Логопедические упражнения на звук ш. Логопедическое занятие: «Игра-путешествие со звуком. Логопедические упражнения на букву ж

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] для ребёнка 5-6 лет

Пономарева Татьяна Александровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка», г. Саратов

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши»

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по автоматизации звука [Ш] для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам детских садов. Этот конспект для этапа автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и стихотворениях. Форма проведения: индивидуальное занятие.
Оборудование: кукла Маша, коробочка, предметные картинки со звуком [Ш], картинки с заданиями, иллюстрации к стихотворениям.
Цель: автоматизация звука [Ш]
Задачи:
а) коррекционная: вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш],
б) развивающая: развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику; совершенствовать лексико-грамматические категории;
в) воспитательная: воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.

Ход занятия:
I. Организационный момент.

- По пути сюда я встретила куклу Маша. Она забыла дорогу домой. Давай проводим ее домой к маме? Хорошо, я как раз знаю по какой тропинке нам нужно пойти. А чтобы было веселее, будем по дороге выполнять разные задания.

II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.

- Давай научим Машу выполнять следующие упражнения:
«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Качели»- 10 раз.
«Чашечка»- 10 секунд.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Ш]

- Посмотри, это же уж ползет по дорожке и шипит! Давай пошипим, также как он. Теперь веди пальчиком по дорожке и шипи. А теперь веди карандашиком и не забывай шипеть, как змея.
- Расскажи Маше как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).

3. Автоматизация звука в слогах.
- Посмотри, на этой тропинке остались следы. Давай прочитаем, что там написано.
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
Шве-шво-швы

4. Пальчиковая гимнастика.
«Лягушонок»
Безымянный пальчик, средний,
Я с большим соединю.
Два других назад согну,
Лягушонка покажу.

5. Автоматизация звука в словах.
а) «Назови слово и определи место звука».
- А что это за коробочка на тропинке? Посмотри что в ней.
- Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Ш] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: шуба, ромашка, шарф, рубашка, душ, шкаф, кошка, мышка, камыш, шахматы).
б) «Посчитай».
- Кто это спит на полянке? (Кошка). Кого в своем сне видит кошка? (Мышек). Посчитай сколько мышек кошка увидела во сне. (Одна мышка, две мышки, три мышки…)


6. Автоматизация звука в предложениях.
- Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговори предложения. Узнаем, что делала Маша. (Маша ела шоколадку. Маша ела грушу. Маша ела вишню. Маша мыла грушу. Маша увидела школу. Маша подошла к школе. Маша вышивала подушку. Маша купила шоколадку. Маша подшивала шорты. Маша гладила шорты.)


7. Автоматизация звука в стихотворениях.


Петушок нашел мешок.
А в мешке лежал горшок.
А в горшке – горошек
И немножко крошек.


В темноте шуршал камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши –
В камышах нет ни души.

III. Подведение итогов.
- Зато я вижу, чей домик спрятался за камышами. Вот мы и пришли. Маша говорит тебе спасибо. Ты проводил ее домой и научил произносить звук [Ш]. Как мы произносим звук [Ш]? Вспомни, кого мы встретили по дороге? Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук и помог кукле Маше найти дорогу домой.

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

Нарушение шипящих звуков называют сигматизмом или парасигматизмом. В зависимости от особенностей произношения выделяются:

  1. Межзубное произношение , когда язык просовывается между зубами, а звук приобретает шепелявый оттенок.
  2. Носовой сигматизм , при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость и слышится звук, который похож на глубокий «Х».
  3. Боковой сигматизм . Может быть как односторонним, так и двусторонним. Звук приобретает хлюпающий оттенок.
  4. Призубный парасигматизм . Язык упирается в края верхних передних зубов. В результате звонкий «Ш» заменяется на «Т» (шапка-тапка, шубка-тубка).
  5. Губно-зубной парасигматизм . Звонкий «Ш» заменяется на «Ф» (шар-фар, шина-фина, душ-дуф). Часто бывает при неправильном прикусе.
  6. Свистящий парасигматизм . Во время него шипящий звук заменяется свистящим, то есть вместо «Ш» произносится «С». (шарф-сарф, шов-сов, машина-масина).

Сигматизм является дефектом произношения самого звука, а парасигматизм его заменой на другой звук.

Иногда дети полностью исключают звук из связной речи (шапка-апка, мышонок-мыонок). Иногда возникает проблема дифференциации звуков.

Ребенок не может правильно выделить нужный звук в речи, путает его с другим звуком, не распознает на слух.

Как проверить произношение звука Ш у ребенка

Несмотря на то, что методика логопедического обследования достаточно емкая и часто требует помощи специалиста, проверить речь ребенка можно самостоятельно в домашних условиях. Какие задачи должны поставить перед собой родители?

Проверка звукопроизношения включает в себя : изолированное произнесение, а так же в слогах, словах, фразах и предложениях.

Чтобы проверить произношение изолированного звука нужно попросить ребенка повторить разные звуки за вами.

Нужно знать , что нарушение шипящих может включать в себя не только дефект «Ш». Могут страдать другие шипящие: «Ж», «Щ», «Ч», «Ж».

Чтобы проверить произношение звука в слогах, нужно попросить малыша повторить за вами слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, АША, ОШО, УШУ, АШ, УШ, ОШ и т.д. В слогах Ш должен находится в разной позиции. Такой подход сделает обследование более комплексным.

Затем приступаем к следующему этапу. Нужно проверить произношение звука в словах . В продаже есть много замечательных пособий, карточек, методичек, игр и альбомов, которые очень нравятся маленьким детям. Логопеды часто ими пользуются.

Вы можете приобрести (или скачать в интернете) замечательный альбом О.Б. Иншаковой или купить специальный набор карточек . В таком наборе будут карточки с изображением различных предметов или животных.

Если вы умеете рисовать или хорошо владеете компьютером, можно сделать карточки самим. Таким образом вы не заставите ребенка скучать. Подбирайте слова таким образом, чтобы звук занимал в них разную позицию.

Примерный набор слов:

  • в начале слова: шаль, шахматы, шоколад, шляпа, шапка;
  • в начале слова в стечении согласных (когда после звука «Ш» произносится другой согласный, а не гласный): шлем, шнурок, шмель, штора, школа, шляпа;
  • в середине слова: каша, лошадка, мешок, мыши, кошелек, ошейник;
  • в конце слова: душ, мышь, ковш, малыш, ландыш, камыш, карандаш, тушь.

Можно предложить ребенку поиграть в игру «Назови ласково» (Кошка – кошечка, шапка – шапочка и т.д.). Примерные слова: штаны, лошадь, Паша, Наташа, малыш, солнце, хлеб, зима, камень, хозяйка.

Следующий этап — предложения и фразы. Предложения должны быть подобраны таким образом, чтобы они включали сразу несколько слов со звуком «Ш».

Можно предложить ребенку повторить легкие фразы, предложения или чистоговорки: Шила Шура шубку или У мышки ушки на макушке .

Словосочетания: воздушный шар, шелковые шорты, шаловливый мышонок, большой шалаш и другие.

Причины неправильного произношения

Физиологические особенности строения органов речи : неправильный прикус, высокое небо, короткая уздечка языка, слишком крупный язык и т.д.

Длительное использование . Это приводит к неправильному прикусу, который становится причиной неправильного произношения многих звуков. Особенно часто из-за этого страдают шипящие и свистящие звуки.

Некоторые родители любят «сюсюкаться» с малышом. В итоге ребенок слышит неправильную речь и начинает подражать старшим.

Нарушение речи у родителей . Если мама или бабушка говорят неправильно, то малыш может начать копировать их речь.

Слишком высокие требование взрослых . При этом родители не показывают малышу правильную артикуляцию, а настойчиво требуют повторять за ними (скажи «рыба»).

Отставание в развитии . Когда полноценно не сформированы память, мышление, внимание, страдает и речевое развитие.

Нарушение слуха или распознавание звуков на слух.

Стоит отметить, что нарушение речи может носить первичный характер и вторичный.

Первичное нарушение характеризуется тем, что речь страдает первостепенно. Дефект речи становится основным нарушением (при дислалии).

Если мы говорим о вторичном нарушении , тогда неправильная речь становится не самостоятельным дефектом, а следствием. Недоразвитие психических функций приводит к неправильному формированию речи (ОНР, ЗПР и т.д.).

Логопедические упражнения для правильного произношения звука Ш

Разминочные упражнения

Этот этап можно назвать подготовительным. На этом этапе следует провести специальные упражнения или артикуляционную гимнастику .

Она поможет малышу размять и усилить подвижность органов речи. Сюда относятся упражнения для губ, языка, дыхания.

Упражнения для тренировки дыхания

Игра «Футбол» . Взрослый предлагает малышу поиграть в футбол необычным способом. Из подручных средств нужно сделать ворота на столе по центру (из кубиков или стаканчиков).

Одни ворота для ребенка, а другие для себя. Затем предложить ребенку сделать вместе шарики из ваты. Ватные мячики следует положить на край стола напротив ворот.

Малышу предлагается подуть на кусочек ваты так, так чтобы он полетел в ворота. Для того, чтобы сделать правильный выдох, нужно широко улыбнуться и положить язык на нижнюю губу и подуть.

Игра «Фокус» . Взрослый кладет малышу на кончик носа кусочек ваты. Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть немного рот и широкий край языка положить на верхнюю губу. Боковые края языка должны быть прижаты, а по центру образуется «желобок».

Малышу следует подуть на ватку так, чтобы она поднялась вверх. Воздух при этом проходит по центру языка.

Упражнения для губ

«Хоботки слоников» . Ребенок должен сделать поочередно широкую и узкую «трубочку» губами. Для этого губы должны находиться в положении произношения звука «О», а затем «У». Шевелить можно только губами, а звуки не произносятся вслух.

Чередование упражнения «Трубочка» и «Улыбка» . Нужно следить, чтобы ребенок улыбался широко, а «трубочка» получалась узкая (как при звуке У).

«Удивление» (губы должны быть в положении звука «О»).

Упражнения для разминки языка

«Вишневое варенье» . Широкими краями языка нужно облизывать нижнюю губу (в одну сторону, а затем в другую).

«Лошадка» . Попросите ребенка «пощелкать» языком так, как едет лошадка.

«Чашечка» . Рот приоткрыт. Широкий язык опустить на нижнюю губу, а затем приподнять его кончик и боковые края вверх. В средней части языка образуется углубление.

«Качели» . Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем - нижней.

Развитие фонематического восприятия

Очень часто дети не только испытывают трудности при произношении определенных звуков, но и не могут выделить (распознать) их в речи .

Игра «Поймай бабочку» . Это упражнение можно использовать на этапе проверки фонематического восприятия и для его развития тоже.

Взрослый предлагает поймать бабочку ладошками, которую зовут «Ш». Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши тогда, когда услышит нужный звук.

Если у ребенка нарушены другие звуки, не рекомендуется давать их в этом упражнении. Если малыш испытывает сложности при различении шипящих звуков (например, путает «Ш» и «Ж»), можно предложить поиграть таким образом, чтобы он хлопал на звук «Ш», а на «Ж» поднимал руки вверх.

Упражнение на определение позиции звука в слове

Оно подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Нужно произнести слова и попросить определить, где находится звук «Ш» (в начале, середине или конце слова).

Слова могут быть такими: шапка, кошка, пушка, малыш, крепыш, шуруп, шорты, шпага.

Упражнения на постановку звука Ш

Чтобы добиться произношения изолированного звука, можно при помощи шпателя или простой ложки поставить язык в правильное положение .

Если ребенок хорошо произносит «С», попросить произнести его этот звук долго (с-с-с-с-с) или слог «СА», а в это время приподнять кончик языка с помощью ложки за верхние зубы, на альвеолы («С» превратится в «Ш»).

В этот момент постарайтесь переключить все внимание ребенка на то, как он произносит звук. Он должен понять и запомнить правильное положение органов артикуляции.

Многие логопеды пробуют ставить звук «Ш» от «Р» . Когда ребенок произносит длительный «Р», нужно остановить вибрацию кончика языка с помощью ложки или шпателя. Звук «Р» лучше произносить шепотом.

Постановка звуков осуществляется поэтапно. Как правило, вначале отрабатывается звук в слогах, а затем в словах, фразах и предложениях. Этот процесс называется автоматизацией звука.

Для того, чтобы отработать звук в слогах , ребенку предлагается повторить: ША – ША – ША, ШО – ШО – ШО, ШЕ – ШЕ – ШЕ, ШУ – ШУ – ШУ; АША – ОШО – УШУ и т.д.

После того, когда в слогах звук хорошо отработан, можно приступать к автоматизации в словах. Сначала подбираются слова, где Ш стоит в начале слова:

  • ША : шайба, шарфик, шахта, шаг;
  • ШО : шоколадка, шорох, шов;
  • ШУ : шустрый, Шурик, Шура, шум;
  • ШЕ : шелест, шептать, шесть, шерсть;
  • ШИ : шифр, шина, шиповник, шибко, шипы.

После этого подбираются слова, где звук занимает позицию в середине и конце слов.

На следующем этапе отрабатывается произношение в предложениях . Можно разучить с ребенком чистоговорки или короткие четверостишия, попросить повторить фразы или составить рассказ из набора слов: Как страшно мышке жить в норушке или Шила кукушка кукушонку капюшон. Как кукушонок в нем смешон .

Чтобы составить рассказ, нужно дать ребенку ряд опорных слов: матрешка, шар, шерты, шкаф, шапка, Наташа, Паша. Дайте название вашему рассказу (как мишка гостил в детском садике, как праздновали день рождения Мишка и Наташка).

Малыш должен составить рассказ опираясь на предложенные слова.

В продаже есть много интересных логопедических пособий . В них приведены разные интересные игры, наборы слогов, слов, предложений, стихов, которые можно использовать для домашних занятий с ребенком.

Старайтесь больше фантазировать, преподнести задания интересно.

В каких случаях следует обратиться к логопеду?

В норме, у ребенка к 4-5 годам должна сформироваться правильная речь .

Если вы заметили, что ребенок неправильно говорит, нужно попробовать исправить это самостоятельно. Если нет положительного результата, стоит обратиться к специалисту.

Многие родители обращаются к логопеду с просьбой дать рекомендации. Логопед может провести комплексное обследование речи , выявить вид нарушений и дать рекомендации родителям по исправлению этих нарушений.

Логопед может показать, как правильно работать с малышом , подобрать хорошие упражнения для домашних занятий.

Когда речевое нарушение выступает в роли вторичного нарушения, помощь специалиста обязательна.

Если вы стали замечать, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, нет фразовой речи после трех лет, поведение малыша отличается от других, обязательно обратитесь к специалисту для проведения обследования .

Чтобы ребенок развивался правильно и своевременно, взрослые должны уделять ему много внимания и заниматься с ним.

Если вы заметили, что у малыша нарушено звукопроизношение, нужно постараться исправить это.

Неправильная речь будет мешать общению со сверстниками, успешному обучению и может привести к возникновению сопутствующих дефектов.

Логопедическое подгрупповое занятие по коррекции звукопроизношения

Учитель-логопед : Н.В. Абашина

Тема: Автоматизация звука [ш] в словах разной слоговой структуры

Форма проведения : Игра - путешествие

Задачи:

  • Образовательные:
  1. закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  2. закрепление понятия "согласный звук";
  3. формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов.
  • Коррекционно-развивающие:
  1. упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах;
  2. развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  3. формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
  4. развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
  5. развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции;
  6. развитие мелкой и общей моторики через упражнения на тактильные ощущения, динамические паузы;
  7. выработка правильного (долгого плавного) выдоха через упражнения на дыхание;
  8. развитие зрительного восприятия и памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении.
  • Коррекционно-воспитательные
  1. воспитание желания говорить красиво, правильно.
  2. активация словаря: звук, животные

Предварительная работа:

артикуляционные упражнения;

дыхательные упражнения;

постановка звука [ш];

игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

обучение анализу прямых слогов.

Оборудование: зеркала, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор картинок со звуком «ш»,символы звуков (звуковички), коробочки с крупами, набор букв, схема анализа звука, схема артикуляции звука, набор для звуко-слогового анализа, мультипликационные герои и картинки животных, сюжетные картинки на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами, дидактические игры, компьютер с аудиозаписью, гимнастикой для глаз.

Ход занятия

I .Организационный момент. Подготовка артикуляционного аппарата.

Логопед: Ребята, начинаем наше занятие! Мы сегодня будем учиться красиво произносить звуки и слова, для этого мы выполним гимнастику для губ и языка. (картинки на экране компьютера, логопед сопровождает выполнение стишками)

Артикуляционная гимнастика.

Картинки символы (со словами)

" Хоботок"

Подражаю я слону, губы хоботком тяну

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и расслаблены

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Язык широкий положи,
А края приподними.
Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Картинки без словесной инструкции

«Качели», «Вкусное варенье»

Итак, мы подготовили наш язык к работе!

II. Сообщение цели и темы занятия.

Логопед : Я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте внимательно, какой звук повторяется чаще других:

Лягуш ка, миш ка, пара мыш ат

Ехать в путеш ествие хотят.

Сели у окош ка,

Ждут ш меля, лош адку, кош ку.

Тут мартыш ка подоспела,

Тоже ехать захотела.

«Тиш е, тиш е!» - ш епчет мыш ка,

«Не ш умите слиш ком!

Маш инист даёт сигналы,

Все готовы ехать с нами?»

Какой звук часто повторяется?

Всех животных, о которых шла речь в стихотворении, вы видите в вагонах поезда.

Итак, сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш].

Для этого мы отправимся в путешествие с животными, в названии которых есть этот звук.

III . Актуализация знаний.

Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте покажем животным, что мы знаем о их любимом звуке:

Вспомним, как мы произносим звук [ш].

1) артикуляция звука по символам: (дети показывают)

губы трубочкой;

зубы заборчиком, немного разомкнуты;

язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;

воздушная струя тёплая (символы).

Звук [ш] какой?

2) Характеристика звука (по схеме):

гласный или согласный (почему);

твёрдый или мягкий;

звонкий или глухой.

Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.

3) обозначение буквой

Нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук:

показываем в городе звуков и букв;

находим буквы в крупе и определяем среди них букву «Ш».

Молодцы, ребята! Наши животные убедились, что вы готовы к путешествию.

А поедем мы сегодня в деревню, где живут герои мультфильма. А что это за деревня, и кто в ней нас ждёт, вы узнаете позже.

Чтобы добраться до деревни и познакомиться с героями, мы по пути будем выполнять задания, если справимся с заданиями, прибудем к месту назначения.

- Итак , мы отправляемся в путь

4) Дыхательная гимнастика

вдохнули через нос выдохнули со словами:

Чух-чух-чух, изображая руками движение колёс

5) Речевая гимнастика

Чтобы было веселей ехать, давайте проговорим дружно чистоговорки:

Ша-ша-ша - дорога хороша

Шу-шу-шу - в гости я спешу

Шо-шо-шо - ехать хорошо

На нашем пути первая остановка.

6) Упражнение на слуховое восприятие

Закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, где мы остановились.

(аудиозапись: звуки леса)

I V. Автоматизация звука в словах.

    Остановка «Лесная полянка» (садим на полянку белок и зайцев)

Посмотрите, какие животные нас встречают: зайцы и белки. Какие это животные? Наш мишка предлагает угостить животных.

Игра «Накорми зайцев»

- Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?

Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:

Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка , миска, кошка , кувшин , каска, шуба , машина , маска, жёлудь, каша , мишка.

Игра «Угости белок»

Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:

Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.

Игра «Засели полянку».

Зайцы и белки с угощениями убегают в лес, а вам предлагают заселить полянку:

Выбери только те предметы, в названии которых есть звук [ш] (каждому ребёнку даётся набор карточек с предметами, работают самостоятельно, затем выходят к доске и размещают картинки)

Дети проверяют друг друга

Итак, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и научились находить слова со звуком [ш].

Физминутка «Весёлые мартышки» (компьютер)

  • Следующая остановка «Цветочная поляна»

На этой поляне нас ждёт пчёлка. Наши животные просят определить, где в названии каждого из них стоит звук [ш]. Я называю животного, а вы определяйте, где стоит звук: в начале, в середине, в конце. (схемы)

Садим пчёлку на нужный цветочек.

(шмель, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)

Итак , мы научились определять, где стоит звук [ш] в словах: в начале, в середине или в конце.

  • Пункт назначения «Деревня Простоквашино»

Мы приехали в деревню. Что такое деревня? Нас встречают герои мультфильма (иллюстрация: кот Матроскин, пёс Шарик, дядя Фёдор.) Из какого они мультфильма? Как называется деревня, в которую мы приехали? В имени какого героя есть звук, который мы сегодня учимся говорить

Жители деревни вас очень ждали и предлагают нам поиграть:

А) Найдите в деревне слова со звуком [Ш], называйте по очереди и получайте жетоны от героев; посчитай мышей: одна мышь, две мыши…, посчитай шарики.

Б) Запомни предметы, которые лежат в сундуке, сфотографируй их, я закрою, а ты назови по памяти; чего не стало

Зрительная гимнастика (солнышко в Простоквашино, компьютер)

В) Помогите Галчонку добраться до гнезда (читаем слова по стрелкам)

Итак , герои мультфильма услышали, как вы умеете произносить звук и очень рады, что у вас всё получается.

Д) Задание на дом: вам Шарик приготовил свои фото с охоты, вам надо будет найти предметы со звуком [ш] и раскрасить их, выполнить задания.

V . Звуковой анализ и синтез слова "каша".

Сегодня все много путешествовали, играли и проголодались. Вам надо приготовить обед

В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед

Из магнитных букв дети составляет слово "каша".

Назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

Какое слово получилось? (каша)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?

VI .Слоговой состав слов

Пора отправляться в обратный путь. Оказывается, животные пока ехали, перепутали свои места, рассади их правильно:

1-ый вагон - животные, название которых состоит из одного слога (шмель);

2-ой вагон - … из двух слогов (кошка, мишка, мышка);

3-ий вагон - … из трёх слогов (лошадка, лягушка, мартышка)

Все заняли свои места, мы отправляемся…

Мы прибыли.. высаживаем животных на доску, называем каждого животного, правильно произнося звуки

VI . Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

VII. Оценка работы ребенка. Рефлексия

Животные рады, что вы научились произносить их любимый звук. А вам понравилось путешествие? Выберите шарики с тем настроение, какое у вас было на занятии.