Контрольно-измерительные материалы. Примеры предложений с паронимом - зрительский. Но зарница уж теплится ярко

Особенности творчества
«Один из товарищей по училищу Л.Ф. Жегин вспоминает: "Забравшись в какой-нибудь отдаленный угол мастерской, Маяковский, сидя на табуретке и обняв обеими руками голову, раскачивался вперед и назад, что-то бормоча себе под нос. Точно так же (по райней мере, в ту пору), путем бесконечных повторений и изменений создавал Маяковский и свои графические образы... «Облако» настолько ошеломляло своей антибуржуазностью, бунтарским духом и поэтической мощью, что расправиться с ним обычными критическими приемами оказалось не под силу.Тогда была предпринята попытка объявить автора поэмы сумасшедшим. Его заманили в один частный дом, где заранее собрали консилиум врачей-психиатров, но те не подтвердили кулуарного диагноза... И тогда, в 1916 году, Маяковский впервые сыграл в "русскую рулетку"». (Михайлов, 1993, с. 63, 148, 74.)

«Иногда какая-нибудь строфа отнимала у него весь день, и к вечеру он браковал ее, чтобы завтра "выхаживать" новую, но зато, записав сочиненное, он уже не менял ни строки. Записывал он большей частью на папиросных коробках; тетрадок и блокнотов у него в то время, кажется, еще не было. Впрочем, память у него былая такая, что никаких блокнотов ему и не требовалось: он мог в каком угодно количестве декламировать наизусть не только свои, но и чужие стихи, и однажды во время прогулки удивил меня тем, что прочитал наизусть все стихотворения Ал. Блока из его третьей книги, страница за страницей, в том самом порядке, в каком они были напечатаны там». (Чуковский, 1963, с. 498.)
«Суицидальные мотивы в его творчестве и поведении проявлялись с раннего возраста. Многие стихи буквально сочатся агрессией, направленной то вовне, то - в депрессивные периоды - на самого себя ("А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою...")». (Чхартишвили, 1999, с. 305.)

«...Агрессивная богоборческая тенденция, присутствовавшая едва ли не во всех творениях Маяковского этого периода, несомненно, отражала почти не скрываемый комплекс неудачника: единственным доступным ему оружием - словом - он мстил Богу за то, что тот обделил его любовью любимой...» (Ваксберг, 1998, с. 80.)

«Творчество Маяковского в художественно-переработанном виде отражает в себе эту свойственную ему склонность к преувеличенности и гиперболизму в виде мощных полетов его творческой фантазии,гигантских,доведенных до предела метафор и парадоксальных, гротескных образов. Употреблял превосходную степень в словах». (Спивак, 2001, с. 419.)

Я – поэт. Этим и интересен. Об этом
и пишу. Об остальном – только если
это отстоялось словом.
В.В. Маяковский. Я сам.
«В его строках бездна поэтического электричества…» Так начинает свою статью о Маяковском поэт Владимир Корнилов и, словно слегка призадумавшись, добавляет: «... но другое дело – к чему он это электричество подключал». Это вопрос далеко не праздный, но чтобы ответить на него, надо сначала понять, «как, когда, где явлен» Маяковский.
Творчество В.В. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Призыв футуристов – «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - Маяковский полностью разделял. Смысл этого лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить, запечатлеть стремительно меняющуюся новую реальность. Это были поиски новых художественных форм, новой эстетики. Это был бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики.
Можно утверждать, что поэзия раннего Маяковского связана с эстетикой неореализма, порожденный не только неприятием действительности, но и желанием ее преобразовать. Концепция романтической личности воплощается в том, что образ лирического героя становится центральным и определяющим единство всей системы миропонимания.
Раннему Маяковскому присущ дух отрицания современной жизни, враждебного поэту мира. Отрицание у него приобретает абсолютный, космический характер, это протест против всего миропорядка.
Настроения ранних стихотворений позволяют говорить о смелой и оригинальной поэтической палитре автора. Это словесные зарисовки с натуры, определяющие контуры картины, содержание которой должно дорисовать наше воображение.
Поиски средств художественной выразительности начинающего поэта были чрезвычайно эффективны. Произведениям поэта свойственна лирическая экспрессия, богатство ассоциативных связей и зрительно-слуховых ощущений. Многоликость лирического «я» проявляется в образных мистификациях и в театрализации ситуаций. Пестрота и неожиданная смена лирических масок позволяют говорить о вызове лирического героя, дразнящей иронии, а иногда и о самопародирования. Маяковский, представляя в парадоксальном свете известные веще, отношения и детали, едва ли не в каждом своем стихотворении бросает полемический вызов литературным канонам.
Кульминационным мотивом первых поэм В. Маяковского становится восстание человека против дисгармонии бытия. Критика современности объединяется с настроениями отчаяния, ощущением неотвратимой гибели. Автор метафорически переосмысливает библейские образы, его лирический герой сопоставляется с распятым Христом. Гиперболизация фигуры лирического героя – это характерная черта раннего творчества. Свободное и ничем не регламентируемое самовыявление личности, отличающее многие художественные произведения Маяковского, ориентировано на новый тип сознания, возникающей в начале 20-го века. Поведение лирического персонажа Маяковского провокационно. Его лирический герой вторгается в мир здравомыслящих людей, следующий логике очевидного, демонстративно не желая знать устоявшихся норм и обычаев
В послеоктябрьские дни заметно меняется характер поэзии Маяковского, который воспринял революционнее перемены как воплощение чаяний и ожиданий истории. В этой позиции не следует обнаруживать желания воспевать устремленную к катастрофе действительность, поэтизировать хаос. Моральное и идеологическое кредо поэта основывалось, как и у многих современников, на искренней вере в торжество идей справедливости добра, которые связаны, были принести социальные перемены. Многие темы и мотивы поэзии получают новое направление, пафос произведений становится более жестким и публицистическим, усиливаются жизнеутверждающие мотивы. Рассказ о трагедии животного в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» завершается оптимистической концовки, контрастирующей с мрачным пафосом многих дореволюционных стихотворений.

Характеристика творчества Маяковского, особенности творчества Маяковского, творчество Маяковского

Тест на тему: Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 1

А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬ­НУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.

А2. Какое предложение содержит синонимы?

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

1) Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.

А4. Укажите значение слова РЕШИТЕЛЬНО в данном предложении.
Тяга к новаторству, преодоление косных, заплес­ невелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний.

1) смело, непреклонно
2) совсем, совершенно
3) без исключения
4) разумеется (в значении вводного слова)

А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?

1) косных
2) заплесневелых


3) работает
4) области


А6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Имена многих героев прошлых войн давно канули в лето.
2) За проезд необходимо оплатить в течение одной остановки.
3) За границей Жерков встретил Долохова, произве­дённого в солдаты, но не счёл нужным узнать его.
4) Наиболее значимой группой дополнительных серви­ сов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообще­ниями.

Прочитайте стихотворение и выполните задание В1.

(1)О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
(2)А счастье всюду. (З)Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

(4)В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. (5)Давно
Слежу за ним… (6)Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

(7)Окно открыто. (8)Пискнула и села
На подоконник птичка. (9)И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

(10)День вечереет, небо опустело.
(11)Гул молотилки слышен на гумне…
(12)Я вижу, слышу, счастлив. (13)Всё во мне.

В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на ос­нове текста стихотворения И.А. Бунина «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточ­ки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Изображение вечернего пейзажа – повод для раз­ мышлений лирического героя стихотворения Бунина. Поэт широко использует синтаксические средства выразительности. ___(предложения 1, 2) пока­зывает ход развития мысли. ___(предложения 5, 8, 9) передаёт напряжённость переживаний, наблю­дений, раздумий лирического героя. ___(пред­ложения 10, 11, 12) подчёркивает единство приро­ды и человека. Цельность раздумий достигается при помощи и ___(предложения 1, 2,6,12).

Список терминов:
1) повторы
2) риторическое обращение
3) гиперболы
4) перенос (анжанбеман)
5) парцелляция
6) антонимы
7) анафора
8) однокоренные слова
9) синтаксический параллелизм

Ответ:

Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. Тесты 10 класс. .

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов зрительный - зрительский

2.Примеры словосочетаний с паронимом зрительный

3.Примеры предложений с паронимом зрительный

4.Примеры словосочетаний с паронимом зрительский

5.Примеры предложений с паронимом зрительский

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ - 1. Относящийся к зрению. 2. Предназначенный для зрителей. 3. Такой, с помощью которого рассматривают что-либо.

ЗРИТЕЛЬСКИЙ - относящийся к зрителю, свойственный ему.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬНЫЙ

1)зрительный нерв

2)зрительная память

3)зрительный образ

4)зрительный ряд

6)зрительный диктант

7)зрительное восприятие

8)зрительное воспоминание

9)зрительные впечатления

10)зрительный зал

11)зрительная труба (трубка)

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬНЫЙ

1)Первым моим зрительным впечатлением оказались берлинские извозчики. (А.Коонен. Страницы жизни)

2)Когда Савина выходила на сцену в одноактной пьеске "Пациентка", ещё не успев произнести ни одного слова, зрительный зал уже весело смеялся. (А. Бруштейн. Страницы прошлого)

3)Зрительный зал мог вместить до 18000 человек.

4)Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей, и со сценой, оборудованной для различных представлений.

6)Из зрительного зала актёрам дарят цветы.

7)Их талант покоряет тысячи людей и заставляет зрительный зал взрываться восторженными аплодисментами.

8)Вход в зрительный

9)Когда открываются двери в зрительный зал, надо спокойно пройти до своего ряда и сесть на место, которое указано в билете.

10)Смотрели и невооружёнными глазами, смотрели и в зрительные трубы, мало что различая благодаря дождю. (С.Сергеев-Ценский. Севастопольская страда)

11)Как работает зрительный анализатор?

12)В процессе чтения принимают участие зрительный , речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

13)Длительное время ограничение зрительной нагрузки считалось единственной мерой по охране зрения.

14)При помощи зрительного

15)Зрительное

16)При дальнозоркости зрительная

17)Зрительный

18)Какова роль зрительных пигментов в восприятии световых раздражений?

19)Алкоголь и никотин могут вызывать поражение зрительного

20)Глаза ребёнка будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе.

21)Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга.

22)Живое слово учителя, поддержанное зрительным

23)Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского, и работа закипела.

24)На зрительное впечатление влияют размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.

25)Замечено, что современные дети в основном опираются на зрительные впечатления.

26)Способна ли музыка вызывать у слушателя зрительные впечатления?

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

1)зрительская конференция

2)зрительские трибуны

3)зрительские места

4)зрительский смех

5)зрительский восторг

6)зрительские крики

7)зрительские аплодисменты

8)зрительские овации

9)зрительская поддержка

10)зрительские отзывы

11)зрительские симпатии

12)зрительские впечатления

13)зрительские интересы

14)зрительские предпочтения

15)зрительская культура

16)зрительская аудитория

17)зрительская викторина

18)зрительский конкурс

20)зрительский опыт

21)зрительский успех

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

1)Зрительская масса требует объяснения. (М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита)

2)Зрительский опыт школьников начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам.

3)Особый зрительский

4)Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Л.О.Утёсова.

5)По сценариям Бориса Васильева было снято 14 полнометражных фильмов, и почти все они имели зрительский успех, а некоторые стали очень популярными.

6)О впечатлениях от “Трех сестер” А.П.Чехова писал М.Горький. Успех объяснялся не только великими достоинствами пьесы и её исполнением, но и тем, что публика, молодая зрительская аудитория, с особенной живостью воспринимала слова о надвигающейся здоровой, сильной буре. А в 1901 году уже чувствовалось дыхание общественных перемен.

7)Зрительская

8)Важным отличием современного кино является его широкая доступность зрительской аудитории.

9)Приятно было работать с такой активной, интеллектуально продвинутой зрительской аудиторией.

10)Участники этой игры подарили нам фейерверк радости, искромётный огонь шуток, вспышки зрительского смеха.

11)Зрительские места в античном театре назывались театрон (от theasthai - смотреть).

12)Важнейший компонент театрального искусства - зрительское соучастие, которое на каждом представлении обретает свой неповторимый характер.

14)Меняется облик театра, рождаются и исчезают спектакли, актёрские судьбы зажигаются яркими звёздами и растворяются в зрительской памяти красивыми театральными легендами, появляются молодые лица режиссёров и, кажется, раз и навсегда меняется театральная эстетика. Но приходят новые люди, и всё обретает смысл, меняется или повторяется вновь. И так для каждого нового поколения зрителей.

15)Зрительское

16) Лучший из учащихся получает приз зрительских симпатий.

17)Путь к зрительской культуре не прост.

18)Поддержим самых юных артистов тёплыми зрительскими аплодисментами!

19)Год от года растёт не только актёрское мастерство участников театральных коллективов, но и зрительская

20)Равнодушное отношение к театру объясняется неподготовленностью, отсутствием зрительской культуры.

21)Здание катка состоит из одноэтажной ледовой арены со зрительскими трибунами на 200 посадочных мест.

22)Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: зрители размещались по склону холма, амфитеатром, а само действие происходило у подножия холма.

6.ТЕСТЫ

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)зрительский зал

2)зрительские трибуны

3)зрительские места

4)зрительский смех

1)Лучший из учащихся получает приз зрительских симпатий.

2)Путь к зрительской культуре не прост.

3)Поддержим самых юных артистов тёплыми зрительскими аплодисментами!

4)Алкоголь и никотин могут вызывать поражение зрительского нерва и привести к потере зрения.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Год от года растёт не только актёрское мастерство участников театральных коллективов, но и зрительная культура детей, их отношение к искусству театра.

2)Зрительное восприятие дает человеку 90% всего объема информации.

3)При дальнозоркости зрительная работа на близком расстоянии затруднена.

4)Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Из зрительного зала актёрам дарят цветы.

2)Зрительная аудитория наших концертов самая разнообразная.

3)Живое слово учителя, поддержанное зрительным впечатлением, увлекает, вызывает интерес.

4)При помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Равнодушное отношение к театру объясняется неподготовленностью, отсутствием зрительской культуры.

2)Зрительское жюри определяет самые интересные и красивые снежинки.

3)Вход в зрительский зал после третьего звонка воспрещён.

4)Особый зрительский успех выпал на долю фильма "Судьба человека" в 1959 году, получившего главный приз Московского международного кинофестиваля.

7.ОТВЕТЫ

тестового задания

№ словосочетания или предложения

зрительный

Тест 3. Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Вариант 1

Тест на тему: Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 1

А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬ­НУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.

А2. Какое предложение содержит синонимы?

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

1) Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.

А4. Укажите значение слова РЕШИТЕЛЬНО в данном предложении.
Тяга к новаторству, преодоление косных, заплес­ невелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний.

1) смело, непреклонно
2) совсем, совершенно
3) без исключения
4) разумеется (в значении вводного слова)

А5.

1) косных
2) заплесневелых

3) работает
4) области

А6.

1) Имена многих героев прошлых войн давно канули в лето.
2) За проезд необходимо оплатить в течение одной остановки.
3) За границей Жерков встретил Долохова, произве­дённого в солдаты, но не счёл нужным узнать его.
4) Наиболее значимой группой дополнительных серви­ сов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообще­ниями.

Прочитайте стихотворение и выполните задание В1.

(1)О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
(2)А счастье всюду. (З)Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

(4)В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. (5)Давно
Слежу за ним… (6)Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

(7)Окно открыто. (8)Пискнула и села
На подоконник птичка. (9)И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

(10)День вечереет, небо опустело.
(11)Гул молотилки слышен на гумне…
(12)Я вижу, слышу, счастлив. (13)Всё во мне.


В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на ос­нове текста стихотворения И.А. Бунина «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточ­ки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Изображение вечернего пейзажа - повод для раз­ мышлений лирического героя стихотворения Бунина. Поэт широко использует синтаксические средства выразительности. ___(предложения 1, 2) пока­зывает ход развития мысли. ___(предложения 5, 8, 9) передаёт напряжённость переживаний, наблю­дений, раздумий лирического героя. ___(пред­ложения 10, 11, 12) подчёркивает единство приро­ды и человека. Цельность раздумий достигается при помощи и ___(предложения 1, 2,6,12).

Список терминов:
1) повторы
2) риторическое обращение
3) гиперболы
4) перенос (анжанбеман)
5) парцелляция
6) антонимы
7) анафора
8) однокоренные слова
9) синтаксический параллелизм

Ответ:

Вариант 2

Тест на тему: Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 2

А1. В каком предложении вместо слова ИЗОБРЕТА­ТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ?

1) С таким ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ парнем нигде не пропадёшь.
2) Фролов был человек ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, на­стоящий выдумщик.
3) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ум выручал его во многих сложных ситуациях.
4) Руководство завода оценило его ИЗОБРЕТАТЕЛЬ­НЫЙ талант.

А2. Какое предложение содержит антонимы?

1) Храните деньги не в стеклянных банках, а в государ­ственных банках.
2) Застучали первые капли дождя, и вскоре начался ливень.
3) Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов…
4) На хорошем шоссе кавалерия отставала от мотопе­хоты, но в лесисто-болотистой местности конница могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фра­зеологизм?

1) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
2) Штольц часто уезжал из Петербурга, и Обломов опять ввергался весь по уши в своё одиночество и уныние.
3) С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступ­лением сумерек опять оживает.
4) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.

А4. Укажите значение слова ТРИВИАЛЬНЫЙ в данном предложении.
В молодости стремление к борьбе с установленны­ми, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям задиристый, запальчивый, крикливый ха­рактер, от которого я избавился лишь в зрелые годы.

1) устаревший
2) лишённый оригинальности, новизны
3) острый
4) критический

А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?

1) стремление
2) писаниям
3) крикливый
4) зрелые

А6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Сегодня жарко, одену что-нибудь лёгкое.
2) Картины волжских просторов противопоставлены картине душной атмосферы Калинова.
3) Согнувшись вдве погибели, он переступил порог низкого домика.
4) Компания, представляющая свои услуги в сфере мобильной связи, должна обоснованно подходить к утверждению тарифов.


Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Вариант 1

А1. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?

1) лыжный

3) просьба

4) почта
А2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) перевести

2) седьмой

4) оценить
А3.

3) вестник

4) объект
А4.

1) бАловать

2) вклЮчим

3) собрАла

4) обеспЕчение
А5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая мягкий согласный звук?

1) Детектив

2) парТер

4) Менеджер
А6.

1) к..нтракт, оч..рование, подр..сти

2) в..твистый, оц..нить, изд..лека

3) арт..ллерия, л..генда, к…сательная

4) изл..гать, ч..словой, выг..реть
А7.

1) бе..вкусный, ни..вергнуть, и..чезать

2) суб..ект, двух..ярусный, с..ездить

3) пр..зидиум, пр..ятелъ, пр..сесть

4) раз..грать, сверх..звестный, дез..нфекция
В1.

^ В две-три недели они объездили все петербургские окрестности.


В2.

^ Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни.

Ответ: ____________________________________________________________
С1. Напишите небольшое рассуждение о значении из учения фонетики.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тест 2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Вариант 2

А1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) ходьба

3) вокзал

4) личный
А2. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

3) трамвай

4) щука
А3. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) везение

3) паяльник

4) лестница
А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) облегчИть

4) звОнит
А5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая твёрдый согласный звук?

2) свиТер

3) пРесса

4) шиНель
А6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прик..сновение, г..рючий, б..рхатистый

2) тр..ллейбус, р..стительность, през..дент

3) м..лосердие, защ..щать, те..ретический

4) д..плом, з..рница, г..ниальный
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) трёх..язычный, об..ект, вол..ер

2) под..скать, сверх..зысканный, без..нициативный

3) пр..спокойно, пр..открыть, пр..клеить

4) бе..честный, ни..провергать, ра..ценки
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки глухие.

^ Стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще.

Ответ: ____________________________________________________________
В2. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) гласная буква обозначает два звука.

^ Он полагал, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка.

Ответ: ____________________________________________________________
С1. Напишите небольшое рассуждение о значении изучения орфоэпии.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

^


Вариант 1

А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬНУЮ память.

2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫИ зал воспрещён.

3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.

4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.
А2. Какое предложение содержит синонимы?

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.

2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.

3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.

4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
А3.

1) Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы.

2) Не тратьте время на пустые разговоры.

3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.

4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.
А4. Укажите значение слова РЕШИТЕЛЬНО в данном предложении.

^ Тяга к новаторству, преодоление косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний.

1) смело, непреклонно

2) совсем, совершенно

3) без исключения

4) разумеется (в значении вводного слова)
А5.

1) косных

2) заплесневелых

3) работает

4) области
А6.

1) Имена многих героев прошлых войн давно канули в лето.

2) За проезд необходимо оплатить в течение одной остановки.

3) За границей Жерков встретил Долохова, произведённого в солдаты, но не счёл нужным узнать его.

4) Наиболее значимой группой дополнительных сервисов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообщениями.

(1)О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

(2)А счастье всюду. (3)Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.
(4)В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. (5)Давно

Слежу за ним... (6)Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.
(7)Окно открыто. (8)Пискнула и села

На подоконник птичка. (9)И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.
(10)День вечереет, небо опустело.

(11)Гул молотилки слышен на гумне...

(12)Я вижу, слышу, счастлив. (13)Всё во мне.
В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста стихотворения И. А. Бунина «Вечер».

при перечислении

Изображение вечернего пейзажа - повод для размышлений лирического героя стихотворения Бунина. Поэт широко использует синтаксические средства выразительности. _______________ (предложения 1, 2) показывает ход развития мысли. ________ (предложения 5, 8, 9) передаёт напряжённость переживаний, наблюдений, раздумий лирического героя. _________________ (предложения 10, 11, 12) подчёркивает единство природы и человека. Цельность раздумий достигается при помощи _____ и _____ (предложения 1, 2, 6, 12).

Список терминов:

1) повторы

2) риторическое обращение

3) гиперболы

4) перенос (анжанбеман)

5) парцелляция

б) антонимы

7) анафора

8) однокоренные слова

9) синтаксический параллелизм

Ответ:

^ Тест 3. Лексика. Фразеология. Культура речи.

Изобразительно-выразительные средства русского языка
Вариант 2

А1. В каком предложении вместо слова ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ?

1) С таким ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ парнем нигде не пропадёшь.

2) Фролов был человек ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, настоящий выдумщик.

3) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ум выручал его во многих сложных ситуациях.

4) Руководство завода оценило его ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
А2. Какое предложение содержит антонимы?

1) Храните деньги не в стеклянных банках, а в государственных банках.

2) Застучали первые капли дождя, и вскоре начался ливень.

3) Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов...

4) На хорошем шоссе кавалерия отставала от мотопехоты, но в лесисто-болотистой местности конница могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом.
А3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

1) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.

2) Штольц часто уезжал из Петербурга, и Обломов опять ввергался весь по уши в своё одиночество и уныние.

3) С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек отнять оживает.

4) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.
А4. Укажите значение слова ТРИВИАЛЬНЫЙ в данном предложении.

В молодости стремление к борьбе с установленными, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям задиристый, запальчивый, крикливый характер, от которого я избавился лишь в зрелые годы.

1) устаревший

2) лишённый оригинальности, новизны

4) критический
А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?

1) стремление

2) писаниям

3) крикливый

4) зрелые
А6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Сегодня жарко, одену что-нибудь лёгкое.

2) Картины волжских просторов противопоставлены картине душной атмосферы Калинова.

3) Согнувшись в две погибели, он переступил порог низкого домика.

4) Компания, представляющая свои услуги в сфере мобильной связи, должна обоснованно подходить к утверждению тарифов.

(1)Прозвучало над ясной рекою,

^ Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.
(2)Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

(3)Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.
(4)На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, -

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём.
В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста стихотворения А. А. Фета «Вечер».

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В предложении 1, составляющем первую строфу, поэт использует _____ - средства выразительности, создающие атмосферу таинственности, эффект самопроизвольной жизни природы. ________ (в первых трёх строчках), два из которых являются в то же время _______, делают картину вечера зримой, одухотворённой. Природа наделяется живой душой - этому способствуют (предложения 1, 2, 4). Разные виды _____ (предложения 2, 3) оставляют ощущение текучести, переменчивости, едва заметных и постоянных изменений природы.

Список терминов:

1) антонимы

2) олицетворения

3) эпитеты

4) безличные глаголы

5) однокоренные слова

б) гиперболы

7) сравнения

8) анафора

9) синтаксический параллелизм

Ответ: