Метод направленных ассоциаций. Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор. Пример использования метода

Вопросы для самопроверки

1. Что принципиально нового внес Карл Густав Юнг в психоаналитическое направление психологии и психотерапии?

2. В чем Карл Юнг был не согласен с Зигмундом Фрейдом?

3. Что такое коллективное бессознательное?

4. Назовите основные архетипы по К. Юнгу и дайте им характеристику.

5. Основные психотерапевтические подходы К. Юнга.

6. Основные стадии психотерапии по К. Юнгу.

7. В чем сущность метода направленных ассоциаций?

8. Кто такие интроверты и экстраверты?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА

Альфред Адлер (1870-1937), так же как и Юнг, был одним из первых и наиболее талантливых учеников Зигмунда Фрейда.

И Юнг, и Адлер, и многие другие знаменитые ученые и практики, вышедшие из лона классического психоанализа, безоговорочно признавали гениальность и авторитет Фрейда и готовы были развивать его основные идеи, дополняя (а иногда и обоснованно заменяя или корректируя) их собственными теоретическими и практическими поисками.

Практически никто из известных психоаналитиков (кроме Ф.Пёрлза, который не был непосредственным учеником Фрейда, хотя и считал себя им вначале) не уходил от Фрейда, «хлопнув дверью», то есть громко заявив о разочаровании в нем и об ошибочности многих основных положений классического психоанализа. Все готовы были к продолжению творческого сотрудничества, но Фрейд, несмотря на всю свою неоспоримую гениальность, страдал невероятно ранимым самолюбием и тщеславием, стремлением (во многом ему удавшимся) превратить психоанализ в современную религию и распространить его на все и вся. При этом он считал любое мельчайшее отступление от его канонов посягательством на его основы и свое собственное величие, и усомнившийся немедленно и окончательно изгонялся.

Но нет худа без добра.

Альфред Адлер (так же как и Карл Густав Юнг), расставшись со своим учителем, полностью вышел из тени его славы и давления и создал собственное оригинальное, исключительно интересное психоаналитическое направление, породив множество идей и школ.

Ассоциация - это связь между словами, понятиями, идеями, при которой восприятие или вспоминание одного влечет за собой извлечение из памяти другого. При выполнении задания на ассоциативное запоминание пар слов было выявлено, что слова, между которыми ассоциации устанавливаются легко, хорошо воспроизводятся, а отсутствие явных ассоциаций затрудняет запоминание. Но если человек может быстро установить связь между словами в паре, эта пара прекрасно запоминается. Например: «Жук ползет по креслу» или «Круглая белая ромашка похожа на фонарь». На этом и базируются основные приемы произвольного запоминания - выработано довольно много правил быстрого создания ассоциаций, которые помогают запоминать самый разный материал.

Основные правила создания ассоциаций:

  • 1) ассоциации должны быть нестандартными, индивидуальными, связанными с личным опытом;
  • 2) представляйте ваши ассоциации как можно более «многомерно» - наглядно, со звуками, запахами, температурой, весом и т. п.;
  • 3) преувеличивайте или как-то необычно деформируйте ваши ассоциации;
  • 4) придавайте ассоциациям движение.

Упражнение 33. МЕТОД АССОЦИАЦИЙ

  • 1. Создайте как можно больше сложных и подвижных ассоциаций для запоминаний пар слов из списка II, который использовался исследовании памяти методом ассоциаций. Обсудите это в группе.
  • 2. Выполняется в круге. Первый человек говорит какое-нибудь слово соседу справа. Тот повторяет слово и тут же дает ассоциацию с ним. Следующий человек повторяет оба слова и дает свою ассоциацию со вторым. Третий должен будет повторить уже три слова и добавить свое и т. д.

Упражнение 34. МЕТОД СВЯЗАННЫХ АССОЦИАЦИЙ

ИНСТРУКЦИЯ 1. Ведущий дает для запоминания список слов. Каждый участник должен быстро соединить их в единый (возможно, парадоксальный) сюжет, не нарушая порядок и используя как можно меньше «лишних» слов. Например, слова: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА можно объединить так: «Я разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА. Она плывет и сталкивается с КОМАРОМ, который от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт сворачивается и превращается в ГУСЕНИЦУ».

Список слов для создания сюжета связанных ассоциаций: КАРТА, ПТИЦА, ЖУРНАЛ, ШАМПУНЬ, ОРЕХ, КРОКОДИЛ, ОБЛАКО, БАНАН, СТАКАН, ПЛАТОК, КЛЮЧ, КЛУБОК, ЛОЖКА, ЧЕРВЯК, НОСКИ.

После написания сюжета каждый участник закрывает его и на другом листе воспроизводит те слова, которые запомнил. После этого ведущий читает список для проверки.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Работа в подгруппах по три-четыре человека. Каждый участник составляет список слов (не менее 15) и передает его остальным членам подгруппы, которые как можно быстрее создают сюжеты связанных ассоциаций и отдают их вместе со списками ведущему. Затем каждый воспроизводит все списки - свой и других членов подгруппы. Ведущий возвращает списки авторам, и проводится проверка.

Упражнение 35. МЕТОД ЦИЦЕРОНА

Великий оратор древности мог говорить часами, не пользуясь конспектами, не сбиваясь и не повторяясь. Смысл метода запоминания, названного его именем, состоит в том, что запоминаемые единицы (покупки, пункты плана и т. п.) надо мысленно расставить (или написать) в хорошо знакомой комнате или на местности в строго определенном порядке. Затем, когда нужно воспроизвести эту информацию, человек вспоминает данную комнату и « считывает» то, что было на ней «записано».

Тренировка начинается с того, что каждый должен назвать любой конкретный предмет и описать его. Группа с помощью ведущего мысленно «размещает» эти предметы по комнате: на доске, на стенах, на подоконнике и т. д. так, чтобы в аудитории «оказалось» не менее 16 разных предметов. Затем каждый член группы воспроизводит список всех названных предметов. Подобным образом проводятся еще несколько циклов, при которых постепенно в перечень включаются отвлеченные понятия (пункты плана, например). Сначала - два-три, затем больше. Постепенно количество запоминаемых слов может достигать 40-50.

Упражнение 36. ЗАПОМИНАНИЕ ФАМИЛИЙ

Описание метода запоминания. Многие фамилии в русском языке происходят от названий животных, предметов, профессий или их свойств, например: Воронин, Березкин, Кузнецов, Серов. Если нужно запомнить фамилию конкретного человека, который носит подобную фамилию, нужно выделить какое-нибудь свойство его внешности или поведения и найти ассоциацию с фамилией. Например, если у Воронина темные волосы, то «он темный, как ворона», или он «размахивает руками, как ворона крыльями» и т. п. Если же не удается найти никакого сходства, можно создать ассоциацию «от противного» - «он светлый, какой никогда не бывает ворона», но такая связь запоминается хуже.

Если же у фамилии нет никакого конкретного значения, ее можно запомнить с помощью фонетических ассоциаций, при которых ищутся ассоциации к звучанию фамилии или ее частей. Например, для фамилии ЛАРСЕН создается сюжет: «ЛАРец, полный СЕНа». После этого нужно связать какие-нибудь особенности человека с ларцом или с сеном. Другие примеры: ЧУМАКОВ = «ЧУМ среди МАКОВ», ЧЕРКАШИН = «ЧЕРная КАШа». Аналогичный прием можно использовать для запоминания окончаний. Например, для запоминаний фамилий, заканчивающихся на -ИН, стоит вводить в сюжет что-то «индийское», а для фамилий на ОВ - ОВощ или ОВцу. Полезно заранее разработать для себя ассоциации к наиболее распространенным в России окончаниям фамилий: «-цов», «-цев», «-кин», «-штейн», «-вич», «-ский».

Аналогичным образом, по звуковым ассоциациям можно запоминать имена. Например: ИВАН = ИВА, ПАВЕЛ = ПАВлин, БОРИС = БОРщ и РИС, ИММАНУИЛ = И МАНит в ИЛ. Иногда можно использовать созвучия- рифмы, типа «Наташка-пташка» или «Антошка-картошка».

Для запоминания сочетания имени и фамилии можно использовать сюжет, состоящий из ассоциаций с именем и фамилией. Например: «НЕШУМОВА НАТАЛЬЯ = = нешумная пташка», «ТКАЧЕВА ЕЛЕНА = ткачиха ЛЕНтяйка».

ИНСТРУКЦИЯ 1. Ведущий читает список фамилий и имен, каждый учащийся составляет смысловые или фонетические ассоциации, затем, не глядя в свои записи, воспроизводит список. Потом список читается еще раз для проверки.

Список отдельных фамилий и имен для создания ассоциаций и запоминания: ЛИТВИННОВА, КОТИКОВ, ШАМШИН, МАНСУРОВ, ШИЛКИН, НАХИМЗОН, ГОРКЕВИЧ, МАЙОРОВ, ПЕТРУШИН, ВОЕЙКО, СВЕТЛАНА, ОКСАНА, ДЕНИС, ЕЛЕНА, ВИТАЛИЙ, ГРИГОРИЙ.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Аналогично упражнению «Метод связанных ассоциаций». Работа в подгруппах по три-четыре человека. Но каждый участник составляет список не просто слов, а имен и фамилий.

ИНСТРУКЦИИ 3, 4. Аналогично инструкциям 1 и 2, но используются списки сочетаний имен и фамилий, например: КАЗАКОВА ОКСАНА, ГЕНДЕЛЬМАН БОРИС, РОЗАНОВ АНТОН, МОТЫЛЕВ ДЕНИС, ШАХОВА ИРИНА, ЛЕЩИНСКИЙ ГРИГОРИЙ, МАЙОРОВ ИВАН, ТЮРИН НИКОЛАЙ, АНДРЕЕВ ПАВЕЛ, СВИРИДОВ ВАСИЛИЙ, БИТОВА АНАСТАСИЯ, ГУСЕВА ЕКАТЕРИНА, ОВЕРЧЕНКО СОФЬЯ, КИРРИЛОВ ВАЛЕНТИН, БАРШЕВ АНДРЕЙ, ВАТОЛКИНА СВЕТЛАНА.

Упражнение 37. ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЙ ЛЕКАРСТВ

Запоминание названий лекарств важно и в обыденной жизни, и в социальной работе. Чаще всего названия лекарств являются искусственными словами, поэтому для их запоминания нужно использовать метод звуковых, фонетических ассоциаций, описанный выше. Чтобы запомнить и назначение препарата, его нужно объединить в сюжете с ассоциациями на название. Например: ФУРАЦИЛИН - противовоспалительное средство - «От ФУРАжки на лысине возникло воспаление, пришлось носить ЦИЛИНдр.», МУКАЛТИН - средство от кашля - «Какая МУКА кашлять от ТИНы»

ИНСТРУКЦИЯ. Аналогично предыдущим упражнениям, но используется список лекарственных препаратов и их применений:

СОФРАДЕКС - глазные и ушные капли, ВОЛТАРЕН - при суставных болях, ТИРЕОКОМБ - гормон щитовидной железы, ЛЕВОМИЦИТИН - антибиотик, ПАПАЗОЛ - от спазмов и повышенного артериального давления, СЕНАДЕ - слабительное, КОРДАРОН - сердечное, ГИПОТИОЗИД - мочегонное.

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Что такое ассоциации?

Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» , Сальвадор Дали, 1944

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

При помощи ассоциаций и метафор можно установить связи между понятиями. Это полезно для генерации идей. Считается, что любые два понятия можно связать цепочкой в среднем из десяти ассоциативных переходов. К примеру, ассоциативный переход между понятиями «древесина» и «мяч» будет выглядеть так: «древесина» - «лес», «лес» - «поле», «поле» - «футбольное», «футбольный» - «мяч». А как связать понятия «небо» и «чай»: «небо» - «земля», «земля» - «вода», «вода» - «пить», «пить» - «чай».

Особенности ассоциативного мышления

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй - из 10 2 , третий - из 10 3 , четвертый-из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

Методы ассоциативного поиска идей хороши, например, при создании сюжета рекламного видеоролика. Неожиданные элементы привлекают внимание и заставляют человека сфокусироваться на рекламе. Искать ассоциации можно с помощью визуальных образов. В Google, Flickr, Pinterest задается поиск по интересующему слову. Результат - расширение спектра творческих решений и вдохновение для их развития.

Виды ассоциаций

  • По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
  • По сходству , по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
  • По контрасту , то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Метод фокальных объектов

Еслина совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастет число неожидан­ных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода ак­тивизации творчества, предложенного в 1926 т. профессором Бер­линского университета Ф. Кунце (метод каталога) и усовершенст­вованного в 50-х годах американским изобретателем Ч. Вайтингом (метод фокальных объектов).

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упраж­нения типа: придумать фантастические животное, растение, ко­рабль и т. д.).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Применяют метод фокальных объектов в следующем порядке:

  1. Выбор фокального объекта (например, часы).
  2. Выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, змея, касса, полюс).
  3. Составление списков признаков случайных объектов (напри­мер, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т. д.).
  4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объ­екту признаков случайных объектов (например, широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т. д.).
  5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциа­ций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может быть узкий циферблат, который иногда рас­тягиваетсявширокий, проецируется куда-то… и т. д.).
  6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесо­образно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает креативную методику, которую он назвал «Гирлянда ассоциаций». Ее цель — облегчить поиски решения при дефиците информации. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Этапы метода «гирлянд ассоциаций»

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды — гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду — гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к изначальному объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов изначального объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов изначального объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Примеры использования ассоциаций и метафор в рекламе

Дикий, дикий Raid. Идея Станислава Строганова и Александра Ильиных

Больше креативных методик

Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма - выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление. Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей. Авторами методики являются - Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). Этот метод предполагает продуманный отбор участников, тщательную подготовку и определенный алгоритм действий. Кого приглашают на конференцию идей? На конференцию идей по методу Гильде приглашают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с обсуждаемой проблемой, а также свободных от стереотипов новичков, способных взглянуть на состояние дел со стороны.  Каждый участник должен знать, что […]

Метод контрольных вопросов - это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам, сценаристам, ученым, всем, кому нужно найти нетривиальное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Последовательность действий при использовании метода […]

Мы все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление - исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Со времен Аристотеля выделяют несколько видов ассоциаций:

1. По смежности , то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег... Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.

2. По сходству , по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции...Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата... Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)

3. По контрасту , то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей - обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации могут быть важным источником информации. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.

Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.

Методы управления процессом генерирования ассоциаций

«Поле ассоциаций»

Использование системно-функционального подхода.

1. Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.

Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.

2. Представить стартовое слово частью большей системы.

Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.

3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.

Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу , строят дома , используют как дрова для печи , камина и т.д.

4. Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.

Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники и т.д.

ПРИМЕР: Построение поля ассоциаций понятия "Личность"

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает более сложный вариант, рассмотренного нами метода, который он назвал методом «Гирлянды ассоциаций» Его цель облегчить поиски решения проблемы при дефиците информации, то есть когда возможные пути решения человеку не известны. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Можно выделить следующие этапы метода «гирлянд ассоциаций».

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды - гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду - гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с эле ментами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Художник Николай Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена - все, что остановило ваше внимание». T&P публикуют отрывок из бестселлера Дениса Букина и издательства «Альпина Паблишер» «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как использовать ассоциации, чтобы запоминать больше и лучше.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80% - очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100%.

1) Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2) Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Три принципа мнемотехники

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

Использование ассоциаций

Фундаментальное свойство психики - ассоциативность. Мозг - совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент. Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 - на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 - на стул, 1 - на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

Эмоциональное отношение

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх - с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Ассоциации

Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.

1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:

Цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;

Самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;

Термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».

2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.

3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.

4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.

Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов - были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы - эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.

В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные - связать их с тем, что он уже знает. Психологи иногда используют красивую метафору для описания того, как человек осваивает что-то новое. Поначалу, когда он только знакомится с предметом, он будто сажает молодое дерево. Через некоторое время саженец приживается, его корни становятся сильнее и глубже - объем знаний увеличивается, они систематизируются. Укорененный саженец может лучше питаться и быстрее расти. Человек, заложивший системную основу в изучении нового предмета, легче добавит к ней новые сведения и лучше их запомнит. Главный вывод, который нужно сделать из этого: не бойтесь браться за что-то новое. Поначалу будет трудно, но потом, когда вы освоитесь, станет легче, и вы сможете достигнуть желаемого результата. У разведчика не бывает двух одинаковых заданий.

Упражнение

Умение быстро подбирать ассоциации, связывать с их помощью самые разные вещи является неотъемлемой частью любой мнемотехники. Развить его можно постоянно практикуясь. Почаще ассоциируйте пары предметов, которые попадаются вам на глаза. Как связать дверную ручку и канцелярскую скрепку? Может быть, они схожи своей изогнутой формой? А может, вы переплавите коробку скрепок, чтобы отлить ручку? Или просто прикрепите к дверной ручке канцелярскую скрепку?

Списки слов

Умение запоминать списки слов - значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов с первого до последнего. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, повестку совещания, план своего выступления. Разведчик, умеющий запоминать списки слов, помнит пароли, легенды, сценарии операций, контакты нужных людей. На слова нанизываются факты, сопоставив которые можно найти связи между, казалось бы, независимыми событиями. Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест. Вы освоите и сможете использовать их оба. Впрочем, возможно, вам больше понравится один из них, а с другим вы просто ознакомитесь. Решите сами.

Метод историй

К примеру, вам дан список слов:

нефть;
стол;
таксист;
кофе;
шифр;
дерево;
балкон.

История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью - ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом , сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе . Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра . Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно - ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон , оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.

Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке. Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники. Сама история представляет собой ряд ассоциаций. Слова кодируются яркими образами: ржавая вонючая бочка, мягкий вельвет, горький черный кофе, пожелтевший лист бумаги и т. д. Участники истории переживают эмоции: таксист грустит, вы удивлены неожиданным сообщением, и все заканчивается хеппи-эндом.

Упражнения

1) Запомните географию места, в котором вы живете. Если в вашем городе есть метро, запомните его карту. Каждая ветка - это список станций. Удостоверьтесь, что вы можете повторить названия станций в любом порядке. Запомните последовательно все ветки. Со временем вы сможете ориентироваться в метро исключительно по памяти. Подобным образом можно запомнить последовательность улиц, остановок автобуса и т. д. Это может оказаться полезным, когда потребуется оторваться от наружного наблюдения или воспользоваться легендой.

2) Откройте книгу на любой странице и запоминайте первое слово на каждой строке. Если вам встретился предлог, частица или часть слова, оставшаяся после переноса, возьмите второе слово. Запомните слова, закройте книгу, воспользовавшись закладкой. Воспроизведите список и проверьте себя.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба - первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер -Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки - большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка - следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке - дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое - нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» - привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit - привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово - remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит - запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Мотивация к запоминанию

Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни. Мозг экономит усилия, выделяя из общей массы получаемой информации действительно важную. Из этого следует практическая рекомендация: перед тем как запоминать что-либо, сформулируйте для себя, зачем вам это помнить и что вы получите, зная это.

Аналогично, если вы хотите, чтобы кто-то не забыл о вашей просьбе, сформируйте у него установку на припоминание. Заинтересуйте его. Укажите, когда, при каких условиях следует вспомнить о просьбе. Например, если вы хотите, чтобы сосед опустил ваше письмо в почтовый ящик, скажите ему: «Вася, будешь проходить мимо почты - вспомни о моей просьбе, брось в ящик это письмо. Я буду тебе очень благодарен». Слова «когда будешь» помогут человеку вспомнить о просьбе в нужный момент. Обещание благодарности послужит Васе дополнительным эмоциональным стимулом.

Потребности и мотивы порой играют с памятью злую шутку. Ее механизм описал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Стремление человека к эмоциональному комфорту нередко заставляет его забывать информацию, которая может быть неприятной. Фрейд назвал это явление вытеснением. Если вы постоянно забываете о встречах с конкретным человеком, хотя подобное редко происходит с другими людьми, присмотритесь к ситуации повнимательнее. Возможно, общение с этим человеком вызывает эмоциональный дискомфорт. Трудно представить себе, что кто-то забудет позвонить щедрому другу и попросить у него денег. Но должник частенько забывает позвонить кредитору, чтобы попросить об отсрочке платежа.

Кривая забывания

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю - менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение. Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое - через 15–20 минут после заучивания;
второе - через 6–8 часов;
третье - через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз - в день заучивания;
второй - на четвертый день;
третий - на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз - в полном объеме, во второй - ключевые моменты, в третий - весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните. Трехкратное повторение - необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Фотографии: © iStock/bogdandreava.