Международные конференции стран антигитлеровской коалиции таблица. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. У истоков коалиции

Встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции

Лидеры стран антигитлеровской коалиции неоднократно встречались за годы Второй мировой войны. Но пиками дипломатического взаимодействия стали встречи в Тегеране, Ялте и Потсдаме, когда были приняты решения, кардинально изменившие ситуацию в войне.
Лидерам СССР, США и Великобритании удалось, наконец, преодолеть взаимное недоверие и договориться. Тем самым были заложены принципы послевоенного устройства.

Тегеранская конференция

Первая конференция состоялась в Тегеране (1943 год). На встрече присутствовали руководитель СССР И. В. Сталин, американский президент Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Главной для обсуждения стала проблема открытия второго фронта. Сталин настаивал на скорейшем введении армии союзников на территорию Западной Европы, он открыто спрашивал: «Будут ли США и Англия помогать нам в войне?». И хотя позиция Великобритании состояла в попытке затягивания второго фронта, лидерам удалось договориться. Была назначена конкретная дата высадки американо-английских войск на май – июнь 1944 года.
Кроме того, обсуждались вопросы о судьбе Германии, послевоенном устройстве мира, объявлении Советским Союзом войны фашистской Японии, создании Организации Объединённых Наций.

Ялтинская конференция

На Крымской конференции (февраль 1945 г.), которая проходила в Ялте, главными проблемами стали вопросы устройства Германии и всего мира после войны. Лидеры стран антигитлеровской коалиции приняли решение об основных принципах управления Большим Берлином, о назначении репараций с Германии по возмещению нанесённого ущерба.
Исторической заслугой конференции стало решение о создании - Организации Объединенных Наций (ООН) - международного учреждения с целью сохранения мира.
Принятая Декларация об освобожденной Европе, провозглашала, что все вопросы развития в Европе после войны СССР, США и Великобритания должны решать согласованно.
СССР подтвердил обещание о начале войны с Японией не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

Потсдамская конференция

Берлинская (Потсдамская) конференция в июле – августе 1945 г. показала серьезные расхождения в позициях стран победительниц. Если первые встречи проходили в достаточно дружественной атмосфере сотрудничества, то конференция в Берлине отразила негативное отношение к СССР, прежде всего со стороны премьер-министра У.Черчилля, и впоследствии сменившего его на посту К.Эттли, а также нового президента США Г.Трумэна.
Центральное место в обсуждении занял германский вопрос. Германия сохранялась, как единое государство, но принимались меры по ее демилитаризации и ликвидации фашистского режима (так называемой денацификации). Для осуществления этих задач в Германию вводились войска стран-победительниц без ограничения срока их пребывания. Решился вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как наиболее пострадавшей страны. Были установлены новые границы в Европе. Довоенные границы СССР восстанавливались, а территория Польши расширялась за счет германских земель.

В целом, встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Берлине вошли в историю как крупнейшие международные события. Принятые на конференциях решения помогли в мобилизации сил для разгрома фашизма в Германии и милитаристской Японии. Решения данных конференций определили дальнейшее демократическое устройство мира после войны.

  • 4.Крещение Руси и его историческое значение. Роль русской православной церкви в становлении русской государственности.
  • 5.Причины возникновения феодальной раздробленности на Руси и ее последствия.
  • 6. Монголо-татарское нашествие на Русь. Судьба русских земель. Политические, экономические и культурные последствия татарского ига.
  • 7. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-xVвв. Возвышение Москвы и ее решающая роль в объединении русских земель.
  • 8. Политический строй московского гос-ва в конце XV – начале XVI веков. Иван III. Общерусский судебник 1497 года.
  • 9. Иван IV Грозный. Централизация страны и усиление личной власти.
  • 10. Формирование сословной системы организации общества и сословно-представительной монархии. Законодательство в Московском государстве.
  • 11. Внешняя политика Ивана IV и ее результаты.
  • 12. Причины, суть и последствия социально-политического кризиса в начале XVII века. Борьба русского народа с иностранной интервенцией.
  • Причины и основные этапы смутного времени: период с 1605 г по 1613 г
  • 13. Восстановление государственности. Особенности правления первых Романовых. Социально-политическое и экономическое развитие России в XVII веке.
  • 14.Монархия в России: особенности формирования и функционирования (на примере русских монархов)
  • 15. Экономические преобразования Петра I, их содержание и особенности.
  • 16. Особенности складывания российского абсолютизма. Преобразование государственного устройства России при Петре 1.
  • 17. Внешняя политика Петра 1. Северная война и ее влияние на внутреннее положение России.
  • 18. Причины и последствия «эпохи дворцовых переворотов»
  • 19. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой и реальное содержание ее политики.
  • 20. Внешняя политика Екатерины Великой и ее влияние на судьбу государства.
  • 21. Социально-политическое положение России в первой четверти 19 века. Александр 1. Реформаторский поиск властей.
  • 22.Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.
  • 23. Крымская война 1853-56 гг. Ее причины, этапы, итоги.
  • 3. Судебная реформа: 1864 - обнародованы новые суд уставы.
  • 27. Аграрная реформа п.А.Столыпина и ее влияние на решение социально-экономических проблем России.
  • 28. Причины, характер и особенности революции 1905-1907 гг. Социально-экономические и политические последствия.
  • 29. Условия возникновения российского парламентаризма. Государственные Думы и их судьба (1905-1907). Парламентаризм сегодня.
  • 30. Первая мировая война и ее влияние на развитие мирового сообщества в XX веке.
  • 31. Февральская революция 1917 года. Выбор исторического пути развития страны.
  • 32. Причины возникновения и последствия кризисов Временного правительства в России в 1917 г.
  • 33. Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года. Объективные и субъективные предпосылки.
  • 34. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти, их сущность и правомерность.
  • 35. Интервенция и гражданская война в России (1917-1922), причины, основные события, уроки.
  • 36. Политика «военного коммунизма». Итоги, выводы.
  • 37. Новая экономическая политика Советской власти: суть, опыт, уроки.
  • 38. Образование ссср
  • 39. Индустриализация страны: первоначальные замыслы, поворот к фиксированной индустриализации и практическое осуществление.
  • 40. Коллективизация сельского хозяйства в ссср и методы её проведения.
  • 41. Внешняя политика ссср в 20-е годы. Первые международные соглашения.
  • 42. Внешняя политика ссср накануне второй мировой войны. Советско-германские соглашения 1939 года.
  • 43. Вторая Мировая Война: причины, характер, влияние на развитие мирового сообщества во второй половине 20-го века.
  • 44. Великая Отечественная Война советского народа, её основные периоды.
  • 45. Московская битва – крах немецкого плана молниеносного разгрома советской армии.
  • 46. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и в целом второй мировой войны, его сущность и значение.
  • 47. Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения.
  • 48. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.
  • 49. Международное положение и внешняя политика ссср после Второй Мировой войны. «Холодная война»: причины и сущность.
  • 50. Геополитические последствия Второй Мировой войны для ссср и мира.
  • 51. Особенности социально-политического и экономического развития ссср в первые послевоенные годы (1946-1953)
  • 52. Противоречивые тенденции в руководстве страной и хозяйственных реформах ссср в 50-60е годы
  • 53. Кризисные (застойные) явления в советском обществе 60-70е годы: причины и сущность
  • 54. Попытка «перестройки» Советского общества в 1985-1991 годы, её судьба
  • 55. Распад ссср и его геополитические последствия
  • 56. Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе
  • 57. Мир после «холодной войны
  • 47. Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения.

    АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ, военно-политический союз во главе с СССР, США и Великобританией против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) в период Второй мировой войны.

    Официально антигитлеровская коалиция оформилась 1 января 1942, когда 26 государств, объявивших войну Германии или ее союзникам, выступили с Вашингтонской декларацией Объединенных Наций, объявив о намерении направить все свои усилия на борьбу со странами «оси».

    Деятельность антигитлеровской коалиции определялась решениями главных стран-участниц. Общая политическая и военная стратегия вырабатывалась на встречах их лидеров И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта (с апреля 1945 – Г.Трумена), У.Черчилля и министров иностранных дел в Москве (19–30 октября 1943), Тегеране (28 ноября – 1 декабря 1943), Ялте (4–11 февраля 1945) и Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945).

    До середины 1943 не существовало единства по вопросу об открытии США и Великобританией второго фронта в Западной Европе, и Красной Армии пришлось одной нести бремя войны на европейском континенте. Английская стратегия предполагала создание и постепенное сжимание кольца вокруг Германии путем нанесения ударов на второстепенных направлениях (Северная Африка, Средний Восток) и уничтожение ее военного и экономического потенциала путем систематических бомбардировок немецких городов и промышленных объектов. Американцы считали необходимым произвести высадку во Франции уже в 1942, однако под давлением У.Черчилля отказались от этих планов и согласились на проведение операции по захвату Французской Северной Африки. Только на Квебекской конференции в августе 1943 Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль приняли, наконец, решение о десантной операции во Франции в мае 1944 и подтвердили его на Тегеранской конференции; со своей стороны, Москва пообещала предпринять наступление на Восточном фронте, чтобы облегчить высадку союзников.

    В то же время Советский Союз в 1941–1943 неизменно отклонял требование США и Великобритании об объявлении войны Японии. На Тегеранской конференции И.В.Сталин дал обещание вступить в ней войну, но только после капитуляции Германии. На Ялтинской конференции он добился от союзников в качестве условия начала военных действий их согласия на возвращение СССР территорий, утраченных Россией по Портсмутскому миру 1905, и передачи ему Курильских о-вов.

    С конца 1943 на первый план в межсоюзнических отношениях вышли проблемы послевоенного урегулирования. На Московской и Тегеранской конференциях было принято решение о создании по окончании войны международной организации с участием всех стран для сохранения всеобщего мира и безопасности.

    Важное место занимал вопрос о политическом будущем Германии. В Тегеране И.В.Сталин отверг предложение Ф.Д.Рузвельта о ее расчленении на пять автономных государств и разработанный У.Черчиллем проект отделения Северной Германии (Пруссии) от Южной и включения последней в Дунайскую федерацию вместе с Австрией и Венгрией.На Ялтинской и Потсдамской конференциях были согласованы принципы послевоенного устройства Германии (демилитаризация, денацификация, демократизация, экономическая децентрализация) и приняты решения о разделении ее на четыре оккупационные зоны (советскую, американскую, английскую и французскую) с единым органом управления (Контрольный Совет), о размерах и порядке выплаты ею репараций, об установлении ее восточной границы по рекам Одер и Нейсе, о разделе Восточной Пруссии между СССР и Польшей и передаче последней Данцига (Гданьска), о переселении немцев, проживавших в Польше, Чехословакии и Венгрии, в Германию.

    Другими важнейшими политическими решениями лидеров антигитлеровской коалиции были решения о восстановлении независимости Австрии и демократическом переустройстве Италии (Московская конференция), о сохранении суверенитета и территориальной целостности Ирана и о масштабной помощи партизанскому движению в Югославии (Тегеранская конференция), о создании временного югославского правительства на основе Национального комитета освобождения во главе с И.Броз Тито и о передаче СССР всех освобожденных союзниками советских граждан (Ялтинская конференция).

    Антигитлеровская коалиция сыграла важную роль в достижении победы над Германией и ее союзниками и стала основой Организации Объединенных Наций.

    Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 г. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определены цели союзников в ройне. 24 сентября 1941 г. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами. Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осенью 1941 г. Московской конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 г. “Декларация Объединенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией. Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско-американского соглашения от Ц июня 1942 г. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамериканские войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Однако при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне”.

    Проблема послевоенного устройства мира. Проблема включала в себя 5 основных задач: освободить народы Европы и помочь им восстановить национальную государственность; предоставить освобожденным народам свободу в решении вопроса о государственном устройстве; сурово наказать виновников войны; установить в Германии порядок, который исключал бы новую агрессию с ее стороны; организовать длительное экономическое, политическое и культурное сотрудничество народов мира.

    Впервые эти задачи широко обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел трех великих держав в октябре 1943 г. На ней была принята декларация по вопросу о всеобщей безопасности. Три государства обязались не только вести войну до безоговорочной капитуляции стран фашистского блока, но и продолжить сотрудничество после войны. Несмотря на то, что в конференции приняли участие министры трех государств, декларация была опубликована от имени четырех государств (США, СССР, Англии и Китая). В историю она вошла как «Декларация четырех». Этот документ содержал главные направления послевоенного устройства и наметил некоторые основные принципы деятельности будущей Организации Объединенных Наций. Московская конференция подготовила условия для первой встречи «Большой тройки» в Тегеране.

    Вопросы послевоенного устройства заняли важное место в повестке дня Тегеранской конференции (условное название «Эврика»). В принятой декларации главы правительств трех государств выразили решимость совместно работать как во время войны, так и в последующее мирное время. Поскольку советская делегация настаивала на решительных мерах по предупреждению в будущем германского реваншизма и милитаризма, Рузвельт предложил план расчленения Германии на 5 независимых государств. Его поддержал Черчилль. Сталин к этому плану отнесся настороженно, а в 1945 г. предложил в основном сохранить единство германского государства. В Тегеране СССР добился от союзников принципиального согласия на передачу Советскому Союзу восточной части Пруссии – Кенигсберга с прилегающими к нему территориями. Кроме германского, на конференции был обсужден польский вопрос, прежде всего в плане границ Польши. Конференция приняла формулу Черчилля: «очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер». Эта формула устроила Сталина.

    Задачи послевоенного мирного устройства выдвинулись на первый план на Ялтинской и Потсдамской конференциях «Большой тройки». Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех держав состоялась 4 – 11 февраля 1945 г. во дворце Ливадия, построенном для Николая 11 накануне Первой мировой войны. Конференция наметила программу демократического устройства мира, которая вошла в историю как «дух Ялты». В нем явно преобладали советские интересы. Советская дипломатия смогла политически закрепить результаты военных побед СССР. В этом ей помогла делегация США, заинтересованная в скорейшем вступлении Советского Союза в войну против Японии. Предполагалось, что эта война будет продолжаться еще 18 месяцев после разгрома Германии.


    На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, условия ее капитуляции, порядок ее оккупации, механизм союзного контроля. Целью оккупации и контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира». Не уничтожение германского государства и народа, а демилитаризация, денацификация и демократизация Германии объединили интересы трех великих держав. По настоянию советской делегации к оккупации Германии на равных правах с другими державами привлекалась Франция.

    В связи с обсуждением германской проблемы на конференции был решен вопрос о взимании репараций (возмещения ущерба). Было согласовано взимать с Германии репараций в трех формах: путем единовременного изъятия из национального богатства фабрик, заводов, оборудования, судов и т.п.; путем ежегодных товарных поставок из текущей продукции; путем использования германского труда.

    Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе», где было заявлена необходимость уничтожить следы нацизма и фашизма в освобожденных странах Европы и создать демократические учреждения по собственному выбору народов. Особо были выделены польский и югославский вопросы, а также комплекс дальневосточных вопросов, в т.ч. возвращение Советскому Союзу Южного Сахалина, захваченного Японией в 1904 г., и передача ему южнокурильских островов, входивших в состав японских «северных территорий» (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи).

    На конференции в Крыму был окончательно решен вопрос о создании Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Стороны договорились созвать в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференцию для окончательной подготовки Устава ООН, пригласив на нее страны, подписавшие «Декларацию 26-ти», а также те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г.

    Несмотря на неоднократные усилия, сопровождавшиеся реформированием национально-государственного устройства СССР (в 1944 г. в каждой союзной республике были созданы наркоматы обороны и иностранных дел), Сталин не смог добиться от Рузвельта и Черчилля согласия на включение в состав ООН в качестве самостоятельных членов 16 союзных республик.

    Ареной острого противоборства по проблемам послевоенного мирного урегулирования стала Потсдамская (Берлинская) конференция «Большой тройки» (17 июля – 1 августа 1945 г.). Она проходила во дворце Цецилиенхоф. На этой конференции не было сторонника активного сотрудничества с СССР Ф. Рузвельта. Он умер вскоре после возвращения по морю домой из Крыма, почувствовав недомогание уже в дороге. Американскую сторону представлял новый президент США Г. Трумен. Английскую делегацию возглавлял вначале премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а с 28 июля победивший на выборах лидер лейбористской партии К. Эттли. Во главе советской делегации, как и прежде, был И. Сталин.

    Руководители трех держав пришли к взаимоприемлемым решениям по германскому вопросу и по вопросам о репарациях, о новых границах Польши, по проблемам Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, руководители США, Англии и Китая опубликовали 26 июля 1945 г. от имени Потсдамской конференции декларацию о Японии, в которой призвали правительство Японии немедленно провозгласить безоговорочную капитуляцию. Несмотря на то, что подготовка и опубликование декларации прошло без участия СССР, советское правительство присоединилось к ней 8 августа. Потсдам закрепил новое соотношение сил в Европе и во всем мире.

    В апреле-июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялась учредительная конференция ООН . В ее открытии участвовали представители 42 государств. Помимо СССР, в качестве самостоятельных членов на конференции присутствовали Украина и Белоруссия, советские республики, наиболее пострадавшие от германского нашествия. К закрытию конференции ее состав увеличился до 50 государств за счет бывших союзников Германии. Конференция обсудила проект Устава ООН. 26 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу. Этот день стал днем официального рождения ООН как инструмента поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между народами и государствами. Политическим ядром ООН стал Совет Безопасности, в состав которого в качестве постоянных членов с правом вето (запрета) вошло 5 стран-победительниц – СССР, США, Великобритания, Франция, Китай.

    − объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Начало антигитлеровской коалиции исторически связывается с заявлениями правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него фашистской Германии, длительными переговорами правительств трех держав о взаимной поддержке и совместных действиях. Наиболее значимые события в ходе действия коалиции - Московское совещание (1941), Декларация двадцати шести (1942) Тегеранская конференция (1943), Ялтинская конференция (1945).

    Ленд-лиз − программа, представлявшая собой систему, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:

    поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

    переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

    Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.

    На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента.

    Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

    Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г., и сумма - $674 млн.

    После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов.

    Маршал Г. К. Жуков в послевоенных беседах с писателем К. М. Симоновым заявил: «Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок». При этом Жуков подчеркивал, что «мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией»

    Проблема открытия второго фронта

    После нападения фашистской Германии на СССР одной из главных задач внешнеполитической деятельности Советского правительства стало создание антигитлеровской коалиции. Учитывая противоречия между СССР и капиталистическими странами, решить эту задачу было непросто. В течение года шли дипломатические переговоры, переписка между правительствами СССР, США и Великобритании по вопросу создания антигитлеровской коалиции. Подписанием 26 мая 1942 г. в Лондоне советско-английского договора о союзе в войне против гитлеровской Германии и 11 июня в Вашингтоне советско-американского соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, антигитлеровская коалиция сложилась. Следующей задачей внешней политики СССР стало открытие союзниками второго фронта в Европе. Отсутствие второго фронта позволяло командованию вермахта держать на Востоке основные силы, не опасаясь за свой Западный фронт. Советское правительство, исходя из тяжелейшей обстановки на советско-германском фронте в 1941-1942 гг., добивалось от Англии и США открытия второго фронта в 1942 г. со всей настойчивостью. В ходе советско-американских переговоров в июне 1942 г., которые с советской стороны вел в Вашингтоне нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, между правительствами СССР и США была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Такого же согласия В.М. Молотов добился и от английского правительства, когда он по пути из Вашингтона в Москву остановился в Лондоне. На деле Англия не собиралась выполнять взятые на себя обязательства и выдвигала всевозможные оговорки, чтобы открытие второго фронта перенести на 1943 г. Кроме того премьер-министр Великобритании У. Черчилль делал все возможное, чтобы склонить президента США Ф. Рузвельта к отказу от взятого обязательства и сосредоточить усилия на осуществлении высадки англо-американских войск в Северной Африке. В июле 1942 г. президент США принял точку зрения У. Черчилля. В письме И.В. Сталину 18 июля, а затем в ходе переговоров с главой Советского правительства в Москве в августе 1942 г. У. Черчилль заявил об отказе Англии открыть второй фронт в Европе в 1942 г. Это же подтвердил от имени президента США Ф. Рузвельта и посол США в Москве А. Гарриман, присутствовавший на переговорах У. Черчилля и И.В. Сталина. Обещание союзников об открытии второго фронта не было выполнено и в 1943 г. Затягивание открытия второго фронта было связано с тем, что англо-американская коалиция рассчитывала на ослабление СССР, на то, что после изнурительной войны СССР потеряет значение великой державы. Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо - американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий "Запад" в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо - американцев возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо - американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не дошли до р. Рейн.


    Проблема послевоенного устройства мира

    Тегеранская конференция состоялась 28 ноября - 1 декабря 1943 г. в Тегеране. На ней впервые собралась «Большая Тройка» - Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль, И. В. Сталин. Это была первая конференция «Большой Тройки» (СССР, США, Англия) за время Второй Мировой войны

    Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - Великобритании, СССР и США, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце г.Ялта, Крым.

    Потсдамская конференция состоялась в Германии - г.Потсдам (дворец Цецилиенхоф) с 17 июля по 2 августа 1945 с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.

    В конференции участвовали главы правительств трёх государств - президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях), председатель Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли).

    Открытие второго фронта

    Основными были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, к-рый вопреки обязательствам США и Великобритании не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате побед Сов. Армии, англо-амер. союзники стали опасаться, что Сов. Вооруж. Силы освободят Зап. Европу без участия вооруж. сил США и Великобритании. Вместе с тем в ходе переговоров обнаружилось различие точек зрения глав пр-в США и Великобритании о месте, масштабах и времени вторжения союзников в Европу. По настоянию сов. делегации Т. к. приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 (см. «Оверлорд»). Т. к. приняла также к сведению заявление И. В. Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Теге- ране сов. делегация, идя навстречу просьбам пр-в США и Великобритании, а также учитывая неоднократные нарушения Японией сов.- япон. договора 1941 о нейтралитете и в целях сокращения сроков войны на Д. Востоке, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении воен. действий в Европе.

    Германский вопрос (территориально и политика по отношению к ней

    На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

    В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

    Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

    Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

    Репарации

    Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

    Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию.По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

    Польский вопрос

    Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки. В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

    Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

    Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос – послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная – проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

    Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

    Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье – в англо-американской сфере влияния.

    На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

    Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.

    Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

    Другие вопросы

    Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана». На конференции обсуждались также др. вопросы, в т. ч. касающиеся послевоен. Организации мира.

    Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три – Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

    Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

    Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, – рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

    Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

    Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

    Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

    Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

    Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 годов против стран нацистского блока, также называемых Стран Оси: Германии, Италии, Японии.

    В годы войны синонимом антигитлеровской коалиции стал термин «Объединённые нации», предложенный Рузвельтом и впервые встречающийся в Декларации Объединённых наций 1942 года (Вашингтонской декларации двадцати шести). Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана Организация Объединённых Наций (ООН).

    Основные этапы формирования

    Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва

    Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР

    Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г.

    Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США в 1942 году.

    Подписание Вашингтонской декларации 26 государствами (Декларация Объединённых Наций) о целях войны против фашизма 1 января 1942 г.

    Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон

    Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих Держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчелля в ноябре – декабре 43 г. в Тегеране. Конференция окончательно приняла согласованное решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции в мае 44 года и поддержать ее операцией в Южной Франции. Советская делегация не подтвердила согласие по окончанию войны в Европе вступить в войну против Японии. На тегеранской конференции обнаружились противоречия между союзниками относительно послевоенной судьбы Германии. СССР не поддержал предложения Рузвельта и Черчелля о расчленении Германии на несколько государств. Конференция по этому вопросу, не приняла ни каких решений. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта.



    8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.) посвящена была послевоенному устройству мира. В ее работе участвовал И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль. Центральным вопросом был – германский. Германия рассматривалась как единое целое демократическое миролюбивое государство. Основным принципом политики в отношении Германии были демилитаризация и демократизация. Берлин подлежал оккупации войсками СССР, США, Франции по соответствующим секторам. Было установлено, что Западная граница Польши пройдет по реке Одеру, тем самым Польше возвращались ее исконные земли. Советскому Союзу передан Кенигсберг с прилегающими районами восточной Пруссии. Был создан первый орган – совет министров иностранных дел, в составе представителей: СССР, США, Великобритании, Франции, Китая для подготовки мирного договора с бывшими союзниками Германии, а так же Международного военного трибунала для суда над главными фашистскими военными преступниками. Главная мысль Потсдамской конференции и соглашение трех держав – партнерство и сотрудничество во имя мира без войны и насилия, на основании баланса законных интересов – согласия в том, что державы – победительницы никогда не допустят повторения агрессии со стороны Германии или любого другого государства. Объединение Германии в 1990 году дало возможность мировому обществу утвердить, что 1990 г. положил конец послевоенному устройству мира, определившемуся в Ялте и Потсдаме. В крымской конференции (февраль 45 г.) были подготовлены соглашения об условиях капитуляции Германии, о зонах оккупации и управления «Большим Берлином», а так же о контроле союзных войск в Германии.

    56.Послевоенное развитие страны 1945-1953 гг. Обострение международных отношений и начало «Холодной войны». Создание социалистического лагеря и борьба двух систем. Четвертый пятилетний план восстановления и развития экономики СССР, его итоги. Духовная жизнь советского общества.



    История многих государств – это калейдоскоп героических и трагических, радостных и печальных событий, связанных с жизнью народов, развитием экономики и культуры, борьбой за своё настоящее и будущее. Не зная прошлого страны, трудно оценивать настоящее и оценивать будущее.

    Одним из грозных испытаний для советского народа была Великая Отечественная война. Нападение гитлеровской Германии на нашу страну прервало мирный созидательный труд много национальной семьи народов СССР – первого на планете социалистического государства. Развязанная фашистами война стала самой жестокой и тяжёлой из всех войн в истории нашей Родины.

    В борьбе с фашистскими захватчиками, в восстановлении разрушенного врагом хозяйства Советский Союз опирался на экономическую базу, созданную в годы до военных пятилеток. Перебазирование в начале войны промышленных предприятий на восток страны имело решающее значении для укрепления военной мощи, экономического развития страны, разгрома врага, восстановления народного хозяйства.

    Масштабы восстановительных работ были такими, каких не знала наша страна за всю многовековую историю. В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесён невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 20 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень. Только в промышленности были выведении из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесённый нашему государству, составил 2,6 трлн. руб.

    Заголовком успеха, достигнутого в восстановлении народного хозяйства страны, была мудрая политика Коммунистической партии – инициатора, вдохновителя и руководителя всех важнейших государственный мероприятий; великая дружба советских народов, их интернационализм и взаимопомощь.

    Итогом самоотверженного труда рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции всех союзных республик было восстановление городов и сёл, заводов и колхозов – всего народного хозяйства нашей страны.

    С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы.

    Война, расколов мир на два враждующих лагеря, великой победой вновь соединила его, наглядно продемонстрировав приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Обстановка в мире и сам климат международных отношений изменились. Временно межгосударственные отношения между всеми ведущими державами (Германия и Япония надолго выбыли их числа) приобрели партнерский, казалось, даже дружественный характер. Надежды на мирное, гармоничное развитие внушало и создание Организации Объединенных Наций. СССР впервые стал не только полноправным членом мирового сообщества, но и одним из его признанных лидеров. Для десятков и сотен миллионов людей впервые за многие годы исчез образ внешнего врага. Колоссальный вклад в победу Советского Союза вызвал всплеск симпатий на Западе, заставил забыть о раскулачивании и "большом терроре". Благодаря самоотверженной борьбе с фашизмом и роспуску Коминтерна (в 11943 г.) резко возрос авторитет компартий на Западе (с 1939 по 1946 г. их численность возросла в 2,9 раза). Они перестали рассматриваться в качестве подрывных организаций Кремля, а в некоторых странах были близки к приход)/ к власти.

    Итоги второй мировой войны открывали возможность демократического обновления мира, крушения деспотических режимов, широкого межгосударственного диалога. Но тогдашние политические лидеры ведущих мировых держав не сумели использовать этот исторический шанс. С исчезновением общего врага лагерь победителей стал раскалываться, постепенно отношения между бывшими союзниками – странами антигитлеровской коалиции, стали эволюционировать от сотрудничества к конфронтации. Борьба с фашизмом сменилась глобальным противостоянием социалистической и капиталистической систем, Востока и Запада, что явилось главной особенностью и устойчивой тенденцией послевоенного мирового развития. Раскол мира, начавшийся в 1917 г., продолжал углубляться, приобретая новый, биполярный характер с наличием двух центров силы - СССР и США.

    Одним из первых проявлений «холодной войны» стала предвыборная (в Верховный Совет СССР) речь И.В. Сталина (февраль 1946 г.), в которой говорилось о неизбежности империалистических войн и нарастании мощи Красной Армии, в агрессивной политике обвинялся Запад. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США был составлен меморандум об отборе 20-ти наиболее важных целей на территории СССР для их (возможной) атомной бомбардировки.

    Одной из наиболее трудных задач послевоенной пятилетки было восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Она осложнялась тем, что в 1946 году страну поразила жесточайшая засуха, охватившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области.

    Тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х - начале 50-х гг., более укрепилась и окончательно оформилась. По мере угасания энтузиазма, характерного для некоторых городских слоев в 30-е гг., все более проступали черты бюрократического режима с едва ли не абсолютным контролем партийно-государственного аппарата, лично Сталина над телами, душами и помыслами граждан. Культ Сталина достиг своего апогея. Сталин окончательно превратился в живое божество, требующее всеобщего поклонения. Политическая атмосфера последних лет жизни Сталина не позволяла ставить вопросы о вступлении страны на путь реформ.

    Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев, его внутренняя и внешняя политика. XX съезд КПСС. Либерализация общественно-политической системы. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущеваи его политического курса.

    Период "междуцарствия" долгие годы освещался историографией как бы вскользь и сводился исключительно к кадровым перестановкам. Однако именно весной-летом 1953 г. борьба за власть наверху отличалась наибольшей жесткостью и была тесным образом увязана с определением стратегии развития страны. Все члены политического руководства понимали необходимость преобразований. Но каждый по-своему определял приоритеты и глубину неизбежных перемен. В целом же, направления предстоящих изменений были обусловлены "болевыми точками" общественного развития. Центральное значение имело реформирование репрессивной системы и карательных органов, выведение из тупика аграрной сферы, корректировка внешнеполитического курса.

    XX съезд КПСС

    Созыв съезда был вызван необходимостью подвести итоги произошедших после смерти Сталина изменений в жизни страны и определить новый курс.

    Отчетный доклад ЦК, представленный съезду Н. С. Хрущевым, подтвердил изменение политического курса, разрыв со сталинскими традициями, осуществленный в течение трех предыдущих лет как в области международных отношений, так и во внутренней политике, социальной и экономической.

    Хрущев подчеркнул важность международной разрядки, заявив, что столкновение блоков не является исторической неизбежностью и что мирное сосуществование должно стать генеральной линией внешней политики СССР. По его мнению, благодаря новому, благоприятному для социализма соотношению сил в мире завоевание власти в “буржуазных странах” могло отныне происходить конституционным путем.

    Перейдя в экономике, докладчик изложил основные направления шестого пятилетнего плана. Особое внимание план уделял сельскому хозяйству, положение в котором оставалось сложным, производству предметов потребления опережающими темпами по сравнению со средствами производства, а также жилищному строительству.

    В идейно-политическом плане доклад Н. С. Хрущева был достаточно осторожным. Первый секретарь ЦК КПСС ограничился кратким упоминанием преступлений, совершенных “кликой Берии”, и несколькими критическими замечаниями в адрес В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и И.В. Сталина. Восстановить и упорядочить ленинский принцип коллективного руководства - таков был политический лейтмотив большинства выступлений на съезде.

    24 февраля Н.А. Булганин в качестве главы правительства представил экономический доклад, а затем Н. С. Хрущев сообщил советским делегатам, что вечером, после официального закрытия съезда, они должны явиться на закрытое заседание, куда иностранные участники не будут допущены.

    Хрущёвская либерализация в общественной и экономической жизни не завершилась. Одна из причин - старый тип политического мышления у Н. Хрущёва и его сподвижников. Они были твёрдо убеждены в преимуществах социалистической системы и таких её основ, как монопольное положение государственной собственности в экономике и компартии в политике. Поэтому даже робкие, непоследовательные меры по реформированию государственного социализма вызывали тревогу. Против реформ активно выступал партийный аппарат, чья власть заколебалась с введением системы ротаций партийных кадров. К ним присоединился центральный государственный аппарат, влияние которого заметно ослабло с упразднением отраслевых министерств. Но самое главное заключалось в том, что реформы конца 50-х - начала 60-х гг. проводились в условиях отсутствия фактической демократии в обществе и развития процессов демократизации.

    Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Эти годы оцениваются как начало <оттепели> (по образному выражению И. Эренбурга), наступившей после долгой сталинской зимы. Начался процесс расконсервации общества - Советский Союз становился все более открытым для мира, учащались культурные международные контакты. В 1957г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов.

    В сентябре 1953 г. Хрущёв был избран 1-м секретарём ЦК.

    Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор.

    В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Восстановили справедливость по отношению к миллионам невинно репрессированных людей. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

    Эта либерализация нашла свое отражение в расцвете литературы и искусств. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем. В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.

    Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено. После роста цен на продукты, закупки зерна в США и введения карточной системы, Хрущёв был обречён.

    В октябре 1964 года Пленум ЦК освободил Хрущёва от занимаемой должности. Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва сыграла партийно-государственная бюрократия.