Лабораторная работа 4 измерение объема тела презентация

1.Теоретическая часть.

Существует несколько способов измерения углов. Наиболее простой способ - совмещение нулей лимба и алидады или «от нуля». В этом случае нуль алидады совмещают с нулём лимба. Алидаду закрепляют, оставляя не закреплённым лимб. Трубу наводят на визирную цель и закрепляют лимб. После этого алидаду открепляют, наводят трубу на другую визирную цель и закрепляют алидаду. Отсчёт на лимбе даст значение измеренного угла. Отсчёты по лимбу производят дважды.

Этот способ прост, но недостаточно точен, поэтому чаще применяют способ приёмов. В этом случае совмещение трубы с первой визирной целью производят при произвольно отсчёте по лимбу.

Измерение угла при одном положении круга называют полуприёмом . Как правило работу по измерению угла на точке оканчивают полным приёмом – измерением при правом (КП) и левом (КЛ) положениях вертикального круга. Результаты измерений записывают в полевой журнал.

В вертикальной плоскости теодолитам измеряют углы наклона и зенитные расстояния.

Углы наклона принято различать положительные и отрицательные. Положительный угол образуется разностью между направлением на предмет, располагаемый выше уровня горизонтальной оси вращения трубы, и направлением, соответствующим горизонтальному направлению визирной оси. Отрицательный угол образуется между горизонтальным положением визирной оси трубы и направлением на точку, располагаемую ниже горизонтальной оси вращения трубы.

При измерении вертикальных углов исходным (основным) направлением является горизонтальное. Отсчеты ведут по шкалам, нанесённым на вертикальный круг теодолита.

У теодолитов типа Т30 начальный индекс, относительно которого производят отсчета по вертикальному кругу, приводится в горизонтальное положение уровнем при вертикальном круге. Уровень скреплён с алидадой так, что его ось установлена параллельно коллимационной плоскости зрительной трубы.

Для вычисления значения углов наклона определяют место нуля. Место нуля М0 – это отсчет по вертикальному кругу, соответствующий горизонтальному положению визирной оси и положению уровня при алидаде вертикального круга в нуль – пункте.



МО определяет так: устанавливают теодолит, приводят его в рабочее положение, находят хорошо видимую точку и наводят её на нее трубу при круге «лево» (КЛ). При наличие уровня при вертикальном круге приводят его пузырёк в нуль – пункт и берут отсчёт по вертикальному кругу. Трубу переводят через зенит, теодолит поворачивают на 180º и вновь, уже при круге «право» (КП) наводят крест сетки нитей на туже точку и берут второй отсчёт по вертикальному кругу. При работе с теодолитом 2Т30 МО вычисляют по формуле: МО = (КЛ+КП)/2.

Горизонтальный угол ВАС на местности измеряют так. В вершине измеряемого угла устанавливают теодолит. Головку штатива располагают примерно над знаком, а ее верхнюю площадку приводят в горизонтальное положение. Наконечники ножек вдавливают в грунт.

Теодолит центрируют над точкой А и по уровню на алидаде горизонтального круга приводят с помощью подъемных винтов ось вращения теодолита в вертикальное положение. На точках В и С , фиксирующих их направления, между которыми измеряется угол, устанавливают визирные цели: марки, вехи, шпильки и т. п.

Сетку нитей трубы устанавливают в соответствии со зрением наблюдателя. Для этого трубу наводят на светлый фон (небо, белую стену) и, вращая окулярное кольцо, в поле зрения трубы добиваются о изображения сетки нитей

Глядя поверх трубы, совмещают крест визира с визирной целью (визирная цель должна появиться в поле зрения трубы). После попадания в поле зрения трубы визирной цели фиксируют направление, зажимая закрепительные винты алидады и трубы. Вращением фокусирующей кремальеры добиваются резкого изображения визирной цели. Наводящими винтами алидады и трубы совмещают центр сетки с изображением визирной цели.

Существуют несколько способов измерения углов. Наиболее простой способ - совмещение нулей лимба и алидады «от нуля». В этом случае нуль алидады совмещают с нулем лимба. Алидаду закрепляют оставляя не закрепленным лимб. Трубу наводят на визирную цель и закрепляют лимб. После этого алидаду открепляют, наводят трубу на другую визирную цель и закрепляют алидаду. Отсчет на лимбе даст значение искомого угла. Как правило отсчеты по лимбу производят дважды. Описанный способ прост, но недостаточно точен, поэтому чаще применяют способ приемов. В этом случае совмещение трубы с первой визирной целью производят при произвольном отсчете по лимбу.

Измерение угла при одном положении круга называют полуприемом. Как правило работу по измерению угла на точке оканчивают полным приемом - измерением при правом (КП) и левом (КЛ) положении вертикального круга. Более точных результатов можно достичь, если измерения выполнять несколькими приемами.

2. Задания.

Провести измерение горизонтальных углов на местности, выбрав не менее 14-16 характерных точек. Записи проводить в журнале (см.табл.4.1).

Таблица 4.1.

Дата_______ Погода__________t o =___

Наблюдатель________________ Теодолит___________

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лабораторная работа 3 Измерение сопротивлений мостовым методом Цель работы: ознакомиться с мостовым методом измерения сопротивлений, исследовать законы соединения сопротивлений. Приборы и принадлежности: гальванометр Реостат 100 Ом источник ВC-4-1 магазин сопротивлений Р33 реохорд набор неизвестных сопротивлений ключ соединительные провода. Лаборатория «Электричество и магнетизм» 1

2 Теоретическое введение Существуют различные методы измерения сопротивлений проводников. Самый простой метод прямое измерение соответствующим прибором омметром. Наиболее распространенными из косвенных методов являются метод измерения тока и напряжения на участке цепи (метод амперметра и вольтметра) и метод сравнения измеряемого сопротивления с эталонными (мостовой метод). Первый метод основан на использовании закона Ома для участка цепи U U I R R I (1) Измерения можно провести по двум возможным схемам. Для левой схемы справедливо соотношение UR U IRA, где U - показания вольтметра, I показания амперметра. Отсюда U IRA U R RA. I I Если R A неизвестно, то можно воспользоваться приближением U R (4) I при этом допускается систематическая ошибка R RA / R, поэтому проводя измерение сопротивлений данным методом необходимо использовать амперметры, удовлетворяющие условию RA R. Для правой схемы справедливо соотношение U U U I, откуда имеем R. R R U V I RV Если R V неизвестно, то можно воспользоваться приближением (4). При этом также допускается систематическая погрешность, для уменьшения которой необходимо выполнение условия R V >>R. Относительная ошибка определения сопротивления в обоих описанных случаях U I R. U I Лаборатория «Электричество и магнетизм»

3 В мостовых схемах не производится измерений токов и напряжения, а осуществляется сравнение исследуемого сопротивления с эталоном RЭ. Примером мостовой схемы служит мост Уитстона Рис.1 Он состоит из реохорда АВ, чувствительного гальванометра Г, исследуемого сопротивления R Х,эталона R Э, источника тока, реостата R и ключа К. Реохорд представляет собой однородную по площади сечения и удельному сопротивлению проволоку длиной L, которая делится подвижным контактом D на два сопротивления l1 l r1, r S S (- удельное сопротивление материала проволоки, S площадь ее сечения, l 1 и l соответственно длины АD и DВ). Реостат R регулирует чувствительность моста. Перемещая подвижный контакт Д по реохорду. можно найти такую точку, для которой потенциал будет равен потенциалу точки С. При этом ток через гальванометр отсутствует. Такое состояние моста называется уравновешенным. В этом случае точки С и Д перестают быть узлами электрической цепи, поэтому по второму правилу Кирхгофа можно для контуров АСDА и ВDСВ записать равенства I1RX Ir1 0, I1RЭ Ir 0, откуда имеем: r1 l1 RX RЭ, или RX RЭ. r l Относительная ошибка измерений сопротивления мостом Уитстона равна при линейном и квадратичном способах обработки результатов R R l l Э 1 x или RЭ l1 l R R l l Э 1 x RЭ l1 l Лаборатория «Электричество и магнетизм» 3

4 Измерения длин проводятся по шкале реохорда, поэтому l1 l l, l1l L. Тогда 1 1 l1 l L Rx RЭ l RЭ l RЭ l (1) l1 l l1l l1(L l1) или (при квадратичном способе) 1 1 (L l1) l1 Rx Rэ l Rэ l (13) l1 l l1 (L l1) Минимальная ошибка достигается при максимальном знаменателе второго слагаемого в (1). Исследование знаменателя на экстремум дает d l 1(L l 1) L l 1 dl откуда l L 1 min. Аналогичный результат получается и при исследовании (13), только более долго и сложно. Таким образом, мост Уитстона дает наименьшую ошибку измерений при уравновешивании моста ровно в среднем положении подвижного контакта реохорда относительно его концов. В этом случае RЭ RX. Погрешность при этом равна 4l l Rx RЭ или Rx RЭ (15) L L При данных оптимальных условиях уравновешивание моста осуществляется не передвижением подвижного контакта реохорда, а соответствующим подбором эталонного сопротивления. Для этих целей используют прецизионные магазины сопротивлений (в работе используется магазин сопротивлений Р33 с пределом изменения сопротивлений от 0,1 Ом до 99999,9 Ом и классом точности 0,) Общий вид установки 4 Лаборатория «Электричество и магнетизм»

5 Лабораторная работа 3 Измерение сопротивлений мостовым методом Выполнил студент Факультет Курс Группа Проверил Показания сняты Зачтено Порядок выполнения работы 1. Собрать из имеющегося на лабораторном столе оборудования мостик Уитстона по схеме на рис.1., подключив в качестве неизвестного сопротивления один резистор из набора. Установить подвижный контакт реохорда в его середине. Подбором сопротивления магазина Р33 добиться равновесия моста, при этом RЭ RX. Внимание! Чтобы избежать нагревания резисторов при протекании по ним токов и изменения их сопротивлений, необходимо держать мост под током только на протяжении короткого промежутка времени. Измерения провести при трех различных положениях реостата, который регулирует чувствительность схемы. Так же определить значения двух других сопротивлений, имеющихся в работе. R 1, Ом R 1i, Ом R, Ом R i, Ом R 3, Ом R 3i, Ом 1 3 среднее Рассчитать абсолютную и относительную ошибки, записать результаты с учетом ошибки измерения. R 1 = ± Ом, R 1 = % R = ± Ом, R = % R 3 = ± Ом, R 3 = %. Соединить все три сопротивления последовательно. Аналогично п.1 измерить мостом сопротивление данного соединения R посл, Ом R посл i, Ом 1 3 среднее R посл эксп. = ± Ом, R посл = % Лаборатория «Электричество и магнетизм» 5

6 3. Произвести расчет общего сопротивления по закону последовательного соединения R посл теор. = ± Ом, R посл = % 4. Сравнить полученное экспериментальное значение общего сопротивления с теоретическим с учетом погрешности эксперимента. Сделать выводы. 5. Соединить все три сопротивления параллельно. Повторить пункты -4 для данного соединения R пар, Ом R пар i, Ом 1 3 среднее R пар эксп. = ± Ом, R пар = % R пар теор. = ± Ом, R пар = % Дополнительное задание для студентов физических специальностей 5. Сделать смешанное соединение резисторов. Повторить пункты -4 для данного соединения R смеш, Ом R смеш i, Ом 1 3 среднее R смеш эксп. = ± Ом, R смеш = % R смеш теор. = ± Ом, R смеш = % 6 Лаборатория «Электричество и магнетизм»

7 Контрольные вопросы 1. В чем заключается метод амперметра и вольтметра для измерения сопротивления?. Какие требования предъявляются к выбору измерительных приборов при измерении сопротивлений методом амперметра и вольтметра? 3. Каковы достоинства и недостатки метода амперметра и вольтметра при измерении сопротивления? 4. Вывести условие равновесия моста Уитстона, используя правила Кирхгофа. 5. Каковы преимущества мостового метода измерения сопротивлений? 6. Докажите, что точность измерений сопротивления мостом Уитстона максимальна при равенстве плеч моста, образуемых реохордом. Литература 1. Калашников, С.Г. Электричество / С.Г. Калашников. 6-е изд., стереот. - М.: ФИЗМАТЛИТ, с.. Бобылев, Ю.В. Электричество и магнетизм: курс лекций. Ч.1. Электростатика / Ю.В. Бобылев, В.А. Панин, Р.В.Романов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, с. 3. Бобылев, Ю.В. Курс общей физики. Электродинамика: краткий курс лекций / Ю.В. Бобылев, В.А. Панин, Р.В.Романов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н.Толстого, с. 4. Трофимова, Т.И. Курс физики: Учебное пособие для инженернотехнических специальностей вузов/ Т.И.Трофимова.- 18-е изд.,стер..- М: Академия, с 5. Общий курс физики. В 5 т. Том III. Электричество. Сивухин Д.В. 5-е изд., стереот. М.: ФИЗМАТЛИТ; Изд-во МФТИ, с. 6. Савельев, И.В. Курс общей физики.в 3-х т.: Учебное пособие для студ.вузов/ И.В.Савельев.- 10-е изд.,стер..- СПб: Лань.-(Учебники для вузов. Специальная литература) Т.: Электричество и магнетизм. Волны. Оптика с.: ил 7. Сена А.А. Единицы физических величин и их размерности / А.А. Сена. М.: Наука, с. Лаборатория «Электричество и магнетизм» 7

8 Приложения Магазин сопротивлений измерительный с рычажным переключающим устройством шестидекадный Р33 Назначение магазина сопротивлений Р33: Магазин сопротивления измерительный Р33 применяется в качестве меры сопротивления в цепях постоянного тока и дает возможность получать сопротивление от 0,1 до 99999,9 Ом. Технические характеристики магазина сопротивлений P33: Параметр Класс точности 0,/ Количество декад 6 Устанавливаемое значение сопротивления Номинальное сопротивление одной ступени высшей декады Номинальное сопротивление одной ступени низшей декады Номинальная мощность на ступень Условия эксплуатации Размеры/Вес Значение от 0,1 до 99999,9 Ом Ом 0,1 Ом 0,5 Вт от +10 до +35 С и отн. влажность до 80% 60х185х110 мм /,5 кг Предел допускаемого отклонения действительного значения сопротивления магазина в процентах от номинального, измеренного в нормальных условиях, определяется по формуле 6 Rk Rэ (%) 0, 610 (1), R где R к - наибольшее значение сопротивления магазина, Ом R - номинальное значение включенного сопротивления, Ом В работе используются сопротивления порядка Ом. Следовательно, максимальное значение погрешности R э max 0.1%=0,001. Цена деления реохорда 0,5 см, длина реохорда 1 м, следовательно, в соответствии с формулой (15) R х =0,011=1,1% или R х =0,00738=0,738%. Эталонные значения сопротивлений Набор 1 Набор Набор 3 R 1 43, 57,0 0,1 R 6,3 68,4 11,1 R 3 75, 48,8 30,5 8 Лаборатория «Электричество и магнетизм»


Лабораторная работа Измерение сопротивлений мостовым методом Цель работы: ознакомиться с мостовым методом измерения сопротивлений, исследовать законы соединения сопротивлений. Приборы и принадлежности:

Лабораторная работа 5 Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра Цель работы: ознакомление с методами расширения пределов измерений амперметра и вольтметра и созданием комбинированных приборов.

Лабораторная работа 6 Изучение правил Кирхгофа Цель работы: изучение правил Кирхгофа. Приборы и принадлежности: Амперметр 3 шт Вольтметр- 3 шт Реостат 30 Ом магазин сопротивлений Р33 2 шт источник ВC-4-12

Цель работы: познакомиться с одним из методов измерения электрического сопротивления резисторов. Проверить правила сложения сопротивлений при различных способах соединения резисторов. Задача: собрать схему

Лабораторная работа 5 Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра Цель работы: ознакомление с методами расширения пределов измерений амперметра и вольтметра и создание комбинированных приборов.

Лабораторная работа 4 Определение электродвижущей силы источника ДС и исследование режимов работы электрической цепи Цель работы: ознакомиться с компенсационным методом измерения ДС, исследовать зависимость

Федеральное агентство по образованию РФ Ухтинский государственный технический университет 4 Измерение сопротивления на постоянном токе Методические указания к лабораторной работе для студентов всех специальностей

Лабораторная работа 2 Исследование электрического поля Цель работы: исследование электрического поля построением эквипотенциальных поверхностей и линий напряженности. Приборы и принадлежности: 1. вольтметр

Лабораторная работа 6 Изучение правил Кирхгофа 1 Цель работы: изучение правил Кирхгофа; расчёт простых электрических цепей. Приборы и принадлежности: амперметр 3514 3 шт. вольтметр М45МОМ3 3 шт. переключатель

Лабораторная работа 307 ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ОДИНАРНЫМ МОСТОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА (мостом Уитстона) 1 Приборы и принадлежности: реохорд, магазин сопротивлений, источник постоянного тока,

Иркутский государственный технический университет Кафедра общеобразовательных дисциплин ФИЗИКА Лабораторная работа 3.3. «Определение неизвестных сопротивлений при помощи мостовой схемы» доц. Щепин В.И.

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ» Кафедра физики ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ МОСТИКОМ

Федеральное агентство по образованию Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого физический факультет кафедра общей физики рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике раздел

Методические указания к выполнению лабораторной работы.. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ ПРОВОДНИКОВ МЕТОДОМ МОСТИКА УИТСТОНА Филимоненкова Л.В. Электростатика и постоянный ток: Методические указания к выполнению

Специализированный учебно-научный центр - факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Школа имени А.Н. Колмогорова Кафедра физики Общий физический практикум Лабораторная работа 3.3 Измерение сопротивлений при помощи

Ярославский государственный педагогический университет им К Д Ушинского Лабораторная работа 3Б Измерение сопротивлений мостиком Уитстона для студентов заочного отделения Ярославль 2010 Оглавление 1 Краткая

РАБОТА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА Цель работы: изучение методов измерения сопротивления проводника, определение удельного сопротивления по результатам измерений полного сопротивления

Петрозаводский государственный университет ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ ПРОВОДНИКОВ МОСТОМ УИТСТОНА Методические указания к лабораторной работе Петрозаводск 1999 Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

Федеральное агентство по образованию РФ Ухтинский государственный технический университет 21 Расширение пределов измерения амперметра Методические указания к лабораторной работе для студентов всех специальностей

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Цель работы: Научиться определять мощность и работу тока в лампе. Оборудование: Источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, лампа, секундомер. Ход

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3 Изучение электропроводности металлов Теоретическое введение Электропроводность металлов Если на концах проводника поддерживается постоянная разность потенциалов, то внутри проводника

Лабораторная работа 10 Определение индуктивности соленоида 1 Цель работы: ознакомление с одним из методов определения индуктивности соленоида. Приборы и принадлежности: мультиметр - штуки 1 - амперметр

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) 1 Расширение пределов

Лабораторная работа Измерение сопротивления проводников мостиком Уитстона Оборудование: реохорд, набор неизвестных сопротивлений, гальванометр, источник постоянного тока, два ключа, магазин сопротивлений.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 73 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ПРОВОДНИКА 1. Цель и содержание работы. Целью работы является ознакомление с методом измерения удельного сопротивления металлических

Государственное высшее учебное заведение «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра физики ОТЧЁТ по лабораторной работе 49 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПОЛЕЗНОЙ МОЩНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО

Научно-исследовательская работа Тема работы «Исследование погрешностей измерения сопротивления проводника при различных способах включения измерительных приборов» Выполнил: Обысов Арсений Евгеньевич учащийся

МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра физики ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2.03 ИЗМЕРЕНИЕ ЭДС МЕТОДОМ КОМПЕНСАЦИИ 2.03 ФИО студента Выполнил(а) Защитил(а) Шифр группы Москва 201_ г. Лабораторная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО- СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра физики, электротехники и автоматики Лабораторная работа 31 «МОСТОВОЙ МЕТОД

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского М.Л. Игольников Лабораторная работа 3A Измерение сопротивлений методом вольтметра-амперметра Ярославль 2009 Оглавление 1. Цель

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Лабораторная работа 2 Измерение ЭДС гальванических элементов методом компенсации Ярославль 2008 Оглавление 1. Цель работы.............................

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Общая физика и физика нефтегазового производства»

Государственное высшее учебное заведение «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра физики ОТЧЁТ по лабораторной работе 50 ИЗМЕРЕНИЕ ЭДС И ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ПОСТОЯННОГО ТОКА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный технический университет УПИ Нижнетагильский технологический

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского М.Л. Игольников Лабораторная работа 3Б Измерение сопротивления методом моста Уитстона Ярославль 2006 Оглавление 1. Цель работы.............................

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСТИКОВАЯ СХЕМА В ПОЛНОЙ ЦЕПИ Мостиковая

Лабораторная работа 301 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОЛОКИ Приборы: лабораторная установка ФПМ-01, мост постоянного тока Р-333. Цель работы: приобретение навыков проведения простейших

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.05 ОПРЕЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ ПРОВОНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МОСТА УИТСТОНА Цель работы Целью работы является изучение законов постоянного тока на примере классического метода измерения сопротивления

Лабораторная работа 3.4 ЗАКОН ОМА ДЛЯ НЕОДНОРОДНОГО УЧАСТКА ЦЕПИ 3.4.1. Цель работы Целью работы является знакомство с компьютерным моделированием цепей постоянного тока и экспериментальное подтверждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ИЗМЕРЕНИЕ ОМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ. Цель работы Ознакомление с некоторыми методами измерения активного сопротивления и приборами, служащими для этой цели; приобретение

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Физический факультет Кафедра общей физики Л а б о р а т о р н ы й п р а к т и к у м п о о б щ е й ф и з и к е (электричество и магнетизм) Козлов

Работа 36 Измерение электродвижущей силы источника тока и градуировка термоэлемента У п р а ж н е н и е Определение ЭДС источника тока методом компенсации Оборудование: нормальный элемент, 3 аккумулятора,

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экспериментальной физики ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ МОСТА УИТСТОНА Методические указания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лекц ия Работа и мощность постоянного тока. Разветвленные электрические цепи Вопросы. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля Ленца. Дифференциальная форма закона Джоуля Ленца. Разветвленные цепи.

Лабораторная работа 1 Измерение выталкивающей силы научиться измерять выталкивающую силу, действующую на тела разной формы, погруженные в воду. Приборы и материалы: тела цилиндрической, кубической и неправильной

КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра физики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО ФИЗИКЕ для студентов специальностей 2903, 2906, 2907, 2908, 2910 Лабораторная

На рисунке показана цепь постоянного тока. Внутренним сопротивлением источника тока можно пренебречь. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать (

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2.04 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОДИЖУЩЕЙ СИЛЫ ИСТОЧНИКА ТОКА МЕТОДОМ КОМПЕНСАЦИИ Цель работы Целью работы является изучение законов постоянного электрического тока и ознакомление с компенсационным

Pdf - файл pitf.ftf.nstu.ru => Преподаватели => Суханов И.И. Лабораторная работа 11 Изучение работы источника постоянного тока Цель работы для цепи «источник тока с нагрузкой» экспериментально получить

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» ÝËÅÊÒÐÎÑÒÀÒÈÊÀ Рабочая тетрадь для лабораторных работ студента Ф.И.О. группа Тамбов Издательство

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ» Кафедра физики ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.04 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА Москва 00 г. Лабораторная работа.04 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА Цель

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ НОВОСИБИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Лабораторная работа 11 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЭКСПЕ- РИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ Цель работы: ознакомиться с методами обработки результатов эксперимента и применить их к расчету удельного сопротивления

ЛАБОРОТОРНАЯ РАБОТА 3-7: ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИЖУЩИХ СИЛ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДОМ КОМПЕНСАЦИИ Студент группа Допуск Выполнение Защита Цель работы: ознакомление с методами компенсации и применение

3 Цель работы: знакомство с электроизмерительными приборами. Задача: расчет и подбор шунта для увеличения пределов измерения микроамперметра. Приборы и принадлежности: микроамперметр, источник питания,

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины Государственное высшее учебное заведение «Национальный горный университет» Методические указания к лабораторной работе 11 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ

Лабораторная работа.07(ч) ИЗМЕРЕНИЕ ЕМКОСТИ КОНДЕНСАТОРОВ МОСТИКОМ СОТИ Туснов Ю. И. Цель работы: определение электроемкости (или просто емкости) конденсаторов с помощью мостовой схемы переменного тока;

Методические указания к выполнению лабораторной работы.1.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПОЛЕЗНОЙ МОЩНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ БАТАРЕИ ЭЛЕМЕНТОВ ОТ СИЛЫ ТОКА В ЦЕПИ Филимоненкова Л.В. Электростатика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУДАРТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫШЕГО ПРОФЕИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОКОВКИЙ ГОУДАРТВЕННЫЙ УНИВЕРИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ НОВОИБИРКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕКИЙ ИНТИТУТ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ, СОДЕРЖАЩЕГО ЭДС Цель работы изучение зависимости разности потенциалов на участке цепи, содержащем ЭДС, от силы тока; определение электродвижущей

Фонд «Талант и успех». Образовательный центр «Сириус». Направление «Наука». прельская физическая смена. 207 год. Часть I.Расчёт сопротивлений Закон Ома. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение.симметричные

Цель работы: ознакомление с методами измерений электрических сопротивлений.

Приборы и принадлежности: выпрямитель УНИП-7А, вольтметр АМВ на 75 В, миллиамперметр Д566 на 50 – 100 мА, магазин сопротивлений Р-33, реохорд, гальванометр М265М, катушка, двойной ключ, авометр АВО-63.

Литература: , § 2.1, 2.2, 2.4; , § 14-18; , § 5.2-5.4; , § 59, 64-66; , § 31, 34-36; , § 41-48; , § 96-98, 101.

Введение

Известно, что измерить сопротивление R некоторого элемента электрической цепи можно с помощью амперметра и вольтметра, используя электрическую цепь, показанную, например, на рис. 1.

Рис. 1 Рис. 2

Если показания амперметра равны I , а вольтметра U , то сопротивление исследуемого участка цепи можно оценить по формуле
Эта оценка будет близка к истине, если сопротивление вольтметра является бесконечно большим; в таком случае регистрируемый амперметром ток не ответвляется на вольтметр. В реальных условиях это не выполняется. Можно построить другую схему, в которой показания амперметра соответствуют току, текущему через исследуемый элемент цепи (рис. 2). Однако в этом случае показания вольтметра не соответствуют напряжению на резисторе, поскольку любой амперметр обладает конечным сопротивлением и часть измеренного напряжения приходится на него. Таким образом, при использовании рассматриваемого метода необходимо учитывать значения внутренних сопротивлений электроизмерительных приборов (они, как правило, указаны на шкалах приборов) и вводить соответствующие поправки в результаты измерений силы тока и напряжения на исследуемом участке цепи.

Более точные результаты измерений сопротивления дает метод сравнения, основанный на использовании так называемого мостика Уитстона. Мост Уитстона состоит из реохорда АС, гальванометра G и двух резисторов: с известным сопротивлением R 0 и неизвестным R (рис. 3).

Реохорд – однородная и калиброванная проволока, вдоль которой может перемещаться скользящий контакт D . Контакт D делит сопротивление реохорда на части r 1 и r 2 .

Легко видеть, что потенциалы в точках B и D имеют промежуточное значение между потенциалами точек А и C . Перемещая контакт D , можно найти такую точку на реохорде, потенциал которой равен потенциалу точки B . В этом случае ток через гальванометр протекать не будет. Говорят, что мост в этом случае сбалансирован, или уравновешен. В сбалансированном мостике ток в точках B и D не разветвляется, и, следовательно, в ветвях AB и BC сила тока будет одинаковой. Обозначим ее I 1 . Одинаковыми будут и токи, протекающие в ветвях AD и DC (I 2 ).

Запишем второе правило Кирхгофа для контура А BD А , учитывая, что ЭДС в этом контуре отсутствует:

(1)

Аналогичное уравнение для контура BCDB имеет вид

(2)

Эти уравнения можно переписать так:

и
(3)

Разделим левые и правые части уравнений (3) друг на друга:

(4)

Отсюда
. Примем далее во внимание, что сопротивления участков реохорда пропорциональны их длинам:
С учетом этого окончательно получим:

(5)

Здесь l 1 и l 2 – длины участков реохорда AD и DC соответственно.

Таким образом, добившись баланса моста и измерив l 1 и l 2 , можно по формуле (5) определить неизвестное сопротивление R . Можно показать, что ошибка измерения сопротивления будет наименьшей, если при балансировке моста движок стоит на середине реохорда.



Цель работы:

научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.


Приборы и материалы:

измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.


Ход работы.

  • Определите цену деления мензурки.

ПРИМЕР:


Тренировочные задание и вопросы

При погружении в мензурки тела уровень воды в мензурке

повышается, так как увеличивается объем воды на величину, равную объему тела.

1.Определите по рисунку

уровень воды:

до погружения _________;

после погружения _______;

Объем тела _______.

2.Какую физическую величину

измеряют с помощью мензурки?

___________________________________


3.В каких единицах измеряется?

____________________________________

4. Переведите:

1 м 3 =___________ см 3

1 см 3 =___________ м 3

100см 3 =___________ м 3

0.5 м 3 =___________ см 3

5000см 3 =___________ м 3

0,01 м 3 =___________ см 3

Примечание: 1мл=1 см 3


Ход работы.

5. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.

6. Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости.

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.

9. Определите объем тел правильной формы.


1. Определите цену деления мензурки.

Ход работы:

5. Налейте в мензурку столько воды,

чтобы тело можно было полностью

погрузить в воду, и измерьте ее объем V 1.

6. Опустите тело в воду, удерживая его за

нить, и снова измерьте объем жидкости V 2.

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8 . Проделайте опыты с другими телами.

9. Определите объем тел правильной формы.


Ход работы.

5. Результаты измерений запишите в таблицу

опыта

Название тела

Цилиндр (пример)

Начальный объём жидкости в мензурке V 1 , см 3

Объём жидкости и тела V 2 см 3

Объём тела V , см 3

V=V 2 - V 1

Пластина

V =а· b ·с ( объём равен произведению длины на ширину и высоту)


Вывод:

я научился пользоваться рычажными весами и с их помощью измерять массу различных тел.


Домашнее задание

§19, 20

Упражнение №6 (1, 2, 3)


Дополнительное задание

Если тело неправильной формы не входит в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда. Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погруженного в жидкость тела.

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки).

Способ измерения объема тела с помощью мензурки основан на том, что при погружении тела в жидкость объем жидкости с погруженным в нее телом увеличивается на величину объема тела. Этот способ хорош тем, что им можно измерять объем тел неправильной формы (например, камня или картофелины), которые нельзя найти, измеряя линейные размеры этих тел. Пользоваться мензуркой (измерительным цилиндром) вы уже учились входе первой лабораторной работы. Измерить же с ее помощью объем тела очень просто. Важно только, чтобы тело было невелико, и его полностью можно было поместить в имеющуюся мензурку. Порядок измерения следующий:

а) в мензурку наливается вода в количестве достаточном для того, чтобы полностью погрузить в нее измеряемое тело. Объем записывается;

б) полностью погрузить тело в воду;

в) определить объем воды с погруженным в нее телом. Разница объемов воды до и после погружения в нее измеряемого тела и будет объемом тела.

К телу, объем которого вы будете измерять, лучше привязать нитку. С ее помощью проще аккуратно опустить тело в воду, а затем и извлечь из мензурки. Если тело плавает в воде нужно полностью погрузить его в воду при помощи карандаша, спицы или проволоки. Иначе вы измерите только объем той части тела, которая находится под водой.

Пример выполнения работы.