Кутузов во время сражения война и мир. В чем заключалась стратегическая линия Кутузова в романе «Война и мир»

Император Александр I в 1805 году воевал против Наполеона на стороне Австрии. Если бы наступательные и оборонительные движения союзников были более организованными, то войны 1812 года можно было бы избежать. Летом царь отправил в австрийские земли две своих армии и назначил главнокомандующим одной из них генерала Кутузова. Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» Льва Толстого помогают увидеть причины поражения Русской армии в сражениях против французов.

Портрет Михаила Илларионовича Кутузова

Лицо фельдмаршала легко узнаваемо на исторических картинах, потому что ему пришлось потерять один глаз в турецких баталиях. Глубокий шрам придавал мужчине устрашающее выражение лица. Часто он носил черную повязку на изуродованной половине, чтобы не вызывать к себе сострадание невидящим глазом. Но шрам на виске от измайловской пули все равно оставался открытым.

Зато Кутузову свойственна была чуть заметная улыбка, превращающая его в заботливого старика. Лев Толстой часто упоминает об этой доброй, отеческой улыбке, располагающей к себе офицеров и простых солдат. Старческая одутловатость лица свидетельствовала о винных излияниях, необходимых для согрева и поднятия духа в полевых условиях.

Когда главнокомандующий прощается с Багратионом перед боем, по его щеке течет слеза из одинокого глаза. Лицо от влаги становиться мягким, выражает заботу и переживания. В конце Михаил Илларионович подставляет своему лучшему генералу щеку для поцелуя. Кутузов вел себя неприхотливо относительно быта, мог принимать генералов в расстегнутом мундире, потому что воротник жал его жирную шею.

Старик любит подремать в своем вольтеровском кресле, склонив на грудь голову, покрытую седыми волосами. Сутулость гнет его плечи книзу на седьмом десятке лет жизни, но он прекрасно держится в седле, как подобает командующему армией.

Человеческие достоинства и недостатки Кутузова

Михаилу Илларионовичу присуща доброта , он легко прощает капитана, разжалованного за хулиганство. Генерал умен и внимательный к мелочам, способный заприметить, каждую деталь формы, стоящего перед ним адъютанта. Всегда невозмутимый герой сохраняет спокойствие в критический момент в любой сложной ситуации. Всячески старается скрыть волнение и не выдать лихорадочно проносящихся мыслей в голове.

Главнокомандующий сдержан в ораторстве, особенно когда надо выступать перед всей армией. У него правильно поставлена речь, он изъясняется с изяществом, как и принято при дворе. Простой персонаж, созданный автором на основе исторических свидетельств, читатель видит, прежде всего, обыкновенным человеком. Маленькие радости интересуют его, неловкие слабости подчеркивают естественные недостатки характера.

Кутузов, как всякий любящий отец , писал письма своим детям. В свободное время он наслаждался хорошей художественной книгой и обожал скоротать вечер в обществе красивых женщин. Ему было свойственно отпускать шутки, чтобы разрядить обстановку. Шутил генерал одинаково задорно в обществе высших чинов, офицеров, солдат.

Самая важная черта характера Кутузова, по мнению автора, заключалась в том, что умел ласково разговаривать с солдатами . В его голосе звучало уважение, понимание и забота. Поглядывая на изношенные сапоги рядовых солдат, он так грустно покачивал головою, что каждому, наблюдая за стариком, становилось понятно, как тот огорчен.

В свое время генерал получил хорошее образование , его знание французского и немецкого языков вызывает уважение у Болконского. Командующий принял Андрея очень благожелательно, как сына своего старого друга, зная цену настоящей дружбе, проверенной в сражениях с врагом. Даже молодой князь хорошо знал о способности старика рыдать всхлипывая.

Кутузов часто крестился, как человек глубоко верующий полагался на силу господнюю, доверял крестному знамению. Лев Толстой восхищается боевым умением полководца, через слова автора читатель узнает, каким умным, мудрым был Старый ли Севера, как его величали враги. Но власть состарившегося генерала над армией была весьма условной. Ему приходилось в точности придерживаться предписаний, приходивших из Петербурга от военного руководства.

В создавшейся ситуации Кутузов предпочитал не вмешиваться в естественный ход событий, оставаясь при своем мнении, придерживаясь собственной точки зрения, но не имея возможности использовать свой опыт ведения сражений.

краткое содержание других презентаций

«История создания «Войны и мира»» - Хронология романа. Три поры. Картины истории. Современность глазами декабриста. Принцип сопоставления и противопоставления. Диалектика души. Исторический факт. Работа над романом. Отсутствие войны. Повесть. Сцены семейные и исторические. Произведение. Художественные особенности романа. Вселенная. История создания романа «Война и мир». Своеобразие художественных приемов. Эпопея. Принцип семейственности.

«Кутузов в «Войне и мире»» - Наполеон Бонапарт. Кутузов был гениальным полководцем. Князь Андрей. Количество пушек. Александр I. Гениальный полководец. Проницательный ум. Толстой о смерти Кутузова. Война и мир. Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Черты характера. Кутузов.

«Семья Ростовых» - Основополагающий вопрос. Одно из определяющих качеств и достоинств Наташи. Наташа. Графиня Ростова. Софья. Соня и Наташа. Семья Ростовых в романе Толстого. Отряд Денисова. Проблемные вопросы. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Николай. Графиня Ростова и Наташа. Семья Ростовых. Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Лучшие черты «ростовской породы». Граф Ростов.

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Победа под Бородином. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бегство Наполеона. Бородинское сражение в истории. Устремление на истребление французской армии. Взгляд писателя. Панорама народного сражения. Сопоставительный анализ. Историческое значение Бородинской битвы. Бородинское сражение.

«Семья Болконских» - Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. В армии князя Андрея настигает разочарование. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Марья Болконская. Николенька. Андрей Болконский. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Семья Болконских. Семья Болконских описана с несомненной симпатией.

«Шенграбенское сражение» - Николай Ростов. Почему идёт на войну князь Болконский. Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. На батарее Тушина. Князь Андрей. как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский. Изображение войны 1805 года. Разговор солдат. Ход событий. Обратимся к тексту. Что думает о войне Пьер. Война и мир. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Анализ эпизода. Важная в стратегическом отношении победа.

“Война и мир” - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов народа. То есть главной задачей Толстого было раскрытие “характера русского народа и войска”, для чего он и использовал образы Кутузова (выразителя идей народных масс) и Наполеона (человека, олицетворяющего антинародные интересы).
Л. Н. Толстой в романе изображает действительно великих людей, имена которых помнят сейчас и будут помнить в будущем. У Толстого был свой взгляд на роль личности в истории. У каждого человека две жизни: личная и стихийная. Толстой говорил, что человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения общечеловеческих целей. Роль личности в истории ничтожно мала. Даже самый гениальный человек не может по своему желанию направлять движение истории. Ее творят массы, народ, а не отдельная личность, возвысившаяся над народом.
Но Лев Николаевич и не отрицает роли человека в истории, он признает обязанность действовать в границах возможного за каждым. По его мнению, имени гения заслуживает тот из людей, кто одарен способностью проникать в ход исторических событий, постигать их общий смысл. Таких единицы. К ним и относится Михаил Илларионович Кутузов. Он является выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии. Это талантливый и, когда надо, энергичный полководец. Толстой подчеркивает, что Кутузов - народный герой. В романе он предстает как истинно русский человек, чуждый притворства, мудрый исторический деятель.
Главное для Льва Толстого в положительных героях - связь с народом. Наполеон, который противопоставляется Кутузову, подвергается уничтожающему разоблачению, потому что он избрал для себя роль “палача народов”; Кутузов же возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все свои мысли и действия народному чувству. “Мысль народная” выступает против захватнических войн Наполеона и благословляет освободительную борьбу.
Народ и армия оказали в 1812 году Кутузову доверие, которое он оправдал. Русский полководец стоит явно выше Наполеона. Он не покидал свою армию, появлялся в войсках во все важнейшие моменты войны. И тут мы можем говорить о единстве духа Кутузова и армии, о глубокой их связи. Патриотизм полководца, его уверенность в силе и мужестве русского солдата, передавались армии, которая, в свою очередь, ощущала тесную связь с Кутузовым. Он разговаривает с солдатами на простом русском языке. Даже возвышенные слова в его устах звучат буднично и противостоят лживой мишуре фраз Наполеона.
Так, например, Кутузов говорит Багратиону: “Благословляю тебя на великий подвиг”. А Наполеон перед Шенграбенским сражением обращается к своим войскам с длинной воинственной речью, обещая им неиссякаемую славу. Кутузов такой же, как и солдаты. Можно сравнить его, когда он в походной обстановке называет обычного солдата голубчиком, обращается к армии с простыми словами благодарности, и его же, потухшего и безучастного, при парадной встрече с царем.


Среди реальных исторических персонажей, изображенных в романе-эпопее Л.Н. Толстого, немаловажное место занимает Кутузов - полководец, воплотивший в себе дух народа. Однако изображенный в романе Толстого Кутузов – совсем не тот деятель, которого знает отечественная история. У автора полководец – фигура еще более значительная, особенная, наделенная инстинктом вселенской народной мудрости.

Кутузов - “старый человек”, имеющий рыхлое тело и изуродованное лицо, он быстро утомляется и большой любитель поспать, он не лишен человеческих страстей и слабостей, как и любой живой человек. Однако, выполняя роль главнокомандующего русской армии, он предстает тонким и умным дипломатом с острым умом и полководческим талантом.

Кутузов обладал «необычайной силой прозрения в смысле совершающихся явлений». Для Толстого это явление настолько важно, что в философских отступлениях он высказывается о том, что не личность играет в истории главную роль, а весь народ. Главнокомандующий направлял все свои силы «не на то, чтобы не истреблять и убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Кутузов скромен, прост и непритязателен, именно поэтому он велик, ведь, по мнению Толстого, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Во время Бородинского сражения Кутузов ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: «Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».

Психологический образ Кутузова, его взаимоотношения с солдатами, сам его быт проникнуты глубоким народным духом. Полководец всем своим существом понимал и чувствовал все то, что испытывал каждый солдат. От имени народа главнокомандующий отказывает Лористону в перемирии. Он прекрасно понимает, что победа в Бородинском сражении – это победа в войне. Кутузов поддерживает план Денисова о развертывании партизанских действий, понимая народный характер войны и зная, что историю вершит народ и привести к победе может только он. Он «знал, что решает участь сражения та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Слияние Кутузова с «духом войска» ведет к победе: «Россия освобождена и поставлена на высшую ступень славы». Узнав о бегстве французов из Москвы, полководец дрожащим голосом произносит: “Спасена Россия. Благодарю тебя господи”, - и слезы текут из его глаз.

Образ Кутузова изображается Толстым статически. Это герой, характер которого не развивается. Но этого и не может быть, ведь это историческая личность, цельная изначально, авторитет которой для Толстого непререкаем. Изменяется лишь возраст героя. Если сначала он изображен бравым генералом, то в войне 1812 года он предстает белоголовым старцем, который вызывает иронию у врагов и глубокое уважение у русских солдат. Иногда поведение полководца вызывает недоумение, но он совершенно уверен в том, что делает, будто его действия продиктованы ему свыше. Так, в Аустерлице, с большим количеством солдат, превосходной диспозицией, и генералитетом, Кутузов говорит: "Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю". Странным кажется тот факт, что на заседании военного совета, которое состоялось перед сражением, полководец по-стариковски уснул. Но это не странность, просто он заранее предвидел исход сражения. На Бородинском поле полководец не отдает распоряжений, он лишь высказывает свое согласие или несогласие с тем, что предлагают его подчиненные. Единственное решение, которое Кутузов принимает сам, один против всех, становится историческим – это решение, принятое на совете в Филях. Здесь автор демонстрирует, как народный разум расходится с военной стратегией и побеждает ее.

Кутузов становится в романе выразителем взглядов Толстого, в основе которых лежит понимание того, что творец истории и исторических событий – весь народ, а не отдельные люди, и что всего сильнее являются дух и настроение народной массы. Толстой изображает Кутузова фаталистом, который пассивно следит за происходящими событиями. Автор не рассказывает о том, как главнокомандующий готовил армию к бою после сдачи Москвы, как выполнял свой план действий по разгрому французской армии. Однако все же в некоторых эпизодах Толстой показывает Кутузова исторически правильно: когда полководец долгими ночами обдумывает стратегию предстоящей кампании.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ОБРАЗ КУТУЗОВА

Сочиняя “Войну и мир”, Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.

В связи с этим в романе действует множество реальных истори­ческих персонажей, так или иначе влиявших на состояние европей­ского и российского общества в начале XIX века. Это император Александр I и Наполеон Бонапарт, генерал Багратион и генерал Даву, Аракчеев и Сперанский. А среди них персонаж-знак, обла­дающий совершенно особой смысловой наполненностью, - гене­рал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский - гениальный русский полководец, один из образованнейших людей своего времени.

Кутузов, изображенный в романе, разительно отличается от ре­ального исторического лица. Кутузов для Толстого - воплощение его исторических новаций. Он - фигура особенная, личность, наде­ленная инстинктом мудрости. Он подобен вектору, направление действия которого определяет сумма тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых в историческом пространстве.

“История, то есть бессознательная, роевая, общая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как орудием для своих целей”.

И еще одна цитата: “Каждое действие... в историческом смысле непроизвольно, находится в связи со всем ходом истории и опреде­лено предвечно”.

Такое понимание истории делает всякую историческую лич­ность личностью фатальной, обессмысливает ее активность. Она для Толстого в контексте истории выступает страдательным зало­гом общественного процесса. Только поняв это, можно объяснить действия, а точнее, не-действия Кутузова на страницах романа.

В Аустерлице, имея превосходящее количество солдат, прекрас­ную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет потом на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: “Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю”.

А на заседании военного совета перед сражением он просто, по-стариковски, позволяет себе заснуть. Он уже все знает. Ему все из­вестно заранее. Он несомненно обладает тем “роевым” пониманием жизни, о котором пишет автор.

Однако Толстой не был бы Толстым, если бы не показал фельд­маршала еще и живым человеком, со страстями и слабостями, со способностью к великодушию и злобе, состраданию и жестокости.

Он тяжело переживает кампанию 1812 года. “До чего... до чего довели! - проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия”. И князь Андрей видит слезы на глазах старика.

“Они будут у меня конину жрать!” - грозит он французам. И выполняет свою угрозу. Умел слово держать!

В его бездействии воплощена коллективная мудрость. Он совер­шает поступки не на уровне их понимания, а на уровне некоего врожденного инстинкта, так, как знает крестьянин, когда надо па­хать, а когда сеять.

Кутузов не дает генерального сражения французам не потому, что не хочет, - этого хочет государь, этого хочет весь штаб, - а потому, что это противно естественному ходу вещей, который он не в состоянии выразить словами.

Когда же это сражение происходит, автору не понятно, почему из десятков похожих полей Кутузов выбирает Бородинское, ничем не лучше и не хуже других. Давая и принимая сражение в Бороди­но, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. Кутузов на Бородинском поле не производит никаких распоряже­ний, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Он один все понимает и знает, что по окончании сражения зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необ­ходимо время. Единственное хрестоматийно-историческое решение Кутузов принимает в Филях, Один против всех. Его бессознатель­ный народный разум побеждает сухую логику воинской стратегии. Оставив Москву, он выигрывает войну,

Подчинив себя, свой ум, свою волю стихии исторического дви­жения, он стал этой стихией. Именно в этом убеждает нас Лев Тол­стой: “Личность есть раб истории”.