Люди эгоисты какие они. Что такое эгоизм, кто такой эгоист. И так, как не быть эгоистичным в отношениях с другими

Эгоизм

(от лат. ego - я) - ценностная ориентация субъекта , характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп . Проявлениям Э. присуще субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую объясняется серьезными дефектами воспитания . Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная и личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном , себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму . Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет коллективистская .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эгоизм

Ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эгоизм

   ЭГОИЗМ (с. 641)

Многие поколения наших соотечественников выросли под благородными лозунгами: «Общественное выше личного», «Жить для других!», «Счастье в том, чтобы отдавать, а не брать»... На этом фоне всякое стремление отдельного человека отстоять свои личные интересы воспринималось подозрительно, как нежелательное антиобщественное поведение. Назвав человека эгоистом, можно было жестоко обидеть, подчеркнув тем самым, что он не таков, как все нормальные порядочные люди, а наоборот-самовлюбленный корыстный отщепенец.

Времена меняются, меняются и нравы. Самый популярный сегодня лозунг: «Каждый за себя, один бог за всех». И как часто бывает при резких переменах в общественном настроении, в сознании почти каждого отдельного человека наступила какая-то сумятица. Какие принципы исповедовать? Самопожертвования и самоотдачи? Но так не проживешь в нынешних непростых условиях и уж наверняка не добьешься ощутимых успехов. Может быть, сосредоточиться на себе, любимом? Но получить от этого полное удовлетворение не удается: мешают глубоко укоренившиеся в сознании (или даже в подсознании) гуманистические принципы. Да и отношения с окружающими складываются не очень гладко и большой радости не приносят: человеку, сосредоточенному на себе, искренней симпатии от других не дождаться.

Особенно беспокоятся родители: как воспитывать своих подрастающих детей? Альтруистами и бессребрениками? Но сможет ли тогда повзрослевший малыш самоутвердиться в условиях жесточайшей конкуренции и хоть чего-то добиться в изнурительной жизненной гонке? Но если он, наоборот, вырастет эгоистом, то не превратится ли в итоге в бездушного манипулятора, которому не только ближние и дальние, но и родные мама с папой нужны, лишь пока полезны? Поэтому неспособность ребенка учитывать интересы окружающих настораживает многих родителей.

Впрочем, родителей можно успокоить. На примере растущего ребенка можно, так сказать, в естественных условиях наблюдать общие законы становления личности, присущие всякому человеку.

Человек приходит в мир с неосознаваемой (сознания еще нет и в помине) установкой: этот мир существует ради него, вращается вокруг его персоны и служит удовлетворению его потребностей. Правда, потребности эти поначалу очень просты: насытиться, поспать, отправить естественные нужды, избавиться от боли и неудобства. Самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность младенец не может, эта обязанность всецело ложится на взрослых. И если они пренебрегут этой обязанностью, малыш попросту погибнет. Вот и прислушиваются мамы и папы, бабушки и дедушки к пока еще нечленораздельным требованиям малыша, спешат их удовлетворить. А как же иначе?

Первые годы жизни проходят под знаком сосредоточенности ребенка на самом себе. Это его естественное состояние, которое не должно внушать опасений. Сетования мамы трехлетнего малыша, что ее ребенок растет эгоистом, - неоправданное преувеличение. Эту стадию в своем развитии проходит любой ребенок. Правда, специалисты избегают слова «эгоизм», предпочитая в данном случае говорить о так называемом эгоцентризме. В психологической трактовке это понятие не содержит никакой моральной оценки, поскольку характеризует не столько уровень нравственности, сколько общую познавательную позицию.

Конечно, сетования старшего поколения на эгоизм молодых - это во многом дань традиции: во все века старшие упрекали младших. Однако сегодня для таких упреков оснований больше, чем обычно. Выросшие в атмосфере комфорта и благополучия, окруженные безотказной заботой родителей, современные молодые люди (и это объективно засвидетельствовано научными исследованиями) в массе своей более эгоистичны, чем их сверстники в былые времена. Какой же вывод из этого следует сделать родителям? Погрузить дитя для его же блага в пучину невзгод и испытаний? Разумеется, нет. Но и противоположной крайности желательно избегать. Ребенок с малых лет должен усвоить, что исполнение его желаний происходит не автоматически, а зависит от множества условий. И, идя навстречу запросам других людей, легче удовлетворить собственные желания.

Но возможно ли в принципе воспитать человека, абсолютно чуждого эгоистичности? Эгоистом принято называть того, кто самого себя любит больше, чем кого бы то ни было, и печется лишь о своих интересах, пренебрегая чужими. Попробуем построить своеобразный нравственный идеал, так сказать, от противного. И перед нами предстанет индивид, преисполненный бескорыстной любви к окружающим, но напрочь лишенный любви к себе. Чужие потребности он с готовностью спешит удовлетворить, а о своих думает в последнюю очередь. А теперь, положа руку на сердце, попытаемся вспомнить, часто ли в реальной жизни доводилось встречать таких людей. Наверное, вспоминать придется долго.

Хотя люди, не любящие себя, - отнюдь не редкость. С детства усвоив абстрактную идею, что любить себя дурно, они сурово искоренили в себе этот «недостаток». Но почему-то именно такие люди не очень приятны в общении, а по большому счету просто опасны для окружающих. Потому что никакой любви к ближним в них обнаружить не удается. Беспощадно требовательные к себе, они столь же суровы к другим, нетерпимы к ошибкам и промахам. Тех, кто безжалостен к самому себе, люди инстинктивно сторонятся, предчувствуя, что иного отношения и им не заслужить.

Недаром библейская заповедь призывает возлюбить ближнего... как самого себя! То есть любовь к себе, даже согласно строгим библейским канонам, - это вовсе не грех, а источник и отправная точка благодатной любви к ближнему.

Единственное затруднение состоит в том, что безусловное соблюдение этой заповеди несовместимо с биологическими законами. Нравится нам это или нет, но эгоизм - неотъемлемая черта всего живого. И если мы будем честны перед собой, то вынуждены признать: ни один из нас не любит всех своих собратьев, как самого себя. Когда сталкиваются противоречивые потребности и интересы, я не вправе ожидать от ближнего, что мои интересы он примет так же близко к сердцу, как свои собственные. Если допустить крайний случай: предстоит решить, чью жизнь сохранить - его или мою, я (возможно, не без колебаний и внутренних терзаний) выберу свою. Конечно, бывают и исключения - почти всякий родитель готов умереть ради спасения своего дитя. Но такого рода поступки не могут служить эталоном поведения, распространяющимся на всех окружающих.

Поэтому не будем лицемерить. Самообман порождает лишь ощущение неполноценности и чувство вины от того, что мы не на высоте провозглашенных принципов. Любовь к себе - естественное, биологически предопределенное свойство. Человек, утративший это свойство, становится в каком-то смысле ущербным. И именно в этом смысле можно говорить об ущербности эгоиста, который, как на поверку оказывается, не умеет себя любить и собственные интересы отстаивает грубо и неэффективно.

Тысячелетиями эгоизм был основой эволюции. Первоначально простейшие формы жизни типа единичных и полностью независимых клеток были подвластны закону естественного отбора. Клетки, неспособные себя защитить, быстро прекращали существование. Но было столь же естественно, что такой чистый «эгоизм» приводит к опасным столкновениям, поскольку выгода одного организма достигается в ущерб другому. И некоторая степень альтруизма возникла как более высокая ступень эволюции. Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточные организмы. Клетки отказались от независимости и специализировались, взяв на себя функции защиты, питания, перемещения в пространстве. При этом жизнеспособность целого значительно возросла, увеличив тем самым благополучие составляющих его единиц.

Точно так же и люди сформировали пруппы взаимного сотрудничества и страховки - семьи, племена и нации, в которых «альтруистический эгоизм» служит ключом к благополучию.

Так и в своем индивидуальном развитии человек первоначально сознает лишь самого себя, и только впоследствии, благодаря развитию мысли, начинает понимать, что между ним и ему подобными существует более или менее тесная связь, способствующая его собственному благополучию. Таким образом, чувство солидарности не является изначальным инстинктом, как себялюбие, а стало лишь позднейшим приобретением, как в истории человеческого рода, так и в жизни отдельного человека. Альтруизм вовсе не противоположен эгоизму, а только его углубление и расширение. Человек доходит до идеального понятия о солидарности так же, как он дошел до практической мысли об устройстве общественных учреждений, то есть после того, как он понял, что они ему полезны.

Тот, кого мы называем эгоистом, полноценного понимания этой истины просто не достиг. Он подобен неприкаянной клетке, которая тянет все жизненные соки на себя и рано или поздно отторгается организмом.

Канадский физиолог Ганс Селье, ювестныш своим учением о стрессе, является также создателем философской концепции альтруистического эгоизма. По мнению Селье, благородную, но нежизненную заповедь «Возлюби ближнего как себя самого» следует заменить лозунгом «Заслужи любовь ближнего». Никто не может пользоваться жизненными благами, сам собой ничего не представляя и не составляя никакого интереса и пользы для других людей. Лишь тот человек, который сумел чего-то добиться в жизни, заслуживает подлинного самоуважения и любви окружающих, поскольку его достижения так или иначе приносят какую-то пользу людям. Понимая, что люди ценят его вклад в общее благополучие, человек может искренне любить себя, не мучаясь угрызениями совести. А его любовь к ближнему и выражается в тех реальных делах, которые позволяют ему благоденствовать самому и не могут не нести блага другим.

И не стоит рассуждать о преимуществах альтруизма или эгоизма. В нормальном человеке эти свойства неразрывно слиты, как инь и ян, как две стороны одной монеты. Разумное сочетание этих противоречивых, но взаимозависимых черт и есть основа душевного благополучия.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Эгоизм

Склонность действовать преимущественно в собственных интересах.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "эгоизм" в других словарях:

    эгоизм - Эгоизм … Словарь синонимов русского языка

    ЭГОИЗМ - (от. лат. ego я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом… … Философская энциклопедия

    Эгоизм - Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

1 Поскольку люди живут в обществе, они не могут обходиться без отношений. Однако, характеры у всех достаточно различны, и порой встречаются особи, с которыми не хочется поддерживать никаких отношений. К этой категории граждан можно отнести подвид человека, которого называют Эгоист , что значит, вы можете прочесть немного ниже.
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько познавательных статей по тематике образования. Например, что значит Антураж , как понять слово Концепция , что такое Сюр , что означает термин Тильт и т. п.
Итак, продолжим, что значит Эгоист ? Этот термин был заимствован из латинского языка "ego ", и переводится, как "Я". Что значит Эгоизм?

Эгоизм - это такое отношение к жизни, при котором человек ощущает себя центром мироздания, и не способен отказаться от этого чувства


Эгоист - этим словом называют человека, который считает себя пупом вселенной, он заботиться исключительно о собственных интересах, и с полным безразличием относится ко всем остальным, включая родственников


Антоним слова Эгоист : альтруист.

Эгоистка - это девушка, которая осознала себя красавицей, и с этого момента, любовью всей её жизни, становится только она сама. Как не странно, но мужики от таких особ просто теряют голову


Девушки, если вы будете послушными, и окажетесь открытой книгой для своего МЧ, и весь ваш вид будет выражать только одно: "я всё сделаю для тебя милый, подам, принесу, уберу за тобой, и полюблю тебя, как в пронофильмах ", то глазом не успеете моргнуть, как МЧ станет относиться с пренебрежением . Он быстро охладеет, и вскоре вас бросит. Поэтому, вывод здесь простой, оставайтесь всегда стервами , хотя меру всё же нужно знать.

Что касается, Эгоизма в целом, то люди всегда будут относиться к себе лучше, чем к другим, они будут одержимы собственными эгоистичными интересами. Особи, у которых эгоизм начинает зашкаливать, появляется наплевательское отношение к чужой боли, горю, и такие чувства, как сопереживание и сочувствие у них просто атрофируются.

Кроме того, нужно признать, что хотя эгоисты осуждаются обществом, но основа любого действия и познания зациклены на нашем внутреннем "Я" , то есть все эмоции окрашены эгоизмом.

Люди и эгоизм, это понятие неразделённое, и пока будет существовать человечество, эгоизм будет процветать и здравствовать. Нужно понимать, что безразличие к своим ближним, привязанность к своим вещам, отсутствие жалости является лишь внешней стороной эгоизма . Обычно, людей называют/обзывают эгоистами, когда их поведение и поступки противоречат общепринятым в этом обществе нормам.

Обычно, эгоизм произрастает на почве тщеславия, алчности, и неуёмных амбиций, и главная цель эгоиста, достижение личной власти и самоутверждение. В капиталистическом обществе, эгоизм считается нормой, например в США, раздувание своего "Я" достигло патологических масштабов, что негативно сказывается на американском обществе в целом. В итоге, большинство граждан выражают нестерпимое желание навязчиво демонстрировать свою значимость.

ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

ЭГОИЗМ

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Эгоизм

Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

ЭГОИЗМ

В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Эгоизм

лат. ego - я] - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова

ЭГОИЗМ

проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.

Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.

В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».

Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.

Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.

Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.

По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.

ЭГОИЗМ

от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Эгоизм

от лат. ego - я] - преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма - «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими - мне неважно», в случае альтруизма - «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже - это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».

Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.

Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья - от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят - щепки летят...»2.

Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии - патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина - это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд - это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти - родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.

В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».

Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания - лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе - по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.

Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм - эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой - создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.

Эгоизм как качество личности – склонность к проявлению ложного Эго в уме, чувствах, разуме, действиях и поступках.

Проявления человеческой души обнаруживаются в сознании, уме, чувствах, разуме и Эго. Например, сознание пропитывает каждую клеточку человеческого организма, даря ему жизнь, и проявляется через глаза. Эго – это ощущение себя как личности, его следы легко находятся во всех проявлениях души, то есть все тело пропитано не только сознанием, но и силой ощущения себя как личности. Поэтому человек отождествляет себя с телом, хотя тело – это лишь форма для деятельности души. Происходит своеобразный самообман – человек путает форму с содержанием, душа остается молодой, несмотря на возраст тела.

Итак, у души из-за Эго существует ощущение себя как личности. Это чувство работает сугубо в двух направлениях: или жить ради кого-то или только ради себя. В первом случае душа даже теоретически не может вообразить, как можно найти счастье, живя только ради удовлетворения своих желаний. Ей представляется, что настоящее счастье достигается, когда ты принес радость другим людям, сделал им что-то приятное и полезное. Какая радость, если рад только ты один?

В отличие от духовного мира в материальном мире душе приходится адаптироваться к условиям, когда большинство людей живет ради себя. Инструментом адаптации служит ей ложное Эго , пропитывающее ум, разум и чувства человека ощущением себя как личности, желающей жить для себя. Ложное Эго захватывает духовные атрибуты души, оставляя в покое лишь саму душу. Ложное Эго заявляет: «Это моя рука, мой ум, мои чувства, мой разум, мой муж, моя машина, мой дом, моя страна и, наконец, моя Земля». Словом, ложное Эго охватывает все стороны жизни человека. Однако если человек живет только под влиянием ложного Эго, он не способен достигнуть счастья, ибо его следует искать в сфере взаимодействия двух Эго.

Там, где истинное Эго берет вес над ложным, возникает благость. Людей, ищущих счастья в бескорыстной любви, помощи людям, можно встретить повсюду, следует лишь внимательно приглядеться к окружающему миру, выйдя за рамки эгоистичного мирка своих знакомых. Там, где истинное и ложное Эго находятся в состоянии борьбы или какого-то паритета, там процветает страсть. Такие люди находятся в страсти. И, наконец, третья категория людей – людей в невежестве, живущих сугубо для себя, наплевав на окружающий мир. Люди в невежестве полностью находятся под влиянием ложного Эго, истинное Эго у них раздавлено, придушено, живет в затравленном и рабском положении. Еще И. С. Тургенев подметил: «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают».

Счастье – это бескорыстный путь к какой-то высокой цели ради других людей. Например, настоящая любовь может быть только бескорыстной. Мать любит свое новорожденное дитя бескорыстно без всяких мыслей: «Сначала ты мне сделай хорошо, тогда и я тебе сделаю хорошо, но ты сделай первый». Отношения, основанные на принципе: «Ты – мне, я – тебе», далеки от истинного понимания любви. Когда один из супругов понимает, что его используют, он очень обижается на корыстолюбие своей половинки. Великий педагог, человек в благости В. Сухомлинский писал по этому поводу: «Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи».

Важнейшая функция ложного Эго – вызывать боль . «Как от сердца оторвал», — говорим мы, когда приходится что-то отдавать другим. Н. Островский заметил: «Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить». Поскольку ложное Эго пропитывает все тело и духовные атрибуты души, постольку боль возникает в теле, уме, чувствах и разуме. Если человек ожег руку, автоматически возникает боль. Боль – это сигнал ложного Эго с требованием защиты. Оно дает звонок: «Ты поступаешь неправильно со своим телом. Срочно прими меры!» Например, боль в разуме означает нежелание слушать. Человека настолько переполняет ложное Эго, что ему больно слушать слова другого. Он бросается в спор, перебивает, доказывает, возмущается и оправдывается. Даже на лекции он «сидит, как на иголках» — ложное Эго вызывает боль в разуме, и ему больно слушать лектора.

Вторая функция ложного Эго – это вызывать антагонизм , сопротивление. Если человек идет во внешний мир с единственным желанием «Я хочу «перетянуть одеяло на себя»», мир, по понятным причинам, сопротивляется. Другие люди тоже чего-то хотят. Иными словами, сопротивление возникает при взаимодействии разных ложных Эго. Когда обе стороны общаются с позиций истинного Эго, конфликт невозможен. Как только одна сторона «включает» ложное Эго, мгновенно просыпается ложное Эго у противоположной стороны, сразу возникает неприятие, недоверие и нежелание слушать. Поначалу стороны терпят проявления эгоизма, затем начинают спорить, переругиваться и конфликтовать в различных формах. Иными словами, любая форма корысти вызывает антагонизм, сопротивление и столкновение ложных Эго. Природа человека так устроена, что в нее «встроена» потребность получать счастье, отдавая свою любовь другим людям. Если человек живет в невежестве, потворствует своим желаниям и страстям, он, тем самым, разрушает себя как личность.

Обе функции действуют враждебно относительно человека, поэтому и принято считать эгоизм первым врагом личности. Так, антагонизм окружающего мира не зависит от воли и желаний человека. Чем больше эгоизм, тем сильнее внешний мир сопротивляется с человеком, и он ничего не может с этим поделать. Разрушительная деятельность ложного Эго лишает человека возможности достичь счастья. Счастье – это положительный результат от разницы сил Истинного и ложного Эго. Несчастье – это положительный результат между ложным и истинным Эго. Людвиг Фейрбах, видя разницу между истинным и ложным Эго, писал: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим». Ученый, самозабвенно работающий над открытием, которое способно принести много пользы человечеству, имеет куда более изысканный вкус счастья, чем любовница, выпросившая деньги на шубу у своего «папика».

Эгоизм и альтруизм – две стороны одной медали или два полюса. Альтруист — человек, который бескорыстно помогает другим, основываясь на действии истинного Эго. Если быть последовательным, то он проявляет здоровые формы эгоизма. Тем не менее, человек всегда находится в какой-то определенной точке на шкале «Эгоизм – Альтруизм».

Петр Ковалев 2013 год

Добрый день. У меня короткий, но очень интересный для меня вопрос. Как стать эгоисткой?
Кто такой эгоист, и как это должно проявляться.
Большое спасибо.

Майя, Москва, 26 лет

Ответ арт-психолога:

Здравствуйте, Майя!

Вопрос очень интересный. Эгоизм – это противоположность альтруизма. Слова «эгоист», «эгоизм», как правило, произносятся с негативным оттенком, уличая человека в самолюбие, излишнем себялюбие, своекорыстие. Такой человек заботится исключительно о самом себе, своих потребностях, интересах, оставляя без внимания потребности, интересы других. Его жизненный девиз: «Было бы мне хорошо, а там - хоть волк траву ешь!». В такой логике представления об этом понятии уместно, на мой взгляд, следующее определение: эгоист – это человек с гипертрофированным «Эго» (от лат. ego - Я). Свое «Я» человек ставит на первое место, превыше всего. Как стать таким человеком, думаю, понятно. Это не так уж и сложно человеку с сильно заглушенным голосом совести, с потерянным самоуважением, отложенной в темный ящик способностью любить, понимать и уважать других. Если Вы решите развивать в себе это качество, то хочу предупредить Вас о законе бумеранга. Все всегда возвращается, и с лихвой. Однако у меня есть предположение, что Вы говорите о выражении «здоровый эгоизм». Его часто используют, когда говорят о «здоровом Эго» («Я») и подразумевают любовь и уважение к себе, четко простроенные личностные границы, в свою очередь, предполагая такую же обратную направленность по отношению к другим людям. Мне лично импонирует слово «гармония» или баланс между «давать-получать» и «разумом-телом и душой». Думаю, что к этому стоит стремиться, а все остальное от Лукавого…

С уважением, Фузейникова Ирина, арт-психолог