подчеркивание части объекта, заострение внимания на ней (Красная Шапочка, Конек-Горбунок);

    преувеличение (преуменьшение), в отличие от акцентирования, в художественном творчестве распространяется на весь объект или ситуацию («Гулливер у лилипутов», «Белоснежка и семь гномов»);

    типизация - выражение типичного в единичном, то есть отображение тенденции, типичных черт многих людей данного круга, определенной эпохи, - общего на примере конкретного героя или ситуации. Типизация – наиболее сложный прием.

    Для преднамеренного воображения характерно наличие задачи на создание образа и во­левое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение.

    Тот или иной прием создания творческих образов используется в соответствии с целью, стоящей перед человеком, и зависит от материала, содержания фантазии, от эрудиции. Например, в инженерном деле большее значение имеет аналогия, в изобразительной деятельности - акцентирование, типизация, в литературном труде – акцентирование, преувеличение, типизация.

    Непреднамеренное воображение не имеет цели и характеризуется крайне незначительным включением или отсутствием волевого усилия в процесс создания образов. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. В бодрствующем состоянии у человека можно отметить непреднамеренную фантазию и грезы.

    Таким образом, воображение выполняет важные функции .

    1. Образное представление действительности.

    2. Регулирование эмоциональных состояний.

    3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

    4. Формирование внутреннего плана действий.

    Воображение - это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач. Воображение представляет собой опережающее отражение действительности. Но следует заметить, что опережающее отражение действительности, осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования абстрактными понятиями.

    Простейшая форма синтезирования — агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединенных качеств, свойств, частей. Известна также близкая по форме к агглютинации гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс как процесс преобразующего отражения действительности.

    Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии полной информации, необходимой для мышления. Человеческая фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и предоставить себе искомый результат.

    Понятие о воображении и его физиологические основы.

    Воображение - особая форма психики , которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

    Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.

    Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга). Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах - синтетическую деятельность.


    Виды и типы воображения.

    Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации).

    Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:

    1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

    Галлюцинации - под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

    Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

    2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

    Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

    Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта - (говорит о моральном облике человека)

    Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.

    В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

    Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.

    Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.

    Типы воображения.

    Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа воссоздающего воображения.

    Первый - наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

    Второй. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

    Третий. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

    Четвертый. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста.

    Основные приемы воображения.

    Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

    Агглютинация (комбинирование) - прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

    Аналогия - это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином - каркас подводной лодки и т.д.

    Гиперболизация - выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

    Акцентирование - субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

    Типизация - прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

    Придача - заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

    Перемещение - субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

    Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

    Воображение и память

    Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти.

    Психологи пытались доказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полет фантазии совершается закономерно, они были правы и находили очень важный материал для подтверждения этой мысли. Но, наряду с этим обходили проблему возникновения новых элементов воображения. Закон Вундта гласит: впечатление, или мысль, или живое созерцание свадьбы может привести к противоположному представлению, например к представлению о вечной разлуке, о гробе; определенное представление может напомнить людям противоположное, но не постороннее положение. Иначе говоря, воображение крепко-накрепко коренится в содержании нашей памяти.

    Творческое воображение, хоть оно и является в известной мере воспроизводящим воображением, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти.

    Деятельность воображения даже тогда, когда оно оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

    Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность.

    Специфика воображения состоит в переработки прошлого. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти, так как преобразует все то, что есть в ней. Иногда воображение представляют лишь одним из видов памяти. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта, так как основная функция памяти сохранить как можно точнее результаты прошлого опыта.

    Воображение и мышление

    Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении, таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный результат. Именно эта особенность отличает разумную продуктивную деятельность человека от рассудочной деятельности животных. Полученные новые образы могут анализироваться с помощью дискурсивного мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься соответствующие изменения соответствующей их проверкой. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека. Практическим выводом из сказанного является следующее: успех любой деятельности человека связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности.

    Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

    Это положение, объясняющее внешний характер формирования психической деятельности, наиболее полно представлено в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В работах П.Я. Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает обобщенный характер. Происходит специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

    Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. В своих исследованиях И.М. Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область». Другой отечественный психолог С.Л. Рубенштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарные психические процессы человека (ощущения) являются процессами в том смысле, что они протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.

    Согласно С.Л. Рубенштейну, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результатом. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии мышления.

    В отечественной психологии преодолены представления о мышлении как о врожденном, имманентно развивающемся процессе или как об акте «сцепленных» ассоциаций. Одно из основных положений отечественных психологов о мышлении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно - исторически выработанных операций и знаний.

    Точка зрения российской психологии на мышление как на деятельность, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова. Согласно этому учению, в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.

    Таким образом, выдвигая положение о рефлекторной природе мышления, отечественные психологи тем самым отрицают положения идеалистической эмпирической психологии, которая подходит к мышлению как к врожденной способности, как к функции, лишь количественно увеличивающейся в ходе созревания мозга.

    Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

    Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания.

    Чувственное, хотя и осмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающая понятия. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразования образа в наглядном плане.

    В отличие от расчлененности логического мышления воображение обладает динамической и синтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственное осмысление, воссоздание целого. Всякое общее понятие как бы “отходит” от действительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И в этом “отлете” мышления от непосредственной данности объекта, в подготовке понятий воображение играет существенную роль.

    Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений: оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту. В то же время это есть создание нового единства, новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность “видения” этого целого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях. Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частей формирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет и экономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого. Достаточно часто оно выступает в качестве догадки, связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта в стройную, целостную картину.

    В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту. Продукты воображения - наглядные образы - вербализуются, приобретая смысловое значение.

    2.3 Воображение и память

    Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти.

    Психологи пытались доказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полет фантазии совершается закономерно, они были правы и находили очень важный материал для подтверждения этой мысли. Но, наряду с этим обходили проблему возникновения новых элементов воображения. Закон Вундта гласит: впечатление, или мысль, или живое созерцание свадьбы может привести к противоположному представлению, например к представлению о вечной разлуке, о гробе; определенное представление может напомнить людям противоположное, но не постороннее положение. Иначе говоря, воображение крепко-накрепко коренится в содержании нашей памяти.

    Творческое воображение, хоть оно и является в известной мере воспроизводящим воображением, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти.

    Деятельность воображения даже тогда, когда оно оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

    Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность.

    Специфика воображения состоит в переработки прошлого. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти, так как преобразует все то, что есть в ней. Иногда воображение представляют лишь одним из видов памяти. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, так как основная функция памяти сохранить как можно точнее результаты прошлого опыта.

    2.4 Воображение и мышление

    Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении, таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный результат. Именно эта особенность отличает разумную продуктивную деятельность человека от рассудочной деятельности животных. Полученные новые образы могут анализироваться с помощью дискурсивного мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься соответствующие изменения соответствующей их проверкой. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека. Практическим выводом из сказанного является следующее: успех любой деятельности человека связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности.

    Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

    Это положение, объясняющее внешний характер формирования психической деятельности, наиболее полно представлено в трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В работах П.Я. Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает обобщенный характер. Происходит специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

    Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. В своих исследованиях И.М. Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область». Другой отечественный психолог С.Л. Рубенштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарные психические процессы человека (ощущения) являются процессами в том смысле, что они протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.

    Согласно С.Л. Рубенштейну, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результатом. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии мышления.

    В отечественной психологии преодолены представления о мышлении как о врожденном, имманентно развивающемся процессе или как об акте «сцепленных» ассоциаций. Одно из основных положений отечественных психологов о мышлении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно - исторически выработанных операций и знаний.

    Точка зрения российской психологии на мышление как на деятельность, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова. Согласно этому учению, в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.

    Таким образом, выдвигая положение о рефлекторной природе мышления, отечественные психологи тем самым отрицают положения идеалистической эмпирической психологии, которая подходит к мышлению как к врожденной способности, как к функции, лишь количественно увеличивающейся в ходе созревания мозга.

    Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

    Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания.

    Чувственное, хотя и осмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающая понятия. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразования образа в наглядном плане.

    В отличие от расчлененности логического мышления воображение обладает динамической и синтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственное осмысление, воссоздание целого. Всякое общее понятие как бы “отходит” от действительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И в этом “отлете” мышления от непосредственной данности объекта, в подготовке понятий воображение играет существенную роль.

    Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений: оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту. В то же время это есть создание нового единства, новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность “видения” этого целого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях. Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частей формирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет и экономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого. Достаточно часто оно выступает в качестве догадки, связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта в стройную, целостную картину.

    В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту. Продукты воображения - наглядные образы - вербализуются, приобретая смысловое значение.