Московский государственный университет печати. Пример статистического наблюдения. Организация статистического наблюдения

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организован­ное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности. На­пример , при переписи населения по каждому жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.

Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это прояв­ляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от макси­мально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупно­сти позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необ­ходимой информации и обработки полученных данных.

Сегодня в статистике существует следующие формы статистиче­ского наблюдения : отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры .

Отчетность – способ получения статистической информации от юридических лиц.

Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности раз­рабатываются и утверждаются органами государственной статистики РФ. Любое юридическое лицо, яв­ляющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государ­ственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.

В период формирования рыночной экономики особое место в системе сбора стати­стической информации стали занимать специально организованные статистические наблюдения ,которые проводятся для получения каких-либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения дан­ных, содержащихся в отчетах.

Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись.

Перепись – это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору не­обходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, ре­гиона или страны в целом. Например, переписи населения, кото­рые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой ин­формации о населении страны. Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жи­лого фонда, незавершенного строительства и пр.

Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в ча­стности, в рамках социологических или маркетинговых исследований.

Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевре­менной актуализации информации в ведущейся базе данных. В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е. постоянно актуализируемые спи­ски жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и эко­номического характера.

Общая классификация видов статистического наблюдения представлена на рисунке 4.1.

Метод основного массива единовременное периодическое монографическое опрос документальное наблюдение непосредственное наблюдение по источникам сведений прерывное непрерывное по срокам регистрации выборочное несплошное сплошное по охвату единиц совокупности Виды статистического наблюдения

Рис. 4.1. Виды статистического наблюдения

По охвату единиц совокупности наблюдение бывает двух видов: сплошное и не­сплошное.

При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы изучаемой совокупности. При этом в силу действия ряда факторов возможен незначительный про­цент неохвата единиц изучаемой совокупности. Примером сплошного наблюдения могут служить переписи населения.

При несплошном наблюдении обследованию подвергается только часть единиц изучаемой совокупности. При этом охватываемая наблюдением часть определяется зара­нее, т.е. неудавшееся сплошное наблюдение нельзя рассматривать как наблюдение не­сплошное.

Принято выделять следующие виды несплошного статистического наблюде­ния: выборочное, метод основного массива, монографическое обследование.

Выборочным называют наблюдение, основанное на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Выборочное наблюдение при правильной его организации и проведении дает достаточно достоверные данные для характеристики изучаемой совокупности в целом. Во многих случаях им вполне можно заменить сплошной учет. При этом обеспечивается значитель­ная экономия средств, затрачиваемых на сбор и обработку данных.

Монографическое обследование представляет собой детальное, глубокое изуче­ние и описание отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц совокупности, как правило, по расширенной программе. Монографическое исследование проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии явления для вы­явления имеющихся резервов, оценки результатов экономических экспериментов.

Метод основного массива заключается в том, что обследованию подвергаются наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данного исследования признаку. Например, в ряде от­раслей подавляющий объем выпуска продукции приходится на крупные и средние пред­приятия, поэтому результаты деятельности малых предприятий в этих отраслях практиче­ски не отражаются на обобщающих статистических показателях.

По срокам регистрации наблюдение может быть непрерывным (текущим) и пре­рывным.

Непрерывным называют такое наблюдение, которое ведется постоянно, и регист­рация фактов производится по мере их свершения. Так, например, осуществляется регист­рация рождений, заключенных браков и т.п. в органах ЗАГС.

Прерывное наблюдение проводится не постоянно, время от времени. При этом прерывное наблюдение бывает двух видов: периодическое и единовременное. Периодиче­ское – это наблюдение, которое повторяется через определенные, равные промежутки времени. В качестве примера можно выделить ежегодное предоставление отчетности в органы государственной статистики.

Единовременным называется такое наблюдение, которое проводится по мере необ­ходимости без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится один раз и больше не повторяется. Таковым наблюдением являлась перепись многолетних насажде­ний, проведенная в прошлом веке.

По источнику сведений различают непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают значение при­знака и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. Этим способом проводится инвентаризация основных средств на предприятиях.

Документальное наблюдение предполагает запись ответов на вопросы формуляра на основании соответствующих документов. Примером такого наблюдения является сбор дан­ных об успеваемости студентов вуза на основе зачетно-экзаменационных ведомостей, запол­нение форм статистической отчетности на основании данных бухгалтерского учета и т.п.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра записы­ваются со слов опрашиваемого (респондента). Этим способом проводятся переписи насе­ления, опросы общественного мнения.

В статистике применяются следующие способы сбора сведений: отчетный, экспедиционный, самоисчисление, анкетный, корреспондентский.

Сущность отчетного способа заключается, как уже отмечалось выше, в обязатель­ном представлении хозяйствующими субъектами статистических отчетов о своей дея­тельности в установленной форме и в установленные сроки.

Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально привле­ченные и обученные работники посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют формуляр наблюдения. Этим способом собираются сведения при переписях населения.

При способе самоисчисления формуляры заполняют сами опрашиваемые. Обя­занность специально привлеченных для получения информации сотрудников состоит в раздаче формуляров опрашиваемым, инструктаже их, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения.

Анкетный способ – это сбор статистических данных с помощью специальных вопросников, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Как правило, этим способом получения информации пользуются при проведении социологических опросов и также многие крупные производители бытовой техники, ме­бели и других предметов потребления. Анкеты вкладываются в упаковку товара с прось­бой заполнить и вернуть производителю по указанному адресу.

Сущность корреспондентского способа наблюдения заключается в том, что ста­тистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обя­зательство вести наблюдение за какими-либо явлениями, процессами и в установленные сроки сообщать результаты наблюдений статистическим органам. Таким способом изу­чаются бюджеты отдельных домохозяйств, цель которых – получение статистической ин­формации о доходах и расходах населения.

Как уже отмечалось выше, планомерность является основой статистического наблю­дения, поэтому его проведение должно основываться на детально разработанном плане.

План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает про­граммно-методологические вопросы, а вторая – организационные вопросы.

Программно-методологическая часть плана включает:

– определение объекта наблюдения;

– определение единицы объекта наблюдения;

– составление программы статического наблюдения;

– составление программы разработки материалов наблюдения;

– проектирование формуляра наблюдения;

– определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента;

– составление инструкции.

При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, опре­делить его объект и единицу.

Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студенты, на­селение и т.п.

Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являю­щийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.

Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:

а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;

б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем – ее обработку и анализ;

в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.

Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т. е. варианта­ми ответов. Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразуме­вает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При откры­том подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собствен­ный ответ.

При планировании обследования, как правило, составляют и программу разра­боткисобранных материалов , которая конкретизирует задачи статистического наблюде­ния, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результа­ты их обработки.

Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюде­ния. Формуляр наблюдения разрабатывается специально для записи ответов на вопросы программы и представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов. Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения. Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части. В титульной части содержится наименова­ние статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблю­дение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики. В адрес­ной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.

Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно состав­ляется инструкция , которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представле­на в виде отдельного документа (часто – брошюры) или изложена на формуляре наблю­дения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о вре­мени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (пе­риода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.

Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность пе­риода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.

Для наиболее подвижных объектов изучения, таких, как население, например, уста­навливается критический момент статистического наблюдения. Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация соби­раемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода на­блюдения.

В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане .

Организационный план предполагает решение следующих вопросов:

– объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличитель­ные признаки);

– цели и задачи наблюдения;

– орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;

– место и сроки наблюдения;

– подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т. д.;

– порядок проведения наблюдения;

– порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;

– финансирование и материально-техническое обеспечение работ.

Также следует обратить внимание на точность статистического наблюдения. Под точностью в статистике понимают степень соответствия данных, полученных в результате статистического наблюдения, реальным их значениям. Возникающие расхо­ждения между данными статистического наблюдения и реальными значениями признака называются ошибками. Ошибки определяются как разность или как отношение между этими значениями. Как правило, ошибки возникают при регистрации и при измерении. Следует отметить, что ошибки наблю­дения наиболее опасны, поскольку их достаточно тяжело исправить, и они оказывают ог­ромное влияние на дальнейшие расчеты.

В статистике выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения, или ошибочной их записи, или того и другого вместе. Ошибки регистрации могут иметь место как при сплошном, так и при несплошном наблюдении. При несплошном наблюдении возникают так называемые ошибки репрезентативности ,или, как их еще называют, ошибки представительности. Они заключаются в том, что зна­чения признаков по отобранной выборочной совокупности не отражают реально сущест­вующей картины.

В зависимости от характера, ошибки наблюдения бывают случайными и системати­ческими.

Случайные ошибки возникают случайным образом в результате опечаток, описок, оговорок и т.п. Например, при регистрации регистратор при записи даты рождения вместо «15 июня» написал «15 июля». При достаточно большом числе наблюдений благодаря дейст­вию закона больших чисел эти ошибки более или менее взаимно погашаются.

Систематические ошибки наиболее опасны, поскольку действуют только в одном направлении и приводят к сильному искажению данных. Наиболее показательной систе­матической ошибкой являются ошибки при переписи населения, которые заключаются в том, что населению свойственно округлять свой возраст на цифры оканчивающиеся на 5 или 0. К этому же виду ошибок можно отнести сокрытие реальных размеров финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности, ведущейся экономическими субъектами, стрем­ление респондентов указать заниженное значение своего возраста и т. п.

С целью выявления ошибок проводят контроль полученных материалов. С этой целью после проведения наблюдения весь собранный материал проверяют на полноту охвата объекта наблюдением и на качество заполнения формуляров и других докумен­тов наблюдения. В последнем случае используют два вида контроля: логический и арифметический.

При контроле полноты охвата объекта наблюдения устанавливается, от всех ли единиц совокупности, подлежащих наблюдению, получены данные. Если выявлена не­полнота охвата объекта наблюдением, дальнейшие действия зависят от того, представ­ляется возможным восполнение пробелов или нет.

Логический контроль состоит в сопоставлении между собой ответов на вопро­сы формуляра наблюдения и выяснения их логической совместимости. При обнаруже­нии несовместимых ответов пытаются путем дальнейших сопоставлений с ответами на другие вопросы или каким-либо иным путем установить, какой из ответов является не­правильным.

Арифметический контроль состоит в проверке различных расчетов, результаты которых проведены в формуляре наблюдения, в частности, итогов, вычисления процен­тов, расчетов средних величин и т.п.

Контрольные задания

1. В чем суть статистического наблюдения?

2. Назовите виды и способы статистического наблюдения.

3. Точность статистического наблюдения. Ошибки наблюдения и их причины.

4. Укажите, к каким формам, видам и способам статистиче­ского наблюдения следует отнести:

а) регистрацию актов гражданского состояния (рождения, браки, разводы, смерти);

б) ежедневные записи в бланках прихода и расхода при об­следовании бюджетов домохозяйств;

в) учет товарных остатков в торгово-складской сети на нача­ло каждого квартала;

г) ежемесячные отчеты о выпуске продукции промышленных и товарообороте торговых предприятий.


5. Разработайте проект плана статистического обследования вашего места работы (учебы), др.:

а) определите цель, объект и единицу наблюдения;

б) составьте программу наблюдения;

в) разработайте формуляр наблюдения и инструкцию к нему;

г) составьте организационный план наблюдения.

Люди по-разному относятся к статистической информации: одни ее не воспринимают, другие безоговорочно верят, а третьи согласны с мнением английского политика Б. Дизраэли: «Существует 3 типа лжи: ложь, наглая ложь и статистика», однако ему же принадлежит следующее утверждение: «В жизни, как правило, преуспевает больше тот, кто располагает лучшей информацией».

Статистическое наблюдение - это начальный этап любого статистического исследования, поэтому от того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты исследований. В статистической практике используются разные формы, виды и способы наблюдения.

Различают 3 формы организации наблюдения:

    Статистическая отчетность – это особая форма организации сбора данных государственной статистикой о деятельности хозяйствующих субъектов, которые обязаны заполнять документы-бланки, называемые формами статистической отчетности , содержащие перечень определенных показателей, сведений, характеризующих ту или иную хозяйственую единицу и результаты ее деятельности, заполняемый на основе данных опертивного или бухгалтерского учета и представляемые в государственные статистические органы для дальнейшего обобщения. Каждая форма отчетности имеет шифр и название. В соответствии со сроками представления отчетность бывает суточная (ежедневная), недельная, месячная, квартальная, полугодовая и годовая. Все эти виды отчетности, кроме годовой, объединяют одним названием – текущая отчетность.

    Cпециально организованные статистические наблюдения - это переписи и специальные обследования, проводимые по тем явлениям общественной жизни, по которым отсутствует отчетность или когда требуется уточнить, дополнить данные той или иной отчетности, либо провести разовое детальное, всестороннее обследование каких-либо объектов

    Наблюдение через регистры – сравнительно новая форма организации статистического наблюдения, основанная на применении компьютерных технологий. Регистр – это поименованный и постоянно уточняемый перечень тех или иных единиц наблюдения, созданный для непрерывного длительного статистического наблюдения за определенной совокупностью, в котором содержится информация о каждой единице совокупности (например, ЕГРПО – Единый государственный регистр предприятий и организаций).

Все эти 3 организационные формы статистического наблюдения не противостоят, а дополняют друг друга, позволяя более глубоко и всесторонне изучать отдельные явления и процессы общественной жизни.

По времени регистрации фактов различают текущее (непрерывное) и прерывное наблюдение. Последнее, в свою очередь, подразделяется на единовременное и периодическое.

По охвату единиц наблюдения различают сплошное, когда наблюдению подлежат все единицы изучаемой совокупности, и несплошное. Несплошное наблюдение подразделяется на следующие 4 вида:

    наблюдение основного массива (исключаются из наблюдения малозначимые единицы);

    анкетное (добровольное заполнение анкет приводит к несплошному виду наблюдения);

    выборочное (случайный отбор единиц из изучаемой совокупности);

    монографическое (детальное изучение какой-то одной единицы совокупности).

По источникам собираемых сведений различают следующие способы наблюдения:

    непосредственное (осмотр, измерение, взвешивание);

    документальное (на основе отчетности);

    опрос (сведения регистрируются со слов опрашиваемой единицы наблюдения), реализуемый следующими способами - экспидиционный, саморегистрация, корреспондентский и явочный.

Любое статистическое исследование начинается с формулировки его цели и задач, а следовательно и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяется объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбирается вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. В ряде случаев пользуются цензом. Ценз – ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности. Единицей наблюдения называется составная часть объекта исследования, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении. Программа наблюдения – перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков или показателей, подлежащих регистрации. Она оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К нему прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопросов.

Организационные вопросы статистического наблюдения связаны с определением субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения. Субъект наблюдения – орган, осуществляющий наблюдение. Время наблюдения – период, в течение которого будет проводиться наблюдение (срок наблюдения), либо время, к которому относятся регистрируемые сведения (критический момент наблюдения).

Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

Начальной стадией экономико–статистического исследования является статистическое наблюдение. Использование объективной и полной информации, которую получают в ходе статистического наблюдения, на последующих этапах исследования обеспечивает научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица статистического наблюдения – это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического наблюдения должна содержать перечень признаков, которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности.

Процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов:

1) программно – методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое;

2) организационная подготовка проведения наблюдения Этот этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении;

3) на третьем этапе выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения. Важнейшим этапом в проведении статистического наблюдения – является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;

4) контроль данных статистического наблюдения;

5) на последней ступени статистического наблюдения делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения.

Результаты, полученные в ходе статистического наблюдения, подвергают контролю со стороны их достоверности, полноты и возможности допущенных ошибок или неточностей.

Существуют следующие требования, которым должно отвечать статистическое наблюдение:

1) наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений;

2) сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе;

3) для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов – это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения;

4) для того чтобы создать хорошие условия для получения объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение.

2. Формы, виды и способы статистического наблюдения

К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное наблюдение.

Важнейшей формой статистического наблюдения является отчетность.

Отчетность – это форма статистического наблюдения, при которой в соответствующие статистические органы поступают в определенные сроки сведения от предприятий и организация, которые осуществляют экономическую деятельность. Сведения должны подаваться в установленном законом порядке отчетных документов.

Отчетные документы должны быть заполнены на основании данных первичного учета и подписаны лицами, ответственными

за предоставленные сведения. Органами государственной статистики утверждаются формы статистической отчетности.

В коммерческой деятельности отчетность подразделяется на:

1) общегосударственную – обязательна для всех организаций и представляется в сводном виде в органы государственной статистики;

2) внутриведомственную – эта отчетность действует в пределах ведомств и министерств. Существуют следующие формы отчетности:

1) типовой называют отчетность, которая содержит показатели, одинаковые для всех предприятий, учреждений различных организационных форм, а также для иных видов деятельности

2) если предприятие имеет свои определенные особенности, то в эту организацию вводится специализированная отчетность;

3) отчетность, предоставляемая каждым предприятием в одинаковые промежутки времени, называется периодической;

4) отчетность, которая поступает в органы статистики по мере необходимости, называется единовременной отчетностью. Каждая организация вправе выбирать, по какому способу ей предоставить отчетные данные.

В настоящее время существует большое множество способов поступления статистических данных в органы статистики, например почтовая и срочная предоставляется по телеграфу, телетайпу факсу и другими способами. Специально организованное статистическое наблюдение – это сбор сведений посредством переписей, единовременных обследований и учета. Примером специально организованного статистического наблюдения может служить инвентаризация на предприятии.

Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:

1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;

2) если обследованию подвергаются часть единиц изучаемой совокупности явлений, то это несплошное статистическое наблюдение;

3) выборочным наблюдением называют наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке;

4) монографическое обследование – это детальное изучение и описание определенных единиц совокупности;

5) если обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме, то это называется методом основного массива;

6) сбор данных, основанный на добровольном заполнении адресатами анкет, называется анкетным обследованием;

7) если наблюдение ведется непрерывно, и при этом все факты и явления, происходящие в состоянии изменения, регистрируются, то это наблюдение называется текущим;

8) если же наблюдение осуществляется нерегулярно, но только тогда, когда требуется, это наблюдение называется единовременным;

9) периодическим называется наблюдение, которое повторяется через определенные промежутки времени (год, месяц, квартал и т. д.).

В зависимости от источников собираемых сведений различают:

1) наблюдение, осуществляемое самими регистраторами путем замера и с помощью осмотра, подсчета и взвешивания признаков изучаемого объекта, называется непосредственным;

2) опрос – это наблюдение, при котором ответы человека на вопросы фиксируются на определенном формуляре;

3) при документальном учете фактов источником сведений служат документы.

Предоставление предприятиями, организациями статистических отчетов о своей хозяйственной деятельности в строго установленном порядке называют отчетным способом. Вид статистического наблюдения, предполагающий предоставление сведений в органы, которые и ведут наблюдение, в явочном порядке называют явочным способом.

Если сведения в органы предоставляют корреспонденты, то этот способ называют корреспондентским.

Предоставление документов, которые заполняют сами опрашиваемые, а специальные работники только обеспечивают формулярами, называют способом саморегистрации.

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Статистические формуляры – это специализированные документы определенной формы, которые предназначены для учета и отчетности. В формуляре статистического наблюдения содержатся перечень вопросов программы и места для записи ответов на них. Данный формуляр состоит из: титульной части, которая включает в себя наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр; адресная часть формуляра должна содержать запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

К системам статистического формуляра относятся: индивидуальный формуляр, предназначенный для регистрации ответов на вопросы программы наблюдения, но только по одной единице наблюдения; списочный формуляр предназначен для регистрации в нем же ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Для того чтобы единообразно толковались вопросы, содержащиеся в формулярах, может быть дан статистический подсказ. Статистический подсказ – перечень возможных ответов на поставленные вопросы. К статистическим формулярам составляется инструкция – это документ, в который входят разъяснения и указания по программе статистического наблюдения, а также в нем отражают цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, сроки и время проведения наблюдения. Инструкция должна быть составлена просто, кратко и ясно.

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.

Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.

Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.

Временем наблюдения называют время, к которому будет отнесена собранная статистическая информация.

Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.

Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, – это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.

Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или показателя, который был получен вследствие статистического наблюдения, действительному его значению. В процессе подготовки и проведения статистического исследования чтобы предупредить возможность появления отклонений или разности между исчисленными показателями, нужно предусмотреть и осуществить ряд мероприятий. Если же такие отклонения возникли, их называют ошибками статистического наблюдения.

Материалы, собранные в результате наблюдения, подвергаются всесторонней проверке и контролю. Они проверяются с точки зрения полноты охвата всех единиц совокупности наблюдения и правильности заполнения документов и в порядке логического и арифметического контроля.

Логический контроль состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные между собой вопросы программы наблюдения с целью выявления логически несовместимых ответов.

Счетный контроль сводится к проверке общих и групповых цифровых итогов и их сопоставлению. Задача его – обнаружить и исправить неверные итоги числовых показателей.

Ошибки статистического наблюдения – это ошибки репрезентативности и ошибки регистрации.

Ошибки репрезентативности показывают, в какой степени выборочная совокупность представляет генеральную совокупность. Эти ошибки возникают потому, что наблюдению подвергается только часть единиц изучаемой совокупности, и сведения эти не могут абсолютно точно отобразить свойства всей массы явлений совокупности.

Возникающие в результате неправильного установления фактов ошибки регистрации можно подразделить на:

1) случайные – это ошибки, которые могут дать искажения как в одну, так и в другую сторону;

2) систематические ошибки, возникающие вследствие нарушения принципов непреднамеренного отбора единиц изучаемой совокупности. Систематические ошибки опасны, потому что они влияют на полученные итоговые показатели;

3) преднамеренные ошибки возникают вследствие умышленного искажения фактов.

6. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

Статистическая информация, которая предоставляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, для проведения государственных статистических наблюдений, в зависимости от характера содержащихся в ней сведений может быть открытой и общедоступной или отнесенной в соответствии с законодательством к категории ограниченного доступа.

Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям.

Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных) и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии на бланках форм.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), кроме отнесенной к государственной тайне, Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим лицам осуществляется при наличии письменного согласия предоставивших эти данные отчитывающихся субъектов за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), которая отнесена к государственной тайне, осуществляется Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 41, ст. 4673).

7. Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, предоставление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

Производство дел об административных правонарушениях порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при предоставлении искаженных данных или нарушении сроков предоставления отчетности, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».

8. Пути совершенствования статистического наблюдения

Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований, экономических и социальных процессов методом научно обоснованной системы показателей, обобщение и прогнозирование путей развития хозяйств, выявление резервов роста эффективности общественного производства является основной задачей статистической науки в настоящее время.

В концепции создания автоматизированной статистической информационной системы рассматриваются пути и направления по решению таких важных задач, как разработка научно обоснованной системы статистических показателей и научная организация статистического наблюдения.

Система статистических показателей социально–экономического развития является единой для всех уровней управления, обеспечивается единой методологией их исчисления. Она призвана обеспечить получение информации, которая будет характеризовать состояние и развитие экономической, социальной, политической и общественной жизни во всех сферах и на всех уровнях управления.

Получение необходимых данных о количественных и качественных значениях тех или иных показателей должно изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.

Совершенствование статистического наблюдения обеспечит повышение содержательности, достоверности и оперативности отчетных данных на основе статистической отчетности, переписей, единовременных учетов.

Основные принципы формирования системы статистического наблюдения: статистическая отчетность должна содержать систему отчетных показателей и обеспечивать возможность контроля над ходом выполнения плановых программ; выборочные обследования, перепись, учеты, цензы должны обеспечивать получение количественных значений статистических показателей с целью их последующего экономического анализа.

Основной целью системы отчетных показателей является контроль за проведением, выполнением и достижением контрольных цифр, государственных заказов, соблюдением установленных нормативов и лимитов.

В настоящее время изменяются организационные структуры управления хозяйством, формы и методы ведения хозяйства, активно формируются малые и совместные предприятия, акционерные общества, расширяется сфера применения арендных отношений.

В связи с этими изменениями статистическим органам нужно разработать и осуществить программу совершенствования организации статистического наблюдения.

Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения – от постановки вопросов до разработки конкретных форм отчетности.

В настоящее время уже разработаны некоторые основные направления совершенствования системы статистического наблюдения: это формирование на базе системы статистических показателей социально–экономического развития перечня важнейших мероприятий по наблюдению за ходом реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления; методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей единовременных, выборочных и монографических обследований.

Рассмотрим последовательность этапов разработки и реализации совершенствования статистического наблюдения.

1. Необходимо определить перечень показателей, которые будут характеризовать экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечень показателей и объектов статистического наблюдения; информация по ним может быть получена при помощи выборочного наблюдения и единовременного учета

2. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также программ и форм выборочного наблюдения и математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов.

3. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения данных цензовой отчетности на всю совокупность объектов.

4. Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.

Глубокое всестороннее исследование любого экономического или социального процесса предполагает измерение его количественной стороны и характеристику его качественной сущности, места, роли и взаимосвязей в общей системе общественных отношений. Прежде чем приступить к использованию статистических методов изучения явлений и процессов общественной жизни, необходимо иметь в своем распоряжении исчерпывающую информационную базу, в полной мере и достоверно описывающую объект исследования. Процесс статистического исследования предполагает проведение следующих этапов:

  • сбор статистической информации (статистическое наблюдение) и ее первичная обработка;
  • систематизация и дальнейшая обработка данных, полученных в результате статистического наблюдения, на основе их сводки и группировки;
  • обобщение и анализ результатов обработки статистических материалов, формулировка выводов и рекомендаций по итогам всего статистического исследования.

Статистическое наблюдение – первый и исходный этап статистического исследования, который представляет собой систематический, планомерно организуемый на научной основе процесс сбора первичных данных о различных явлениях социальной и экономической жизни. Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно проводится по специально разработанному плану, который включает в себя вопросы, связанные с организацией и техникой сбора статистической информации, контроля ее качества и достоверности, представления итоговых материалов. Массовый характер статистического наблюдения обеспечивается наиболее полным охватом всех случаев проявления изучаемого явления или процесса, т. е. в процессе статистического наблюдения подвергаются измерению и регистрации количественные и качественные характеристики не отдельных единиц изучаемой совокупности, а всей массы единиц совокупности. Систематичность статистического наблюдения означает, что оно должно проводиться не случайным образом, т. е. стихийно, а выполняться либо непрерывно, либо регулярно через равные промежутки времени.

Процесс проведения статистического наблюдения представлен на рис. 2.1.

Рис. 2.1.

Процесс подготовки статистического наблюдения предполагает определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, выбора единицы наблюдения. Также необходимо разработать бланки документов для сбора данных и выбрать средства и методы их получения.

Таким образом, статистическое наблюдение представляет собой трудоемкую и кропотливую работу, требующую привлечения квалифицированных кадров, всесторонне продуманной ее организации, планирования , подготовки и проведения.

Виды и способы статистического наблюдения

деятельности. По срокам представления статистическая отчетность бывает ежедневная, недельная, декадная, двухнедельная, месячная, квартальная, полугодовая и годовая. Статистическая отчетность может передаваться по телефону, каналам связи, на электронных носителях с обязательным последующим представлением на бумажных носителях, скрепленная подписью ответственных лиц.

Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой организуемый статистическими органами сбор сведений или для изучения явлений, не охватываемых отчетностью, или для более глубокого изучения отчетных данных, их проверки и уточнения. Различного рода переписи, единовременные обследования являются специально организованными наблюдениями.

Регистры – это такая форма наблюдения, при которой факты состояния отдельных единиц совокупности непрерывно регистрируются. Наблюдая за единицей совокупности, предполагают, что происходящие там процессы имеют начало, долговременное продолжение и конец. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Все показатели хранятся до тех пор, пока единица наблюдения находится в регистре и не закончила своего существования. Некоторые показатели остаются неизменными все время, пока единица наблюдения находится в регистре, другие могут меняться время от времени. Примером такого регистра может служить Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО). Все работы по его ведению осуществляет ФСГС.

Итак, выбор видов, способов и форм статистического наблюдения зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются цели и задачи наблюдения, специфика наблюдаемого объекта, срочность представления результатов, наличие подготовленных кадров, возможность применения технических средств сбора и обработки данных.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.

Целы практически любого статистического наблюдения – получение достоверной информации о явлениях и процессах общественной жизни, с тем чтобы выявить взаимосвязи факторов, оценить масштабы явления и закономерности его развития. Исходя из задач наблюдения, определяются его программа и формы организации. Кроме цели следует установить объект наблюдения, т. е. определить, что именно подлежит наблюдению.

Объектом наблюдения называется совокупность общественных явлений или процессов, подлежащих исследованию. Объектом наблюдения может быть совокупность учреждений (кредитные, образовательные и т. п.), население, физические объекты (здания, транспорт, техника). При установлении объекта наблюдения важно строго и точно определить границы изучаемой совокупности. Для этого необходимо четко установить существенные признаки, по которым определяют: включать объект в совокупность или нет. Например, прежде чем проводить обследование медицинских учреждений на предмет оснащенности современным оборудованием, следует определить категорию, ведомственную и территориальную принадлежность подлежащих обследованию клиник. Определяя объект наблюдения, необходимо указать единицу наблюдения и единицу совокупности.

Единицей наблюдения является составной элемент объекта наблюдения, представляющий собой источник информации, т. е. единица наблюдения является носителем признаков, подлежащих регистрации. В зависимости от конкретных задач статистического наблюдения это может быть домашнее хозяйство или человек, например учащийся, предприятие сельского хозяйства или завод. Единицы наблюдения называют отчетными единицами, если они представляют статистическую отчетность в статистические органы.

Единица совокупности – это составной элемент объекта наблюдения, от которого поступают сведения о единице наблюдения, т. е. единица совокупности служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации в процессе наблюдения. Например, при переписи лесных насаждений единицей совокупности будет дерево, так как оно обладает признаками, подлежащими регистрации (возраст, породный состав и т. п.), в то время как само лесное хозяйство, в котором ведется обследование, выступает единицей наблюдения.

Каждое явление или процесс общественной жизни обладает множеством признаков, но получить информацию обо всех невозможно, да и не все из них представляют интерес для исследователя, поэтому при подготовке наблюдения следует решить вопрос о том, какие признаки будут подлежать регистрации в соответствии с целями и задачами наблюдения. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программой статистического наблюдения называют совокупность вопросов, ответы на которые в процессе наблюдения и должны составить статистические сведения. Разработка программы наблюдения – очень важная и ответственная задача, и от того, насколько правильно она будет выполнена, зависит успех проведения наблюдения. При разработке программы наблюдения необходимо учитывать ряд предъявляемых к ней требований:

  • программа должна по возможности содержать только те признаки, которые необходимы и значения которых будут использованы для проведения дальнейшего анализа или в контрольных целях. Стремясь к полноте сведений, обеспечивающих получение доброкачественных материалов, следует ограничить объем собираемой информации, чтобы получить достоверный материал для анализа;
  • вопросы программы должны быть сформулированы четко, чтобы исключить неправильную их трактовку и не допустить искажение смысла собираемой информации;
  • при разработке программы наблюдения желательно выстроить логичную последовательность вопросов; однотипные вопросы или признаки, характеризующие какую-либо одну сторону явления, следует объединять в один раздел;
  • программа наблюдения должна содержать контрольные вопросы для проверки и корректировки регистрируемых сведений.

Для проведения наблюдения необходим определенный инструментарий: формуляры и инструкции. Статистический формуляр – специальный документ единого образца, в котором фиксируются ответы на вопросы программы. В зависимости от конкретного содержания проводимого наблюдения формуляр может называться формой статистической отчетности, переписным или опросным листом, картой, карточкой, анкетой или бланком. Различают два вида формуляров: карточный и списочный. Формуляр-карточка, или индивидуальный формуляр, предназначен для отражения сведений об одной единице статистической совокупности, а списочный формуляр содержит сведения о нескольких единицах совокупности. Неотъемлемыми и обязательными элементами статистического формуляра являются титульная, адресная и содержательная части. В титулыной части указывается наименование статистического наблюдения и органа, который утвердил этот формуляр, сроки представления формуляра и некоторая другая информация. В адресной части указываются реквизиты отчитывающейся единицы наблюдения. Основная, содержателыная, часть формуляра обычно выглядит в форме таблицы, которая содержит наименование, коды и значения показателей.

Заполнение статистического формуляра происходит в соответствии с инструкцией. Инструкция содержит указания о порядке проведения наблюдения, методические указания и разъяснения по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется либо в виде брошюры, либо помещается на обратной стороне формуляра. Кроме того, за необходимыми разъяснениями можно обратиться к специалистам, ответственным за проведение наблюдения, в органы, которые его проводят.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени наблюдения и месте его проведения. Выбор места проведения наблюдения зависит от цели наблюдения. Выбор времени наблюдения связан с определением критического момента (даты) либо интервала времени и определение срока (периода) наблюдения. Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, к которому приурочены регистрируемые в процессе наблюдения сведения. Сроком наблюдения определяется период, в течение которого должна осуществляться регистрация сведений об изучаемом явлении, т. е. интервал времени, в течение которого заполняются формуляры. Обычно срок наблюдения должен быть не слишком удален от критического момента наблюдения, чтобы можно было воспроизвести состояние объекта на тот момент.

Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения должны быть решены вопросы организационного обеспечения. Для этого составляется организационный план наблюдения, в котором отражаются цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, место, время, сроки наблюдения, круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения.

Обязательным элементом организационного плана является указание органа наблюдения. Также определяется круг организаций, призванных оказывать содействие в проведении наблюдения, к ним могут относиться органы внутренних дел, налоговая инспекция, отраслевые министерства, общественные организации, физические лица , волонтеры и т. д.

В число подготовительных мероприятий входят:

  • разработка формуляров статистического наблюдения, размножение документации самого обследования;
  • разработка методологического аппарата для анализа и представления результатов наблюдения;
  • разработка программного обеспечения для обработки данных, закупка вычислительной и оргтехники;
  • закупка необходимых материалов, в том числе канцтоваров;
  • подготовка квалифицированных кадров, обучение персонала , проведение различного рода инструктажа и т. д.;
  • проведение массовой разъяснительной работы среди населения и участников наблюдения (лекции, беседы, выступления в печати, по радио и телевидению);
  • согласование деятельности всех служб и привлекаемых к совместным действиям организаций;
  • оборудование места сбора и обработки данных;
  • подготовка каналов передачи информации и средств связи;
  • решение вопросов, связанных с финансированием статистического наблюдения.

Таким образом, план наблюдения содержит ряд мероприятий, направленных на успешное проведение работы по регистрации необходимых сведений.

Точность наблюдения и методы проверки достоверности данных

Каждое конкретное измерение величины данных, осуществляемое в процессе наблюдения, дает, как правило, приближенное значение величины явления, в той или иной мере отличающееся от истинного значения этой величины. Степень соответствия действительной величине какого-либо показателя или признака, полученного по материалам наблюдения, называется точностыю статистического наблюдения. Расхождение между результатом наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называется ошибкой наблюдения.

В зависимости от характера, стадии и причин возникновения различают несколько типов ошибок наблюдения (табл. 2.1).

Таблица 2.1

По своему характеру ошибки делятся на случайные и систематические. Случайными называют ошибки, возникновение которых обусловлено действием случайных факторов. К ним относятся оговорки и описки опрашиваемого лица. Они могут быть направлены в сторону уменьшения или увеличения значения признака, на конечном результате они, как правило, не отражаются, так как взаимопогашаются при сводной обработке результатов наблюдения. Систематические ошибки имеют одинаковую тенденцию либо к уменьшению, либо к увеличению значения показателя признака. Это связано с тем, что измерения, например, производятся неисправным измерительным прибором или ошибки являются следствием неточной формулировки вопроса программы наблюдения и др. Систематические ошибки представляют большую опасность, так как в значительной мере искажают результаты наблюдения.

В зависимости от стадии возникновения различают ошибки регистрации; ошибки, возникающие в ходе подготовки данных к машинной обработке; ошибки, проявляющиеся в процессе обработки на вычислительной технике.

К ошибкам регистрации относятся те неточности, которые возникают при записи данных в статистический формуляр (первичный документ, бланк, отчет, переписной лист) или при вводе данных в вычислительную технику, искажение данных при передаче через линии связи (телефон, электронную почту). Часто ошибки регистрации возникают из-за несоблюдения формы бланка, т. е. запись произведена не в ту строку или графу документа. Случается и преднамеренное искажение значений отдельных показателей.

Ошибки при подготовке данных к машинной обработке или в процессе самой обработки возникают в вычислительных центрах или центрах подготовки данных. Возникновение таких ошибок связано с небрежным, неправильным, нечетким заполнением данных в формулярах, с физическим дефектом носителя данных, с потерей части данных из-за несоблюдения технологии хранения информационных баз либо определяются сбоями в работе оборудования.

Зная виды и причины возникновения ошибок наблюдения, можно в значительной мере снизить процент подобных искажений информации. Различают следующие виды ошибок:

ошибки измерения, связанные с определенными погрешностями, которые возникают при однократном статистическом наблюдении явления и процессов общественной жизни;

ошибки репрезентативности, возникающие в ходе несплошного наблюдения и связанные с тем, что сама выборка не репрезентативна, и результаты, полученные на ее основе, не могут распространяться на всю совокупность;

преднамеренные ошибки, возникающие из-за сознательного искажения данных с разными целями, среди которых желание приукрасить действительное состояние объекта наблюдения или, наоборот, показать неудовлетворительное состояние объекта (данное искажение информации является нарушением закона);

непреднамеренные ошибки, как правило, носящие случайный характер и связанные с низкой квалификацией работников, их невнимательностью или небрежностью. Часто такие ошибки связаны с субъективными факторами, когда люди дают неправильную информацию о своем возрасте, семейном положении, образовании, принадлежности к социальной группе и т. д. или просто забывают некоторые факты, сообщая регистратору информацию, которая только что возникла в памяти.

Желательно провести некоторые мероприятия, которые помогут предупредить, выявить и исправить ошибки наблюдения. К ним относятся:

  • подбор квалифицированных кадров и качественное обучение персонала, связанного с проведением наблюдения;
  • организация контрольных проверок правильности заполнения документов, сплошным или выборочным методом;
  • арифметический и логический контроль полученных данных после завершения сбора материалов наблюдения.

Основными видами контроля достоверности данных являются синтаксический, логический и арифметический (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Синтаксический контроль означает проверку правильности структуры документа, наличия необходимых и обязательных реквизитов, полноту заполнения строк формуляров в соответствии с установленными правилами. Важность и необходимость синтаксического контроля объясняется применением для обработки данных вычислительной техники, сканеров, которые предъявляют жесткие требования к соблюдению правил заполнения формуляров.

Логическим контролем проверяются правильность записи кодов, соответствие их наименованиям и значениям показателей. Выполняется проверка необходимых взаимосвязей между показателями, сопоставляются ответы на различные вопросы и выявляются несовместимые сочетания. Для исправления ошибок, выявленных при логическом контроле, возвращаются к исходным документам и делают поправки.

При арифметическом контроле сравниваются полученные итоги с предварительно подсчитанными контрольными суммами по строкам и по графам. Довольно часто арифметический контроль основывается на зависимости одного показателя от двух или нескольких других, например является произведением других показателей. Если арифметический контроль итоговых показателей обнаружит, что данная зависимость не соблюдается, это будет свидетельствовать о неточности данных.

Таким образом, контроль достоверности статистической информации осуществляется на всех этапах проведения статистического наблюдения, начиная со сбора первичной информации и до этапа получения итогов.

Важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения является разработка плана его проведения, который содержит формулировку и решение программно-методологических и организационных вопросов.
Программно-методологические:
- установление цели и задач наблюдения;
- определение объекта и единицы наблюдения;
- разработка программы наблюдения;
- выбор вида и способа наблюдения.
Установление цели и задач является исходным этапом при организации и проведении любого статистического наблюдения. Она определяет прямые предметные задачи наблюдения, которые также должны быть строго сформулированы. В соответствии с целями и задачами определяются объект и единица статистического наблюдения.
Объект статистического наблюдения - это совокупность социально-экономических явлений и процессов, которая подвергается статистическому наблюдению. Для успешного проведения статистического наблюдения большое значение имеет точное научно обоснованное определение объекта наблюдения. Это означает, что из всей совокупности существенных признаков, характеризующих обследуемый объект, выделяются те из них, которые отличают его от других, сходных или близких с ним по характеру объектов.
Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.
Единица статистического наблюдения - это первичный, составной элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем регистрируемых при наблюдении признаков. Единицы наблюдения называются отчетными единицами.
Отчетная единица - это единица статистического наблюдения, от которой поступают отчетные данные по утвержденным для нее в установленном порядке формам.
Единица статистической совокупности - это отдельно взятый первичный, составной элемент статистической совокупности, который служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при проведении статистического наблюдения. Это то, что подвергается обследованию при проведении статистического наблюдения.
Таким образом, исходя из конкретного содержания объекта, цели и конкретных задач предпринимаемого статистического исследования разрабатывается программа статистического наблюдения.
Программа статистического наблюдения - это перечень признаков единицы наблюдения, регистрируемых в процессе проведения статистического наблюдения. От качества разработки программы зависят результаты статистического наблюдения и исследования в целом, его ценность для решения социально-экономических задач, пригодность для выработки конкретных производственных и управленческих предложений.
Программа должна строиться с учетом следующих требований к ее разработке:
- должна содержать существенные признаки, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, процесс, тип, основные черты, специфические особенности и свойства, которые будут использованы при разработке материалов статистического наблюдения;
- должна включать только те признаки, которые являются отличительными для всех единиц изучаемой совокупности;
- необходимо учитывать и контролировать количество вопросов программы;
- вопросы программы наблюдения должны быть сформулированы четко, кратко и ясно, без допущения двусмысленности их толкования;
- программа должна содержать только те вопросы, на которые реально можно получить объективные и достаточно точные ответы;
- целесообразно включать вопросы контрольного характера, чтобы ответы на них могли использоваться для контроля других;
- вопросы в программе наблюдения должны быть излолжены в логической последовательности.
Для проведения наблюдения в каждом случае разрабатывается инструментарий статистического наблюдения, который включает в себя формуляр и инструкцию.
Формуляр статистического наблюдения - это специальный документ, в котором регистрируются ответы на вопросы программы наблюдения. Он представляет собой разграфленый лист бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов (с указанием шифров и кодов) на них. Формуляр наблюдения состоит из частей: титульной и адресной. Титульная часть формуляра включает: наименование статистического наблюдения, органа его проводящего, дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр. Адресная часть формуляра содержит запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненности, иногда - сроки и место рассылки заполненных формуляров.
Формуляр может иметь различные формы выражения и наименования (в зависимости от особенностей наблюдения). В статистике различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (формуляр-карточка) и списочную (формуляр-список). Индивидуальный формуляр - это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице наблюдения. Списочный формуляр - это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Статистический подсказ - это перечень возможных ответов на поставленный вопрос. Может быть полным (включаемый перечень всех возможных ответов на поставленный вопрос) и неполным (содержащим ответы только на некоторые).
С целью обеспечения более полного и правильного процесса организации и проведения наблюдения к программе наблюдения составляется подробная инструкция. Статистическая инструкция - это документ, разъясняющий вопросы программы статистического наблюдения, порядок заполнения статистического формуляра и планово-организационные вопросы. В инструкции, так же как и в формуляре могут быть представлены толкование того или иного вопроса программы, примерные ответы на вопросы, типичные случаи заполнения формуляров и т.д.