Конспект занятия по творчеству чуковского. Конспект занятия в средней группе детского сада "Путешествие в страну Чука" (по произведениям К.И.Чуковского)

Цель : расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Оборудование: у учителя — портрет или фотографии К.И. Чуковского, ребусы, предметы для игры «Чей предмет?», распечатки карточки с изображением птенца (для каждого ученика), карточки с диалогами (для каждой пары учащихся); у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.

Учитель. Ребята, как только вы расшифруете следующие ребусы, то сразу поймете, о творчестве какого детского поэта и писателя мы будем сегодня говорить.

Учитель демонстрирует ребусы. См. приложения № 1, № 2, №3.

Ответы. 1. Мойдодыр. 2. Бармалей. 3. Айболит.

Учитель. Конечно же, вы вспомнили, что автором этих произведений является Корней Иванович Чуковский.

Предлагаю вам викторину по произведениям Корней Чуковского.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись! («Телефон»)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде! («Мойдодыр»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил. («Бармалей»)

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил...

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?» («Крокодил»)»)

А в Большой Реке

Крокодил

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное,

Солнце краденое. («Краденое солнце»)

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают. («Федорино горе»)

Учитель. Корней Иванович Чуковский (1882— 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые, забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.

Учитель демонстрирует портрет или фотографии К. И. Чуковского.

Учитель. Ребята, попробуйте описать словами внешность К. И. Чуковского. (Ответы детей.)

Я подытожу ваши высказывания. Вы же должны очень внимательно слушать и запоминать все, что я буду говорить.

Учитель медленно читает: «Высокий рост, длинные руки с большими кистями, приятное доброе лицо, большой любопытный нос, короткие усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, улыбающиеся светлые глаза».

Учитель. Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы:

Рост... (высокий).

Руки... (длинные, с большими кистями).

Лицо... (приятное, доброе).

Нос... (большой, любопытный).

Усы... (короткие).

Прядь волос... (непослушная, свисающая на лоб).

Глаза... (улыбающиеся, светлые).

К. И. Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие дети нашей огромной страны. Громадный, громкоголосый, с удивительно легкой походкой, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Неудивительно, что его сказки так похожи на него самого, их трудно (невозможно!) спутать с произведениями других авторов.

Давайте поиграем в игру «Чей предмет?». Я буду показывать вам предметы, утерянные кем- либо из сказочных героев К.И. Чуковского, ваша задача — угадать, кому они принадлежат.

Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)

Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)

Телефон. («Телефон»: «У меня зазвонил телефон».)

Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит...».)

Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)

Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)

Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)

Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)

Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...».)

Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)

На этом задание не закончилось. Каждый ученик получает распечатку рисунка птенца, выполненного на клетчатой бумаге. Посмотрите на этого птенца и догадайтесь, из какой он сказки. Подскажу: он является главным героем, причем победителем.

Ответ. Воробей из сказки «Тараканище»: «...из далеких из полей прилетает Воробей. Прыг да прыг да чик-чирик, чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана — вот и нету великана».

Перерисуйте в тетрадь строго по клеточкам этого героя. Добавьте необходимые детали, разукрасьте. (Самостоятельная работа. Проверка. Обмен впечатлениями.)

Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Каждая пара учащихся получает карточку с диалогом. В течение 1—2 минут дети репетируют диалоги, используя жесты, мимику и соответствующие «малышовские» интонации, после чего представляют свои «номера» у доски под аплодисменты одноклассников.

Карточка 1

— Вчера была сырая погода.

— А разве сегодня вареная?

Карточка 2

— Вот выпадет снег, ударят морозы...

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 3

— Наденька, скажи слово «рыба».

Карточка 4

— Ага, а моя башня выше!

— А зато мне гланды вырезали, а тебе нет! Ага!

Карточка 5

— Мама, крапива кусается? -Да.

— А как она лает?

Карточка 6

— Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

— Если вырасту тетей, то буду врачом. А вырасту дядей — инженером.

Карточка 7

— Мама, ты была девочкой?

— Да, была.

— В школу ходила?

— Ходила.

— А с кем я дома оставался?

Карточка 8

— Что это ты шепчешь собаке?

— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

Карточка 9

— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.

— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

Карточка 10

— Да как же ты с кровати упал?

— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

Учитель . Наше занятие подошло к концу. Мне хочется закончить его шутливым стихотворением В. Берестова, которое он посвятил «старому сказочнику» К. И. Чуковскому.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Приложение 1

Приложение 2

Евстолия Петрова
«Путешествие по сказкам Чуковского». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Развитие Речи

Занятие по теме :

«Путешествие по сказкам К . Чуковского »

Старшая - подготовительная группа

Воспитатель : Петрова Е. А.

Вид : Развитие речи

Тип : Повторно-обобщающее.

Цель : Обогащение словарного запаса детей.

Программное содержание :

1) Учить детей давать развернутые ответы , использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Расширять словарный запас детей. Работать над лексическим значением слова.

2) Формировать культуру цитирования. Развивать умение обобщать информацию, выделять в тексте смысловые части.

3) Воспитывать читательский интерес и любовь к произведениям К. Чуковского .

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, вы любите сказки ? А что такое сказки ?

Дети : Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.

Вос-ль : Показывает книгу Чуковского . – Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки ?

Дети : К. Чуковский .

Вос-ль : А вы любите эти сказки ? Давайте вспомним их названия.

Дети : (Называют) .

Вос-ль : (Из книги выпадает приглашение) . – Ой, ребята, а вам приглашение в волшебную страну Чукондию , где живут сказки К . И. Чуковского . Попасть туда нам помогут ваши знания сказок Чуковского . Давайте вспомним то, на чем ехали звери в сказке «Тараканище» .

Дети :

«Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ним раки на хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле».

Вос-ль : Как можно назвать все, на чем передвигались звери, одним словом? (транспорт) . Я думаю, что нам с вами больше всего подходит шарик, ведь волшебная страна очень далеко. (дети берутся за веревочку, привязанную к шару, выходят в группу )

Вос-ль :

«Что за чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не цветочки на нем,

Не листочки на нем,

А чулки и башмаки,

Словно яблоки!»

Дети : Это чудо-дерево.

Вос-ль : Правильно.

«Лапти созрели,

Валенки поспели,

Что вы зеваете,

Их не обрываете!»

Давайте все вместе собирать урожай.

Дети : Срывают и говорят название (сапоги зимние, туфли детские и т. п.)

Вос-ль : Давайте оставим обувь под Чудо-деревом, может быть она кому-нибудь пригодится.

Посмотрите, у нас на пути паутина. В ней запутались не мошки да букашки, а буквы. Ой, посмотрите, все сказки из книжки пропали , наверное, это злой паук их утащил, давайте, скорее, поможем им. Вспомните названия сказок и с какой буквы они начинаются.

Вос-ль : Ребята, а в нашей книжке какой-то конверт, а в нем задание : придумать и загадать загадку про героя сказки .

Дети : выполняют задание.

Вос-ль : Посмотрите, море синее горит! Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите! Что же делать, как нам быть, как нам море потушить? Давайте скорее вспомним, в какой сказке загорелось море ?

Дети : «Путаница» .

Вос-ль : А звери пытались потушить море?

Дети :

«Долго-долго крокодил море синее тушил –

Пирогами и блинами, и сушеными грибами.

Прибегали два курчонка – поливали из бочонка,

Приплывали два ерша – поливали из ковша…»

Вос-ль : А море погасло? Кто же нам поможет потушить море?

Дети : Бабочка.

Вос-ль : Что-то бабочка не летит. Но зато у меня есть волшебный порошок, который мне поможет вас превратить в бабочек. Раз, два, три – бабочка, лети! (музыкально - ритмическая композиция)

Вос-ль : Корней Иванович Чуковский очень любил детей и слушать, что они говорят, но он и сам был большой выдумщик. Он даже имя себе придумал, ведь настоящее его имя Алексей Корнейчуков .

Давайте вспомним, какие необычные имена героев, названия или просто слова встречаются в сказках Чуковского .

Мой-до-дыр-

Барма-лей-

Ай-болит-

Муха-Цокотуха-

Вос-ль : Молодцы, вижу, что вы хорошо знаете героев сказок Чуковского . Вы готовы ещё помочь волшебной стране, тогда помогите вернуть правильные названия сказкам , а то эта вредная путаница их все перепутала.

1. Арболит (Айболит)

2. Гадость (Радость)

3. Крашеное солнце (Краденое солнце)

4. Кармалей (Бармалей)

5. Федорино море (Федорино горе)

6. Худо-дерево (Чудо-дерево)

7. Пуганица (Путаница)

Вот она нам и попалась уходи в свою сказку . Вы просто молодцы! Навели порядок в волшебной стране, и за это вам сюрприз, который лежит в этой шкатулке. А кто его приготовил, вы отгадаете, если из своих приглашений, которые вы получили, составите ее портрет. (дети выполняют задание)

Кто же у вас получился?

Дети : Муха-Цокотуха.

Вос-ль : Правильно, а что нашла муха в сказке ? (денежку) . Да, и сегодня она вам хочет подарить шоколадные монетки, пусть они вам тоже принесут удачу.

А нам пора возвращаться в д/с, но не грустите, ведь мы всегда можем сюда вернуться, стоит только открыть книжку.

Занятие веселое,дети прожили его на одном дыхании.

МБДОУ детский сад №10

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой.

«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Составила:

Воспитатель

Коваленко Валентина Анатольевна

Ход занятия:

Цель: закрепить и расширить представление детей о детском писателе К.И. Чуковском и его творчестве.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей эмоционально и активно воспринимать произведения К.И. Чуковского.

Закрепить у детей умение правильно и внятно произносить слова и словосочетания.

Учить детей понимать скрытый смысл произведений К.И. Чуковского.

Формировать у детей умение подбирать слова на заданную тему.

Развивать у детей интерес к выразительному чтению наизусть отрывков из произведений К.И. Чуковского.

Развивающие:

Расширить и активировать словарный запас детей.

Развивать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями.

Продолжать работу по правильному согласованию слов в предложении.

Развивать просодическую сторону речи (интонация и высота голоса).

Развивать звуковое и зрительное восприятие.

Развивать координацию движений с речью, мелкую моторику пальцев/рук.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарная работа:

Фото галерея, сказочник, творчество.

Предварительная работа.

Чтение сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Мой любимый персонаж». Раскрашивание раскрасок с героями любимых сказок. Лепка на тему: «Посуда бабушки Федоры», «Мойдодыр и его друзья». Изготовление детьми с родителями «Книжек-малышек», С.Р.И. «Больница Айболита».

Материал:

рамки под фото (по количеству произведений);

кукла Путаничка

ТСО (магнитофон);

портрет К.И. Чуковского;

предметы к игре - телефон, шоколад, перчатки, мыло, фонендоскоп, колпак врача, блюдце,

воздушный шар,монета.

иллюстрации к произведениям «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон»;

страницы раскраски по количеству детей;

магниты на доску.

  1. I. Организационный момент:

Дети входят в группу:

  1. II . Воспитатель (далее В) читают стихотворение:

Давайте любимые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем.

Опять повстречаться, сильней подружиться

В.- Дети, я вас сегодня приглашаю отправиться в путешествие по сказкам. А вот куда будет наше путешествие, догадайтесь сами.

Звонит телефон.

В. - У меня зазвонил телефон. «Кто говорит?»

В. - Откуда?

Д. - От верблюда.

В. - Что вам надо?

Д. - Шоколада.

В. - Из какого произведения этот отрывок?

Д. - ответы.

В. - А кто написал это произведение?

Д. - ответы.

В,_ Для кого писал свои произведения К.И.Чуковский?

Д. - ответы.

В. - Значит, как можно сказать про него?

Д. - Детский писатель

В. - К. И. Чуковский - любимый детский писатель, сказочник. Его книги очень любят дети и с удовольствием читают взрослые. Корней Иванович очень любил детей, всегда с большим интересом общался с ними, много наблюдал за ними, и ему очень хотелось, что бы дети росли добрыми, отзывчивыми, аккуратными, бережно относились ко всему, что нас окружает, были честными, трудолюбивыми.

В. - А вы догадались, куда мы отправимся в путешествие?

Д. _ ответы

В.- А на каком транспорте мы могли с вами отправиться в путешествие? Чтоб нам было удобно и все мы поместились?

Д.- ответы. (На поезде)

В:- Давайте все вместе поедим на поезде да еще и с песней. Присаживайтесь по удобнее и поехали.

Д:- (дети строятся друг за другом и исполняют знакомую песню «Паровоз новенький блестящий».)

Дети проходят и присаживаются на стулья.

В.- Первая наша станция «Сказочная»

В. - Я вам предлагаю поиграть в игру «Герои сказок» .

В. - Посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович в окружении своих любимых героев.

В.- (убирает занавеску, а там пустые рамки.)- Что случилось? Куда же все исчезли?

(слышится хихиканье) - Не чего не понимаю?

В. - Кто это так хихикает? (появляется кукла Путаничка)

К.- А это я всё вам перепутала! Ха-ха-ха, хи-хи-хи.

В. - А кто ты такая? Мы с тобой не знакомы,

К. - Я кукла Путаничка. Не желаю,что бы вы путешествовали.

В. - Кукла Путаника,а мы можем и тебя взять в путешествие с нами. Только помоги нам вернуть на место картины из любимых наших произведений К.И.Чуковского.

К. - А, вот и они. Только вам нужно будет отгадать мои загадки.Я буду читать отрывок из сказки, а вы отвечайте и находите картинку.

В. - (читает отрывок),

Д. - (отгадывают и берут соответствующего героя и вставляет в фото на доске.)

Отрывки из сказок:

  1. 1 . Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.
    Пошла Муха на базар
    И купила самовар… «Муха-цокотуха»

    2 . А за ними кот
    Задом наперед.
    А за ним комарики
    На воздушном шарике.
    А за ними раки
    На хромой собаке. «Тараканище»

    3 . Одеяло
    Убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня. «Мойдодыр»

4. Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. «Федорино горе»

5 . Прибежали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают, не зальют.

(Путаница) .

  1. Приходи к нему лечится

И ворона, и волчица.

(Айболит)
(В группе мигает свет)

В. _ Что случилось? Почему мигает свет?
7 . Горе, .горе, крокодил

Солнце в небе проглотил.

Наступила темнота-

Не ходи за ворота…

(Краденое солнце) .

  1. 8 . А, потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки».

(Телефон)

В. - А кто сочинил все эти сказки?

Д. - ответы.

В, - Посмотрите на герое. Как вы думаете, что получилось у нас?

Д. - ответы.

В. - А получилась фотогалерея (выставка фотографий). Повторим четко по одному, вместе, тихо-громко.

В. - Молодцы, вот здесь навели порядок. Занимайте места в нашем веселом паровозике и отправимся дальше.

Следующая сказочная станция называется «Угадай-ка»

К. - А я хочу вас пригласить поиграть еще в одну игру «Из какой сказки предмет»

В. - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Дети подходят к столам, под скатертью в корзине лежат разные предметы из сказок К.И. Чуковского.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

К. - Справились с заданием.

Я буду Доктором Айболитом! (одевает на голову шапочку доктора)

В.- Да посмотри на нас какие мы, сильные и здоровые, нас не надо лечить.(дети делают физ.минутку)

ФИЗМИНУТКА

Нас не надо вам лечить(шагают на месте)
Добрый доктор Айболит!
Будем бегать и шагать, будем силы набирать.
Не болят у нас животики(поглаживают животики),
Как у бедных бегемотиков,
К солнцу руки мы потянем (руки тянут вверх),
А потом к траве присядем.(приседают)
Как орлы летим, парим,(машут руками)
Во все стороны глядим.
Где же Африка-страна?(глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем (поскоки на месте),
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шаг на месте)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.(показывают, какие сильные)

К. - Вижу какие вы молодцы.Такие здоровые и крепкие отправляемся дальше

В. - наше путешествие продолжается и на следующей сказочной станции кукла Путаничка нам приготовила ещё 1 одно задание называется «Кто есть кто?»

К. - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор )
Бармалей - (разбойник )
Федора - (бабушка )
Каракула - (акула )
Мойдодыр - (умывальник )
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики )
Цокотуха - (муха )
Рыжий, усатый великан - (таракан )

В. - Молодцы вы справились! Скажи Путаничка у тебя есть еще задания? Согласись ребята справились со всеми твоими заданиями и заслужили награды.

К. - Да вы просто умницы и умники. Хорошо вы знаете сказки и стихи К.И.Чуковского этого замечательного автора. Мы вспомнили наши любимые сказки, которые вы читали в группе с воспитателями и дома с родителями.

В. - А почему вам его сказки нравятся?

Д. - Веселые, смешные, добрые, поучительные, интересные, игривые, любимые.

В. - А чему сказки К.И. Чуковского нас учат?

Д. - Быть добрыми, смелыми, аккуратными, вежливыми.

В. - Давайте скажем К.И. Чуковскому спасибо за такие добрые и поучительные детские произведения. Мне понравилось с вами путешествовать и играть.

К. - Ребята, у меня есть ещё одна книга, это книга с секретом. В ней рисунки из сказок К.И. Чуковского, только они не такие красочные, их надо раскрасить. Я вам сейчас раздам эти картинки, и мы с вами поедем на нашем веселом паровозике в группу и разукрасим их. Затем соберем все листочки и эту красочную книгу подарим малышам! Занимайте места в нашем веселом паровозике, Ой-ой-ой Я еще хочу вам передать сладкие угощения от Мухи-Цокотухи, Я ведь тоже была приглашена на день рождения и вот это вам!

(дети под пение песни паровозика уезжают и попрощаются с куклой Путаничкой)

Мария Журавлёва
Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 Капелька»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА : «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ

К. И. ЧУКОВСКОГО ».

Подготовила :

воспитатель Журавлева М. Р.

ТЕМА : «Знакомство с творчеством писателя

Корнея Ивановича Чуковского ».

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ :

1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах .

2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам .

3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений К. И. Чуковского .

«Федорино горе» .

«Телефон» .

«Тараканище» .

«Муха Цокотуха»

«Айболит» .

«Мойдодыр» .

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ :

1. Портрет К. И. Чуковского .

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского .

3. Мешок с предметами :

Телефон;

Воздушный шарик;

Термометр (игрушечный)

Ход ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского , его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.

Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет.

Дети «Перелистывают странички"(раскрывают и закрывают ладони) книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы : кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.

Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.

А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе , большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском .

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу . В то время писали для детей многие писатели , но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно . А было это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку : «Жил да был крокодил, он по улицам ходил» .

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович :

«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал :

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

Вспомните произведение К. И. Чуковского , где действующие лица являются вещи? Ответы детей : («ФЕДОРИНО ГОРЕ» )

Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе» .

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

- Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят , он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.

А может вы знаете, в какой сказке? Ответы детей : «МОЙДОДЫР»

Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне :

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя :

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

А еще у Чуковского есть сказка , в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

Догадались, о каком герое я говорю?

Как эта сказка называется? Ответы детей : «АЙБОЛИТ»

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица…

Вспомните ребята на какой птице полетел «Айболит» ? Авы хотите полетать как герой этой сказки?

Физминутка «Мы отважные пилоты» .

Стихи Чуковского великолепно звучат , развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился : в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

(Дети читают стихи Чуковского ) .

Нет среди нас К. И. Чуковского . Но книги его живут, и будут жить долго.

Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Потерянные вещи» .

У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь :

а) телефон - У меня зазвонил телефон. «Телефон»

б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде. «Тараканище»

в) мыло - Вот и мыло подскочило. «Мойдодыр»

г) блюдце - А за ними блюдца. «Федорино горе»

д) калоша - Пришлите мне дюжину новых калош. «Телефон»

е) термометр - И ставит им градусники. «Айболит»

ж) мочалка – А мочалка как оса… «Мойдодыр»

з) чайник - («Федорино горе» )

Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством К . И. Чуковского , спасибо вам вы молодцы. Орел из сказки «Айболит» передал вам раскраски по сказкам К. И. Чуковского (воспитатель раздает раскраски по сказкам) .

Публикации по теме:

Путешествие в библиотеку «По страницам книг Корнея Ивановича Чуковского» 28 сентября мы с ребятами первый раз посетили библиотеку имени.

Конспект итогового занятия за 3 квартал по произведениям Чуковского в средней группе «В гостях у дедушки Корнея» Конспект итогового занятия за 3 квартал по произведениям Чуковского в средней группе «В гостях у дедушки Корнея». Воспитатель МБДОУ.

ЦЕЛЬ: Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных.

(по произведениям К.И. Чуковского)

Задачи :

I. Обучающие:

  • Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
  • Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;
  • Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;

II. Развивающие:

  • Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

III. Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Предварительная работа : организовать в группе (книжном уголке) выставку произведений К.И.Чуковского, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, просмотр фильма: «Откуда пришла книга».

Педагог встречает детей в книжном уголке.

Педагог (загадывает детям загадку про книгу):

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Дети (отгадывают загадку).

Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».

Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)

Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть

вспомните и вы? (Дети перечисляют).

1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.

3. Кто много читает, тот много знает/

4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.

Педагог рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками.

Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».

Педагог: Дети, а вы помните, какой фильм про книгу мы смотрели недавно.

(Дети называют фильм: «Откуда пришла книга!»).

Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно
бережно.

(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):

1. Не рвать, не мять.

2. Не есть за столом.

4. Ничего не ставить на книги/

5. Вовремя их «лечить»

Педагог: Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги.

Дети называют.

Педагог: Правильно, это писатель.

Педагог вместе с детьми рассматривает писателя.

Педагог: В нашем книжном уголке есть портрет писателя, которому бы исполнилось в этом году 130 лет. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его

Корней Иванович Чуковский.

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете произведения К.И.Чуковского (читали дома или в детском саду).

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга - лучший спутник мои и друг.

Дети перечисляют известные им произведения К7И.Чуковского.

Педагог проводит с детьми игру: «Угадай-ка».

Педагог: Как хорошо вы знаете и помните произведения Чуковского. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:

1. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

(Краденое солнце).

2.. .... А лисички взяли спички,

К морю синему пошли

Море синее зажгли.

(Путаница).

3. ...Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Звери задрожали, в обморок упали.

(Тараканище).

4. ...Таня, Ваня задрожали -

Бармалея увидали.

Он по Африке идет,

На всю Африку поет.

(Бармалей).

Педагог: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

Педагог проводит игру: «Чьи это слова?»

Педагог: А теперь, вы должны отгадать кому принадлежат слова:

1. «Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил»

(Сороки - белобоки из Краденого солнца)

2. «Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу».

(Муха-Цокотуха).

3. «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!»

(Мойдодыр).

4. «Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(кит из Путаницы)

5. «Ой, вы, бедные сиротки

Утюги и сковородки».

(Федора)

6. «Погодите, не спешитё?

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»

(Тараканище)

7. «И мне не надо ни Мармелада, ни шоколада,
А только маленьких детей»

(Бармалей) - чую»

Педагог проводит игру: «Да - нет »ище)

Педагог: Хорошо вы справились сзаданием.

Я утверждаю, что все эти сказки написал К.И. Чуковский. Так ли это?

Айболит............ (высказывания детей)

Винни-Пух................ (противоречие)

Колобок................ (это русская народная сказка).

Дети отвечают.

Педагог проводит игру: «Назовите имя? »

Педагог : А сейчас я начну, а вы продолжите:

Доктор................... (Айболит)

Акула............................. (Каракула)

Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)

Великий умывальник........................... (Мойдодыр)

Муха......................... ..(Цокотуха)

Бабушка................. .(Федора)

Имена детишек Крокодила.,,(Тотоша и Кокоша).

Педагог проводит игру: «Собери героев в одну сказку».

Педагог: Посмотрите - ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)

Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)

Звучит музыка . Дети выполняют задание.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

1. «Муха-Цокотуха» (паук- злодей, жучок, паучок)

2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова)

3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка)

4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр)

5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар )

Педагог : Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их нарисовал? Ответы детей.

Педагог: Правильно, все иллюстрации в книгах рисует художник. Самое интересное занятие - делать картинки к детским книжкам.

Педагог : Мы сейчас станем на какое-то время художниками - иллюстраторами и нарисуем свое любимое произведение К.И.Чуковского.

Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей выставкой на тему «Сказки дедушки Ко рнея».