Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия. Ключевые требования к тексту учебного по-собия. "Курс лекций по Отечественной истории"

Любой из нас учится или учился в университете, причем имеет колоссальный багаж знаний, а вот на вопросе, что такое учебно-методическое пособие, «сдувается» каждый второй. Нет, конечно, все мы понимаем, что речь идет об учебнике, справочнике, литературе, которая помогает учиться; но вот что это такое конкретно, знают лишь единицы. Что же, попробуем разобраться вместе.

Что такое учебно-методическое пособие и его особенности

Итак, учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

Если говорить простым и доступным языком, то это самая обыкновенная методичка , которая из курса в курс передается студентам во временное пользование.

Это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но зато в подробностях.

По методичкам не только выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, но и правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым Министерством Образования требованиям.

Так что можно смело сказать, что учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях в университете.

Раз уж я так сильно восторгаюсь этим печатным изданием, самое время поговорить о его весомых преимуществах, на фоне остальной литературы, которая в открытом доступе имеется в каждой студенческой библиотеке или читательском зале.

Преимущества учебно-методического пособия

1. Данное издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая гораздо проще переваривается сознанием и запоминается.

2. Методичка – это своего рода инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

Однако данное учебно-методическое пособие имеет свои существенные недостатки, о которых также требуется знать заблаговременно, чтобы не остаться «с носом»:

1. Методички пользуются повышенным спросом у студентов , поэтому выбить в библиотеке на абонемент лишний экземпляр порой просто не предоставляется возможности. Приходится просить у соседа по парте, либо копировать на ксероксе за своей счет, естественно.

2. Методички имеют невидимые «ноги» . Да-да, это то печатное издание, которое может посредине пары исчезнуть в неизвестном направлении и уже не вернуться.

Опять-таки повышенный спрос сказывается, так что лучше всего держать ухо востро, а собственную методичку в поле зрения, иначе проблем со строгим библиотекарем в будущем просто не избежать.

3. Методички имеют субъективное мнение на ту или иную тему , а объясняется это просто – они создаются под редакцией одного из педагогов кафедры.

Личная неприязнь и извечная конкуренция преподавателей, и твой ответ по методичке является не просто ошибочным, а «самым настоящим издевательством» над наукой (по себе помню).

Но в целом, не стоит обращать внимание на такие мелочи, ведь учебно-методическое пособие, как не крути, несет просвещенность в массы, а это для узкомыслящих студентов грандиозное преимущество.

Так что запасайтесь методичками и в бой за новыми знаниями. Главное, чтобы от вашей рассеянности, гвардия не разбежалась.

Потеря методички

Никого не хочу пугать, но предупредить просто обязана, что потеря методички – это не просто неприятность, это трагедия вселенского масштаба для библиотекарей.

Сначала они начинают вздыхать и охать от услышанного признания, потом передают эту информацию из смены в смену, затем придумывают наказание студенту рассеянному и, наконец, запоминают его фамилию и ставят «на карандаш».

Поверьте, в момент, когда вы потеряли учебно-методическое пособие, нажили врагов в лице всего обслуживающего персонала библиотеки, включая уборщицу. Выхода из ситуации два:

1. Отксерить такую же методичку и предоставить в библиотеку;

2. Купить новую книгу в библиотеку по своему принудительному желанию.

После этого конфликт исчерпан, но библиотекарь еще долго будет вас подкалывать при каждом посещении библиотеки и, тем более, взятии книжки на руки.

Откуда берутся методички?

Вопрос, конечно, глуповат, но в данной теме весьма актуален. Итак, кто издает такие инструкции?

Ответ очевиден: открой первую страницу и прочитай имя автора. Как правило, авторами являются преподаватели своей же кафедры, которые и рекомендуют приобретение конкретной методички. Ну, от скромности наши педагоги никогда не умрут, зато методичек настрочили порядком.

Самое смешное, что каждый автор хвалит только собственное творение, а на методички своих условных конкурентов и вовсе не советует обращать внимание. Но, хочешь – не хочешь, а мы все учились по методичкам и продолжаем это делать в современном студенчестве.

Вот тут мы подобрались ко второму главному вопросу, который стоит на повестке дня и особенно волнует многих аспирантов и преподавателей, которые еще не имели дела с написанием таких печатных изданий.

Как правильно написать и составить методичку?

Чтобы не писать ничего лишнего, перейдем сразу к теме, а процесс написания методички также распишем по плану, для большего удобства, так сказать.

1. Необходимо определиться с темой, которой будет посвящено запланированное печатное издание. Начинать можно с легкой информации, ну а в последующих методичках затрагивать уже более глобальные научные вопросы.

2. Изучать информацию по теме желательно не из интернета, который многие считают «помойной ямой». Не стоит рисковать, ведь в сети можно взять за основу недостоверный источник, причем по большой случайности. Обращать внимание лучше на проверенных авторов, реальные книги и фактически первоисточники, которых в библиотеке предостаточно.

3. Чтобы выученная теория не казалась бессмысленной, нужно мысленно перевести ее на свои практические знания, чтобы в итоге иметь четкое представление, о чем в дальнейшем будете писать учебно-методическое пособие.

4. Начинать свою работу желательно с предварительного плана, который может состоять из коротких предложений или емких тезисов. Это очень важно, иначе можно упустить какую-то важную информацию изучаемой темы.

5. Методичка – это шпаргалка, поэтому она должна подробно отвечать на перечень главных вопросов. Именно поэтому желательно заранее продумать их содержание, и ни один не упустить из виду.

6. Методичка по своему содержанию не должна быть сложной, а весь представленный материал должен быть описан емко, но простым и легко читаемым языком, чтобы студент не потерял интерес и не забросил ее уже после скучного прочтения первого абзаца.

7. Вся используемая литература должна быть засвидетельствована после содержания, а ее оформление также соответствует определенным нормам и правилам, которые важно соблюдать.

8. Изучить все правила оформления работы и преступить к дальнейшему написанию своего первого учебно-методического пособия.

9. Готовую работу проверить, воспользовавшись услугами корректора (если вы, конечно, не филолог).

10. Сдать на проверку, а потом в публикацию.

Если вы решили написать свое учебно-методическое пособие, то обязательно должны помнить элементарные правила, которые поднимут рейтинг вашего труда, а не оставят его долгие годы пылиться на полке в библиотеке без надобности.

Правило первое . Очень важно изучить учебную программу, чтобы методичка соответствовала теме, а не оказалась бесполезной либо неактуальной.

Правило второе . Структура должна не только соответствовать одной тематике и не вилять, но и содержать актуальную информацию, последние сведения и новые открытия, познания. В общем, учебно-методическое пособие не должно попадать в категорию «морально-устаревшая литература».

Правило третье . Подобранный для написания материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный для студентов. Желательно использовать короткие фразы и небольшие абзацы, нумерованные и маркированные списки, тезисы, различные графические выделения, а по необходимости таблицы и графики.

Правило четвертое . Список литературы должен быть ёмким и подробным, а составлен в соответствии требованиям.

Правило пятое . Сложная терминология не приветствуется, а, если без ее участия не обойтись, то желательно объяснить подробно значение того или иного слова, фразы, выражения.

В противном случае ваше учебно-методическое пособие вряд ли окажет содействие в учебе доброй половине студентов.

Вывод : Вам нужна методичка? Выбирайте самую потрепанную – она явно популярная и востребованная в массах! Вы решили написать свое учебно-методическое пособие, тогда излагайте свои мысли просто, доступно, лаконично.

Только тогда такое увлекательное издание студенты обязательно возьмут на заметку.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебно-методическое пособие .

Учебное пособие - инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

Шаги

Часть 1

Структурирование вашего учебного пособия

    Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.

    • Если вам легче учиться визуально , подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
    • Если у вас линейный ум , организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
    • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом , чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
    • Если вы можете быстро запоминать информацию , используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
  1. Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.

    Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.

    • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
    • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
  2. Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.

    • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
  3. Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.

    • Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
    • Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
  4. Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.

  5. Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.

    • Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
    • Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.
  • Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
  • Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
  • Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90 ; в РФ - ГОСТ 7.60–2003).

Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.

Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:

 временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;

 являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.

Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):

1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.

2. Введение включает следующие аспекты:

· цель (назначение) издания, соответствие учебной программе

· читательский адрес

· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции

· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).

4. Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.

5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.

6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

  • основные итоги и выводы,
  • характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,
  • рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,
  • перспективы развития дисциплины (отрасли науки).

7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.

8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1 авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Критерии экспертной оценки рукописи

Требования к структуре и содержанию рецензии

Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.

Рецензия состоит из трех частей:

· общей части;

· постраничного разбора ("постраничных замечаний");

· заключения.

  1. Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:

1 – соответствия требованиям образовательного стандарта,

2 – соответствия современным научным представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных образовательных программ,

3 – соответствия содержания учебного и учебно-методического материала целям учебной дисциплины,

4 – соответствия требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных материалов,

5 – корректности в аспекте межпредметных связей,

6 – наличия конкретных целей и задач в логике компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,

7 – соответствия внутренним стандартам качества учебного заведения,

8 – степени инновационности, новизны, наличия оригинальной авторской концепции,

9 – корректности использования специальной терминологии и обозначений,

10 – четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты использования литературы, наличия ссылок на источники,

11 – степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного материала,

12 – целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций, их качества,

13 – наличия логических и стилистических ошибок.

Вторая часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:

· подробный перечень замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);

· указание на отдельные места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.

В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.

Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.

Реквизиты рецензии:

  • название вида документа (рецензия);
  • точное название рукописи, на которую дается рецензия;
  • фамилия, и. о. автора;
  • содержание рецензии
  • фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации;
  • подпись рецензента;
  • дата;
  • фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента;
  • дата удостоверения подписи;
  • печать.

Коллективная рецензия дополнительно содержит:

  • дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи;
  • фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи;
  • рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.

"Основы геополитики"

А.В. Шалак

Основы геополитики: теория, методология, практика: Учебно-методический комплекс. - Иркутск, Изд-во БГУ, 2014. - 100 с.

Учебное издание включает программу, краткий курс лекций по основам геополитики, материалы для подготовки и проведения семинарских занятий, а также контрольные вопросы и тестовые задания для проверки знаний

"Основы теории международных отношений"

Ю.П. Вахрушев

Основы теории международных отношений: Учеб.-метод. комплекс. – 3-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – 102 с.

Предназначен для студентов, магистрантов и аспирантов всех форм обучения факультетов мировой экономики, конституционного и международного права, а также для всех, кто интересуется внешнеполитической деятельностью.

Обобщаются и систематизируются наиболее устоявшиеся положения и выводы, имеющиеся в научной и учебно-методической литературе, в области международных отношений. Оно призвано помочь в формировании представлений о сущности международных отношений, об их развитии в прошлом и настоящем, о наиболее актуальных проблемах мировой политики.

"История"

Составитель канд. ист. наук, доц. Т.А. Яковлева

История: Учебное пособие для студентов факультета по освоению обра-зовательных программ в сокращенные сроки / сост. Т.А. Яковлева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 157 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров и специалистов.

Содержит учебную программу, методические указания и учебные материалы по изучению курса. Предназначено для студентов факультета по освоению образовательных программ в сокращенные сроки всех специальностей.

"История государственного управления России. Хрестоматия"

Составители: В.М. Левченко, А.А. Распопина

История государственного управления России: Хрестоматия / сост. В.М. Левченко, А.А. Распопина. - Иркутск: Издательство БГУЭП. 2014. - 246 с.

Для студентов всех форм обучения специальностей, изучающих курс отечественной истории и истории государственного управления.

"История"

А.М. Курышов

История: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / А.М. Курышов. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 106 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров и специалистов.Содержит конспекты лекций и справочные материалы по курсу.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов – бакалавров заочной формы обучения, может быть использовано для подготовки к экзамену по курсу Истории.

"История России в вопросах и ответах"

Сост. Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева.

История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. Н.Н. Быко-ва, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 240 с.

Учебное пособие содержит ответы и разъяснения наиболее актуальных вопросов по истории России в соответствии с федеральным образовательным стандартом для высшей школы и рабочей программой по курсу отечественной истории. Может быть использовано для самостоятельной работы студентов.

Предназначен для студентов всех форм обучения всех специальностей, изучающих курс отечественной истории.

"Политология"

Н.Н. Быкова

Быкова Н.Н. Политология: учеб.-метод. комплекс / Н.Н. Быкова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 79 с.

Учебно-методический комплекс

Включает наиболее важные темы учебного курса в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта. Призван помочь студентам овладеть определенным минимумом политических знаний и тем самым внести вклад в формирование у современных специалистов более широкого кругозора и уровня политической культуры.

Предназначен для студентов университета экономических специаль- ностей заочной формы обучения.

"История: учебное пособие"

Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева

Учебное пособие составлено на основе ФГОС третьего поколения и предназначено для студентов - бакалавров очной формы обучения. Содержит информацию из ФГОС, конспекты лекций, материалы для практических занятий, тесты текущего и промежуточного контроля, экзаменационные вопросы.

"Курс лекций по Отечественной истории"

Курышов А.М.

Учебное пособие преджназначено для студентов всех специальностей.

"История"

Быкова Н.Н., Курышов А.М., Распопина А.А., Яковлева Т.А.

История: учебное пособие / Н.Н. Быкова, А.М. Курышов, А.А. Распопина, Т.А. Яковлева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 500 с.

Учебное пособие содержит конспекты лекций, материалы для практических занятий, примеры тестов текущего и промежуточного контроля, экзаменационные вопросы.

"История экономики: От эпохи палеолита до XX в."

Майдачевский Д.Я.

Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 136 с.

Для студентов, аспирантов и магистрантов, изучающих экономическую историю, историю экономических учений и экономическую теорию.

"История России для иностранных студентов"

сост. А. А. Распопина, Т. А. Яковлева

История России: учеб. пособие для иностр. студентов / сост. А. А. Распопи-на, Т. А. Яковлева. – 2-е изд. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 125 с.

Учебное пособие по дисциплине «История» составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит учебную программу, методические указания и учебные материалы по изучению курса.

Предназначено для иностранных студентов бакалавриата и специалитета.

"История политических и правовых учений"

Составитель канд. филос. наук, доц. Ю.П. Вахрушев

История политических и правовых учений: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Вахрушев. - 6-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 170 с.

Учебно-методический комплекс включает в себя программу, курс лекций, а также планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список учебной литературы. Предназначен для студентов и магистрантов юридических факультетов всех форм обучения.

"История экономической мысли: Взгляд через века"

Е.В. Рощупкина

История экономической мысли: взгляд через века: Учебно-методический комплекс. 2-е изд., доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – с.

Учебное пособие представляет собой систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. В основу курса заложена концепция развития экономической мысли от досистемного этапа к первым теоретическим системам политической экономии, а затем к формированию и развитию современных течений мировой экономической мысли. При этом особенностью содержательного характера курса является сочетание естественного для истории хронологического подхода с проблемно-тематическим, а именно: рассмотрением научных школ и концепций с точки зрения эволюции представлений о предмете экономических исследований. Каждый раздел и тема курса помимо комментария учебного материала содержит контрольные вопросы, список первоисточников и дополнительной литературы.

Комплекс предназначен для студентов экономических специальностей, магистрантов, аспирантов, а также всем, кто интересуется экономической историей.

"Политология"

Шалак А.В.

Последовательно излагаются основы политологии как науки, история наиболее значимых политологических идей, анализируются основные понятия политологии, а также политические и избирательные технологии. Обращается особое внимание на экономическую составляющую политических решений. Вопросы для повторения, тесты и библиографический список дают возможность углубить знания в процессе самостоятельной работы.

Для студентов всех специальностей, а также тех, кто интересуется проблемами политической сферы общественной жизни.

Используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п.

Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков.

В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.).

Вторая группа: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, радио и позволяют знакомить учащихся с достижениями совр. науки, техники, произ-ва и культуры, с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), во внутр. в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и обществ, жизни.

Третья группа: уч.-метод, лит-ра - программно-методическая (программы и метод, указания к ним, метод, письма и руководства); обучающая (буквари, учебники, текстовые пособия, лекции, конспекты и пр.); вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сб-ки практич. заданий, задач и упражнений, атласы, сб-ки чертежей, рабочие тетради; издания для чтения на иностр. языках и др. материалы).

Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие.

К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах.

Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения.

Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ" в других словарях:

    учебные пособия - mokymo priemonės statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso struktūros elementai, apimantys mokymo reikmenis, skirtus moksleivių pojūčiams, suvokimui, vaizdiniams, mąstymui ir sugebėjimams, praktinio darbo mokėjimams ir įgūdžiams… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации средства обучения (См. Обучение), предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами (См. Учебная программа) и изложенных в Учебниках. К У … Большая советская энциклопедия

    Учебные пособия - в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и… … Педагогический терминологический словарь

    Учебные пособия - обычно дополняют существующие учебники по даннойдисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебногокурса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала(Г); специально изготовленные и натуральные предметы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Учебные пособия - 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3)… … Педагогический словарь

    Учебники и учебные пособия по дисциплине "Оценка программ" - Основная статья: Оценка программ Учебники Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ». Статья представляет собой обзор основных учебников и учебных пособий по дисциплине «Оценка программ и политик», изданные на английском и русском … Википедия

    УЧЕБНЫЕ КАРТЫ Большой Энциклопедический словарь

    Учебные заведения - Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия

    учебные карты - предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Энциклопедический словарь

    Применяются в преподавании естеств. науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро и космич. снимков и фотокарты. Карта образно знаковая модель, представляющая собой… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебные пособия. Сборник статей участников I Международной конференции. Москва, НИУ ВШЭ, 22-23 апреля 2013 г. , Маслов А., Аникина В., Бакланова М. и др.. В настоящий сборник включены статьи участников I международной конференции «Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебныепособия». Представленные…