Логопед - это кто такой? Цели и задачи работы логопеда. Кто такой логопед? И чем он занимается

При слове «логопед » многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

Логопедия — отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, диагностики и преодоления. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Заболевания, которыми занимается логопед:

Нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия);
. нарушения ритма и темпа речи (заикание);
. расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
. недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия).

Когда следует обращаться к логопеду:

Позднее развитие речи;
. нарушения понимания речи;
. неправильное звукопроизношение;
. заикание.

С какими вопросами нужно обращаться к логопеду

Научить ребенка правильно произносить звуки;
. работать над умением составлять рассказы, пересказы;
. обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
. справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией);
. формировать слоговую структуру слова;
. безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р;
. логопедический массаж.

Таким образом, в компетенцию логопеда входит всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов («объем словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры. Для формирования навыков правильной речи важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка и его потребность общаться с окружающими - это также, совместно с близкими, предмет заботы логопеда.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.

Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).

Кто такой логопед-дефектолог

Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.

Места работы

Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:

  • в детских садах;
  • в больницах и поликлиниках;
  • в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.

Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.

История профессии

Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.

Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.

Обязанности логопеда

Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:

  • осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
  • постановка логопедического диагноза;
  • определение способов и методик лечения;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
  • разработка упражнений и «домашних заданий»;
  • оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.

Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.

Требования к логопеду

Стандартные требования к логопеду таковы:

  • высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
  • опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).

В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.

Образец резюме логопеда

Как стать логопедом

Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.

Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.

Зарплата логопеда

Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.

Средняя зарплата логопеда составляет чуть более 20 000 рублей.

Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.

Данную специальность представляют также педагоги, которые не имеют медицинского образования и применяют учебные практики для улучшения речи. Учителя не имеют права назначать лекарства или проводить психотерапию, так как для этого существуют специалисты с нужным образованием.


Чтобы понять, кто это врач логопед, следует знать основные задачи, составляющие основу данной профессии:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • улучшение четкости произношения отдельных звуков (используются скороговорки);
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности;
  • коррекция речевых ошибок;
  • реабилитация пациентов, которые приобрели дефекты речи вследствие различных заболеваний;
  • улучшение навыков построения благозвучных и складных грамматических конструкций;
  • изучение механизмов образования дефектов речи и разработка коррекционных методик;
  • выявление органических нарушений речевого аппарата и разработка методик по улучшению дикции с учетом данных патологий.

Обращаться к логопеду нужно как можно скорее, так как у ребенка проще исправить речевой дефект, чем у взрослого.

Зачастую именно своевременное посещение дефектолога позволяет добиться хороших результатов лечения.

Какие болезни лечит логопед?

Сфера деятельности логопеда представлена следующими разновидностями речевых проблем:

  • афония (отсутствие звучности речи) или дисфония (ее нарушение);
  • дислалия (проблемы в произношении отдельных звуков или их конструкций);
  • заикание (в медицине называется логоневрозом);
  • брадилалия или тахилалия (замедленное или ускоренное произношение звуков во время разговора);
  • дислексия (распространенное нарушение речи, которое проявляется проблемами с навыком чтения);
  • гнусавость голоса (часто устраняется с помощью оториноларинголога);
  • речевые дефекты, связанные со слуховыми нарушениями;
  • постоперационные проблемы речевого аппарата или нарушения дикции, связанные с хирургическим вмешательством на органах слуха.

В логопедической специальности выделяется логопед афазиолог, который занимается лечением пациентов с поражениями коры головного мозга. Органическое повреждение центров, отвечающих за речь, приводит к полному исчезновению или различным дефектам данного навыка, исправить которые практически невозможно.

Почему возникают дефекты речи?

Так как врач логопед лечит проблемы речевого аппарата, он должен хорошо разбираться в причинах возникновения данных нарушений. Кроме того, выявление этиологического фактора позволяет определиться с тактикой занятий и спрогнозировать результаты.

Этиология речевых дефектов может быть следующей:

  • патологии внутриутробного развития плода;
  • наследственная предрасположенность к тем или иным речевым дефектам;
  • генетические мутации;
  • хроническая или острая гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • проблемы социального окружения (отсутствие людей рядом, равнодушие родителей и так далее);
  • заболевания, поражающие кору головного мозга, например, острое нарушение мозгового кровообращения;
  • психологические травмы, например, резкий испуг.

Также, перед обращением к этому врачу следует четко представлять, какие навыки должны быть развиты у ребенка в определенном возрасте. Родители часто предъявляют завышенные требования к малышам, которые развиваются совершенно нормально.

Когда следует идти к логопеду?

Существуют различия в причинах обращения к логопедам взрослых людей и детей. Главное несоответствие заключается в том, что у ребенка речь активно развивается с формированием навыков дикции, чтения, произношения и так далее. У взрослого речь уже сформирована, а потому бороться с патологиями гораздо сложнее.


В каких случаях к логопеду обращаются родители с детьми?

У ребенка при помощи логопеда можно устранить следующие проявления речевых дефектов:

  • неправильное произношение букв или звуковых сочетаний (причиной проблемы может быть укороченная уздечка языка, но иногда этиология кроется в недоразвитии речевого аппарата);
  • задержка речи или ее отсутствие (уже в несколько месяцев отроду малыш должен издавать единичные звуки, а к году выговаривать несколько слов);
  • нарушения скорости произношения звуков или их проглатывание (чаще всего требуется помощь ЛОР-врача);
  • восстановление после оперативных вмешательств, задевающих структуры речевого аппарата (реабилитация мышц и приучение к их правильному использованию);
  • установление диагноза детского церебрального паралича (обязательно логопед занимается постановкой речи, иначе она будет отсутствовать или станет полностью непонятной).

Когда к логопеду обращаться взрослому?

У взрослых людей приобретенные дефекты речи исправить очень тяжело, особенно если они существуют еще с детского возраста. Делать это у логопеда не всегда получается, но добиться определенного улучшения все равно можно . Идти к врачу рекомендуется в следующих ситуациях:

  • реабилитация после перенесенного инсульта, когда задеваются отделы коры, отвечающие за речь, и наступает парез (либо паралич) мышц гортани или мимической мускулатуры (разрабатывается специальный комплекс упражнений, позволяющий добиться некоторых улучшений);
  • появление речевых дефектов, связанных с перенесенными психическими патологиями (часто требуется помощь психотерапевта или психиатра);
  • реабилитация после удаления гортани или голосовых связок (обучение пациента использовать пищевую щель и другие конструкции для получения определенных звуков).

Некоторые люди обращаются к логопеду для совершенствования дикции, так как желают получить работу, связанную с ораторскими навыками. Следует отметить, что коррекция дефектов младенческого возраста в большинстве случаев невозможна в той мере, которая требуется пациенту.

Однако улучшение дикции без серьезных дефектов произношения или устранение речевых ошибок является вполне выполнимой для логопеда задачей.

Как лечит логопед?

Мало кто представляет, как проходит прием у логопеда. Сначала врач опрашивает пациента и уже может строить предположения о природе речевого дефекта. Дополнительно проводятся специфические логопедические тестирования. В некоторых случаях назначаются консультации смежных специалистов : отоларинголога, психоневролога, невропатолога, психиатра. После определения причин нарушения речи разрабатывается методика лечения. Терапия у детей и взрослых принципиально отличается, так как для ребенка выбирается преимущественно игровой подход.

Залогом успешного лечения у логопеда являются следующие принципы:

  • комплексный подход к терапии (воздействие на механизм развития дефекта и его причину, если это возможно);
  • разработка эффективных комплексов упражнений и непрерывное их выполнение (навыки вырабатываются только при постоянном повторе тренировки);
  • постепенное усложнение занятий;
  • старание со стороны пациента (является ключевым моментом успешного лечения, но не всегда реализуется, особенно у маленьких детей).

Понимая, что делает логопед, пациенты более усердно начинают стараться, поэтому врач должен объясняет суть терапевтических методик. Кроме того, специалист сразу устанавливает вероятную степень улучшения речи и сообщает ее пациенту, так как не всегда удается добиться идеальной дикции. В некоторых случаях логопед занимается восстановлением произношения хотя бы отдельных звуков.


При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма "По семейным обстоятельствам". У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с "фифектами фикции" получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто такой логопед? И чем он занимается?

При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма "По семейным обстоятельствам". У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с "фифектами фикции" получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение.

Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях)) стороны языка.

Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.

Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.

Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.

Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.

Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.

Дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.

Дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).

Дизорфография - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.

Заикание - традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.

Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.


Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.

Почему у детей бывают отклонения речевого развития?

Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.

Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.

Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.

Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.

Работа специалиста в детском саду

Логопед в ДОУ - это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.

Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста

Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Комплекс задач во всех включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.

Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.

Тяжелые нарушения речи

С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:

  • алалию;
  • афазию;
  • некоторые тяжелые формы заикания.

Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.

Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия - поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.

Лепет - следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.

Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.

Как правильно должна развиваться речь?

К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам - предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.

Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?

Что делает логопед в школе?

Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.

К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:

  • исправление произношения;
  • коррекция речевого слуха;
  • изучение навыков словообразования;
  • развитие грамматической речи.

Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.

Акватерапия в логопедии

Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.

Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.

Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:

  • «Теплая? Холодная?»;
  • «Выжми губку»;
  • «Узнай букву на ощупь»;
  • «Двигай краба».

Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование - еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Подведем итог

Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.