Кто воздвиг памятник петру 1. Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник". Создание памятника «Медный всадник»

Одна из самых известных и популярных достопримечательностей Архангельска - это памятник императору Петру Первому. Любой житель нашей страны знает, как выглядит данная скульптура, хоть и не задумывается об этом. Все дело в том, что именно эта достопримечательность изображена на денежной купюре номиналом в 500 рублей. Чем еще знаменит памятник Петру 1 в Архангельске и когда он появился?

Описание достопримечательности

Знаменитая скульптура изображает российского императора в период Полтавского сражения. одет в мундир офицера в одной руке он держит трость, а в другой - подзорную трубу. Автор скульптуры - М.М. Антокольский. Фирменный стиль мастера нетрудно заметить в стремлении проработать каждую деталь и придать ей максимальное историческое соответствие. Первое, чем удивляет памятник Петру 1 в Архангельске при осмотре вживую, - это его миниатюрность. Высота бронзового изваяния - всего 2,5 метра. Несмотря на свою известность и популярность, архангельская статуя является копией: первоначально такая же скульптура была установлена в городе Таганроге. Сегодня аналогичные изваяния (выполненные по тому же макету) стоят в Санкт-Петербурге, Петергофе, Шлиссельбурге. Также оригинальная гипсовая статуя, ставшая прототипом бронзовых изваяний и созданная лично Марком Антокольским в 1872 году, сегодня хранится в Третьяковской галерее.

Памятник Петру 1 в Архангельске: почему поставлен именно здесь?

Во время своего правления император не раз бывал в Архангельске. Именно здесь он впервые увидел море и задумался о необходимости создания государственного флота. Петр Первый лично заложил в этих краях корабль «Святой Павел», а позже приехал сюда в день его спуска. Благодаря личным распоряжениям государя, в Архангельске появились Соломбальская верфь и Переговоры об изготовлении скульптуры для города велись в мае 1909 года. Первым эту инициативу выдвинул И.В. Сосновский. В 1912 году отлитая в Париже статуя была перевезена на место установки. Постамент для нее изготовили монахи Соловецкого монастыря из серого гранита. Памятник Петру 1 в Архангельске был торжественно открыт 27 июня 1914. На постаменте были выгравированы четыре даты, первые три из которых увековечили дни посещения города самим императором, а четвертая - год открытия монумента.

Непростая судьба бронзового русского императора

Долго стоять на своем законном месте бронзовому Петру не довелось. В 1920 году изваяние было самым наглым образом сброшено с постамента местными сторонниками коммунизма как символ капиталистической власти. Последующие 13 лет скульптура одиноко лежала на берегу Северной Двины и возле «домика Петра». После этого ее перевезли в краеведческий музей города. На свое законное место памятник Петру 1 в Архангельске вернулся в 1948 году, где и находится до сих пор.

Памятник Петру Первому сегодня

Посмотреть одну из самых знаменитых достопримечательностей Архангельска можно по адресу: набережная Северной Двины, строение 82. При первоначальной установке памятник находился на открытой площадке и был виден издалека. Сегодня же вокруг статуи разбит небольшой сквер. Весной здесь пышно цветет сирень, а летом все утопает в зелени. Найти самостоятельно гостям города эту скульптуру может оказаться не так уж и просто. Не стоит стесняться попросить помощи у местных жителей. Ведь памятник Петру 1 в которого так удивительна и местами печальна, это не только самая известная в стране достопримечательность города, но и статуя, любимая многими горожанами. Обязательно найдите время для личного знакомства с бронзовым государем, если вам доведется побывать в Архангельске.

Каждый петербургский памятник Петру интересен по-своему: один – историей, другой – местом установки. Бюст Петра I на Охте поставлен на особом, можно сказать, знаковом месте. Здесь располагались первые поселения плотников и корабелов, которых царь перевел из северных губерний (главным образом из нынешних Архангельской, Вологодской, Костромской и Ярославской областей). По преданию, большую часть работников поселили на правом берегу Охты, меньшую – на левом. Так появились названия поселений – Большая и Малая Охта. Большая Охта – от сада «Нева» до Красногвардейской площади, Малая – от Красногвардейской площади до Соединительной линии железной дороги (между Гранитной и Зольной улицами), по которой проходит граница с Невским районом.

Памятник Петру Великому на Большой Охте интересен еще и тем, что за свою более чем 100-летнюю историю он устанавливался дважды. В первый раз – к 190-летию Охтинских поселений. Торжественное открытие монумента, созданного по инициативе Охтинского пригородного общества, состоялось 25 сентября 1911 года. Первоначально памятник был расположен в сквере особо почитаемой церкви Сошествия Святого Духа. Этот храм стоял в створе современного Большеохтинского проспекта (его снесли, когда прокладывали эту трассу). Недалеко от церкви, в здании на углу Конторской улицы, размещались контора Охтинского пригородного общества (отчего улица и получила свое название) и пожарная часть, – это был административный центр Охты.

За работу над бюстом основателя Санкт-Петербурга и Охтинских переведенских слобод взялся известный скульптор Илья Яковлевич Гинцбург. На изготовление и установку памятника пошли пожертвования именитых охтинских граждан и взнос Охтинского пригородного общества. Бронзовый бюст и гранитный постамент изготовили на заводе В. В. Гаврилова.

Монумент представлял императора с непокрытой головой, в мундире, с Андреевской лентой через плечо. На гранитном постаменте была высечена надпись – «Петру 1-му благодарные охтяне». Но памятник простоял недолго: в 1919 году, как говорят, его сбросили в Неву «революционные массы», а в 1920-е сгинул и опустевший постамент.

Вторично бронзовый бюст Петра I был установлен на Большой Охте в мае 2003 года, в рамках юбилейных торжеств по случаю 300-летия города на Неве. Инициатива его воссоздания принадлежит школьникам Красногвардейского района; посредниками и активными участниками движения за восстановление памятника выступили читатели библиотеки «Охтинская», члены Клуба любителей истории Охты (КЛИО). Монумент возродили при поддержке Муниципального совета МО Большая Охта. Эту работу (по архивным материалам) выполнили скульптор В. И. Обухов (Винниченко) и архитекторы А. И. Пивторак и Е. Ю. Горобцова. Правда, бюст получился не совсем идентичным, что легко выяснить, сравнив его со старыми фотографиями.

Где находится памятник Петру I «Медный всадник», и почему он так называется? На первый вопрос ответ дадут многие, а вот над вторым наверняка задумаются почти все. Между тем, история одного из символов Санкт-Петербурга стоит того, чтобы ее узнать.

С детства известные строки «Люблю тебя, Петра творенье…», посвященные Санкт-Петербургу, «Медный всадник». Поэма дала «народное» название одному из самых известных памятников России – монументу царя-реформатора Петра Первого. Это имя прочно вошло в обиход, и мало кто отдает себе отчет, что на самом деле конная статуя Петра отлита из бронзы.

Увековечить память создателя северной столицы задумала Екатерина Вторая, считавшая себя последователем его реформ. Просвещённая императрица состояла в дружеской переписке с Вольтером и Дидро, которые дали превосходные рекомендации французскому скульптору Этьену-Морису Фальконе. Контракт был заключен без лишних проволочек, и в 1766 году скульптор прибывает в Россию и начинает работу.

Интересно, что творение француза коренным образом отличалось от того, как представляли его себе российские государственные чины и даже сама Екатерина. По их задумке, Петра Первого надлежало изобразить державным правителем, величественно восседающим на коне, подобно римским императорам. Невероятно, но автору удалось отстоять свои идеи. Кто изображен на памятнике «Медный всадник» в итоге? Мы видим не просто самодержца и военачальника, а великого царя – благодетеля своей страны, развернувшего ее историю к развитию и процветанию.

На создание шедевра потребовалось более десяти лет. Вначале была создана гипсовая статуя Петра, сидящего верхом на коне. Вылепить голову императора доверили помощнице Фальконе Мари Анн Колло. Сам мастер был сосредоточен на коне – настолько для воплощения его идей была важна пластика лошади, необходимость точно передать ее движение. Лепил он с натуры – в помещении бывшего деревянного дворца императрицы Елизаветы была создана мастерская со специальным помостом, где всадники ставили на дыбы своих коней.

На изготовление статуи ушло три года. Последующие 10 лет заняла отливка статуи, которой руководил сначала французский мастер Эрсман, затем сам Фальконе, а завершали работы архитектор Ю.М. Фельтен и литейных дел мастер Екимов. Процесс шел с большими трудностями, и Фальконе уехал из России в 1778 году, так и не окончив отливку.

В первый раз памятник был представлен публике в 1769 году, после окончания работ над гипсовой статуей. Монумент в бронзе был торжественно открыт в столетнюю годовщину вступления Петра Первого на престол 7 августа 1782 года в высочайшем присутствии императрицы Екатерины Второй. Примечательно, что самого Фальконе на открытии не было – его попросту не пригласили.

В качестве постамента был выбран огромный Гром-камень, найденный в небольшой деревне под Санкт-Петербургом. Доставка его заняла полгода. За это время Гром-камень преодолел почти восемь километров по суше, затем был погружен на корабль и перевезен по Финскому заливу до Санкт-Петербурга. Камень весом в 2500 тонн и высотой в 11 метров был выгружен на специально построенном причале и доставлен в место установки памятника. Все это время над камнем трудилось множество людей, чтобы придать ему определенную форму. Но Екатерина самолично остановила эти работы, желая, чтобы камень сохранил свой естественный вид и гигантский размер.

Величественный памятник установлен на Сенатской площади Санкт-Петербурга рядом со зданиями Адмиралтейства. С ним связано множество интересных фактов.

  • Фальконе настаивал, что памятник должен быть установлен без ограды. Однако заграждение все-таки появилось. А в наше время оно снято, и памятник полностью соответствует задумке автора.
  • Змея, раздавленная копытом коня, была вылеплена Федором Гордеевым.
  • После открытия монумента площадь была на время переименована в Петровскую.
  • Есть легенда, что как-то гуляя по Сенатской площади, Великий князь Павел встретил там призрак Петра. Император сказал наследнику, что он обязательно увидит его здесь еще раз. Это обещание было выполнено.
  • Фальконе удалось настоять на своем и в вопросе выбора места установки своего творения. Екатерина Вторая видела памятник в центре площади, но автор смог убедить ее переместить статую ближе к берегу Невы.
  • В годы основания Санкт-Петербурга на месте памятника была расположена первая деревянная Исаакиевская церковь.

Великолепный монумент не раз вдохновлял поэтов, писателей и художников. У его подножья проходило . И сейчас Медный всадник – едва ли не главный символ Санкт-Петербурга, навеки запечатлевший творца одного из самых красивых городов на планете.

Во многих городах России можно найти памятники и скульптуры, посвященные известным людям нашей страны, которые не только, например, посещали тот или иной город, но и оказали большое влияние на его развитие. Одним из таких людей для Липецка стал Петр I. Именно благодаря ему в городе появились чугуноплавильные и железоделательные заводы, на которых, в том числе, изготавливались пушки. С их помощью были разгромлены шведы под Полтавой. Кроме этого, Петром были открыты минеральные источники, и с тех пор Липецк стал одним из самых старейших курортов нашей страны.

Памятник Петру I в Липецке

Монумент в честь великого императора в Липецке появился в 1996 году. С появлением монумента площадь, на которой он был установлен, местными жителями стала называться Петровской. В 2003 году администрацией города было принято решение об официальном переименовании площади Карла Маркса в площадь Петра I. Сооружение самого памятника было произведено в самые короткие сроки. Авторами этой работы стали скульпторы Клыков В.М. и Вагнер А.Е., а архитектором являлся Сошников С.А.

Облицовка памятника выполнена из местного камня - доломита. Оливка самого памятника происходила также в городе на Новолипецком металлургическом комбинате. Статуя Петра имеет высоту 5,6 метра и вес около 27 тонн. Петр I представляется жителям и гостям города человеком, уверенным идущим шагом навстречу новом открытиям в городе и несущий свиток в руке. Колонну под памятником украшает российский герб и фигуры в виде русалок.

· 15.02.2016

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.


Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.