Методика зайцева обучение чтению инструкция. Оригинальный и интересный способ научить ребенка читать — кубики Зайцева: методика обучения, игры и упражнения. Готовимся к занятиям шаг за шагом. Клеим кубики

Беременная женщина до последнего дня переживает о своем здоровье и здоровье будущего малыша. Если рядом с ней находится близкий человек, ее психологическое состояние улучшается, появляется уверенность, проходят страхи. Как правило, это супруг или партнер, подруга, мама, сестра. Присутствие родных людей во время благоприятно отражается на родовой деятельности, так как женщина должна расслабиться.
Хорошая атмосфера и положительные эмоции положительно сказываются на состоянии беременной женщины и на родоразрешении.

Специалисты не советуют во время схваток лежать, неспешная ходьба помогает не только облегчить боль, но и ускорить родовую деятельность. Вертикальное положение женщины перед самым ответственным моментом благоприятно отражается и на самом ребенке, для которого появление на свет является достаточно сложным испытанием. При наклонах, покачиваниях, ходьбе ребенок принимает удобное положение и стимулирует .

С целью облегчения боли врачи советуют прыгать на фитболе или висеть на шведской стенке.

Некоторым женщинам помогает облегчить боль прохладный душ. Он позволяет отвлечься от предстоящих родов. Но длительный контакт с водой, например, погружение в бассейн или ванну, приводит к ослабеванию схваток, в результате чего шейка матки перестает открываться, и родовая деятельность затягивается.

Для правильного течения предродового периода необходимо сконцентрироваться на дыхании. Глубокие вдохи и выдохи помогают сохранять силы, которые потребуются при потугах, а также позволяют обогатить организм ребенка кислородом. Истеричное состояние и крики выматывают женщину, в результате чего она не способна быстро родить малыша.

Массаж во время схваток

Массаж является достаточно популярным и эффективным способом облегчения состояния во время схваток. Это происходит за счет того, что активизируется кровообращение, наступает расслабление и успокоение женщины. Для получения результата необходимо массировать пояснично-кресцовую область спины, так как там находятся нервные окончания, оказывающие воздействие на матку. Такие манипуляции можно выполнять самостоятельно или попросить партнера. В период самой схватки надавливания могут быть более интенсивными, нежели в промежутке между ними.

Если распространенные методы облегчения схваток не помогают, специалисты решают проблему, используя медикаментозные способы. Анестезия необходима, чтобы роды протекали безболезненно. Но такое вмешательство в естественный процесс негативно отражается на ребенке и будущей маме.

Болевые ощущения в родах по своей силе могут сильно отличаться. Даже у одной женщины, рожавшей несколько раз, схватки могут быть от еле ощутимых до едва переносимых. Потому используются очень разные методы обезболивания родов. Какие – расскажем.

От чего зависит болезненность родов

Ни один врач-акушер не сможет точно предсказать, насколько болезненными будут схватки. Расхожее мнение о том, что с каждой новой беременностью болевые ощущения становятся слабее, верны, но не всегда. Это зависит от множества факторов:

  • индивидуальных особенностей роженицы: ее болевого порога, черт характера, качества психологической подготовки к процессу рождения малыша, состояния мышц тазового дня и мягких тканей промежности;
  • размеров и положения плода в матке;
  • состояния шейки матки, наличия в ней плотных рубцовых деформаций;
  • активности родовой деятельности и регулярности схваток.

Но есть ситуации, в которых болевые ощущения при родах возникают гораздо чаще. Вот они :

  • гормональная дисфункция до беременности, проявлявшаяся нерегулярными болезненными менструациями;
  • первые роды или интервал между последующими более 5 лет;
  • и индуцированные роды, когда шейка матки еще не размягчена;
  • сильные схватки под действием окситоцина (внутривенно или в таблетке для рассасывания) и наоборот – длительно протекающие роды;
  • крупный плод или узкий для габаритов ребенка таз матери (анатомически или клинически узкий таз);
  • после отхождения околоплодных вод.

Во всех этих случаях сама роженица или доктора могут существенно уменьшить боль так, чтобы воспоминания о родах не стали в жизни женщины самым страшным кошмаром.

Психологическое обезболивание

Природа позаботилась о том, чтобы родовой процесс проходил под действием «гормонов радости» — эндорфинов, уровень которых быстро повышается с каждой новой схваткой. Эти вещества снижают все дискомфортные проявления, избавляют от напряжения и помогают ощутить эмоциональный подъем. Простое чувство страха подавляет образование природного гормона и тем самым повышает чувствительность к боли .

Очень важный момент в родах — это настрой женщины. Многие беременные ассоциируют слово «роды» со словами «мучиться от боли». Постоянные негативные мысли и «накручивание» себя приведет к еще большему страху. Правильная психологическая подготовка к родам является залогом того, что рождение ребенка пройдет в более комфортной обстановке.

Самое важное – это настроится на положительный лад . Необходимо перестроить свое отношение к боли. Думайте о том, что усиление болевых ощущений – это не испытание, которое нельзя избежать, а «звоночек», который советует вам сменить положение тела, расслабить мышцы, правильно дышать. И самая главная мысль должна быть о том, что вы ждете рождения маленького человека. Отвлекитесь от отрицательных мыслей.

В Африке и в Бразилии в давние времена, когда у женщины начинались роды, мужчина укладывался в постель, кричал и жаловался. Считалось, что это снимало часть психологической нагрузки и отвлекало роженицу. Если считаете, что это поможет, попросите супруга попричитать вместо вас – это будет самый «крутой» каприз, о котором вы еще долго будете вспоминать со смехом. Значит, роды – это весело!

Помните, все эмоции, которые вы испытываете, передаются вашему ребенку. Позвольте ему родиться без страха.

Позы для облегчения боли

Положение, облегчающее неприятные ощущения, женщина должна выбрать сама. Определенная поза во время родов снимет боль, поможет расслабиться.

Если врач разрешил вам вставать и двигаться, пробуйте различные положения тела – сидя, лежа, стоя. Во время схватки боли могут уменьшить следующие позы :

  • Обопритесь на стенку, спинку стула или кровати с переносом тяжести на руки.
  • Поза на четвереньках.
  • Сидя на фитболе или детском надувном круге.
  • На корточках разведя колени в стороны.
  • Лежа на боку и подогнув колени.

Массаж во время родов

Массажные движения во время родов может производить сама роженица или муж в случае партнерских родов. Варианты:

  1. Массаж крестцовой области кончиками пальцев, кулаком или ладонью с интенсивностью, которая будет приносить облегчение женщине.
  2. «Утюжок» — массаж внутренней поверхности бедра. Сильно прижимая ладонь к бедру, движениями от колена к паху и обратно, как бы утюжьте себя.
  3. Отвлекающим маневром может послужить массирование или сильное надавливание на ости подвздошных костей во время схватки.

Техника массажа и её интенсивность, которая поможет снизить неприятные ощущения, у каждой беременной индивидуальна. Надо не бояться пробовать самой или просить партнера по родам массировать эти области. Можно использовать нейтральное массажное масло.

Дыхательные методики снижения боли


Все дыхательные упражнения, которые используют во время родов, направлены на расслабление мышц тела.

Первая техника дыхания при родах предполагает редкое дыхание (до 8 в минуту). Частота дыхания в норме примерно 16 вдохов в минуту, беременная же производит при этом методе во время схватки короткие вдохи и длительные выдохи сквозь почти сомкнутые губы.

Второй метод заключается в нескольких коротких выдохах. Представьте себе, что перед вами лежит перышко, которое вы хотите сдуть. После короткого вдоха сделайте несколько не длинных выдохов, как бы сдувая перышко.

Считайте вдохи и выдохи, которые вы делаете: это поможет отвлечься и не концентрироваться на сватке. Подробнее о правильном дыхании в родах читайте .

Роды и вода

Теплая вода хорошо расслабляет мышцы и снимает боль. Если имеется возможность, то во время первого периода родов можно принять ванну или теплый душ.

Этот метод уместен только в случае наличия ванны в родовом отделении. Не рекомендуется подолгу находиться в душе дома, если у вас уже начались схватки и тем более практиковать домашние . Такие эксперименты без наблюдения врача могут привести к плачевным итогам.

Иглорефлексотерапия

Иглоукалывание можно применять для снижения уровня боли в родах, но метод не распространен. Специалистов этой области не много.

Лекарственные методы

Медикаментозное обезболивание применяют в следующих случаях:

  • Беспокойное поведение женщины в связи с выраженными болями при схватках.
  • Преждевременные роды.
  • Чрезмерно сильная родовая деятельность.
  • Гестоз второй половины беременности.
  • Соматические болезни (артериальная гипертензия, сахарный диабет).
  • Акушерские операции.

У данного метода имеются противопоказания:

  1. Наличие рубца на матке от операций, которые производились ранее. Это связано с существующей угрозой разрыва матки: при введении анальгетиков врач не сможет распознать начало развития этого грозного осложнения.
  2. Начало родов или раскрытие маточного зева до 4 см: в связи с риском остановить родовую деятельностьили вызвать слабость схваток.
  3. Аллергия на лекарственные препараты, особенно применяемые для снижения боли.

Для обезболивания родов используют несколько групп лекарственных препаратов:

  • Спазмолитики (дротаверин, папаверин, баралгин).
  • Транквилизаторы (диазепам, седуксен).
  • Наркотические анальгетики (промедол).
  • Ингаляционный наркоз (азото-кислородную смесь).
  • Местные анестетики.

Спазмолитики – медикаментозные средства, которые снимают тонус всех гладких мышц. Эти вещества, помимо снижения уровня боли, регулируют процесс открытия шейки матки.

Транквилизаторы в акушерстве используются крайне редко. Во время родов применяют их однократно, так как существует доказанное отрицательное действие на будущего ребенка.

Промедол – наркотический анальгетик для обезболивания родов, который широко применяют в акушерстве. Хорошо снимает боль и напряжение мышц шейки матки. Но есть данные о том, что этот препарат угнетает дыхание малыша при рождении.

Ингаляционный метод снятия боли заключается во вдыхании будущей мамой смеси кислорода и закиси азота. В некоторых случаях даже простая кислородная маска приносит облегчение.

Эпидуральная анестезия

Является «золотым стандартом» среди способов обезболивания родов. Обеспечение хорошей анестезии приводит к отрицательному моменту – роды немного затягиваются, и женщина не может полноценно тужиться во втором периоде, так как не чувствует наступления схватки. Этот метод также имеет свои , которые вы можете обсудить со своим врачом еще до начала родов.

Помните, вы стоите на пороге рождения новой жизни. Поэтому не стоит ждать боли, ждите своего ребенка!

Партнерские роды – это всегда большая ответственность: будет ли с будущей мамой подруга, муж или кто-то из родственников, он должен стать поддержкой и по возможности облегчить страдания роженицы. О способах, как облегчить страдания женщины из-за схваток, нередко упоминают преподаватели на курсах предродовой подготовки, мы же решили систематизировать эту информацию.

1. Массаж лица помогает избавиться от стресса и расслабиться;

2. Напоминайте будущей маме ходить в туалет каждый час: полный мочевой пузырь – это не только очень неприятно, но еще и усиливает ощущение от схваток;

3. Положите на шею и лицо роженицы холодный компресс или слегка смачивайте прохладной водой;

4. Если врачи не запрещают, можно предлагать женщине воду и легкие снеки – они помогут восполнить энергию, которую будущая мама теряет при схватках;

5. Помогайте роженице сменить позу, чтобы ускорить процесс раскрытия шейки матки. Некоторые позиции будут болезненными, другие – дадут небольшую передышку от боли, ваша задача – найти оптимальный вариант для нее;

6. При схватках будущая мама страдает от боли в спине: сделайте ей массаж нижней части спины, слегка надавите на крестец. Также справиться с болью помогает позиция «на четвереньках»;

7. Будьте рядом: даже если во время схваток женщина не хочет, чтобы ей делали массаж, ощущение присутствия и поддержки близкого человека очень важно. Подбадривайте ее словами, держите за руку;

Легкий душ. Многие врачи сходятся во мнении, что вода прекрасно расслабляет мышцы и снимает болевые ощущения, так что, если нет противопоказаний, можно помочь женщине принять теплый душ;

9. Старайтесь отвлечь женщину от боли: если ее состояние позволяет – разговаривайте с ней, слушайте любимую музыку, читайте что-то интересное. Будьте посредником между роженицей и медицинским персоналом;

10. Напомните ей, что скоро болезненные ощущения пройдут, а будущая мама сможет подержать на руках своего малыша – это всегда срабатывает.

Видео: Роды без боли

Появление схваток

Многие женщины, которые станут мамами только в первый раз, тревожатся, что они пропустят наступление схваток . На последних неделях беременности наблюдаются ложные сокращения, которые принимают за предвестников родов, но настоящие схватки нельзя ни с чем перепутать. Предвестниками схваток могут быть: отхождение околоплодных вод, появление слизистой пробки, которая закупоривала шейку матки, тупые боле в бедрах или спине. Первые схватки похожи на боль и спазмы во время менструации, но вскоре эти ощущения усиливаются. Когда схватки становятся регулярными, самое время спешить в роддом. Когда ситуация стабилизируется, продолжительность схваток составляет от 40 секунд.

Это начало первой стадии родов, когда начинает раскрываться шейка матки. Если роды первые, мышцы матки могут сокращаться 10-12 часов, так что не пугайтесь и не волнуйтесь. Вам предстоит в роддоме формальный опрос и первое обследование, могут попросить сдать анализ на наличие белка и сахара. Если воды еще не отошли, можно будет принять душ.

Видео: Как пережить схватку

Удобные положения при схватках

Унять боль или хотя бы немного отвлечься можно, меняя позиции тела – в этом вам может помочь партнер по родам.

  • Вертикальная позиция. Эффективна на начальной стадии схваток: вы можете прислониться к стене или кровати. Можно сесть на стул (лицом к спинке), опираясь на подушку. Чтобы было мягче сидеть, еще одну подушку можно положить на поверхность стула. Опустите голову на руки, дышите спокойно и размеренно, колени раздвиньте в стороны;
  • Положение на коленях или с опорой. Во время схваток вы можете положить руки на плечи мужу и опереться, стоя на ногах. Попросите сделать вам расслабляющий массаж. Также можно встать на колени, раздвинуть ноги, а руками опуститься на подушку. Спину старайтесь держать прямо;
  • «На четвереньках». Удобнее всего принимать эту позицию на матраце: сделайте поступательные движения тазом, старайтесь расслабиться между схватками, положив голову на руки. Если вы будете переносить вес на руки, то уменьшите боль в спине, которую вызывает голова ребенка при головном предлежании (она упирается прямо в позвоночник мамы). В интервалах между спазмами можно походить, массаж может производить ваш партнер – особенно эффективно надавливание круговыми движениями на основание позвоночника;
  • Справиться с болью от схваток помогает движение – в интервалах стоит ходить, держа спину ровно, тогда головка малыша будет упираться в шейку матки и процесс раскрытия пойдет быстрее. Старайтесь расслабиться в перерывах, сосредоточьтесь на дыхании. Чаще посещайте уборную – полный мочевой пузырь это не лучшее ощущение, да и продвижению плода он может мешать.

Вторая фаза родов или потуги

Для женщины самое сложное время – конец первой фазы, схватки становятся долгими и болезненными, а также очень частыми. В этот момент женщине требуется помощь и поддержка, поскольку вы можете столкнуться со слезами, подавленностью, у будущей мамы может начаться озноб или она начнет проваливаться в сон. Дышите вместе с ней, поддерживайте ее, утирайте пот. Если вы видите, что роженице холодно, позаботьтесь о теплом халате и носочках. Если начнутся потуги, позовите акушерку.

Второй период – это изгнание плода, так что помимо схваток роженице нужно прилагать собственные усилия, слушайте руководство акушерки. Продолжительность этого периода – до нескольких часов.

Видео: Дыхание при схватках и потугах

Позы для второй фазы родов:

  • «На четвереньках». Под действием силы тяжести просвет таза раскрывается быстрее, но вы можете быстро почувствовать усталость. Лучше всего, если муж сядет на край стула и раздвинет колени, а вы сможете удобно устроиться между ними и опереться руками на его бедра;
  • На коленях. Менее утомительное положение, оно уменьшает болевые ощущения. Лучше всего, если вас будет поддерживать супруг, чтобы тело было более устойчиво. Если чувствуете усталость – обопритесь на руки, но спину держите прямо;
  • Сидя на кровати.Если не очень удобно – обложитесь подушками. С началом потуг можно опускать голову вниз, а ноги обхватывать руками, в интервале не забывайте отдыхать.

Роды

В этот период все, что нужно будущей маме – слушать указания врачей. Как только появится головка малыша, больше не нужно будет тужиться, расслабьтесь, отдышитесь. Через несколько сокращений появится и тельце малыша: после того, как маленькое чудо положат женщине на живот, мучения быстро забываются. Затем малыша забирают на осмотр: неонатолог делает контрольное взвешивание, замеры, отрезает пуповину.

После родов женщинам часто делают инъекцию, которая усиливает сокращения матки, чтобы быстрее вышла плацента, иначе, если ждать, пока она отойдет естественным путем, можно потерять много крови. Этот вопрос оговаривается заранее с врачом, как и обезболивание.

Роды – процесс утомительный и сложный, но все неприятные ощущения забываются, когда вы впервые держите на руках малыша.

«Не учиться, а играть!» Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки.

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира — русскому — нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди — офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы — по выражению самого Зайцева — «научиться передавать ее другим».

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким — детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей — обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение — кубики — назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

  1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
    Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.
    «Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.
  2. По слогам читать сложно.
    В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.
  3. Человек сначала учится писать, а потом читать.
    Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам — склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

«Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а», или по терминологии Зайцева — «мускульное усилие речевого аппарата». Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы — абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

Большие — это кубики с твердыми складами. Маленькие — кубики с мягкими складами. Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

Двойные — это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются — «дружат» — не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.

Железные — кубики со звонкими складами. Деревянные кубики — с приглушенным складами. Золотые — кубики с гласными. Железно-деревянные — используют для складов, имеющих твердые знаки. Деревянно-золотые — для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым; согласные — синим; твердый и мягкий знак — зеленым.

Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные — красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой «разодранности» слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

Готовимся к занятиям шаг за шагом. Клеим кубики

Кубики Зайцева бывают трех видов: стандартные несобранные, собранные и пластмассовые. Кубики из стандартного (несобранного) набора включают в себя заготовки кубиков, которые необходимо склеить самостоятельно. Можно заняться этим увлекательным делом глухой ночью, пока любимое чадо спит. Но представьте, какое первое действие совершит маленький ребенок, получивший кубик с какими-то гремелками или шумелками внутри? Правильно! Он его разорвет. А если клеить кубики вместе, такого соблазна не возникнет, ведь и так ясно, что внутри.

Заранее подумайте об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона.

Клеить кубики можно клеем «Момент». Если его нет, то можно воспользоваться клеем ПВА. В процессе сушки клея стяните кубик банковскими резинками, чтоб не разъехался.

Обязательно защитите кубики — обклейте со всех сторон скотчем. Можно перед началом склеивания заламинировать развертку или обернуть термопленкой, а после сборки еще и проклеить скотчем углы граней.

После оклеивания скотчем или термопленкой кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения — буквально сев на его место.

Развешиваем таблицы

Таблицы, входящие в комплект кубиков Зайцева, желательно сначала обрезать по линии, изображенной по краям. Затем, совместив края частей таблицы, склеить их клеем или скотчем. Если вы повесите части таблицы, не склеивая, то в процессе занятий они могут начать «разъезжаться».

Таблицы тоже желательно обернуть термопленкой. Благодаря этому они не порвутся и не испачкаются в процессе использования.

В книге Зайцева и в методическом пособии, прилагаемом к комплекту кубиков, написано, что таблицы желательно вешать высоко, нижний край на уровне головы взрослого человека или выше. Однако эти рекомендации основаны на том, что кубики Зайцева в основном используются в группе (сам автор методики работал только с группами детей). Если повесить таблицы низко, дети будут загораживать друг другу написанное. Но если вы занимаетесь по дома, то у вас один слушатель — ваш ребенок. Кроме того, в группах начинают занятия в 3-4 года, а дома мама может заниматься и с двухлетним или даже годовалым малышом. Такой кроха просто не сможет разглядеть что-либо на высоко повешенной таблице. Поэтому дома развесьте таблицы так, чтобы малыш мог достать поднятой вверх ручкой до верхнего края таблицы. Когда он подрастет, поднимите таблицу — ребенок должен тянуться к ней, а не наклоняться.

И еще одно важное примечание. Для очень маленького ребенка таблица слишком велика. Чтобы увидеть несколько складов, нарисованных в разных концах таблицы, ему нужно или далеко отойти (тогда он не сможет их показать), или бегать туда-сюда вдоль таблицы. Лучше всего, если у вас есть такая возможность, повесить таблицу в угол комнаты, согнув ее пополам. Тогда малыш сможет, стоя на одном месте, легко дотянуться рукой до любого края таблицы.

Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

Настенные таблицы не менее важны, чем кубики, не пренебрегайте ими. Сам автор методики — Николай Зайцев — очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

Учим попевки

Выучить их необходимо, потому что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

Оживляем кубики

Играем в кубики

Теперь в игру вступает ребенок. Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Встаете у таблицы, в руки берете указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие.

Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д.

Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Придумывайте кубикам имена: вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот маленький кубик-детка БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки.

Начинаем писать

Не бойтесь, если ребенок еще не в состоянии держать в руках ручку. Писать нужно не ручкой на бумаге. Малыш будет водить указкой или пальчиком по таблице, напевая: «Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко». Ему ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. И, конечно, писать нужно с помощью кубиков, составляя из них слова.

Начните писать с того, что ребенку дороже всего, — с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше — НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе — БАБУШКА ЛИЗА, а у окна — ДЯДЯ ПЕТЯ, начинайте подвижную игру в слова: «Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ ПЕТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. Обратите внимание, мы не учим ребенка читать или писать с помощью кубиков, мы просто играем.

Не хватает кубика! Что делать?

Действительно, для написания тех или иных слов не хватает кубиков, которые есть в наборе. Например, вам захочется написать слово БАНАН, а у нас в комплекте только один кубик со складами НА и Н (кубик НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н) и одновременно повернуть его двумя гранями невозможно. Часто не хватает кубиков со складами на С, М, П, кубиков с гласными. Что делать? Если вы купили кубики, не спешите сразу склеивать их. Сначала отксерокопируйте на цветном ксероксе развертки наиболее употребляемых кубиков. Основу для них вырежьте из картона. Если же вам не хочется ничего дополнительно изготавливать, то те слова, которые вы не можете написать кубиками, пишите на листе бумаге фломастерами, выделяя склады разными цветами, или пишите по таблице указкой.

Николая Александровича Зайцева все знают по его знаменитым кубикам, которые применяются в детских садах, начальной школе, развивающих центрах и дома. Но методика обучения этого российского учителя и воспитателя гораздо глубже. Она предполагает не только быстрое обучение чтению, счету, письму, грамотности, иностранным языкам, математике, анатомии, географии, экологии, музыке, но и дает мощный толчок к саморазвитию ребенка. Ее оздоровительный эффект, высокую результативность и гуманность подтвердила практика.

Биография

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.

В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.

В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.

Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.

Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…

К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.

И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.

Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.

В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.

С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.

В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.

В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.

В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.

Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования "Методики Н. Зайцева". Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.

Истоки и основы методики

При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Он использовал такие их выводы:

  • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
  • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;
  • слух;
  • зрение;
  • двигательную и тактильную память.

Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль учителя сводится:

  • к организации веселой игровой обучающей среды;
  • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.

Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.

Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.

Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.

Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.

Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.

Общее описание методики Зайцева

Педагог-новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия. Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:

  • ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
  • обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
  • ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
  • ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
  • ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.

Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.

Особенности методики

«Суть в простоте и системности!»

Методика очень лояльна к детям. Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:

  • страхи перед ошибкой;
  • двоечники и неудачники;
  • замечания;
  • принуждения;
  • нотации;
  • звонки;
  • оценки.

Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.

Классы оборудованы по-особому:

  • парты расставлены по периметру, чтобы не заслонять наглядный материал;
  • по стенам развешены таблицы на высоте 170 см от пола.

Материал дается ребенку сразу целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.

Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.

Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.

Знаменитые кубики Зайцева: что это такое?

Кубики предназначены для обучения чтению, начальной грамотности и письму. В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся, для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:

  • размеру;
  • цвету (12);
  • материалу;
  • звучанию;
  • по наполнителю;
  • по весу.

Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады:

  • Большие кубики — с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
  • Белый кубик — со знаками препинания.
  • Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).
  • Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.
  • Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.
  • Золотой кубик — это гласные.
  • Склады с твердым знаком поселены на железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.
  • Все буквы разных цветов: гласные — голубые, согласные — синие,
  • Твердый и мягкий знак — зеленые.

Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.

Таблицы Зайцева

Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.

Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.

Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:

  • учат;
  • дают информацию;
  • являются путеводителями по учебному материалу;
  • отрабатывают нужные навыки;
  • помогают взаимообучению.
  • на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
  • на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
  • на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).

Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.

Модель детсадов по Зайцеву

Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:

  • чтению;
  • математике;
  • пению хором;
  • синтезу рисования и письма;
  • азам грамматики;
  • анатомии;
  • географии;
  • экологии;
  • ботанике;
  • зоологии.

На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.

В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.

Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:

  • на ведение здорового образа жизни;
  • на не курение;
  • не питие алкоголя;
  • не употребление наркотиков;
  • на сохранения окружающего мира;
  • на сохранение своего здоровья;
  • на свою безопасность.

А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.

Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.

В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.

Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:

  • Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
  • Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
  • Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
  • Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.

Роль родителей

Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.

  • Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
  • Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
  • Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
  • Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
  • Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.

Достоинства методики Зайцева

О методике Зайцева хорошо отзываются и медики, и психологи, и валеологи, и физиологи, и учителя. Система основана на природных, естественных реакциях организма, она очень легко адаптируется к условиям детсада, школы или дома, разным по возрасту и составу группам детей. Неплохо себя показывает при работе с особенными детьми.

Вот ее плюсы:

  • быстрое осваивание чтения, письма и счета (10-12 уроков для дошколят и неделя для первоклассников);
  • не привязанность к определенному возрасту;
  • каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе;
  • возможность успешного домашнего обучения;
  • грамотность на всю жизнь;
  • отсутствие гиподинамии и сохранение зрения;
  • отсутствие конфликтов ученик-учитель-родитель;
  • развитие самоорганизованности ребенка;
  • простота, системность, наглядность;
  • сочетание игры и строгой внутренней логики.

Недостатки методики Зайцева

Многогодичное применение системы Зайцева в детсадах, развивающих и реабилитационных центрах, школах выявило некоторые недостатки:

  • Есть жалобы от логопедов и дефектологов на пропуск окончаний в речи.
  • У детей возникают трудности с фонетикой.
  • Пособия достаточно дорогие.
  • Трудности употребления буквы Э.
  • При домашнем обучении для достижения результата требуется сочетание с традиционными методами.
  • При раннем обучении чтению дается мощный толчок развития центров для восприятия письма, что может привести к задержке развития устной речи.
  • Методика эффективна только для правшей.
  • Дети могут не различать на слух отдельно взятые звуки речи, что может сказаться на письме.
  • Система не развивает творческие способности.

Популярность системы Зайцева

Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной образовательной системой, широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.

Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.

У Зайцева сотни единомышленников и последователей. Например, Афанасова Елена Григорьевна, валеолог из Москвы, сама разрабатывает методички по системе Зайцева, 10 лет успешно обучает детей, готовит педагогов.